Первое впечатление, или что можно сказать о человеке за пару секунд. Другие тоже стесняются

Этот термин придумали в 1992 году психологи Налини Амбади (Nalini Ambady) и Роберт Розенталь (Robert Rosenthal). Они использовали его при исследовании феномена первого впечатления и социальной интуиции.

Согласно гипотезе, невербальное поведение человека может многое рассказать о нём. Чтобы проверить это предположение, учёные записали 10-секундные видеоролики без звука, на которых преподаватели Гарварда читали лекции. Видео продемонстрировали незнакомым с педагогами людям и попросили их оценить выступающих по 15 параметрам («тонкие срезы»). Добровольцы судили, насколько лекторы активны, уверены в себе, душевны и так далее.

Затем эксперимент повторили, но демонстрировали уже 5-секундные ролики и другой группе зрителей. Удивительно, но тонкие срезы в обоих случаях практически совпали. Учёные пошли дальше: хронометраж сократили до 2 секунд, а участников эксперимента вновь обновили. Результат повторился.

После этого исследователи попросили охарактеризовать педагогов студентов, которые посещают их лекции и знают их не один семестр. И здесь крылся главный сюрприз.

Тонкие срезы среди студентов и сторонних наблюдателей, которые оценивали преподавателей лишь по коротким «немым» роликам, практически совпали. Это позволило резюмировать:

Люди делают вывод о тех, кого видят впервые, очень быстро, буквально в течение первых 2 секунд общения. При этом их суждение никак не связано с тем, что говорит человек.

Давайте узнаем, какие тонкие срезы делают о нас люди в первые секунды знакомства.

Доверие

Александр Тодоров (Alexander Todorov) и Джанин Уиллис (Janine Willis) из Принстонского университета , что люди делают вывод о надёжности собеседника за 100 миллисекунд.

Одной группе показали фотографии незнакомых им людей и попросили оценить степень их привлекательности, компетентности и надёжности. Каждый снимок демонстрировали 0,1 секунды. Другой группе дали те же снимки, но время не ограничивали. В результате оценки участников эксперимента, созерцавших фотографии всего по 100 миллисекунд, совпали с оценками тех, кто рассматривал фото сколько хотел. Особенно сильно корреляция прослеживалась при оценке уровня доверия к личности.

Социальный статус

Исследование голландских учёных показало , что люди используют одежду как социальный маркер, определяющий положение в обществе и уровень дохода индивида. Когда человек носит Tommy Hilfiger, Lacoste или вещи других известных брендов, окружающие думают, что он занимает высокое положение.

В одном из экспериментов участникам показывали видео собеседований претендентов на должность лаборанта в университете. Часть соискателей были одеты в простые белые рубашки, а часть - в сорочки с чётко обозначенным брендом. Но действия и речь всех были идентичны. Каждому добровольцу демонстрировался только один ролик, после просмотра которого он должен был оценить по семибалльной шкале, насколько тот или иной претендент достоин должности и каков его социальный статус. Положение в обществе соискателей в дизайнерской одежде оценивали выше, как и их шансы получить работу.

Сексуальная ориентация

Налини Амбади (Nalini Ambady) и Николас Рул (Nicholas Rule) провели исследование, и оказалось , что сексуальную ориентацию мужчины можно определить за 50 миллисекунд.

Добровольцам показывали фотографии мужчин (гетеро и гомо) с сайтов знакомств в произвольном порядке в течение разных временных интервалов. При 50-миллисекундном визуальном контакте с фото точность оценок сексуальной ориентации составляла 62%.

Примерно те же результаты получили при исследовании вероятности определения по лицам сексуальной принадлежности женщин (Rule, Ambady & Hallett, 2009). Причём времени для этого требовалось ещё меньше - 0,04 секунды.

Интеллект

Профессор психологии Университета Лойолы в Лос-Анджелесе Нора Мерфи (Nora A. Murphy) предполагает , что умение смотреть в глаза считается признаком ума. Те, кто при встрече не отводит взгляд, производят впечатление более интеллектуально развитых персон.

Мерфи попыталась определить, по каким критериям люди оценивают умственные способности. Для этого испытуемых поделили на две группы: первых попросили во время разговора, записываемого на видео, наглядно демонстрировать эрудицию; вторым такой инструкции не давали. Все участники прошли IQ-тест. «Игравшие» вели себя примерно одинаково: держали осанку, делали серьёзное лицо и непременно смотрели в глаза собеседнику. И именно в этой группе зрители чаще всего достоверно определяли уровень интеллекта участников, в том числе низкий.

Визуальный контакт во время разговора - ключ к поведению. Это взаимосвязано с оценкой интеллекта, которой можно манипулировать, если не прятать глаза.

Помимо этого, есть и другие стереотипы, формирующие представление об уме человека. Например, ношение солидных очков.

Если же вы хотите быть, а не казаться, прочтите статьи « » и « ».

Распущенность

Британские учёные установили , что женщины с татуировками на видных частях тела воспринимаются как более распущенные (любящие временами крепко выпить и ведущие беспорядочную половую жизнь).

Авторы исследования Вирен Свами (Viren Swami) и Адриан Ферхэм (Adrian Furham) показывали участникам эксперимента фотографии женщин в купальниках. У одних из них тату были на животе, у других - на руках, у третьих и там и там, а у четвёртых их не было. Добровольцев просили оценивать женщин по трём параметрам:

  • моральная устойчивость;
  • употребление алкоголя;
  • физическая привлекательность.

Чем более татуированной была женщина, тем менее привлекательной и целомудренной её считали. «Девушка с татуировкой в глазах общественности - это пацанка, которая любит алкоголь, крутые тачки и внимание мужчин», - подытожили учёные.

Лидерство

Альберт Маннес (Albert E. Mannes) из Уортонской школы бизнеса Университета Пенсильвании выяснил , что лысым мужчинам приписывается доминирование, они воспринимаются как лидеры, способные успешно руководить коллективом.

Учёный провёл ряд экспериментов. В ходе одного из них он демонстрировал фотографии мужчин с волосами и без. Персоны на фото были одного возраста и в одинаковой одежде. Добровольцы должны были взглянуть на снимки и сказать, кто из мужчин более сильный в моральном и физическом плане. Пальма первенства досталась лысым.

Успех

Группа британско-турецких исследователей установила , что люди в костюмах, сшитых по индивидуальному заказу, производят впечатление более успешных в карьерном плане.

К такому выводу исследователи тоже пришли в ходе экспериментов с фотографиями. Добровольцам было достаточно 5 секунд, чтобы сделать вывод.

Если вы хотите улучшить имидж и выглядеть в глазах окружающих более успешным, носите одежду, сшитую по индивидуальному крою хорошим портным.

Также в исследовании говорится, что женщины в сексуальных юбках и блузках с глубоким декольте воспринимаются как работницы с более низким статусом, чем женщины, строго соблюдающие дресс-код. Учёные связывают это с тем, что закрытое тело - признак власти. Испокон веков представители силовых структур носили закрытые одеяния.

Потенциал

В 2011 году канадские исследователи пришли к такому выводу: в глазах окружающих мужчины, отдающие предпочтение классическому деловому костюму, быстрее добиваются славы, денег и успеха, чем приверженцы стиля кэжуал.

Участникам эксперимента показывали фотографии моделей. Часть из них были в элегантных костюмах, а часть в простых повседневных вещах. Добровольцев просили предсказать, кем будут работать люди на фото и какая судьба их ждёт. В результате мужчинам в джинсах и свитерах приписывали более низкую заработную плату и должности, даже если они сидели в кожаных креслах в шикарных кабинетах. И напротив, о лицах в строгих костюмах судили как о «королях жизни»: у них будет много денег, они быстро добьются успеха.

Авантюризм

Сотрудники Даремского университета обнаружили связь между походкой и жаждой приключений. По их мнению, свободная и непринуждённая поступь говорит об экстраверсии и склонности к авантюрам. В то время как дёрганая походка присуща невротическим личностям.

Выводы были сделаны в ходе эксперимента, где студенты смотрели видеоролики с идущими людьми.

Как видите, народная мудрость «встречают по одёжке…» имеет научные обоснования. При этом первое впечатление, произведённое человеком, нередко остаётся окончательным.

А на что вы обращаете внимание при знакомстве и почему? Расскажите в комментариях.

У любого зодиакального знака есть набор стереотипов касательно их личности, и эти стереотипы тоже вольно или невольно оказывают влияние на первое восприятие человека при встрече.

Каждый человек, безусловно, оставляет о себе впечатление при знакомстве. Мы делаем предположения, основанные на его внешности, одежде, причёске, глазах, отношении, словах… на чем угодно. Кстати, у любого зодиакального знака есть набор стереотипов касательно их личности, и эти стереотипы тоже вольно или невольно оказывают влияние на первое восприятие человека при встрече.

1. Овен

Люди побаиваются вас. Вы очень сильны и весьма напористы, и это многих пугает. А когда люди боятся, они либо нападают, либо убегают. Чаще всего, вас просто неправильно понимают и воспринимают из-за вашего взрывного характера и яростного темперамента, несмотря на все ваши позитивные намерения.

2. Телец

Люди думают, что вы неискренни с ними. Есть что-то такое в вашей загадочной натуре, что загоняет их в тупик. Отсюда возникает отчуждение и желание держаться немного на расстоянии от вас. Возможно, это ваша закрытость или пронизывающий скептический взгляд. Скорее всего, вы уже устали доказывать всем, что заслуживаете доверия.

3. Близнецы

Люди почему-то предполагают, что вас преследуют неудачи, а потому вас нужно поддержать и всячески помочь. Хорошая новость в том, что вы, на самом деле, даже и близко не неудачник, поскольку умеете слушать свою интуицию и не обращать внимание на внешнее неодобрение.

4. Рак

Люди считают, что вы пресный и скучный человек, предпочитающий безвылазно сидеть дома и круглыми сутками читать романы или смотреть телевизор. Может быть, они и могут уговорить вас выйти и немного развлечься, но вы обычно сразу же оставляете о себе впечатление неисправимого домоседа, любящего уединение и тишину.

5. Лев

Люди думают, что вы восхитительны. Ваше обаяние – это чистая магия, а потому первое впечатление о вас самое наилучшее. Хотя все, конечно, знают, что вы эгоистичны, любите похвастаться и постоянно требуете внимания, похвалы и признания.

6. Дева

Люди опасаются вас, поскольку совершенно не понимают. А то, что непонятно, обычно ассоциируется с угрозой или опасностью. Кроме того, вы и сами невысокого мнения обо всех остальных и можете держаться несколько отстранённо, высокомерно или даже напыщенно. Складывается впечатление, что вы просто никого не любите.

7. Весы

Люди думают, что вы милейший человек. Снаружи, конечно, так оно и есть. Вы тактичны, умеете вести беседу, харизматичны и неимоверно обаятельны. Но внутри вы осуждающий монстр, и пока это не выплывет на поверхность, все будут считать вас настоящей душечкой.

8. Скорпион

От вас исходит плотская энергия, и люди начинают думать о вас, как о секс-бомбе или человеке-соблазнителе. Именно такая у вас складывается репутация на первых порах и даже делает вас в чем-то популярным. Однако потом вы можете все испортить своим скверным и неуживчивым характером.

9. Стрелец

Поначалу вы создаете впечатление легкомысленного человека и фантазера, вечно витающего в облаках и размышляющего о каких-то нереальных воздушных замках. Потому доверия вы не вызываете, и люди склонны с вами осторожничать и не иметь серьезных дел.

10. Козерог

При первом знакомстве о вас складывается мнение, как о карьеристе и стервозном человеке. Вы можете вести себя слишком заумно или слишком высокомерно, всем своим видом показывая, как вам неинтересно находиться в компании этих простых смертных.

11. Водолей

Люди думают, что вы холоднее Снежной Королевы. Почему? Потому что вы такой и есть. Вы слишком очевидно демонстрируете свое безразличие и окружаете себя непробиваемой стеной. Конечно, в дальнейшем вы немного оттаиваете, но сначала вы больше похожи на колючий морозный ветер.

12. Рыбы

Вы кажетесь человеком-мучеником, вечно грустным, унылым и переполненным жалостью к себе. Пессимизм и оторванность от мира – это первое, что люди в вас видят. Хотя, на самом деле, вы один из самых отзывчивых и приятных в общении зодиакальных знаков.

Произвести впечатление производить/произвести впечатление Книжн. Чаще 3 л. наст., буд. вр. или прош. вр. Вызывать, порождать сильное чувство в ком-либо, оказывать воздействие на кого-либо. С сущ. со знач. лица или отвлеч. предмета: писатель, артист, речь, выступление… производит какое? огромное, хорошее, незабываемое… впечатление; производить впечатление на кого? на зрителей, на присутствующих, на аудиторию…; производить впечатление чем? оригинальностью, архитектурой…

Как часто самые ничтожные вещи производят большее впечатление на людей, чем самые важные. (И. Тургенев.)

Музыка эта [«Дон-Жуан» Моцарта] была первой музыкой, произведшей на меня потрясающее впечатление. (П. Чайковский.)

Делай как хочешь, но говорю тебе, что этот человек производит на меня впечатление отталкивающее. (М. Булгаков.)


Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ . Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский . 1997 .

Смотреть что такое "произвести впечатление" в других словарях:

    произвести впечатление - царапнуть, потрясти, поразить, оказать действие, возыметь действие, сделать свое дело, сделать свое, перевернуть, подействовать, удивить, сразить, оглушить, огорошить, как громом поразить, как громом сразить, сделать сильное впечатление, сделать… … Словарь синонимов

    старавшийся произвести впечатление - прил., кол во синонимов: 4 обольщавший (23) старавшийся влюбить в себя (4) … Словарь синонимов

    произвести - впечатление произвести действие произвести благоприятное впечатление действие произвести большое впечатление действие произвести впечатление действие произвести государственная регистрация действие произвести замену действие… …

    ПРОИЗВЕСТИ - ПРОИЗВОДИТЬ, ПРОИЗВЕСТИ Глубоки и разнообразны смысловые изменения в употреблении глагола производить произвести. В «Словаре Академии Российской» 1822 г. отмечены лишь четыре значения этого слова и два из них официально деловых: 1) повышать в… … История слов

    впечатление - возникает впечатление существование / создание, субъект, начало возникло впечатление существование / создание, субъект, начало впечатление оставить действие впечатление осталось существование / создание, субъект, продолжение впечатление… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    ПРОИЗВЕСТИ - ПРОИЗВЕСТИ, произведу, произведёшь, прош. вр. произвёл, произвела; произведший, совер. (к производить). 1. что. Совершить, сделать, выполнить. Произвести опыт. Произвести вычисление. Произвести ремонт. Произвести раскопки. Произвести арест.… … Толковый словарь Ушакова

    ВПЕЧАТЛЕНИЕ - ВПЕЧАТЛЕНИЕ, впечатления, ср. 1. Образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями. Впечатления детства. Путевые впечатления. Искать новых впечатлений. Впечатления очевидца. Это впечатление не… … Толковый словарь Ушакова

    ПРОИЗВЕСТИ - ПРОИЗВЕСТИ, еду, едёшь; ёл, ела; едший; едённый (ён, ена); едя; совер. 1. что. Сделать, выполнить, устроить. П. продукцию. П. реконструкцию. П. ремонт. 2. что. Вызвать, осуществить (то, что названо следующим далее существительным). П.… … Толковый словарь Ожегова

    ВПЕЧАТЛЕНИЕ - ВПЕЧАТЛЕНИЕ, я, ср. 1. След, оставленный в сознании, в душе чем н. пережитым, воспринятым. Впечатления детства. Дорожные впечатления. 2. Влияние, воздействие. Находиться под впечатлением разговора. 3. Мнение, оценка, сложившиеся после знакомства … Толковый словарь Ожегова

    произвести - веду, ведёшь; произвёл, вела, ло; произведший; произведённый; дён, дена, дено; св. 1. что. Сделать, совершить; провести. П. выстрел. П. вычисление. П. ремонт. П. обыск. П. расчёт кого л. 2. что. Создать материальные блага, выпустить, изготовить… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Первое впечатление: знаете ли вы, как воспринимают вас окружающие? Купить за 430 грн (только Украина)
  • Первое впечатление. Знаете ли вы, как воспринимают вас окружающие? , Энн Демарэ, Валери Уайт. Есть пословица: у вас не будет второго шанса произвести благоприятное первое впечатление. От того, как вас воспримут новые знакомые, зависит очень многое, и в первуюочередь - их желание…

Наверняка у каждого из нас есть история, когда какой-то знакомый при первой встрече показался нам неприятным человеком, но позже мы понимали, что это один из самых интересных людей.

В большинстве случаев у нас есть несколько секунд, чтобы человек захотел провести с вами больше времени. При этом играют роль самые незначительные мелочи, начиная от вашего имени и заканчивая вашим запахом. Вот, некоторые черты и типы поведения, которые могут вызвать неприязнь окружающих людей к вам согласно различным научным исследованиям.

Первое впечатление о человеке

Если вы относитесь к типу людей, которые делятся снимками медового месяца, окончания университета, ваших детей и многими другими, возможно, вам пора остановиться.

Наличие большого количества фотографий в соцсетях может навредить вашим отношениям. Другие люди, за исключением родственников и близких друзей, не очень хорошо ладят с теми, кто постоянно делится своими фотографиями.

Кроме того, друзьям не нравится, когда у вас много семейных фотографий, а родственникам не нравится большое количество фотографий друзей.

2. Слишком много или слишком мало друзей в социальных сетях.

В исследовании 2008 года ученые попросили студентов посмотреть на фиктивные профили Facebook и решить, насколько они им понравились.

Результаты показали что, если вы хотите понравиться другим, золотой серединой является наличие около 300 друзей. Рейтинг привлекательности был низким, если у пользователя было меньше 100 и больше 300 друзей.

Наличие больше 300 друзей может отталкивать, так как человек кажется слишком сфокусированным на социальных сетях, записывая друзей из отчаяния, а не из-за популярности, считают авторы.

3. Когда вы рассказываете что-то очень личное в начале отношений.

В целом люди испытывают симпатию друг к другу после того, как обменялись секретами. Более того, это один из лучших способов завести друзей, будучи взрослым.

Однако психологи предупреждают, что когда вы рассекречиваете что-то очень интимное (например, что у вашей сестры есть интрижка на стороне) вначале знакомства, это может создать о вас впечатление, как о не надежном человеке.

Главное - это правильное количество личной информации, которой вы делитесь. Так, например, если вы рассказываете о своих хобби или любимых детских воспоминаниях, то вас считают более дружелюбным и приятным человеком.

4. Когда вы задаете вопросы, не рассказывая ничего о себе.

Стоит оговориться, что, когда вы делитесь с кем-то личной информацией, важно чтобы это было обоюдно. Обычно людям меньше нравятся те, кто не отвечают им тем же после того, как они раскрыли что-то личное о себе.

Так во время эксперимента участники во время разговора раскрывали информацию о себе попеременно, либо по очереди говорили о себе в течение 12 минут, пока другой собеседник слушал. И, как можно догадаться, участники из первой группы понравились друг другу больше.

5. Когда вы публикуете фотографию профиля в увеличенном масштабе.

Согласно исследованиюКалифорнийского института технологий, лица, сфотографированные с расстояния 45 см, считаются менее привлекательными, не заслуживающими доверия и менее компетентными, чем те, что были сфотографированы с расстояния 135 см.

Формирование первого впечатления

6. Когда вы прячете свои эмоции.

Если вы хотите понравиться окружающим, вам лучше показывать свои истинные эмоции, а не пытаться их прятать.

Все дело в том, что мы не ищем близких отношений без разбора, а склонны выбирать людей, которые ответят нам взаимностью. Если мы видим, что человек прячет свои эмоции, то можем посчитать это за признак отсутствия интереса в таких вопросах как близость, поддержка и взаимодействие.

7. Когда вы ведете себя слишком любезно.

Если рассуждать логически, то чем любезнее и бескорыстнее вы ведете себя, тем больше люди вас любят. Однако исследования говорят об обратном.

Если вы ведете себя слишком любезно, другие начинают относиться к вам подозрительно и считают, что у вас есть какой-то скрытый мотив для такого поведения.

8. Скромное хвастовство.

Чтобы впечатлить своих друзей или потенциальных работодателей, многие люди прячут хвастовство за самокритикой, что может отталкивать других.

Так, в эксперименте ученые попросили студентов написать, как бы они ответили на вопрос о самой большой слабости на собеседовании при приеме на работу. В результате большая часть участников пытались скромно похвастаться.

В то же время работодатели рассказали, что скорее взяли бы на работу тех, кто был честен. Такие люди говорили фразы вроде: "Я не очень собран" или "Иногда я слишком остро реагирую на ситуации".

Когда дело касается собеседования на работу, лучше говорить о слабостях, которые напрямую не связаны с вашей работой, например, что вы не любите публичных выступлений, если вы метите на письменную работу.

9. Слишком нервное поведение.

Ученые утверждают, что запах пота, когда мы нервничаем, может подсознательно влиять на суждение вашей личности.

Так например, в исследовании 2013 года участники смотрели видео женщин в повседневных ситуациях в офисе или во время ухода за ребенком. Кроме того, их попросили понюхать одежду с разными видами пота: пота от упражнений, пота от стресса и пота от стресса, замаскированного дезодорантом.

Участники оценивали женщин в видео, как менее уверенных, менее знающих и не заслуживающих доверия, когда чувствовали запах пота от стресса.

10. Когда вы не улыбаетесь.

Когда вы знакомитесь с новыми людьми, порой бывает сложно все время улыбаться. Однако возможно вам стоит постараться.

Когда участников попросили оценить фотографии женщин в закрытых и открытых позах, улыбающихся или без улыбки, то большую симпатию всегда вызывала женщина с улыбкой независимо от позы.

Даже когда люди общаются в онлайн среде, они чувствуют большую симпатию к тем, на чьих аватарках есть улыбка.

11. Когда вы ведете себя так, будто вам кто-то не нравится.

Когда мы думаем, что кому-то нравимся, этот человек нам обычно тоже нравится.

Ученые выяснили, что когда мы ожидаем, что человек нас примет, мы теплее к нему относимся, Это существенно повышает шансы на то, что мы ему на самом деле понравимся. Так что, даже если вы не уверены в отношении к вам другого человека, ведите себя так, будто он вам нравится, и, вполне вероятно, что отношение будет взаимным.

12. Сложно произносимая фамилия.

Исследование показало, что люди со сложными фамилиями воспринимаются многими негативно.

Участники посчитали человека с более простой фамилией более подходящим для должности.

13. Хвастовство связями.

Возможно, вам не терпится упомянуть известного человека, с которым вы учились, чтобы произвести впечатление на вашего собеседника. Но это не совсем верная тактика.

Исследование показало, что хвастовство знакомством с видными людьми приводит к тому, что вас считают менее приятным и компетентным человеком.

Это частично объясняется тем, что такое поведение расценивается как своего рода манипуляция.

Первое, что нужно понять глубоко, честно и по-настоящему: мы все разные. Каждый видит мир по-своему, независимо от того, какой на самом деле этот мир. И именно на этом различии, как на самой благодатной и плодородной почве и произрастают большинство тех вещей и явлений, которые мы называем «психологические проблемы». А зачастую это и не проблемы вовсе, а просто » невписывание» или (по разным причинам), невозможность вписаться в те или иные понятийные рамки в определенной группе людей (например, коллег или родственников). У всех нас разные типы личности, разный темперамент, разная история и разные вкусы.

Именно для этого и придуманы этикет общения, протоколы общения и, собственно - вежливость. Ведь лучшее, что мы можем сделать - это постараться (если не принять, то) понять ближнего и стать друг для друга максимально приятными и достойными собеседниками.

«Высокочувствительная личность», «впечатлительный человек», «гиперчувствительный», «переживательный тип личности» – все это условное обозначение человека с низким порогом эмоционального восприятия. Такие люди склонны к глубоким переживаниям даже по самому малейшему поводу.

Сразу скажем: чрезмерная впечатлительность диагнозом не считается, однако, не смея игнорировать данный психологический феномен, некоторые дипломированные психологи даже пишут статьи о таких людях и разрабатывают тренинги, помогающие выработать впечатлительным людям достаточно приемлемую и безопасную модель поведения для жизни среди тех, кто более «толстокож».

Чрезмерная впечатлительность может быть проявлением как трансового (переходного) состояния человека, так и устойчивых психических свойств его личности, в том числе, особенностей характера (эмоциональность, экзальтированность, неуравновешенность). Когда говорят о впечатлительном человеке, то имеют в виду именно второй случай, устойчивый во времени.

То есть речь идет именно о несколько измененном восприятии, когда почти любое, проходное для многих событие кажется значимым и очень важным впечатлительной личности.

Вы никогда не задумывались о том, впечатлительны ли вы? Считаете ли вы, что вы размышляете над вещами больше, чем все остальные? Вы беспокоитесь о том, как другие люди чувствуют? Вы предпочитаете более спокойную, менее хаотичную обстановку?

Если да, то, скорее всего, вы впечатлительный человек. Вы более восприимчивы ко всему происходящему, живо, легко и остро воспринимаете события и надолго запоминаете то, что вас потрясло.

Считается, что женщины и дети по сравнению с мужчинами более впечатлительны. Кроме того, такой тип человека, как человек-ребенок, эту впечатлительность себе разрешает и в себе развивает. Женщины впечатлительного типа более внушаемы и мнительны, часто прибегают к гаданиям, верят в астрологию.

Впечатлительность является таким же элементом эмоциональности, как и импульсивность. Она позволяет жить ярко и надолго запоминать эмоции и ощущения, испытанные в детстве. Когда впечатлительный ребенок находится в благоприятной для него среде, в этом случае впечатлительность - это даже полезное явление.

В противном случае, если ребенок то и дело попадает в негативные ситуации (что тоже бывает не редко), последствия чрезмерной впечатлительности могут быть достаточно весомыми и разгребать их человеку (часто уже будучи взрослым) придется ещё очень долго. Однако, высокая впечатлительность у подростков может быть одним из компонентов переходного возраста, и часто со временем уступает место рассудительности.

Доктор наук Элейн Арон (Elaine Aron) уже более 25 лет занимается исследованиями на эту тему, в том числе и с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии. Ей, в числе небольшой группы ученых из Pacifica Graduate Institute удалось выяснить ряд вещей, касающихся людей, обладающих повышенной чувствительностью (англ. «Highly Sensitive Person», сокращенно HSP).

Если ваш ребенок, кто-то из ваших родных или друзей, или вы сами отличаетесь повышенной чувствительностью, стоит запомнить несколько вещей:

Таких людей действительно много. По данным экспертов, к впечатлительным людям можно отнести почти 20% населения нашей планеты. Это свойство личности встречается слишком часто, чтобы быть расцененным, как отклонение, но этого, тем не менее, недостаточно, чтобы быть понятным большинству.

С этим рождаются. Учёные склонны полагать, что эта черта свойственна определенному типу стратегии выживания. Мозги высокочувствительных людей (HSP) фактически работают немного иначе, чем у других.

Это явление не ново, но изучать это начали только сейчас. Впечатлительных людей часто называют «застенчивыми» или относят к интровертам. Однако, застенчивость не является врожденным качеством. Любопытен и тот факт, что около 30% высокочувствительных людей – экстраверты.

Высокочувствительный человек быстрее утомляется. Особенно быстро это происходит в шумной, хаотичной, насыщенной обстановке, где со всех сторон на человека направлены потоки вербальной и невербальной информации, как нужной, так и не нужной, но которую ему трудно «отфильтровать».

Высокочувствительный человек замечает больше тонкостей и деталей. Это происходит главным образом потому, что его мозг обрабатывает большее количество потоков информации и зачастую способен глубже её анализировать (пусть даже несознательно).

Именно поэтому задеть высокочувствительного человека одной случайно брошенной фразой очень легко, ведь он способен не только воспринять ваши слова, но и проанализировать ряд сопутствующих деталей.

Повторимся: впечатлительность - это не только способность расчувствоваться в любой ситуации. Высокочувствительные люди отличаются от «толстокожих» помимо большей уязвимости и рядом достоинств: обладают хорошо развитой интуицией, часто могут похвастаться прекрасными манерами и заметно более высоким уровнем эмпатии.

Памятуя о собственных ощущениях, впечатлительные люди всегда боятся ненароком задеть окружающих или доставить им неудобства. Такие люди не лезут без очереди, не толкаются в транспорте и извиняются по малейшему поводу. Наталкиваясь на грубость, они начинают лихорадочно соображать, что же такого ужасного они сделали, что вызвало столь негативную реакцию. Если же хамство было беспричинным, они еще долго и сильно переживают, не понимая, за что с ними так обошлись.

Поэтому, чтобы общение принесло всем участникам беседы только положительные эмоции, стоит научиться обходить в разговоре с впечатлительными личностями некоторые острые углы и избегать следующих формулировок.

1.«Возьми себя в руки»

Это совершенно бессмысленная фраза в данном случае. Высокочувствительные люди часто плачут, но происходит это не потому, что они более ранимы и обидчивы, чем все остальные, и не потому, что у них что-то не то с нервами. Когда их переполняют эмоции, причём неважно, какие - радость, грусть, злость или волнение, - они часто не могут удержаться от слёз. «Глаза на мокром месте» - говорят про таких. Они сами часто стыдятся своей слезливости, но дело в том, что они практически не могут контролировать подобные реакции. Согласно исследованиям The Highly Sensitive Person, впечатлительные люди действительно испытывают более сильные переживания и реагируют на них соответственно (что для них адекватно).

2.«Не обращай внимания, абстрагируйся»

Громкие или повторяющиеся звуки, безусловно, не могут не раздражать. Но впечатлительных людей такие звуки прямо-таки сводят с ума. Шум перфоратора, гудение водопроводных труб, щёлканье ручкой или постукивание ногой по ножке стула - для высокочувствительного человека это настоящий ад. Дело в том, что такие люди способны фиксировать в спектре своего внимания значительно больше информации, исходящей от окружающей среды. Потому абстрагироваться от надоедливого шума у них наверняка не получится. То, что для остальных лишь неприятный фон, для впечатлительного человека - сильнейший раздражитель.

3.«Соберись, тряпка»

Это будет расценено не иначе, как грубость. Грубость способна надолго выбить впечатлительного человека из колеи. Для таких людей вежливость значит намного больше, чем для людей «попроще», впечатлительного человека невозможно утешить подобной дежурной фразой.

Сам же впечатлительный человек, попав в ситуацию, когда необходимо утешить собеседника, проявит чудеса эмпатии, понимания и умения слушать. А также даст ценный, взвешенный совет и действительно постарается помочь.

4.«Давай посмотрим ужастик»

Собираетесь сходить в кино на жёсткое кровавое месиво? Лучше не зовите с собой впечатлительного друга. Угадайте, чьей жизнью будет жить ваш спутник на протяжении всего фильма? У впечатлительных людей настолько сильно развита эмпатия, и им так легко поставить себя на место жертвы, что, вполне возможно, наблюдая сцены насилия на экране он будет чувствовать почти настоящую боль. Из-за склонности к сопереживанию впечатлительным людям почти физически тяжело смотреть на сцены насилия и страданий.

5.«Не обижайся, но я скажу, как есть»

У впечатлительных людей реакция на критику куда более болезненна, чем у их менее чувствительных соплеменников. Поэтому в их случае даже конструктивная критика, высказанная из лучших побуждений, может сработать с точностью до наоборот. Замечания начальства могут вогнать их в длительную рефлексию, а попытка пробудить в них спортивную злость может окончательно их демотивировать. высокочувствительные люди гораздо сильнее переживают из-за критики, чем их более усойчивые товарищи, потому и вырабатывают в итоге тактику, позволяющую критики избегать, окружая себя лояльными людьми.

6.«Пора бы уже забыть это»

Нет, впечатлительные люди так просто не забывают. Это не значит, что они злопамятны. Они просто физически не могут этого сделать- хорошее то было событие, или плохое. У одного известного современного писателя есть книга «Следы на мне», где он подробно описывает все ситуации (даже кажущиеся читателю самыми незначительными), которые навсегда повлияли на его восприятие людей и жизни. Так вот, каждый впечатлительный человек может насобирать воспоминаний на такую книгу.

7.«Решай быстрее»

Для впечатлительного человека выбор – это всегда стресс. Причем, неважно, о чём идёт речь: о выборе, куда пойти вечером или чем-то более глобальном (например, смене профессии) - для впечатлительного человека ситуация выбора всегда мучительна. Эти люди склонны переживать при принятии решений, бороться с множеством лишних мыслей, потому что они очень боятся ошибиться даже в пустяковом деле.

8.«Запишись на групповые занятия»

Впечатлительные люди комфортнее чувствуют себя, тренируясь индивидуально. Групповые занятия не для них, поскольку сама мысль о том, что все будут на них смотреть (а то и обсуждать или критиковать прилюдно), приводит их в ужас. Сосредоточиться на упражнениях с такими ощущениями для такого человека задача чрезвычайно сложная, и пользы от групповых занятий будет немного. Но это не значит, что высокочувствительные люди бездеятельны или не любят учиться.

9.«Больно не будет»

Во-первых, частица «не» не воспринимается, и это общеизвестный факт. Во-вторых, никогда не пользуйтесь этим аргументом, уговаривая впечатлительную подругу попробовать воск для эпиляции или сделать крошечную татуировку. Для таких людей даже обычная прививка превращается в настоящую пытку. И дело, разумеется не в самой интенсивности боли, а в том спектре эмоций и предчувствий, которые процедуре предшествуют. Хотя, как показывают исследования, у впечатлительных людей действительно более низкий болевой порог, чем у всех остальных. Кроме того, они умеют точно запоминать физические ощущения.

10.«Да откуда ты знаешь, что он расстроился?!»

Просто примите как данность: люди с низким порогом эмоционального восприятия знают, что чувствуют окружающие. Такой человек мгновенно замечает любые перемены в атмосфере, будь то изменившееся настроение собеседника или что-то, что он недоговаривает. Дело в том, что собственное душевное состояние высокочувствительных людей во многом зависит от мельчайших деталей окружения, включая и эмоции тех, с кем им приходится взаимодействовать. Если даже в переписке с таким человеком вы перестанете использовать смайлики, он непременно это заметит и примется обдумывать, когда все пошло не так.

11.«Будь проще»

Впечатлительность не является недостатком, и его не нужно исправлять. Если вас отталкивают столь яркие и глубокие проявления эмоций у человека, вместо того, чтобы пытаться «лечить» его, лучше постарайтесь сократить общение с ним. Потому что если вы ожидаете, что сможете убедить его, используя подобный аргумент, вести и чувствовать себя иначе, увы, вас ждёт разочарование. Ведь (как утверждают ученые), гиперчувствительность закладывается природой и переделать таких людей почти невозможно.

12.«Open space – это круто»

На самом деле нет. По той же самой причине, что и выбор одиночной (или домашней) тренировки вместо групповой, высокочувствительные люди предпочитают «сольные» рабочие среды. Такой человек лучше будет фрилансером (где он может контролировать стимулы в своей рабочей среде) или даже водителем (где в кабине больше конфиденциальности и меньше шума), чем будет работать в веселом большом и дружном коллективе, но в открытом офисе.

Наилучшим образом такие люди могут раскрыться в творческих профессиях - фотограф, писатель, художник, хореограф, дизайнер, искусствовед, аналитик - все, что позволяет подмечать и транслировать информацию и те детали, которые обычному глазу почти незаметны. Нередко таким людям удается хорошо реализоваться и в больших коллективах, при достаточно дружелюбной атмосфере внутри коллектива и высоком уровне самоконтроля. Высокочувствительный человек может приучить себя к более «стандартному поведению», и сознательно выбираемым (насколько это возможно), реакциям, а также усилием воли обозначить дистанцию с некоторыми людьми.

Стоит добавить, что реакция на слова и события у высокочувствительных людей может быть как ярко выражена («Кошмар», «Вау!»), так и не демонстрироваться прилюдно. Но ваши неосторожно брошенные слова могут значительно (и надолго) повлиять на настроение и даже самооценку впечатлительного собеседника в обоих случаях.

Что касается здоровья – специалисты решительно не советуют людям с низким порогом эмоционального восприятия злоупотреблять вредными привычками. Напротив, высокочувствительным людям рекомендуется поддерживать себя в хорошей физической форме и баловать полезными блюдами – ведь от самочувствия у впечатлительных людей напрямую зависят продуктивность и обучаемость.

Да и ещё: высокочувствительный человек (если, конечно, не «задавить» его окончательно), ни за что не согласится снизить остроту своих переживаний.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...