Ссср в 50 е годы кратко. Международное положение ссср

Древняя Греция . В VIII-VI вв.до н.э. в Греции начинает формироваться античная цивилизация. Большую роль в ее развитии сыграло появление желœеза и соответствующих орудий труда. В Греции недостаточно земель для возделывания, в связи с этим широкое развитие здесь получило скотоводство, а затем и ремесла. Греки, знакомые с морским делом, активно занимались торговлей, что постепенно привело к освоению ими окружающих территорий, расположенных вдоль побережья. С разделœением труда и появлением прибавочного продукта родовая община сменяется сосœедской общиной, но не сельской, а городской. У греков эта община называлась полисом. Постепенно полис оформлялся в город-государство. В рамках полиса происходила ожесточенная борьба между родоплеменной знатью, не желающей уступать свою власть, и демосом – незнатными членами общины.

Греки осознавали свое единство – они называли свою родину Элладой, а себя – эллинами. У них был единый пантеон богов-олимпийцев и общеэллинские спортивные состязания. Одной из главных черт эллинской культуры является принцип состязательности и стремление к первенству, что нехарактерно для цивилизаций Востока. Греция не была объединœена одним полисом – этому мешала их раздробленность и разобщенность. В результате Греция оказалась завоеванной сначала Македонией, а затем Римом. Достижения греческой культуры в конечном итоге легли в основу всœей европейской культуры и цивилизации.

Древний Рим. Рим был основан в 753 ᴦ. до н.э. в центре Италии. В ходе своего развития Рим заимствовал культуру и достижения своих сосœедей. Используя свое расположение в центре Апениннского полуострова, Риму удалось завоевать этрусков, кельтов Италии, Великую Грецию (так назывались греческие колонии в Италии) и другие племена. В III в. до н.э. Рим столкнулся с Карфагеном, финикийской колонией на севере Африки. В ходе трех ожесточенных войн Рим разгромил соперника И стал самой могущественной державой Средиземноморья. Римское государство было устроено по подобию полисов, что было эффективно для города и его округи, но не подходило для огромной державы. После продолжительной гражданской войны в Риме устанавливается императорская власть. В эпоху империи Рим достигает наибольшего могущества, присоединив земли Западной и Южной Европы, Северную Африку и Западную Азию. Большую роль в данный период начинает играть рабовладельческий уклад. Натиск варваров, связанный с Великим переселœением народов, глубокие изменения в жизни империи, привели к кризису, в итоге Римская империя раскололась на две части – Западную и Восточную. В V в.н.э. Западная Римская империя пала. 476 ᴦ. принято считать рубежом между античностью и средневековьем. Правопреемницей Рима стала Восточная Римская империя с центром в Константинополе.

Античная цивилизация. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Античная цивилизация." 2017, 2018.

  • - Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима

    Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в...

  • Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX-VIII вв. до н. э. до IV- V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

    Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII- XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX-VI вв. до н. э. последняя попытка удалась - возникло античное общество.

    Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески - это не только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры - рациональность.

    Установка на гармонию во всем космосе связана была и с культуросозидающей деятельностью «античного человека». Гармония проявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи могут быть вычислены и воспроизведены. Отсюда - формулирование канона - совокупности правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, базированных на наблюдениях над реальным человеческим телом. Тело - прообраз мира. Космологизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический характер, т. е. человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру - характерные ценности античной цивилизации.

    Цивилизации Востока выросли на поливном земледелии. Античное общество имело иную сельскохозяйственную основу. Это так называемая средиземноморская триада - выращивание без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин.

    В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.

    В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

    Появился первый в истории образец народовластия - демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

    В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

    В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество - вторичными.

    Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

    В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации (см.: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994. - С. 60).

    Цивилизация Древней Греции

    Своеобразие греческой цивилизации заключается в появлении такой политической структуры, как «полис» - «город-государство» , охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.

    Многочисленные греческие города были основаны и по берегам Средиземного и Черного морей, а также на островах - Кипре и Сицилии. В VIII-VII вв. до н. э. большой поток греческих переселенцев устремился на побережье южной части Италии, формирование на этой территории больших полисов было столь значительным, что получило название «Великой Греции».

    Граждане полисов имели право владеть землей, обязаны в той или иной форме принимать участие в государственных делах, а в случае войны из них составлялось гражданское ополчение. В эллинских полисах, помимо граждан города, обычно проживало лично свободное население, но лишенное гражданских прав; нередко это были переселенцы из других греческих городов. На нижней ступени социальной лестницы античного мира находились совершенно бесправные рабы.

    В полисной общине господствовала античная форма собственности на землю, ею пользовались те, кто был членом гражданской общины. При полисной системе осуждалось накопительство. В большинстве полисов верховным органом власти было народное собрание. Ему принадлежало право окончательного решения важнейших полисных вопросов. Громоздкий бюрократический аппарат, свойственный восточным и всем тоталитарным обществам, в полисе отсутствовал. Полис представлял собой практически полное совпадение политической структуры, военной организации и гражданского общества.

    Греческий мир никогда не был единым политическим целым. Он состоял из нескольких совершенно самостоятельных государств, которые могли вступать в союзы, обычно добровольно, иногда по принуждению, вести между собой войны или заключать мир. Размеры большей части полисов были невелики: обычно в них был только один город, где проживало несколько сот граждан. Каждый такой городок был административным, хозяйственным и культурным центром маленького государства, а население его занималось не только ремеслом, но и земледелием.

    В VI-V вв. до н. э. полис развился в особую форму рабовладельческого государства, более прогрессивную, чем восточные деспотии. Граждане классического полиса равны в своих политических и юридических правах. Выше гражданина в полисе никто не стоял, кроме полисного коллектива (идея суверенитета народа). Каждый гражданин имел право публично высказать свое мнение по любому вопросу. Для греков стало правилом принимать любые политические решения открыто, сообща, после всестороннего публичного обсуждения. В полисе налицо разделение высшей законодательной власти (народное собрание) и исполнительной (выборные срочные магистратуры). Так, в Греции утверждается строй, известный нам как античная демократия.

    Древнегреческая цивилизация характеризуется тем, что она наиболее рельефно выражает идею суверенитета народа и демократическую форму правления. Греция архаического периода имела определенную специфику цивилизации по сравнению с другими античными странами: классическое рабство, полисную систему управления, развитой рынок с денежной формой обращения. Хотя Греция того времени не представляла собой единого государства, однако постоянная торговля между отдельными полисами, экономические и родственные связи между соседними городами приводили греков к самосознанию - быть им в едином государстве.

    Расцвет древнегреческой цивилизации был достигнут в период классической Греции (VI в.-338 г. до н. э.). Полисная организация общества эффективно осуществляла экономические, военные и политические функции, стала уникальным явлением, неизвестным в мире древней цивилизации.

    Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и т. п.

    Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334-328 гг. до н. э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии. Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и их культуры - цивилизация эллинизма.

    Особенности эллинистической цивилизации

    К характерным особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: специфическую форму социально-политической организации - эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками и другими народами.

    Эллинизм обогатил историю человечества и мировую цивилизацию в целом новыми научными открытиями. Величайший вклад в развитие математики и механики внесли Эвклид (III в. до н. э.) и Архимед (287-312 гг.). Разносторонний ученый, механик и военный инженер Архимед из Сиракуз заложил основы тригонометрии; им были открыты принципы анализа бесконечно малых величин, а также основные законы гидростатики и механики, широко применявшиеся для практических целей. Для оросительной системы в Египте применялся «архимедов винт» - прибор для откачки воды. Это была наклонно расположенная полая труба, внутри которой находился плотно прилегающий к ней винт. Вращавшийся с помощью людей винт зачерпывал воду и поднимал ее наверх.

    Путешествия по суше вызывали потребность точно измерять длину пройденного пути. Эта задача была разрешена в I в. до н. э. александрийским механиком Героном. Он изобрел прибор, названный им годометром (измерителем пути). В наше время такие приборы именуются таксометрами.

    Мировое искусство обогатилось такими шедеврами, как Алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Вошли в золотой фонд эллинистической цивилизации достижения древнегреческой, средиземноморской, причерноморской, византийской и других культур.

    Цивилизация Древнего Рима по сравнению с Грецией была более сложным явлением. Согласно античной легенде, город Рим был основан в 753 г. до н. э. на левом берегу Тибра, справедливость которой подтвердили археологические раскопки нынешнего столетия. Первоначально население Рима состояло из трехсот родов, старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь (по-латыни - reve). Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов, составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название патрициев.

    В VI в. до н. э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.

    В конце VI в. до н. э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий. Римская республика вначале была небольшим по площади государством, менее 1000 кв. км. Первые века республики - время упорной борьбы плебеев за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на общественную землю. В результате постепенно территория римского государства расширяется. В начале IV в. до н. э. она уже более чем вдвое превысила первоначальные размеры республики. В это время Рим был захвачен галлами, которые несколько ранее обосновались в долине реки По. Однако галльское вторжение не сыграло значительной роли в дальнейшем развитии римского государства. II и I вв. до н. э. были временами больших завоеваний, отдавших Риму все страны, прилегавшие к Средиземному морю, Европу до Рейна и Дуная, а также Британию, Малую Азию, Сирию и почти все побережье Северной Африки. Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получали наименование провинций.

    В первые века существования римской цивилизации рабство в Риме было слабо развито. Со II в. до н. э. количество рабов возросло в связи с успешными войнами. Положение в республике постепенно обострялось. В I в. до н. э. война неполноправных италиков против Рима и восстание рабов под предводительством Спартака потрясли всю Италию. Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н. э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

    Первые века Римской империи были временем сильнейшего имущественного неравенства, распространения крупного рабовладения. С I в. до н. э. наблюдается и противоположный процесс - отпуск рабов на волю. В дальнейшем рабский труд в сельском хозяйстве постепенно вытесняется трудом колонов, лично свободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев. Ранее процветавшая Италия стала ослабевать, а значение провинций - возрастать. Начался распад рабовладельческой системы.

    В конце IV в. н. э. Римская империя делится примерно пополам - на восточную и западную части. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., когда она была завоевана турками. Западная империя в течение V в. до н. э. подвергалась нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н. э. Рим был взят одним из германских племен - остготами. После этого Западная империя влачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола.

    Причины падения Римской империи

    Они были связаны с кризисом римского общества, обусловливавшимся трудностями воспроизводства рабов, проблемами сохранения управляемости огромной империи, возрастанием роли армии, милитаризацией политической жизни, сокращением городского населения и числа городов. Сенат, органы городского самоуправления превращались в фикцию. В этих условиях императорская власть вынуждена была признать разделение империи в 395 г. на Западную и Восточную (центром последней был Константинополь) и отказаться от военных походов с целью расширения территории государства. Поэтому военное ослабление Рима стало одной из причин его падения.

    Быстрому падению Западной Римской империи способствовало нашествие варваров, мощное движение германских племен на ее территории в IV-VII вв., завершившееся созданием «варварских королевств».

    Блестящий знаток истории Рима, англичанин Эдуард Гиббон (XVIII в.), в числе причин падения Рима называет отрицательные последствия принятия христианства (принято официально в IV в.). Оно прививало массам дух пассивности, непротивления и смирения, заставляло безропотно склоняться под игом власти или даже угнетения. В результате гордый воинственный дух римлянина сменяется духом благочестия. Христианство учило лишь «страдать и покоряться».

    С падением Римской империи начинается новая эпоха в истории цивилизации - Средневековье.

    Таким образом, в условиях древности определились два основных (глобальных) типа цивилизации: западный, включающий европейскую и северо-американскую, и восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в том числе арабскую, тюркскую и малоазиатскую. Древние государства Запада и Востока остались самыми мощными действующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономических и политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ, переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюдения проблем экологии и т. д.

    Цивилизация Древнего Египта

    1. Особенности эколого-географической среды Древнего Египта и ее влияние на специфику древнеегипетской культуры.

    2. Особенности мифологии древних египтян. Миф, религия и искусство.

    3. Мифологическая модель мира в Древнем Египте.

    4. Основные группы мифов: о сотворении мира, о солнечных божествах, об Осирисе и Исиде. Идея загробного суда над душами умерших.

    Духовно-содержательный аспект

    Древнекитайской культуры

    1. Образ мира в мифопоэтическом и религиозном наследии Древнего Китая.
    2. Философского наследие региона и его влияние на мировую культуру.
    3. Естественно-научные знания Древнего Китая.

    Литература

    1. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. – СПб., 1991.

    2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. - М., 1976 (Серия «Малая история искусств»).

    3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. - М., 1980.

    4. Бибби Дж. В поисках Дильмуна. - М.,1984.

    5. Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. - М., 1976.

    6. Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика. - М., 1961.

    7. Вулли Л. Ур халдеев. - М., 1961.

    8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3 изд-е. - Л., 1990.

    9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т.1. - М., 1996.

    10.Древние цивилизации. - М., 1989.

    11.Дьяконов И.М. Научные представления на Древнем Востоке (Шумер, Вавилония, Передняя Азия) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. - М., 1982.

    12.Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. - М., 1959.

    13.Замаровский В. Их величества пирамиды. - М., 1981.

    14.Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. - М.,1992.

    15.История Древнего мира. Т.I-III. - М., 1982.

    16.История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - М., 1981.

    17.История эстетической мысли: В 6-ти т. Т.1. Древний мир. Средние века в Европе. - М., 1982.

    18.Картер Г. Гробница Тутанхамона. - М., 1959.

    19.Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. - М., 1994.

    20.Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. - М., 1979.

    21.Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. - Прага, 1967.

    22.Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. - М,: Наука, 1983. - 624 с.

    23.Ковтунович О.В. Вечный Египет. - М., 1989.

    24.Крамер Сэмюэл Н. История начинается в Шумере. 2-е изд. - М., 1991.

    25.Лирика Древнего Египта. - М., 1965.

    26.Лирическая поэзия древнего Ближнего Востока. - М., 1983.

    27.Ллойд С. Реки-близнецы. - М., 1972.

    28.Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. - М., 1977.

    29.Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.

    30.Масон В.М. Первые цивилизации. – Л., 1989.

    31.Матье М.Э Древнеегипетские мифы. - Л., 1956.

    32.Матье М.Э. Избранные труды по мифологии Древнего Египта. - М., 1996.

    33.Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - Л.- М., 1961.

    34.Матье М.Э., Павлов В.В. Памятники искусства Древнего Египта в музеях Советского Союза. - М., 1958.

    35.Мифология древнего мира. - М., 1977.

    36.Михаловский К. Карнак. - Варшава, 1970.

    37.Михаловский К. Луксор. - Варшава, 1972.

    38.Михаловский К. Фивы. - Варшава, 1974.

    39.Моде Хейнц. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. – М., 1979.

    40.Монтэ П. Египет Рамсесов. - М., 1989.

    41.Нейгебауэр О. Точные науки в древности. - М., 1968.

    42.Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. - М., 1980.

    43.Открытие Индии / Пер. с англ., бенг. и урду / Редколл.: Э. Комаров, В. Ламшуков, Л.Полонская и др. – М., 1987.

    44.Павлов В.В. Скульптурный портрет Древнего Египта. - М., 1957.

    45.Поэзия и проза Древнего Востока. - М., 1973 (БВЛ, т.1).

    46.Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Востока. - М., 1965.

    47.Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. – М., 1987.

    48.Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989.

    49.Тайны древних письмен. - М., 1976.

    50.Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.

    51.Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. - М., 1984.

    52.Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). - М.-Л., 1961.

    53.Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии.- М., 1995.

    Особенности Античной цивилизации

    1. Место человека в полисной организации общества.

    2. Миф как объяснение реальности в Древней Греции.

    3. Основные черты античности (литература, искусство, архитектура и пластика).

    4. Система ценностей Греческой цивилизации.

    Культура Древней Греции. Рождение европейской цивилизации. “Греческое чудо”. “Аномалия” античности. Характер мировоззрения. Рождение личности. Полис и его роль в античной культуре. Древнегреческая философия и наука. Платон и мировая культура. Аристотель. Античность и христианское мировоззрение. Эпоха эллинизма.

    5. Культура Древнего Рима. Элинистическо-римский тип культуры. Культура слова и духа. Культура и культ цезарей. Тотальная идеологизация и регламентация. Роль материальной культуры. Индивидуализм и космополитизм. Распространение христианства.

    Европа в средние века.

    1. «Средние века»: понятие, признаки.

    2. Социально-экономическое развитие Европы в средние века.

    2.1. Феодализм;

    2.2. Сословия в средневековой Европе;

    3. Взаимоотношения церкви и государства в средние века.

    4. Специфика средневекового менталитета.

    Источники и литература:

    1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.
    2. Гуревич А.Я. категории средневековой культуры. - М., 1984.
    3. История средних веков: учебник для вузов / под ред Н.Ф. Колесницкого. – М.: Просвещение, 1980.
    4. Виппер Р.Ю. История средних веков.
    5. История Европы в 8 тт. Т.3.
    6. Лозинский С.Г История папства.- М., 1986. гл.1.
    7. Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск. 1994.
    8. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового запада. – М.,1992.
    9. Пупар П. Роль христианства в культурной идентичности европейских народов //Полис. 1996. № 2.
    10. Фролова М.А. западная цивилизация: доминанты становления и развития // Социально-политический журнал. 1993ю № 11/12.

    Тема 6

    Тоталитаризм.

    1.Тоталитаризм: понятие, признаки тоталитарного государства и общества.

    2. Предпосылки и причины утверждения тоталитарных политических режимов в различных странах.

    3. Условия возникновения и утверждения тоталитарного режимов.

    Источники и литература:

    1 Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. – Ч. №. – М., 2000. (из содержания: Законодательство Третьего рейха. А. Гитлер. Майн кампф. Э.Рем Национал-социалистическая революция и штурмовые отряды. Хрестоматия для немецкой молодежи.)

    2 Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. –1992. № 2.

    3 Галкин А.А. Германский фашизм. – М., 1989.

    4 Макаревич Э. германия: программирование человека // Диалог. 1993. № 4.

    5 Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. - М.,1996 Вып 2. Сер. Россия - Германия- Европа.

    6 Орлов Б. Политическая культура России и Германии: попытка сравнительного анализа. – М., 1995.

    7 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 1996.

    8 Сумбатян Ю. Тоталитарно-политический феномен XX века // Социально-гуманитарные знания. –1999. №1.

    9 Пыжиков А. Модель «общенародного государства». Идеология и практика // Свободная мысль. –1999. №12

    10 Шляпентох В.Э. Советский Союз – нормальное тоталитарное общество. Опыт объективного анализа // СоцИс. – 2000. №2

    Тема 7.


    Похожая информация.



    Отличия античной цивилизации от древневосточной

    В античной Греции впервые в истории человечества возникла демократическая республика - высшая форма государственного устройства. Вместе с ней возник институт гражданства с полным набором прав и обязанностей, распространявшихся на античного гражданина, жившего в общине - государстве (полисе).

    Другой отличительной чертой античной цивилизации является ориентация культуры не на царствующих особ приближенную к ним знать, как это наблюдается в предшествующих культурах, а на рядового свободного гражданина. Вследствие этого культура прославляет и возвеличивает античного гражданина, равного по правам и положению среди равных и поднимает на щит такие гражданские качества, как героизм, самопожертвования, духовная и физическая красота.

    Античная культура пронизана гуманистическим звучанием, и именно в античности сформировалась первая система общечеловеческих ценностей, непосредственно связанная с гражданином и гражданским коллективом, в который тот входил.

    В наборе ценностных ориентиров каждого человека центральное место занимает представление о счастье. Именно в этом наиболее ярко проявилось отличие античной гуманистической системы ценностей от древневосточной. Свободный гражданин обретает счастье только в служении родному коллективу, получая в ответ уважение, почесть и славу, которые не может дать никакое богатство.

    Эта система ценностей возникла в результате взаимодействия ряда факторов. Здесь и влияние предшествующей тысячелетней крито - микенской цивилизации, и переход в начале I тыс. - до н. э. к использованию железа, что увеличило индивидуальные возможности человека. Уникальным было и государственное устройство - полисы (гражданские общины), которых в греческом мире насчитывалось несколько сотен - Огромную роль сыграла и двуединая античная форма собственности, органично сочетавшая частную собственность, дававшую человеку инициативу - и государственную, обеспечивавшую ему социальную стабильность и защиту. Благодаря этому была заложена основа гармонии между личностью и обществом

    Особую роль играло и преобладание политики над экономикой. Почти весь полученный доход тратился гражданским коллективом на проведение досуга и развитие культуры, шел в непроизводственную сферу.

    Благодаря воздействию всех этих факторов в античной Греции в эпоху классики (V-IV вв. до н. э.) сложилась уникальная ситуация. Единственный раз за всю историю развития человеческого общества, возникла временная гармония человека с тремя основными сферами его существования: с окружающей природой, с гражданским коллективом и с культурной средой.

    Основные этапы формирования Афинского полиса

    В последнее десятилетия VII в. до н.э. недовольство господством эвпатриодов крайне обострилось. Обстановка в стране была очень напряжённой. И в конце-концов, началось открытое восстание против эвпатриодов. В то же время Афины стремились овладеть островом Саламином, так как Саламин закрывал выход в открытое море из афинских гаваней. В 594 г. до н.э. в качестве архонта возглавил поход против Мегары, для завоевания Саламина, Солон. Поход окончился победой, и Солон сразу сделался популярным человеком в Афинах. По происхождению Солон принадлежал к эвпатриодам, но он был разорён, занялся торговлей, посетил множество городов. Главная цель Солона была удовлетворение настойчивых требований демоса путём некоторых уступок, которые бы могли поднять благосостояние и обороноспособность Афин. Для этого Солоном был проведён ряд реформ, которые явились крупной вехой в истории Греции. Солоном были отменены поземельные долги, отменена долговая кабала, была установлена свобода завещания, цензорная реформа. Все афинские граждане были разделены на четыре разряда независимо от их происхождения. Это политическое мероприятие Солона имело огромное значение для дальнейшего развития Афин. За основу разделения граждан на разряды был принят доход с земли. Была принята единица ёмкости для зерна – медими. К первому разряду относились граждане, имеющие сельскохозяйственный доход не менее 500 медимнов. Ко второму 300медимнов, к третьему 200, и к четвёртому менее 200 медимнов. После проведения такого мероприятия Солона политические права граждан стали зависеть от размера частной собственности.

    Во-первых, проблема полиса является центральной проблемой античной истории. Во-вторых, полис по существу был основной формой политической и социальной организации античного общества, это феномен, который определял специфику древней цивилизации, был ее неповторимым и своеобразным лицом. В-третьих, в трактовке самого понятия полиса, сущности его социально-экономической и политической организации, системы ценностей существуют порой прямо противоположные взгляды.

    Особенности полиса в Спарте

    Многочисленные факты внешнеполитических инициатив Спарты на протяжении долгого исторического периода заставляет пересмотреть традиционное представление о Спарте как замкнутом, консервативном и самодостаточном государстве.

    Среди причин, определивших уникальность спартанского полиса, главная, как нам представляется, заключается в безусловном подчинении всей социально-экономической сферы задачам внешней политики. Под влиянием внешнеполитического фактора формировалась и преобразовывалась внутренняя политика Спарты, включая все ее структурообразующие институты.

    Сословное и государственное устройство древнего Рима республиканского периода

    Расширение власти Рима, вводя в него все новые элементы, создавало в населении два слоя - господствующий и подвластный. Такой дуализм представляется нам уже в древнейшем, доисторическом Риме, проявляясь в антагонизме между патрициями и плебеями. Борьба между патрициями и плебеями есть факт, господствующий над историей государственного устройства, социального быта и законодательства древнего Рима, и потому вопрос о их происхождении всегда привлекал к себе особенное внимание исследователей. Уже древность дала нам два разных ответа на этот вопрос.

    Ливий производит патрициев от patres, то есть сенаторов, и считает их потомками первых ста сенаторов, назначенных Ромулом; Дионисий, знакомый из истории греческих городов с ролью знатных родов, предполагает существование таких родов искони и в Риме.

    Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями:

    1) наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы,

    2) чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами,

    3) собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

    Высшим государственным органом считается – народное собрание. У народного собрания было три вида – комиций (от лат. соmitia – сходка); – куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции.

    Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода.

    В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. – предварительно рассматривал вопросы повестки комиций. Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

    Сенат – контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным органом, его постановления – сенатусконсульты. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику (утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими.

    Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались –цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и консула во время ведения военных действий).

    Власть магистратов: высшая (военная власть, право заключать перемирие, созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению, право суд и назначения наказания.

    Причины падения республиканского строя в Риме

    Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II-III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199-235 гг.) наступает полувековая эпоха "солдатских императоров", приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое большее пять лет. Большинство из них были убиты заговорщиками.

    Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений - сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III.-в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

    Изменения государственного строя Римской империи в течение I - V вв.

    В эпоху домината государственный строй Римской империи претерпел радикальные изменения. Они были вызваны как экономическими процессами, так и существенными социальными сдвигами. Во II - начале III в. н. э. возникает новое сословное деление: на honestiores («достойные», «почтенные») и humiliores («смиренные», «ничтожные»). В период домината сословная структура еще более усложняется, так как среди «достойных» выделяется элита - так называемые clarissimi («светлейшие»), в свою очередь с IV в. подразделявшиеся на три разряда. Что же касается «смиренных», то в эту группу наряду со свободнорожденными плебеями все чаще включают неполноправные слои населения: колонов, отпущенников, в дальнейшем и рабов. Так складывается принципиально новая структура общества, в рамках которой постепенно преодолевается деление на свободных и рабов, а древние полисные градации уступают место иным, отражающим усиливающуюся иерархичность общественной организации.

    В этой ситуации древние римские магистратуры окончательно утрачивают всякое значение: одни (квесторы, эдилы) исчезают вовсе, другие (консулы, преторы) превращаются в почетные должности, замещаемые по воле государя его приближенными, в том числе варварами, или собственными, подчас малолетними, детьми. Сенат, разросшийся к 369 г. (когда представители восточных провинций стали собираться в Константинополе) до 2 тыс. человек, выродился в собрание тщеславных магнатов, то раболепствующих перед императором, то фрондирующих, озабоченных в основном защитой своих сословных привилегий и внешних атрибутов власти. С конца III в. многие императоры, выбранные армией или назначенные предшественником, не обращаются в сенат даже за формальным утверждением в этом сане. Поскольку резиденция императора все чаще находится вне Рима (в Константинополе, Медиолане, Равенне, Аквилее и т. д.), он все реже удостаивает сенаторов своего посещения, предоставляя последним автоматически регистрировать направляемые им эдикты. В периоды политической нестабильности, например в середине V в., значение сената возрастало, случалось, он открыто вмешивался в борьбу за власть, оспаривая ее у армии. При «сильных» императорах его роль низводилась до роли городского совета столицы империи, каковым он оставался на протяжении всего раннего средневековья.

    Реальная власть сосредоточивается в совете императора, получившем название священного консистория. Отныне император уже не принцепс - первый среди равных, лучший из граждан, высший магистрат, чья деятельность хотя бы в теории регулируется законом, а доминус - господин, владыка, воля которого сама является высшим законом. Особа его объявляется священной, публичная и даже частная жизнь обставляется сложным помпезным церемониалом, заимствованным во многом у персидских царей. Из «республики» империя превратилась в деспотию, а граждане - в подданных. Управление государством все в большей мере осуществлялось при помощи огромного, иерархически организованного и разветвленного бюрократического аппарата, включавшего помимо центральных ведомств многочисленную провинциальную администрацию и целую армию контролировавших и инспектировавших ее столичных чиновников.

    В конце III в. было ликвидировано старое административное устройство империи с его традиционным делением на императорские и сенаторские провинции, личные владения императора (таковым считался Египет), союзные общины и колонии разного статуса.

    Задуманная Диоклетианом тетрархия, т. е. совместное управление государством двумя «августами» и двумя их младшими соправителями и преемниками - «цезарями», себя не оправдала, но в административном отношении четырехчастное деление империи было сохранено. Отныне Восток и Запад имели, как правило, а с 395 г. всегда, раздельное управление. При этом каждая из империй (Западная и Восточная) делилась на 2 префектуры, те в свою очередь - на диоцезы (общим количеством 12), а последние - на более или менее равновеликие провинции, число которых резко возросло и достигло при Диоклетиане 101 (в дальнейшем 117), причем в нарушение многовековой традиции одной из провинций был объявлен Рим. Наместники провинций, называемые теперь ректорами, раньше управлявшие вверенными им территориями, регулярно объезжая их и опираясь в решении дела на магистратов автономных общин, теперь прочно обосновываются, вместе с многочисленными чиновниками, в постоянных резиденциях. Главными их обязанностями становятся сбор налогов и высшая юрисдикция; военные функции постепенно переходят к специально назначенным военачальникам, подчиненным только вышестоящим военным инстанциям.

    

    Борьба за лидерство в стране и партии в 50-е гг.

    К началу 50-х гг. в основном был завершен процесс восстановления экономики. Однако усиливается кризис власти.

    Сталин за несколько месяцев до смерти проводит изменения в системе партийной власти. После XIX съезда ВКПб в октябре 52г. он вместо политбюро вводит новый орган – Президиум ЦК и Президиум совета Министров, а также Бюро Президиума. При этом состав Президиума расширяется с 15 до 37 человек, во-первых, чтобы подготовить новый тур репрессий, а во-вторых, чтобы найти для себя преемника.

    Важным рубежом в жизни страны стала смерть Сталина 5 марта 1953г. 9 марта состоялись похороны, где в давке погибли 500-600 человек. 4 марта старая гвардия фактически совершила дворцовый переворот. Состав Президиума был сокращен до 15 человек, Брежнева вывели из его состава. Маленков Г.М. возглавил Правительство, его замами стали министр иностранных дел Молотов и куратор промышленности Каганович. Берия Л.П. – МВД, Булганин – Министр обороны. Верховный совет возглавил Ворошилов, Хрущеву поручили работу в ЦК партии.

    Новое руководство объединяло чувство вины за репрессии и боязнь за свою власть. Поэтому они провозглашают принцип «коллективности» руководства. Власть принадлежала номенклатуре в момент прихода Хрущева. Первым попытался взять власть Берия. Он выступил с рядом демократических инициатив, он предвосхитил перестройку. Он выступил против навязывания социализма Германии и колхозного строя Восточной Европе, против культа личности, против вмешательства партии в экономику, за широкую амнистию (к марту 1953г. было освобождено более 1, 181 млн человек). Берия выступил за коренизацию руководства в национальных республиках (нельзя давать русским управлять Чечней и др.).

    Берию во многом поддержал Маленков, который предложил усилить упор на социальный аспект в экономике, а также заявил, что в современной войне не будет победителей, предложил ограничить власть партийного аппарата (ему этого не простили).

    26 июня 1953г. Берия был арестован и в декабре расстрелян как враг народа (это был заговор Хрущева и Маленкова против Берии).

    В январе 55г. Хрущев подверг резкой критике Маленкова, а затем Молотова. Новым главой правительства стал Булганин, министром обороны – Жуков, а министром иностранных дел – Шепилов Д.Т. В сентябре 53г. Хрущев стал Первым секретарем ЦК партии и начал борьбу с Маленковым. В июне 57г. Молотов, Маленков, Каганович, Ворошилов, Булганин попытались отстранить Хрущева от власти. Пленум ЦК осудил всю эту группу и снял их со всех ведущих постов. В 58г. вместо Булганина главой правительства стал Громыко, в октябре 57г. вместо Жукова министром обороны поставили Малиновского (Хрущев испугался Жукова, который лишь по возвращении из Югославии, где он был с визитом, узнал о снятии с должности).

    К 1958г. Хрущев окончательно победил в борьбе за власть, перестал считаться с чьим-либо мнением. Хрущев был выходцем из низов, талантливым, но необразованным. Он всего добивался сам. Он верил в победу коммунизма, но был сыном своей системы.

    Последним этапом борьбы за власть стали события 13-14 октября 1964г. Фактически это был номенклатурный заговор против Хрущева во главе с Брежневым, Шелепиным, Сусловым, Подгорным и семичастным. Хрущева обвинили в волюнтаризме и субъективизме (навязывание своей воли, неучет объективной реальности). На Пленуме он подал просьбу об отставке 14 октября 1964г. Так завершилась борьба за власть.

    Власть и общество в 1953-1964 гг.

    Период 53-64гг. был отмечен борьбой двух тенденций в общественной жизни: демократической и консервативной (ее олицетворяет памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище).

    Хрущев провел ряд мер по демократизации общественной жизни в стране:

    ○ Стали регулярно созываться пленумы ЦК и съезды партии;

    ○ Усиливается критика и самокритика, а также качественный состав руководства (в 1956г. 86-87% имели высшее образование);

    ○ К партийному руководству пришли специалисты различных отраслей хозяйства: инженеры, юристы и др.

    ○ Аппарат управления в стране был сокращен на 750000 человек;

    ○ Более чем в три раза сократилась статотчетность.

    Уже в 1954г. МВД разделили, выделив при этом из него КГБ во главе с Серовым. Были расширены контакты с Западом. Мы заявили о необходимости мирного сосуществования на мировой арене, выступили с идеей предотвращения войн (на ХХ съезде) и возможности разных путей перехода к социализму. Внутри страны отменяется ряд чрезвычайных законов (он ввел смертную казнь), отменяется работа партийных и советских органов в ночное время, усиливается коллегиальность в работе партии. Кроме того, с 1954г. отменяется раздельное обучение и плата за него в старших классах. Разрешаются браки с иностранцами. Открывается для экскурсий кремль, облегчается выезд за рубеж. В феврале 1954г. Хрущев дарит Крым Украине к 300-летию Переяславской Рады. В 1957г. в Москве проводится фестиваль молодежи и студентов, а также международный конкурс имени Чайковского. Это время получило название Хрущевской оттепели.

    В 1957г. восстанавливается автономия репрессированных народов, кроме немцев Поволжья и крымских татар. Начинается процесс выборочной реабилитации безвинно пострадавших. Были пересмотрены многие дела 30-х гг. К началу 60-х гг. были реабилитированы около 16000 человек (сейчас – 4млн человек). В судебном порядке были наказаны 1342 бывших чекиста. Были расстреляны заместители Берии – Кабулов, Меркулов, Гоглидзе, Абакумов.

    Самый крупный шаг в деле демократизации был сделан Хрущевым на ХХ съезде КПСС в феврале 1956г. 25 февраля Хрущев сделал «закрытый» доклад о культе личности (он был опубликован только в 1989г.). Все свели к ошибкам Сталина: социализм – правильный строй, Сталин – ошибка.

    Со второй половины 50-х гг., особенно после событий в Польше и Венгрии (1956г.) в деятельности Хрущева все больше проявляется консерватизм. Консерватизм выразился во все большем контроле над духовной сферой, в области культуры происходит откат к сталинизму. Из тех успехов, которых достигла страна, в 1959г. делается ошибочный вывод об окончательной победе социализма (XXI съезд).

    В 1961г. на 22 съезде КПСС была принята 3 программа партии – программа развернутого построения коммунизма, которую мы с блеском провалили через 20 лет. В стране царила эйфория. Руководство страны теряло ориентацию. В начале 60-х гг. резко сократились темпы роста. В этих условиях вводится смертная казнь за экономические преступления. Хрущев встал на путь жесткого подавления любых форм протеста. Он начинает наступление на церковь, ликвидировать храмы и делать там зернохранилища. Хрущев скатывается к сталинизму.

    Социально-экономическая политика: новации и догмы

    Не менее сложным и противоречивым был курс Хрущева в социально-экономической сфере. Основное внимание хрущевское руководство уделяло сельскому хозяйству. Положение на селе впервые было подвергнуто анализу на августовской сессии 1953г. Верховного совета и сентябрьском Пленуме ЦК. Там отмечалось, что колхозы лишены элементарных форм самоуправления, а крестьяне задавлены налогами. Поэтому берется курс на постепенный отказ от жесткой централизации и регламентации управления селом.

    Повышаются закупочные цены на продукцию села, снижаются в несколько раз налоги на личное подсобное хозяйство. Расширяется сеть сельскохозяйственных вузов и поставки техники на село. В деревню направляют около 120000 специалистов. Берется курс на усиление социального аспекта в экономике, увеличение товаров группы «Б» - предметов потребления. В феврале 1954г. провозглашается курс на освоение целины. Туда посылают более 300000 человек (Казахстан, Урал). Всего там освоили 42 млн га земли (несколько Англий и Франций). В итоге целина стала давать каждый второй килограмм зерна. Урожайность составляла 6-7 ц с га. Однако в целом руководство видело путь развития экономики на экстенсивных рельсах.

    В 1953-1957гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 35,3%, более 7% в год. Такого не было ни до, ни после, включая сегодняшний день. Однако во второй половине село превратилось в полигон для эксперимента. Предлагается лозунг «Догнать и перегнать Америку!» Стране навязывается идея ежегодной смены специализации деревни. Начинается массовое укрупнение колхозов (подвода – главный транспорт), перевод их в совхозы, наступление на ЛПХ (несовместимо с коммунизмом), монокультурой провозглашается кукуруза. В итоге с начала 60-х гг. темпы роста резко упали, насилие экономики обернулось крахом.

    В 1963г. мы впервые закупили зерно за рубежом и с тех пор каждый год его закупаем. Более значимыми были успехи в области науки и промышленности. 7 человек стали лауреатами Нобелевской премии.

    4 октября 1957г. – был запущен первый спутник. 12 апреля 1961г. впервые в космос полетел Юрий Гагарин.

    В 1954г. вошла в строй первая в мире атомная электростанция (г.Обнинск), 1959г. – атомный ледокол «Ленин», ТУ-104 – самый крупный в мире самолет.

    Но в 50-е гг. в мире началась НТР, наше отставание стало заметно прогрессировать.

    

    Последние материалы раздела:

    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

    Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

    Третичное образование Третичное образование
    Третичное образование Третичное образование

    Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

    Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
    Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

    Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...