Колокольчик царь колокол. Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века

Одной из уникальных достопримечательностей Московского Кремля является известный всему миру Царь-колокол. Этот экспонат считается своеобразным произведением русского искусства восемнадцатого столетия и высшим достижением литейного дела на Руси. Кроме того, Царь-колокол является величественным историческим памятником.

Идея создания

Императрица Анна Ивановна подписала в 1730 г. указ, в котором повелела отлить колокол весом до десяти тысяч пудов. Для этого необходимо было взять разбитый экземпляр, добавив в него металл. С выходом этого документа и началась история Царь-колокола.

Кто отлил знаменитого гиганта?

Первоначально искусного мастера хотели отыскать в Париже. Однако королевский механик Жермен, которому предложили это дело, отказался от работы. Он принял данное требование за шутку.

Подрядился перелить колокол Григорьева, который разбился при пожаре 1701 г., выдающийся мастер своего времени Иван Федорович Моторин. Дело было начато в 1730 г. Для его успешного проведения Московской артиллерийской конторой в помощники Моторину был выделен мастер, десять учеников и два офицера.

Подготовительный этап

Перед началом работы артиллерийской конторой были составлены чертежи. Причем предварительно Моториным была отлита небольшая модель будущего гиганта. Весила она двенадцать пудов. Все чертежи, составленную смету, а также две разработанных модели механизма подъема отправили для утверждения в Петербург. Вся подготовка и утверждение созданного проекта проходили в течение двух лет. В связи с этим саму работу по изготовлению задуманной формы колокола, а также по постройке печей начали только в январе 1733 г.

Создание гиганта

Для того чтобы получить форму самого большого в мире колокола по чертежам русских мастеров было сделано два шаблона. Один из них предназначался для внутреннего профиля изделия, а второй - для наружного.

Формовка гигантского колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта десятиметровая яма. Дубовыми брусьями, связанными между собой металлическими ободьями, были укреплены ее боковые стороны. Дополнительно яму обложили кирпичом. Для нижнего основания формы на вбитые в дно дубовые сваи уложили железную решетку. Только после этого начался процесс производства болванки колокола. После ее изготовления был установлен второй шаблон, который повторял внешние очертания гиганта. По окончании работ форма была поднята за крюки. Для этого использовались специальные приспособления.

На следующем этапе болванка была окончательно отделана. Для языка колокола в своде была прикреплена железная петля. Последняя операция технологического процесса - установка в специальные гнезда на верху кожуха так называемых ушей.

Все работы по созданию Царь-колокола были завершены 25 ноября 1735 г. Об этом событии было составлено Свидетельство. Вес самого большого колокола в мире составил двести одну тонну девятьсот двадцать четыре килограмма. Его высота - 6,14 м, а диаметр - 6,60 м. К сожалению, завершить литье гиганта Иван Моторин не смог, он умер. Дело отца было продолжено сыном Михаилом, который и до этого принимал активное участие в работе.

Производственные тонкости

Для того чтобы Царь-колокол имел хорошую отливку Иваном Моториным была взята особая конструкция литниковой системы. В форму, которая заполнялась жидким металлом, не попадали шлаки и прочие загрязнения. Это стало возможным благодаря особому резервуару, который постоянно был заполнен до краев. При этом чистый металл из чаши поступал в форму, а шлак, который имел более легкий вес, оставался на поверхности.

При литье гиганта требовалось создание определенных условий для того, чтобы форма выдержала давление раскаленного металла. Для этого землей было засыпано все пространство, которое находилось между стенами литейной ямы и кожухом.

Отколовшийся кусок

Знает история Царь-колокола и небывалый пожар. После отливки больше года выполнялись надписи на этом удивительном произведении литейного искусства.

Делались на нем и декоративные украшения. Работа уже подходила к концу, когда в Кремле вспыхнул сильный пожар. Произошло это в мае 1737 г. Огонь уничтожил деревянные конструкции и шатер, который был возведен над литейной ямой. Раскалившийся колокол начали поливать водой. От перепада температур в теле гиганта образовались трещины, которые и привели к тому, что от него откололся значительный кусок, вес которого составил одиннадцать с половиной тонн.

Подъем из литейной ямы

Царь-колокол, история которого началась столь неудачно, долгое время не могли достать. До 1836 г. он находился в литейной яме, которую расчистили, обнесли перилами и сделали лестницу. По ней посетители спускались вниз и любовались великим произведением искусства.

23 июля 1836 года состоялся блестящий подъем колокола. На специально приготовленных катках его переместили и поставили на каменный постамент, имеющий восьмигранную форму. Вскоре на гиганте было установлено четыре кронштейна, поддерживающих шар, на верху которого расположился бронзовый крест. Где находится Царь-колокол сейчас? На том же постаменте в Кремле.

Реставрационные работы

Царь-колокол несколько раз планировалось спаять. Однако работы так и не были проведены. Мешала этому высокая стоимость спайки. Кроме этого, высказывались опасения, что, даже восстановив колокол, невозможно будет добиться его нормального звучания. Именно поэтому, если вы посетите Кремль, Царь-колокол встретит вас в том виде, в котором был когда-то извлечен из литейной ямы. Этот уникальный памятник имеет огромное историческое значение. Именно поэтому экспериментировать над ним просто недопустимо. Царь-колокол для детей и для взрослого поколения - это история Отечества.

Исследование уникального памятника было проведено в 1979 г. Тогда же была выполнена и его реставрация. Работы заключались в дефектоскопии тела гиганта и составлении специальной карты, на которой зафиксированы размеры, положение, а также количество образовавшихся трещин.

Во время реставрации поверхность колокола расчистили от многочисленных слоев лакокрасочных покрытий, которые исказили внешний вид гиганта. Параллельно провели небольшой ремонт постамента. На поверхность земли подняли осколок колокола, который был заглублен в культурный слой на сорок сантиметров.

Все работы были выполнены специалистами, а также учеными Военной академии, носящей имя Ф.Э. Дзержинского. При этом проводились постоянные консультации с Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации. Стоит отметить тот факт, что работа по созданию технологии и методики восстановления подобного типа производилась впервые.

Уникальный образец литейного искусства

Тех, кто сегодня посетит Кремль, Царь-колокол встретит в своем первозданном виде. Гигант вновь приобрел серебристо-серый цвет, отдающий зеленоватой патиной. Специфическое мерцание и естественный тон возвращены бронзе. На кресте, который венчает оглавье, блестит позолота. Ее восстановили с применением сусального золота. Ясно можно разглядеть изящный орнамент и искусные изображения, являющиеся украшением колокола. Красота скульптурных украшений радует глаз. Нижняя и верхняя часть тела гиганта украшена фризом, узор которого представляет собой пальмовые ветви. К большому сожалению, при заполнении формы металлом в некоторых частях колокола произошли смывы. Отчетливо это можно увидеть на изображениях некоторых фигур. Несмотря на это, тысячи людей, посещающих ежедневно Кремль, теперь по достоинству оценивают красоту исторического памятника.

Царь-колокол в Москве был создан почти два с половиной века назад. Однако известность гиганта с каждым годом все возрастает. Удивительный памятник русского искусства литья удачно вписывается в архитектурную композицию Кремля. Царь-колокол, так же, как и расположенную неподалеку от него Царь-пушку, невозможно отделить от художественного облика, имеющего всемирную славу.

Исторические факты

За отливку колокола мастер Моторин получил мизерную плату. Она составила всего тысячу рублей.

На колоколе имеется надпись о том, что он был отлит Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Знаменитый мастер литейного дела, чтобы запечатлеть свое имя, подавал прошение в Сенат. Императрицей Анной Иоановной оно было утверждено.

Предложение о создании гигантского колокола было получено скульптором Карло Растрелли. Однако сын всемирно известного архитектора Франческо Растрелли запросил за свою работу очень высокую оплату. В результате от его услуг отказались.

Изображения Царь-колокола генерал Деникин использовал для выпуска тысячерублевых белогвардейских купюр. Эти деньги в народе получили название «колокольчики».

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

«Царь-колол» - известный памятник , построенный в 18-м веке. М. И. и И. Ф. Маторины - русские мастера, которые отливали памятник с 1733 по 1735 года. Произведение искусства установлено в Кремле в самом центре Москвы. В 1737 году во время пожара от памятника отпал кусок весом 11,5 т.

Техника литья подобных колоколов определялась с помощью уровня развития литейного искусства. И так было на протяжении нескольких веков. Раньше отливка колокола с оригинальной отделкой и мощнейшим звучанием была настоящим событием не только для создателей этого изобретения искусства, но и для обыкновенных жителей города. Мастера формировали большие колокола в ямах-формах, которые предназначались специально для отливки. Подобное устройство считалось одним из наиболее сложных этапов в плане подготовки, так как для него требовалось достаточно опыта и знаний. Заготовка необходимого количества металла – не менее важная часть этапа подготовки. Иногда процесс заготовки занимал целый год, в то время как отливка колокола – несколько часов.

26 июня 1730 года императрица Анна Иоанновна издала указ, где приказала отлить огромный колокол, который получил название «Царь-колол». Сначала для процесса отливки планировали пригласить Жерменю – мастера и члена Академии Наук из Парижа. Тем не менее, в результате отливкой занимался московский литейщик Иван Моторин, проживающий в Пушкарской слободе.

На тот момент литейщик уже имел огромный опыт отливки больших колоколов и орудий. Согласно историческим данным, как раз с двора Ивана Моторина в 1712 году забрали, привезли в Кремль и подняли на Царскую башню «Набатный колокол», которые весил более 2-х тонн.


1731 год изменил ход истории, в частности, развитие литейного искусства, ведь именно в этом году Иван Моторин завершил составлять проект колокола. С местом определились довольно-таки быстро. В итоге для отливки колокола выбрали место в Московском Кремле – между колокольней Ивана Великого и Чудовым монастырем. Стены «ямы-формы» были укреплены дубовым срубом и выложены кирпичом. Затем установили глиняный «болван» на железную решетку. Он нужен был для того, чтобы определять внутренний объем тела колокола. После последнего этапа – этапа просушки – на «болване» выполнили глиняные формы будущего колокола.

Не имея разрешения из Петербурга, создатель исторического памятника начал сооружать четыре литейные печи, а также устройство для подъема кожуха. 26 ноября 1734 года после проведения торжественной службы в Успенском соборе затопили литейные печи с обломками ненужных и устаревших колоколов, после чего добавили новый металл, олово и красную медь.

Несмотря на это, уже через два дня – 28 ноября – две литейные печи вышли из строя. Есть информация о том, что раскалённый металл стал вытекать на землю. Чтобы исключить возможность повторной утраты металла, Иван Моторин решил отремонтировать печи, выпустив плавку через так званные «печуры», которые служили запасными.

В самом разгаре этого серьёзного и исторического процесса произошел взрыв, из-за которого практически все конструкции из дерева сгорели дотла. 19 августа этого же года, готовясь к новой отливке, скоропостижно скончался Иван Федорович, место которого вскоре занял его сын.

Третью отливку величественного колокола начали только через три месяца после этих печальных событий. Чтобы исключить возможность возникновения пожара, литейщики расставили более 400 человек с пожарными трубами вокруг печей. На протяжении одного часа и двенадцати минут продолжалась плавка колокола, который в скором станет настоящим творением искусства. В результате все прошло без непредвиденных ситуаций, мастера потрясающе справились со своей работой, предоставив жителям города возможность смотреться и любоваться немыслимым памятником, который навеки войдет в историю литейного искусства как самый огромный, тяжелый и оригинальный колокол.

25 ноября 1735 – день, когда завершилось изготовление фундаментального и огромного «Царь-колокола», который весит чуть больше 201 тонны.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Для этого на вырыли котлован глубиной 10 метров, и поместили туда форму. Неподалеку рабочие построили 4 литейные печи. Для лучшего звучания колокола в сплав из меди и олова добавили 525 кг серебра и 72 кг золота. Украсили Царь-колокол орнамент и барельефные портреты царя Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.

По официальной версии, во время пожара 1737 года сгорели деревянные балки, на которых держался колокол. Чтобы он не расплавился, начали лить воду. Из-за перепада температур от колокола откололся кусок, весом 11,5 тонны.

Но историю с пожаром могли придумать для путеводителей, а трещины, вероятно, появились из-за неправильного охлаждения - технологической ошибки литейщика. Возможно, поэтому Моторин попросил за работу всего 1 000 рублей, тогда как за литье более простых колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой Лавры он получил 6 000 рублей за каждый.

В 1836 году архитектор Огюст Монферран поднял Царь-колокол на постамент и поместил на его вершине шар и золоченый крест - символ державы. Так в Московском появился памятник литейного искусства.

Но у Царь-колокола были «прадед», «дед» и «отец».

В 1600 году Андрей Чохов отлил по приказу Бориса Годунова огромный колокол «Царь». Он весил около 40 тонн и находился в специально построенной клети. Но во время пожара в начале XVII века он упал и разбился.

В 1652 Алексей Михайлович поручил изготовить новый Царь-колокол Даниле и Емельяну Даниловым. «Дед» весил 130 тонн, но не отличался прочностью: при рождественских звонах 1654 года он разбился. Перелить колокол Алексей Михайлович доверил Александру Григорьеву. Вес нового колокола достиг уже 160 тонн. Его басовый звон звучал над Москвой более тридцати лет, но при пожаре 1701 года «отец» упал и разбился. Из осколков по приказу императрицы Анны Иоанновны отлили новый колокол.

В 1747 году мастер Слизов предлагал перелить Царь-колокол, а архитектор Форстенберг хотел даже впаять вышибленный край и уверял, что звук не пострадает.

Александр III даже хотел поставить в Кремле гигантскую Царь-колокольню. Но от дорогостоящей идеи пришлось отказаться. Больше гигантских колоколов на Руси не отливали.

Говорят, что... ...Царь-Колокол перекрасили для маскировки во время Великой Отечественной войны.
...изначально отливку Царь-колокола предложили королевских золотых дел мастеру французу Жерменю. В ответ он рассмеялся: «Никто в мире этого сделать не сможет, господа», и от работы отказался.
...Царь-колокол разбил тяжелой рукой Петр Великий. Когда царь вернулся в Москву после Полтавского сражения, он приказал в честь победы звонить во все колокола. Но Царь-колокол не зазвонил, как ни старались звонари раскачать его тяжелый язык. Петр разгневался и прислал в помощь звонарям роту гвардейцев. Язык колокола сорвался, но он не зазвонил. Петр в бешенстве ударил по колоколу дубинкой, и от него откололся кусок, а сам колокол загудел и ушел в землю.

Знаменитому московскому колоколу, который по праву считается одним из самых больших в мире, исполнилось 282 года. Царь-колокол также известен тем, что ни разу не позвонил. Впрочем, не лишним будет отметить, что его создатели планировали использовать колокол по его прямому назначению, а это молчание явилось лишь результатом стечения обстоятельств. Этот молчаливый гигант является уникальным памятником литейного искусства 18-го века. Героя нашего повествования можно смело называть настоящим долгожителем, с незавидной и драматической судьбой.

Масса Царь-Колокола – 203 тонны. Сегодня считается, что кремлёвский великан, по своему весу и размерам, уступает только Великому колоколу Дхаммазеди в Бирме, который весит на 94 тонны больше. Однако самый большой и знаменитый русский колокол расположился на постаменте в самом центре столицы – Московском Кремле, а вот рекордсмена из Бирмы уже давно никто не видел. С течением времени, история о Шведагоне всё больше становится похожей на легенду.

Дело в том, что в начале 17-го века, во времена междоусобных войн в Бирме, некий португальский авантюрист по имени Фелиппе де Брито-Никоте захватил местность, где располагался Шведагон. Никоте решил переплавить этот памятник культуры на пушки и даже успел погрузить его на плоты, для перевозки. Однако плавучие сооружения не выдержали груза и перевернулись. Он далее находится на том месте, на котором затонул. Попытки подъема на поверхность закончились неудачно.

История нашего Царь-колокола более продолжительна и не менее драматична. Своим солидным размером он обязан императрице Анне Иоанновне, которая приказала отлить нового исполина из кусков старого, разбившегося колокола. Так уж вышло, что наш рекордсмен из московского Кремля имеет внушительную историю с тяжелой судьбой.

Родословная нашего самого известного колокола берет свое начало с XVII века, когда Борис Годунов приказал отлить самый большой колокол, который и получил название «Царь-колокол». Он весил 35 тонн, но однажды колокол настиг пожар во время которого он сорвался и был разрушен при падении. Из его осколков, уже по приказу государя Алексея Михайловича был отлит новый колокол, который, однако, успел прозвонить всего несколько раз и тоже разбился.

В 1654 году, из остатков былого колокола родился очередной, весивший уже 128 тонн, Большой Успенский царь-колокол. Но, данное произведение искусства, повторив судьбу своих предшественников, упал и разбился, это случилось после пожара в Кремле. Таким образом, мы подошли к тому времени, которое считается датой рождения современного Царь-колокола. Его, уже по грустной традиции, отлили в 1730 году из того, что осталось от прежнего колокола.

Что касается точных размеров, то высота Царь-колокола составляет 6 метров 24 сантиметра, а в диаметре – 6 метров 60 сантиметров.
Во время Троицкого пожара в Москве 20 мая 1737 года огонь проник в деревянное сооружение над ямой, в которой находился колокол. Местные жители, чтобы колокол не расплавился от огня, стали поливать водой раскаленный колокольный сплав. Такой резкий перепад температур не мог не сказаться на целостности данного громоздкого, но в то же время хрупкого музыкального инструмента. В результате образовалось десять сквозных трещин, вследствие чего колокол лишился внушительного фрагмента – откололся фрагмент весом 11,5 тонны.

Колокол был поврежден настолько, что его решили оставить в литейной яме, где он и оставался на протяжении почти сотни лет. Все работы по отделки были прекращены. Лишь в 1836 году колокол был поднят, его установили у подножия колокольни «Иван Великий».

Любопытная информация

Интересные факты о царь колоколе:

  1. Царь-колокол ни разу не звонил. Стоит отметить, что для него даже был отлит язык. Хотя тот, что находится на постаменте, принадлежал другому колоколу.
  2. Аналогичное название имеет самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры. Отлитый в 1748 году он весил 64 тонны, но был уничтожен в 1930 году. Вначале 2000-х на колокольню лавры установили новый «Царь-колокол» весом 72 тонны.
  3. В начале Великой отечественной войны в Царь-колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Сам он был перекрашен и замаскирован от авиа ударов.
  4. Генерал Деникин, во время Гражданской войны выпускал тысячерублевые купюры, на которых был изображен Царь-колокол. Обесценившиеся деньги Крымчане прозвали «колокольчиками».
  5. Согласно химическому анализу, в сплаве Царь-колокола содержится 525 килограмов серебра и 72 килограма золота.

Дважды делались попытки восстановить Царь-колокол, однако, в итоге решили отказаться от этой затеи, предположив, что после процесса спайки звучание колокола будет не достаточно хорошим. В 1936 году этот образец достижений литейного искусства России становится самостоятельным памятником, который расположился на постаменте в московском Кремле. Эта легендарная достопримечательность и по сей день находиться там же.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...