Пришел на работу во время. Обязан ли работник приходить на работу раньше времени

«Вы никогда не ели пельмени под душем? Значит, вы просто никогда не опаздывали на совещание!» – говорит Екатерина Королева, менеджер проектов INOSTUDIO . Но вам-то можно, а вот сотрудникам – нет. Ниже Екатерина дает 5 советов, после которых команда точно будет собираться вовремя.

Часто ли вы опаздываете? Случалось, ли вам спешить на встречу, нарушая правила дорожного движения? Помните ли вы ощущение, когда стараешься отдышаться перед дверью переговорной прежде, чем войти? Думаю, каждый из нас может положительно ответить на любой из этих вопросов.

Но одно дело, когда опаздываешь ты, и совсем другое, когда опаздывают к тебе. Особенно важным этот момент становится, когда ты выступаешь в роли организатора совещания. В такие моменты ты превращаешься в ответственного не только за свой своевременный приход, но и за то, чтобы участники встречи тоже пришли вовремя.

Если с первой частью разобраться легко (каждый может самостоятельно определить причину своих опозданий и исправить положение), то с вопросом «Как научить людей не опаздывать?» дела обстоят сложнее. Предлагаю вашему вниманию несколько работающих приемов, которыми я используюсь на практике.

В первую очередь предлагаю определиться с тем, что же такое совещание.

Мы часто слышим такие высказывания: «Не хочешь работать – устрой совещание», либо: «Вокруг одни митинги, когда работать?» – и так далее. Сотрудники недолюбливают совещания. Различные собрания и встречи воспринимаются ими как обязательное, но ненужное действие.

Но многим участие в подобных мероприятиях помогает:

    Сократить время решения вопросов;

    Донести информацию одновременно до нескольких коллег;

    Поддерживать актуальность получаемой информации;

    Повышать сплоченность коллектива;

    Определить значимость каждого участника;

    Предоставить возможность проявить себя.

И этот список можно продолжать.

Отсюда вывод: совещания – это полезный инструмент , которым необходимо правильно пользоваться.

Теперь предлагаю разобраться с тем, что же такое опоздание .

Бывает, человек задержался, но при этом сделал все возможное, чтобы сократить время своего опоздания. Случается, что несвоевременный приход на совещание оправдан и все ответственные лица предупреждены. Редкие случаи опоздания – это вполне нормально, мы все-таки люди, а не роботы, и никто не застрахован от форс-мажоров.

А вот регулярные опоздания - это уже серьезные проблемы. Постоянный срыв начала встречи может привести к неблагополучному ходу как самого совещания, так и работы команды в целом. Ваша команда может заразиться банальным неуважением друг к другу и к руководству и перестать понимать важность мероприятия. В атмосфере регулярных опозданий копится негатив, который так или иначе начнет выплескиваться.

Регулярные опоздания – это симптом , который помогает выявить проблемы в организации и в команде.

Как и при любой болезни, тут надо вовремя выявлять симптомы и начать лечение, так как заболевший член команды в скором времени начнет заражать всех коллег. Но лучше принимать меры еще до появления симптомов. Так сказать, проводить профилактику и вакцинацию.



Думаю, у каждого из менеджеров есть секреты и правила, по которым они назначают и проводят регулярные совещания. Ниже я расскажу вам свои хитрости.

Выбирайте максимально удобное время для всех участников встречи. Это самый простой и одновременно важный совет.

Всегда стоит учитывать несколько моментов:

    Часовые пояса участников совещания;

    Обеденное время;

    Личные планы;

    Особенности рабочей активности.

Приведу простой пример.

В нашей команде работает 10 человек, у всех примерно одинаковая позиция в штате и примерно одинаковый фронт работ. Мы имеем два общих совещания в неделю.

Первое – 10:00 – четверг;

Второе – 17:30 – вторник.

На собрания по четвергам за полгода не опоздал ни один человек. А вот по вторникам опаздывают практически через раз. В чем же причина?

10:00 – это утренние рабочие часы, вас еще не успел поглотить рабочий круговорот, и вы спокойно приходите к назначенному времени на совещание.

17:30 – в это время появляется множество причин для опоздания. И причины эти уважительные. Кому-то звонит зарубежный клиент, кто-то старается успеть завершить рабочие обязанности до конца рабочего дня, у кого-то есть планы на вечер, и он хотел бы уйти в 18:00.

Наблюдая такую картину, я сделала вывод, что верно выбранное время совещаний – это один из способов борьбы с опозданиями.

За совершенное опоздание участник обязательно должен понести неизбежное наказание. При этом важно выбрать верную форму штрафа. Форму, которая не будет раздражать, а будет стимулировать к своевременному приходу на встречу. Это должно быть что-то полезное для собравшихся, но не очень приятное для исполнителя.

Например, опоздавший должен:

    Принести вкусные сладости к чаю на всю команду;

    Написать отчет об итогах встречи;

    Подвезти коллег пешеходов с работы;

    Прийти на следующее совещание пораньше и подготовить помещение.

Однако сразу хочу заменить, что только финансовые штрафы, на мой взгляд, не работают вообще. Назначить большую сумму штрафа не позволит совесть, а маленькая сумма не мотивирует.

Для того, чтобы люди стремились успеть к началу встречи, нужно это самое начало делать необычным.

Такой способ борьбы с опозданиями я открыла для себя совсем недавно. На одном из еженедельных совещаний у нашей команды есть необходимость писать письмо с итогами встречи. Делать это не хотелось никому, так как это дополнительная работа, которая отнимает немало времени.

Решить этот вопрос можно несколькими способами. Например, можно выбрать постоянного ответственного стенографиста, либо нести это бремя по очереди. Однако и тот, и тот варианты единогласно были признаны скучными. Поэтому мы в начале каждого собрания кидаем кости: у кого меньшая сумма, тот сегодня и конспектирует встречу.

Такая форма определения стенографиста вносит в начало встречи элемент игры, позволяет честно (волею судьбы) назначить «крайнего» и порадовать всех победивших. И вот у вас только начало встречи, а участники уже разогреты и улыбаются:)

При этом, если кто-либо опаздывает на встречу, он автоматически становится стенографистом (тут мы прибегаем к наказанию из совета №2). Поэтому ожидание опоздавшего придает момент веселого ехидства всем, кто пришел вовремя.

Всякому, чей рабочий день начинается в определенное время, случалось опаздывать к его началу хотя бы раз. Это просто статистика. В мире, нравится нам это или нет, временами случаются форс-мажоры, способные шутя разметать самые безупречные планы даже выдающихся педантов, не имеющих проблем с дисциплиной и пунктуальностью. Что уж говорить об обычных людях, которым не чужды маленькие человеческие слабости?

К сожалению, редкий руководитель отличается широтой взглядов, позволяющей ему закрывать глаза на хронические опоздания своих подчиненных. Как следствие, при распределении премиального фонда многие из тех, кто не успел прийти на работу вовремя всего каких-то пару раз, часто сталкиваются с неприятными сюрпризами. И дело здесь не в злом роке или . Правила есть правила. Поэтому, раз уж опоздания представляют собой определенную проблему, не остается ничего другого, кроме как начать ее преодолевать. Сделать это можно разными способами. Здесь многое зависит от вашей точки зрения на вопрос. Итак отвечаем вместе на вопрос:

  • Трудно ли прийти на работу вовремя, или как ли научиться не опаздывать на службу?

  • Восточный путь:

Если следовать логике фатализма до конца, то, конечно, можно попытаться воспитывать в себе равнодушное отношение к оплате результатов своего труда. Убедить себя, что деньги – всего лишь пыль, закрывающая от вас солнечный свет. Но тогда придется идти по этой логической цепочке и дальше.

Заканчивается она в лучшем случае в какой-нибудь секте кришнаитского толка, в которой вопрос, и тому подобные проблемы не рассматриваются вообще. Худшие варианты менее романтичны, но более вероятны. Поэтому такой путь вряд ли приемлем для человека, стремящегося достичь в этой жизни успеха в общепринятом смысле.

  • Американский путь

Придется прибегнуть к другому способу. Для начала стоит прикинуть, а кому же опоздание гарантированно сходит с рук? Специалисту, чьи навыки, знания или умения как воздух необходимы предприятию, поэтому он просто незаменим. Можно попробовать стать таковым, и проблема опозданий решится сама собой. Но абсолютно незаменимых, как известно, нет.

Если продолжать демонстрировать свое разгильдяйство, даже объясняя причины опоздания на работу с неизменной убедительностью, рано или поздно калейдоскоп обстоятельств сложится в неутешительную картинку. Например, вашим боссом станет поклонник немецкого футбола, глубоко убежденный, что порядок бьет класс, и ваше яркое амплуа будет принесено в жертву корпоративным интересам.

  • Что делать?

Самым очевидным решением проблемы было бы попробовать прийти на работу вовремя раз, другой, третий, а потом сделать это своей привычкой. Точность называют вежливостью королей. Если хотите, это часть общей культуры человека. Всюду опаздывающий субъект в глазах многих ничем не лучше грязнули. Вряд ли тому, кто несобран, доверят что-то важное. Следовательно, ему будет сложно. Таким образом, неплохо было бы найти способ, как научиться не опаздывать вообще. Это не так сложно, как кажется. Нужно лишь неукоснительно соблюдать всего несколько правил:

Если пожить по этим правилам какое-то время, они войдут в привычку, и больше не придется придумывать причины опоздания на работу в свое оправдание.

Знакомая ситуация? Запыхавшись, подбег аем к двери и мысленно строчим объяснительную, почему в очередной раз явились - не запылились на 5 (а то и 35!) минут позже. А ведь что нам стоит - раз и навсегда перестать опаздывать. Как приходить вовремя на работу , сегодняшняя статья.

Статья написана на основе интервью с бизнес-тренером, специалистом по тайм-менеджменту.

Опаздывать на работу нехорошо и некрасиво. В бизнесе люди, которые пренебрегают пунктуальностью, считаются ненадежными. Более того – даже незначительная задержка на 5 минут может изменить ход переговоров не в вашу пользу. Ведь тот, кто ждал, может подсознательно испытывать отрицательные эмоции. Либо вполне осознанно манипулировать вами. Мол, ты заставил меня ждать - будь добр, подпиши нужные бумаги.


И тем более нехорошо приходить на в офис позже положенного времени. Да, в иных творческих коллективах на это закрывают глаза. Но в большинстве компаний такие "задержки" – повод для увольнения. Как же перестать опаздывать? Для этого надо понять, что же нам мешает прийти на работу вовремя.

Ошибка в подсчете . Первая причина проста – зачастую мы не можем рассчитать время. Например, чтобы добраться до офиса, нам надо 40 минут, а мы выходим из дому за 35 минут до начала "бизнес-старта"...

Как приходить вовремя на работу? Стоит засечь: сколько мы тратим на поход от дома к остановке, сколько движется наша маршрутка и поезд метро. Да прибавить еще некоторое время на возможные пробки! И выходить из дому немного с запасом. Не хватает минут на сборы? Возможно, стоит просыпаться не на полчаса, а на час раньше. И тогда никто не будет ставить Вам на вид «задержки».

Как стать пунктуальными? Вспомнить, когда мы точно не могли позволить себе опоздать. Это поездка на поезде, авиаперелет. Или встреча с человеком, с которым никогда больше не увидимся, если разминемся. Представьте, что вы едете не на работу, «которая в лес не убежит» - а хотите успеть на последнюю электричку. И тогда, наверняка, научите себя приходить вовремя.

Саботаж . Но есть и другое объяснение. Мы подсознательно оттягиваем время, потому что не хотим идти на данную деловую встречу или на работу. Например, испытываем хроническую усталость и боимся: откроем дверь офиса – и на нас снова навалят кучу дел. Либо же в коллективе возникли конфликты с боссом или с коллегами. Или – мы уже не видим для себя перспектив на этом месте. Но оттягивание момента – не выход. Ваши бизнес-задачи по щучьему велению не решатся и противостояния в коллективе не исчезнут. Более того: можете навлечь на себя вполне справедливое недовольство по поводу непунктуальности.

Большое самомнение . Нередко опаздывают и люди с завышенной самооценкой. Они не хотят признавать свою непунктуальность, как плохую черту. И требуют от окружающих, чтобы их принимали такими, как они есть.

Чаще всего – это любимчики в семье, которым в детстве сходили с рук почти любые проделки. Им трудно понять и принять, что жизнь их не балует. А начальник – не добрая бабушка. За опоздания он точно по головке не погладит и может уволить. Этим людям следует приблизиться к реальности и осознать: не всегда и не везде нас принимают «со всеми недостатками». Правило (в том числе и приход в положенное время) – есть правило, с которым надо считаться.

Фото из интернета по лицензии CCO Public Domain.

Тот, кто всегда опаздывает, – человек-проблема. Его не берут в кино и на концерты. Приходит на день рождения, когда гости собираются по домам; о пикнике его предупреждают за неделю, назначая время на два часа раньше – тогда он опоздает не сильно. Но это цветочки по сравнению с тем, что он вытворяет на работе. Не помогут ни уговоры лояльного начальства, ни раздражение коллег – он будет придумывать новые причины опозданий, рассказывать небылицы или обижаться, что никто не войдет в его положение.

Можно потратить много слов и времени, доказывая, почему важно все делать вовремя. Опоздание – совсем не безобидная привычка. Пока тебя никто не ждет, ты вроде никого не подводишь. Маршрутки, поезда и самолеты уходят и взлетают по расписанию. Опоздал, и ничего. Уедем на следующем. Опоздал на работу, на свидание, на собеседование – найдем другую. Как ни странно, тот, кто хронически опаздывает, живет в состоянии стресса. Он постоянно убеждает себя: «Я успею». Потом: «Я опоздаю». Дальше: «Ой, опоздал. Что бы такое выдумать?» Его профессиональные навыки сведены на нет постоянными срывами дедлайнов. Непунктуальность – лишь вершина айсберга. Ниже находятся необязательность, прокрастинация (новое слово, означающее привычку откладывать дела на потом), отсутствие внутренней дисциплины, нечестность (а вы как думали? Обещать и не сделать – значит обмануть), лень, неаккуратность, пренебрежение к другим. Если человек не способен прийти вовремя, выполнить обещание или сделать вовремя свою работу, ему не будут верить и в других делах.

В «Жестком менеджменте» Дэна Кеннеди есть глава «Список Шелби». Каждое утро из кабинета Шелби доносился крик: «Назови номер и проваливай!» На стене в его кабинете висел пронумерованный список оправданий для опоздавших на работу. «№14: Моя собака проглотила ключи от моей машины. №37: У меня критические дни. №41: Я сел не в тот автобус…» Шелби считал, что список сильно экономит время. Было бы занятно, если бы речь не шла об украденном у компании оплачиваемом времени работы. И о том, что менеджер принял неприемлемое поведение работников и отчасти им подыгрывал.

Почему важно приходить вовремя

Если вы непунктуальный начальник, ваши сотрудники будут тоже опаздывать. Позже положенного приходить на работу, задерживаться во время обеденного перерыва, откладывать важные дела. Только пунктуальный человек может требовать от других пунктуальности. С другой стороны, видя, как вы цените чужое время, коллеги и деловые партнеры будут ценить ваше время.

Пунктуальность – основа авторитета и моральное преимущество. То, с чего начинается профессионал. Чтобы много добиться, нужно много работать. Много – не значит долго. Много – значит быстро и эффективно. Если у вас есть цель, бизнес, карьера, то жизненно важное правило – делать все вовремя. Первым приходить на деловую встречу и на работу. Планировать задачи, вовремя сдавать задания, не задерживаться на работе в ущерб личной жизни, потому что вы плохо организовали день.

Пунктуальность – основа хороших отношений. Если вы уважаете другого человека, вы уважаете не только его время, но и его мнение. Пунктуальному человеку скорее доверят важное задание. Он получает преимущество автоматически, за счет ленивых и не организованных коллег.

Пунктуальный значит порядочный

Пунктуальность – это не только прийти вовремя, это еще и вовремя сделать. Предоставить услугу клиенту, работу заказчику, предложение партнеру. Не воровать чужое время долгими разговорами, ненужными обсуждениями, укладываться в сроки и графики. Если человек, которому вы заказали услугу, опоздал на встречу с вами, где гарантия, что он вовремя выполнит заказ? Если сотрудник не перезвонил вовремя клиенту, как он получит заказ? Если работник опоздал на собеседование, себе дешевле не принимать его на работу. Если парень опоздал на свидание, не вздумайте его ждать.

Пунктуальность – это выполнение обещаний. Если вы общаетесь с человеком, который не держит слово, не слушайте его оправданий. Поступите так, как поступил бы работодатель – наказать, уволить, проучить. Или как деловой партнер – больше не иметь общих дел. Потому что, принимая такое отношение к себе, вы показываете, что вашими интересами можно пренебречь. Кто же тогда, кроме вас, защитит ваши интересы?

Опоздание как симптом проблемы

Нам все равно, по какой причине нас подводят. Результат от этого не меняется. Иногда и сам подводящий не понимает причин своих поступков. Разве есть внятное объяснение тому, что все сотрудники пришли на работу вовремя и трудятся, как пчелы, но одна девушка, как всегда, задерживается. Стоя дома перед зеркалом, она выбирает цвет помады в тон к бретельке от бюстгальтера и хмурится – отчего ей никто не звонит? Вдруг она заболела или что-то случилось? Придя на работу, она может оправдываться, но, скорее всего, с недовольным видом усядется на рабочее место. Это специальное опоздание – требование внимания, любви или мнимая демонстрация своей важности. Еще бы. Никому нельзя, а ей можно. Так и есть. Этот несчастный человек показывает своим поведением: ему или ей нужно особое отношение. Он будет делать, что хочет, и требовать, чтобы ему за это ничего не было. Он пришел не за зарплатой, а за любовью или уважением. У него нет самоуважения, и он, как капризный разбалованный ребенок, будет требовать уважения от других. Такое показательное свинское поведение позволяет ему (или ей) почувствовать себя значительным.

Иногда проблема не так замаскирована. Человек, нарушающий заведенный распорядок, демонстрирует, что для него собственное время не имеет значения. Это не на вас ему наплевать, когда он на полдня опаздывает, теряет документы, забывает о заказах. Это ему на себя наплевать. Он заявляет о своей низкой самооценке. Даже этот недостаток необязательный сотрудник превращает в неожиданный бонус. Его никогда не привлекут к горящему проекту, не оставят для важного задания, не пригласят на встречу. Его не будут контролировать, потому что это бесполезно. Правда, его никогда не повысят в должности, не увеличат зарплату и при первой же возможности уволят. Он еще будет говорить о принципиальных разногласиях с работодателем, не понимая, почему с ним так поступили и сколько крови он у всех выпил.

Как научиться жить по расписанию

Сколько бы книг по управлению временем вы ни прочитали, правил в них немного. Если решил что-то сделать, сделай это сразу. Существует множество методик, позволяющих вместо десяти заданий выполнять четырнадцать, находить еще три часа в сутках, высыпаться на ходу, работать в метро, проверять почту в туалете, отключать мобильный и т.д. Но правило не меняется: то, что нужно, сделай сразу, вовремя и быстро. Качество работы не компенсирует потери времени. Кому нужна шикарная презентация, если докладчик опоздал на доклад и аудитория думает о нем неприятные слова? Так что правило одно. Опаздывать нельзя. Все действия, процессы и события происходят во времени. Тот, кто рационально расходует свое время, успевает больше. Справедливости ради, надо сказать, что достичь многого и успеть больше – различаются как качество и количество. Чтобы достичь многого, нужны талант, трудолюбие, энергия, но начинается все с самоорганизации. Управление временем – ключ к эффективности. Некоторые люди мало успевают, потому что все делают долго. То есть лучше всех. Так называемый парадокс перфекциониста. Сделал наилучшим образом, потратил уйму времени и ждет похвалы. Тоже проявление низкой самооценки. Некоторым требуются невероятные усилия, чтобы сдвинуться с места или начать работать.

Несколько дополнительных хитростей позволят перестать опаздывать.

Правило 1

Всегда приходите вовремя.

Правило 2

Составляйте список запланированных дел. Может оказаться, что заданий нереально много, нужно изменить последовательность или назначить приоритеты. Важные дела выполняйте в первую очередь.

Правило 3

Выходите из дома раньше. Учитывайте возможные пробки, отсутствие транспорта, другие форс-мажоры. Не убеждайте себя, что вы успеете, выходя из дома в последний момент.

Правило 4

Не берите на себя слишком много. Работать быстро – не значит торопиться. Если перед вами трудоемкая задача, обратитесь к начальству и расскажите, сколько времени для нее потребуется.

Правило 5

На работе работайте. Не думайте о работе, а работайте. Не размышляйте о том, что дел много и вы не справитесь. Разбейте задание на части и начните выполнять.

Правило 6

Ложитесь спать вовремя, просыпайтесь рано. Не тратьте время на прогулки по сети, сериалы, ничегонеделание. Важную работу не оставляйте на ночь. Лучше выспитесь и сделайте ее утром.

Правило 7

Приезжая раньше, не нервничайте, что вам нужно ждать. Возьмите с собой книгу, блокнот для записей, закачайте фильм, чтобы было чем заняться.

Правило 8

Утром первым делом примите душ и нанесите макияж. Можно быстро перекусить, но одеться и накраситься быстро невозможно. Пока принимаете душ, можно заварить овсянку и чай.

Правило 9

С вечера решайте, что вы наденете утром. Приготовьте одежду, решите, что у вас на завтрак. Соберите обед, который вы возьмете с собой на работу.

Правило 10

Не наедайтесь перед сном. Будет тяжело уснуть и сложно выспаться. Можно немного перекусить, но засыпать лучше на пустой желудок. Утром захочется встать, нормально поесть.

Правило 11

Представьте, что вы уже опоздали. Представьте, что о вас думали те, кто вас ждет. Представьте, что они вам скажут, когда вы наконец, запыхавшись, прибежите со своей невыдуманной историей. Представили? А теперь встаньте, возьмите сумочку, выключите электроприборы, проверьте газ, свет и немедленно выйдите из дома.

Топ 8 книг по управлению временем

«Тайм-драйв: Как успевать жить и работать» Глеб Архангельский (издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013, 165 грн)

«Жесткий тайм-менеджмент: Возьмите свою жизнь под контроль» Дэн Кеннеди (издательство «Альпина», 2013, 170 грн)

«Тайм-менеджмент по помидору: Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут» Штафан Нетеберг (издательство «Альпина», 2013, 140 грн)

«Полный контроль & управление жизнью и временем» Ицхак Пинтосевич (издательство «Принт», 2013, 105 грн)

«Работай меньше, успевай больше. Программа персональной эффективности» Керри Глисон (издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013, 170 грн)

«Эта странная жизнь» Даниил Гранин (издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013, 165 грн)

«Психология личной эффективности: Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы» Нейл Фьоре (издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013, 177 грн)

«Сила воли: Как развить и укрепить» Келли Макгонигал (издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013, 186 грн)

Во время кризиса дисциплина в компаниях начинает хромать. Перегруженные делами сотрудники слишком устают и просыпают работу. Снижение зарплаты и премии лишает людей стимула приходить в офис вовремя. Как можно наказать непунктуального подчиненного?

Есть работа, которая требует прихода на работу точно в срок. Секретари, операторы call-центров, рабочие заводов - словом, все, кто отрабатывает свою смену от и до, должны приходить на рабочее место вовремя. Но есть множество профессий, где приход в офис на 20 минут позже никак не скажется на качестве выполненной работы. Стоит ли требовать от людей, занятых такой работой, пунктуальности?

1. Штрафом по голове

Денежный вычет, или депремирование, остается самым популярным у начальства и самым нелюбимым работниками видом наказания. С одной стороны, наказание рублем - мера эффективная: когда каждая минута опоздания стоит 500 рублей, все начинают приходить в офис как штык, а чаще всего - за 10–15 минут до начала рабочего дня. Но с другой стороны, здесь будет действовать жесткое правило: ваши подчиненные будут делать ровно то, за что вы им платите. То есть если хорошим работником в вашей компании считается тот, кто приходит вовремя, если вы премируете или лишаете премий именно за это, то работники, безусловно, не будут опаздывать. Но и результата показывать не будут. Так что прежде чем штрафовать, определитесь: что вы вкладываете в понятие «хороший работник» - тот, кто добивается результатов, или тот, кто сидит в офисе с 9.00 и до отбоя.

У жесткого требования приходить на работу вовремя есть оборотная сторона. Как только сотрудники начнут приходить к началу рабочего дня, они и уходить будут сразу после его окончания. У них появится железный аргумент: «Я работаю с 9.00 и до 18.00». Возразить на это будет нечего, так что если ваш бизнес предполагает форс-мажоры и сверхурочную работу, то не имеет смысла требовать точного соблюдения рабочего графика.

2. Отрабатывай, а то уволю

Идея заставлять отрабатывать вечером утреннее опоздание чревата иском от сотрудника - за неоплату переработок. Поэтому ответственно отнеситесь к написанию Правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР), особенно в части описания взысканий за нарушение правил. Так, за каждым опозданием может следовать официальное взыскание с записью в личное дело. Еще одно взыскание - и работник увольняется по статье.

Соблюдение ПВТР можно и нужно сделать одним из показателей, по которым рассчитывается сумма премии. Если сотрудник выполнил работу, но при этом у него более трех опозданий, то к премии применяется понижающий коэффициент. Единственное «но»: система должна быть сбалансирована таким образом, чтобы за пунктуальность не платили больше, чем за основные результаты труда.

3. Равняйся на шефа

Если руководитель собственным примером показывает, во сколько надо приходить на работу и во сколько уходить, подчиненные начинают следовать этому графику. Приход и уход с работы в определенное время становится показателем личной лояльности. «У нас не принято уходить раньше шефа», - говорят в таких компаниях. Такой подход - хороший способ достичь того, чтобы все сотрудники приходили вовремя. Но к результативности работы это никакого отношения не имеет.

4. Отчитывайся о приходе

Системы автоматической фиксации прихода и ухода неплохо работают на режимных объектах вроде банков, где любая дверь открывается только персональным ключом и можно легко отследить не только время нахождения сотрудника на рабочем месте, но и все его перемещения по зданию. Однако применять подобные системы повсеместно не всегда рекомендуется - они дорогостоящи и сложны в эксплуатации. К тому же назвать их эффективным средством контроля нельзя: со времени появления таких карточек сотрудники «пробивают» их друг за друга. Так что в дополнение к карточкам придется утром и вечером пересчитывать сотрудников. В кризис это самая неэффективная система учета времени и определения меры наказания.

5. Казни одного - запугай других

Разговор тет-а-тет с провинившимся подчиненным работает только тогда, когда подчиненный либо уважает начальника, либо боится его. Во всех остальных случаях беседа по душам остается беседой по душам - без выводов и результатов. Словами до злостных нарушителей трудового распорядка удается достучаться очень редко - они понимающе кивают головой, демонстрируют искреннее раскаяние, а потом опаздывают снова. Как показывает практика, иногда достаточно ввести правило трех опозданий в квартал и уволить злостного прогульщика. Тогда другие начнут приходить в офис вовремя.

6. Повесь на доску позора

В некоторых компаниях и сейчас имеется доска позора - информационная доска, на которую вывешиваются списки опоздавших. Но такое всеобщее порицание будет эффективным, только если сам сотрудник считает свои опоздания проблемой. Иначе доска позора превратится в еще один повод для шуток с коллегами. Кстати, это весьма значимый признак, позволяющий руководителю компании узнать мотивацию подчиненных. Если среднее время опозданий увеличилось, это верный признак того, что она снизилась.

7. Опоздал - мой клозеты

Руководители не оставляют попыток призвать своих подопечных к дисциплине. Один из способов - физическое воздействие. С последним вариантом проще всего в рабочей среде - опоздавшие получают самую тяжелую и грязную работу. А в некоторых салонах сотовой связи, к примеру, они должны вытирать пыль. Офисных сотрудников можно нагрузить дополнительными обязанностями. Почему бы опаздывающему не начать отвечать за наличие чая в офисе или не подменить курьера во время пика нагрузок? Подобные поручения мало кому понравятся, и у работников появится стимул приходить в офис четко по расписанию. Но этот способ неприменим к наиболее ценным и профессиональным работникам. Отправив лучшего аналитика развозить почту, вы будете похожи на варвара, который колет орехи ценной статуэткой.

Дарья Вахрушева

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...