"Песня про купца Калашникова": анализ, образы героев, основные особенности поэмы. Вопросы и задания

Шаповалов Владислав

В работе ученик исследует поэму М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова" и отвечает на проблемный вопрос темы. Автор работы считает, что Калашников следует правилу "Кесарю-кесарево, Богу - богово". Он не может перед всеми раскрыть интимные стороны своей жизни. Герой готов лишиться жизни, но не потерять честь.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение-

Средняя образовательная школа № 13

Почему Калашников не объясняет

Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича?

(по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

выполнил ученик 7 а класса

Шаповалов Владислав

Учитель Шаталова О.В.

Клин, 2013

Введение ………………………………………………………………………. с. 3

Основная часть

§ 1. Сюжет и композиция произведения …………………………………. …с. 4

§ 2. Характеристика главных героев поэмы ……………………. …………..с. 6

§ 3. Анализ ключевых сцен поэмы: сцены кулачного боя на Москве-реке и диалога царя Грозного с купцом Калашниковым……..… ………………….с. 8

§ 4. Почему Калашников не объясняет Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича…………………………………………………………………. с. 11

Заключение …………………………………………………………………... с. 13

Использованная литература ……………………………………………… с. 15

Введение

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - одно из известных произведений Лермонтова, в котором он затрагивает проблемы чести, долга, человеческого достоинства. Эти проблемы актуальны во все времена. Современному читателю особенно интересно, как Лермонтов решает эти проблемы на страницах своего произведения, поэтому автор работы решил исследовать ключевые идеи указанного текста.

Цель работы : исследовать текст поэмы М.Ю.Лермонтова и представить ответ на проблемный вопрос: « Почему Калашников не объясняет Ивану

Грозному причину гибели Кирибеевича?»

Задачи работы:

  • изучить текст поэмы Лермонтова;
  • исследовать сюжет и композицию произведения;
  • представить характеристику главных героев поэмы;
  • анализировать ключевые сцены поэмы: сцену кулачного боя на Москве-реке и диалог царя Грозного с купцом Калашниковым;
  • представить ответ на проблемный вопрос: «Почему Калашников не объясняет Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича?»

Основная часть

§ 1. Сюжет и композиция произведения.

В основе произведения лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным песням о царе Иване Грозном, многие из которых к XIX веку сохранились и были записаны.

Сюжет поэмы вполне распространённый для романтического произведения и на первый взгляд достаточно прост. Во время царского пира молодой опричник Кирибеевич рассказывает о своей любви к красавице Алёне Дмитриевне. На что царь Иван Грозный повелел ему посвататься к своей возлюбленной и даже предлагает ему драгоценности, чтобы он преподнёс их в дар любимой женщине. Иоанн намеревается устроить свадьбу Кирибеевича и Алёны Дмитриевны. Однако Кирибеевич не говорит о самом главном, о том, что она венчана в церкви по закону христианскому с купцом Калашниковым. Он отправляется на свидание к Алёне Дмитриевне в церковь, где она была на вечерней молитве.

Далее действие переносится в лавку к Степану Парамоновичу. В этот день не пошла у него торговля и он собирается уходить. Однако придя к себе домой, купец не застаёт молодую супругу дома, а детей находит заплаканными. Только поздним вечером оскорблённая и простоволосая Алёна Дмитриевна возвращается к взволнованному мужу и рассказывает ему о том, что надругался над ней молодой опричник Кирибеевич и опозорил её перед честным людом прямо на улице. Она падает в ноги к мужу и просит его защитить её доброе имя.

Калашников, зная о тягчайшем оскорблении жены, принимает незамедлительное решение: он решает отмстить оскорбителю за поруганную жену в честном кулачном бою . На следующий день по случаю праздника на Москве-реке устраивались кулачные поединки, посмотреть на которые приехал сам царь со своей свитой. Калашников смело вышел из толпы навстречу обидчику - любимцу Грозного. И вот схлестнулись в кулачной битве удалой купец Калашников и молодой опричник Кирибеевич. Первый удар в грудь Степану Парамоновичу нанёс царский воин. Получив удар в грудь, купец Калашников немного оправился и хватил Кирибеевича кулаком в левой висок, убив его наповал.

Царь, видя, как его любимый воин пал замертво от руки удалого купца, в гневе расспрашивает Степана Парамоновича, специально ли или случайно он умертвил противника и если преднамеренно, то за что. Конечно же он не может сказать, что послужило убийству опричника, но признаётся: «Я убил его вольной волею». Царь приказал казнить Калашникова лютой позорной казнью: удалому купцу отрубают голову. Перед смертью купец просит царя не оставить семью. Его просьбу царь исполняет: вдове и детям он назначает казенное содержание, а братьям разрешает торговать беспошлинно.

Композиция поэмы такова: произведение состоит из вступления и 3 частей. 1 часть – завязка (любовь Кирибеевича к Алене); 2 часть – развитие действия (встреча Кирибеевича с Аленой, рассказ Алены о своем позоре);

3 часть – кульминация и развязка (вызов Калашникова на кулачный бой и гибель опричника, смерть купца Калашникова).

§ 2. Характеристика главных героев поэмы.

Все герои «Песни…» - прежде всего яркие, самобытные, могучие личности. Кирибеевич, который идёт против порядка, так как полюбил замужнюю женщину. Причём как воин привилегированной части общества - опричнины - он чувствует свою абсолютную безнаказанность. И царь Иван IV, который прямо или косвенно потворствует своему любимцу в его «атаке» на мать семейства и добропорядочную жену.

Центральная фигура в поэме - удалой купец Калашников - является олицетворением героического национального начала, и в то же время обнаруживает способность к бунту, явился выразителем народных представлений о правде, чести, достоинстве.

Кирибеевич – натура сильная и страстная. Его любовь к Алене Дмитриевне поглощает все его думы. Он совершает подлый поступок – оскорбляет честную жену, но мы понимаем, что чувство сильнее его и совладать с ним ему тяжело, поэтому он и решается на встречу с Аленой. Как будто бы Кирибеевич – отрицательный герой, но автор так не думает. Об этом свидетельствуют следующие строчки:


Закачался, упал замертво;


Будто сосенка во сыром бору

Об отрицательном герое не скажут «сосенка» и не будут употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Степан Калашников – человек с высокой честью. Как только он узнал о том, что Кирибеевич оскорбил его жену, он сразу решил защитить Алену, своих детей, свое честное имя. Он решается на кулачный бой с опричником. Калашников понимает, что может погибнуть, но это не останавливает его: честь дороже жизни.

Алена – идеальная жена, честная и верная. Она ничего не скрывает от мужа и видит в нем защиту и опору. Степан и Алена представляют на страницах поэмы идеальных супругов.

Иван Грозный представлен в поэме как идеальный царь: он по-доброму разговаривает со своими подданными, дает им советы, искренне интересуется их жизнью. У Калашникова он спрашивает, почему купец убивает опричника. И если бы Степан все честно рассказал, царь помиловал бы его.

§ 3. Анализ ключевых сцен поэмы: сцены кулачного боя на Москве-реке и диалога царя Грозного с купцом Калашниковым.

Третья часть текста поэмы интересна двумя ключевыми эпизодами: здесь представлена сцена кулачного боя между Калашниковым и Кирибеевичем, а также диалог купца Калашникова с царем Иваном Грозным.

Рассмотрим первый ключевой эпизод, безусловно, важный в понимании идеи текста – сцену кулачного боя между Калашниковым и Кирибеевичем. Начинается картина с пейзажа:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?

Финальные вопросы отрывка задают тревожные ноты. И вот в присутствии царя начинается кулачный бой. Верней, не начинается, потому что против Кирибеевича, который первый ищет соперника, никто не решается выйти. Опричник самоуверен, не ждет сильного отпора. И вот выходит Калашников, говорит Кирибеевичу о честности и позоре, о причинах боя: он хочет защитить честь семьи:

А родился я от честного отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...

Кирибеевич понимает, кто перед ним, понимает причину боя, боя не на жизнь, а на смерть.

И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло...

Первый удар Кирибеевича заставил Калашникова пошатнуться, из груди, где висел крест, кровь закапала. Но Калашников наносит ответный удар и убивает опричника.

Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная …

Калашников победил, защитил честь семьи, правда на его стороне. Но читатель испытывает сочувствие и к опричнику: его погубила его непобедимая страсть и привычка достигать невозможного.

Степану предстоит диалог с Иваном Грозным, потому что убит любимый опричник царя. Это второй ключевой эпизод третьей части. Иван требует объяснений от купца, за что он убил опричника, но Иван не дает ответа царю.

«Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольною волей,
А за что, про что - не скажу тебе,
Скажу только богу единому».

Степан Калашников готов держать ответ только перед Богом. Иван соглашается с его позицией и казнит купца.

§ 4. Почему Калашников не объясняет Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича?

Почему же Степан Калашников не объясняет царю причину гибели Кирибеевича, ведь в момент диалога с царем решается главный вопрос – жить ему или умереть? Кажется, что он должен спасти свою жизнь любыми способами, тем более, что правда на его стороне, – он защищает оскорбленную жену, опозоренную семью.

Степан – личность, обладающая высокими нравственными качествами. У купца, человека недворянского круга, имеется кодекс чести: имей совесть, защити обиженного, служи опорой жене и детям. Мы заметили, что в образе Степана реализуются христианские взгляды на жизнь. Купец – глубоко верующий человек. Крест, висящий у него на груди, спасает его во время кулачного боя. Он из тех людей, которые не могут спасти свою жизнь любым способом. Жизнь для Калашникова немыслима без незапятнанной чести. Поэтому он принимает решение умереть.

Существует известная поговорка: «Богу – Богово, царю – царево». На страницах «Песни» это высказывание реализовано в полной мере. Степан не может открыть царю свою личную жизнь, не хочет еще раз упомянуть имя жены, не хочет рассказать о её позоре, не хочет, чтобы этот позор лёг на имя его детей и преследовал его семью и дальше. Это слишком личная история, поэтому только перед Богом готов Степан открыть эту боль. Царю же он может дать ответ только в пределах его государственного влияния, но не личного. Купец мог спасти свою жизнь, рассказав всю историю, и Иван, как справедливый царь (такова народная точка зрения на царя Грозного), помиловал бы Степана. Но герой принимает другое решение. В последней сцене Степан в человеческом отношении превосходит царя. Таким образом, именно Степан Калашников является главным героем «Песни», именно с этим человеком связывает Лермонтов истинную честность и высокие требования к себе и к людям.

Заключение

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - одно из известных произведений Лермонтова, в котором он затрагивает проблемы чести, долга, человеческого достоинства.

Сюжет текста прост. Во время царского пира молодой опричник Кирибеевич рассказывает о своей любви к красавице Алёне Дмитриевне. Однако Кирибеевич не говорит о самом главном, о том, что она венчана в церкви по закону христианскому с купцом Калашниковым. Он отправляется на свидание к Алёне Дмитриевне в церковь, где она была на вечерни . Молодой опричник Кирибеевич опозорил её перед честным людом прямо на улице. Она падает в ноги к мужу и просит его защитить её доброе имя. Калашников, зная о тягчайшем оскорблении жены, принимает незамедлительное решение: он решает отмстить оскорбителю за поруганную жену в честном кулачном бою . Калашников убивает Кирибеевича. Царь Грозный требует ответа о причинах гибели Кирибеевича.

При исследовании сюжета поэмы М.Ю.Лермонтова возникает основной проблемный вопрос: « Почему Калашников не объясняет Ивану Грозному причину гибели Кирибеевича?» После кулачного боя решается главный вопрос для Калашникова – жить или умереть.

Степан – личность, обладающая высокими нравственными качествами. У купца, человека недворянского круга, имеется кодекс чести: имей совесть, защити обиженного, служи опорой жене и детям. Мы заметили, что в образе Степана реализуются христианские взгляды на жизнь. Жизнь для Калашникова немыслима без незапятнанной чести. Поэтому он принимает решение умереть.

Существует известная поговорка: «Богу – Богово, царю – царево». Степан не может открыть царю свою личную жизнь, не хочет еще раз упомянуть имя жены, не хочет рассказать о её позоре, не хочет, чтобы этот позор лёг на имя его детей и преследовал его семью и дальше. Это слишком личная история, поэтому только перед Богом готов Степан открыть эту боль. Царю же он может дать ответ только в пределах его государственного влияния, но не личного. Купец мог спасти свою жизнь, рассказав всю историю, и Иван, как справедливый царь (такова народная точка зрения на царя Грозного), помиловал бы Степана. Но герой принимает другое решение. В последней сцене Степан в человеческом отношении превосходит царя. Таким образом, именно Степан Калашников является главным героем «Песни», именно с этим человеком связывает Лермонтов истинную честность и высокие требования к себе и к людям.

Использованная литература

1. Андроников И.Л. Образ Лермонтова/ Сочинения в двух томах. Том первый. – М.: Правда, 1988 – с. 5 - 720 с.

2. Лермонтов М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова/ Сочинения в двух томах. Том первый. – М.: Правда, 1988 – с. 515 - 720 с.

3. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Мануйлов В. А. - М.: Сов. Энцикл., 1981. - с. 342 - 746 с.

4. Эйхенбаум Б. М. Литературная позиция Лермонтова // О прозе. О поэзии / О. Эйхенбаум. - Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1986. - С. 144. - 456 с.

Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович.

Купец Степан Парамонович - один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.

Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою...» и идет домой к молодой жене и детям.

Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».

А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.

По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «.. .перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калащников - созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».

Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.

Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ - образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».

Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного...»

Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.

Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.

И подумал Степан Парамонович:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.

Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».

Образ купца Степана Парамоновича - это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:

Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Сочинение

Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников. Простой народ их боялся. Знатные люди избегали общения с ними. Михаил Юрьевич Лермонтов очень точно описал атмосферу царствования Ивана Грозного:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Царь замечает, что его верный слуга Кирибеевич сидит мрачнее тучи, не ест и не пьет. Разгневался царь:

…стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником.

Царь узнал, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну. Но Кирибеевич не сказал, что она жена купца Калашникова. Посоветовал царь Иван Васильевич:

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное...

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитриевне:

Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся.

Не будь Кирибеевич слуга царя, разве посмел бы он оскорбить замужнюю женщину, да не крепостную, а купеческого рода! Михаил Юрьевич Лермонтов видит в поступке опричника прямую связь с царским покровительством «своему войску». Не будь такой опеки, попридержал бы себя Кирибеевич. Однако не только это, но и молодость и безрассудность опричника заставляют его прямо заявить о своей любви. Он влюблен, молод, поэтому мало раздумывает над последствиями своего поступка. Опричник Кирибеевич опозорил Алену Дмитриевну перед соседями. Он ее обнимал, целовал, сорвал бухарскую фату, подаренную мужем.

И он стал меня целовать-ласкать

И, целуя, все приговаривал:

«Отвечай мне, чего тебе надобно,

Милая моя, драгоценная».

Алена Дмитриевна жалуется мужу, прося у него, единственного ее защитника, помощи:

Ты не дай меня, свою верную жену,

Злым охульникам в поругание!

Купец Калашников решил в кулачном бою на Москве-реке наказать опричника в присутствии царя. Купец призвал своих братьев в случае своей гибели отстоять честь семьи. На следующий день зазывалами был брошен клич:

Ой, уж где вы, добрые молодцы?..

Кто побьет кого, того царь наградит,

А кто будет побит, тому бог простит.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, свое происхождение, свое независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнего».

Купец честен, смел и благороден. Он шел на кулачный бой не силушкой похвастаться, а отстоять честь жены и достоинство семьи, за что и поплатился собственной головой. Растеклась толпа в обе стороны, и вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая почтение не столько власти, сколько Богу и людям.

Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка. По приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги».

И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася…

Иван Васильевич «восстановил справедливость» после смерти Кирибеевича и казнил Калашникова. Он был казнен и погребен не по христианскому обряду, а как разбойник – промеж трех дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую память:

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

«Песня про удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа

Другие сочинения по этому произведению

Жить не по лжи За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Калашников - носитель национальных черт русского народа Калашников — носитель лучших свойств русского национального характера Калашников — носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове») Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…») Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича...») Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова? Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…» Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству? Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино») Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Портретная характеристика образа купца Калашникова Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» Моё любимое произведение Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Мое отношение к поступку купца Калашникова Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» Фольклор и историзм в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова Калашников – носитель лучших черт русского национального характера «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3) Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством. Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича» "Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова\ Фольклорные традиции в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтова Удалой купец Калашников (по "Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова")

В полном заглавии поэмы в определенной последовательности названы её главные герои и косвенно обозначено время действия. Песню о них сложили и спели гусляры — народные певцы. Это их глазами мы увидели события давно минувших столетий.

Историческую основу для «Песни про купца Калашникова» Лермонтов, скорее всего, взял из « Истории государства Российского» Н. Карамзина. Возможно, он знал и фольклорные песни об Иване Грозном.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», анализ которой мы проведем, переносит читателя к XVI в., времена царствования Ивана Грозного, который часто был жестоким и безжалостным к своему народу. Для подавления возможного неповиновения Иван Грозный создал особое войско — опричнину.

«Песня...» привязана к конкретному времени. Царский и купеческий быт, картины жизни Москвы - всё это приметы эпохи. Но показаны они без подробностей, иногда косвенно. Например, Кирибеевич, желая привлечь внимание Алёны Дмитревны, с гордостью сообщает ей, что он не «душегуб лесной», а из «славной семьи Малютиной». А она «испугалась... пуще прежнего», потому что кто же не знал имени главного опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова, известного своей жестокостью?

Но не эпоха и не деяния Ивана Грозного как государственного мужа в центре внимания поэта. Его интересуют характеры эпохи. Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников - все они разные, и все они ветви одного дерева, выросшего на почве российской истории XVI в.

Образ Кирибеевича в "Песне про купца Калашникова"

В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ - в характерах эпохи. Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит. Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.

Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя. Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою... сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.

Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные». А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца. Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек... яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу». Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.

Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

«Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.

Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву. Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам. А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был. Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.

Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.

Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».

Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.

Образ Калашникова в «Песне про купца Калашникова»

Наказал Кирибеевича Калашников. Купец - человек простой, что подчёркнуто его фамилией, которая происходит от слова «калач» - распространенный вид русского хлеба. Занятие Калашникова тоже обычное, он купец уважаемый - зовут его по имени и отчеству Степаном Парамоновичем. Жизнь у Калашникова налажена и Богом освящена. Но в один миг всё у него рухнуло — нашёлся человек (чужой!), который поломал уклад, создаваемый веками, — «опозорил семью нашу честную».

Поскольку Калашников главный в семье, ему и защищать её честь: «Буду насмерть биться... за святую правду-матушку», — решает он. Заметим, правда у него «святая», значит она от Бога и никто, даже опричник самого грозного царя, не имеет права её нарушать.

Перед боем Калашников сказал, в чём его правда. Высказывается он в форме противопоставления: «Я» и «Ты». Причем «Я» заявлено прямо. «Ты» подразумевается.

«Родился я от честнова отца». — А ты?

«Жил я по закону Господнему ». — А ты?

«Не позорил я чужой жены ». — А ты?

Купец Калашников — муж, отец, защитник своего дома, но он ещё и христианин, «на груди его широкий висел медный крест».

Песня рисует Калашникова как достойного защитника-мстителя. Он «добрый молодец», «молодой купец, удалой боец», «очи его соколиные», «могутные плечи». Постоянные эпитеты прямо указывают на родство Калашникова со сказочными богатырями. Вспомним, что опричник Кирибеевич тоже своей силой и удалью походил на них. По не всегда и не всё решает сила физическая. У Калашникова в бою, как и в жизни, удар был ответный. Так песня снова, хотя и косвенно, называет виновника трагедии. Калашников выполнил свою миссию — он защитил и честь своего имени, и закон, который определяет жизнь всех истинных христиан.

Но он же и нарушил закон, когда кулачный бой, устраиваемый для потехи, превратил в арену мести. Он задумывал свой бой как «последний». За это и был наказан — тоже смертью. Это произошло потому, что «Господний закон» не предусматривает никаких исключений ни для своих хулителей, ни для приверженцев.

Образ Ивана Васильевича в «Песне про купца Калашникова»

На страже царь Иван Васильевич. По какому праву? По праву хранителя православных законов: «Как возговорил православный царь». То есть, подчёркивается, что он не только царь — государственный муж, но и тот, кто служит Богу. Он его наместник на земле. Поэтому-то он «Иван Васильевич», а не «Иван Грозный». И царь признаёт над собой верховность Бога. Он принимает слова Калашникова: «Скажу только Богу единому», почему убил Кирибеевича. Поступая с Калашниковым по справедливости, что не соответствовало обычаям реального Ивана Грозного, царь косвенно, через оказание милостей семье Калашникова, признает его правоту.

А как люди? Они запомнили Калашникова? Запомнили. Именно поэтому «Песня...» заканчивается не казнью героя, а поклонами его «могилке» «пройдет стар человек — перекрестится», «пройдёт молодец — приосанится».

Основные особенности «Песни про купца Калашникова»

Почему Михаил Юрьевич назвал поэму «Песней...»? В названии отмечена форма, в которой история царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова дошла до слушателей. И ещё, если эти события стали песней и её поют и разносят по свету, это означает, что она уже вошла в память народа, стала его духовным достоянием.

Основные особенности «Песни про купца Калашникова» следующие:

  • жанр: поэма;
  • история как один из источников «Песни...»;
  • близость к жанру фольклорной исторической песни;
  • противостояние: опричнина — купечество;
  • интрига в сюжете;
  • присутствие героя — исторической персоны:
  • наличие вымышленных героев;
  • изложение от лица гусляров, выражающих народный взгляд;
  • утверждение вечных нравственных ценностей народа;
  • создание сильного национального характера;
  • тема чести;
  • трагический финал.

​ ​

Время создания «Песни...», ее тематика. Смысл обращения поэта к прошлому России

Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана в 1837 году.

Прошлое – важнейшая сфера воплощения романтического идеала поэта. В своем произведении Лермонтов стремился уйти от современной ему жизни, не соответствовавшей его представлениям об истинном бытии человека, в историческое прошлое родной страны, казавшееся ему ярким и исполненным поэзии. Как замечал Белинский, «здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее».

В «Песне...» Лермонтов рисует красочные картины быта и нравов России эпохи Ивана Грозного. В первой части произведения перед читателем предстает картинацарского пира , на котором присутствуютбояре, князья и опричники . Здесь же упоминается Малюта Скуратов – жестокий сподвижник государя (царь, обращаясь к Кирибеевичу, напоминает ему, что тот выходец из этой семьи).

Во второй части «Песни…» рассказывается о жизни купечества . Лермонтов описываетторговлю купца Калашникова на гостином дворе близ Кремля. Далее рассказывается осемейной жизни купца. Лермонтов в точности воспроизводитдомостроевский уклад семейной жизни. Муж считался главой семьи. Жена должна была во всем ему повиноваться. Главное назначение женщины состояло в том, чтобы хранить домашний очаг, вести хозяйство, воспитывать детей. Единственным местом, которое жена могла посещать без сопровождения мужа, была церковь.

Лермонтов раскрыл смысл родственных отношений в ту эпоху. Родовая честь охранялась вековой традицией. Нанеся оскорбление Калашникову, Кирибеевич нанес оскорбление всему его роду. В этом смысл разговора Калашникова с братьями.

В третьей части поэмы рисуются молодецкие забавы – кулачные бои на Москве-реке, которые были необычайно популярны во времена Ивана Грозного.

Основные проблемы «Песни…» Две точки зрения на основной конфликт

Проблема народа – центральная в «Песне…» Эта проблема особенно интересовала русских писателей в 1830-е годы – в эпоху реакции, последовавшей за поражением восстания декабристов. Итоги этого восстания обнажилитрагический разрыв между образованной частью дворянства и народом. Поэтомупоиск истинного пути к народу, изучение его истории, его духовных ценностей становитсяважнейшей задачей русской литературы . Не случайно проблема народа выдвигается на первый план в позднем творчестве Пушкина («Капитанская дочка»), в ранней прозе Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»), в сочинениях других авторов. Для Лермонтова этапным произведением в осмыслении указанной проблемы, наряду со стихотворением «Бородино», становится «Песня про... купца Калашникова».

С проблемой народа тесно связана проблема русского национального характера. Свои представления о лучших чертах русского народа, о русском национальном характере Лермонтов воплотил в образе купца Калашникова. Калашникову в поэме противопоставлен Кирибеевич, попирающий народные святыни, бросающий вызов нравственным устоям общества.

Особое место в поэме занимает проблема взаимоотношений между царской властью и народом . С осмыслением этой проблемы связан вопрос обосновном конфликте в «Песне...». Здесь известныдве точки зрения. Некоторые критики советского периода считали, что «Песня…» – это антимонархическое произведение. Главный конфликт здесь, с их точки зрения,между царской властью и народом – в лице Ивана Грозного и купца Калашникова. Другая точка зрения состоит в том, что такой конфликт в произведении есть, но он не является главным.Основополагающий конфликт в «Песне...» –между Калашниковым и Кирибеевичем. Главный герой выражает идею справедливости, правды-матушки. Его противник воплощает в себе крайний эгоизм, беззаконие, попрание нравственных основ Православия. Что касается Ивана Грозного, то он изображен в народном понимании. Это царь суровый, даже жестокий, но справедливый.

Жанровые и композиционные особенности

В своей поэме Лермонтов следовал традициям одного из жанров русского фольклора – исторической песни. В то же время, опираясь на фольклорные источники, поэт создает оригинальное произведение .

Жанровая специфика «Песни…» проявляется в ее композиции . «Песню…» отличают традиционные элементы , характерные для фольклорных произведений. Основному тексту «Песни…» предшествует зачин : «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!..» После первой и второй частей следуют повторы : «Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!..» «Песню…» завершает концовка :

Гей вы, ребята удалые,

В «Песне…» три части . В центре каждой из них – наиболее важные,ключевые эпизоды в развитии действия. Это тоже в традициях народных исторических песен.

Сцену пира в первой части поэмы можно рассматривать как экспозицию образов царя, Кирибеевича и Алены Дмитревны , а также какэкспозицию основного действия : именно здесь мы узнаем о греховной страсти Кирибеевича к Алене Дмитревне.

Сюжетная завязка происходит «за сценой»: о недостойном поступке опричника мы узнаем изразговора Алены Дмитриевны с мужем . Другая ключевая сценавторой части произведения –разговор Калашникова с братьями. В этих двух сценах ярко, образно раскрываютсяпатриархальные устои русской жизни того времени, выявляетсянравственная позиция главного героя.

В третьей части поэмы происходят кульминация (поединок Калашникова с Кирибеевичем, закончившийся гибелью опричника) иразвязка (царский суд над купцом иказнь главного героя). Здесь же помещен своего родаэпилог рассказ о могиле купца Калашникова.

Основные персонажи

Купец Калашников

Степан Парамонович Калашников – главный герой «Песни…». В его образесоединилиськонкретно-исторические характеристики купца времен Ивана Грозногос чертами могучего богатыря из русского былинного эпоса.

Калашникова отличают такие качества, как глубокая вера в Бога, верность семейным устоям и родственным обычаям, смелость и мужество в борьбе за правду-матушку.

Одновременно главному персонажу «Песни...», как и многим другим лермонтовским героям, присущ бунтарский дух.

Все эти черты героя раскрываются главным образом через сюжет произведения, его ключевыеэпизоды ; черезсистему персонажей (Калашников – Кирибеевич). При создании образа героя автор использует также художественные средства, связанные снародно-поэтическими традициями (например,постоянные эпитеты: «статный молодец», «сердце молодецкое», «очи соколиные»).

Кирибеевич

Кирибеевич – один из главных героев «Песни…»; по отношению к купцу Калашникову это герой-антагонист .

Как и Калашников, Кирибеевич – личность незаурядная , яркая ; он наделен могучей силой и молодецкой удалью.

Однако если в Калашникове воплотились представления поэта о высоких нравственных качествах борца за правду-матушку, то Кирибеевич олицетворяет собой крайний эгоизм , необузданную власть греховной страсти, презрение к нравственным устоям народной жизни. Недаром Калашников называет Кирибеевича «бусурманским сыном». В разговоре с царем в первой части поэмы герой проявляет лукавство , скрыв от государя факт замужества Алены Дмитриевны; во время поединка его одолевает сначала бахвальство , а затем страх перед противником.

Характерно, что Лермонтов, будучи романтиком, поэтизирует не только купца Калашникова, но и его противника Кирибеевича – тоже романтического героя. Отсюда яркие определения, постоянные эпитеты , характеризующие опричника («удалой боец», «буйный молодец»),сравнения (царь «словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого»; в момент гибели опричник сравнивается со срубленной сосенкой). Интересно, что автор поэтизирует не только самого героя, но и его страсть к Алене Дмитревне. При описании страстного чувства, охватившего героя, поэт использует прием повтора. Например, опричник говорит царю:

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые…

Алена Дмитревна

Алена Дмитревна – центральный женский персонаж «Песни…». Образ героини дан в произведении в народном понимании: это русская красавица и одновременно идеальная женщина-христианка допетровских времен. Ее отличают истинное благочестие , беззаветная преданность мужу и семье , строгое послушание супругу .

Царь Иван Грозный

В образе Ивана Грозного Лермонтов стремился воплотитьнародные представления о суровом, но справедливом царе-батюшке.

Иван Грозный, как это показано в «Песне…», сохранял, несмотря на свою жестокость, приверженность православным устоям: узнав о любви Кирибеевича к Алене Дмитриевне и не подозревая, что она замужем, царь советует опричнику посвататься к героине, исключая даже саму мысль о её принуждении к браку.

В третьей части «Песни...» царь выступает как суровый , но справедливый судия. Выяснив, что Калашников совершил преднамеренное убийство и отказывается при этом назвать его причину, царь в соответствии с законом того времени отправляет купца на казнь, проявляя при этом милость к его семье.

Понятно, что такой облик самодержца соответствовал народному идеалу справедливого царя и не отражал реальных поступков Ивана Грозного. .

Анализ эпизодов и других элементов композиции произведения

Как уже говорилось выше, «Песня...» начинается с зачина – обращения гусляров к царю и боярам, причем первым упоминается имя государя, как это и было положено – в соответствии со строгой иерархией:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы…

Первая часть «Песни…», содержащая экспозицию образов Ивана Грозного, Кирибеевича, Алены Дмитревны и всего действия поэмы, открывается сценой царского пира . Рассказывая о нем, автор воспроизводит расстановку политических сил во времена Ивана Грозного:

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники.

Бояре и князья находились в оппозиции к царской власти, опричники же призваны были строго проводить в жизнь жестокую царскую политику.

Уже в самом начале «Песни…» Иван Грозный выступает перед слушателями как суровый, но справедливый православный царь , верный древним обычаям, христианским устоям:

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое и веселие.

Народно-поэтический язык, художественные средства и приёмы, характерные для фольклора, используются автором «Песни…» с целью оттенить народный взгляд на царя. Лермонтов обращается к такому, на­пример, приёму, как образный параллелизм (отрицательный параллелизм):

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич…

Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого.

В первой части «Песни…» впервые предстает перед нами и Кирибеевич . «Удалой боец, буйный молодец», по предположению царя, «думу затаил нечестивую»: как выясняется, Кирибеевич, действительно, одержимгреховной страстью к купеческой жене Алене Дмитревне. Страсть настолько поразила героя, что он не владеет собой и просит царя отпустить его «на житье на вольное на казацкое», где он найдет смерть: «Уж сложу я буйную головушку, / И сложу на копье бусурманское…»

В то же время, рассказывая о своей страсти Ивану Грозному, герой проявляет лукавство : он не смеет признаться государю, что Алена Дмитревна замужем, и это не случайно: православный царь не мог благословить Кирибеевича на брак с замужней женщиной. Кроме того, по убеждению государя, всякое принуждение в отношении невесты неприемлемо.

Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся, –

говорит царь Кирибеевичу.

О лукавстве опричника слушателям сообщают гусляры:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб,

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

Наконец, в первой же части дается экспозиция образа Алены Дмитриевны. О ней рассказывает Кирибеевич; именно через восприятие опричника дается внешность героини, обрисованная в народно-поэти­ческих традициях.

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

На этом примере мы видим, что при создании образа героини Лермонтов использует сравнения , слова с уменьшительно-ласкательны­ми суффиксами .

Вторая часть поэмысодержит экспозицию образа купца Калашникова :

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников…

Отмечены внешняя привлекательность купца, его молодость и сила. Уже здесь угадываются черты могучего богатыря , готового вступить в бой с врагами.

Как уже отмечалось, сюжетная завязка остается«за сценой» : о беде, приключившейся с Аленой Дмитриевной, мы узнаем лишь из ее слов, обращенных к мужу.

Внешний облик героини, описанный во второй части, передает ощущение несчастья :

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные

Снегом-инеем пересыпаны;

Смотрят очи мутные как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.

Контраст в изображении героини в первой и во второй частях подчеркивает тяжесть переживаний молодой женщины, невольно оказавшейся в столь драматической ситуации.

В сцене разговора Калашникова с Аленой Дмитревной выявляется истинноеблагочестие героя, его верность устоям христианского брака. В гневных речах, обращенных к жене, слышна не только личная обида, но и твердая уверенность внедопустимости поругания священных основ брака.

Не на то пред святыми иконами

Мы с тобой, жена, обручалися,

Золотыми кольцами менялися!.. –

в гневе восклицает купец.

Важно здесь и ответное слово Алены Дмитревны, ее монолог . Героиня обращается к мужу в народно-поэтическом ключе:

Государь ты наш, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Муж выступает здесь как всесильный властелин , могущий казнить и миловать жену. Алена Дмитревна с ужасом думает не столько о своей поруганной чести, сколько о немилости супруга. В то же время она вправе ожидать и заступничества с его стороны.

Исключительно важна для понимания нравственного облика и мировоззрения Калашникова сцена его разговора с братьями .

Преступление Кирибеевича герой видит в том, что опричник попрал честь семьи и всего рода Калашниковых. Купец говорит, обращаясь к братьям:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич…

В словах купца чувствуется и горечь от оскорбления собственной личности. Герой признается братьям:

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что негодование Калашникова объясняется отнюдь не только личной обидой ине только необходимостью защиты чести семьи. Смысл его предстоящей битвы с Кирибеевичем в стремлениипостоять за святую правду-матушку . Купец обращается к братьям:

Буду насмерть биться, до последних сил;

А побьет он меня – выходите вы

За святую правду-матушку.

Не сробейте, братцы любезные!

Вы моложе меня, свежей силою,

На вас меньше грехов накопилося,

Так авось Господь вас помилует!

В словах купца нет гордыни . Он отнюдь не уверен в том, что исход поединка будет в его пользу. С великимсмирением перед волей Божией он сознает, что может потерпеть поражение из-за накопившихся на нем грехов.Преимущество своихбратьев герой видит не только в их молодости и свежести сил, но ив меньшей греховности.

В то же время необходимо особо подчеркнуть тот факт, что защищать честь своей семьи Калашников намерен с помощью поединка . Он собирается убить Кирибеевича во время кулачного боя. Как известно, защита чести семьи, рода с помощью поединка – дохристианский, языческий обычай, сохранившийся и в христианские времена. Герой не видит другого способа заступиться за честь семьи.

Третья часть произведения, как уже было отмечено, содержиткульминацию сюжета, егоразвязку , а также своеобразныйэпилог .

Открывается третья часть знаменитым описанием зари. Лермонтов прибегает здесь к такому художественному приему, как олицетворение : «заря алая» уподобляется девице-красавице:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

Сцена битвы Калашникова с Кирибеевичем –кульминационный момент поэмы. В ней наиболее ярко раскрывается нравственный облик противников.

Перед поединком Кирибеевич проявляетзаносчивость ,тщеславие, самоуверенность. Опричник кланяется в пояс одному только царю, высказывает презрение к сопернику. Калашникову он дерзко говорит:

А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду-племени,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться.

В отличие от Кирибеевича, Калашников

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

Он высказал таким образом почтение не только царю, но и вере православной («святым церквам»), и русскому народу.

В гневных словах Калашникова, обращенных к Кирибеевичу, четко выражена приверженность купца христианским устоям жизни :

А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по Закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

Ответные слова Калашникова вызывают в душе Кирибеевича смятение и страх :

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…

Страх – следствие нравственной неправоты Кирибеевича. Очевидно, что правда была на стороне купца Калашникова; это в итоге и решило судьбу поединка.

В сцене богатырского боя Калашников выступает в ролизащитника православной веры . На его стороне оказываетсяСила Крестная : купца промыслительно защищает «медный крест / Со святыми мощами из Киева»; крест принимает на себя всю мощь сокрушительного удара врага:

И погнулся крест, и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала…

Не местью руководствуется купец, готовясь насмерть поразить опричника, а стремлением постоять «за правду до последнева», всецело уповая на волю Божию:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

Наиболее сложное для понимания место «Песни…» – допрос Калашникова Иваном Грозным, открывающийсцену царского суда. В ответ на требование царя отвечать «по правде, по совести» о причинах убийства опричника Калашников говорит:

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

Купец сознательно скрывает от царя причину преднамеренного убийства опричника , тем самымобрекая себя на смертную казнь , которая полагалась в таком случае по закону, отнюдь не являясь следствием произвола самодержца.

В позиции Калашникова очевидно нежелание открыть перед царем семейный позор ,отстаивание личного права на месть обидчику и одновременногордость , вспыхнувшая в сознании купца. Герой, несомненно, понимает, что по Закону Господнему, который герой отстаивал в момент поединка, следует проявить смирение перед земным православным царем. Между тем купец открывает свой позор только братьям и скрывает его от царя-батюшки. В этом поступке Калашникова проявляются иего личное мужество, ибунтарский дух. Здесь мы ясно видимпротивостояние не только между Калашниковым и Кирибеевичем – носителями «правды-матушки» и «бусурманского», безбожного нечестия,но и между Калашниковым и царем, между представителем народа и царской властью.

Таким образом, Калашников выступает в «Песне…» и как борец за православные устои Святой Руси , и как «буйная головушка» , то естьгерой-бунтарь.

Царь же в третьей части «Песни…» предстает перед нами как суровый, но справедливый и даже милосердный судия. Распорядившись казнить Калашникова, царь проявляет милость к его семье:

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно.

Впрочем, отправляя самого Калашникова на казнь, царь не удерживается от злой иронии :

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью…

Таким образом, жестокость и милосердие православного царя оказываются в народном представлении неразрывно связанными .

Неоднозначен в идейном отношении и рассказ о казни купца :

И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною…

Казнь купца явилась справедливой с позиций царя , с позиций государства. Однакосправедливость казни подвергнута сомнению в глазах народа , точку зрения которого передают певцы-гусляры.Народ с сочувствием отнесся к купцу ,мнение народное не совпадает здесь с точкой зрения царя .

Особенно характерно в этом отношении описание могилы Калашникова – своеобразныйэпилог «Песни…». Героя похоронили не на кладбище, а «на чистом поле промеж трех дорог». Могилка его – «безымянная». Ясно, что власть стремилась предать память о герое забвению. Однако рассказ гусляров о могилке свидетельствуето сердечной привязанности народа к таким добрым молодцам, как купец Калашников:

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет молодец – приосанится,

Пройдет девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

Понятно, что прохожие не могут знать, кто конкретно покоится в «безымянной могилке». Между тем очевидно, что народ сочувствует «буйной головушке», не удостоившейся лежать на погосте.

Художественные приемы

В своей поэме Лермонтов использует художественные средства и приёмы, заимствованные им из народного творчества.

Отметим в первую очередь образный параллелизм . Образы природы соответствуют явлениям человеческой жизни:

Когда всходит месяц – звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью,

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает…

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися…

Здесь мы видим, что царь уподобляется месяцу, опричники – звездам, радующимся его свету, а лукавый Кирибеевич – звезде, прячущейся за тучку и рискующей упасть на землю.

Приведем еще один пример. Братья обращаются к Калашникову, выражая ему всецелую преданность:

Куда ветер дует в поднебесье,

Туда мчатся и тучки послушные,

На кровавую долину побоища,

Зовет пир пировать, мертвецов убирать,

К нему малые орлята слетаются.

Ты наш старший брат, нам второй отец…

Как мы видим, старший брат и младшие братья уподобляется здесь ветру и тучкам, орлу и орлятам.

Поэт использует и такую разновидность образного параллелизма, как отрицательный параллелизм . В качестве примера уже приводились строки, открывающие картину пира Ивана Грозного:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич…

Поэт прибегает также к олицетворениям . Яркий пример – уже отмеченное нами описание зари в начале третьей части «Песни…».

В лермонтовской поэме немало сравнений . К уже приведенным примерам добавим следующий. Алена Дмитревна говорит об обращенных к ней гневных словах мужа: «Твои речи – будто острый нож…»

В поэме большое число постоянных эпитетов : «солнце красное», «тучки синие», «добрый молодец», «красные девушки», «сырая земля», «дума черная», «ночь темная», «чистое поле».

Лермонтов использует и такой прием, как поэтические обращения . Например, царь говорит Кирибеевичу: «Гей ты, верный наш слуга Кирибеевич!» Кирибеевич обращается к царю: «Государь ты наш, Иван Васильевич!» Алена Дмитревна обращается к мужу:

Государь ты наш, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Кроме того, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами , что также свойственно фольклорным произведениям: «матушка», «головушка», «лебедушка», «голубушка», «малые детушки», «перстенек», «листочек осиновый», «сосенка».

Стих в поэме –тонический ,нерифмованный , характерный для народной поэзии.

Вопросы и задания

1. В каком году была написана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Чем интересен этот год в жизни поэта?

2. В чем смысл обращения Лермонтова к эпохе Ивана Грозного? Что писал по этому поводу Белинский? Отметьте наиболее яркие картины быта и нравов Москвы времен Ивана Грозного, воссозданные в «Песне...», прокомментируйте их.

3. Назовите центральную проблему «Песни...». Почему эта проблема стала так актуальна в русской литературе 1830-х годов? В каких еще произведениях 1830-х годов, включая поэзию самого Лермонтова, эта проблема – одна из главных?

4. Как в «Песне...» осмысляется проблема русского национального характера? Какие персонажи особенно важны для ее понимания?

5. Является ли проблема взаимоотношений царской власти и народа главной в произведении? Какие точки зрения в отношении основного конфликта в «Песне...» вам известны? В чем суть каждой из них?

6. Кратко охарактеризуйте жанровые особенности поэмы. Можно ли назвать «Песню...» произведением фольклора? Какие элементы композиции лермонтовской поэмы напоминают нам о фольклорных произведениях?

7. Охарактеризуйте купца Калашникова. Какие конкретно-истори­ческие и легендарные черты соединились в его облике? Какими качествами обладает лермонтовский герой? Перечислите основные художественные средства создания его образа, приведите примеры этих средств.

8. Какие черты делают Кирибеевича антиподом Калашникова? Почему Лермонтов поэтизирует Кирибеевича, хотя это и отрицательный персонаж? Какие средства использует для этого автор произведения?

9. Какие качества делают Алену Дмитриевну идеалом русской жен­щины допетровской Руси? Назовите и прокомментируйте их, опираясь на текст произведения.

10. Почему мы можем сказать, что образ Ивана Грозного в поэме – наиболее идеализированный? Аргументируйте свою точку зрения.

11. Прокомментируйте основные сцены, эпизоды «Песни...». Какие элементы экспозиции мы находим в первой части поэмы? Что мы узнаем о героях? Какие эпизоды составляют экспозицию сюжета?

12. В какой части поэмы мы видим экспозицию образа Калашникова? Какие черты героя проявляются уже в первом его описании?

13. В какой момент происходит завязка действия? Откуда мы узнаем об этом событии?

14. Назовите важнейшие сцены второй части произведения. Как в описании героини проявляется принцип контраста? Проанализируйте разговор Калашникова с женой. Какие черты мировоззрения героя и ге­роини раскрываются в этой сцене? Подробно рассмотрите позицию Калашникова в его разговоре с братьями. В чем герой видит смысл предстоящего поединка с Кирибеевичем?

15. Какое описание открывает третью часть «Песни...»? Какой прием использует здесь Лермонтов? Какие элементы сюжета содержит заключительная часть произведения?

16. Подробно проанализируйте сцену богатырского боя. Какие качества Кирибеевича и Калашникова раскрываются в предваряющих поединок словах героев? Как поэт дает понять читателю, что Калашников побеждает в битве с помощью Божией?

17. Подробно рассмотрите эпизод царского суда над Калашниковым. Как можно объяснить тот факт, что купец скрывает от государя истинную причину убийства опричника? Справедлива ли позиция царя в отношении Калашникова и его семьи?

18. Какую функцию выполняет в поэме описание могилы Калашникова? Можно ли сказать, что позиция народа в отношении героя отличается от позиции царя? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст.

19. Назовите художественные средства, приемы, которые использует Лермонтов в своем произведении. Приведите примеры. Что вы можете сказать об особенностях стиха «Песни...»?

20. Напишите развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Образ купца Калашникова и средства его создания».

21. Напишите сочинение на тему: «Художественное своеобразие “Песни...”»

Последние материалы раздела:

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...

кроновер фракталы и хаос в динамических системах
кроновер фракталы и хаос в динамических системах

1.1. Что такое фракталы и хаос? Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия,...