Что значит морфологические признаки имени прилагательного. Имя прилагательное

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? чей ? чья ? чьё ? чьи ? и обозначает признак предмета.
Синтаксическая функция: в предложении является определением и именной частью составного именного сказуемого.
Морфологические признаки имени прилагательного
Постоянные:
разряд по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные;
степень сравнения: сравнительная и превосходная (у качественных прилагательных);
полная или краткая форма (у качественных прилагательных).
Непостоянные:
род;
число;
падеж.
Начальная форма - полная форма имени прилагательного в именительном падеже единственного числа мужского рода.
Разряды прилагательных по значению
Прилагательные по значению могут быть качественными, относительными, притяжательными.
Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие качества предмета:
по величине (маленький );
по возрасту (молодой );
по цвету (яркий );
по весу (легкий );
по внешнему виду (милый );
по внутренним качествам (ленивый ) и др.
Качественные прилагательные могут иметь:
степени сравнения (злой - злее - самый злой );
краткую форму (зол - зла - злы );
синонимы, антонимы (сердитый, добрый );
могут образовывать наречия на -о , -е : зло (посмотрел); сложные прилагательные путем повтора: злой-презлой ; отвлеченные существительные: злость .
Относительные прилагательные называют признаки, выражающие отношение одного предмета к другому:
по месту (украинский язык - язык украинцев );
по материалу (хрустальный бокал - бокал из хрусталя );
по времени (прошлогодняя встреча - встреча в прошлом году );
по назначению (стиральный порошок - порошок для стирки ) и др.
Не имеют степеней сравнения, краткой формы, синонимов, антонимов и т. д.
Притяжательные прилагательные называют признак предмета по его принадлежности какому-либо лицу или животному: отцов (инструмент), дедов (орден), медвежья (берлога), мужнин (портфель); отвечают на вопросы чей ? чья ? чьё ? чьи ?
Имеют суффиксы -ов - (-ев -), -ин - (-ын -), -ий -:
Полные и краткие прилагательные
Полные прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по падежам, родам и числам:
красивая, красивой, красивый, красивое, красивые ;
в предложении выполняют роль определения:
Туристы совершили трудный и долгий подъём на вершину.
Краткие прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по родам и числам: красив - красива - красиво - красивы ;
в предложении выполняет роль сказуемого:
Подъём на вершину .
Степени сравнения прилагательных (только у качественных прилагательных)
Выделяют сравнительную и превосходную степени сравнения . Сравнительная степень сравнения делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -ее (-ей), -е, -ше () , другие основы (хороший - лучше , плохой - хуже , маленький - меньше более , менее и прилагательного в полной форме (более удобный , менее интересный ).
Превосходная степень сравнения также делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -айш- , -ейш - (,
), другие основы (хороший - луч-ший , плохой - худший , маленький - меньший ). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: самый , наиболее , наименее и прилагательное в полной форме (самый заметный , наиболее правильный , наименее заметный ).
Склонение имён прилагательных (твердое, мягкое, смешанное)
В случае твёрдого склонения основа оканчивается на твёрдый согласный:

В случае мягкого склонения основа оканчивается на мягкий согласный:

В случае смешанного склонения основа оканчивается на г, к, х :
Морфологический разбор имени прилагательного
1. Часть речи. Общее значение (признак предмета).
Начальная форма (полная форма И. п., ед. ч., муж. р.).
2. Постоянные морфологические признаки:
качественное;
относительное;
притяжательное.
Непостоянные морфологические признаки:
степень сравнения (у качественного прилагательного);
число;
полная или краткая форма (у качественного прилагательного);
падеж (в полной форме);
род (в единственном числе).
3. Синтаксическая роль.
Утренний воздух тих , прозрачен и свеж.
Утренний (воздух) - прилаг.
1. Воздух (какой?) утренний (обозн. признак предмета). Н. ф. - утренний.
2. Пост. - относит.; непост. - И. п., ед. ч., муж. р.
3. .
Тих (воздух) - прилаг.
1. Воздух (каков?) тих (обозн. признак предмета). Н. ф. - тихий.
2. Пост. - качеств.; непост. - в крат. ф., ед. ч., муж. р.
3. . 

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;

В русском языке прилагательные могут изменяются по родам, падежам и числам, и иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым и подлежащим.

Это значение признака предмета, обозначающее цвет, вкус, запах, оценку, характер, умственную и речевую деятельность.

Приведем пример: красный, горький, вонючий, смешной, умный.

Существуют лексико-грамматические разряды имён прилагательных .

Прилагательные можно разделить на лексико-грамматические разряды:
- качественные
- притяжательные
- относительные

Разряды прилагательных всегда отличаются друг от друга грамматическими признаками и семантикой.

Существуют качественные прилагательные , которые обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам (красный, тупой, злой), имеют формы сравнения и краткие формы.

Относительные прилагательные – указывают на признак через отношение к другому предмету, они произведены от именных основ (стальной, деревянный);

Притяжательные прилагательные – обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя (лисий, отцов).
Краткими называются такие прилагательные, которые в мужском роде единственного числа имеют нулевые окончания (чёрен, красив), в единственном числе женского рода - окончания "а", "я" (черна, красива), в единственном числе среднего рода - окончания "о", "е" (черно, красиво), а во множественном числе всех родов - окончания "и", "ы" (черны, красивы). Краткие прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого. («Как хороши, как свежи были эти цветы...»)

Морфологические признаки имени прилагательного такие же, что и у имени существительного – падеж, род, число.

Но в отличие от имён существительных, прилагательные изменяются по родам, числам, падежам, при этом различия родов виднеются у прилагательных только в форме единственного числа. Это связано с тем, что прилагательные поясняют имена существительные: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Примеры: Синий ковёр, синяя лента, синее блюдце – красные ковры, красные ленты, красные блюдца.

Синтаксические признаки имени прилагательного .

Обычно в предложении прилагательные бывают определениями или именной частью сказуемого.

Приведем пример: У девочки была очень красивая игрушка; Игрушка была красивой

Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
Приведем пример: Весёлый клоун рассмешил ребят; Весёлая шутка рассмешила ребят.

Прилагательные могут распространяться существительными и наречиями, образуя с ними словосочетания.
Приведем пример: слабый от болезни, очень слабый.

6 класс Тема урока: Морфологические признаки имени прилагательного. Цели: повторить известное об имени прилагательном; определять морфологические признаки, показать роль имён прилагательных в предложениях; развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы; воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор. Оборудование. Произведения художественной литературы (отрывки); Картины о лесе в разное время года. Ход урока I. Организационный момент П. Языковая разминка. Запись предложения. Осенней, летней, зимней, весенней порой мы по воскресеньям пробираемся в глубину чащи и подходим к небольшой поляне. Определите лексическое значение слова "чаща" Как вы думаете, зачем мы пробираемся в глубину леса? (полюбоваться, понаблюдать) А каким бывает лес осенний, летний, зимний? (Вывешиваются картинки. 1, 2, 3) Составляем табличку "Лес осенний, летний, зимний" Осенний, Летний, Зимний Багряный Золотой Унылый Прозрачный Задумчивый Зеленый Пышный Солнечный Богатый Душистый Белый Голубой Серебристый Великолепный Пушистый Снежный Изумрудный Румяный Светлый Зеленый Травянистый - Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко, красочно и выразительно описывать предмет, (лес) Золотой, унылый, великолепный, пушистый, прощальный, задумчивый Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом. - А что такое эпитет? (Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа...) В "Словаре эпитетов русского литературного языка" К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло к слову лес дано более 100 эпитетов, характеризующих лес. Физминутка. (1 ряд - осенний лес, 2 ряд - весенний, 3 ряд - зимний) Сейчас я буду называть прилагательные, а вы, если считаете, что названное прилагательное соответствует описанию вашего леса, встанете. Роскошный, пышный, богатый, царственный, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный, золотистый, кудрявый, мохнатый, обнаженный, раздетый, седой, сребристый(уст), безмолвный, задумчивый, завороженный, звенящий, молчаливый, настороженный, немой, печальный, сонный... Таким образом, эпитет - это самое меткое, самое свежее, самое нужное, "озаряющее" слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Вывод. Прилагательные, и обычные, и эпитеты украшают нашу речь, конкретизируют ее, делают богатой, насыщенной, яркой, образной, художественно выразительной IV. Формулирование темы урока. На доске записаны следующие части слова: -I при Л Ян Л ск ]ешь| 1У10 Л) тель Что вы можете сказать о словах, содержащих данные морфемы? Какими частями речи они могут быть? Какими морфологическими признаками обладают? Какая морфема, по-вашему, является носителем грамматического значения? Отметьте окончания прилагательных в записанном в тетради предложении. Укажите грамматическое значение этих прилагательных - Как вы считаете, род, число и падеж - это постоянные признаки прилагательного или непостоянные? Докажите. Сформулируйте и запишите тему урока. V. Развитие учебно-языковых умений. 1. Читаем теоретический материал на с. 89 упр.200„ повторяем морфологические признаки имени прилагательного. Имя прилагательное обладает морфологическими признаками, отличающими его от других частей речи. Окончания и суффиксы являются показателями этих морфологических признаков. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. К постоянным относятся те признаки, которые есть у всех форм данного слова - разряд. Какие разряды прилагательных вы знаете? Как отличить из друг от друга? Приведите примеры. Какие прилагательные имеют две формы: полную и краткую, а также степени сравнения? Образуйте от слова «великий» полную и краткую форму, а также степени сравнения. К непостоянным морфологическим признакам относятся род, число и падеж. 2 .Закрепление знаний, развитие умения находить в тексте имена прилагательные. Обратимся к слову "прилагательное". Назовите и объясните орфограммы в термине "прилагательное". Приставка при-, т.к. значение присоединения. Корень -лаг-, т.к. есть суффикс -а- Как мы можем определить морфологические признаки имени прилагательного? К какой части речи "прилагаются" имена прилагательные? (к имени существительному). - Правильно. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймет его душу? Кому понадобятся его признаки, его богатство? - Значит, определить морфологические признаки прилагательного можно по имени существительному. Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные, (звучит музыка. П.И. Чайковский. Цикл "Времена года"). В... парке были... пруды, через которые переброшены... мостики, были... рощицы и... лужайки. За... парком начинался... сад. Между парком и садом, за рядом... лип и... площадкой, стоял... дом с... террасою в сад. Высокий забор охватывал... двор и... сад, так что с... дороги виден был только фасад... дома с двумя балконами на концах второго этажа и с подъездом посередине. Определи, какой это тип текста. Продолжи текст двумя - тремя предложениям. Выдели окончания прилагательных, определи их род, число, падеж. Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам! Почему?(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее...) Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных? (Описать парк, сад, дом показать его красоту, сказочность). Молодцы! В каких ситуациях вам приходилось описывать что-либо или слышать описание от других, читать его? (Когда рассказывали друзья об увиденном; читали в объявлениях о пропаже или продаже чего-то, кого-то; встречали в текстах художественных произведений, в энциклопедиях и др.) Имя прилагательное Тест 1 1. Найдите неверное утверждение об имени прилагательном: а) обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? б) в предложении чаще всего бывает определением и сказуемым в) изменяется по родам, числам и падежам г) служебная часть речи 2. Найдите в данном предложении имена прилагательные: 12 3 4 5 6 Было что-то особенное в складе ее смугловатого 7 8 9 10 11 круглого лица, с небольшим тонким носом, 12 13 14 15 16 детскими щечками и черными, светлыми глазами. а)3,7,8,10,11,14,16 6)2,4,7,8, 10.11,13,14, 16 в) 3,6, 7,9,10,12,14, 15 г) 4,7,8,10,11,13,14,16 3. В следующем предложении сосчитайте количество имен прилагательных: Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в кппгипй шаппикр. и1~ппА кптпппй виЛырттгя ПРЛКИР ГРЛМР втпгг,!. а) шесть б) пять в) четыре Г) семь 4. В следующем списке отметьте все качественные имена прилагательные (возможно несколько правильных ответов): а) атласная б)великолепная в) лечебный г) малиновый 5. В следующем списке отметьте все относительные имена прилагательные (возможно несколько правильных ответов): а) лисье б) пугливый в) фарфоровая г) спортивный 6. В следующем списке отметьте все притяжательные имена прилагательные (возможно несколько правильных ответов): а) папина (машина) б) серебряное (блюдо) в) толстый (ребенок) г) заячий (хвост) 7. В предложении найдите относительные имена прилагательные. 12 3 У Кати появилась новая синяя блузка и короткая 4 шерстяная юбка. а) 1,2, 3,4 6)2,4 в) 4 г) нет таких 8. В предложении найдите качественные имена прилагательные: 12 3 Ласковая улыбка, теплое молоко на ночь и нежная колыбельная 4 - вот в чём заключается мамина забота. а) 1,3,4 6)2,4 в)1,2,3 г) нет таких 9. В предложении найдите притяжательные имена прилагательные: 1 2 3 Безобразное Сашино поведение отразилось на его школьных отметках. а) 2,3 6)2 в)1 г) нет таких 10. К какому разряду имен прилагательных относится слово вечерние? а) качественное б) относительное в) притяжательное VII. Взаимная проверка. Подведение итогов урока. Вывод. Имя прилагательное - очень значимая, полезная, необходимая часть речи. На какие вопросы вы сегодня нашли ответы? VIII. Домашнее задание. Упр. 204,205 параграф 20.

Слова различаются между собой не только лексическим значением. Все их множество принято разделять на группы - части речи. Градация эта происходит на основе грамматического значения слов и их особых признаков - морфологических.

Морфология - раздел русского языка

Частями речи занимается целый раздел науки, называемый морфологией. Любое слово имеет свойственные ему характеристики: общее значение, грамматическое, также морфологические и синтаксические признаки. Первое указывает на одинаковое значение конкретной части речи. К примеру, обозначение предмета именами существительными, его признака именами прилагательными, глаголами - действие, а причастиями - признак по действию.

Синтаксические признаки - это роль той или иной части речи в предложении. Например, глаголы, как правило, являются сказуемыми, реже - подлежащими. Имена существительные могут в предложении быть дополнениями, обстоятельствами, подлежащими, а иногда и сказуемыми.

Какие бывают морфологические признаки

Гораздо более обширна группа морфологических признаков, постоянных и непостоянных. Первые характеризуют слово как конкретную часть речи. Например, у глагола всегда определяют спряжение, вид, переходность. Непостоянные морфологические признаки указывают на то, что часть речи имеет способность изменяться. Например, имя существительное изменяется по падежам и числам - это будут его непостоянные признаки. А вот наречие и деепричастие - неизменяемые части речи, соответственно, у них необходимо указывать только постоянные признаки. То же самое и для служебных частей речи и междометий.

Прежде чем разбирать морфологические признаки частей речи, стоит отметить, что необходимо различать слово и его форму. Слова различаются между собой лексическим значением, а при их изменении образуются их формы. Например, слово "участок" имеет лексическое значение «огороженная часть местности», а его формами будет изменение по падежам: участка, участку, участком, об участке.

Имя существительное

Указывая постоянные морфологические признаки существительного, говорим о том, нарицательное оно или собственное, одушевленное или неодушевленное, также определяем тип его склонения и род.

Нарицательные существительные обозначают совокупность каких-либо предметов, не выделяя их индивидуальных черт. Например, словом "река" мы обозначаем все реки: большие и маленькие, северные и южные, полноводные и не очень. Но если нами указана конкретная река, единственная в своем роде, например, Нева, - существительное будет собственным.

Предметы живой природы относятся к одушевленным существительным, все остальные - к неодушевленным. Это постоянные морфологические признаки существительного. Собака (кто?) - одушевленное; стол (что?) - неодушевленное. Также существительные этих категорий различаются формами винительного и родительного падежей. Окончания в родительном и винительном падежах множественного числа совпадают у одушевленных, у неодушевленных - винительного и именительного.

Приведем пример. Родительный падеж: нет (кого?) кошек; винительный: вижу (кого?) кошек. Сравним: вижу (что?) стулья; есть (что?) стулья.

Выделяют следующие роды: мужской, женский и средний. Чтобы определить эти морфологические признаки имени существительного, необходимо подставить к слову местоимения мой - моя - мое соответственно.

Склонение имен существительных представим в таблице:

Непостоянные морфологические признаки имени существительного - его падеж и число. Этими категориями образуются формы слова-существительного.

Имя прилагательное

Так же, как у существительного, морфологические признаки имени прилагательного подразделяются на постоянные и непостоянные.

Первые - его разряд, степень сравнения и форма, полная или краткая.

Имена прилагательные подразделяются на качественные, относительные и притяжательные. Первые могут быть у предмета в той или иной мере, они могут выступать в полной либо краткой форме, а также образовывать степени сравнения. Например: красивый - прилагательное качественное. Докажем это. Для него характерны такие морфологические признаки прилагательного, как степень сравнения (более красивый, красивейший) и краткая форма (красив). Относительные прилагательные не могут иметь этих категорий (золотой, туманный, бритвенный). Притяжательные обозначают принадлежность, они отвечают на вопрос "чей?".

Степени сравнения подразделяются на сравнительную и превосходную. Первая показывает большую или меньшую степень какого-либо качества: чай более сладкий - менее сладкий - слаще. Превосходная степень обозначает наивысшую или наименьшую степень признака: кратчайший, забавнейший, мельчайший.

Полная и краткая форма присущи качественным прилагательным. Следует помнить, что краткие не склоняют, но их можно изменять по числам и родам: веселый (полная форма) - весел (м.род, ед. число) - весела (ж.р., ед. ч) - веселы (множественное число).

Непостоянные морфологические признаки прилагательного - формы падежа, числа и рода, в которых оно употреблено. Категорию рода возможно определить только у прилагательных в единственном числе.

Имя числительное

Постоянные морфологические признаки слова, являющегося именем числительным, - его разряд и характеристика строения.

Выделяют числительные количественные и порядковые. Первые требуют ответа на вопрос "сколько?" (десять, пятнадцать, двадцать пять), вторые - "какой по счету?" (десятый, пятнадцатый, двадцать пятый).

  • Простые (пять, второй).
  • Сложные (тринадцать, пятнадцатый).
  • Составные (двадцать два, триста сорок первый).

Непостоянные признаки имени числительного во многом определяются его разрядом. Так, для количественных числительных характерно изменение по только падежам. Порядковые числительные близки по грамматическим параметрам с прилагательными, поэтому могут образовывать формы падежей, изменяться по числам и родам.

Местоимение

Если говорить о местоимении, то его морфологические признаки во многом зависят от того, какой части речи близко оно по грамматическому значению. Они могут тяготеть к существительному, прилагательному или числительному. Разберем местоимения и их морфологические признаки в этом контексте.

Для местоимений-существительных характерны неизменяемые категория лица (личные) и формообразующие род, число, падеж.

Местоимения-прилагательные также возможно изменять по родам, числам и падежам. Исключение составляют слова ее, его, их - они не изменяются по падежам.

Только падежную форму имеют местоимения - числительные.

Итак, определяя, какие морфологические признаки у местоимения, сначала необходимо смотреть разряд и соответственно ему указывать остальные характеристики.

Глагол: постоянные признаки

Постоянные морфологические признаки глагола - его вид, переходность, возвратность и спряжение.

Глаголы бывают двух видовых категорий, совершенного и несовершенного. Первый предполагает вопрос "что сделать?", второй - "что делать?". Например, сдвинуть (что сделать?) - совершенный вид; сдвигать (что делать?) - несовершенный вид.

Категория переходности предполагает, что глагол управляет именем существительным, стоящим в форме винительного падежа без предлога. Все остальные глаголы будут непереходными. Приведем пример: ненавидеть (кого, что?) врага, ложь, туман - глагол переходный. Идти в дом, лететь по небу, прыгать через ступеньку, заболеть ангиной - эти глаголы непереходные, существительные с предлогами, и формы винительного падежа не составить.

Возвратный глагол имеет суффикс -ся (-сь): купаться, купаюсь (возвратные); купать - невозвратный.

Спряжение глагола представим в таблице:

Глагол: непостояные признаки

Непостоянные морфологические признаки глагола - его число, наклонение, род, время и лицо. Эти категории во многом определяются другими. Например, по временам изменяются глаголы изъявительного наклонения. Глаголы несовершенного вида единственные имеют три формы времени.

У глаголов русского языка три формы наклонения: изъявительное (я пеку, я буду печь, я пекла), повелительное (пеки) и условное (пекла бы).

Изменяются глаголы и по родам: он плыл, она плыла, оно плыло. Эта категория характерна для глаголов прошедшего времени.

Лицо глагола обозначает, кем действие исполняется: самим говорящим (я убираю), собеседником (ты убираешь) или предметом/лицом разговора (она убирает).

Как и у местоимения, сначала необходимо смотреть разряд и соответственно ему указывать остальные характеристики.

Причастие

Постоянные морфологические признаки причастия - это вид, переходность, возвратность, залог и время.

Так же, как и глаголы, причастия бывают совершенного и несовершенного вида: работающий (что делать? работать) - несовершенный вид; построивший (что сделать? построить) - совершенный вид.

Если причастие образовано от переходного или возвратного глагола, эти же признаки сохранятся и у него. Например, от переходного глагола "запирать" образовано причастие "запирающий" (запиравший) - оно тоже имеет эту категорию. От возвратного глагола "запираться" образовано причастие "запирающийся", соответственно, тоже возвратное.

Причастия могут быть действительными (признак совершается самим предметом: думающий - это тот, кто думает) и страдательными (предмет испытывает на себе действие признака: написанная книга - это книга, которая кем-то написана).

Две формы времени можно выделить у причастий: настоящее (играющий) и прошедшее (игравший).

Непостоянные морфологические признаки причастия схожи с именем прилагательным: род, число, падеж, форма (краткая или полная).

Деепричастие

Деепричастие - неизменяемая часть речи, поэтому у него определяются исключительно постоянные признаки:

  • Вид. Совершенный (что сделав? - прочитав) и несовершенный (что делая? - читая).
  • Переходность. Передается от глагола: решив (решить - переходный глагол); идя (идти - непереходный глагол).
  • Возвратность. Распределившись - возвратное деепричастие; распределив - невозвратное.

Наречие

Так же, как деепричастие, наречие не образует формы. Таким образом, у него указывают только постоянные морфологические признаки: разряд по значению и если наречие качественное, т.е. образовано от имени прилагательного, указывают степень сравнения.

Например, наречие "весело" образовано от прилагательного веселый, поэтому возможно образование степеней сравнения: весело (положительная); веселее (сравнительная); веселее всех (превосходная).

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Познакомить с разрядами прилагательных.

Задачи:

  • научить выделять отличительные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных в их сопоставлении.
  • учить самостоятельно работать с учебником, представлять коллективу новую информацию.
  • развивать умение грамотно употреблять прилагательные в текстах – описаниях.
  • развивать навык самоконтроля
  • развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание, развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
  • воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему миру.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко приспосабливается к любому предмету. Какое слово разыскивается? (Имя прилагательное.)

Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой? чей?; согласуется с именем существительным.)

Свойства, которые вы назвали, общие для всех прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.

Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные.

Выслушиваются ответы учеников.

Вы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет? Одни обозначают качества предмета по вкусу, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, о чем идет речь?

Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема урока?

Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату и тему урока: “Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные”.

Поставьте цель своей деятельности на уроке.

  • Научиться различать прилагательные разных разрядов.
  • Уметь доказывать принадлежность имён прилагательных к данному разряду.
  • Правильно употреблять имена прилагательные в тексте.

Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория – учреждение для проведения научных и технических опытов, исследований).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов

1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебнике. Работать будете по группам.

Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из теоретического материала на странице 101 – 102, листах – помощника (Приложение 2).

План исследования Разряды
качественные относительные притяжательные
Свойства прилагательных:
1) Значение Отвечают на вопросы какой?. Обозначают различные качества предмета Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному
2) Наличие краткой формы да нет нет
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) да нет нет
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма да нет нет
5) Свойство образовывать антонимические пары да нет нет
6) Имеют особые суффиксы - ан(ый), - ян(ый), - ск(ий), - ов(ый) - ин(?), - ов(?), ий(?)

2) Определение темы и цели групповых исследований

Учитель: Итак, тема исследования:

  • 1-я группа – качественные прилагательные;
  • 2-я группа – относительные прилагательные;
  • 3-я группа – притяжательные прилагательные.

3) Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы

Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.

4) Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов

– Найдите сходства и отличия в разрядах имён прилагательных.

– Обязательны ли все признаки для качественных имён прилагательных?

5) Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных

– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.

1) Если сочетается со словом очень, можно подобрать антоним, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит кому - то, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.

5. Первичное закрепление.

1) Устный тренинг

Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Закрепление с целью совершенствования навыка определения разряда имен прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.

Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре словосочетания каждой группе.

  • 1-й – только качественные
  • 2-й – только относительные
  • 3-й – притяжательные
Имена прилагательные
Качественные Относительные Притяжательные
Упражнение 833
Обидчивый ребенок Клубничное варенье Мамина шляпа
Сильный ветер Детские игрушки Лисьи следы
Гордый человек Серебряная ложка Мышиная норка
Спортивный костюм Меховое пальто Собачий хвост
Яркий свет Деревянная ручка Бабушкин дом
Безобразный поступок
Упражнение 834
Добрым молодцам Ребятишки заводские Лисий хвост
Песок сыпучий Отцовский дом
Глухой степью Папиного детства
Неизвестный путь
Бесконечной цепью

На основе фрагментов из мультфильма составьте небольшой текст с использованием имён прилагательных разных разрядов.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...