Скульптуры укротителей коней на аничковом мосту. Петр Клодт, скульптор: биография и работы

Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути...))))

А ничков мост — один из самых красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт-Петербурга.

Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...

Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.

Обратите внимание - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как...

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе.

«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе.

В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.

Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...

Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.

Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.

И ведь случай как назло вскоре представился. Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.

Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.

Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...))))

Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конь покорен...

Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

Сравните сами))) специально сфотографировал)))

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность...)))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет...

По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.

Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.

Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:

Барон фон Клодт преставлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.

В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.

Я не проверял у каких именно))) высоковато, так что подтвердить или опровергнуть не могу)))

Во время блокады Ленинграда мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

Вид на Фонтанку.

Вид на Фонтанку в другую сторону моста)))

Пара анекдотов про мост и Клодта))))

Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! тут культурное место! даже на камне высечено... отливал барон Клодт! А рабочий ему... за что боролись!? Барону значит отлить можно, а рабочему нельзя?

Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился)))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет)))

И напоследок...))) Во время борьбы с алкоголизмом в Питере говорили, что в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту))) мол им некогда, они коней держат.

(С) моя голова, Википедия и другие места интернета.

Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути...))))

А ничков мост — один из самых знаменитых и красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт -Петербурга.

Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...

Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.

Обратите внимание - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как...

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. Я там был, ссылка на пост ниже.

«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе. О них у меня есть отдельный пост.

В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных - Кузьминках.

Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.

Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...

Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.

Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.

И ведь случай как назло вскоре представился. Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.

Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.

Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...))))

Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конь покорен...

Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

Сравните сами))) специально сфотографировал)))

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность...)))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет...

По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.

Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.

Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:

Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивление всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.

В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.

И не зря - мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков фашисткого артиллерийского снаряда.

Вид на Фонтанку.

Вид на Фонтанку в другую сторону моста))) тогда...

И сейчас... обратите внимания, раньше мост называли не АничКОВ, а АничКИН или АничКОВСКИЙ. На открытках выше в подписях это видно.

Пара анекдотов про мост и Клодта))))

Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! тут культурное место! даже на камне высечено... отливал барон Клодт! А рабочий ему... за что боролись!? Барону значит отлить можно, а рабочему нельзя?

Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился)))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет))) впрочем вру. Не называют его так... шутка.

И напоследок...))) Во время борьбы с алкоголизмом в Питере говорили, что в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту))) мол им некогда, они коней держат.

Инфа и ряд картин и гравюр (С) интернет, Википедия и другие места интернета.

20 ноября 1841 года «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно водничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую».
Первые две скульптуры Петра Клодта, отлитые в бронзе, - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» - появились на западной стороне в 1841 году. На противоположной стороне, как предполагалось вначале, будут стоять точно такие же юноши с конями. И сначала это действительно были гипсовые копии, выкрашенные краской «под бронзу».
Но скульптор решил создать две совершенно новые композиции, продолжив тему покорения коня прекрасным юношей. Через десять лет Аничков мост украшали все четыре скульптурных группы.
Сюжет получился таким.
1. Юноша сдерживает вздыбленного коня, человек и конь напряжены, ожидание противоборства.
2. Бунт коня: голова животного высоко поднята, он стоит на дыбах, оскалив пасть и раздув ноздри. Юноша почти висит на узде, изо всех сил пытаясь удержать дикое животное.
3. Конь, кажется, побеждает - еще миг, и он вырвется на волю, сбросив попону и освободившись от узды. Юноша повержен на землю, но узду из рук не выпускает.
4. Человек укрощает коня: опираясь на одно колено, юноша подчиняет себе животное. Конь успокаивается.
История клодтовских коней, ставших одним из узнаваемых символов Петербурга, интересна и поучительна.
Первоначально юноши и кони должны были украшать спуск к Неве у Зимнего дворца . Это место, что называется, было прямо под окнами у государя, поэтому все проекты подвергались тщательному рассмотрению. Вазы, львы, женские фигуры в обнимку со львами, все эти проекты не удовлетворяли государя. Появилась идея украсить набережную диоскурами. (Диоскуры - прекрасные боги-близнецы, сыновья богини Леды, которым Посейдон подарил изумительной красоты коней). Известный скульптор В.И.Демут-Малиновский, обратившись к довольно истасканному сюжету с близнецами, создал модель скульптурной группы, которую условно назвал «Конь с водничим». Скульптура была отклонена, но сама идея получила высочайшее одобрение.
Обратили взоры за границу. В Париже на въезде на Елисейские поля стоят «Кони Марни» - свирепые жеребцы, которые пытаются вырваться из рук красивых юношей, работа Гийома Кусту 1745 года. Государь пожелал иметь на Дворцовой набережной нечто подобное. Во Францию был отправлен запрос о получении копий скульптур. Но когда, наконец, пришел положительный ответ, комиссия, оценив стоимость отливки, признала, что 32 тысячи рублей за одну скульптурную группу - чересчур дорого.
Решено было изготовить собственные работы, а не копировать заграничное. Забегая вперед, скажем, что когда Петр Клодт закончил две скульптурные группы (их и предполагалось первоначально изготовить только две), засомневался, что Дворцовая набережная - это самое подходящее место. Мастер исходил пешком весь центр Петербурга, и остановился на Аничковом мосту, который в то время ремонтировался. На опорах моста воздвигли постаменты - на них в дальнейшем должны были стоять декоративные вазы. Именно здесь и коням будет видно все, и коней все увидят, - вроде бы решил скульптор, и доложил о том Художественной комиссии, а комиссия - государю.
Государь согласился. Коней поставили на мосту, а на Дворцовой установили вазы и сторожевых львов с шарами...
Изображая животных, Клодт старался как можно точнее передать анатомию - напрягшиеся мускулы, вздувшиеся жилки, складки кожи. Его кони были так хороши, что государь восхитился однажды: "Твои жеребцы, Клодт, лучше моих!" А у него в конюшне были только чистокровные лошади...
Сначала скульптор раздобыл на бойне лошадиные трупы, препарировал их, копировал почти буквально, затем делал гипсовые «запчасти» и соединял их в единое целое. Потом ему подарили из императорской конюшни двух чистокровных арабских скакунов, и скульптор просил своих домашних помогать ему. Кто-то садился на жеребца и поднимал его на дыбы. И так продолжалось часами… По мнению специалистов, Петр Клодт, изображая животных, ближе всех приблизился к античному канону красоты и по праву считается лучшим российским скульптором-анималистом.

Легенды Петербурга

Почему у двух коней нет подков?
Интересно, что статуи коней, которые направлены в сторону Адмиралтейства , - имеют на копытах подковы, а кони, которые повернуты к Адмиралтейству хвостом, - не подкованы. Петербургская молва тут же придумала этому свое, народное объяснение - в то время в Литейной части были литейные мастерские и кузницы. Поэтому неподкованные лошади идут туда, а подкованные - оттуда.
Говорили еще, что скульптор изобразил на одном из копыт карикатурный профиль Наполеона. Многие пытаются найти его - но не всем это удается. Якобы это изображение можно увидеть только при определенном солнечном освещении.

…Когда отлили копии скульптур, Николай решил подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. С этой миссией отправили в Берлин их автора. Фридрих Вильгельм пожаловал Клодту (полная его фамилия, между прочим, - Клодт фон Югенсбург) орден Красного Орла и бриллиантовую табакерку. Из прусской столицы скульптор, считавший себя русским человеком, писал своему другу Брюллову: «Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб да квас - только бы поскорее вернуться в Россию!»

Вернувшись, Клодт снова отлил своих коней. Но и эта пара простояла на мосту недолго, всего два года: Николай опять подарил коней, на этот раз королю обеих Сицилий Фердинанду II - за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. (На снимке - кони Клодта в Неаполе). Фердинанд наградил русского ваятеля Неаполитанским орденом. В европейских газетах писали: «В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя со Креста» - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта».
В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне , и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках. В 1900-х годах копии скульптур появились в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома, Их отливал внук Петра Клодта скульптор К. А. Клодт.
Клодтовские кони покидали Аничков мост дважды - во время войны их зарыли в землю во дворе Аничкова дворца, а в 2000-м году их снимали для реставрации к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Имена Петербурга

Петр Карлович Клодт
Скульптор, чьими работами будут восхищаться и современники, и потомки, вышел из славного, но обедневшего дворянского рода. Выходцы из него шли большей частью по военной стезе. Прапрадед Клодта - один из известных героев Северной войны. Отец ваятеля - боевой генерал, отличившийся в Отечественной войне 1812 года (портрет его есть в Галерее героев войны в Зимнем дворце).
Петр Клодт родился в 1805 году в Петербурге. Вскоре после его рождения семья переехала в Омск, куда его отца назначили начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса. Еще в детстве у мальчика проявились художественные способности. Больше всего он любил рисовать лошадей.
Семнадцати лет отпрыска из военного рода отдали в Артиллерийское училище. Он занимался прилежно, но каждую свободную минуту «брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей», как вспоминали современники, «не имея иного наставника, кроме натуры». Сохранилось семейное предание о том, что однажды, когда Петенька в очередной раз из березового полена вырезал лошадку, его старший брат презрительно воскликнул: Петька, ты нашего рода предатель! Лошадник! Ямщик!»
Еще одна легенда рассказывает о том, как в Петров день пришли к подпоручику Петру Клодту сослуживцы, а с ними незнакомый штабс-капитан. Он с интересом рассматривал деревянных лошадок, которых у подпоручика было уже не меньше двух десятков. И сказал: «Продайте коня, барон!» «Не продается», - ответил Петр. «Отчего же?» - «Офицерская честь не велит. А вот подарить могу».
Каким-то образом эта игрушка оказалась у человека из свиты Николая Первого. Он и преподнес скульптуру государю. «Кто же этот даровитый резчик?» - будто бы поинтересовался император. Ему назвали имя барона Клодта. Тогда государь попросил вырезать для него целый отряд деревянных всадников. После чего барон был представлен Николаю.
«Пусть учится!» - приказал государь. И Петербургская Императорская академия художеств взяла под покровительство талантливого скульптора-самоучку, который не без облегчения оставил военную службу. В двадцать пять лет Петр Клодт начал постигать художественные премудрости в качестве вольного слушателя.
В Петербурге тем временем воздвигли НарвскиеТриумфальные ворота. Их должна была венчать колесница славы. Но фигуры коней работы скульптора С.С.Пименова не понравились Николаю Первому, который хорошо разбирался в лошадях. «Слишком худы», - заявил он. Работы поручают Гальбергу и Орловскому, известным ваятелям. Но они отказываются, используя благовидные предлоги. Когда и Петр Клодт, из боязни вызвать гнев императора, тоже хотел отказаться, ему намекнули: вы не можете. Кому это, быть может, и сойдет. А вам прощения не будет, ибо вы никто.
И Петр, до этого никогда не делавший большие скульптурные формы, выполнил своего коня так, что художественный совет вынес вердикт: «Сия модель сделана с желаемым успехом». Шестерка стремительно несущихся коней, которая и до сих пор венчает арку на Нарвских воротах, стала настоящим украшением Петербурга.
Клодт получил известность, удостоился звания академика и заслужил покровительство императора Николая. Говорят, что государь похвалил автора таким образом: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец!»
В 1832 году Петр Карлович Клодт женился на Юлии Мартос, племяннице ректора академии художеств, с которой счастливо прожил всю жизнь. (Художник Михаил Петрович Клодт, сын скульптора, вспоминал: «Моя мать была чпрезвычайно хороша собой, стройна и грациозна. Притом развеселого характера»). В семье Клодтов хранят еще одно предание - о том, как однажды Петр Карлович получил большую сумму денег за выполненную работу. Он завернул их в бумагу и пошел домой, но по пути свернул в мастерскую: его осенила очередная идея. Он положил деньги рядом с печкой и забыл о них. А наутро выяснилось, что этой бумагой - не разворачивая ее - рабочий растопил печь. «О, черт возьми! Ну что поделаешь!» - воскликнул Петр Карлович и ничуть не расстроился. Он любил повторять: «Много ли человеку надо - кусок хлеба - и сыт!»
В том же году он получил заказ на диоскуров, статуями которых решено было украсить Дворцовую набережную .
На эту работу мастер потратил двадцать лет своей жизни, и по общему признанию, серия работ под условным названием «Покорение коня человеком» - это вершина его творчества. Потом были еще:
. семидесятиметровый барельеф «Лошадь на службе человека», украшающий «Служебный дом» Мраморного дворца ;
. памятник Ивану Крылову в Петербурге (скульптор создал реалистически точный образ баснописца, с удивительным портретным сходством, а по периметру пьедестала разместил многочисленные персонажи из басен);
. бронзовая статуя князя Владимира (высота 4,5 м) в Киеве, на редкость удачно вписанную в пейзаж (этот монумент украшает современные украинские деньги);
. памятник Николаю Первому в Петербурге (конь имеет всего две точки опоры, что потребовало точных инженерных расчетов);
. скульптуры, украшающие храм Христа-Спасителя в Москве.
Петр Клодт, отливая свои скульптуры самостоятельно, постиг искусство отливки в совершенстве, и долгое время возглавлял Литейный двор Академии художеств.
Умер в поместье Халола под Петербургом (сейчас Финляндия) в 1867 году.

























У КРОЩЕ НИЕ НЕПОКОРНЫХ

(к истории создания скульптурных групп П.К.Клодта "Укрощение коней")

Во время прогулок по центральной части вольно или невольно внимание его посетителей привлекают величественные как по своей монументальности, так и по великолепному художественному исполнению скульптурные группы коней с вожатыми у Конного двора перед Музыкальным павильоном, украшающим северную часть этого архитектурного памятника. Группы эти - творение скульптора Петра Карловича Клодта, хорошо знакомого нам по его выдающимся творениям, наиболее известные из которых украшают Большой театр в Москве (квадрига с Аполлоном на фронтоне театра) и Аничков мост в Санкт-Петербурге. История создания скульптурных групп Клодта "Укрощение коней", которые были установлены в середине XIX века здесь в Кузьминках и на Аничковом мосту, не лишена интереса. Здесь переплелись искусство, политика, исторические события, человеческие отношения. Рассказывать сколько-нибудь подробно о Кузьминках - бывшем имении князей Голицыных (до женитьбы Михаила Михайловича Голицына на Анне Александровне Строгановой эта усадьба принадлежала баронам Строгановым) в этой статье нет смысла - ведь сама по себе история Кузьминок весьма богата событиями, здесь много выдающихся архитектурных памятников. Эта история прекрасно изложена во многих специальных публикациях, в том числе в книгах Н.В.Рутман "Прогулка в Кузьминках и Люблино" (М., 2002) и М.Коробко "Кузьминки-Люблино", выдержки из которых есть в Интернете. Я упомяну здесь коротко лишь о некоторых событиях, связанных с историей появления скульптур П.К.Клодта в Кузьминском парке. Конный двор, у которого установлены эти скульптуры, был построен на берегу Верхнего пруда еще во времена Строгановых. Но тогда он имел несколько иной вид, чем сейчас. В частности, формой он напоминал букву "П", основания ножек которой в виде двух флигелей располагались у берега пруда, а фасад с зимним манежем - с противоположной стороны, в перекладине буквы "П". Таким образом, внутренняя часть двора с летним выездным манежем хорошо просматривалась со стороны дворцовой части усадьбы, расположенной на другом берегу пруда. В 1819 году Конный двор голицынского имения был реконструирован по проекту Доменико Жилярди и А.А.Григорьева, которые соединили флигели декоративной кирпичной стеной с расположенным в центре ее Музыкальным павильоном. Именно тогда Конный двор стал практически таким, каким мы видим его теперь (за исключением скульптуры Аполлона с музами, которая в то время была установлена в нише над колоннадой павильона по замыслу авторов реконструкции, и некоторых других деталей). От павильона спускается вниз широкая лестница, по сторонам которой в то время стояли гипсовые кентавры. Только в середине XIX века вместо них установили чугунные скульптурные группы, которые были отлиты на уральских чугунолитейных заводах Голицыных по моделям, созданным П.К.Клодтом для Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Лишь своим "чугунным " происхождением кони в Кузьминках отличаются от знаменитых петербургских бронзовых прототипов. Кстати, чугунное литье было широко использовано для декорации всей Кузьминской усадьбы. Прежде всего, наверное, нужно сказать о монументальных въездных воротах на ее территорию, на отливку которых пошло около 300 тонн чугуна. От них осталось лишь название улицы Чугунные ворота, берущей свое название от того места, где ранее находилась арка ворот. Чугунные ворота в Кузьминках - копия ворот, которые были отлиты в 1826 году на заводах Голицыных по проекту К.Росси, созданному для ворот царского дворца в Павловске, под Санкт-Петербургом. Ворота голицынской усадьбы отлиты были в 1832 году, и от Павловских ворот их отличал лишь венчавший их герб - в Павловске это герб Российской империи, в Кузьминках - герб рода Голицыных. Посмотреть фотографию Чугунных ворот и копию гравюры с рисунка австрийского художника Ж.Н.Рауха с изображением ворот можно в фотоочерке . До настоящего времени в Кузьминках сохранились другие чугунные декоративные украшения - изваяния львов на ограде господского двора, красивейшие грифоны у въезда во двор, ограждения в виде чугунных опорных столбиков, соединенных массивными цепями (ранее столбики с цепями располагались по обе стороны вдоль 800-метровой Липовой аллеи, которая шла от Чугунных ворот к княжескому дворцу). Заканчивая эту часть рассказа, помещаю здесь несколько фотографий Конного двора, Музыкального павильона и скульптурных групп "Укрощение коней", снятых в 2007 году (фото конных скульптур даны в нескольких ракурсах).


Ну, а теперь можно перейти непосредственно к истории создания П.К.Клодтом сульптурных групп "Укрощение коней". *** Петр Карлович Клодт (1805-1867) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, урожденный Карл Густав Клодт, наследник старинного баронского рода фон Юргенсбургов, в XVIII веке перебрался на жительство в Россию и основал русскую ветвь этой династии. Почти всю свою жизнь в годы царствования Екатерины II, Павла I и Александра I он отдал русской армии, участвовал во многих боевых походах и битвах, в том числе в сражении при Бородино (его портрет - в галерее видных участников войны 1812 года в Эрмитаже). Он дослужился до звания генерала, был награжден орденами Святого Владимира и Святой Анны, золотой шпагой "За храбрость". Один из его сыновей, Петр, поначалу тоже пошел по стопам отца - учился в Михайловском артиллерийском училище, окончил его и получил звание прапорщика. Но вскоре по болезни он был отчислен с военной службы. Современники отмечали, что еще в детстве и в годы учения Петр увлекался рисованием и резьбой по дереву, причем страстью его были фигурки коней, любовь к изображению которых привил ему отец. После отставки Петр Клодт уже серьезно увлекся рисованием, резьбой и лепкой. По-прежнему, основной объект его работ - фигурки лошадей, стати которых он изучал с особой тщательностью. Одна из таких фигурок, вырезанная из дерева, попала к Николаю I, заинтересовала его, и молодой резчик был приглашен на аудиенцию к императору. Следствием этой аудиенции явилась рекомендация Академии художеств зачислить молодого человека в число слушателей академии с выплатой ему пособия в годы учебы от Общества поощрения художников. Первая серьезная работа Клодта, давшая ему признание и известность - шестерка коней для колесницы Победы на Нарвских триумфальных воротах в Санкт-Петербурге. Модель колесницы была уже вылеплена В.Демут-Малиновским, а фигуры коней были подготовлены С.С.Пименовым, но царю кони не понравились, он предложил выполнить работу двум профессиональным и уже известным скульпторам, С.И.Гальбергу и Б.И.Орловскому, но те от этой работы отказались. И тогда выбор пал на практически никому не известного П.К.Клодта, и Клодт сумел удивить всех - он, никогда не работавший с глиной и гипсом, и с фигурами столь крупных размеров, создал модели четырех коней, понравившиеся членам Комиссии. Они были отлиты на петербургском Литейном дворе и установлены на аттике Нарвских ворот. И сразу же стало ясно, что четверки коней оказалось мало, она не вполне соответствовала великолепию сооружения. Клодту было предложено заменить четверку шестеркой - и вскоре, в 1834 году, работа была выполнена, а Нарвские ворота торжественно открыты. В итоге - в 1838 году П.К.Клодт получил звание академика и назначен профессором скульптуры Академии художеств. Вскоре Клодт получил заказ на скульптуры коней, которыми предполагалось украсить Адмиралтейский бульвар между Адмиралтейством и Зимним дворцом, у выхода на Дворцовую площадь. Проекты скульптур и место их размещения уже были одобрены царем. Однако, Клодту идея выбора места для скульптур не понравилась, и после неоднократных размышлений и прогулок по Петербургу он пришел к выводу, что лучшее место для них - Аничков мост на Невском. Его предложение было принято Николаем I. По-видимому, этому способствовало то, что к тому времени уже было принято решение о расширении и реконструкции моста. К концу 30-х годов модели двух скульптурных групп были готовы, но к этому времени умер лучший мастер Литейного двора Василий Петрович Екимов, и П.К.Клодту предложили возглавить Литейный двор и самому отливать бронзовые скульптуры по подготовленным им моделям (еще во время учебы в Академии художеств и вскоре после ее окончания Петр Карлович обучался литейному искусству у Екимова, преуспел в этом деле и постоянно совершенствовался в нем). Итак, П.К.Клодт сам руководил отливкой первых двух своих бронзовых скульптур из серии "Укрощение коней". Из-за ограниченности времени к моменту открытия отреставрированного Аничкова моста вторая, аналогичная пара коней была выполнена из гипса и тонирована под бронзу. Бронзовые группы были установлены на западных устоях моста, на Адмиралтейском берегу Фонтанки (там, где они стоят и теперь), гипсовые - на восточных, т.е. на том берегу реки, от которого Невский продолжается к Московскому вокзалу. Торжественное открытие моста со скульптурами Клодта состоялось 20 ноября 1841 года при большом стечении восхищенной публики. На первой из этих работ конь встал на дыбы, он возбужден, ноздри его раздуты, он пытается вырваться, но юноша-водничий взнуздал его и укрыл попоной. На второй - конь еще остается возбужденным, но подчинился человеку, юноша ведет его рядом с собой - взнузданного, подкованного и укрытого попоной. Уже в 1842 году были отлиты еще две бронзовые копии этих скульптур для установки на восточной части моста. Однако, на мост они не попали - Николай I распорядился подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, которому скульптуры очень понравились (супруга Николая, Александра Федоровна - родная сестра Фридриха Вильгельма IV). Петр Карлович был послан в Берлин вместе со своими творениями. Скульптуры были установлены у ворот королевского дворца, а П.К.Клодт был пожалован званием кавалера прусского ордена Красного Орла III степени, был удостоен аудиенции у короля, который одарил его двумя тысячами золотых талеров и табакеркой с бриллиантами. Ну а своему коллеге Николаю I в 1845 году Фридрих в знак признательности за этот подарок передал аллегории славы, которые были установлены на колоннах в начале Конногвардейского бульвара. Возвратившись в Россию, Клодт продолжает работать над отливкой копий первых созданных им скульптурных групп, и заканчивает эту работу в 1844 году. Бронзовые копии были установлены на восточных устоях моста, но простояли они там недолго - Николай I решил сделать подарок королю Обеих Сицилий Фердинанду II Бурбону. Скульптуры были отправлены в Неаполь и установлены там у входа в дворцовый сад. Их место на Аничковом вновь заменили гипсовые копии. И вновь Клодт работает над скульптурами. Но теперь он решил изменить замысел, и для восточной части моста изваял две новые группы, символизирующие первые этапы укрощения необъезженного коня человеком. Первая из них - это начало борьбы: конь поднялся на дыбы, пытается освободиться, а юноша, упав на колено, старается удержать его. На второй - кульминация борьбы, конь почти вырвался на волю, голова его победно запрокинута, юноша повержен на землю, но все же он из последних сил удерживает узду. Эти новые скульптурные группы были отлиты и установлены на восточном берегу Фонтанки только в 1850 году. Вот так и был завершен скульптурный ансамбль из четырех групп коней с вожатыми, известных как "Укрощение коней". Украшают они Аничков мост и сейчас, в наши дни. Вот фото Аничкова моста, взятое из Интернета, а также фотографии скульптур, снятые на Аничковом летом 2007 года.
Вы, несомненно, обратили внимание на внешнюю идентичность двух бронзовых скульптурных групп, установленных на Аничковом мосту, и чугунных скульптур Кузьминского парка в Москве. Есть в одной из этих групп и некоторые незначительные отличия во второстепенных деталях (например, попона из шкуры тигра на петербургской копии). Эти отличия связаны, скорее всего, с необходимостью изготовления новых моделей для очередных отливок скульптур. Свидетельствуют они и о неустанной творческой мысли Петра Карловича при изготовлении моделей и проведении повторных отливок. *** Несколько позднее копии скульптур Клодта "Укрощение коней" были установлены в Петергофе, а также в Стрельне (под Санкт-Петербургом) у дворца графа Алексея Федоровича Орлова. Во время Великой отечественной войны дворец был в значительной мере разрушен, а скульптурные группы Клодта похищены. *** Ну, а теперь кратко о судьбе работ Клодта, подаренных в свое время Фридриху Вильгельму IV и Фердинанду II Бурбону. Неаполитанские кони в 2002 году были реставрированы и в торжественных условиях установлены перед бывшим Конным двором бывшего королевского дворца в Неаполе. Мне удалось найти в Интернете фото одной из этих неаполитанских скульптур. Удача с поиском как первой, так и второй неаполитанской скульптурной группы, пришла позднее и совершенно неожиданно. Мне повезло - в Интернете я познакомился с интересными фотоработами Дмитрия Махаева. Среди тех из них, которые были сняты в Неаполе, оказались и снимки клодтовских коней. Прочитав эту статью, Дмитрий любезно предоставил для публикации фотокопии этих снимков, и теперь мы можем не только полюбоваться каждым из них, но и в деталях рассмотреть дарственные надписи Николая I, высеченные на скульптурных пьедесталах (фотографии двух скульптурных групп сделаны в разных ракурсах).


О берлинских копиях я узнал из публикации Елены Лопушанской "Аничков мост. "Укротители коней" и история их странствий". В частности, Е.Лопушанская в этой публикации, подготовленной в Дюссельдорфе, пишет: "Укротители коней не пострадали в войнe и незадолго до ее окончания были демонтированы с постаментов у дворца. Ныне они находятся в Кляйст-парке (Kleist-park) возле Потсдамской улицы (Potsdamer Strasse) в Западном Берлине перед бывшим зданием Контрольного совета четырех союзнических держав. Состояние скульптур очень хорошее, и после реконструкции дворца они займут свое первоначальное место". *** В своём комментарии к этой статье читатель Анастасия Ягодина напомнила, что две копии скульптур Клодта, отлитые его внуком, украшали Беговую аллею в Москве, по которой подъезжали к московскому ипподрому. И сейчас "украшают", хотя от аллеи почти ничего не осталось, а рядом проходит третье московское транспортное кольцо. В этом комментарии Анастасия привела также ссылку, по которой удалось разыскать в Интернете старую, сделанную в 1909 году, фотографию начала Беговой аллеи со скульптурами Клодта.
Действительно, в 1899-1900г.г. К.А.Клодт, внук П.К.Клодта, совместно со скульптором С.М.Волнухиным (автором московского памятника первопечатнику Ивану Фёдорову) установил здесь две скульптуры, отлитые по эскизам П.К.Клодта. На приведённой фотографии можно увидеть, что это копии тех же двух конных скульптур, которые установлены у Конного двора в Кузьминском парке. *** Имя Петра Карловича Клодта хорошо известно нашим современникам не только по скульптурам "Укрощение коней" и упомянутой ранее квадриге с Аполлоном на здании Большого театра в Москве. П.К.Клодт участвовал в украшении интерьеров Исаакиевского собора (горельеф "Христос во Славе"). Он автор памятника И.А.Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге, статуи Владимира Святого в Киеве. Последняя из его великих работ - памятник его покровителю, императору Николаю I Санкт-Петербурге. Но история этих и других работ П.К.Клодта - тема самостоятельных рассказов. *** Скончался П.К.Клодт 8(20) ноября 1867 года в своем имении на мызе Халала в Финляндии. Смерть настигла его, когда он занимался любимым делом - вырезал фигурки животных. Похороны состоялись в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. В 1936 году останки скульптора в знак признания и почитания потомками были перезахоронены в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Тогда же было установлено новое надгробие над могилой великого скульптора. Примечание: См. также фотоочерк

Аничков мост через реку Фонтанка, безусловно, является украшением Санкт-Петербурга. На нем располагаются четыре скульптурные композиции «Укротители коней», изображающие противоборство человека и коня, который изо всех сил стремится вырваться на волю. Автором этих скульптур является барон Петр Карлович Клодт, который в середине XIX века снискал себе славу величайшего «лошадиного» мастера.

Пётр Клодт происходил из небогатой, но весьма аристократической балтийской немецкой семьи, состоявшей из доблестных воинов. Его прапрадед был одним из известных деятелей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно реалистично получались.

Петр Карлович Клодт
(1805-1867)

После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности Клодт брался за карандаш и рисовал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.

После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позже, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX века. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.

Скоро Клодту поручили выполнить большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. Так появилась на аттике арки Нарвских триумфальных ворот несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта встают на дыбы, но при этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство царя Николая I. Известна легенда о том, что Николай I произнес фразу: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Старая почтовая карточка начала ХХ века

Следующее и, пожалуй, самое известное творение Клодта, над которым он трудился около 20 лет — это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту. Заказ был получен в 1832 году. Знаменитые «Укротители коней» сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптурами планировалось украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Место, и сам проект одобрил лично Николай I. Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал.

На Невском закипела перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители — весь Петербург работал на коней Клодта. Вскоре были отлиты две группы «Укротителей». И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось поскорее открыть новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста.

Аничков мост в Санкт-Петербурге в середине XIX века

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. То, что увидел Петербург, восхитило всех. «Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, — писали газеты. — Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно возничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую». После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, который был от скульптур без ума. Николай I подарил их прямо «с моста», и они отправились в Берлин украшать главные ворота Королевского дворца. Их установили на террасе перед порталом Королевского дворца со стороны Люстгартена. Сейчас они отреставрированы и находятся в Кляйст-парке перед зданием суда. Будут ли они возвращены на прежнее место, когда восстановят королевский дворец — неизвестно.

Терраса Королевского дворца в Берлине в середине XIX века

Король Пруссии в качестве ответного подарка заказал видному немецкому скульптору Х.Д.Рауху изготовление копий двух статуй Победы, созданных этим ваятелем и установленных в парке Эрцгерцогского дворца в Шарлоттенбурге в 1839 году и в Берлине на Белле-Аллианс Плаце в 1843 году. Две парные статуи аллегорических крылатых фигур были отлиты к ноябрю 1844 году в Лаухаммере и отправлены в Петербург, чтобы быть установленными на колоннах Славы, выполненных по проекту архитектора Карла Росси из серого гранита. Высота каждой колонны составляет 12 метров, из которых 2,5 метра занимают две крылатые фигуры богини Славы, венчающие эти колонны. Находится эта композиция в начале Конногвардейского бульвара, возникшего на месте Адмиралтейского канала, когда-то соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией.

Между тем, Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. По доставлении в Берлин, подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп, Клодт был пожалован от Его Королевского Величества орденом Красного Орла III степени 14 августа 1842 года. Известно, что находясь в Германии, Клодт ужасно тосковал по родине. Впрочем, «страдания» Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм IV, помимо ордена, пожаловал ему еще и бриллиантовую табакерку.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их Николай I опять подарил теперь монарху Королевства Обеих Сицилий Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Король Фердинанд II Бурбон, увидев коней Клодта пришел в полный восторг. Петр Клодт был награжден Неаполитанским орденом, а местные газеты вышли с заголовками: «В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое с креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя с Креста» - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта». До сих пор скульптуры находятся у въездных ворот в Королевский дворец Неаполя — Палаццо Реале, где сейчас располагается Национальная библиотека.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

Следующие скульптурные группы коней, отлитые в очередной раз Клодтом, были установлены у павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, построенном Николаем I для своей жены императрицы Александры. Но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли.

Павильон Бельведер в Петергофе. До военная фотография

Кони авторской отливки Клодта стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне, установленные на высоких постаментах перед фасадом дворца, обращенного к пруду.Территория была подарена графу, а позднее князю Алексею Федоровичу Орлову императором Николаем I в 1834 году за заслуги в подавлении декабрьского бунта 1825 года. Во время войны и оккупации германскими войсками скульптуры из Орловского парка тоже были похищены немцами. А сама усадьба сильно пострадала во время боевых действий Великой Отечественной войны, уцелели лишь башня с колодцем.

В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке в очередной раз отлитые Клодтом кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней.

Конный двор в усадьбе Кузьминки. До военная фотография

Усадьба Кузьминки известна с XVIII века. Ее владельцами были бароны Строгановы и князья Голицыны. В XIX веке Кузьминки считались одним из красивейших мест в окрестностях Москвы. Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в первой четверти XIX века при Сергее Михайловиче Голицыне. При нем усадьбу называли московским Павловском. Образцовое хозяйство, продуманная планировка, прекрасные архитектурные сооружения, живописные парки с прудами, островами, мостиками привлекали в усадьбу множество гостей.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1846 году Петр Клодт решил не делать больше копий коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста, и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах.

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только на фотографиях, но и во многих произведениях живописи. Композиция барона П. Клодта «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....