Все за грехи мои тяжкие. Сергей Есенин — Мне осталась одна забава: Стих

Стихотворение С.А. Есенина «Мне осталась одна забава» было написано в 1923 году, за несколько лет до того, как жизнь молодого поэта трагически оборвалась. Известно, что после переезда в Москву творческая карьера Есенина стала стремительно развиваться. Он стал узнаваем и любим многими. Но постоянная тоска по родным местам точила его душу. Он искал забвения в угарном веселье кабаков. Буйный нрав, пьянство - стали его постоянными спутниками.

«Мне осталась одна забава» стих стал своеобразным итогом размышлений поэта о своей жизни. Оглядываясь назад, Есенин видит разудалую жизнь, где он скандалил и похабничал, но при этом прорывается из его души нечто светлое, прекрасное.Стихотворение похоже на исповедь, здесь отражены страх от потери веры в Бога и смирение с тем, что не все в жизни сложилось, как мечталось. Махнув рукой на свою «дурную» славу, Есенин желает лишь одного, чтобы конец его жизни был спокойным. Исповедь отчаявшегося и смирившегося с обстоятельствами человека не может никого оставить равнодушным. Это стихотворение занимает достойное место в философской лирике самого известного русского имажениста.

На нашем сайте есть возможность скачать стихотворение или читать текст в режиме онлайн.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

"Мне осталась одна забава:

Покатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

Ах, какая смешная потеря!

Стыдно мне, что я в бога верил,

Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябить,

Рокавая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помослы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились -

Значит ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, -

Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать -

Под иконами умирать.

С.Есенин

Очень грустный текст, - текст, передающий "сейчас-тут" ="ici- maintenant"

Есеневского отчаяния, безвыходного состояния, одиночества, предчувствие приближающегося конца.. Этот поэтический текст сложен для имманентного анализа, т.к. по своему построению он приближается к ОТЧЕ НАШ, как поэтическая форма раскаяния и страха; и к знаменитому роману Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века" -т.е. все сказанное русским Поэтом напоминает ИСПОВЕДЬ-РАСКАЯНИЕ

Раскаяние и Исповедь возможны только при одном условии, - когда Я Поэта осознает свое Я моральное опятненным и одно Я, ставшее одновременно местом его внутренней трагедии и трагедии внешней, т.е. поставлен вопрос о раздвоении Личности! ДВА самых важных вопроса: ЗЛО / ДОБРО -

" Но коль черти в душе гнездились -

Значит ангелы жили в ней."

гениальное прозрение Поэта, т.к. согласно ОПЕРАТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ, "понятие Добро/ Зло" есть дериваты самой сильной модальной позиции "необходимым быть" (проф. Красимир Манчев)

Однако эта самая сильная модальная позиция есть позиция Божественного! и сам Сергей Есенин это осознает:

Дар поэта - ласкать, карябить,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать."

нет нельзя поставить знак равенства между этими ДВУМЯ противоположными понятиями ДОБРO и ЗЛО. Вопрос, а ЧТО могло побудить Поэта пoпытаться "повенчать" ЧИСТОТУ (= "розу белую") со ЗЛОМ = АТЕИСТИЧЕСКИМ Обществом (" черной жабой") ? Да! эта же самая сильная модальная позиция = позиция БОЖЕСТВЕННОГО ВСЕЗНАЮЩЕГО и ВЕЗДЕСУЩЕГО! Почему? Потому, что сам С.Есенин использует слово "ДАР" , т.е. Поэт от момента своего рождения (даже априорно) поставлен в привилегированную самую сильную модальную позицию "необходимым быть" и Ему С. Есенину дан ДАР=ПРАВО ТВОРИТЬ .

Еще Платон разделил людей на две категории:" философствующие люди , чья жизненная цель сводится к заботе о собственном теле" и "настоящих философов ", т.е. ТЕХ, кому дан ДАР постичь Божественное, изучать общество и СУДИТЬ его. Однако Поэт не собирался СУДИТЬ, а "ПОВЕНЧАТЬ"! - тут и его "слабость" , Поэт оказывается в слабой модальной позицции типа: "мочь / не мочь"

Кстати идею об избрании Человека лансирует и Св. Павел в своем ПЕРВОМ ПОСЛАНИИ РИМЛЯНИНАМ:

"...но те,кто был избран Богом, опознали Истину, а другие остались слепыми" (ХІ:7)

И как-то сказано: Господь дал им заспавшее сознание... и он им дал глаза, чтобы не видеть и уши, чтобы не слышать"(ХІ:9) ....в этом и их наказание"

Эту "слабость" (под влеянием того же заспавшего и заржавевшего общества) хорошо объясняет Христо Тодоров в своем анализе произведения Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века":

" Итак душа героя оказывается единственным местом драмы, душа героя представляется как сложный внутренний мир, полный противоречий, непроницаемой, необъяснимой, около которой конценрируется все внимание автора..." -

" La Confession d"un enfant du siècle" Alfred de Musset: "-

"Ainsi, l"âme du héros devient le seul lieu du drame; elle apparaît comme tout un univers complexe, contradictoire, opaque et inexplicable, autour duquel se concentre toutе l"attention de l"auteur." (p. 48, Hist.)

- в нашем случае наше внимание концентрируется на предложенной выше цитате С.Есенина.

Интересно проследить наблюдения Хр. Тодорова над текстом Мюссе:

" В сущности, Мюссе проводит параллель между двумя одновременно существующими факторами -Зло моральное индивида и Зло, от которого ржавеет общество. ...." -

" A vrai dire, Musset établit tout simplement un parellèle entre deux faits suimultanés - le mal moral de l"individu et le mal qui ronge en général toute la société;... "

Более того, Хр. Тодоров обращает внимание на ПРИРОДУ героя, такой, какой она ему дана от рождение и ПРОМЕНЕННОЙ (внутреннее духовное состояние героя) под влиянием того же ржавеющего общества.

Эти исследования болгарского ученого интересны тем, что они оказываются общим постоянным идеогенетическим критерием для изучения трагедий и А.Пушкина, и М.Лермонтова,и нашего Сергея Есенина, - общество судит избранных Богом Творцов.

Но вернемся к Есенинскому тексту, к этому раздвоению....По своей природе Есенин верующий в Бога, - крещен, - Православие, - это же сущность Поэта и вот это жестокое раздвоение своей сущности Поэт очень метко и коротко выражает антитезисной структурой:

"Ах, кака смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил

Горько мне, что не верю теперь. "

теза антитеза= теза

"Стыдно мне, что я в бога верил / Горько мне что не верю теперь

"И не въведи нас во изкушение / но избави ни от Лукавия"

"Еt ne nous soumets pas à la tentation / mais délivre nous du Mal"

Мною предложены ТРИ варианта раскаяния: текст Есенина; текст Молитвы на болгарском; текст молитвы на французском - необходимо глубже понять состояние души Есенина. (по две строфы)

Во французском тексте слово " Mal" означает ЗЛО! и тут нет никаких метафорических оттенков как в слове "ЛУКАВИЯ" - как мы говорим:"Лукавый попутал" - само слово имеет идею персонификации - т.е. можно себе вообразить любой Образ Лукавого!

Почему это так важно для нашего имманентного анализа? потому что и в тексте Молитвы и в словах Есенина смысл кажется один и тот же т.к. он сводится к сильному и очень коварному модальному глаголу "ХОТЕТЬ" . Именно идея ЖЕЛАНИЯ=СОБЛАЗНА отклоняет человека от правильного пути. Так что в примерах из текста Молитвы и левая и правая сторона редуцируются к: не хотеть/ не хотеть" :т.е. последние две строфы Молитвы ОТЧЕ НАШ редуцируются к НЕЖЕЛАНИЮ молящегося "хотеть иметь в неограниченном количестве ВСЕ, когда глагол "хотеть" из транзитивного переходит в форму ИНТРАНЗИТИВНОГО= НЕОГРАНИЧЕННОЕ БОГАТСТВО! ВЛАСТЬ и т.д. ( Хр. Т.) , что и считается ГРЕХОМ.

Однако в тексте Поэта идеогенетическая база другая:

"Стыдно мне , что я в бога верил / Горько мне, что не верю теперь" -

разница между настоящим текстом Молитвы ОТЧЕ НАШ и субъективной интерпретацией Поэта состоит как раз в том, что левая сторона у него редуцируется к "интранзитивному" ХОТЕТЬ ИМЕТЬ ВСЕ" :

"Стыдно мне, что я в Бога вирил" = ХОЧУ ИМЕТЬ ВСЕ!

" И ПОХАБНИЧАЛ Я И СКАНДАЛИЛ

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЬІ ЯРЧЕ ГОРЕТЬ ." - интранзитивное желание ХОТЕТЬ ИМЕТЬ! КАЗАТЬСЯ и т.д. - тут НЕТ РАСКАЯНИЯ ! Поэт ХОТЕЛ испытать все искушения Известного Поэта.

Однако прозрение к Поэт- избраннику приходит, когда Общество со своим прогнившем Я называет Поэта Есенина,по своей сущности остающемуся все тем же православным, крещенным, "похабником и скандалистом" И это и позволяет Поэту начать свое стихотворение мальчишеским, озорным ВЬІЗОВОМ Той части общества, Которое не видело в нем его православную сущность:

"Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - веселый свист,

Покатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист" -

да! Поэт-избранник возвращается к своему первоначальному Я - , которое молит:" но избави ни от Лукавия" = НЕ ХОЧУ ГРЕШИТЬ!="Горько мне , что не верю теперь"

Таким образом, стихотворение С.Есенина интегрируется на базе трех типов Я:

1. Я - Душа Поэта православного христианина - "быть" = Аз есмь =

"Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать -

Положили меня в русской рубашке,

Под иконами умирать." - раскаяние...

2 - внешнее, типа: "казаться" :

"Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть."

3. Я=МЬІ=Часть ОБЩЕСТВА, не воспринимавшая С.Есенина тогда, в его бытность и не воспринимающая его и сегодня, - министр РФ открыто назвал Сергея Есенина -"ХУЛИГАН" и убрал его из школьной программы.

Гениальное стихотворение создал Сергей Есенин - прозрев свое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА, данное ему от Бога, пройдя через АД человеческого общества, Великий Сын России понял, что необходимо вернуться к Своему ИСТОЧНИКУ - СОЗДАТЕЛЮ через РАСКАЯНИЕ - "под ИКОНАМИ умирать."

Низкий поклон.....

Литература:

1. Christo Todorov, Histoire de la littérature fraçaise, FABER, 1999 p.48

Сергей Есенин — хулиган

И критики, и читатели часто идеализируют своих кумиров: поэтов и писателей. Но это обычные люди со своими страстями, грехами, слабостями и пороками, которые и нашли отражение в их творчестве. В похабных стихах, например. Сегодня, когда из классиков делают иконы, забывая об их земной сущности, стихи эти стараются не вспоминать ни в школьных, ни в вузовских аудиториях. К тому же ненормативная лексика запрещена законодательно. Если дело так пойдет и дальше, и Государственная Дума продолжит запрещать все подряд, то скоро мы забудем, что в русской литературе были такие всенародно любимые авторы как В. Ерофеев, В. Высоцкий, В. Сорокин, В. Пелевин и многие другие. Стихи с ненормативной лексикой есть у Маяковского, Лермонтова, Пушкина, и, разумеется, у Сергея Есенина, который сам называл себя хулиганом, скандалистом и похабником.

  • Мне осталась одна забава

    Мне осталась одна забава:

    Пальцы в рот и веселый свист.

    Прокатилась дурная слава,

    Что похабник я и скандалист.

    Ах! какая смешная потеря!

    Много в жизни смешных потерь.

    Стыдно мне, что я в Бога верил.

    Горько мне, что не верю теперь.

    Золотые, далекие дали!

    Все сжигает житейская мреть.

    И похабничал я и скандалил

    Для того чтобы ярче гореть.

    Дар поэта - ласкать и карябать,

    Роковая на нем печать.

    Розу белую с черною жабой

    Я хотел на земле повенчать.

    Пусть не сладились, пусть не сбылись

    Эти помыслы розовых дней.

    Но коль черти в душе гнездились -

    Значит, ангелы жили в ней.

    Вот за это веселие мути,

    Отправляясь с ней в край иной,

    Я хочу при последней минуте

    Попросить тех, кто будет со мной,-

    Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

    За неверие в благодать

    Положили меня в русской рубашке

    Под иконами умирать.

    Что ж ты смотришь так синими брызгами?


    Любимец женщин в пьяном угаре не раз декламировал на публике стихи весьма сомнительного содержания. Хотя записывал из редко. Они рождались спонтанно и в памяти поэта не задерживались. Тем не менее, в черновиках все же осталось несколько стихотворений, где автор выражал свои мысли и эмоции, прибегая к табуированной лексике.

    Есенин был серьезно душевно болен, и именно к этому периоду относятся практически все его фривольные вирши. Поэт потерял веру в любовь, в социальную справедливость, в новый строй. Он был растерян, утратил смысл существования, разочаровался в своем творчестве. Окружающий мир представал перед ним в серых тонах.

    Это хорошо видно по стихотворению, полному пьяной бравады и глубокого отчаяния.

    Сыпь гармоника. Скука… Скука


    Сыпь, гармоника. Скука… Скука…

    Гармонист пальцы льет волной.

    Пей со мною, паршивая сука.

    Пей со мной.

    Излюбили тебя, измызгали –

    Невтерпеж.

    Что ж ты смотришь так синими брызгами?

    Иль в морду хошь?

    В огород бы тебя на чучело,

    Пугать ворон.

    До печенок меня замучила

    Со всех сторон.

    Сыпь, гармоника. Сыпь, моя частая.

    Пей, выдра, пей.

    Мне бы лучше вон ту, сисястую –

    Она глупей.

    Я средь женщин тебя не первую…

    Немало вас,

    Но с такой вот, как ты со стервою

    Лишь в первый раз.

    Чем больнее, тем звонче,

    То здесь, то там.

    Я с собой не покончу,

    Иди к чертям.

    К вашей своре собачьей

    Пора простыть.

    Дорогая, я плачу,

    Прости… прости…

    Здесь рязанский повеса стремится доказать всем, и в первую очередь, себе, что не напрасной была его сумбурная жизнь. И хотя мотивы самоубийства всё чаще прорываются в его , но у Есенина еще сохраняется надежда, что ему удастся вырваться из глубокого и порочного омута пьянства и разгульной жизни. Он восклицает: «Я с собой не покончу, иди к чертям».

    Любимец женщин в пьяном угаре не раз декламировал на публике стихи весьма сомнительного содержания

    Ветер веет с юга

    Стихотворение «Ветер веет с юга» поэт написал после того как пригласил в гости девушку, которая отказалась от продолжения знакомства, зная о непростом характере и далеко не светских манерах своего кавалера.

    Ветер веет с юга,

    И луна взошла,

    Что же ты, б**дюга

    Ночью не пришла?

    Выдержано стихотворение в агрессивной и жесткой форме, а смысл его в том, что лирический герой без труда найдет замену несговорчивой барышне, и сможет затащить в постель любую другую красавицу.


    Пой же, пой. На проклятой гитаре

    Похожий лейтмотив содержат и строфы произведения «Пой же, пой. На проклятой гитаре», где поэт вновь возвращается к теме смерти.

    Пой же, пой. На проклятой гитаре

    Пальцы пляшут твои вполукруг.

    Захлебнуться бы в этом угаре,

    Мой последний, единственный друг.

    Не гляди на ее запястья

    И с плечей ее льющийся шелк.

    Я искал в этой женщине счастья,

    А нечаянно гибель нашел.

    Я не знал, что любовь — зараза,

    Я не знал, что любовь — чума.

    Подошла и прищуренным глазом

    Хулигана свела с ума.

    Пой, мой друг. Навевай мне снова

    Нашу прежнюю буйную рань.

    Пусть целует она другова,

    Молодая, красивая дрянь.

    Ах, постой. Я ее не ругаю.

    Ах, постой. Я ее не кляну.

    Дай тебе про себя я сыграю

    Под басовую эту струну.

    Льется дней моих розовый купол.

    В сердце снов золотых сума.

    Много девушек я перещупал,

    Много женщин в углу прижимал.

    Да! есть горькая правда земли,

    Подсмотрел я ребяческим оком:

    Лижут в очередь кобели

    Истекающую суку соком.

    Так чего ж мне ее ревновать.

    Так чего ж мне болеть такому.

    Наша жизнь — простыня да кровать.

    Наша жизнь — поцелуй да в омут.

    Пой же, пой! В роковом размахе

    Этих рук роковая беда.

    Только знаешь, пошли их на *ер

    Увы, пророчество поэта относительно самого себя не сбылось. Последний декабрьский день 1925 года оказался праздником со слезами на глазах.

    Поэт потерял веру в любовь, в социальную справедливость, в новый строй

    В этот день москвичи и многочисленные гости столицы хоронили Сергея Есенина. За час до торжественного боя курантов его лучший друг поэт Анатолий Мариенгоф плакал в своей комнате на Тверском бульваре.


    Он никак не мог понять, как люди, которые недавно шли со скорбным видом за гробом поэта сейчас прихорашиваются, крутятся перед зеркалом, завязывают галстуки. А в полночь будут поздравлять друг друга с Новым годом, чокаться бокалами с шампанским.

    Он поделился этими скорбными мыслями с женой. Жена тогда философски сказала ему:

    Это жизнь, Толя!

    Живая грелка

    Всю ночь они сидели на тахте, перебирали фотографии, на которых был молодой, задорный, насмешливый Сергей. Читали наизусть его волшебные . А еще Анатолий Борисович вспоминал, как до своей женитьбы они с Есениным жили в Москве, не имея собственной крыши над головой.


    К слову сказать, великий поэт так и не получил столичной квартиры, несмотря на свою сумасшедшую известность. «Ведь ночует же он где-то теперь, ну вот пускай там и живет», - с неотразимой логикой развел руками чиновник администрации Краснопресненского района, куда, миновав пять бюрократических инстанций, поступила бумага из аппарата Троцкого с предложением предоставить жилплощадь Есенину. «Сколько у нас в Москве, и что же - всем давать по квартире?»

    От «бомжевания» Есенина спасали друзья. Но главным образом - подруги. Первое время Есенин жил совместно с Анатолием Мариенгофом, ютясь у знакомых или снимая на время угол. Собратья по литературному цеху разлучались так редко, что дали повод всей Москве говорить об интимной близости между собой.

    Великий поэт так и не получил столичной квартиры, несмотря на свою сумасшедшую известность

    И в самом деле – им даже приходилось спать на одной кровати! А что прикажете делать, если нечем квартиру топить, а стихи можно записывать только в теплых перчатках!

    Однажды малоизвестная московская поэтесса попросила Сергея оказать ей помощь при устройстве на работу. Девушка была розовощекой, крутобедрой с пышными мягкими плечами. Поэт предложил ей платить жалованье хорошей машинистки. Для этого она должна была приходить к друзьям ночью, раздеваться, ложиться под одеяло и уходить, когда постель согреется. Есенин пообещал, что во время процедуры разевания и одевания смотреть на девушку они не будут.

    Три дня уже известные в ту пору поэты в теплую постель. На четвертый младая сочинительница не выдержала и возмущенно отказалась от легкой, но странной службы. На недоуменный вопрос истинных джентльменов: «В чем дело?», она гневно воскликнула:

    Я не нанималась греть простыни у святых!

    Говорят, Мариенгоф из дружеских побуждений подзуживал Есенина против Зинаиды Райх, возбуждал в нем необоснованную ревность. В результате, Сергей развелся с любимой женщиной. С тех пор семейная жизнь у него так и не сложилась.


    Хотя Зинаиду и Райх и своих детей поэт . Впрочем, трудно представить Сергея Есенина, обладателя легкой походки и любителя шумных застолий, в качестве солидного отца семейства и верного мужа.

    Мариенгоф из дружеских побуждений подзуживал Есенина против Зинаиды Райх

    Он шагал вперед по жизни широкими шагами, словно торопился пройти ее поскорее. Айседора Дункан даже подарила поэту золотые часы, но он все равно оставался не в ладах со временем.

    Танцовщица Айседора Дункан

    Женитьба на знаменитой танцовщице, француженке Дункан была воспринята в окружении поэта, как его желание решить наконец–то жилищную проблему. Тогда сразу же зазвучала едкая частушка на московских улицах:

    Толя ходит неумыт,

    А Сережа чистенький.

    Потому Сережа спит

    С Дуней на Пречистенке.

    Между тем чувство Есенина, резко вспыхнувшее у всех на глазах, иначе как любовью назвать нельзя.


    Но той тяжелой любовью, в которой преобладает страсть. Есенин отдался ей, не раздумывая, не контролируя своих слов и поступков. Впрочем, слов было немного – он не знал ни английского, ни французского, да и Айседора по-русски объяснялась плохо. Но одним из первых ее изречений о Есенине было «». А когда он грубо ее оттолкнул, она радостно воскликнула: «Русская лубовь!»

    Обольстительнице многих европейских знаменитостей с утонченными вкусами и манерами поведение взрывного русского поэта с золотоволосой головой пришлось по сердцу. А ему, вчерашнему мужичку-провинциалу, завоевателю столичных красавиц, видимо, захотелось низвести эту изысканную, обласканную салонной жизнью женщину до уровня деревенской девки.

    Не случайно и звал он ее за глаза в кругу приятелей «Дунька». Айседора стояла перед ним на коленях, но он предпочел беспокойную жизнь между небом и землей ее сладкому плену.


    Сергей Есенин и Айседора Дункан — история любви

    В особняке Дункан практически не знали, что такое вода - утоляли жажду французскими винами, коньяком и шампанским. Тяжкое впечатление на Есенина произвела поездка с «Дунькой» за границу. Самодовольство сытеньких, пошленьких буржуа, а на их фоне заметно потяжелевшая от пьянства, на глазах танцовщица – все это угнетало Есенина. После очередного скандала в Париже Айседора заточила своего «королевича» в частный сумасшедший дом. Трое суток поэт провел с «шизиками», каждую секунду опасаясь за свой рассудок.

    Он заболевает манией преследования. В России эта болезнь усилится, расшатает и без того слишком чувствительную нервную психику. Увы, но даже близкие люди относились к недугу поэта как к проявлению мнительности, очередному чудачеству.

    Да, Есенин был, в самом деле, мнителен, страшился сифилиса, бича смутного времени, то и дело сдавал кровь на анализ. Но за ним и в самом деле следили – в его окружении были тайные агенты ЧК, его часто провоцировали на скандалы и таскали в милицию. Достаточно сказать, что за пять лет на Есенина было заведено пять уголовных дел, и в последнее время он находился в розыске!


    Диагноз — мания преследования

    Перед его носом махал наганом любимец Дзержинского - авантюрист и убийца Блюмкин, его настигали в темноте какие-то люди в черном и требовали огромные деньги взамен спокойствия, у него воровали рукописи, избивали и грабили неоднократно. А друзья? Именно они подталкивали Есенина к . Они ели и пили за его счет, завидуя, не могли простить Есенину того, чем сами были обделены – гениальности и красоты, всего лишь. Того, что он разбрасывал пригоршнями золотые россыпи своей звонкоголосой души.

    Землю попашет, попишет стихи

    Советской власти стиль жизни и творчество Есенина были совершенно чужды. Она боялась его колоссального влияния на взбудораженное общество, на молодежь. Все ее попытки урезонить и приручить поэта успеха не возымели.

    Тогда началась травля в журналах и на публичных диспутах, унижение с выдачей ему урезанных гонораров. Поэт, сознававший уникальность и могущество своего дара, не мог этого перенести. Психика его была окончательно расшатана, в последний год у Есенина случались зрительные галлюцинации.


    Что он думал незадолго до смерти, спрятавшись в московской клинике для душевнобольных от ослепленной большевиками Фемиды?

    В его окружении были тайные агенты ЧК, его часто провоцировали на скандалы и таскали в милицию

    Даже там его осаждали бесчисленные кредиторы. А что впереди – нищета, ведь Есенин еще в деревню посылал деньги, сестер содержал, а куда голову преклонить? Не на тюремные же нары, ! Вернуться в деревню? Писал же Маяковский: «землю попашет, попишет стихи»?

    Нет, Есенин был отравлен и славой, и столичной жизнью, а бедность и жадность крестьян приводили его в отчаянье. Хотя в Москве его грызло жуткое одиночество, усугубленное пристальным и праздным вниманием падкой на сенсации публики. От этого одиночества и рождались такие тягостные предчувствия:

    Мне страшно – ведь душа проходит,

    Как молодость и как любовь.


    С любовью и молодостью он уже распрощался, неужели еще предстоит расстаться – уже навеки – с душой? Может быть, одна из главных трагедий жизни Есенина - утрата веры. Не было у него опоры извне, и, что , он терял уверенность в собственных силах, будучи к 30 годам и душевно, и физически болен.

    Галина Бениславская - смерть

    И все же опора извне была, но и она в декабре 1925 года подломилась. Пять лет неотступно следовала за Есениным Галина Бениславская. Его душеприказчица, хранительница рукописей и заветных мыслей поэта, она прощала ему все измены. И всегда пускала бомжа-поэта к себе, более того – искала его по всей Москве, когда он исчезал время от времени. Вытаскивала его из омута кабацкой жизни, за что ее однажды едва не убили «друзья» Есенина.


    Но не могла ему простить Бениславская женитьбы – уже четвертой!- на Софье - внучке Льва Толстого (этот брак также окончился неудачей). Поэтому и не захотела Галина придти к больному поэту в клинику для очень важного разговора. Возможно, она сумела бы уберечь своего любимого Сережу от страшного поступка холодной зимой 1925 года.

    С любовью и молодостью он уже распрощался, неужели еще предстоит расстаться с душой?

    После гибели Есенина по всей России прокатилась волна самоубийств. Но Галя хотела жить – для того, чтобы написать правду о взаимоотношениях с великим поэтом, для того, чтобы собрать и подготовить для публикаций все обширнейшее творческое наследие Есенина. Через год эта работа была завершена.

    Тогда Бениславская пришла на Ваганьково, выкурила пачку папирос, написала на ней прощальную записку и . Ей пришлось сыграть в русскую рулетку до «победного конца», так как в барабане ее нагана находилась единственная пуля. Рядом с есенинским холмиком теперь две могилы самых близких ему людей: матери и Галины.


    ВИДЕО: Читает Сергей Есенин. Исповедь хулигана

  • Мне осталась одна забава…

    Мне осталась одна забава:
    Пальцы в рот и веселый свист.
    Прокатилась дурная слава,
    Что похабник я и скандалист.

    Ах! какая смешная потеря!
    Много в жизни смешных потерь.
    Стыдно мне, что я в Бога верил.
    Горько мне, что не верю теперь.

    Золотые, далекие дали!
    Все сжигает житейская мреть.
    И похабничал я и скандалил
    Для того, чтобы ярче гореть.

    Дар поэта - ласкать и карябать,
    Роковая на нем печать.
    Розу белую с черною жабой
    Я хотел на земле повенчать.

    Пусть не сладились, пусть не сбылись
    Эти помыслы розовых дней.
    Но коль черти в душе гнездились -
    Значит, ангелы жили в ней.

    Вот за это веселие мути,
    Отправляясь с ней в край иной,
    Я хочу при последней минуте
    Попросить тех, кто будет со мной,-

    Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
    За неверие в благодать
    Положили меня в русской рубашке
    Под иконами умирать.

    Читает Р.Клейнер

    Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
    С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

    Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
    Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
    Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
    Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
    Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
    Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
    Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
    Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

    «Мне осталась одна забава…» Сергей Есенин

    Мне осталась одна забава:
    Пальцы в рот — и веселый свист.
    Прокатилась дурная слава,
    Что похабник я и скандалист.

    Ах! какая смешная потеря!
    Много в жизни смешных потерь.
    Стыдно мне, что я в бога верил.
    Горько мне, что не верю теперь.

    Золотые, далекие дали!
    Все сжигает житейская мреть.
    И похабничал я и скандалил
    Для того, чтобы ярче гореть.

    Дар поэта — ласкать и карябать,
    Роковая на нем печать.
    Розу белую с черною жабой
    Я хотел на земле повенчать.

    Пусть не сладились, пусть не сбылись
    Эти помыслы розовых дней.
    Но коль черти в душе гнездились —
    Значит, ангелы жили в ней.

    Вот за это веселие мути,
    Отправляясь с ней в край иной,
    Я хочу при последней минуте
    Попросить тех, кто будет со мной,-

    Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
    За неверие в благодать
    Положили меня в русской рубашке
    Под иконами умирать.

    Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…»

    Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. Пьяные драки, битье посуды в ресторанах, публичных оскорбления друзей и совершенно незнакомых людей – все это стало второй натурой Есенина. Протрезвев, он осознавал, что ведет себя омерзительно, однако уже ничего не мог и не хотел изменить в собственной жизни. В один из таких моментов просветления, когда поэт проходил курс лечения от алкогольной зависимости, появилось на свет его знаменитое стихотворение «Мне осталась одна забава…», которое сегодня многих известно как песня, входящая в репертуар различных исполнителей.

    Это произведение было написано в 1923 году, за несколько лет до трагической гибели поэта. И между строк можно прочесть не только слова отчаяния вперемешку с раскаянием, но и увидеть, что свою миссию на этой земле Есенин к тому моменту считал уже выполненной. Он действительно прощался со всем тем, что ему дорого, и готовился к смерти, понимая, что жизнь, состоящая из сплошных пьяных дебошей, ничем не оправдана. Поэт не смущается того, что он «похабник и скандалист», более того, ему безразлично мнение окружающих на этот счет. Гораздо больше Есенина беспокоят вопросы спасения собственной души , хотя он и признается, что не верит в Бога. Тем не менее, для человека, который готов переступить последнюю черту, важно очистить душу от всего того, что в ней накопилось. Поэтому данное стихотворение Есенина многие считают его предсмертной исповедью, которая изобилует откровениями. Только вот кается поэт не перед Всевышним, а перед обычными людьми, отдавая себя на суд читателей и совершенно не рассчитывая на снисхождение. Объясняя свое поведение, автор отмечает: «И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». При этом поэт сожалеет о том, что ему так и не удалось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». Осознание того, что изменить этот мир к лучшему с помощью поэзии невозможно, приводило Есенина в отчаяние. Устав бороться за свои идеалы, он попросту решить оставить все, как есть, попросив близких лишь об одном – положить его «в русской рубашке под иконами умирать».

    Последние материалы раздела:

    Николай Некрасов — Дедушка: Стих
    Николай Некрасов — Дедушка: Стих

    Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

    Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

    Третичное образование Третичное образование
    Третичное образование Третичное образование

    Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...