Заброшенный туннель под неаполем, ставший склепом для автомобилей. Заброшенные тоннели расскажут историю ушедшей цивили

Дидинский тоннель

Чаще всего места для своих путешествий мы выбираем за их красоту, удаленность от цивилизации и уникальность. Но в этот раз решено было отступить от этих принципов и осмотреть близко расположенный и не слишком красивый объект. А заинтересовал он нас своей историей, необычностью и некоторой таинственностью.

Одно из интересных, и, в то же время легко доступных мест для однодневного похода под Екатеринбургом - заброшенный тоннель в Дидино. Сейчас от этой деревни осталось лишь несколько домиков. По известным данным, построен тоннель был в 1913 году, поезда по нему ходили до 1995 года, причем последние несколько лет с ограничением скорости до 25 км/ч, потому, что грунтовые воды стали подмывать стены тоннеля. Сейчас рельсы давно разобраны, осталось лишь несколько шпал перед входом.

Уже намного позже 1913 года была прорыта система из двух параллельных маленьких тоннелей, один выше главного, другой ниже, для вентиляции и водоотведения соответственно. Вентиляционную шахту и дренажную систему соединяет вертикальная шахта-колодец с лестницей, выходящая на поверхность примерно посередине длины тоннеля. Говорят, что, так как Дидинский тоннель был стратегическим объектом, он хорошо охранялся, подходы к нему были затянуты колючей проволокой, и еще где-то вокруг него есть остатки дотов, построенных в 60-е годы. Дотов мы не видели, так как не искали, поэтому точно сказать не можем.

Заброшенный тоннель в Дидино

4 сентября была на удивление теплая, просто летняя, погода, и мы отправились на экскурсию в заброшенный Дидинский тоннель. Добираться на место несложно: проще всего доехать на электричке в направлении Дружинино до остановочной платформы 1590 километр, там направо ведет через дачи дорога, по ней еще раз сворачиваем направо за садами, и метров через 100 - тоннель. Можно попасть туда и со станции Дидино, но там дорогу искать чуть сложнее, поскольку она не одна, и идти дальше, километра два. Так что мы шли с 1590 километра.

Удивительно, что почти за сто метров от входа, уже сильно ощущается холодный воздух, даже когда тоннель еще не видно. По краям дороги валяются остатки шпал, поваленные бетонные столбы. И вот сквозь деревья показывается черная дыра в обрамлении каменных стен, сложенных в форме башен - высоких, метров 12-15. А высота самого тоннеля 6 метров, ширина метра 4-5. Противоположный вход просматривается в виде крошечного пятнышка света, величиной с копеечную монетку: длина тоннеля 1110 метров, к тому же он немного искривлен, поэтому выход виден только с определенной точки. Хороший фонарик - обязательное условие посещения, так как темнота после прохождения первой трети пути наступает почти полная.

Сфотографировав эффектный вход, мы входим в тоннель. Сразу охватывает сыроватый холод. Но пока что светло, все видно: каменная кладка стен, белые натеки на них и на потолке. Сначала мы приняли их за лед, но оказалось, что это известковые пятна, как в пещерах. Пол был сухой, покрытый мелким гравием, ровный. Идти легко. Метров через 50 - первая ниша в стене, видимо, чтобы можно было переждать проезжающий поезд. На потолке сохранились еще плафоны освещения, какие-то провода. Вдоль левого края тоннеля тянется канавка для стока воды, воды в ней совсем мало.

Через несколько сотен метров становится холодно, начинают мерзнуть руки. По стенам все чаще стекают капельки воды, натеки местами превращаются в известковые сосульки 10-20 сантиметров. В одной из ниш справа видим остатки костра и несколько бревен, принесенных туристами, но, в основном, вокруг чисто, мусора нет (а может его не видно в темноте). Становится еще темнее.

Оборачиваюсь ко входу и вижу, что светлый проем (теперь уже не больше оконной форточки) окружен радужным сиянием - это от довольно густого тумана в тоннеле. При попытке сияние получается какая-то размазня. Я свечу фонариком на пол, стены и потолок, выискивая интересные подробности. При взгляде вперед замечаю высокую темную фигуру в тумане - недоумеваю, что это может быть, потом доходит - это же моя тень.

Слева обнаруживается вход в боковой дренажный тоннель, он гораздо уже, ниже уровнем, по нему струится ручей. Жаль, что у нас не резиновые сапоги, можно было бы и туда прогуляться, стройному туристу пройти вполне можно. Этот дренажный тоннель сделали уже после пуска основного, он длиной примерно 500 метров. А есть еще верхний канал, вентиляционный, метров 200. Вход в него тоже оказался по левой стороне, вместе с еще одним входом в нижний. Там воды уже было гораздо больше, она текла и со стен, и по дну дренажной канавы. С потолка местами капало, но пол все еще был сухой. Ямки попадались редко, обломки плит иногда, но в целом - даже в темноте ноги не переломаешь. Вот только руки мерзли.

На середине тоннеля туман стал уже совсем густым, ни входа, ни выхода видно не было. Попался участок метров 10 длиной, где еще не растаял лед - это в начале сентября! Лед был довольно скользкий, толщиной сантиметров 15. Мы аккуратно по нему прошли. Дальше справа увидели обвал, кусок стены метров 20 квадратных сполз и лежал грудой камней. Стало понятно, что шуметь здесь нежелательно, может что-нибудь упасть на голову.

Мы приближались к выходу, стало чуть светлее, показалось светлое пятно. И вот здесь пол стал мокрым, появились лужи, которые тянулись до самого конца. Но пройти было можно - где-то по центру, где-то вдоль стен. Контраст температуры после выхода был резким, на улице жарко, душно, а внутри зима. У входа в нерешительности топтались три человека. Они поприветствовали нас, спросили, как там, можно ли пройти, а лучше проехать... на машине. Оказалось, Дидинский тоннель они уже посещали, но зимой, и тогда центр тоннеля был весь занят льдом на высоту метров 2-3, и приходилось идти, нагибаясь под самым потолком. Мы сказали, что проехать и пройти можно. Обернулись от дуновения прохладного ветра, и увидели, что туман рассеялся, стал виден противоположный вход.

Мы еще сфотографировали въезд машины в тоннель, забрались наверх, на стены, а потом поднялись на дорогу, чтобы согреться и пообедать. На поверхности было еще несколько объектов, имеющих отношение к Дидинскому тоннелю - это вентиляционная шахта и бункеры охраны, но для нас они интереса не представляли, поэтому искать мы их не стали.

В тоннеле мы пробыли около часа. Чтобы не ехать домой в середине дня, решили пройти до горы Белая, указанной на карте. До нее от Дидинского тоннеля километра четыре. Как оказалось, гора эта ничего интересного собой не представляет, хотя ее высота больше 400 метров. Дорога ведет на вершину плавно, почти незаметно, а вершина покрыта лесом, поэтому с нее окрестности не видны. Единственный плюс - на вершине есть поляна с костровищем, чурбачками и тишиной, где мы и отдохнули: позагорали, вздремнули, переждали под елкой мелкий дождик и отправились домой.

Надо еще сказать, что раньше вокруг Дидино были вырубки, а потом посадили лес. Поэтому он совсем молодой, худосочный, ни грибов, ни ягод в нем обнаружено не было, и особой живописностью он не отличался. Правда, аромат везде стоял чудесный - пахло травами, опавшими листьями и как будто какими-то фруктами. На остановочной платформе 1590 километр дождались последней электрички в 21.00. Людей было совсем мало, всех провожала местная кошка. Кстати, с платформы открывается красивый вид на долину с туманами, облака и закат. Сели мы в поезд, полюбовались по дороге кострами на берегу Волчихинского водохранилища, таинственно блестевшего уже в темноте, и около 23 часов были в Екатеринбурге.


Как добраться до Дидинского тоннеля

Из Екатеринбурга до Дидинского тоннеля добраться можно через Ревду. На электричке до станции Дидино, это в сторону Дружинино. В пути полтора часа. Выходите с электрички и идете вперед по дороге вдоль ж.д. путей, до тоннеля около 2 км. Пройдя через тоннель, можно дойти до следующей остановки "1590 км", и оттуда вернуться. Ну или наоборот. Прогулка как раз на один день.

Можно так же с велосипедом, но особо ездит там негде, расстояния маленькие, так что лучше пешком.

На личном авто выезжаете по улице Металлургов, мимо Икеи, в сторону Ревды (в город не сворачивайте), и после развязки через 15 км. есть поворот налево, в сторону горы Белая. По этой дороге до тоннеля 5 км. Но дорога плохая, в дождь не каждая машина проедет, поэтому авто можно оставить у трассы, и прогуляться пешочком, это намного полезней.

Если будет время, пройдите вдоль тоннеля по верху, там тоже много всяких интересных объектов. Ну и обязательно фонарик, и желательно сапоги, в тоннеле почти всегда вода, а лед не тает аж до середины лета.

Фото заброшенного тоннеля в Дидино

Портал в прошлое

Вот он - Дидинский тоннель

Примерно в 60 километрах к западу от Екатеринбурга есть довольно уникальное место - огромный заброшенный железнодорожный туннель. Он располагается в районе перегона Дидино, названного в честь деревни, которая на данный момент тоже почти покинута жителями. Но когда-то в этих местах кипела жизнь.

По данным, полученным в Управлении Свердловской железной дороги, туннель был открыт в далёком 1918 году. Тогда, в разгар гражданской войны, он нёс высокое стратегическое значение, через него проходили эшелоны Колчака, отступающие в Сибирь, что породило легенды о спрятанных в этих местах несметных богатствах, которые Белое командование пыталось уберечь от разграбления большевиками.

Длина туннеля, по данным СЖД, составляет 1123,7 м, ширина 4,65 м а высота 6,1 м. Дренажные туннели (их два – верхний и нижний) идут вдоль всего туннеля и, по неподтверждённым данным, строились одновременно с туннелем. Также в центре туннеля имеется вентиляционная шахта, выходящая на поверхность. Её глубина более 50 м.

Любой туннель, является стратегическим объектом и наш не исключение. Для его охраны некоторое время была оборудована целая военная часть. В районе туннеля по сей день остались брошенные пулемётные доты и подобные укрепления, кое-где можно найти остатки колючей проволоки. Для чего же нужна была такая сильная охрана - остаётся загадкой, ни один другой туннель в нашей области не имел своей воинской части…

Интересен туннель и с архитектурной точки зрения. Въездные порталы оформлены в виде крепостных башен с бойницами и зубцами. Когда смотришь на него, даже не верится, что всё это построено вручную, практически без какой-либо техники. Тяжёлые каменные своды, прорытые через толщу земли и скалу, вызывают огромное уважение к людям, которые это строили.

Последний поезд прошёл по этому туннелю в декабре 1995 года, к тому времени туннель уже сильно обветшал. Его размывали грунтовые воды, путевым обходчикам постоянно приходилось счищать лёд с путей, а скоростной режим в туннеле был ограничен 10 км/ч. Сразу после закрытия рельсы были разобраны. На данный момент кое-где сохранились лишь столбы электрификации.

Сейчас лёд чистить некому, и он в центре туннеля не тает до октября. Летом в туннеле на порядок холоднее, чем на поверхности. Даже в 30-градусную жару температура в тоннеле не поднимается выше + 10 градусов.

Лед в тоннеле

Несмотря на царящий в тоннеле холод, его облюбовали летучие мыши. Если повезет, их здесь можно увидеть.

Дальнейшая судьба этого монументального объекта железнодорожной инфраструктуры неизвестна. Сейчас он стал уникальным объектом для большого количества любителей урбантрипа и экстремального туризма. Ему посвящено множество статей в блогах, даже снят небольшой репортаж для областного телевидения. Советуем и вам побывать там, ведь это живая история нашего края.

Съёмки в Дидинском тоннеле

Видео из поездки ураловедов в Дидинский тоннель

Ещё больше видеороликов из путешествий по Уралу смотрите на нашем канале на YouTube https://www.youtube.com/user/uraloved . Подписывайтесь!

Как добраться до Дидинского тоннеля?

Проще всего доехать до Дидинского тоннеля на электричке сообщением Екатеринбург – Дружинино. При этом ехать следует не до остановки Дидино, отраженной в его названии, а до следующей – до платформы 1590 километр. Она находится между городом Ревда и поселком Дружинино.

Сойдя с электрички, пройдите вниз по поселку (на север) до насыпи бывшей железной дороги. Затем поверните направо и вскоре увидите вход в тоннель. От остановки электрички до входа в тоннель примерно 300 метров.

Можно доехать и на автомобиле – сначала по Московскому тракту, затем свернуть на грунтовую дорогу (между Ревдой и поселком Первомайским, вблизи 304-го км). От Московского тракта до тоннеля около 5 километров.

GPS-координаты Дидинского тоннеля : 56°49.118 с.ш.; 59°41.807 в.д.

Которого началось во второй половине двадцатых годов XX века, многими воспринимается исключительно как достижение продвинутой современности. Освещенные переходы, красиво (а местами великолепно) оформленные станции, сотни километров путей, пассажиропоток свыше 8 миллионов человек в день… Все это как-то не вяжется с бытующим в народе мнением, что там, под землей, базируется мир чужой, страшный, потусторонний. Но есть в зазеркальном транспортном королевстве места, где даже несгибаемые материалисты начинают сомневаться в том, что все в этом мире объяснимо. Это заброшенные станции метро в Москве. Легенды, связанные с ними, курсируют между людьми, словно Так и хочется вскочить в очередной «вагон», чтобы узнать удивительную подземную тайну, да не одну! (На фото внизу ст. "Советская").

Мечты сбываются и не сбываются

Многие гости столицы России (и даже коренные жители) сомневаются в том, что существуют (или существовали) заброшенные станции метро в Москве. Список есть: "Советская", "Первомайская", "Волоколамская", "Калужская". Одни так и остались призраками, другие вернулись в строй после долгого забвения.

Загадочные миры находятся чуть в стороне от подземной транспортной цивилизации. Их огибают, проскакивают, используют по иному назначению. Но здесь не звучит бодрый голос диктора: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция…». Это своеобразные памятники несбывшимся или изменившимся намерениям человека разумного.

Примечательно, что территории, скрытой от солнечного света Москвы с переходами, казематами, подвалами существовали еще в XVIII веке. Есть сведения о наличии карты этой «темной страны». Давайте и мы составим краткий путеводитель, повествующий о том, где находятся и как выглядят заброшенные станции метро в Москве. Фото помогут нам лучше представить тайные уголки.

Ст. "Советская" (Замоскворецкая линия). Она сама по себе легенда. Известно, что объект входил во вторую очередь строительства московского метрополитена (проект утвердили в сентябре 1935 года). Установить его хотели в промежутке между нынешней станцией «Театральная» (ранее «Площадь Свердлова») и «Маяковского».

При строительстве возникли проблемы, в том числе гидрологические. В итоге изначальные задумки потеряли актуальность, особенно после того как появилась станция «Тверская» (другое название «Горьковская»). Однако элементы проекта якобы пригодились.

По слухам, на месте несостоявшейся «Советской» соорудили бункер управления гражданской обороны, обладающий высокими степенями защиты от неблагоприятного внешнего воздействия. Мчась в вагоне по данной ветке метро, особо любопытные пристально вглядываются в подземные пейзажи: вдруг мелькнет хотя бы намек на это сооружение? Но тайна так и остается покрытой мраком.

Если допустить, что бункер существует, то он располагается в считанных метрах от стены перегонного тоннеля, примерно под тем местом на поверхности, где стоит памятник Юрию Долгорукому.

«Первомайская» (утраченная)

К категории «заброшенные станции метро» в Москве относится и ст. «Первомайская» (1954г. - 1961г., Арбатско-Покровская линия). В отличие от «Советской» эта была действующая подземная остановка. Располагалась в здании электродепо «Измайлово» (за Измайловским парком).

Вестибюль можно увидеть и сейчас. До недавнего времени над входной группой красовалось: «Метрополитен им. Л. М. Кагановича» и красивыми четкими буквами: «Первомайская». Сегодня внутри помещения кипит работа по подъемочному ремонту: своевременное устранение неисправностей, замена изношенных деталей - залог безопасной работы столичного метро.

Рабочие цеха имеют возможность ежедневно видеть кафель, лепнину, и остатки позолоты, как подтверждение того, что производственное помещение ранее было станцией подземки (конечной), где кипела обычная пассажирская жизнь. Есть мнение, что из помещения мог бы получиться новый (старому уже тесно): выставочный комплекс на базе закрытой станции - отличный способ показывать и рассказывать экскурсантам «как это было».

«Волоколамская» (возрожденная)

А вот еще сведения по теме «Заброшенные станции метро в Москве». Ст. Волоколамская (Таганско-Краснопресненская ветка) состоит из трех пролетов мелкого заложения. Два ряда колонн по 26 штук в каждом. Конструкция - аналог «Тушинской», собрана в 1975 году. не производились, так как открытие отложили.

Объект находится под бывшим тушинским аэродромом (аэрополем). Весной, при таянии снега, просматривались его очертания. С 2010 года на местности отмечается оживление в виде работ по строительству стадиона для футбольного клуба «Спартак».

Если бы в 70-е годы XX здесь, как планировалось, возвели жилые кварталы, «Волоколамская» не попала бы в разряд законсервированных на десятилетия. «Замершую» станцию особенно можно было видеть при приближении состава к остановке «Тушинская» (особенно когда погруженную во мглу обстановку высвечивали огни движущегося по параллельному пути состава).

Наверняка многие пассажиры мысленно прикидывали: как бы все смотрелось в готовом виде? Теперь особой надобности в подобных фантазиях нет: в 2014 году станция была открыта. Неподалеку от нее на домашнем стадионе тренируются спартаковцы. Так что не все так грустно: хоть и не в полдень, но безжизненные тени исчезают, порой меняя названия. «Волоколамская» теперь именуется «Спартак».

«Калужская» (временная)

Эта непостоянная «особа» тоже входит в заброшенные станции метро в Москве. Ст. «Калужская» (Калужско-Рижская линия) действовала с 1964 по 1974 гг. Название получила по объекту, в котором была открыта - депо «Калужская». Точный адрес: улица Профсоюзная, 59, самый дальний 5 зал, или неф. Находится в непосредственной близости от современной, действующей. Когда-то была конечной на данном (Калужском) радиусе.

До 1971 г. стена крайнего нефа имела окно. Но депо расширяли, пристроив еще три зала. Стена стала глухой. Два пути на Калужской вели в тупик. Каких-либо украшений на объекте не наблюдалось: еще с 60-х годов XX века к оформлению станций художников и скульпторов не привлекали, дело было поставлено на поток.

Освещение давали время ожидания поезда пассажиры коротали на простых деревянных скамьях. Платформа и вестибюль с кассами и турникетами были неким общим пространством - участок ожидания переходил во входную группу. В 1974 году, когда после продления линии наземная часть стала подземной, временную станцию закрыли.

Платформа последние годы представляет собой складское помещение (по некоторым сведениям вообще разрушена), в старом вестибюле обустроены служебные комнаты отдыха, служебный тоннель позволяет передвигаться, минуя пассажирскую зону. Кое-где можно увидеть старые светильники. Есть мнение, что всему этому хозяйству было бы неплохо под крылышком Музея Московского метрополитена, пока время окончательно не стерло следы.

«Воробьевы горы» (реконструированная)

А как вам такая заброшенная станция метро? Москве «Воробьевы горы» («Ленинские») хорошо известны. Станциюоткрыли 12 января 1959 г. Ее приютил нижний ярус Лужнецкого метромоста. В 1983 г. стали наблюдаться признаки разрушения базового объекта: сказывалось плохое качество бетона. Он не выдерживал вибрации моста от воздействия интенсивного автопотока.

Останавливать движение на два-три года (чтобы устранить проблему) - означало оставить огромную часть города без связи с центром (Москва-реку не перепрыгнешь). Выход нашли в сооружении двух обходных мини-метромостов (1984 г.) и спокойно закрыли станцию на ремонт.

Но выполнить намеченное не удалось, разрушения только усугубились. В конце 90-х годов стоял вопрос уже не о реконструкции «Воробьевых гор», а о ремонте всего Метромоста. Восстановление шло поэтапно: сначала преображался верхний уровень, потом дело дошло до нижнего, станционного. Волны кризисов усложнили и затянули работы. Станция открылась только 14 декабря 2002 года. Пути движения поездов и платформу разделили, так что теперь «горы» не трясет.

Мечтать не вредно

Любители пощекотать себе нервы интересуются: «Заброшенные станции метро в Москве? Как попасть? Так хочется побывать там, где страшно, темно, где лежит седая пыль преисподней». Трудно представить себе регулярные организованные походы по сложным, большей частью небезопасным, тайным тропам подземки. Но к бункеру Сталина (объект реальный), говорят, частные фирмы любопытных водят (удовольствие, правда, не из дешевых).

Но особо расстраиваться не стоит: легенды московской подземки носят глобальный характер, в их числе поезд с бледными «мужчинами в сером» - фантомами заключенных, которые умерли на работах и захоронены в тоннеле; неупокоенная душа путевого обходчика, бродящего по ночам своими рабочими тропами; фигурка погибшей девушки, появляющаяся в черном проеме путей; гигантские крысы-мутанты; некие сущности, толкающие людей на гибель, ставящие подножки. Обо всем этом можно подробно узнать и без проникновения в заброшенные станции метро в Москве. Экскурсии охватывают и другие места метрополитена.

Пройдемте в метро!

Как только стихает грохот приближающихся или уносящихся составов, гиды рассказывают стихийным группам интересные истории о станциях метро. Хотя пережидать шум - значит застрять надолго, а время экскурсии не бесконечно. Так что информацию знатоки часто прокрикивают.

Сколько же интересного сокрыто в московском метро! Едва ли не каждый метр экскурсионного маршрута раскрывает благодарному слушателю тайну за тайной. Их не счесть: архитектурные, политические, палеонтологические, художественные… «Листаются» страницы, повествующие про заброшенные станции метро в Москве. Идут «главы» про действующие и Все интересно! Скучать некогда!

Тоннель между о.п. Дидино и о.п. 1590 км, перегон Ревда-Дружинино. Длина (по ГШ) − 1126 м.
Тоннель был открыт в 1913 г. До войны стояли по всей длине ветки демидовские рельсы, которые почти не изнашивались, а после появления тяжелых составов стали лопаться. Тоннель имеет небольшой зигзаг. Говорят, что его про-бивали с двух сторон и не сошлись. В последние годы его жизни скорость по нему была ограничена 25 км/ч.
В инете приводится выдержка из статьи в какой-то старой газете:
«Первый поезд в Красноуфимск пришел в 1919 г. Пришел он со стороны Екатерин-бурга. Горожане встретили его с ликованием, однако на этом движение прекратилось: шла гражданская война, в районе железной дороги развернулись ожесточённые бои.
Красноуфимск был захвачен Колчаком. Затем освобожден частями Красной армии, однако при отступлении белые сильно повредили железную дорогу. Участок от Дружини-но до Екатеринбурга белыми был разобран, деревянные мосты через реки Танып, Стреж, Пут были сожжены. Камский мост взорван так, что один пролет упал в реку.
Все разрушенное белыми и неумело ими построенное необходимо было привести в соответствующее состояние. Этому вопросу посвящалось специальное заседание Совета рабочей и крестьянской обороны. На нем поставили задачу: сквозное движение Москва – Екатеринбург открыть с первого июля 1920 г. Но для этого предстояло еще и достроить участок от Красноуфимска в сторону Казани.
Первого июля 1920 г. первый поезд пришел на станцию Екатеринбург. Линия Казань – Екатеринбург была единственной, введенной в строй в годы гражданской войны».
Участок дороги Казань-Агрыз-Дружинино-Свердловск введен в эксплуатацию в 1924 г.
Видимо, уже значительно позже 1913 г. в тоннеле прорыта система из двух парал-лельных мелких тоннелей − один выше основного, другой ниже − для вентиляции и отво-да воды соответственно. Вентиляционную шахту (верхний тоннель) и дренажную систему (нижний тоннель) соединяет вертикальная шахта-колодец, выходящая на поверхность. Глубина шахты очень большая. К дренажной системе относятся и два колодца, располо-женные у концов тоннеля глубиной около 5 м. Обводнение тоннеля устраняли в 1959-60 гг. (данные опять же не проверены). Но даже эти технологические системы не спасли тоннель от размывания водой и медленного разрушения. Причем, если сам туннель простоит еще долго, то технологические ходы в гораздо худшем состоянии.
Железнодорожные пути в тоннеле и на соответствующей ветке разобраны. Убраны даже шпалы. Опоры электрификации вне тоннеля на соответствующей ветке оставлены (где-то стоят, где-то лежат на земле).
В тоннеле темно и прохладно. С потолка местами капает вода, которая стекает в проложенную с края тоннеля дренажную канаву. Со стороны о.п. Дидино по поверхности насыпи внутри тоннеля течет вода. В остальном в тоннеле вода только в дренажной канаве. Через каждые метров 50 в стенах тоннеля есть ниши, расположенные в шахматном по-рядке на противоположных стенах тоннеля. В некоторых нишах есть водостоки из дре-нажной канавы вниз в дренажный тоннель. Одна из ниш в середине тоннеля особая. В ней есть дверь, за ней небольшое помещение, из которого есть входы в дренажный тоннель и по лестнице вверх в вентиляционный тоннель. В дренажном тоннеле стекает вода, идти можно свободно, немного пригнувшись. Если залезть по лестнице вверх, то там идет ход в вентиляционный тоннель по полуразрушенным ступеням. Отовсюду стекает вода.
В одном месте обвалилась часть стены тоннеля. Ближе к западному входу с потолка падали куски свода. Лед двухметровой толщины летом, о котором упоминается в некоторых источниках, видимо растаял. Надо идти в начале лета, чтобы его увидеть.
Как и любой стратегический объект, тоннель хорошо охранялся. Укрепления по-строены в начале 60-х гг. Есть остатки одного дота и три почти целых дота. Во все стороны сделаны амбразуры с секторами обстрела. Под амбразурами остатки откидывающихся на петлях подставок под оружие или для чего-то такого. Над тоннелем были прорыты траншеи полного профиля, ходы сообщения. Сейчас они уже не такие глубокие и широкие как когда-то были. Сохранились также и часть бетонных столбов с остатками проволочного забора. Примерно посередине бункера выход вентиляционной шахты тоннеля, оттуда почему-то идет тепло. Очень глубокий. Вокруг деревянный каркас, затянутый колючкой, на каменном основании.
Тоннель закрыт в 1993-94 гг. из-за аварийного состояния. Также эксплуатация тоннеля значительно дороже, чем проложенная в 100 м южнее обычная железная дорога.
Еще по некоторым данным в районе тоннеля располагается сильная геопатогенная зона. Деревья в лесу стоят с сильно искривленными стволами, а кустарник и трава гигантского размера. Самочувствие на этом относительно небольшом пяточке земли резко ухудшается − возникает сильная тяжесть в голове, сердце колотится как бешенное, повышается давление. Птицы это место облетают стороной, животные также избегают.

Дидино-поселок недалеко от Ревды. Славен тем, что в его округе обретается чудный тоннель. Собственно, отправная точка для вылазки не сама станция Дидино, от коей до тоннеля порядка трех километров, а следующая за ней-1590 километр.

Статьи по теме

Тоннель примечателен тем, что являет собой дивный реликт еще царской эпохи — строительство началось в 1910 году, а первый паровоз прошел через него в 1913. Довольно любопытна его архитектура — он представляет собой усеченный снизу овал. С обеих сторон тоннеля возле входа располагаются ниши на высоте порядка пяти метров, в их раньше могли располагаться небольшие статуэтки — исходя из того, что нутри ниш можно найти осколки белого мрамора. Высота тоннеля составляет ориентировочно шесть метров, высота по фронтону — девять.

Можно отметить то, что непосредственно в самом тоннеле лед не стаивает даже в августе
целиком — остаются достаточно крупные участки наледей. Весной можно созерцать сталактиты и сталагмиты — что, впрочем, не вполне верно-просто ледяные наросты, сверху прикрытые небольшим количеством натекшей селитры.

В тоннеле находится разветвленная сеть дренажа — верхний дренаж имеет протяженность порядка двухсот метров и заполнен небольшими штольнями, грубо говоря, которые использовали для сброса скального давления — это можно видеть по многочисленным дырам, наверченным в породе. Нижний дренаж значительно больше — его протяженность в сторону
о.п. 1590 Километр порядка пятисот метров, в сторону Дидино пройдено около двухсот. В нижней части дренажа есть ряд мест, заложенных во время, вероятно, ремонта-судя по всему, порода обвалилась и воизбежание продолжения разрушения такие ходы были завалены.

Внутри так же встречаются участки, которые ремонтировали с помощью синего бетона —
да-да, того самого, что был изобретен для постройки (так, впрочем, и не сложившейся) Дворца Советов. Есть так же и две достаточно любопытные шахты, в кои можно подняться из нижней части системы — вверх около четырех метров. Есть в таком предприятии два минуса: первый-это ненадежность и шаткость лесенок, второй-это некоторое количество рудного газа, который скапливается в шахте, тоже видимо сделанной для уменьшения давления на тоннель.

Тоннель был закрыт в девяносто… м… первом, вроде -в связи с высокой опасностью эксплуатации — водой вымыты уже довольно приличные куски кладки, а из потолка выпадают кирпичи. Наверху раньше располагалась воинская часть, что до сих пор можно видеть по большому количеству окопов и траншей, а так же по некоторым артефактам, как-то лампы, алюминиевые чашки-плошки, угольные элементы питания и прочее.

Примечательно, что сохранились так же и многие доты, в которых можно полазить и
повыковыривать оттель кости крупного рогатого скота. Оборонительная система любопытна тем, что прикрывает не тоннель, а шахту, которая расположена на территории оной части -ее глубина составляет около 46 метров, она проходит через верхнюю и нижнюю дренажную системы. В целом, место можно использовать с чувством-толком-с расстановкой для того, чтобы научиться спускаться по невысоким и несложным, но все-таки индустриальным, гы-гы, стенкам-высоту фронтона можно выбирать: от двух до восьми метров, а так же для того, чтобы спуститься пару раз в дренаж-попробовать себя в сием нелегком деле.

Самому тоннелю осталось уже, вероятно, недолго: пару лет он еще простоит. Из ветхого состояния потолка настоятельно рекомендую брать с собой каски т.к. по пути было обнаружено много отколовшихся камней.

Согласно публикациям, здесь есть небольшой участок леса с сильно искривлёнными стволами деревьев, аномально высокой травой. Птицы сюда не залетают, животные не заходят. А у человека, забредшего на этот участок, резко ухудшается самочувствие и возникает чувство непреодолимого, беспричинного страха. Хотя на практике были обнаружены лишь деревья с
искривленными стволами.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...