Размер коим некрасов тройку написал 7 букв. Н.А

Некрасов – поэт и гражданин, он умел «в лохмотьях нищеты живую душу видеть». В его выразительно сильных стихах громко раздаются могучие тоны надежды, веры в истину, добро и правду. Стихи Некрасова будят бодрость, стойкость, терпение, любовь, веру в истину, в чем несомненно заключается несокрушимый залог их вечного значения в нашем Отечестве.

Стихотворение «Тройка» написано Некрасовым в 1846 году. Чем характерен этот период жизни писателя? Этот год стал для Николая Алексеевича хлопотным. Совместно с И.И.Панаевым он ходатайствует об издании журнала «Современник», основанного А.С.Пушкиным. В этом же 1846 году, Некрасов публикует альманах «Петербургский сборник», в котором печатаются произведения о жизни бедноты, мелких и средних слоев общества. В альманах были включены произведения Даля, Белинского, Герцена, Достоевского.

Стихотворение «Тройка» — это лирическое размышление о судьбе молодой женщины-крестьянки. Специфика произведения состоит в том, что оно написано в форме обращения автора к главному персонажу. Обращение, как стилистическая фигура, выбранная Некрасовым для данного произведения, подчеркивает степень волнения автора, его возмущения столь несправедливым устройством общественной жизни страны, гражданином которой он является.

Стихотворение «Тройка» начинается с вопроса «Что ты жадно глядишь на дорогу…?» в адрес молодой красавицы-крестьянки, провожающей взглядом тройку с проезжим корнетом. Автор вопрошает у девушки, для чего она бежит вслед за этой тройкой? Но на этот риторический вопрос нет ответа.

Красочно, с милыми подробностями, описывает Некрасов облик деревенской красавицы. Он говорит, что на девушку невозможно не заглядеться, невозможно ее не полюбить. Черные, как ночь, волосы, алая лента, румяные щечки, лукавый взгляд девушки — всем хороша эта особа.

Далее поэт рассказывает о жизни, которой достойна такая красавица. Эта жизнь должна быть полной радости и легкой. Но нет! Лирический сюжет делает резкий поворот, и Некрасов переходит к описанию той жизни, которая на самом деле ожидает простую крепостную крестьянку, коей и является юная красавица. Девушку против ее воли отдадут замуж за неряшливого мужика, который, скорее всего, будет ее бить. Со временем она смирится со своей трудной долей, в глазах ее появится выражение тупого терпения и вечного испуга. Тяжелая доля крестьянской жены очень рано состарит ее и преждевременно сведет в могилу.

В конце стихотворения автор советует ей, пока еще юной и цветущей, не смотреть напрасно на дорогу и на проезжающие тройки, ибо тот праздник жизни, который символизируют седоки богатых экипажей, не для нее, простой крепостной крестьянки. Эта веселая, яркая жизнь доступна лишь вольным людям.

В последнем четверостишии Некрасов, словно бы закольцовывая сюжет, вновь возвращается к яркому образу тройки, проносящейся мимо деревенской девушки, подобно тому, как жизнь человеческая проносится одним коротким мгновением.

Главная мысль стихотворения «Тройка» заключается в том, что рабство, существующее в России того времени в форме крепостного права, несправедливо унижает простого русского человека, искусственно низводя закрепощенных людей до положения бессловесных существ, не имеющих возможности управлять своей судьбой.

Главная тема этого произведения – размышления о трагической судьбе русских крепостных женщин, лишенных права выбора своего жизненного пути, обреченных на жалкое существование и преждевременную смерть от невзгод крепостной жизни.

Проводя анализ стихотворения «Тройка», необходимо сказать, что его автор использовал перекрестную схему рифмовки. И только последнее четверостишие отличается от прочих смежной рифмовкой.

Стихотворный размер, выбранный Некрасовым для этого стихотворения, – трехстопный анапест. Такой размер придает произведению определенную мелодичность, напевность. И впоследствии на основе этого стихотворения был написан романс «Что ты жадно глядишь на дорогу…», который исполняют до сих пор.

В стихотворении «Тройка» Некрасов использует разного рода средства художественной выразительности. Описывая облик деревенской красавицы, он использует такие украшающие эпитеты, как «смуглая щека», «лукавый глазок», «чернобровая дикарка», а также сравнение «волосы черные, как ночь». Во второй части стихотворения преобладает печально-грустная тональность эпитетов: «тупое терпенье», «бессмысленный испуг», «сырая могила», «тоскливая тревога». Применил автор в стихотворении и метафоры: «черная работа», «бешеная тройка», «мчится вихрем».

Но основным средством художественной выразительности в данном стихотворении является обращение. Обращение к главному персонажу, крепостной девушке, звучит на всем протяжении стихотворения.

Используя образ тройки в этом стихотворении, Некрасов стремился показать мимолетность человеческой жизни, проносящейся порой подобно мгновению. Автор также хотел донести до читателя важную мысль о том, что при всей быстротечности бытия, многие люди, в силу их бесправного, рабского положения не могут полноценно распорядиться своей и без того недолгой жизнью. И эту несправедливость Некрасову удалось показать в стихотворении «Тройка».

В стихотворении мне понравился образ тройки, ставшей национальным символом русского духа, русского характера. С давних времен дорога вошла в жизнь русского человека. Образ дороги в сознании русского народа тесно сплетен с понятием жизненного пути. И некрасовская Русь всегда в дороге.

«Тройка» Николай Некрасов

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…


Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. В его творчестве можно найти множество произведений, посвященных русским женщинам - красавицам, умницам и отменным хозяйкам, которых, увы, не балует судьба.
Одним из таких рифмованных жизнеописаний нелегкой женской доли является стихотворение «Тройка», созданное потом в 1846 году. Следует отметить, что до отмены крепостного права на Руси оставалось еще без малого 15 лет. Поэтому русские женщины в селах находились на положении самых настоящих рабынь. Родившись в многодетной семье, они с самого детства были приучены к тяжелому крестьянскому труду. Однако многие из юных девушек не хотели мириться со своей незавидной участью и мечтали о сказочных принцах. Поэтому господская тройка с кучером и молодым барином вызывала у русских красавиц неподдельный интерес. Ведь в одном из таких экипажей может оказаться тот самый суженый, который влюбится в простую сельскую девушку и увезет ее с собой. Поэт обращается ко всем молодым крестьянкам, вопрошая: «И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед?». Автор знает ответ на этот вопрос, так как в русскую красавицу не трудно влюбиться. Ведь «взгляд один чернобровой дикарки» способен свести с ума и пылкого юношу, и убеленного сединами старика. «Будет жизнь и полна и легка», — отмечает поэт, но тут же сразу поправляет сам себя, утверждая, что большинству сельских девушек выпадет совсем иная доля. И пределом их мечтаний, в конце концов, окажется «неряха мужик», который не прочь выпить и всегда рад поучить свою жену уму-разуму при помощи кулаков.


Некрасов просит сельских девушек смириться со своей незавидной участью и не мечтать о том, чему сбыться не суждено . «Не гляди ж ты с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши», — увещевает автор сельских красавиц, заранее зная, что впереди их ждет лишь разочарование. Хотя бы потому, что нагнать белую тройку девушкам не удастся как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь ее пассажиры - люди из другого мира, которым нет никакого дела до сельских красавиц, мечтающих о сытой, спокойной и счастливой жизни. Поэтому « к другой мчится вихрем корнет молодой», для которого повстречавшаяся на пути крестьянка является неотъемлемой частью русского пейзажа, унылого, обыденного и не вызывающего абсолютно никакого интереса.

Что же до мечтаний юных девушек, то это - единственное светлое пятнышко в их беспросветной крестьянской жизни. Однако поэт считает, что о нем нужно забыть как можно скорее, чтобы избавиться от «тоскливой в сердце тревоги», способной омрачить сельской красавице и без того нелегкую жизнь.

И стихи с народной музыкой стали романсом. Романсом, который пели многие великие певцы и певицы. Этот романс был неотъемлемой частью русских посиделок. До сих пор поют его в сельских местностях да и в городах, если собираются друзья за столом.

Николая Алексеевича Некрасова справедливо считают автором русской гражданской лирики. Наиболее ярко он проявил свой талант в написании лиро-эпических произведений, пронизанных темой народного горя. Автор выступал как борец с крепостнической системой, и стихотворение «Тройка» является одним из проявлений этой активной литературной борьбы. На нём и остановимся подробнее.

Лиро-эпическое стихотворение «Тройка» было написано в 1848 году. В это время Некрасов и Панаев приобрели за взятые в долг деньги журнал «Современник». Автор только поднимался со дна – денег не было, а первый литературный сборник «Мечты и звуки» в 1840 году не возымел успеха у публики, был жёстко раскритикован Белинским и впоследствии уничтожен самим писателем. И вот на свет появляется некрасовская «Тройка», которая быстро получает всеобщее признание и завоёвывает поэту популярность. Стихотворение посвящено простым крепостным людям, в частности, русским женщинам из сёл и деревень. У Некрасова, конечно, было стремление донести трагизм положения народа до людей из высшего сословия, которые могут влиять на народные судьбы.

Живя в 19-ом веке, когда недовольство народа крепостническими устоями неуклонно возрастало, он создавал по-настоящему злободневные произведения. Он был романистом, публицистом, соиздателем популярнейших в те годы журналов «Современник» и «Отечественные записки».

Жанр, направление и размер

По жанру стихотворение относят к гражданской лирике. Некрасов же определял себя как поэта гоголевского направления, так называемой «натуральной школы», которая ставит во главе угла реалистическое изображение происходящих событий, человеческих характеров и судеб. В «Тройке» нет искусственно красивого романтического тумана, прикрывающего реальное положение вещей – обо всём сказано прямо и по делу. Поэт создал это стихотворение не для того, чтобы романтики и отстранённые мечтатели смаковали изящный слог и думали о красоте бытия. Он обнажил уродства крепостнического устройства и заставил людей посмотреть на них без прикрас.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Это значит, что ударение в каждой строке падает на третий слог, а таких ударений по три. Например, первые же строки: «Что ты ЖАДно гляДИШЬ на доРОгу/В стороНЕ от веСЁлых подРУГ…». Этот размер очень мелодичен и потому считается песенным, недаром на «Тройку» позже был написан романс. Рифмовка во всём произведении перекрёстная, и только в последнем четверостишии – смежная. Мужские и женские рифмы гармонично сочетаются друг с другом.

Образы и символы

  1. В стихотворении автор представлен в роли лирического героя , обращающегося к сельской девушке. В его обращении слышится печальный тон, переживание за её настоящее и будущее, чувствуется, с каким вниманием он относится к ней. С одной стороны, он восхищается её красотой и горячей молодостью, с другой – предрекает горькую судьбу. Ему наверняка не хотелось бы говорить о том, то ожидает эту красавицу потом – но он обязан сказать. Обязан затем, чтобы девушка не бежала вослед за тройкой, не испытывала надежду на невозможное счастье с проезжим корнетом, который, хотя и засмотрелся на неё, но всё равно проедет мимо, тут же забудет её и никогда не вернётся. Ведь если она разочаруется в своих пустых мечтаниях, ей будет труднее принять свою настоящую горькую судьбу.
  2. Эта простая крестьянская девушка – главная героиня стихотворения, на ней и сосредоточен сюжет. Её восточная красота так обворожительна, что один лишь взгляд этой «чернобровой дикарки старика разорит на подарки, в сердце юноши кинет любовь». На неё залюбовался и корнет, проезжающий мимо на тройке. Она резва, жива, прекрасна, но это ненадолго: пройдёт беззаботная пора, и нежеланное замужество погубит эту девушку, сделает из неё глубоко несчастную и уродливую старуху, преждевременно ушедшую в могилу. Другие герои, которые окажут на крестьянку губительное влияние – это «муж-привередник», любящий водку и рукоприкладство, да свекровь – такая же жертва обстоятельств, которая будет её «в три погибели гнуть».

Темы и настроение

  • Основная тема произведения – горькая судьба крепостной девушки , которой ей не миновать. Некрасов говорит о том, что выхода нет, и это очень горько осознавать для простых людей, особенно для русских женщин. Их жизнь особенно тяжела, она сводится к бессмысленному, терпеливому существованию, пролетает быстро, выжав из них все соки.
  • Также наше внимание привлекает тема красоты и отношения к ней. Прелесть девушки растопчут обстоятельства и люди. Никто в ее среде не оценит по достоинству ее молодость и красу.
  • Главная проблема в стихотворении – безволие и социальная незащищенность женщины . Крестьянки практически не вольны над своей судьбой – ими всегда управляет не только барин, но и муж со свекровью, они вынуждены идти замуж не по любви, а только по чьей-то прихоти, и терпеть любые унижения, тащить на себе колоссальный труд по хозяйству. Мужчинам-крепостникам легче, они вольны в некоторой мере распоряжаться своей жизнью так, как они сами хотят.
  • Еще одна проблема – социальная несправедливость . Юноши и девушки не могут быть вместе, если их разделяет неравенство. Корнет и рад бы взять в жены сельскую нимфу, но родители лишь посмеются над его глупостью. Брак должен быть выгоден и приличен, с любовью он имеет мало общего. Так и крестьянка не может рассчитывать на приличного мужа, какой бы умницей и красавицей она ни была.
  • Настроение стихотворения в целом грустное, тяжелое, гнетущее. Но первые несколько четверостиший витают в несколько иной, более легкой и обнадёживающей атмосфере. Это не значит, что данные четверостишия задают абсолютно весёлый тон первой части произведения. Уже с первых строк чувствуются невесёлые нотки. Читатель уже понимает, что такое настроение будет звучать и дальше и, возможно, только усугубится. Так и случилось, когда в шестом четверостишии лирический герой – он же автор – говорит: «Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдёшь мужика». Далее тон рассказа – трагичный, обречённый, без намёка на светлое будущее. Он сохраняется и в самом конце, по возвращении рассказчика к реальному времени – той же самой тройки и красавицы, бегущей за ней.
  • Основная идея

    Главная мысль произведения заключается в том, что крепостное право – это самый настоящий бич России, который приносит людям много горя. Полная несвобода, ужасные материальные условия, в которых выживает и рано умирает народ, – всё это последствия глубоко несправедливой системы, в которой страдают ни в чём не виновные люди. Самое грустное, что для крепостных нет самостоятельной возможности изменить свою ситуацию к лучшему, а если и есть выход, то он лишь для самых отчаянных – и это бунт, революция. Но такая активность может повлечь за собой гибель человека под палками и ружьями господ, чего не хочется людям, хватающимися за любую – даже бедную и безвольную – жизнь.

    Но неправильно закрепощать человека в рамки, неправильно рассматривать его жизнь лишь как средство достижения своих целей. Он, крепостной человек, имеет право на такую же свободную и счастливую жизнь, как представители высшего света. Всё должно зависеть от личных достижений каждой отдельной личности, а не от рождения в определённой социальной прослойке. Некрасов – неравнодушный к судьбам народа человек – не призывает здесь к действиям напрямую, а даёт читателям самостоятельно сделать выводы, проявить сочувствие и участие к этой беззащитной социальной ячейке общества. В этом смысл его обращения к людям.

    Средства художественной выразительности

    Пожалуй, самое основное выразительное средство в «Тройке» — это стилистическая фигура «обращение». Оно фигурирует в строках на протяжении всего стихотворения. Не обходится также и без эпитетов, таких как «лукавый глазок», «жизнь полна и легка», «работа черная», «тупое терпение», «угасшая сила», «тоскливая тревога», «бешеная тройка». Как видно из примеров, в основном всё эпитеты негативные, связанные со страданием и безысходностью.

    Есть и сравнения, призванные описать красоту девушки: «волосы чёрные, как ночь», «чернобровая дикарка». Произведение богато олицетворениями: «сердечко забило тревогу», «лицо вспыхнуло», «вьётся алая лента», «взгляд…разорит на подарки,.. кинет любовь». Фразеологизм «в три погибели гнуть» помогает передать ту степень деспотичности, с какой свекровь будет мучить красавицу.

    Вот мы и провели анализ такого выдающегося произведения Некрасова, как «Тройка». Это очень сильное изображение безрадостной действительности, которое было нужно русскому обществу девятнадцатого века. «Тройка» стала творческим взлётом в литературной карьере писателя, его успешным началом. Впоследствии он напишет немало известных лиро-эпических произведений, посвящённых теме простого народа, оказавших немалое влияние на людей периода до и после отмены крепостного права.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Тройка» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Тройка » написано Некрасовым в 1848 году и опубликовано в журнале «Современник».

Литературное направление, жанр

Стихотворение посвящено судьбе русской женщины. Некрасов в духе реализма описывает обычную жизнь крестьянки, наделённой чутким сердцем. Жанр стихотворения «Тройка» - гражданская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения - тяжёлая судьба русской крестьянки. Стихотворение «Тройка» имеет кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается обращением лирического героя к крестьянской девушке. В первой строфе это вопрос: «Что ты жадно глядишь на дорогу?» В предпоследней и последней строфе - предостережение лирического героя, предвидящего судьбу героини: «Не гляди же с тоской на дорогу». Если отбросить последние две строфы вывода, стихотворение делится на две равные части: счастливая и несчастная жизнь героини. Вторая часть, несчастливая жизнь, дана как более вероятная возможность: «Да не то тебе пало на долю...» Девушка, к которой обращается герой, не замечает, что он за ней наблюдает. Перед его мысленным взором проносится вся её настоящая и будущая жизнь, как перед глазами девушки проносится тройка. Первые две строфы описывают, как девушка ждёт на дороге тройку, а затем бежит за ней. Тройка - символ счастливой жизни. Следующие три строфы - это портрет девушки-крестьянки. Шестая строфа разбивается многоточием на две части. Первая часть - счастливое пророчество: «Будет жизнь и полна и легка». Наверное, и у крестьян бывала такая жизнь, но нечасто. После многоточия Некрасов описывает типичную судьбу крестьянки. Следующие четыре строфы рассказывают о её жизни: неряха-муж будет бить её, свекровь принуждать к чёрной и трудной работе, женщина лишится красоты и здоровья. Но не это самое страшное: она утратит девическую живость, потеряет интерес к жизни, которая будет подобна вечному сну, механическому повторению событий: «Будешь нянчить, работать и есть». Внутренние изменения личности отразятся на выражении лица. В бесполезной жизни бедняжки не оправдаются никакие надежды.

Последние две строфы - призыв смириться с судьбой, потому что крестьянка не может быть счастлива. В этом основная мысль стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, песенным размером, что дало возможность положить слова на музыку, и стихотворение стало романсом. В песне только первые три строфы стихотворения и последние две, то есть жанровая сценка встречи красавицы с корнетом, который мчится к другой. Меняется основная мысль произведения, сужается до пословицы: «Не родись красивой, а родись счастливой».

В стихотворении чередуется женская и мужская рифма при постоянной перекрёстной рифмовке, которая только в последней строфе-выводе сбивается на смежную.

Тропы и образы

Всё стихотворение строится на контрасте воображаемой счастливой и более вероятной несчастной жизни. Контрастны и тропы, изображающие эту жизнь. Красота и молодость девушки описана эпитетами: алая лента, чёрные волосы, румянец смуглой щеки, лёгкий пушок, полукруглая бровь, лукавый глазок . Лента в волосах вьётся (метафора), волосы черны, как ночь (сравнение), взгляд полон зажигающих кровь чар (метафора), жизнь полна и легка (метафора). Сама красавица называется чернобровой дикаркой . В стихотворении очень важны глаголы, отражающие порывистость и живость девушки: вспыхнуло, бежишь, вьётся, пробивается, поживёшь, попразднуешь .

Совсем другие образы во второй части стихотворения. Несчастную жизнь описывают эпитеты: чёрная и трудная работа, непробудный сон, выраженье тупого терпенья, бессмысленный, вечный испуг, сырая могила, тяжёлый путь, тоскливая тревога . Под стать эпитетам глаголы, некоторые из них являются метафорами: перетянешь, бить, гнуть в три погибели (фразеологизм); отцветёшь, не успевши расцвесть (метафора); погрузишься в сон (метафора); будешь нянчить, работать и есть; схоронят;угасшую сил у (метафора); ничем не согретую грудь (метафора); не гляди, не спеши, заглуши, не нагнать .

Образ тройки центральный в стихотворении. Это символ проносящейся мимо жизни, над которой человек не властен. Он бессилен обмануть судьбу и не замечает, что смерть уже у порога. Ещё тройка - символ упущенной возможности.

Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнёс в поэзию то, что раньше не было для неё характерным. Впервые в русской литературе быт и тяжелый крестьянский труд стали предметом высокой поэзии. Среди многих стихотворений Некрасова о народе самыми вдохновенными являются его произведения о
русских женщинах.

В разные годы поэт размышлял о женской доле в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Крестъянка»), в стихотворениях «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице темной … » и многих других. Сюжетную основу стихотворения «Тройка» составляет рассказ о судьбе молодой крепостной крестьянки. Выйдя на дорогу, она провожает взглядом быстро мчащуюся тройку. Поэт размышляет о судьбе этой девушки.

Его размышления полны сочувствия к женской доле. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной форме повествования. Стихотворение «Тройка» представляет собой открытое обращение к героине. Поэт обращается к ней на «ты» и ведёт разговор именно с ней, но она не слышит его, конечно, и пока не знает о своей горькой доле. Произведение имеет кольцевую композицию: его обрамляет поэтический образ промчавшейся тройки. Композиционно стихотворение делится на две части.

Первая часть — первые пять строф — рассказывает о настоящем героини. Вторая часть (6-12 строфы)-размышления поэта о будущем этой молодой девушки, о её судьбе. И по настроению, и по содержанию части контрастны. Образ крестьянской девушки представлен автором в традициях устной народной поэзии. В первой части девушка полна жизни и ожидания любви.
Подбор удивительно красочных эпитетов создаёт яркий и запоминающийся образ: алая лента в волосах, чёрных как ночь, «румянец щеки», «лукавый глазок». Но главное в том, что этот женский образ необыкновенно динамичен. Автор добивается такого эффекта, насыщая текст различными глагольными формами (бежишь торопливо; вьётся алая лента; пробивается легкий пушок; смотрит бойко лукавый глазок; взгляд … полный чар, зажигающих кровь).

Подчёркнута не только красота девушки, но и её горячность, живость, которые так свойственны юности. Кажется, что жизнь тоже должна улыбаться ей в ответ. Всё в построении стиха указывает на то, что даже подходящая пара для девушки есть. Если сравнить вторую и третью строфы, то окажется, что рифмы нечётных строк третьей строфы перекликаются с рифмами чётных строк второй строфы (торопливо — красиво — диво — игриво) — красота девушки словно бы созвучна красоте юноши. Славная бы вышла пара! Но шестая строфа становится переломной в рассказе о будущем лирической героини.

Многоточие после первых двух строк словно отделяет мечту от реальности. Поэт описывает типичную жизнь крестьянки:
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Красавицу ждёт беспросветная жизнь в повседневных трудах и заботах. Примитивное существование, тяжёлый труд, побои неизбежно скажутся на её внешности, жизнь потеряет смысл и радость. Беспощадно, точно и ярко изображает автор картину жизни замужней крестьянки. Будущее безотрадно. После замужества девушку ждут одни только тяготы и заботы, а затем преждевременная старость и смерть. В нарисованной картине присутствуют и традиционные образы семейно-обрядовой поэзии: муж-привередник и злая свекровь.

Вместе с рассказом о будущей жизни меняется и сам женский образ. Разве можно назвать красавицей жену неряхи мужика? Вот почему в описании внешности героини на смену поэтичным эпитетам приходят совершенно прозаические детали:

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь …

На смену красавице, «чернобровой дикарке», приходит уродливая, замученная чёрной работой и забитая мужем-привередником и злой свекровью женщина. Её горькое существование похоже на тяжкий беспробудный сон. Не скрашивают жизнь даже дети. Динамичный образ стремительной и радостной девушки, весь устремлённый вперёд, в будущее, сменяется статичным женским портретом с выражением «тупого терпенья» и «вечного испуга». И перемена эта не удивительна, потому что это путь от жизни к смерти — к вечному покою. Совсем как похоронный плач звучит 1 -я строфа стихотворения:

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Главное средство выразительности, которое использует Некрасов в данном произведении, — это приём контраста. На нём построена и основа сюжета, и композиция стихотворения. Приём контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов (лёгкий пушок; подбоченясь красиво; игриво вьется) на прозаизмы (неряха мужик; тупое терпенье; перетянешь уродливо грудь; в три погибели гнуть).

Трехстопный анапест — размер, которым написано стихотворение, — позволяет воспринимать его как песню. Оно было положено на музыку — это известный романс (романсом стала первая часть стихотворения — лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом»). Стихотворение заканчивается многоточием. Но последняя строфа проникнута таким чувством горечи, что читателю и не нужно ничего объяснять. Героиня бессильна — ей не нагнать «бешеной тройки ».

Тройка — красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает даже осознать смысла своего существования, а уж тем более что — либо изменить в своей судьбе. Тройка — это и символический образ мечты каждой девушки о счастье.

Мотив несбывшихся надежд и мечтаний звучит в последних двух строфах, которые содержат ответ на поставленные в начале стихотворения вопросы: «Что ты жадно глядишь на дорогу?. » , «И зачем ты бежишь торопливо? .. ».

Развёрнутый ответ на вопрос о женском счастье Некрасов даст в своём творчестве много позже — в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (в главе «Крестьянка»). Трагическая участь русской женщины-крестьянки и нереализованные возможности народа в дальнейшем станут для Некрасова главными темами творчества.

Предлагаю вашему вниманию еще один вариант анализа данного стихотворения.


Стихотворение «Тройка», написанное Некрасовым в 1846 году, музыкально, образно, эмоционально. Его анализ целесообразно начать с определения композиции. Ученики легко определяют, что стихотворение делится на три части, каждая из которых отличается выраженными чувствами, пространственно-временными отношениями, ритмикой.

В первой части ведущей является тема ожидания любви, овеянная романтикой. Главная героиня — молодая крестьянка. Лирический герой восхищён «чернобровой дикаркой». Она красива, загадочна («взгляд, полный чар»), принадлежит миру природы, где всё просто и естественно. Романтичен и мотив дороги — символ перемен, возможности устроить новую жизнь по своему усмотрению.

Поживёшь и попразднуешь вволю, / Будет жизнь и полна и легка … » — размышляет лирический герой … и обрывает себя на полуслове. Второе двустишие шестой строфы открывает вторую часть стихотворения. Ничего как будто бы внешне не изменилось: та же деревня, та же дорога, те же герои …

Изменился взгляд лирического героя. Это взгляд человека-реалиста, понимающего, что «природного, свободного человека — нет, что есть человек социальный, что «каждому сверчку — свой шесток», что «по одёжке протягивай ножки». И если ты живёшь в крепостной России и родился крепостным, «не то тебе» падёт «на долю», что выпадет дворянину.

Будущее красивой крестьянской девушки предопределено: выйдет замуж за мужика, будет им бита, «от работы чёрной и трудной отцветёт», погрузится в «сон непробудный», и наступит самое страшное: внутренняя жизнь замрёт и в лице «появится вдруг / Выраженье тупого терпенья / И бессмысленный, вечный испуг».

Таким образом, ведущей темой второй части «Тройки» становятся размышления лирического героя о женской доле в крепостной России.

Последние две строфы стихотворения — это третья часть «Тройки». Лирический герой, совершив мысленное путешествие в будущее, возвращается в настоящее и обращается к героине со словами, полными тоски, боли: «не гляди», «не спеши», «заглуши». Он говорит: жизнь не идеальна, смирись, не надейся, не жди лучшего.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...