Состав населения афин. Куда обращаться в экстренных ситуациях

История Древней Греции разделяется на несколько основных периодов по главному центру развития культуры. Афины связаны прежде всего с классической культурной эпохой. Однако упоминание об этом городе встречаются и в связи с цивилизацией, развивавшейся гораздо раньше на острове Крит. Это знаменитый миф о Минотавре, в котором противостоящими сторонами были царь острова Крит Минос и сын царя Афин Эгея Тесей. Имеется связь с Афинами и в легенде о Дедале и Икаре. Потому интересно будет проследить историю развития Афинской культуры как с точки зрения мифологии, так и с точки зрения исторических фактов.

Кому владеть?

И начнем мы, а точнее уже начали, именно с мифологии, как наиболее важного в духовной жизни греков аспекта.

В преданиях точно не сказано, когда именно возникли Афины. Однако о первом властителе города в мифах есть яркое повествование. И это поверье о споре Афины и Посейдона. Кратко о том, в чем было дело и чем все закончилось. Спорили, разумеется, за власть над богатым портовым городом. Выиграть должен был тот, кто сделает дороже подарок его жителям. Посейдон стукнул своим трезубцем о землю, и оттуда забил ключ. Обрадовались горожане: с пресной водой здесь было очень непросто - не было ее почти, рядом только соленое море. Бросились к источнику и, о, ужас! Разочарование! Вода из него била тоже соленая...

Тогда Афина приступила к творению и вырастила оливковое дерево. А нет пресной воды, нет и растений. Но олива была весьма живуча и пригодна для местных природных условий. Ликовали горожане: и еда, и масло для различных нужд. Ну и зелень тоже. А в награду за столь бесценный подарок признали жители города Афину его властительницей. И имя дали в ее честь. Вот так и стал называться город - город богини Афины, или просто Афины.

Афиняне и критяне

Возвращаясь к истории с Лабиринтом Минотавра, мы приходим к самому древнему периоду греческой цивилизации, который также часто называют критским. Это время противостояния Крита и Афин в лице их властителей Миноса и Эгея. История возведения лабиринта на острове Крит для страшного чудища - получеловека, полубыка - сына Миноса, требующего себе на съедение человеческих жертв. Эти тела в качестве дани Миносу должен был выплачивать афинский царь Эгей. Для самого Эгея история с освобождением от страшной и позорной дани закончилась трагически. Напомню, он сбросился со скалы в море, узнав, что парус на возвращавшемся корабле остался черным. Это означало, что чудом обретенный сын его Тесей погиб в Лабиринте. В честь Эгея море стали называть Эгейским.

Трагичной была и судьба создателя Лабиринта Дедала - уроженца Афин, покинувшего родину из-за преследований по поводу случайной гибели его талантливого племянника, в убийстве которого Дедала обвинили. Во время бегства с Крита его взял под свою опеку Минос. В период пребывания у царя, Дедал построил знаменитый замок - Лабиринт. Поскольку Минос не хотел отпускать искусного мастера, тот решил бежать. Летевшие по небу на изготовленных из птичьих перьев и воска крыльях, Дедал и Икар так и не добрались до нового пристанища: Икар, поднявшись высоко к солнцу, упал и разбился о воду, а безутешный Дедал опустился на ближайшем острове, где и провел в горе остаток своих дней. Но память о нем осталась жить в созданных им творениях в родных Афинах.

Афины и Троя

Следующий период греческой культуры, после гибели Критской цивилизации от наводнения, произошедшего из-за землетрясения на соседнем острове Фера, мифы древних греков связываю с периодом Троянской войны, в которой против малоазиатского города, входившего тогда в территории греческих земель, участвовало множество полисов Древней Греции, в том числе и Афины. В истории этот период называют Микенским - по главному культурному центру цивилизации Микенам.

Но вернемся к мифам. Младший сын царя Трои Приама Парис, тогда еще простой пастух, был избран Зевсом в качестве судьи в споре трех богинь за звание прекраснейшей. Знаменитое яблоко раздора он вручил Афродите, разгневав тем самым могущественнейших Афину и Геру. И они не забыли оскорбления, встав несколько позже на сторону ахейского войска.

Парис же, умыкнув из Спарты у царя Менелая его жену - прекрасную Елену, любовь которой даровала ему в награду Афродита, - увез ее в родную Трою. Менелай призвал к отмщению, и на призыв откликнулись все величайшие мужи Эллады, в том числе и его друг, царь Афин Агамемнон.

Войско данайцев, возглавляемое Ахиллесом и Агамемноном, осадило Трою, и осада продлилась целых десять лет. За это время многие расстались с жизнью: друг Ахиллеса Патрокл, брат Париса Гектор, сам Ахиллес, Лаокоон и его сыновья, и многие жители позже разграбленной и сожженной Трои. Через некоторое время смерть настигла и сестру Париса вещую Кассандру, взятую в рабство Агамемноном. По дороге домой Кассандра родила афинскому царю сыновей, но по прибытии на родину в Афины все они, вместе с Анамемноном, были умерщвлены его женой.

Эпоха классической Греции: начало

Теперь поговорим о времени, когда начало зарождаться афинское государство. Эта эпоха возникла через несколько веков после загадочной гибели Микенской цивилизации. В этот период в центральной области Древней Греции Аттике, стали образовываться города-государства, с прилегающими к ним пахотными землями, называемыми полисами. В разное время происходило возвышение то одних территорий, то других. Все полисы Древней Греции боролись за ведущее положение. Особенно Спарта и Афины.

Поскольку афинские земли были небогаты водой и плодородными почвами, здесь по большей части развивались не земледелие и скотоводство, а ремесла. Уже в VIII-VII вв. до н. э. в Афинах было открыто большое количество мастерских горшечников, кузнецов, сапожников, которые торговали своим товаром в лавках. В предместьях Афин развивались виноградарство и выращивание оливок, а также изготовление оливкового масла.

Управление Афинами в додемократический период

До VII в. до н. э. в городе к управлению была допущена только знать. Власть в своих руках держал Ареопаг, заседавший на холме бога Марса и состоявший из девяти выборных архонтов. Они не только управляли Афинами, но и вершили суд, в основном несправедливый, придерживаясь интересов знати. Но самой одиозной фигурой из архонтов за время существования такой формы правления был Драконт, издававший абсурдные и жестокие законы.

Простым жителям Древних Афин жилось плохо. Они имели маленькие, самые неплодородные участки земли, где почти ничего не удавалось вырастить. Потому, чтобы заплатить налоги, они вынуждены были брать в долг под проценты у знатных и богатых. А поскольку отдать так называемые выплаты не могли, то постепенно отдавали в рабство тому, кому были должны, своих детей, жен, и даже самих себя. Такое пленение называли долговым, а на участки заемщикам устанавливали обозначающие камни для свидетельства.

Против долгового рабства среди демоса и ремесленников постепенно росло возмущение, которое в конечном итоге привело к восстанию.

Афинская демократия: основы

Начнем с того, что определим суть самого понятия: в дословном переводе слово "демократия" означает "власть народа" (демос - народ).

Зарождение в Афинах новой формы управления произошло в VI в. до н. э. и связано с управлением архонта Солона.

После восстания демоса между ним и знатью было заключено перемирие и проведены совместные выборы Ареопага. Главным архонтом в нем сообща и был избран Солон - уроженец Афин, занимавшийся почетным делом - морской торговлей, происходивший из знатного рода, но не имевший особых богатств, рано познавший труд, честный, справедливый и мудрый. Он устанавливает в Афинах новые законы и прежде всего отменяет долговое рабство. Это было важным событием в истории Древних Афин. По законам Солона в архонты теперь могли избираться даже незнатные граждане, но обязательно богатые. Кроме того, для решения самых важных дел стали созывать Народное собрание, в состав которого входили все свободные мужчины Афин.

Был также учрежден выборный суд и отменены многие законы Драконта. Судьи выбирались среди всех граждан Афин вне сословия и достатка не моложе 30 лет. Главным условием было отсутствие дурных поступков. На суде, кроме обвиняемого и обвинителя стали выслушивать и свидетелей. Решение о виновности или невиновности принимали путем тайного голосования белыми и черными камешками.

Все долговые рабы были отпущены на волю и отвечали перед теми, кому задолжали, только своим имуществом.

Итоги деятельности Солона

В целом попытки Солона установить в Афинском государстве демократию были решены лишь частично. Главным недостатком его деятельности следует считать нерешенный земельный вопрос: плодородные земли, в избытке находящиеся в руках богачей и знати, так и не были отобраны и распределены равномерно между всеми гражданами. Это вызывало недовольство демоса. А знать возмущалась против того, что ее лишили дешевых рабов и права получить с должников прежние налоги, которые им были прощены.

Расцвет демократии в Древних Афинах

Начало этого периода связывают с победой греков над персами и правлением Перикла. Государственное устройство Древних Афин при Перикле характеризовалось обновленной системой управления. Это был V век до нашей эры. В управлении участвовал весь демос Афин без разницы, отличался он знатностью по происхождению, считался богатым или бедным.

Главным органом управления выступало Народное собрание, в которое могли входить все афинские граждане мужского пола по достижении ими 20 лет. Собираясь 3-4 раза в месяц, собрание не только распоряжалось казной, решало вопросы войны и мира, управления государством, но и выбирало десять стратегов на один год правления, главным из которых был первый. Перикл долгое время удерживал эту должность в своих руках за счет всеобщего уважения.

В управлении афинским государством участвовал и совещательный орган - Совет пятисот. Но даже если он был против внесенного предложения, его все равно ставили на голосование в Народном собрании.

Благодаря деятельности Перикла в Афинах были введены оплачиваемые чиновничьи должности. Это было необходимо для того, чтобы не только богачи принимали участие в управлении государством, но и бедные земледельцы.

Кроме того, за период правления Перикла город активно развивался и расцветал, а культура Древних Афин достигла невероятно высокого уровня. Его власть длилась пятнадцать лет.

Афины при Перикле

Описание Древних Афин следует начать с самого сердца города - Акрополя - холма, на котором благодаря Периклу и Фидию были возведены величайшие архитектурные и скульптурные памятники греческой культуры: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи, театр Диониса, пинакотека, установлена уникальная статуя богини Афины.


Центром города служила главная площадь Древних Афин - Агора. Здесь располагался главный городской рынок, храмы богам, портики для бесед и встреч, здание для заседаний Совета пятисот и Круглое здание, в котором его представители несли круглосуточный дозор во время опасности.


Интересным местечком "бедных" Афин был район гончаров-ремесленников Керамик, где родилось удивительное древнегреческое искусство - вазопись.

В предместьях Афин, на берегу Средиземного моря расположился главный афинский порт Пирей, состоящий из одной торговой и двух военных гаваней, верфи и рынка. Защиту дороги от Пирея к Афинам осуществляли Длинные стены.


При Перикле Древние Афины превратились в крупнейший ремесленный, культурный и торговый центр.

Древние Афины

Археологическое изучение Афин началось в 30-х годах 19 века, однако раскопки приобрели систематический характер только с образованием в Афинах в 70-80-е годы французской, немецкой и английской археологических школ. Сохранившиеся до наших дней литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса . Основным литературным источником по истории Афин периода формирования государства - «Афинская полития» Аристотеля (4 век до н. э).

Становление Афинского государства

Борьба Тесея с Минотавром

По афинской традиции, полис возник в результате так называемого синойкизма - объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг Афинского акрополя (где еще ​​в микенскую эпоху существовало укрепленное поселение и «дворец» в 16 - 13 веках до н. э). Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает полумифическому царю Тесею, сыну Эгея (по традиции, около 13 века до н. э; в действительности же процесс синойкизма протекал на протяжении нескольких столетий с начала 1-го тысячелетия до н. э). Тесею приписывается введение древнейшего строя афинской общины, разделение ее населения на эвпатридов , геоморов и демиургов . Постепенно в руках родовой аристократии (то есть эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от нее попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, которое приобретало уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой - так называемые метеки - лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью архонтами , которые ежегодно избирались из числа аристократов, и ареопагом - советом старейшин, который пополнялся архонтами, уже отбывшими срок полномочий.

Первые реформы. Эпоха Солона

С ростом имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшегося уравнение в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы. В середине 7 века до н. э аристократ Килон предпринял неудачную попытку овладеть властью. Около 621 до н. е. при архонте Драконте были впервые записаны законодательные обычаи, которые несколько ограничили произвол судей-аристократов. В 594-593 до н. е. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена ​​свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган - Совет четырехсот , осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

Афинская демократия

Эпоха Писистрата и Клисфена

Около 560 до н. э. в Афинах состоялся политический переворот: установилась тирания Писистрата , проводившего политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса против родовой знати. При нем Афины добились больших внешнеполитических успехов: распространили свое влияние на ряд островов Эгейского моря , укрепились на обоих берегах Геллеспонта. Афины разрослись, украсились новыми зданиями и статуями. В городе сооружен водопровод. В правление Писистрата и его сыновей приглашались ко двору лучшие поэты. После смерти Писистрата 527 до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, но как и во всей Греции, тирания в Афинах оказалась кратковременной: Гиппарх убит заговорщиками, а Гиппий свергнут в 510 до н. э. Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 до н. э. восстание демоса, возглавленное Клисфеном . Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. Созданы новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. В результате реформ Клисфена уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев.

Греко-персидские войны

В греко-персидских войнах (500-449 до н. э) Афинам принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих греческих полисов поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами под Марафоном (490 до н. э) (см. Марафонская битва), одни из первых вступили в оборонительный союз греческих государств. Битва при Саламине (480 до н. э.), которая стала переломным моментом в ходе войны, состоялась именно по инициативе афинян и, прежде всего, благодаря им и стратегу Фемистоклу завершилась полным разгромом флота персов. Не менее значительной была роль Афин в 479 до н. э. в битве при Платеях и при мысе Микале. В последующие годы Афины, возглавившие Делосский союз (вскоре фактически превратился в Афинскую морскую державу - Афинскую архе), целиком взяли руководство военными действиями в свои руки.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. Пирей (гавань Афин) стал местом скрещения торговых путей многих стран древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархическим (возглавляемыми Аристидом, затем Кимоном) и демократическим (возглавляемыми Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками в Афинах утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии - Афинской демократии , что достигла наивысшего расцвета в эпоху правления Перикла (стратег в 444/443 - 429 годы до н. э). Верховная власть перешла к Народному собранию, все остальные органы им подчинялись, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных - гелиэя - избиравшихся из граждан по жребию. За выполнение государственных обязанностей после избрания устанавливалось вознаграждение из казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными гражданами. Был установлен также теорикон - выдача денег гражданам на посещение театра. Увеличенные расходы на все это покрывались за счет налога - фороса , который должны были регулярно выплачивать союзные города, входившие в архе.

Афинская гегемония

На вторую половину 5 века до н. э приходится период величайшего культурного расцвета Афин - так называемый золотой век Перикла . В Афинах жили и творили выдающиеся ученые, художники и поэты, в частности историк Геродот , философ Анаксагор , скульптор Фидий , поэты Эсхил , Софокл , Еврипид , сатирик Аристофан . Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей - аттический диалект - получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов . В Афинах велось огромное строительство: по системе Гипподама Пирей перестроен и соединен так называемыми длинными стенами с городскими укреплениями в единое оборонительное укрепление, было завершено строительство основных сооружений, составивших ансамбль Афинского акрополя - шедевра мировой архитектуры. Храм Парфенон (построен в 447-438 до н. э архитекторами Иктином и Калликратом), статуи работы Фидия и другие произведения афинского изобразительного искусства 5 века служили образцами для многих поколений художников последующих веков.

Пелопоннесская война. Под властью Македонии

План Афин в период наивысшего расцвета - около 430 до н. е., накануне Пелопоннесской войны

Однако «золотой век» продолжался сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, которые порождали постоянные конфликты внутри Афинской архе. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением Афин к расширению сферы своего политического и экономического господства, что привело к столкновениям с другими группировками греческих полисов, в которых преимущество имели олигархические порядки - Пелопоннесским союзом , возглавляемым Спартой. В конечном счете противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (431-404 до н. э) - крупнейшей войне в истории Древней Греции . Потерпев в ней поражение, Афины уже навсегда утратили свое ведущее положение в Греции. В первой половине 4 века до н. э. Афинам время от времени удавалось улучшать свое положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395-387 до н. э Афинам, в значительной мере на персидские субсидии, удалось возродить свой ​​флот и восстановить укрепления вокруг города (изрыты по условиям капитуляции 404 до н. э). В 378-377 годах до н. э возродился, правда в суженном виде, Афинский морской союз, который просуществовал недолго. После поражения в битве при Херонее в 338 до н. э. в составе антимакедонской коалиции, возглавляемой афинским политическим деятелем Демосфеном , Афины, как и остальные греческие полисы, должны были подчиниться гегемонии Македонии .

Эллинистическая эпоха

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. В 146 до н. э., разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима ; находясь на положении города-союзника (civitas foederata), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царем Митридатом VI Евпатором . В 86 до н. э. войско Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 до н. э. после образования римской провинции Ахайя , Афины вошли в ее состав. С 3 веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Планирование и архитектура

Холмы

Холм Ареопаг, современные Афины

  • Ареопаг , то есть холм Ареса - западнее Акрополя, дал свое имя высшему судебному и правительственному совету Древних Афин, который проводил свои заседания на склоне холма.
  • Нимфейон, то есть холм нимф - юго-западнее Ареопага.
  • Пникс - полукруглый холм юго-западнее Ареопага. Здесь первоначально проходили собрания экклесии , которые позже перенесли в театр Диониса.
  • Мусейон, то есть Холм Мусея или Муз, ныне известный как Холм Филопаппу - южнее Пникса и Ареопага.
  • Холм Акрополис.

Акрополь

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили ее стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе , вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы - Парфенон . Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней , в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь - Пропилей (437-432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

Агора

Часть населения, подвластного владельцам крепости (акрополя), со временем поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-восточной его стороне. Именно здесь находились древнейшие святилища города, в частности посвященные Олимпийскому Зевсу , Аполлону , Дионису . Затем появились поселения по склонам, которые тянутся к западу от Акрополя. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена разделялась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тесею), Афины стали столицей объединенного государства. Постепенно в течение последующих столетий город заселялся также и с северной стороны Акрополя. Здесь преимущественно селились ремесленники, а именно члены уважаемого и многочисленного в Афинах класса гончаров, следовательно, значительный квартал города к востоку от Акрополя получил название Керамик (то есть квартал гончаров).

Наконец в эпоху Писистрата и его сыновей был сооружен алтарь 12 богам в южной части новой Агоры (рынка), что располагалась у северо-западной подошвы Акрополя. Причем от Агоры измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с городом. Писистрат также начал строительство в нижнем городе колоссального Храма Зевса Олимпийского к востоку от Акрополя, а на самой высокой точке холма Акрополис - Храма Афины целомудренной (Гекатомпедонт).

Ворота

Среди основных въездных афинских ворот были:

  • на западе: Дипилонские ворота, ведущие из центра района Керамик к Академии. Ворота считались священными, поскольку от них начинался священный Элефсинский путь. Ворота рыцаря находились между Холмом нимф и Пниксом. Пирейские ворота - между Пниксом и Мусейоном, вели к проезжей дороге между длинными стенами , которые в свою очередь вели к Пирею. Милетские ворота названы так потому, что вели к дему Милет в пределах Афин (не путать с полисом Милет).
  • на юге: ворота мертвецов находились вблизи холма Мусейон. С Итонийских ворот на берегу реки Илиссос начиналась дорога на Фалирон.
  • на востоке: ворота Диохара вела к Ликею. Диомейские ворота получила такое название, поскольку вели к дему Диомею, а также холму Киносаргу.
  • на севере: Акарнийские ворота вели к дему Акарнею.

Районы

Храм Зевса Олимпийского, наши дни

  • Внутренний Керамик , или «Квартал гончаров».
  • Дем Милет в западной части города, южнее Внутреннего Керамика.
  • Дем Гиппий Колонос - считался наиболее аристократическим среди всех демов полиса Древних Афин.
  • Дем Скамбониде в северной части города и восточнее Внутреннего Керамика.
  • Коллитос - южный район города, лежал южнее Акрополя.
  • Коеле - район на юго-западе города.
  • Лимна - район к востоку от дема Милет и района Коллитос, занимал территорию между Акрополем и рекой Илиссос.
  • Диомея - район в восточной части города, рядом с Диомейскими воротами и Киносаргом.
  • Агре - район южнее Диомеи.

Пригород

  • Внешний Керамик располагался на северо-запад от города, считался лучшим пригородом Афин. Здесь хоронили афинян, павших в войне, а в дальнем конце района существовала Академия на расстоянии 6 стадий от города.
  • Киносарг располагался восточнее города, напротив реки Илиссос, граничил с Диомейскими воротами и гимназией, посвященной Гераклу, в которой учил киник Антисфен.
  • Ликей - располагался восточнее города. В этом районе существовала гимназия, посвященная Аполлону Ликейскому, известная тем, что там учил своих учеников Аристотель.

Улицы

Среди наиболее важных улиц Афин были:

  • Улица Пирея, которая вела от пирейских ворот к Афинской агоре.
  • Панафинейский путь вел от Дипилонских ворот через агору к Афинскому акрополю. Панафинейским путем происходило торжественное шествие во время Панафинейских праздников.
  • Улица Тренога располагалась восточнее Акрополя.

Общественные здания

  • Храмы. Из них наиболее важное значение имел Олимпейон, или Храм Зевса Олимпийского, расположенный юго-восточнее Акрополя, вблизи реки Илиссос и фонтана Каллирое. Среди других храмов Афин: Храм Гефеста - расположен к западу от агоры; Храм Ареса - на севере агоры; Метроон, или храм Матери богов - на западной стороне агоры. Кроме этих основных существовало множество меньших храмов во всех районах города.
  • Булефтерион был возведен в западной части агоры.
  • Толос - округлое здание вблизи Булефтериона, построенное в 470 до н. э Кимоном, который был избран в Совет пятисот . В Толосе члены совета питались, а также осуществляли приношение жертв.

Стадион Панатинаикос, современный вид

  • Стоа - открытые колоннады, использовались афинянами в качестве места отдыха в разгар дня, их было несколько в Афинах.
  • Театры . Самым первым театром в Афинах был театр Диониса на юго-восточном склоне Акрополя, долгое время он оставался крупнейшим театром афинского государства. Кроме того, существовал Одеон для участия в конкурсах по вокалу и исполнения инструментальной музыки.
  • Стадион Панатинаикос располагался на берегу реки Илиссос в районе Агре, здесь проводились спортивные события Панафинейских праздников . На стадионе Панатинаикос состоялись Первые Олимпийские игры современности в 1896 году.

Источники

  • Бузескул В. П. , Афинская политией Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца V в., Хар., 1995;
  • Жебелева С. А. , Из истории Афин (229-31 года до н. э.), СПБ. 1898;
  • Колобова К. М. , Древний город Афины и его памятники, Л., 1961;
  • Зельин К. К. , Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964;
  • Доватур А. , Политика и политии Аристотеля, М.-Л., 1965;
  • Ferguson W. S. , Hellenistic Athens, L., 1911;
  • Day J. , An economic history of Athens under Roman domination, N. Y., 1942.

Возраст Афин – две с половиной тысячи лет. Славное прошлое города и теперь явственно проступает: буквально отовсюду виден древний Акрополь, возвышающийся над городом. Сегодня Афины – современный мегаполис, в котором проживает около четырёх миллионов человек. В двадцать первом веке этот великий город изменился. Произошло это отчасти благодаря Олимпийским играм 2004 года. Сейчас Афины – это нечто большее, чем хранилище древностей. Город очень преобразился и, вопреки представлениям о нём как о городе с загрязнённой окружающей средой и невыносимым уличным движением, оставляет потрясающее впечатление.

Строительный бум после окончания Второй мировой войны и увеличение численности населения с 700 тысяч до 4 миллионов человек обернулись архитектурным бедствием. Однако сейчас облик города меняется: строятся новые дороги, метро, а расширение пешеходной зоны в центре города уже избавило Афины от мучительных транспортных пробок и даже уменьшило облако смога, в буквальном смысле отравляющего столичную атмосферу. То, что воздух стал чище, заметно по снова открывшимся видам, которыми некогда славились Афины, и, несмотря на небоскрёбы и заведения ускоренного обслуживания, город ухитряется сохранять свой неповторимый облик и очарование.

Восточные базары соперничают с модными бутиками и магазинами, заваленными товарами от «Армани» и «Бенеттон». Стремительная модернизация уравновешивается разлитым в воздухе ощущением домашней атмосферы: любой грек вам скажет, что Афины – это самая большая деревня в стране. Как бы часто вы ни приезжали в Афины, ваше внимание будет привлекать то, что сохранилось от классического античного города – прежде всего это Парфенон и другие памятники Акрополя, а также обновлённый , в котором представлено лучшее собрание древностей.

Большинство из тех нескольких миллионов приезжих, которые ежегодно бывают в Афинах, посещением этих памятников и ограничиваются, прибавляя к ним разве лишь вечер в романтической обстановке в одной из рассчитанных на туристов таверн Плаки. Но поступая так, они упускают шанс увидеть те Афины, которые знают и любят сами афиняне. Даже если вы заглянули в город совсем ненадолго, это не оправдывает стремление видеть в Афинах лишь скопление сохранившихся древностей и музейных экспонатов. Стоило бы также потратить немного времени на знакомство с окрестностями столицы, посетить неподалёку от Афин.

Для туристов доступнее всего, наверное, Плака – район, в котором смешана турецкая, неоклассическая и греческая островная архитектура. Далее находятся интересные музеи, посвящённые традиционным искусствам и ремёслам, от керамики до музыки. Чуть севернее – базары, почти такие же, как на Ближнем Востоке, а дополнительная награда – кафе, бары, клубы в Псирри и быстро развивающемся , а также Национальный парк и тенистый и элегантный . Не так далеки от Плаки и холмы – Ликабет и Филопаппу, с которых весь город виден как на ладони, и ходит трамвай (летом он довезёт вас до пляжа). Все вышеприведённые достопримечательности можно увидеть во время .

Но более всего приезжих удивляет в Афинах бурлящая жизнь города. В кафе всегда людно, днём и за полночь, улицы не пустеют до трёх, а то и четырёх часов утра, бары и клубы привлекают полуночников. Поесть, да так, что запомнится надолго – тоже есть где: много традиционных таверн, а взыскательных гурманов ждут шикарные рестораны. Летом столики кафе выносятся на уличные мостовые, клубная жизнь перемещается на пляжи, а можно пойти в кино, посетить концерты и спектакли по произведениям классической древнегреческой драмы под открытым небом. У любителей шопинга глаза разбегаются: оживлённые красочные базары и огромные торговые пространства в пригородах, именуемые на американский манер «моллами», и, разумеется, бутики, заполненные творениями самых модных модельеров.

И очень хороший – и по цене тоже – общественный транспорт, недорогое такси, так что с передвижением особых трудностей у вас не будет. Описывая предместья Афин – о них и об области в целом речь пойдёт в других статьях, – здесь же уделяется внимание, прежде всего памятникам античности. Охотнее всего осматривают храм Посейдона в Сунионе: тот замечательный памятник архитектуры находится на утёсе, возвышающемся над мысом. Не столь известны и не так часто посещаемые святилища и Рамне (Рамнус), Элевсине (Элефсина) и Вравроне, а также насыпанный в честь великой победы погребальный холм у Марафона.


Любители пеших походов, быть может, пожелают совершить восхождения – горы взяли город в кольцо, и лучше всего подняться на гору Парнита. Если это будет весной, то заодно нарвёте охапку самых разных дивных лесных и полевых цветов. Пляжи аттического побережья достаточно хороши, чтобы привлекать уставших от города афинян, но если вы собираетесь на острова, то знакомство со здешними пляжами необязательно. Выбраться из Афин просто: десятки паромов и судов на подводных крыльях ежедневно уходят из афинского пригородного порта Пирея, а также, не столь часто, ещё из двух аттических портов с причалами для паромов – Рафина и Лаврион.

Краткая история Афин (Греция)

Афины – это город, жизнь в котором началась более семи тысяч лет назад. Невысокий скалистый холм, позже ставший Акрополем Афин, с древних времён привлекал человека как удобное место поселения. Он возвышается среди долины, орошаемой реками Кефисом и Илиссом и окружённой горами Гиметтами, Пентериконом, Парнетом и Эгалеями. Склоны холма, высота которого 156 метров над уровнем моря, неприступны, и потому естественно, что все эти преимущества по достоинству были оценены древнейшими жителями Аттики. Микенцы построили на скале дворец-крепость.

В отличие от других микенских селений во время дорийского вторжения (примерно 1200 год до нашей эры) Афины не были ни брошены, ни разграблены, так что афиняне всегда гордились тем, что они «чистые» ионийцы, без дорийской «примеси». Но государства микенского типа в Афинах не сохранилось. Постепенно селение превратилось в полис (античный город-государство) и культурный центр. Правителями Афин считались цари – басилеи, которые затем уступили власть родовой знати – эвпатридам. Народные собрания происходили у Пропилей Акрополя. К западу возвышался скалистый холм Apec, названный в честь бога войны. Здесь, на выровненной вершине, собирался ареопаг – совет старейшин знатных родов города, ареопагитов. Афины в те времена оставались в тени больших и могущественнейших полисов, таких как и .

Афины богатели, и возросшее благосостояние способствовало бурному росту искусств и ремёсел, особенно гончарного промысла. Но экономический рост усилил политическую напряжённость: росло недовольство земледельцев и афинян, которые были исключены из общественной жизни, но платили налоги и подать на землю, достававшуюся земельной аристократии. Прекратить раздоры могло только переустройство общества, на которое были нацелены законы Драконта (его «драконтовский» свод был обнародован в 621 году до нашей эры) и выбор в правители Солона (594 год до нашей эры), которого наделили полномочиями для проведения радикальных политических и экономических реформ.

Реформы Солона предоставили гражданские права широким слоям населения и заложили основы строя, переросшего со временем в афинскую демократию. В середине 6 века до нашей эры власть захватил Писистрат. Писистрата обычно называют тираном, но это значит лишь, что он взял власть силой: его популистская политика снискала ему приверженность и любовь многих сограждан, он оказался очень успешным правителем, при котором Афины стали намного мощнее, богаче и влиятельнее. Его сыновья Гиппий и Гиппарх были не столь счастливы: Гиппарха в 514 году до нашей эры убили, после чего Гиппий попытался установить диктатуру.


Его очень не любили в народе и свергли при помощи войска, вызванного из Спарты в 510 году до нашей эры. Новый вождь Клисфен провёл более радикальные преобразования: ввёл правительственную коллегию из 10 стратегов, создал территориальные филы вместо родовых и каждая из них посылала пятьдесят представителей в Государственный совет Буле. Буле принимал решения по вопросам, обсуждавшимся в Собрании. В Собрании могли участвовать все граждане и оно выполняло функции, как законодательной власти, так и верховного суда. Предложенные Клисфеном реформы послужили основой афинской демократии, которая просуществовала, почти не меняясь, до римского правления.

Примерно в 500 году до нашей эры Афины послали отряд воинов в Малую Азию – на помощь грекам-ионийцам, восставшим против Персидской империи, что спровоцировало ответное вторжение персов в Грецию. В 490 году до нашей эры афиняне с союзниками разбили многократно превосходящие персидские силы в битве при Марафоне. В 480 году до нашей эры персы вернулись, захватили и разграбили Афины и оставили почти весь город сожжённым дотла. В том же году, однако, победа в морском сражении при поставила точку в борьбе греков с персами, одновременно закрепив за Афинами положение ведущего города-государства в Греческом мире, и Афины смогли объединить города островов Эгейского моря и центральной Греции в Делосский союз, именуемой также Афинским морским союзом.

Обретённое могущество породило так называемый классический период, в течение которого Афины пожинали плоды своих успехов и торжество демократии наряду с расцветом искусств, архитектуры, литературы и философии, и влияние этой эпохи на мировую культуру ощутимо и до сего дня. Во втором веке до нашей эры власть перешла к римлянам, которые почитали Афины духовным источником, но почти не прикладывали усилий для того, чтобы придать городу больший блеск.

Христиане и турки в Афинах (Греция)

Возникновение христианства – самая, пожалуй, значимая веха в процессе долгого увядания Афин, утративших славу, познанную городом в классическую эпоху. На закате римского правления, во время которого облик города мало изменился, Афины утратили роль связующего звена в Греко-Римском мире, и причиной тому стало разделение Римской империи на Восточную и Западную и образование Византии (Константинополя) в качестве столицы восточной Византийской империи. В этой империи новое христианское мироощущение очень скоро затмило этику, выработанную Афинами, хотя в философских школах города по-прежнему преподавали неоплатонизм.

В 529 году эти лицеи были закрыты, и покончивший с ними Юстиниан I повелел заодно и повторно посвятить городские храмы, и все они, включая Парфенон, стали христианскими церквями. Затем Афины почти перестают упоминаться в хрониках и летописях, намёк на возрождение наметился лишь в период правления чужеземных властителей и Средние века: вследствие Четвёртого Крестового похода Афины с Пелопоннесом и немалой частью центральной оказались в руках у франков. Герцогский двор находился на Акрополе, и на целое столетие Афины вернулись в русло европейской жизни. Власти франков, однако, почти не на кого было опираться, кроме провинциальной аристократии.


В 1311 году франкские войска сразились с каталонскими наёмниками, укрепившимися в Фивах, и были загнаны в болото. Каталонцев, организовавших собственное княжество, сменили флорентийцы, а потом очень ненадолго венецианцы, пока в 1456 году не появился турецкий султан Мехмед II, завоеватель Константинополя. Афины в период турецкого владычества представляли собой военное поселение с расквартированным в нём гарнизоном, то и дело (и к немалому ущербу для строений классического периода) оказываясь на передовой битв с венецианцами и другими западными державами.

Связи с Западом были разорваны, лишь изредка появлялись французские и итальянские послы в Блистательной Порте. Иногда в Афины заглядывали редкие путешественники или любопытствующие живописцы. В этот период греки в некоторой степени пользовались самоуправлением, процветали монастыри иезуитов и капуцинов. превратился в резиденцию османского правителя, а Парфенон был обращён в мечеть. Районы вокруг Акрополя вернулись в далёкое прошлое, перешли к частичному крестьянскому существованию, а порт в Пирее вынужден был довольствоваться обслуживанием десятка-другого рыбацких баркасов.

Четырёхсотлетнее Османское владычество закончилось в 1821 году, когда вместе с жителями десятков городов страны афинские греки восстали. Восставшие заняли турецкие районы нижнего города – это нынешняя – и осадили Акрополь. Турки отступили, но спустя пять лет вернулись, чтобы вновь занять афинские укрепления, греческим повстанцам пришлось уйти вглубь материка. Когда в 1834 году османский гарнизон ушёл навсегда, и возникла новая, немецкая, монархия, в Афинах проживало 5 тысяч человек.

Современные Афины (Греция)

Несмотря на античное прошлое и на естественные преимущества своего местоположения, Афины стали столицей современной Греции не сразу. Эта честь поначалу досталась Нафплиону на Пелопоннесе – городу, в котором Иоаннис Каподистрия разрабатывал планы Войны за Независимость, и откуда потом руководил ею, и где в 1828 году произошло первое заседание первого парламента страны – Национального Собрания. И если бы И. Каподистрия не убили в 1831 году, вполне возможно, что столицей так и остался бы , а может её перенесли бы из Нафплиона в , Коринф или – города лучше обустроенные и довольно большие.

Однако после гибели Каподистрия последовало вмешательство западноевропейских «Великих держав», навязавших стране своего монарха – им стал Отто, сын Людвига I Баварского, и в 1834 году столица и королевский двор перебрались в Афины. Обоснование переезда сводилось к символическим и сентиментальным причинам, потому что новая столица была малозначительным населённым пунктом и находилась на самом краешке территории нового государства – ему ещё только предстояло включить в свой состав северную , Македонию и все острова, кроме уже имевшихся и .

В XIX веке развитие Афин носило характер постепенного и вполне управляемого процесса. Пока археологи избавляли Акрополь от всех архитектурных наслоений, которыми украсили его турки и франки, город понемногу строился: улицы пересекались под прямыми углами, появились неоклассические здания в баварском вкусе. Пирей сумел вновь превратиться в полноценный порт, ведь до начала XIX века ему сильно мешали конкуренты – крупнейшие порты Греции на островах и . В 1923 году по окончании трагической греко-турецкой войны в Малой Азии был подписан мирный договор, согласно которому произошёл «обмен населением»: турки перемещались в , греки – в Грецию, а национальность определялась исключительно вероисповеданием.


Полтора миллиона греков-христиан из существовавших многие столетия селений в Малой Азии и тюркоязычное, но православное население Анатолии прибыли в Грецию в качестве беженцев. И более половины этого потока осело в Афинах, Пирее и ближних деревнях, одним махом изменив облик столицы. Интеграция новопоселенцев и их старания выжить составили одну из величайших страниц в истории города, да и само это явление оставило глубокие следы, заметные и поныне. Названия районов, находящихся по обе стороны линии метро, соединяющего Афины с Пиреем, свидетельствуют о тоске, испытываемой новопоселенцами по навсегда утраченной родине: Неа Змирни (Новая Смирна), Неа Йония, Неа Филадельфья – подобные названия обычны для городских кварталов и улиц.

Поначалу эти кварталы были деревнями, в которых селились выходцы из одного и того же анатолийского местечка, строивших дома из чего придётся, и бывало, что один колодец или водопроводный кран снабжал питьевой водой десятка два семей. Слияние этих пригородов с Афинами и Пиреем продолжалось до Второй мировой войны. Но война принесла такие новые заботы, что все прежние на время отошли в сторону. Афины сильно пострадали от немецкой оккупации: зимой 1941-1942 годов по примерным оценкам в городе ежедневно умирало голодной смертью по две тысячи человек. А в конце 1944 года, когда немецкая оккупация закончилась, началась гражданская война.

Британские солдаты получили приказ воевать со своими недавними союзниками из Греческой армии Сопротивления ЭЛ АС, потому что во главе армии были коммунисты. С 1946 по 1949 годы Афины представляли собой остров в бушующем море войны: дороги и на север, и на можно было назвать проезжими лишь с очень большой натяжкой. Но в 1950-е годы, после гражданской войны, город начал быстро расширяться. Была реализована программа мощных капиталовложений в промышленность – деньги инвестировали в основном американцы, желавшие убедить Грецию войти в сферу влияния США, в то же время столица пережила наплыв переселенцев из разорённых войной обнищавших сёл.

Пустыри между кварталами стали быстро застраиваться, и к концу 1960-х годов Афины превратились в крупный город. Зачастую новая застройка выглядит уныло. Старые здания были снесены, с особенной силой стихия разрушения свирепствовала в 1967-1974 годах, во время хунты. Домовладельцы вместо снесённых зданий строили многоквартирные жилые дома высотой до шести этажей. Центральные улицы похожи на каньоны – узкие улицы словно прорублены между бетонными многоэтажками. Бурно развивающаяся промышленность захватила окраины, и совместные усилия градостроителей и промышленников быстро превратили Афины в загрязнённый мегалополис, задыхающийся от опускающегося на него ядовитого тумана, который здесь называют нефос.

С 1990-х годов – в ходе подготовки к Олимпиаде – стали наконец приниматься меры по улучшению обстановки в городе. Хотя Афинам всё ещё далеко до или по площади зелёных насаждений и открытых пространств, но результаты предпринятых усилий уже заметны. Всё, что уцелело из городского архитектурного наследия, реставрируется, общественный транспорт отличается чистотой, строительство домов контролируется, появились новые здания интересной сверхсовременной архитектуры (к примеру, некоторые сооружения, возведённые к Олимпиаде и недостроенный новый музей Акрополя), да и воздух не так загрязнён, как прежде. Хочется надеяться, что перемены в этом направлении продолжатся.

Вконтакте

Среди столиц древних цивилизаций мира нет города, который подобно Афинам, просуществовал 15 веков. И существует до сих пор как столица Греции, как культурный центр страны, как город в котором прошлое неразрывно связано с настоящим.

Влияние Афин на европейскую и мировую культуру невозможно переоценить. Литература, религия, философия, поэзия, театр, архитектура, скульптура сначала Римской империи, а потом и Европы - прямые наследники греческой культуры. Такие глобальные понятия человечества как демократия, конституция тоже греческого происхождения. Как и современный спорт, который «родом» из греческих Олимпийских игр.

Безусловно, без греческой культуры и ее столицы Афин, современный мир был бы иным.

Античный период

В истории Афин мифы древней Греции переплетаются с реальностью. Это не удивительно.
Город названный в честь любимой дочери Зевса, уже в эпоху микенской культуры, в 13 веке до нашей эры, был большим и известным в античном мире, культурным и политическим центром Греции.

Основателем Афин считается Тесей. Именно ему приписывают освобождение афинян от дани, которую город платил Миносу, правителю Крита. Тесей объединил разрозненные города – полисы вокруг Афин в единый город – государство. Но у Тесея не было достойных приемников, и после его смерти власть в Афинах перешла к нескольким богатым аристократическим семьям.

В 594 году до н.э. произошло знаковое событие не только в истории Афин, но и в истории всего человечества. Афины получили Конституцию, Верховный Суд и Народное собрание.
Три ветви власти сохранились до нашего времени!

Сто лет спустя начались войны с персами. Афины поддержали восстание многочисленных греческих городов в Малой Азии. Персидская армия небольшими силами высадилась в городе Марафон, недалеко от Афин.

Бег на марафонскую дистанцию равен расстоянию между городом Марафоном и Афинами. Гонец пробежал ее, чтобы предупредить город о надвигающейся опасности, и умер, сообщив о нашествии персов.

До наших дней в память об этом событии проводится бег на марафонскую дистанцию, эта дисциплина входит в программу Олимпийских игр. Благодаря подвигу грека, предупредившего афинян, и руководству полководца Милтиада, афиняне победили в этой битве.

Десять лет спустя великий персидский царь Ксеркс с огромной армией победил в битве под Фермопилами. История 300 спартанцев – один из эпизодов этой легендарной битвы. Отважные спартанцы сдерживали армию Ксеркса, пока греки собирали силы. Но это не помогло.

Армия персов вошла в Афины все прекрасные храмы города были разрушены.

Но после победы в морском сражении, в котором греки под руководством афинского стратега Фемистокла уничтожили, персидский флот, война закончилась полной победой греков.

Фемистокл был не только выдающимся полководцем, но и прекрасным политиком. По его инициативе Афины были окружены оборонительными стенами, построен порт Пирей (до сегодняшних дней важнейший порт Греции), город стал сильной морской державой.

Золотой век

Великолепные памятники Афин, особенно Парфенон, относятся к периоду наивысшего расцвета города – государства, так называемому Золотому веку. Этот период относится к 5 веку до н.э., времени правления Перикла.

Величайший памятник архитектуры Парфенон был построен при Перикле, что сделало его имя легендарным.
Золотой век Афин – это время великих философов Анаксагора и Сократа, историков, чьи работы цитируются и сегодня, спустя столько веков, Геродота и Фукидида.

Поэты – драматурги Софокл, Эврипид и Эсхил не только не забыты, но спектакли по их пьесам ставятся и сегодня. Время не властно над достижениями великих греков. Их имена популярны и известны в мире, наряду с именами современников.

Афины после Золотого века

К сожалению, Золотой век Афин был не долог, его прервали две войны со Спартой с 431 по 404 годы до н.э. Эти войны были за главенство над греческими государствами.

С поражением в этих войнах Афины утратили свое политическое влияние, но оставались культурной столицей античного мира. Имена Праксителя, Демосфена, Платона и Ксенофонта связаны именно с этим периодом.

В 3 веке до н.э. новое бедствие постигло Афины. Нашествие войска, ставшей могущественной Македонии, во главе с Филиппом Вторым, а потом и его сыном Александром Македонским, привели к упадку Афин.

В 146 году до н.э. Грецию завоевали римляне. Консул Сулла в 86 году до н.э. вывез из Афин огромное количество великих произведений искусства. Но почти 5 веков после этого в Афинах существовали философские школы, что позволяло после всех грабительских нашествий быть центром античного мира.

Только после закрытия школ в 529 году н.э. Афины пришли в окончательный упадок. На долгое время великий город стал маленьким провинциальным городом Византийской империи.

Под турецким игом

Османская империя пришла на смену Византийской. Турок–мусульман мало интересовали ценности античной культуры. В 1458 году они захватили Афины. Многие старинные здания, памятники архитектуры и целые районы были уничтожены с 17 по 19 век.

Самым негативным образом на судьбу города повлияли войны между Османской империей и Венецианской республикой. В 17 веке во время штурма Афин венецианцами был разрушен Парфенон.

К концу 19 века Османская империя утратила свое могущество, все страны, входящие к этому времени в ее состав стали бороться за независимость. Не была исключением и Греция.

В 1833 году Афины вновь стали столицей возрождающейся после ига страны. Трудно было представить, что разрушенное и маленькое селение было когда-то великим городом–государством. В стране наступили времена монархии, которую вскоре сменила конституционная монархия.

Над загадкой этого храма долго бились ученые и после долгих лет исследований секрет был найден в особом расположении колонн. Главное украшение храма – статую Афины – в 5 в до н.э. увезли в Константинополь, и там она погибла при пожаре.

История Акрополя – это легенды и мифы Древней Греции. Здесь Эгей в порыве отчаяния в ожидании сына Тесея бросился в море. Там где Посейдон поспорил с Афиной, построен , со святилищем Пандоры, великолепными скульптурами Кариатид, которые являются колоннами храма.

Любимой едой греков является различное мясо, рыба и морепродукты.

Днем туристы обычно проводят время на экскурсиях. Вечером можно отдохнуть в одном из бесчисленных ресторанах, кафе, барах и тавернах.

В районе Вари, где расположено несколько популярных таверн, можно отведать «барашка на вертеле». Великолепная и кокрецци подаются во всех тавернах этого района. Недаром эти таверны называются «обжорными рядами». Средний счет на четверых составит порядка 100 евро.

Любителям античности - ресторан «Археон Гевсис» - предлагает воссозданную по источникам античную кухню.
Интерьер ресторана, ложа для приема пищи создают иллюзию древнего мира. Туристы одеваются в хитоны, ноги омывают розовой водой, а в завершение на голову возлагается лавровый венок.
Адрес ресторана: Kodratou, Athens, Grees.
Телефон: +30 210 5239661.

Морепродукты и блюда из них можно попробовать в тавернах недалеко от Пирея. Это недешево, но очень вкусно. Средний счет, в зависимости от выбранных деликатесов, от 30 евро на человека.

Мясной ресторан Строфи находится на крыше старинного особняка недалеко . Ужин с видом на Парфенон, вкусное мясо, местное вино – о чем еще может мечтать усталый турист жарким вечером?

Адрес ресторана: Rovertou Galli 25 P.C. 11742 Athens.
Телефон: +210 92141130.

Афины – город туристический. Поэтому на маршрутах и в ресторанах, посещаемых туристами, цены высоки. Но если немного отклониться от туристической тропы и найти , то цены в разы ниже.

Так бюджетные цены на завтрак обед и ужин составляют: 162 – 243 рубля, 162 – 324 рубля, 325 – 500 рублей соответственно. Литр местного вина 205 – 285 рублей, 0,33 пива 41 – 164 рубля. Дешево, вкусно и сытно.

Культурная жизнь Афин

Афины, как и древности, сегодня не только столица страны, но и культурный центр Греции.
Здесь находится Национальная опера Греции , концертные залы, театры.

Государственный статус опера получила только в 1939 году. Сегодня это крупнейший театр страны в репертуаре которого оперы, балеты, оперетты, концерты симфонической оперы, концерты классической музыки, детские спектакли.

Адрес театра: Греция, Афины, 59 Akadimias st.
Телефон: 30 210 3643725

Театр Ликавитос - необычный. Он находится на вершине холма над городом. Театр не репертуарный, не имеет своей труппы, а сдается для концертов звезд мировой рок- и поп- музыки.

Дворец Музыки в Афинах построен в 1961 году.
Появление такого современного зала стало возможно благодаря участию многих организаций, правительства Греции, Национального банка, частных лиц.
Во Дворце несколько концертных залов, музыкальная и мультимудийная библиотеки.
При строительстве Дворца Музыки были использованы передовые технологии. Концерты, которые здесь регулярно проходят, являются заметным событием в культурной жизни столицы.

Адрес: Проспект Василиссис Софиас и Коккали, Афины.
Телефон: (+30)21072-82-333.
Вебсайт: www.megaron.gr.

Ночная жизнь Афин

Ночная жизнь Афин бурная, разнообразная и интересная. Бары, дискотеки, клубы предлагают программы на любой вкус: национальную греческую музыку, джаз, рок, соул – все, что душе угодно.

Один из самых популярных и любимых клубов Афин «Villa Mercedes» , который находится в центре города, предлагает танцевальную музыку самых разных стилей.

В клубе хорошая танцевальная площадка и прекрасно оснащенная сцена, на которой выступают знаменитые диджеи Armin Van Buuren, ERIC PRYDZ и David Guetta. Здесь часто проводятся тематические вечеринки.

Много туристов проводят вечер под Акрополем. Представление под названием «Звук и свет» это красивое и незабываемое зрелище. Увидеть его можно из кафе на Плаке. В тавернах старого города можно прослушать фольклорную программу.

Клуб - Berlin Club - днем обычное кафе. Вечером это место превращается в прекрасный рок-н-ролльный клуб.
Танцевальная площадка всегда переполнена. Часто в клубе работают известные диджеи.
Здесь есть бар с богатым ассортиментом напитков и закусок.
Клуб открыт до 4 утра.
Адрес: Agias Paraskevis 72, Bournazi Square.
Цены: коктейли в ночных клубах Афин стоят от 7 до 12 евро, бутылка вина от 50-80 до 100 евро, бутылка виски стоит от 80 до 200 евро. В большинстве клубов входной билет дает право на бесплатный напиток.

В Афинах и ближайших окрестностях столицы несколько десятков ночных клубов, не считая таверн с танцевальными фольклорными программами.
Описать их все – невозможно. Но прекрасным завершением вечера является посещение ночного клуба, в котором можно потанцевать, послушать музыку и выпить хороший коктейль.

Где остановиться

В Афинах более 200 отелей, рассчитанных на любые вкусы и финансовые возможности туристов. Выбор не прост, но мы постараемся помочь вам его сделать.
Предлагаем познакомиться с некоторыми популярными отелями греческой столицы, находящимися в самом её центре.

Отель Crowne Plaza Athens City Centre

Этот пятизвездочный отель для любителей роскоши.
Находится почти в 3 километрах от центра, в тихом месте. Станция метро рядом.

Набор услуг - типичный для отеля высокой звездности: фитнесс–зал, сауна, бассейн на крыше.
Цена проживания зависит от типа номера, и начинается от 6715 рублей.
Бронирование можно осуществлять напрямую через сайт отеля.

Адрес: Michalacopoulou Street 50, Athens, 11528 Греция.

Отель Novus City

Расположен всего в километре от центра, недалеко от Национального археологического музея Афин, Парфенона, Акрополя. Имеет категорию 4 звезды.

Цены за одну ночь в двухместном номере начинаются с 4751 рубля и увеличиваются в зависимости от категории номера до 7206 рублей. Завтрак включен в стоимость проживания.
В отеле есть бассейн, спа – услуги, ресторан, бесплатная парковка.

Адрес: 23, Karolou.Str., Афины

Отель Athens Center Square

Небольшой трехзвездочный отель в 400 метрах от центра города около центрального рынка прекрасно подойдет любителям шопинга.
Рынок начинается у самых дверей.

Достоинством является великолепный вид на Акрополь, который открывается из некоторых номеров - они, конечно, стоят дороже.
Минимальная цена за номер 5924 рубля.

Адрес отеля: 15 Aristogitonos Street & corner of Athinas 7 Kapnikareas, 10552.

Economy Hotel

Отель 2 звезды для бюджетных туристов находится всего в полукилометре от самых популярных достопримечательностей столицы – Парфенона, музея Котзия, Агоры.

Цена на двухместный номер за ночь составляет 3363 рубля, завтрак включен в стоимость.

Адрес отеля: 5, Kleisthenous str, Афины

Отель Alma

Этот 2-звёздный отель расположен в 900 метрах от самого центра Афин, и он, вероятно, самый экономичный из всех гостиничных предприятий, работающих в самом сердце греческой столицы.

Цена двухместного номера составляет 2810 рублей. Туристы в своих отзывах отмечают чистоту в номерах и соответствие отношения цена/качество.
Большинство туристов едет в Афины совсем не для того, чтобы проводить время в номерах, а для ночлега отель вполне комфортабелен.

Адрес: 5 Dorou Str Gr, 10432, Афины.

Куда обращаться в экстренных ситуациях

К сожалению, не всегда путешествия проходят без происшествий. Можно потерять документы, заболеть, попасть в ситуацию, требующую вмешательства полиции.
В экстренных случаях необходимо иметь телефоны для связи с соответствующими службами.

При потере документов нужно обратиться в Консульский отдел Посольства России в Греции:
Афины, 152 32 Халандри, ул. Тзавелла 5 , тел.: 210 671-19-45, телефоны: 210 671-19-06, 210 672-88-49, 210 671-19-35, 210 674-97-08.

При проблемах со здоровьем:

Необходимо обратиться по телефонам, которые указаны в полисе медицинского страхования, который является обязательным для получения Шенгенской визы.
Только врачи, вызванные по этим телефонам, оказывают медицинскую помощь бесплатно! Любые другие врачебные услуги для российских туристов - платные.

Телефон полиции 100, пожарной службы 199, помощь на дорогах 104. Однако не стоит забывать, что далеко не все в Греции знают английский язык.

Афины – один из самых интересных туристических городов мира. Богатейшая история, памятники архитектуры, музеи, рестораны и таверны, пляжи и ночные клубы – все в столице располагает к разнообразному, интересному отдыху.

Древние Афины сообщение кратко расскажет Вам об этом городе-государстве Древней Греции. Вы узнаете о том, как жили жители Древних Афин, и что являло основу их государства.

«Древние Афины» доклад

Образование Афинского государства кратко

Где находились Древние Афины? Местоположение древнегреческого города-государства Афины — Аттика. Согласно археологическим находкам данный регион относится к южной и восточной частям Центральной Греции. Афины размещались на холмах Пниксе, Акрополе, Ареопаге, Нимфейоне и Мусейоне. У каждого холма была своя функци. На холме Ареопаг располагался зал заседаний высшего судебного совета. В Акрополе жили правители города. На каменистом, невысоком холме Пникс проводились народные собрания, слушались ораторы и принимались важные решения. На холмах Мусейон и Нимфейон проводились праздники и культурные мероприятия. От холмов расходились улицы и дороги города, которые состояли из внутренних и внешних кварталов, храмов, общественных зданий. В окрестностях Акрополя первое поселение возникло около 4500 года до нашей эры.

Легенда создания города Афин

Город назвали в честь богини Афины — богини мудрости и войны, покровительницы искусств, знаний, ремесел и науки. Очень давно Афина поспорила с богом морей Посейдоном, кому из них быть покровителем нового города. Посейдон взял трезубец и ударил о скалу. Из нее забил чистый источник. Бог морей сказал, что дарует жителям воду, и они никогда не будут страдать от засухи. Но вода в источники была морская, соленая. Афина посадила семя в землю. Из него выросло оливковое дерево. Жители города с радостью приняли ее дар, так как олива дала им масло, еду и древесину. Так город получил свое название.

Власть в Древних Афинах

Вопросы внешней и внутренней политики решались на народном собрании. В нем участвовали все граждане полиса, независимо от положения. За год они созывались не меньше 40 раз. На собраниях слушались отчеты, обсуждались строительство общественных сооружений и флота, ассигнования на военные нужды, продовольственное снабжение, вопросы об отношениях с другими государствами и союзниками. Решением частных вопросов на базе существующих законов занимались экклесии. Все законопроекты обсуждались очень тщательно и в форме судебного процесса. Народное собрание выносило окончательное решение.

Также на народных собраниях происходили выборы лиц на государственные и военные должности. Выбирались они открытым голосованием. Остальные должности выбирались путем жребия.

Между народными собраниями управленческими вопросами занимался Совет Пятисот, который ежегодно пополнялся новыми гражданами, достигшими 30-ти лет. Совет занимался текущими деталями и подготавливал проект решения для народного собрания.

Еще один орган власти в Древних Афинах — суд присяжных гелиея. В суде брали участия все граждане города. Жребием отбиралось 5000 судей и 1000 запасных. В судебных заседаниях адвокаты участия не брали. Каждый обвиняемый защищался сам. Для составления текста речи привлекались логографы – искусные в законах и риторике людях. Выступления ограничивались строгим регламентом, который определялся водными часами. В суде разбирались тяжбы граждан и переселенцев, дела жителей из союзных государств, политические вопросы. Решение принималось голосованием (тайным). Оно не подлежало обжалованию и было окончательным. Судьи, вступающие в должность, давали клятву вести дела согласно законам и справедливо.

Вместе с Советом Пятисот действовали стратеги. В их компетенции было командование флотом и армией, они следили за ними в мирное время, ведали расходованием военных средств. Стратеги вели дипломатические переговоры и ведали внешнеполитическими вопросами.

В V в. до н.э. ввели должность архонтов. Большой роли они не играли, но все же архонты занимались подготовкой судебных дел, контролировали священные угодья, опекали сиротское имущество, назначали хорегов, руководили состязаниями, религиозными процессиями, жертвоприношениями. Они избирались на год, после чего переходили в состав ареопага, где их ждало пожизненное членство.

С развитием Афин увеличивался аппарат управления. В подразделениях государства — демах, филах, фратриях также вводились выборные должности. Каждый гражданин был втягнут в общественно-политическую жизнь города. Так постепенно развивалась демократия в Древних Афинах. Своей высшей точки она достигла в годы правления Перикла. Всю полноту законодательной верховной власти он организовал в экклесию — народное собрание. Оно собиралось каждые 10 дней. Остальные органы государства подчинялись народному собранию.

Образование в Древних Афинах

Жизнь в Древних Афинах подчинялась не только политике. Не последнюю роль граждане уделяли образованию, которое основывалось на общественном воспитании и демократических принципах. Родители должны были обеспечить всестороннее образование юношей. Если они этого не делали, то их строго наказывали.

Образовательная система направлена на накопление больших научных сведений, постоянное развитие физических природных данных. Молодые люди должны ставить высокие цели перед собой, как интеллектуальные, так и физические. Школы в Древних Афинах преподавали 3 предмета – грамматику, музыку и гимнастику. Почему особое внимание уделялось образованию юношей? Дело в том, что государство, таким образом, воспитывало здоровое потомство, храбрых и сильных воинов.

Надеемся, что доклад «Древние Афины» помог Вам узнать много полезной информации об этом государстве. А рассказ о Древних Афинах Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...