Основные варианты человеческого поведения. Феномены человеческого поведения

За последнее время психологи, социологи и нейрофизиологи получили много новых данных о человеческом поведении. Иногда, конечно, результаты исследований не удивляют, но теперь они подтверждены экспериментально.

Представляем выводы ряда исследований, в скобках – статьи, где описываются сами эксперименты. Конечно, не все люди себя ведут именно так. Однако при взаимодействии с другими, общие тенденции стоит учитывать.

Мораль

Люди склонны совершать аморальные поступки или не выполнять чью-то просьбу о помощи, если для этого не надо прикладывать усилий или не придется отказывать человеку впрямую.

Однако, больше людей ведут себя «как положено», если они должны принять моральное решение на виду у кого-то. В прямой просьбе о помощи, о пожертвовании или о сборе подписей отказывают реже. ("Why do people behave badly?”)

В половине случаев люди обманывают, чтобы получить какой-то ресурс – от чего-то материального до внимания, уважения или более высокого статуса.

Ложь требует больших ментальных усилий. Человеку одновременно приходится удерживать в голове ложь – чтобы ее говорить, и правду – чтобы ее скрывать. В результате он произносит более простые предложения и хуже справляется с задачами на сообразительность. ("The evolution and psychology of self-deception”)

Когда за людьми наблюдают, они ведут себя лучше. Причем иллюзия наблюдения работает тоже. Достаточно было повесить фотографии глаз в столовой самообслуживания, чтобы большее число людей стало убирать за собой посуду. ("How the illusion of being observed can make you a better person”)

При этом поведение влияет на мораль (да-да). Люди, солгавшие, обманувшие кого-то или совершившие другой аморальный поступок, после этого по-другому оценивают, что есть хорошо и что плохо. ("The science of why we cheat”)

Желание казаться моральными часто приводит не к моральному поведению, а к более изощренным способам оправдания аморальных поступков. ("I read Playboy for the articles: Justifying and rationalizing questionable preferences”)

Моральные, благородные поступки (даже такие, как сознательная покупка товаров, сделанных без ущерба для природы) нередко действуют как индульгенция. После этого в конфликтных ситуациях люди поступают менее морально – как будто уже выполнили на этот день свою долю добрых дел. ("Behind the (leafy) curtain”)

Восприятие людей

Черты личности незнакомого человека могут достаточно точно определяться по фотографии. Особенно, если на фотографии человек в естественной позе и обстановке. При этом проще и точнее определяют черты личности мужчин. Внешность женщин более подвержена социальным стандартам. ("Personalities traits could be accurately judged by photo”)

Привлекательная честная внешность может легко ввести в заблуждение. Люди склонны более доверять внешности, чем искренности. Даже профессионалы считали честными лгущих людей с искренними манерами в 86% случаев. ("Looks can kill – you better judgement”)

Внешность играет огромную роль даже в голосовании и выборе политиков. Избиратели делают вывод о компетентности политиков по зрелости лица и физической привлекательности. Разумеется, неосознанно. ("On the faceofit, voting’s superficial”)

При этом, черты личности оказывают влияние на восприятие внешней привлекательности. После того, как люди узнавали негативную информацию о тех, кого посчитали красивыми, их мнение менялось. ("Personality traits influence perceived attractiveness”)

Иерархия настолько важна для человека, что ее понимание заложено с младенчества. Младенцы понимают, что более сильные особи побеждают более слабых, и выражают удивление, когда видят обратное. ("Babies understand that bigger beasts usually top the pecking order”)

Более успешных и богатых считают более умными, мудрыми и т.д., и наоборот. И зачастую люди склонны думать, что те, кто добился успеха, и те, на чью долю выпали страдания, заслуживали это. («Несовершенная случайность», Млодинов)

Отношения с другими

Люди стремятся унизить других, когда не уверены в себе. Испытуемые, которым сказали, что они плохо прошли тест на IQ, высказывали больше национальных и религиозных предубеждений, чем те, кому сообщили о высоких результатах.

При этом люди искренне уверены, что их негативное мнение о других искренно и не имеет никакой связи с их понизившимся мнением о себе. Унижение других помогает восстановлению самооценки. ("The evolution and psychology of self-deception”)

Не исключено, что помощь другим людям связана с опосредованным личным интересом. Ученые называют это «непрямой взаимностью». Люди склонны помогать тем, кто сам считается «хорошим» человеком, помогающим другим. Поэтому репутация хорошего человека – залог будущей поддержки. ("Using mathematic stoidentify good guys”)

Счастливее не тот, у кого денег много, а тот, у кого больше, чем у соседа. Частично на этом основывается и неудовлетворенность большими деньгами. Люди постоянно сравнивают себя с соседями. Разбогатев, они начинают вращаться в новых кругах, где у людей денег еще больше, и возвышаться над окружающими нелегко. («В плену наивной корысти»)

Гнев и агрессия

Люди с высоким уровнем тестостерона получают наслаждение от гнева других. ("Hight estosterone people feel rewarded by others’ anger”)

Гнев усиливает в людях желание обладания. Люди прилагают больше усилий к получению объекта, который ассоциируется у них с сердитыми лицами. Раньше это считалось только свойством положительных эмоций. ("Anger makes people want things more”)

Сердитые женщины воспринимаются как мужчины. Очень сильны подсознательные ассоциации гнева с мужчинами и счастья с женщинами. Настолько сильны, что могут повлиять на определение пола человека – конечно, только при быстром взгляде. ("Are angry women more like men?”)

Ложка сахара снижает агрессию. Для подавления агрессивных импульсов требуется самоконтроль, а самоконтроль требует энергии. Глюкоза поставляет эту энергию в мозг. Люди, которые пили лимонад с сахаром, через несколько минут менее агрессивно реагировали на беспокойного незнакомца, чем люди, которые пили лимонад с заменителем сахара. ("A spoonful of sugar helps the rage go down”)

Сбор информации и принятие решений

Обычно люди ищут желаемую информацию и пропускают нежеланную. Конечно, невозможно точно предсказать, где что встретишь. При этом, можно выбрать источник, в котором скорее появится информация, которую человек готов воспринять - те или иные газеты, авторов и т.д. ("Thehappinesshypothesis” byJonathanHeidt).

Однако, люди могут воспринимать и нежеланную информацию, если чувствуют себя уверенно и спокойно. ("The evolution and psychology of self-deception”).

Чем сложнее решение, которое необходимо принять, тем более люди склонны оставлять все, как есть. ("Exploring status quobiasin human brain”).

Если в магазине слишком большой выбор и люди не могут сходу определить, какой из товаров лучше - они уйдут без покупки. ("Consumers stop buying as number of options increases”).

Когда люди чувствуют, что не контролируют происходящее, они склонны видеть несуществующие закономерности в несвязанных между собой картинках и верить в теории заговора.

Исходя из этого, процент верующих людей в стране достоверно предсказывается по уровню безопасности существования (здравоохранение, жизнеобеспечение, возможность заработать на жизнь и т.д.) ("The evolution and psychology of self-deception”).

Люди сожалеют о быстро принятых решениях, даже если результаты их устраивают. При этом важно не фактическое время, отведенное на решение. Важно, чувствует ли человек, что времени было достаточно. ("Quick decisions createre gret”).

Зато мытье рук существенно снижает сомнения по поводу правильности принятого решения. ("Washing Away Postdecisional Dissonance”).

Странности нашего мозга

На поведение людей влияют телесные ощущения. Например, есть стойкая ассоциация между ощущением тяжести и «важностью», «серьезностью», «весомостью». Люди оценивали человека как более серьезного и стабильного, если его резюме подавалось в тяжелой папке, и наоборот.

Точно так же, ощущение жесткости и твердости делает людей негибкими. Сидящие на жестких стульях были более неуступчивы в переговорах.

Ощущение шероховатой поверхности вызывает в людях ощущение сложности в отношениях между людьми, а холод тесно связан с чувством одиночества. (Incidental haptic sensations influence social judgments and decisions).

Что собой представляет поведение в психологии? Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и пр., т.е. любая измеряемая реакция организма. Реакцией в психологии принято называть ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражителем. Обычно все движения и поступки возникают в ответ на какие-нибудь импульсы, толчки, которые мы называем причиной того или иного поступка.

Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Поведение – комплекс ответных реакций, обусловленных действием внешних условий существования на организм; это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иначе, факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением.

К фактам поведения относятся:

1. Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонация и пр.

2. Отдельные движения и жесты.

3. Действия как более как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.

4. Поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, в основе которых – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма которой – труд, а атрибут – общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях, она выражается в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения – поступок.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, группе или обществу, к природе в целом. В поступках проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действий, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием, позицией, высказанной в словах, отношением к чему-либо, оформленным в виде места, взгляда тона речи, смыслового подтекста, в действии направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступок – состояние или действие, но всякое состояние или действие становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.

Действие в свое время выражается как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования действия являются произвольным и преднамеренным. По степени включенности эмоционально-волевых компонентов различаются действия волевые и импульсивные. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Понятие действие как единица анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных и т.д. Характеризуя понятие действие можно выделить четыре момента:

    Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии.

    Действие одновременно акт поведения, но внешне движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность

    Через понятие действие утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности; в субъекте предполагается активное начало в форме цели.

    Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, либо цель действия может быть не только чисто биологической, но и социальной.

Деятельность или поведение организма, обладающего психикой, включает психические компоненты. Изменение психических компонентов деятельности, изменение взаимоотношений со средой, изменяет условия деятельности, а обусловленное этим изменением деятельность влечет за собой в ходе развития и механизмов этой деятельности, в частности и мозга. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Психологические компоненты делятся на три класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции. То это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и наоборот, отрицательные эмоции повышают и затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда определят как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей способностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности Ии поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенность развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека.

Термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова – это мотивация конкретных форм поведения человека. В широко смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Мотив выступает для человека достаточно ясно или в ходе приготовления к действию, или в процессе его совершения, или уже ретроспективно. На него действует возникшая система, которая соответствующим образом не только направляет наше конкретное восприятие (что мы примечаем в каких-либо условиях, на что обращаем внимание, что специально выделяем). Человек совершает то или другое действие потому, что он поставил перед собой какую-то более общую или более конкретную цель. Однако, не всякая цель, которая может возникнуть перед человеком, становится тем, что заставляет его совершать действие. Перед мысленным взором человека возникают различные цели, достаточно привлекательные и заманчивые, однако далеко не каждая из них становится для него действительной целью. Лишь какая-то из целей в данный момент приобретает для человека притягательную силу, становится тем, что на определенный отрезок жизни организует его психическую жизнь, его размышления, направляет его помыслы. Это происходит потому, что в этом случае появляется достаточно сильное внутреннее основание в самом человек, чтобы устремиться к действию; возникает достаточно сильное побуждение, которое и приводит его к поступку. Так мотив становится компонентом в той цепи последовательных психических актов, которые завершаются определенным действием. При этом речь идет о действиях, которые имеют осознанно целенаправленный характер. Действие, имеющее направленный характер, характеризуется тем, что человек может отдать себе отчет в том, почему он так поступает. Иначе говоря, он в более или менее ясной форме осознает, почему он действует таким образом, т.е. он осознает мотив своего поступка. Когда мы говорим, что мотив поступка может осознаваться отчетливо не столько в ходе самого действия, а ретроспективно, то подразумеваем случаи, когда действие совершалось по невольному порыву, по неодолимому стремлению. Обычно только после совершения такого действия человек уясняет более детально сам для себя, в чем заключается порыв, каков был мотив его поступка.

Многое в поведении мотивируется бессознательным, работающим через сеть защитных механизмов, символических маскировок и психосексуальных порывов. Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, а которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение.

Исследование мотивов тех или иных человеческих поступков, часто иррациональных, т.е. необъяснимых с точки зрения элементарной логики, пока еще проводится в основном традиционными методами. Классическое изучение побудительных причин и пристрастий основано на анализе причинно-следственных связей и стремления к активному изменению мира, свойственных логико-вербальному (знаково-символическому) мышлению. Возможностям образного мышления уделяется гораздо меньше внимания, а напрасно. Анализ закономерностей образного мышления позволяет выявить скрытый смысл установок в совершаемых поступках, таких, например, как выбор покупок.

Многие специалисты продолжают придерживаться распространенной теории психологического состояния, согласно которой люди часто не знают, чего хотят. Они не могут внятно изложить причины, вызвавшие то или иное состояние или просто обрисовать его характерные особенности. Однако поведение людей, часто кажущееся неразумным, в действительности может быть по-своему целесообразным, если рассматривать его с точки зрения тайных побуждений или неосознаваемых помыслов.

Нередко в основе поведения человека лежат имитационные механизмы, изначально отобранные эволюцией для повышения выживаемости популяции, и иррациональные поступки, совершаемые как бы по наитию, а на самом деле как следствие эффекта подражания. В стандартных ситуациях человек чаще всего ведет себя так же, как и все окружающие. У древних людей это было гарантией безопасности, поскольку какие-либо отклонения в поведении могли привести к непредвиденным последствиям.

Получается, что далеко не всегда истинным мотивом какого-либо действия становятся рациональные факторы: помимо логики, поведение людей определяют таящиеся в глубинах мозга инстинкты и эмоции.

Попробуем понять, что же лежит в основе поведения человека, и, хотя бы в самом общем виде, попытаемся разобраться с механизмами его формирования. Термином «поведение» принято обозначать опосредованную высшей нервной деятельностью форму адаптации организма к окружающей среде, независимо от того, что имеется в виду – приспособление ли к какому-то вредному воздействию или к социальной проблеме.

Известно, что всякое поведение строится на основе некоей потребности. К категории быстрореализуемых относятся биологические потребности: если я голоден, то нахожу пищу и ем, и т.д. Это простая линейная логика удовлетворения потребности: возникла потребность – удовлетворил ее. Следующая по рангу категория – это социальные потребности, на удовлетворение которых уходит гораздо больше времени и сил, в особенности если речь идет о профессиональных достижениях.

Указанные категории потребностей относятся к так называемой бихевиоральной логике реагирования на стимулы. Она определяет, как используются выработанные ранее стереотипы поведения, воспроизводятся клише. Человеку проще делать так, как он уже делал, воспроизводить старый опыт. Сюда можно отнести и запрограммированную в ходе исторического развития человека приверженность к общественным нормам поведения. В подавляющем большинстве случаев человек ведет себя так, как ожидает общество, поскольку явное несоблюдение общепринятых нормативов чревато санкциями, позором и в итоге самым отрицательным образом сказывается на его ранге в социальной иерархии.

Потребности третьего уровня связаны с самоопределением. Это подразумевает возможность изменения уже сложившегося образа жизни, пересмотр выработанных в ходе индивидуального развития взглядов и стереотипов, вплоть до перехода в иное психологическое пространство с альтернативной логикой и другими правилами игры. Достижение подобного экзистенциального порога требует немалой личностной работы, но зато на этом уровне человек освобождается от давления каких бы то ни было внешних и внутренних факторов.

Нет сомнения в том, что нашим поведением управляет не одна, а целая совокупность потребностей в разных сочетаниях, но при этом переключение с одной на другую – что, по сути, и определяет действия конкретного человека – чаще всего проходит мимо сознания. Более правильной считается предпосылка, согласно которой поведение направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий, т.е. определенными мотивами.

В данном контексте этот термин означает потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. При всех различиях в смысловых оттенках эти мотивации направлены либо на достижение субъектом результата, либо на стремление этого результата избежать любыми средствами. Желаемое состояние оказывается гораздо предпочтительнее существующего. Исходя из этого, можно предположить, что поведение человека определяется не любыми или всеми возможными мотивами, а лишь теми из них, которые при данных условиях теснее других связаны с перспективой достижения желаемой цели. Такой мотив активируется и становится основным. Правда, до тех пор, пока ситуация это позволяет, т.к. при ее изменении более насущным (доминирующим) может стать любой другой подходящий мотив. При этом практически любое действие может прерваться еще до достижения желаемого состояния. В этом смысле трудно переоценить координирующую роль побуждения к действию определенным мотивом.

Нередко мотивация рассматривается как критерий выбора одного из возможных вариантов или как процесс, поддерживающий определенную деятельность, направленную на достижение цели мотива. Сама же деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов: восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности. Эти компоненты обладают собственным, накопленным в ходе жизни запасом возможностей – умений, навыков, знаний, а вот каким образом и в каком направлении они будут использованы, полностью зависит от мотивации.

Целенаправленность поведения особенно бросается в глаза, когда один и тот же человек пытается достичь одной и той же цели совершенно различными способами. Если попытка достичь цели наталкивается на преграду, избирается другой, иногда обходной, путь. Фактически любое действие может оказаться мотивированным в смысле его целенаправленности, даже не сопровождаясь сознательным намерением индивида.

Следовательно, мотивация – это понятие, используемое, прежде всего, для объяснения последовательности поведенческих актов, направленных на достижение конкретной цели. А добраться до нее можно разными путями, в зависимости от особенностей ситуации, но всегда по схеме «если..., то...», в которой тот или иной мотив находится между исходными обстоятельствами ситуации и последующими наблюдаемыми особенностями поведения.

Однако если существуют потребности, мотивы и установки, то должны быть и определенные биологические структуры, в которых происходит формирование той или иной надобности. Действительно, существуют различные участки, локализованные как в эволюционно-древних областях мозга, так и в структурах новой коры, ответственных за проявления высших разумных актов. Эта зона, в отличие от «архаических» участков мозга, обеспечивает нахождение оптимального решения не методом проб и ошибок или подстановкой готового варианта (врожденного или приобретенного в процессе обучения), а благодаря способности к обобщению, абстрагированию и предвосхищению нового, т.е. за счет анализа условий поставленной задачи и выявления лежащей в ее основе закономерности.

О том, насколько это важно, свидетельствует тот факт, что за выбор наиболее вероятного, но малопривлекательного варианта (сценарий «синицы в руках») отвечают филогенетически более древние области мозга. В выработке же тактики поведения, направленной на достижение редкого или труднодоступного, но очень заманчивого предложения (сценарий «журавля в небе»), задействованы более поздние структуры новой коры. Если при этом учесть, что тип высшей нервной деятельности на 70% определяется генетическими факторами, но почти на треть зависит от среды – социальных факторов обучения, – то «дрессирующая» коррекция эмоционального поведения человека приобретает особую значимость.

Помимо мотивации важную роль в определении поведения играют особенности восприятия , поскольку без формирования и распознавания образов ни одна потребность не сможет быть реализована. Восприятие – это активный процесс отыскания порядка, сортировки, истолкования и осмысления поступающих сигналов. Но поскольку пропускная способность, например зрительных анализаторов, относительно невелика, то для адекватного выстраивания сенсорного образа, человеческое сознание воспользовалось принципом схематизации . Такой весьма эффективный способ оптимизации обработки информации позволяет выделить из многочисленных мимолетных впечатлений наиболее значимые элементы, пренебрегая менее важными. Подобное выявление закономерностей заключается в умении обнаружить упорядоченность в сложных структурированных стимулах и в последующей способности их классификации по категориям с определенными групповыми признаками.

Это, правда, условная упорядоченность, т.к. наша система распознавания настроена не на жесткое соответствие входящего сигнала уже известному, сложившемуся ранее образу, а ориентируется или на его общие признаки, или на самые характерные черты, присущие всей группе, к которой относится конкретный объект. Тем самым в условиях ограниченной информации достигается баланс между затратами энергии и получением удовлетворительного результата в короткие сроки. Конечно, не обходится без сбоев, когда нам что-то вдруг «померещилось» или мы «обознались», приняв в темноте или от усталости один предмет за другой. То же бывает, когда нами манипулируют, пытаясь с помощью псевдосходства с каким-либо значимым для нас индивидуальным эталоном, выдать желаемое за действительное. Но в целом используемая нашим сознанием модель обобщенного сопоставления образа конкретной среде по отдельным сигналам достаточно эффективна.

Фактически, имея дело с меньшим количеством информации, мозг вынужден обобщать сходные формы и затирать изъяны или искажения воспринимаемых объектов. Поскольку предсказуемая устойчивость и стабильность, в отличие от хаоса, воспринимаются как нечто красивое, внешние стимулы с такими свойствами получают положительную эстетическую оценку. Следовательно, форма внешнего сигнала, которая облегчает восприятие, вероятнее всего окажется предпочтительной и более привлекательной, а в качестве неосознанного эмоционального поощрения доставит и соответствующее удовлетворение. Возможно, что таким образом наше чувственное восприятие приводит к принятию решения о выборе приглянувшегося товара.

Если некий зрительный стимул не получил дальнейшего подкрепления и остался нераспознанным, это не означает, что для мозга он вообще прошел мимо. Его обязательно зафиксирует подсознание, которое реагирует как на надпороговую, так и на подпороговую стимуляцию, и при повторном представлении «неопознанный» ранее объект может быть узнан. В этом существенную роль играет дологическое , или интуитивное, мышление . Тот факт, что мы не воспринимаем осознанно слабые стимулы, не означает, что они не влияют на наше эмоциональное состояние. Многие звуки, картинки, движения и жесты, на которые мы как будто не обращаем внимания, на самом деле неосознанно анализируются «первичным» мышлением.

По своим когнитивно-информационным характеристикам это свойство сознания, которое у наших далеких предков было, видимо, главным способом восприятия мира, является преимущественно образным и потому относится к правополушарным функциям мозга. Благодаря интуиции мы нередко получаем верные, но совершенно «необъяснимые» ответы, еще не обоснованные формально, – в виде так называемого озарения, когда вдруг неожиданно появляется решение проблемы. Да и вообще, зачастую понимание происходящего приходит не из размышлений или логических построений, а из мимолетного наблюдения. Не случайно при повреждениях отдельных областей правого полушария мозга пациент оказывается не в состоянии узнавать лица других людей, иногда даже близких родственников. При данном расстройстве, называемом просопагнозией, само визуальное восприятие сохраняется, а теряется лишь способность идентифицировать объекты.

Впрочем, точно так же важна и рефлексия , необходимая для логических выводов. Это прерогатива левого полушария мозга. Особенно важно, что благодаря ему человек из накопленной совокупности знаний может вывести новые гипотезы, предположения или сделать иные умозаключения относительно старых истин. В реальной жизни оба полушария решают одну и ту же задачу, но разными способами, и наш мозг способен эффективно функционировать только в случае совместного использования ресурсов левого и правого полушарий.

С чем же могут быть связаны разные предпочтения, если в основе восприятия лежат одни и те же физиологические процессы? Возможно, что с таким общим свойством мозга, как пластичность, или обучаемость. Известно, например, что нейронные сети мозговой коры не определяются всецело наследственностью. Чтобы они окончательно сложились, нужен определенный жизненный опыт, приобретаемый с самых ранних периодов развития. Этой цели служат специальные мозговые области, ответственные за приобретение новых знаний, куда сходятся пути от разных органов чувств. Именно в них способность нейронных структур к обучению сохраняется особенно долго.

Таким образом, помимо оптимальной для восприятия «информационной насыщенности» рассматриваемого объекта, важно и то, при каких культурных и прочих социальных обстоятельствах формировалась в полной мере способность человека воспринимать. Так, потребительско-эстетические предпочтения формируются также и тенденциями, свойственными определенной культуре. Они усваиваются в раннем детстве, а затем используются всеми носителями данной культуры для возбуждения определенных эмоций. В свою очередь, эти эмоции призваны служить укреплению внутригрупповых связей, дифференциации данной этнической группы от прочих, управлению поступками отдельных людей, утверждению общественных норм и ценностей.

Теперь необходимо разобраться, какой логикой руководствуются люди при принятии решения о совершении того или иного действия. Оказывается, для людей, да и всего живого мира в целом, характерно использование так называемой нечеткой логики . Понятие нечеткости подразумевает, что сигнал не совпадает полностью ни с одним из известных шаблонов, хранящихся в памяти, но может напоминать сразу несколько из них. При этом отклик, или реакция, данного организма на один и тот же нечеткий сигнал, всегда вполне четкие и определенные. Многие великие художники, не вырисовывая всех деталей на своих полотнах, едва заметными штрихами намечали самые интересные подробности окружающей реальности, делая ее легко узнаваемой. Слова, которыми мы постоянно используем в повседневной жизни – «может быть», «большинство», «далековато», «средне», «мало», «слегка притормози», «возьми чуть левее» и т.п., – примеры не очень конкретных входящих сигналов.

Более того, четкий сигнал практически несовместим с фактом существования жизни. Характерной чертой окружающей среды является ошеломляющее разнообразие «оттенков» одного и того же признака. Представьте себе, что условный хищник настроен не просто на жертву как таковую, а на конкретное живое существо с четко определенными признаками – размером, окраской и т.п. Почти наверняка он не успеет найти себе пропитание в течение жизни. Именно поэтому восприятие всех организмов «запрограммировано» не на детализацию уникальных признаков, а на совпадение сигнала с определенным набором шаблонов. Иными словами, нечеткая логика как совместный продукт образного мышления и интуиции направлена на выявление сути без излишних деталей. Для выполнения этой программы в нашем сознании задействованы функции обобщения и абстрагирования, благодаря чему собственно и достигается максимальная результативность при минимуме затраченных на это усилий.

Понятие нечеткого множества вполне согласуется с нашими интуитивными представлениями об окружающем мире, т.к. большая часть используемых нами суждений по своей природе нечетки и размыты. Попытки загнать понятную всем нам информацию, передаваемую выражениями типа «довольно тепло» или «холодновато», в рамки формальной логики приводит к ошибкам.

Обращение к нечеткой логике удачно дополняет систему наших рассуждений, построенных, в основном, на аргументации. Мысленные образы не только являются пусковыми механизмами для логических рассуждений, но и встраиваются в общую последовательность рассмотрения различных нюансов человеческого поведения.

Люди располагают довольно широкой шкалой нечетких вербальных определений для высказываемых ими соображений относительно привлекательности конкретного явления, которые условно можно было бы объединить таким емким понятием, как «мне кажется», включающим следующие варианты: «скорее всего или весьма (очень) вероятно», «нельзя исключить или можно предположить в принципе», «противоречивые или спорные сведения», «сомнительно, но не исключено, или маловероятно», «крайне маловероятно». Наряду с этими оценками могут существовать и два крайних (четких) варианта: «факт абсолютно не вызывает сомнений» и «без сомнения, данный вариант абсолютно исключен».

В итоге может иметь место ситуация, когда нечеткость сигнала и вероятность принятия решения моделируют разные типы неопределенности и тем самым взаимно дополняют друг друга. Иначе говоря, в зависимости от характера поступающей информации возможны переходные варианты от почти абсолютной уверенности в своем решении до максимально выраженного сомнения.

В качестве иллюстрации можно привести пример наших предпочтений в пользу того или иного запаха. Предпочтение той или иной парфюмерной продукции основано исключительно на особенностях нечеткой логики нашего сознания в плане создания определенного настроения. Это могут быть одни только полунамеки, создающие мир приятных эмоций и воспоминаний, передающие настроение без слов и наполняющие восприятие потребителя созвучными ему, всегда понятными или, наоборот, незнакомыми чувствами. Даже если речь заходит о рациональных характеристиках аромата продукта, то используется набор отвлеченных понятий и абстрактной эмоциональной экспрессии. Никакой полезной информации подобная «магия чувств» не несет, но, тем не менее, позволяет увидеть невидимое, услышать беззвучное и ощутить прикосновение неосязаемого. К таким выражениям относятся и такие лингвистические композиции, как «за пределами бесконечности», «все сказано без слов», «прикосновение стиля». Каждая парфюмерная новинка – это не просто аромат, а обязательно «мир прекрасных ощущений», «пробуждение внутренней энергии» или «дыхание вечности» и т.п.

Однажды сформировавшееся нечеткое множество ассоциаций изменяется довольно медленно. Это приводит к тому, что потребители парфюмерной продукции привязаны к достаточно ограниченному кругу любимых запахов, и редко какой модельер или дизайнер осмеливается выйти за рамки привычных вариаций запахов и на свой страх и риск продвигать незнакомые, пусть и абсолютно новые, ароматы.

Человек разумный является одним из видов царства Животные. Для него как для биологического вида характерны все потребности животных: в кислороде, пище, воде, размножении и др. Вместе с тем, как вы уже знаете, человек имеет ряд черт, отличающих его от животных. Данные отличия породили и новые потребности человека, не характерные для животных.

Иерархическую систему потребностей человека хорошо иллюстрирует пирамида потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу (от вершины к основанию):

  • Потребность в саморазвитии . Духовный рост, самосовершествование и т.д.
  • Потребность в уважении . Самоуважение, общественное положение и т.д.
  • Социальные потребности . Дружба, любовь, взаимопонимание и т.д.
  • Потребность в безопасности . Защита от преступности, болезней и т.д.
  • Физиологические потребности . Пища, вода, жилье, одежда, воспроизводство рода и т.д.

По мере удовлетворения потребностей человека, лежащих в основании пирамиды, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня. Чаще всего последовательность удовлетворения потребностей соответствует их иерархии в пирамиде.

Однако именно для человека характерны случаи, когда потребности более высокого ранга удовлетворяются на фоне неудовлетворения насущных физиологических потребностей. Это можно проиллюстрировать на примере жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Ленинградцы голодали, однако сохранили уникальную коллекцию семян различных сортов культурных растений. Или в концентрационных фашистских лагерях люди находили в себе силы вести подпольную антифашистскую борьбу. Данные примеры являются свидетельством того, что даже в критические минуты жизни у человека есть возможность к самореализации в обществе.

Человек в социальной среде. Нормы поведения

Социальная среда — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые установки, при которых живет человек. Таким образом, социальная среда — это люди, объединенные в различные группы, с которыми каждый человек находится в специфических отношениях и общении. Социальная среда воздействует на человека, подчиняет общественному мнению, увлекает, а также принуждает к определенной направленности социального поведения.

Научные знания, жизненный опыт, мотивы различных поступков, которые человек черпает из социальной среды, являются ведущими в формировании личности человека. На основании личностных качеств (уровень образования, целеустремленность, организаторские способности и др.) каждому человеку принадлежит в обществе определенное место. Кроме социальной среды в широком смысле слова, которая подразумевает все общество, выделяют и малые социальные среды. К ним относят семью, класс, трудовой коллектив, членом которого является данный человек.

В качестве социальной среды человека можно рассматривать и неформальные группы людей. Неформальная группа — это спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины объединения людей различны: чувство причастности, помощь, защита, общение. Например, по инициативе Беларуси при ООН была создана неформальная Группа друзей по борьбе с торговлей людьми. В нее вошли 22 государства, представляющих все регионы мира. Данная группа — это открытое, неформальное и добровольное объединение людей, созданное для активизации международной деятельности по борьбе с торговлей людьми. В нашей стране можно также выделить социально активные неформальные группы с позитивно направленной деятельностью: группы экологической защиты, охраны памятников и др.

За время развития человеческой цивилизации были выработаны определенные нормы поведения людей в различных общественных группах. Они основываются на национальных традициях, обычаях, социальном и сословном делении людей, нормах морали, вероисповедании и др. Неукоснительное соблюдение всех норм поведения и законов обеспечивает гармоничное развитие общества.

Суррогатное общение

В последние годы в жизнь человека все больше входят компьютерные технологии. Специалисты озабочены тем, что компьютеры заменяют реальное словесное и духовное общение между людьми. Суррогатное общение новый вид общения и получения информации посредством компьютерной техники. Основная доля суррогатного общения осуществляется через сеть Интернет и виртуальный мир компьютерных игр. Ученые считают, что общение через Интернет не способствует расширению межличностных контактов и кругозора. Кроме того, снижается возможность к самореализации личности человека в обществе.

Ученые предостерегают от излишнего увлечения развлекательными интернет-сайтами и компьютерными играми. Считается, что это может негативно влиять как на физическое здоровье, так и на психику человека. У подростков порой отмечается агрессия к окружающим людям. Чрезмерное увлечение компьютерными играми также может нарушить работу сердечно-сосудистой системы и даже привести к слабоумию.

Серьезной проблемой современности стала зависимость человека от мобильных телефонов — номофобия . Ученые Великобритании показали, что более 50 % англичан преследует панический страх остаться в одиночестве. А источником данного страха является молчащий мобильный телефон. В приступах номофобии люди отмечают у себя панические атаки, тошноту, недостаток кислорода, жгучую боль в груди.

Антиобщественное поведение

К сожалению, в обществе нередки случаи антиобщественного поведения — поступков личности или групп людей, нарушающих официально установленные в обществе правовые нормы. Например, в настоящее время получили распространение неформальные группы болельщиков — фан-клубы. К сожалению, порой это не просто болельщики, а пропагандисты экстремизма, насилия и межнациональной розни.

Крайне негативной формой антиобщественного поведения является наркомания, приводящая к деградации не только отдельного человека, но и общества в целом. Наркотики разрушают здоровье человека. Наркоманы подвержены очень опасным заболеваниям: СПИДу, гепатитам, сепсису (заражению крови) и др. Они погибают молодыми. Чтобы заполучить наркотики, наркоманы пытаются раздобыть деньги путем краж и грабежей, что вызывает рост преступности. Данное явление категорически недопустимо в человеческом обществе.

В случае нарушения правил общественного поведения и законодательных актов вступают в силу меры воздействия: от порицания до суровой уголовной ответственности.

Поведение человека и природная среда

Поведение человека в природной среде сегодня в наибольшей степени определяется законами и моралью общественных отношений. В современном мире зависимость человека от природы практически минимальна. Так, почти все современные жилища имеют необходимые системы жизнеобеспечения. Человек использует одежду, соответствующую сезону, пользуется своевременным медицинским и информационным обслуживанием. Научные достижения позволили человеку заселить практически всю пригодную для жизни территорию планеты. Человек научился успешно противостоять болезням и освоил космическое пространство. Люди значительно расширили спектр употребляемых продуктов питания. В их рационе теперь не только пища природного происхождения, но и ряд продуктов сельскохозяйственного и промышленного производства.

Обратной стороной научно-технического прогресса является подчинение природной среды исключительно интересам человека. В результате поведение человека в природной среде часто наносит ей огромный вред. Поэтому человеческому обществу в ближайшее время необходим срочный переход от дальнейшего овладения природой к гармоничным взаимоотношениям с ней. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать человеческому разуму — самой могучей силе на планете Земля.

Поведение человека в обществе определяется исторически сложившимися нормами поведения. Неукоснительное соблюдение всех правовых норм и законов обеспечивает гармоничное развитие общества и взаимоотношений человека с природой. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать человеческому разуму — самой могучей силе на планете Земля.

Знание законов человеческого сознания позволяет не только предугадывать действия людей в определенных ситуациях, но и программировать их поступки. В нашей статье мы расскажем, насколько прогнозируема психология поведения человека, и как добиться от окружающих нужной реакции.

Приемы, помогающие получить от окружающих нужную реакцию

Не замечая того, мы действуем в большинстве случаев по заданной программе. Отвечаем криком на крик, заедаем волнение мучным и сладким, тушуемся, когда нас отчитывают за проступки. Однако психологи уверяют: нетипичное поведение в типичных ситуациях дает удивительные результаты. Вот некоторые приемы, которые позволяют управлять действиями других людей.

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. Иоганн Вольфганг Гете

Как заставить говорить правду?

Чувствуете, что собеседник лжет или что-то недоговаривает? Не стоит его переспрашивать и пытаться подловить на неточностях. Просто посмотрите ему пристально в глаза, и в девяти случаях из десяти обманщик выложит все начистоту.

Что противопоставить крикунам и склочникам?

Многие из нас сталкивались со склочниками, пытающимися с пеной у рта доказать свою правоту и выплескивающими на окружающих массу негатива. Вступая в спор с таким человеком и разговаривая с ним на повышенных тонах, вы только подогреете его злость.

Поэтому когда на вас кричат, например, в автотранспорте или на улице, лучше сохраняйте полное спокойствие, оставаясь невозмутимым, и через пару минут задор крикуна, не нашедшего у вас ответа, сойдет на нет. Такова психология поведения человека: накал эмоций без подпитки извне становится меньше.

Волнуетесь? Жуйте жвачку

Человек не зря начинает много есть, когда волнуется. Таким образом, считают психологи, он «гасит» переживания, отвлекаясь на действия, приносящие удовольствие от поглощения пищи. Если накатывает волнение, жуйте жевательную резинку. Она успокаивает и вселяет чувство уверенности, не прибавляя лишних килограммов, в отличие от шоколада и пончиков.

Способ справиться с психологическим давлением

Давить на психику могут учителя в школе, шеф на работе и простые знакомые, пытающиеся добиться от вас каких-то уступок. В таких случаях главное — дать понять, что вы настроены доброжелательно, но готовы разговаривать только на равных.

Улыбайтесь, будьте дружелюбны и вежливы, но стойте на своем. Стоит выйти из себя, дать слабину или попытаться проявить агрессию, по вам проедутся танком.

Как добиться от людей вежливости?

Те, кто работает с людьми, часто имеют дело с озлобленностью, высокомерием и хамством. Опытные менеджеры в таких случаях используют простой, но действенный прием: размещают у себя за спиной зеркало таким образом, чтобы посетитель видел в нем свое отражение.

Психология поведения человека такова, что он всегда хочет представлять себя в выигрышном свете. Поэтому люди, наблюдая свое злобное отражение в зеркале, меняют тактику поведения, становясь более корректными и вежливыми.

Психология поведения человека: малоизвестные секреты

Зная законы человеческой психологии, можно заставить их работать на себя. Мы раскроем некоторые секреты, которые помогут научиться «читать» людей и даже управлять их поступками.

Знаете, в каком состоянии человека легче всего вызвать на откровенность и заставить говорить правду? Когда он устал. Физическая усталость заставляет терять бдительность и говорить «лишнее».

Объятие, которое длится более 20 секунд, способно в корне изменить отношение к вам. Психологи утверждают: за это время организм начинает вырабатывать вещества, стимулирующие возникновение доверия и привязанности. Но будьте осторожны: не все люди реагируют на нарушение личного пространства подобным образом.

Коммуникабельность — отличное качество. Но регулярное общение с более чем 150 людьми вызывает «перегруз» мозга. Вывод: количество не всегда переходит в качество.

Чаще всего окружающих запугивают закомплексованные люди с низкой самооценкой — таким образом они самоутверждаются. Самодостаточный человек не будет ни на кого «давить» и унижать. Поэтому, встретившись с «ходячим комплексом», не поддавайтесь на его провокации, не конфликтуйте и не принимайте близко к сердцу его замечания и комментарии.

Какие еще секреты таит психология поведения человека, смотрите в видео:

Последние материалы раздела:

Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке
Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и...

Вергилий - биография, информация, личная жизнь
Вергилий - биография, информация, личная жизнь

Самый известный поэт Августовского века Вергилий считается одним из гениев дохристианской эпохи. Сведений о его биографии сохранилось немного:...

Цитаты и фразы из советских фильмов
Цитаты и фразы из советских фильмов

Многосерийная картина про советского разведчика Максима Исаева , внедрившегося в высшие сферы фашистского Третьего Рейха, до сих пор остается одним...