Специфика любовной лирики маяковского. Особенности любовной лирики маяковского

В.Маяковский — поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду-шой, способный на самые светлые и нежные чувства, на глубокие переживания, на искреннюю любовь.

Художественное воплощение эта способность Мая-ковского нашла в его стихотворениях о любви. Они поражают страстной силой выраженного в них чувст-ва. Их лирический герой не может и не хочет освобож-даться от власти любви. Она становится центром ми-роздания.

«Кроме любви твоей мне нету солнца»,— говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего». Любовь — самое зна-чительное, важное в судьбе каждого человека.

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно-сти любви» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал поэт. Стихотворение являет собой лирический монолог, в котором ирония соседствует с серьезностью, просторечие с приподня-тостью. Поэт размышляет о сущности любви. Он ста-вит проблему и последовательно доказывает свое мне-ние, приводя веские аргументы.

Страстное чувство заставляет лирического героя заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих чувствах. О себе он говорит: «Я ж навек любовью ра-нен — еле-еле волочусь». Маяковский дает собствен-ное определение этому чувству:

Любить —

Это значит:

в глубь двора вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

Рубить дрова,

силой

Своей играючи.

Свое состояние лирический герой называет экста-зом. А любовь его — «человеческая, простая», совла-дать с ней невозможно, потому что она «ураган, огонь, вода». Подлинное чувство противопоставля-ется в стихотворении «прохожей паре чувств», обы-вательщине.

Иная интонация свойственна стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой». Первоначально оно не предназначалось для печати, а было передано лично адресату. Поэт противопоставляет свое искреннее, глубокое, горячее чувство «парижской любви», по-шлой и обыденной. Стихотворению свойственна пре-дельная откровенность, оно поражает силой интимно-го чувства. «Иди сюда, иди на перекресток моих боль-ших и неуклюжих рук », — звучит в нем. «Ты одна мне ростом вровень»,— говорит поэт героине, призывая ее на ответные чувства. Поэт говорит о «собаках озверев-шей страсти», о ревности, которая движет горами, о «страсти кори». Лирический герой настойчив, целе-устремлен. «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем»,— обещает он.

Стихотворениям Маяковского о любви свойствен-на удивительная душевная открытость, обнажен-ность тончайших переживаний. Любовная лирика по-эта удивляет необычайно яркой и смелой образно-стью, неистовостью чувства. Поразительные, оригинальные метафоры и сравнения придают сти-хам Маяковского неповторимость.

Урок 44 СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ МАЯКОВСКОГО

30.03.2013 16743 0

Урок 44
Своеобразие любовной лирики Маяковского

Цели : отметить своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве поэта; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

И Бог заплачет над моею книжкой!

Не слова – судороги, слипшиеся комом;

и побежит по небу с моими стихами под

знакомым.

В. Маяковский

I. Вступительное слово.

Учитель . В своих воспоминаниях художник Юрий Анненков писал о Маяковском: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке – сегодня в одном направлении, завтра – в другом. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперед. <...> К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять надменные колкие вспышки глаз...» И тут же художник приводит слова режиссера Всеволода Мейерхольда: «Грубость Маяковского была беспредельно хрупкой».

Но далеко не всем открывалась эта хрупкость и нежность, скрытая в «этакой глыбе». По-новому открывается поэт в стихах о любви. Среди произведений этой темы («Люблю!», «Про это» и других ) особенно выделяются «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Созданная поэтом в октябре – ноябре 1928 года поэтическая дилогия принадлежит к вершинным произведениям автора. Оба стихотворения, написанных в сравнительно короткий промежуток времени, отличаются высокой степенью автобиографичности.

II. Работа с текстами стихотворений.

1. Подготовленные ученики представляют материал (он был роздан предварительно на карточках).

А) Известно, что место написания стихотворений – Париж.

Хронология зарубежной поездки такова. 8 октября 1928 года Маяковский выехал из Москвы в Берлин. 15 октября он – в Париже. 3 декабря выехал из Парижа в Берлин, 9 декабря 1928 года вернулся в Москву. Во Франции в период с 20 по 25 октября поэт побывал в Ницце. По возвращении из Ниццы в Париж, 25 или 26 октября 1928 года, Маяковский впервые встретился и познакомился с Т. А. Яковлевой (1906–1991), молодой модисткой , недавно (в 1925 году) по ходатайству своего дяди, парижского художника, перебравшейся из Советской России на жительство во Францию. Эта встреча получила и поэтическое отражение: Татьяна Яковлева стала адресатом одного из стихотворений лирической дилогии.

Б) Исследования литературоведов показывают, что «парижская» любовная лирика Маяковского связана не только с Татьяной Яковлевой.

У поэта была и иная (для него – очень важная) любовная и бытийная коллизия, нашедшая отражение в текстах «Писем».

Особенности вопроса стало возможным прояснить лишь в 1990-е годы, когда в США открыто заявила о себе дочь Маяковского – Хелен-Патриция (Елена Владимировна) Томпсон, о «виртуальном» существовании которой было известно лишь узкому кругу лиц. Летом 1925 года Маяковский посетил Соединенные Штаты Америки. Здесь он встретил и полюбил Элли Джонс (Елизавету Петровну Зиберт, 1904–1985), из русских немцев, покинувших Россию в первые годы после революции. Все время пребывания Маяковского в Америке они были вместе. Непростым было их расставание, Елизавета и Владимир уже знали, что у них скоро будет ребенок.

15 июня 1926 года у Элли Джонс в США родилась дочь Хелен-Патриция. Сохранилась (не полностью) переписка родителей. Новая встреча Маяковского с Элли Джонс состоялась в 1928 году уже в Европе. В 20-х числах октября 1928 года поэт впервые увидел дочь. Маяковский, которому «30 уже и у 30-ти / пошел пробиваться хвост» («Домой!», 1925, черновая рукопись, строки не вошли в окончательный текст), испытывает особый – «Ураган, / огонь, / вода» («Письмо товарищу Кострову...») – поток эмоций и чувств. Он стал отцом! У него есть дочь, семья. Впервые после поэм «Люблю» и «Про это» (1922–1923) поэт вновь возвращается к любовной лирике. Делает в Ницце первые «заготовки» для стихов, составивших вскоре поэтическую дилогию «Писем» из Парижа. Сохранилась записная книжка поэта с этими первыми набросками.

В) По воспоминаниям Элли Джонс, встретившись в Ницце, они проговорили и «проплакали» всю ночь. В настежь распахнутое окно гостиничного номера смотрели спящий город, море, горы, ночное небо. В записной книжке появляются наброски важнейших строк, ключевых смысловых рифм будущих «Писем» о любви: « <море> пятнится / спит, спит Ницца»; «...ревность двигает горами», «брови / с бровью вровень»; «звездочета / звездочета» и другие. Все эти рифмы, заготовки, строчки созданы и записаны до 25 октября 1928 года, еще до знакомства с Т. Яковлевой, о существовании которой Маяковский тогда даже и не подозревал! Очевидно, единственной «вдохновительницей» и прототипом героини начавшего складываться лирического произведения на этом этапе могла быть только Элли Джонс, мать его дочери.

25 или 26 октября 1928 года Маяковский вернулся из Ниццы в Париж, находясь в состоянии активного творческого подъема, и написал письмо в Ниццу: «Две милые Элли! Я по вас уже весь изоскучился. Мечтаю приехать к вам еще хотя бы на неделю. Примете? Обласкаете? Ответьте, пожалуйста (...боюсь только, не осталось бы и это мечтанием)... Целую вам все восемь лап. Ваш вол. 26/Х. 28.»

Надо представить, оценить и состояние Маяковского-человека в эти дни. Встретившись с «двумя Элли», впервые в свои 35 лет увидев родную дочь, он испытал обилие новых, непривычных эмоций («Сонм видений / и идей / полон до крышки...» – «Письмо товарищу Кострову»).

Г) В эти же дни Маяковского знакомят в Париже с Татьяной Яковлевой. Она становится одним из первых слушателей, а затем, по-видимому, в отдельных деталях, и объектом – собеседником создаваемых лирических произведений, к которым поэт вскоре снова обратился.

В этот период прототип лирической героини любовной поэтической дилогии становится до некоторой степени раздваивающимся – «Моя жизнь какая-то странная...» (из письма тех дней в Москву). В образную систему лирического повествования включаются картины, связанные не только с Элли Джонс, но отчасти, и с Татьяной Яковлевой. С именем первой связаны образы наиболее эмоционально насыщенные, лирически иступленные, почти надрывные, метафорически усложненные. С именем второй – образы более простые, повествовательные, но привязывающие действие к Парижу. Глубинные же мотивы появления этого послания, подтексты остаются зашифрованными , неизвестными читателю и непосредственно из текста стихотворения никак не выводимыми. Такова, очевидно, и была здесь творческая задача поэта.

2. Выразительное чтение стихотворения «Письмо товарищу Кострову...».

– Какие художественные средства использует автор для передачи своего эмоционального состояния?

Большая часть стихотворения посвящена определению самого понятия любви как таковой, ее «сущности». Найдите и зачитайте эти определения. /«Любовь не в том...», «Любить – это значит...», «Любовь – это простынь...», «Нам любовь не рай да кущи...»

Учитель . По воспоминаниям встречавшихся с поэтом в ноябре 1928 года в Париже, Маяковский неоднократно читал это стихотворение слушателям как в узком кругу знакомых, так и в более широких аудиториях. Как обычно у Маяковского, в таких устных чтениях текст стихотворения уточнялся, сокращался и дополнялся. При этом, по-видимому, «обкатывались» и отдельные строфы, чуть позднее вошедшие во второе стихотворение лирической дилогии.

Эмоциональное состояние поэта, глубоко личные, скрытые, но очень важные переживания требовали своего разрешения. И в ноябре 1928 года Маяковский «доверил бумаге» вторую часть общего лирического замысла, вторую часть дилогии.

3. Выразительное чтение стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».

Работа с текстом .

А) Учитель . Большинство воспоминаний, впечатлений, «свидетельств современников» о пребывании Маяковского в Париже в 1928 году, его встречах с Татьяной Яковлевой, его отношении к Яковлевой являются записями, сделанными по прошествии многих лет после событий, отнюдь не по «горячим следам». Потому наиболее достоверными сведениями о тех днях следует признать, по-видимому, несколько сохранившихся писем Яковлевой матери в Пензу, написанных в декабре 1928 – начале 1930 года, то есть действительно «по горячим следам» событий.

В декабре 1928 года, вскоре после отъезда в Москву, Яковлева писала матери: «В. М. (Маяковский) вернулся из Парижа... Очень мне было тяжело, когда он уезжал. Это самый талантливый человек, которого я встречала, и, главное, в самой для меня интересной области», – Яковлева тоже писала стихи. «Я думаю, тебе будет интересно послушать стихи, которые называются «Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо о любви...» ...Он мне оставил «мои» стихи в двух экземплярах, посылаю тебе. Пока никому не показывай...»

В письме от 24 декабря 1928 года Яковлева вновь пишет о Маяковском: «...я видела его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда-либо хорошо относилась к моим «поклонникам», то это к нему, в большей доле из-за его таланта, но в еще большей из-за изумительного и буквально трогательного ко мне отношения. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор очень по нему скучаю... Маяковский меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное, остро вспомнить Россию... Я тоже люблю его последние стихи. Раньше лирики такого рода у него почти не было, но, по-моему, она у него выходит не хуже чего другого. ...Стихи его покоряют даже французов, ритмом и силой читки. «Мои» стихи имели здесь большой успех... Он всколыхнул во мне тоску по России и по всем вам. Буквально, я чуть не вернулась. Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след...»

Б) Частичный анализ текста .

Что, кроме женской привлекательности, ценит автор в лирической героине? (Умение слушать, сопереживать, взаимопонимание):

Ты одна мне

Ростом вровень,

Стань же рядом

С бровью брови,

Важный вечер

Рассказать

По-человечьи.

– Какие строки, по вашему мнению, могли заставить Татьяну Яковлеву «остро вспомнить Россию»?

Объединяя отношение к женщине и к родине одним словом ЛЮБОВЬ, Маяковский утверждает:

В поцелуе рук ли,

В дрожи тела

Близких мне

Моих республик

Пламенеть.

Маяковский зовет вернуться Татьяну Яковлеву в Россию:

За Советскую Россию.

Вы и нам

в Москве нужны,

не хватает

длинноногих.

III. Творческое задание.

Напишите небольшое рассуждение на тему: «Лирика любви. В чем ее нетрадиционность у Маяковского?»

IV. Итог урока.

Домашнее задание. Выучить наизусть и проанализировать (письменно) одно из стихотворений Маяковского (выбор): «А вы могли бы?», «Послушайте».

В то время, когда Владимир Маяковский начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму «Люблю». В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь — это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. Первую часть произведения поэт назвал «Обыкновенно так», чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви свое — поэтическое. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы. По мнению Маяковского, любовь дается каждому человеку от рождения, но у обычных людей, которые любят «между служб, доходов прочего», «поцветет, поцветет — и скукожится»:

Любовь любому рожденному дадена, — Но между служб, Доходов И прочего Со дня на день Очерствевает сердечная почва.

Наконец, лирическому герою встречается женщина, которая

Пришла — Деловито, За рыком, За ростом, Взглянув, Разглядела просто мальчика. Взяла, Отобрала сердце И просто Пошла играть — Как девочка с мячиком.

Конфликт в поэме строится на неразделенности чувства любви. Наиболее высокого напряжения он достигает в главе «Ты». Поэт отдает сердце любимой и счастлив. По его мнению, счастье не в том, чтобы хранить чувства, как капитал в банке, а в том, чтобы подарить их другому человеку, ничего не желая взамен. Любовь бескорыстна, поэтому она вечна. У Маяковского было твердое убеждение, что «если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при любых обстоятельствах, даже если я неправ, несправедлив, или жесток». Любовь должна быть незыблема, как закон природы. «Не может быть, чтобы я ждал солнца, а оно не взойдет. Не может быть, чтобы я поклонился цветку, а он убежит. Не может быть, чтобы я обнял березу, я она скажет: “Не надо”». Любви не страшны

Ни ссоры, Ни версты. Продумана, Выверена, Проверена. Подъемля торжественно стих строкоперстый, Клянусь — Люблю Неизменно и верно.

К любовной лирике Маяковского относятся два стихотворения, созданные в конце 1928 года. Это «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Первое из них адресовано редактору газеты «Комсомольская правда», в которой работал оказавшийся в Париже поэт. Второе стихотворение не было предназначено для печати — это личное послание, которое было передано любимой женщине. В первом «Письме…» Маяковский размышляет о сущности любви, ее сокровенном смысле. Поэт хочет разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Любовь настолько сильна, что перевернула в нем все, создала его заново. «Письмо…» представляет собой поэтический монолог. Любовь поэта «человеческая, простая»:

Подымает площадь шум, экипажи движутся, я хожу, стишки пишу в записную книжицу.

Любовь дает возможность ощутить единство обычного, земного и прекрасного, высокого, а поэзия — выразить это.

В этом «Письме…» поэт утверждает, что слово влюбленного человека способно

Подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли.

«Письмо товарищу Кострову…» — одно из самых лирических произведений В. Маяковского о любви. Поэт говорит о значении любви в своей жизни. Его чувства приобретают «вселенские» масштабы, поэтому для их выражения Маяковский использует метафоры и неологизмы: «Из зева до звезд взвивается светло золоторожденной кометой» или «Распластан хвост небесам на треть».

В «Письме Татьяне Яковлевой» любовь предстает своей драматической стороной. Почему-то взаимная любовь не принесла счастья влюбленным. Поэт обещает усмирить чувство ревности. Если стихотворение «Письмо товарищу Кострову…» имеет глобальный, даже философский характер, то второе по содержанию более личное. В нем душа Маяковского открыта, в ней рядом страсть и бессилие, ревность и достоинство: Материал с сайта

Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук. Не хочешь? Оставайся и зимуй, И это оскорбление на общий счет нанижем.

Форма монолога сообщает стиху доверительность, придает поэтическому повествованию глубоко личный характер. Предельная откровенность героя проступает в словах о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти». Каждая строка стихотворения наполнена силой чувства, как и вся любовная лирика Маяковского, мощная и страстная. Поэт был навеки ранен любовью. Читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:

Если я чего написал, если чего сказал — тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • своеобразия лирики Маяковского коротко
  • особенности любовной лирики в. в. маяковского
  • особенности любовной лирики маяковского
  • любовная лирика маяковского
  • сочинение на тему общая характеристика маяковский

Начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму «Люблю». В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь – это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. Первую часть произведения поэт назвал «Обыкновенно так», чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви свое – поэтическое. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы. По мнению Маяковского, любовь дается каждому человеку от рождения, но у обычных людей, которые любят «между служб, доходов прочего», «поцветет, поцветет – и скукожится»:

Любовь любому рожденному дадена, -
Но между служб,
Доходов
И прочего
Со дня на день
Очерствевает сердечная почва.

Пришла -
Деловито,
За рыком,
За ростом,
Взглянув,
Разглядела просто мальчика.
Взяла,
Отобрала сердце
И просто
Пошла играть -
Как девочка с мячиком.

Конфликт в поэме строится на неразделенности чувства любви. Наиболее высокого напряжения он достигает в главе «Ты». Поэт отдает сердце любимой и счастлив. По его мнению, счастье не в том, чтобы хранить чувства, как капитал в банке, а в том, чтобы подарить их другому человеку, ничего не желая взамен. Любовь бескорыстна, поэтому она вечна. У Маяковского было твердое убеждение, что «если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при любых обстоятельствах, даже если я неправ, несправедлив, или жесток». Любовь должна быть незыблема, как закон природы. «Не может быть, чтобы я ждал солнца, а оно не взойдет. Не может быть, чтобы я поклонился цветку, а он убежит. Не может быть, чтобы я обнял березу, я она скажет: “Не надо”». Любви не страшны

Ни ссоры,
Ни версты.
Продумана,
Выверена,
Проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
Клянусь -
Люблю
Неизменно и верно.

К любовной лирике Маяковского относятся два стихотворения, созданные в конце 1928 года. Это «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Первое из них адресовано редактору газеты «Комсомольская правда», в которой работал оказавшийся в Париже поэт. Второе стихотворение не было предназначено для печати – это личное послание, которое было передано любимой женщине. В первом «Письме…» Маяковский размышляет о сущности любви, ее сокровенном смысле. Поэт хочет разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Любовь настолько сильна, что перевернула в нем все, создала его заново. «Письмо…» представляет собой поэтический монолог. Любовь поэта «человеческая, простая»:

Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
стишки пишу
в записную книжицу.

Любовь дает возможность ощутить единство обычного, земного и прекрасного, высокого, а поэзия – выразить это.
В этом «Письме…» поэт утверждает, что слово влюбленного человека способно

подымать,
и вести,
и влечь,
которые глазом ослабли.

«Письмо товарищу Кострову…» – одно из самых лирических произведений В. Маяковского о любви. Поэт говорит о значении любви в своей жизни. Его чувства приобретают «вселенские» масштабы, поэтому для их выражения Маяковский использует метафоры и неологизмы: «Из зева до звезд взвивается светло золоторожденной кометой» или «Распластан хвост небесам на треть».
В «Письме Татьяне Яковлевой» любовь предстает своей драматической стороной. Почему-то взаимная любовь не принесла счастья влюбленным. Поэт обещает усмирить чувство ревности. Если стихотворение «Письмо товарищу Кострову…» имеет глобальный, даже философский характер, то второе по содержанию более личное. В нем душа Маяковского открыта, в ней рядом страсть и бессилие, ревность и достоинство:

Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
И это оскорбление
на общий счет нанижем.

Форма монолога сообщает стиху доверительность, придает поэтическому повествованию глубоко личный характер. Предельная откровенность героя проступает в словах о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти». Каждая строка стихотворения наполнена силой чувства, как и вся любовная лирика Маяковского, мощная и страстная. Поэт был навеки ранен любовью. Читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:

Если
я чего написал,
если
чего
сказал -
тому виной
глаза-небеса,
любимой
моей
глаза.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области

"Архангельский техникум строительства и экономики"

Конспект урока

по литературе в 11 классе

"Своеобразие любовной лирики

В. Маяковского"

Подготовила преподаватель

русского языка и литературы

Тележкина Маргарита Вениаминовна

Архангельск 2014

Тема урока: "Своеобразие любовной лирики Владимира Маяковского". Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: углубить представления обучающихся о любовной лирике Маяковского, познакомить с её своеобразием и адресатами любовных произведений. Задачи урока:
    обучающие:
- обеспечить в ходе урока изучение, повторение и закрепление знаний по теме, - сформировать общеучебные умения (анализировать лирическое произведение, делать выводы, работать с текстами, готовить сообщения, аргументировать своё мнение),
    развивающие:
-сформировать познавательный интерес, память, мышление, - развивать умения слушать и дискутировать
    воспитательные:
-развивать чувство коллективизма, ответственное отношение к уроку, взаимопомощь, - развивать творческую активность обучающихся. Методы и приёмы обучения: а) организация и осуществление учебно-познавательной деятельности: - репродуктивные (слово учителя, выступления обучающихся), - проблемно-поисковые (работа по тексту) - наглядные (презентация) - творческого чтения - эвристические (ответы на вопросы по анализу текста) б) стимулирование и активизация обучения: - поощрение обучающихся, создание эмоционального настроя. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: - фронтальная - индивидуальная. План урока:
    Вступительное слово преподавателя. Аналитическая беседа по поэме "Облако в штанах"(1915г.). Черты футуризма. Роль семьи Брик в жизни и творчестве Маяковского. Анализ стихотворений "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви"(1928г.), "Письмо Т.Яковлевой"(1928г.). Судьба Т.Яковлевой. Знакомство с последней любовью Маяковского-Вероникой Полонской. Особенности любовной лирики Маяковского. Тест. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
ХОД УРОКА. Эпиграф урока:

Если я

чего написал,

если

чего

сказал-

тому виной

глаза-небеса,

любимой

моей

глаза.

"Хорошо!"(1927г.)

Несмотря на мужественную внешность Маяковский был очень нежным и заботливым человеком. Энергичный, стремительный, он умел покорить окружающих. Н.А. Луначарская писала: "Он вдруг улыбался как-то очень молодо и по- мальчишески застенчиво. И от этой улыбки у его собеседников сразу исчезала всякая скованность". В его кипучей, творческой жизни всё было на виду и даже взаимоотношения с женщинами. А женщины в его жизни и творчестве играли далеко не последнюю роль: это и Мария Александровна Денисова, и Лилия Юрьевна Брик, и Татьяна Яковлева, и Вероника Витольдовна Полонская. Быстро чувствительным, деликатными, возгорающимися был Маяковский с возлюбленными. Лилия Брик: "Маяковский всё переживал с гиперболической силой-любовь, ревность, дружбу". И именно эти женщины вдохновляли поэта на создание многих лирических произведений. Одно из них - поэма "Облако в штанах"(1915г.)

- Записать в тетрадь тему урока, эпиграф, название поэмы. - После знакомства с кем Маяковский написал эту поэму? (М.Денисова, Одесса, январь 1914г.) - Кому посвящена поэма? (Л.Брик) - Какие произведения ещё посвящены Л.Брик? ("Лиличка", "Про это", а в 1928г. посвятил ей все произведения, вошедшие в 1 том собраний сочинений поэта). - Из скольких частей состоит поэма? (4 части - тетраптих: 1-"долой вашу любовь" 2-"долой ваше искусство" 3- "долой ваш строй" 4- "долой вашу религию" и вступление Маяковский - бунтарь, выступает против буржуазного общества) - Как вы понимаете смысл названия поэмы? ("13-й апостол"- цензор пригрозил каторгой, тогда Маяковский написал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите-буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах". Этими словами он высказывает свою бунтарскую сущность, эпатаж). - О чём говорится во вступлении? - Проанализируем 1 часть поэмы. - Чем автор подчёркивает реальность происходящего с лирическим героем? (детали: Одесса, время, Мария, мать и сёсты). - Каково душевное состояние лирического героя? (кипит, потрясён, расстроен). - Что так расстроило, потрясло его? Как он называет себя? Чего хочется этой "глыбе"? (простой человеческой любви). - Любовь у этой "громады" должна быть "маленьким смирным любёночком". Почему? (неологизм "любёночек"- ребёночек- подчёркивает силу чувства, трогательной нежности). - Какие метафоры подчёркивают предельное состояние героя? (примеры из текста) - Вошла возлюбленная. С помощью каких приёмов передано психологическое состояние героя? (через внешнее спокойствие. Внутренние страдания, разорванность души подчёркнуты переносом, антитезой: надо сдержаться, говорить чётко, медленно, размеренно). - Как вы поняли фразеологизм: "Сердце выскакивает из груди"? Как он звучит в поэме? ("Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! Рухнули. Не выскочишь из сердца!" КАТАСТРОФА! Чувство любви безжалостно разбивается. Возлюбленную соблазнили роскошью, её украли. А любовь невозможна в мире купли-продажи) - Что стало с Марией? - Схожи ли лирический герой и сам поэт? - Какие черты футуризма вы нашли? Запись в тетрадь. (1. тема: против мещанской любви 2. поэма- декламация: "искусство должно будить и будоражить" 3. "построение лесенкой"выделяет смысл слов, их значение и значимость 4. использование неологизмов (любёночек, златоустейший, новородит, кудластый) 5. метафоричность, гиперболизация образа, антитеза, "я" противопоставлен всему миру). - Заслушать сообщение о роли семьи Брик в жизни Маяковского. - Прочитать стихи "Письмо тов. Кострову" и "Письмо Т.Яковлевой" - Когда и где познакомился Маяковский с Т.Яковлевой? Как развивались их взаимоотношения? (заслушать сообщение ученика). - Чем отличаются стихи по эмоциональному настроению от "Облака в штанах"? ("Я ж навек любовью ранен-еле-еле волочусь…") - Найдите строки, объясняющие смысл любви. (" Нам любовь не рай да кущи, Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…" " любовь загудит-человеческая, простая…") - Что отвергает поэт и что утверждает в понимании любви? Как изменился его лирический герой? (Отвергает мещанство, пошлость. Лирический герой стал взрослее, сдержаннее, близок поэту. Любовь - разговор о человеческой жизни, о борьбе и труде. Любовь, жизнь, творчество нерасторжимы.) В.Маяковский писал: " Любовь-это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела. Любовь-это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём". - Заслушать сообщение о В.Полонской. - Зачитать предсмертное письмо В.Маяковского. - Записать в тетрадь выводы

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...