Жалость сострадание сочувствие при чужой беде. Жалость и сострадание

Роберт Оуэн считается главным представителем утопического социализма в Англии. Оуэн родился в мелкобуржуазной семье. С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал себе средства к существованию. К двадцати годам он был уже директором фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 Оуэн составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда.

Утопические идеи Оуэна.

Английский утопический социализм имеет некоторые особенности по сравнению с французским, так как в Англии капитализм и классовая борьба пролетариата были более развиты. Р. Оуэн выступал против всех крупных частных собственников. Он считал, что новый общественный строй может существовать и без капиталистов, ибо « частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком», она причиняет «неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам».

Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине - земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 в., что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.

Одновременно с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве мероприятия для мирного перехода к социалистическому строю. Оуэн предполагал, что профессиональные организации рабочих могут взять в свои руки соответственные отрасли промышленности и организовать в них производство на кооперативных началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам. В 1834 был организован “Великий национальный объединенный союз производств”, поставивший себе задачей осуществление этого оуэнского плана. Капиталистическая действительность разбила утопичные надежды Оуэна. Ряд организованных предпринимателей локаутов, а также неудачные стачки, суровые судебные приговоры привели к ликвидации “Великого союза” в том же 1834.

Трудовая теория стоимости Оуэна .

Оуэн был противником классовой борьбы, обращался с планами переустройства общества к сильным мира сего. В разработке проектов будущего общественного строя Оуэн был очень скрупулезен. Он тщательно продумывал, какие рационы питания должны быть в будущем обществе, как должны распределяться комнаты для женатых, холостых и т.д. Конечно, в такой тщательной обстановке присутствовали элементы фантастики. Но Роберт выдвинул целый ряд практических предложений, стал инициатором принятия фабричного законодательства об ограничении рабочего дня, о запрещении ночного труда женщин и детей, потребовал от государства, чтобы оно активно вмешивалось в экономическую жизнь в интересах трудящихся. Фантастический элемент выражен в целом слабее, чем в учении Сен-Симона и Фурье.

В своих произведениях Р. Оуэн выступал как критик капитализма, но в отличии от французских социалистов-утопистов опирался на классическую буржуазную политэкономию, в частности на трудовую теорию стоимости Рикардо. Оуэн был согласен с положением Рикардо, что основным источником стоимости является труд. Однако, в отличии от Рикардо Оуэн считал, что в существующем обществе этот важный закон не действует, ибо если труд является источником богатства, то оно должно принадлежать трудящимся. Р. Оуэн отмечал, что в современном ему обществе продукт труда не полностью попадает к рабочем, а распределяется между рабочими, капиталистами и земледельцами, причем рабочим достается только ничтожная доля. Такое распределения продуктов Оуэн считал несправедливым, требовал реорганизации общества, которая обеспечила бы производителю получение полного продукта его труда. В этом заслуга Р. Оуэна в том, что из теории трудовой стоимости Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался, опираясь на эту теорию, доказать необходимость радикальных перемен в обществе.

Р.Оуэн и его последователи утверждали, что стоимость товара измеряются не трудом, а деньгами. Деньги же искажают истинную величину стоимости, являются не естественными, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров, и это создает положение, когда одни богатеют, а другие разоряются и нищенствуют. «Правильно понятые интересы общества, - писал Оуэн, - требуют, чтобы человек, производящий ценности, получал справедливую и твердо установленную их долю. Это можно сделать, только установив такой порядок, при котором естественное мерило ценности будет применяться практически». Таким естественным мерилом он считал труд, полагая, что издержки производства и ест количество труда, заключенное в товаре. Обмен одних предметов на другие должен происходить с соответствии с «издержками их производства», с помощью такого средства, которое будет представлять их ценность, и притом ценность «реальную и неизменную». «Новое мерило, - писал Оуэн, - быстро уничтожит в обществе бедность и невежество… даст возможность постепенно улучшить условия существования всех социальных групп».

Одна из заслуг Оуэна а критике капитализма состоит в том, что он указал на ухудшение положения рабочих в связи с ведением машин. По этому вопросу он занимал правильную позицию, отмечая, что мир насыщен богатством при наличии огромных возможностей дальнейшего их увеличения. Однако повсюду царит нищета. Поскольку введение машин ухудшает положение рабочих, Р. Оуэн усматривал причину экономических кризисов перепроизводства в недопотреблении трудящихся масс, падении их заработной платы, сокращении внутреннего спроса на предметы потребления.

Важной заслугой Оуэна стала критика мальтузианского «закона народонаселения». Опровергая концепцию Мальтуса, Оуэн с цифрами в руках доказывал, что рост производительных сил значительно превосходил рост населения, а причиной нищеты является вовсе не недостаток продуктов питания, а неправильное распределение. Оуэн писал, что «при правильном руководстве физическим трудом Великобритания и зависимые от нее страны могут давать средства существования безгранично возрастающему в численности населению, притом с большей выгодой».

Свою критику капитализма и буржуазной политэкономии Р.Оуэн доводил до признания необходимости создания нового общественного строя, в котором не будет нищеты и безработицы. Этот строй он назвал социалистическим, а его ячейкой считал кооперативную общину, в которой население будет заниматься как сельским хозяйством, так и промышленным трудом.

Хотя Р.Оуэн сыграл огромную роль в пропаганде коммунистических идей, его теория и практическая деятельность носили противоречивый характер. Ведь Оуэн объективно боролся за интересы рабочего класса, но выступал при этом от имени всего человечества. Он считал, что материальные блага создаются трудящимися, но отводил им пассивную роль в преобразовании общества. Оуэн клеймил буржуазные порядки и в то же время считал, что капиталисты в этом не повинны, так как плохо воспитаны.

Роберт Оуэн родился 14 мая 1771 года в городе Ньютауне, Англия. Окончив приходскую школу, работает помощником и приказчиком в магазинах и активно продолжает обучаться самостоятельно. В 1790 году знакомится с известным физиком и химиком Джоном Дальтоном и становится членом литературно-философского общества.

В 1795 году создал хлопкопрядильную фабрику и разработал новые методы обработки хлопка. В 1799 году Оуэн начинает социальный эксперимент в Нью-Ларнаке на бывшей фабрике отца своей супруги Каролины Дейл. Роберт поставил перед собой задачу доказать, что работодатель, который в большей степени заботится о своих наемных рабочих, будет получать значительно больший доход от своего предприятия.

Им разрабатывается система «патроната», согласно которой, чем выше условия, в которых воспитывается и работает человек, тем более совершенной становится его природа. В 1823 году в своих трудах озвучивает теорию о необходимости образования производительных ассоциаций.

В 1825 году Оуэн формирует в американском штате Индиана коммунистическую общину «Новая гармония» на постулатах уравнительного коммунизма. После возвращения через семь лет в Англию пытается образовать «Биржу трудового обмена», работающую без денег, но имеющая поначалу бурный успех, биржа вскоре обанкротилась, и хотя эксперимент не удается, все же имеет большое социально-политическое значение. Оуэн стоит у истоков и другого движения рабочего класса, которому было суждено большое будущее: профсоюзного.

С 1834 года Оуэн не играл большой роли в общественной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы. До самой старости сохранял ясность ума и обаяние доброты.

Осенью 1858 года, в возрасте 87 лет, Оуэн поехал в Ливерпуль и на трибуне митинга почувствовал себя плохо. Отлежавшись в течение нескольких дней, вдруг решил отправиться в свой родной город Ньютаун, где не был с детства. Там и умер 17 ноября 1858 года.

Основные труды Роберта Оуэна

Список произведений

Замечания о влиянии промышленной системы (1815)

Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе…(1817)

Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества

Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий… (1820)

Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833)

Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833)

Книга о новом нравственном мире (1842-44)

Революция в сознании и деятельности человеческого рода…(1850-е)

«Об образовании человеческого характера» (3-е изд., СПб., 1893).

Оуэн Роберт. Избранные сочинения в двух томах. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 768 с. - (Предшественники научного социализма). - 8000 экз.

Биография

Ранние годы

Педагогические идеи

Социально-философские основы воспитания .

Воспитание . Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Содержание воспитания. Нравственное воспитание – на него главное внимание. Умственное воспитание – знания не должны противоречить здравому смыслу.Трудовое воспитание – необходимое условие для всестороннего развития человека. Ребёнок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Физическое воспитание – военные упражнения.

Образование. Периоды образования. Существуют периоды – пятилетия в жизни человека, вплоть до 30 – летнего возраста, - создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причём каждая группа занята своим делом. Это способствует лучшему развитию человека.

Система 4 образовательных ступеней (основа всего коллективизм). 1. Школа – для малышей 1-5 лет: чтение, танцы, свежий воздух. 2. Дневная школа – для детей 5-10 лет: родной язык, арифметика, география, естествознание, история. Делится на общеобразовательную (учебные занятия) и индустриальную (практическая работа в мастерских, саду и поле. 3. Вечерняя школа – для подростков работающих на фабрики. 4. Вечерние лекции – для взрослых.

Социальный эксперимент в Нью -Ланарке. На основании собственного опыта он выработал систему «патроната».Создаёт институт для формирования характеров.В первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. На фабрике в Нью-Лэнарке был запрещен труд детей до 10 лет и сокращен рабочий день до 10 часов 45 минут, что было неслыханным новшеством для того времени, когда значительную часть рабочих английской промышленности составляли дети от 5 до 10 лет, которые трудились наравне со взрослыми по 14-16 часов в день.

Оуэн открыл в 1816 г. «Новый институт для формирования характера». В него входили: дошкольное учреждение для детей от 1 до 5 лет, начальная школа для детей до 10 лет, вечерние классы для работавших на фабрике подростков, вечерний очаг культуры, где обучали неграмот­ных рабочих, функционировал лекторий, родители получа­ли консультации по воспитанию детей, проводились музы­кальные вечера, танцы, игры и т.д. На 1 января 1816 г. «Новый институт» охватывал своим воспитательным воздействием 759 человек в возрасте от 1 года до 25 лет.

Вклад в развитие мировой педагогики Развил идею соединения обучения с производственным трудом. Создал оригинальную систему воспитания (и попытался экспериментально её доказать). Осуществил уникальный социально-педагогический опыт в колониях и коммунах.

Значение творческого наследия Оуэна

Несмотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству, указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей; его же можно считать отцом той теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достаётся массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль.

Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником идей коммунизма. Идеи Оуэна были преосмыслены Карлом Марксом , Фридрихом Энгельсом , Владимиром Лениным . Опыт коммун служил примером для построения кибуцев и первых коммунистических экспериментов в Советской России после года.

Основная ошибка его состояла в том, что он хотел частными усилиями отдельных выдающихся личностей и единичными попытками преобразовать сложившийся уклад и природу отношений людей, которые, составляя могут изменяться лишь в закономерной последовательности.

Основные произведения

  • Замечания о влиянии промышленной системы (1815)
  • Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе…(1817)
  • Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества
  • Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий… (1820)
  • Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833)
  • Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833)
  • Книга о новом нравственном мире (1842-44)
  • Революция в сознании и деятельности человеческого рода…(1850-е)

Издания

  • Оуэн, Роберт Избранные сочинения в двух томах. - Москва, Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. - 768 с. - (Предшественники научного социализма). - 8000 экз.

Литература

  • Sargant, «R. Owen and his social philosophy» (1860, самая лучшая биография);
  • L. Jones, «The life of R. О.» (Л., 1890),
  • «Роберт Овен» (Биографич. библиотека Павленкова).
  • «Об образовании человеческого характера» (3-е изд., СПб., 1893).
  • Арк. А-н (Анекштейн, Аркадий Израилевич). Роберт Оуэн: его жизнь, учение и деятельность. - М., 1937
  • Аникин В . Юность науки
  • Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений - М.: Экономика, 1995.
  • Андерсон К.М. Мексиканский проект Роберта Оуэна // История социалистических учений,1987. М., 1987. С.47-68.
  • Утопический социализм: Хрестоматия. / Общ. ред. А. И. Володина . - М.: Политиздат, 1982.
  • Герцен А.И. Роберт Оуэн // Сочинения в девяти томах. Т. 6: Былое и думы. Ч. 6: Англия. Глава IX. Роберт Оуэн. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С. 202-251.
  • Дерзновение / Д. Валовой, М. Валовая, Г. Лапшина. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 314 c., ил. С.128-142.

Ссылки

  • Раздел «Галереи экономистов», посвященный Роберту Оуэну
  • Высказывания Р. Оуэна (англ.)
  • Сайт музея Р. Оуэна в городе Ньютаун (англ.)
  • Биография Р. Оуэна на сайте: Объект Всемирного наследия «Нью-Ланарк» (англ.)
  • Биография Р. Оуэна на сайте: Небеса на Земле: Подъём и падение социализма (англ.)

(1771-1858)- один из великих социалистов-утопистов XIX в. С 1800 по 1829 г. управлял крупным фабричным предприятием в Ныо-Лэпаркс (Шотландия). Оуэн сократил рабочий день на фабрике до 10 1/2 часов, в то время как на других предприятиях продолжительность его доходила до 13-14 часов, улучшил условия труда и быт рабочих, создал образцовую школу для их детей, организовал детские ясли и сад. В своём первом труде, «Новый взгляд на общество или опыт об образовании характера» (1813-1814), Оуэн изложил ньюлэнаркский опыт и принципы, которыми руководствовался в своей деятельности.

В дальнейшем Оуэн от филантропических идей перешёл к коммунизму. Переход к коммунизму явился поворотным пунктом в жизни Оуэна. Уверенный в правоте своих идей и их практической осуществимости, Оуэн отправился в Америку и там организовал коммунистическую колонию «Новая гармония». Но, потерпев неудачу, вернулся в Англию, где принял активное участие в рабочем профессиональном и кооперативном движении, от которого впоследствии отошёл. После этого его учение полностью приобрело сектантский характер. Оуэн скончался 87 лет от роду. Пропагандистская и просветительная деятельность Оуэна имела в 30-40-х годах XIX в. положительное значение. Он много сделал для просвещения рабочих. Оценивая долголетнюю деятельность Оуэна, Энгельс писал: «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна».

По своим социологическим воззрениям Оуэн примыкал к французским материалистам XVIII в. Человек есть продукт обстоятельств, и его характер создаётся помимо его воли и независимо от него, утверждал Оуэн.

Во всех пороках и недостатках людей повинны не сами люди, а тот общественный строй, в котором они живут. Преступления людей «суть преступления самого общества, а не той или иной отдельной личности, которую с вопиющей несправедливостью наказывают за невежество и заблуждения общественной среды». Измените условия общественной жизни, улучшите общественный строй, тогда изменятся и нравы людей,- таков вывод Оуэна, сделанный им вслед за философами XVIII в. Но, тогда как французские материалисты наилучшим считали общество частной собственности и буржуазных свобод, Оуэн считал буржуазное общество столь же несовершенным, как и феодальный общественный строй. Только социалистическое общество - совершенное общество, писал Оуэн. Он выступал против учения буржуазных экономистов, доказывавших естественность и разумность капиталистического строя. Буржуазное общество он считал преходящим. В отличие от французских философов, добивавшихся только уничтожения сословных привилегий, Оуэн стремился к уничтожению классовых противоречий и установлению социального равенства между людьми.

Он подверг резкой критике существенные черты капиталистического строя: частную собственность, классовое строение.общества, разделение труда, господство конкуренции, растущее обнищание рабочих и т. д. «Какое безумие,-с негодованием восклицал Оуэн,- что эта огромная сила так плохо направлена при существующей неразумной социальной системе, что она производит нищету и преступления вместо богатств и добродетели!» В этом противоречии Оуэн видел одно из самых больших зол современного ему общественного строя. Но, как и все утописты-социалисты, Оуэн основную причину общественного зла видел не в капиталистическом способе производства, а в невежестве людей, в непонимании ими собственной природы. Соответственно с этим он считал, что общественные противоречия будут устранены путём распространения знания, внедрения истины.

Разумное, социалистическое общество возникнет не из борьбы, а явится в результате познания истины. Оуэн идеалистически рассматривал историю как постепенный прогресс в человеческом познании. Мечтая о новом, социалистическом строе, ячейкой которого должна была явиться небольшая община, Оуэн решительно отвергал революционную борьбу пролетариата. Социалистическое преобразование общественных отношений, по его мнению, не может быть произведено путём насильственной революции. "Как и другие социалисты-утописты, Оуэн не понимал исторической роли рабочего класса. Он возлагал надежды на инициативу правящих классов и правительств, тщетно обращаясь к их содействию в установлении разумного общественного строя. Оуэн обращался со своими проектами к Николаю I, к королю Франции и т. д.

Существенные недостатки уэповского социализма, как это отмечал Энгельс, - это его терпимость к буржуазии, абстрактность его принципов, непонимание законов.исторического развития. Английские социалисты, пишет Энгельс, «вполне смирны и миролюбивы», считают «озлобление» рабочих против буржуа «неплодотворным и проповедуют им филантропию и всеобщую любовь». Тем не менее исторические заслуги Оуэна велики. Наряду с учениями

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...