Обучение полётам на параплане. Обучение полетам на параплане

Параплан — это сверхлегкая, тряпочная, но все же авиация. И требует очень ответственного, методичного подхода в обучении и единых стандартов подготовки пилотов. Такие методики разрабатываются и утверждаются на государственном уровне. Единственный официальный документ, касающийся обучения на параплане, был выпущен в 1987 году, еще в СССР — КУЛП-СД 87 (курс учебно-летной подготовки спортсмена-дельтапланериста 87). Этот курс был разработан в те времена, когда парапланеризм только-только появился и рассматривался как подвид дельтаплана, что отражено в его названии. Сейчас этот документ безнадежно устарел, а некоторые его рекомендации откровенно опасны, так как не учитывают специфики параплана в сравнении с дельтапланом. Парапланы сильно изменились, поменялись техника обеспечения полетов. С другой стороны, по закону для полетов на параплане и парамоторе не требуется свидетельство пилота. Они выведены из категории лицензируемых, так как имеют массу конструкции менее 115 кг. Можно сказать, что параплан и парамотор в авиации это аналог велосипеда в ПДД. И обучение на них так же не является лицензируемой деятельностью. Поэтому большинство парапланерных школ выработали более менее единый стандарт программы обучения, который с какими то нюансами используется везде.

Наш клуб СпортАвиаСервис — один из старейших в Санкт-Петербурге. Мы помогаем подняться в небо пилотам на параплане с 2000 года. Курс начальной подготовки, который мы создали и отшлифовали за время нашей деятельности, позволяет практически любому человеку научиться летать с нуля.

Полеты нашего клуба проходят на лебедке, на поле у поселка Углово. Буксировка дает возможность эффективно и безопасно получить навыки пилотирования, отработать маневрирование в воздухе, закрепить старт и приземление. С начальным запасом высоты 300-400 метров после окончания затяжки, пилот успевает качественно выполнить полетное задание и построить заход на посадку.

Парапланеризм в СПб

Пилоты в нашем городе летают в Можайском, с небольшого склона, и на буксировке, с помощью лебедки. Мы практикуем полеты на лебедке, поскольку это значительнее эффективнее и качественнее подготовки на маленьком склоне.

Практически любой здоровый человек без внешних проявлений неразумности и не тяжелее двухсот килограммов, сознательно изъявивший желание к этим занятиям.

Как проводится обучение полетам на параплане.

Занятия делятся на практические и теоретические в клубе. Практические занятия проводятся в поле, на горке, с использованием лебедки. Теоретические занятия проводятся в клубе по четвергам. Кроме этого в клубе проводятся практические занятия на тренажере.

Занятия на тренажере

Первому практическому занятию в поле или на горке предшествуют занятия на тренажере. На тренажере узучается подвесная система, вырабатывается привычка застегивать все замки, правильно усаживаться в подвесной системе. Ученик учится застегивать ремни "в воздухе". Затем приступаем к отработки навыков управления парапланом с помощью переноса веса в подвесной системе, рассказываются и показываются способы управления парапланом, ученик выполняет повороты на тренажере до получения правильного результата.
Занятия на тренажере проводятся и в дальнейшем, для коррекции навыков управления и активного пилотирования в дни теоретических занятий или по выходным, когда из-за погодных условий клуб не выезжает на полеты.

Теоретические занятия

Теоретические занятия проводятся по четвергам и включают в себя 5 основных тем, которые даются в течение 7-10 занятий. Лекции читаются по кругу, одни и те же темы рассматриваются по разному и рассчитаны, при желании слушателей, на прослушивание несколько раз. Занятия так же включают в себя отчеты парапланеристов или дельтапланеристов о полетах в разных летных местах, просмотр фото, видео материалов. Основные занятия проводят: Семенов Алексей, Малев Михаил. Так же на отдельные занятия могут приглашаться специалисты в данной теме.

Практические занятия

Методика обучения полетам на параплане позволяет ставить акценты на наиболее важные навыки пилотирования параплана. см. ссылку: "Постановка упражнений и используемое оборудование при обучении полетам на параплане... "

Основной упор ставится на индивидуальную систему занятий.

Для начального обучения с использованием лебедки приминяются современные сертифицированные парапланы: Bodygard .
На первых занятиях на земле, когда ученик обладевает техникой работы с куполом, используется парапланы Hunter, Oniks, Tornado , которые не используются для полетов на лебедке.

Полеты совершаются с радиостанциями. Инструктор, постепенно уменьшая руководство учеником по радиостанции, приучает полагться в воздухе только на себя.

Все подвесные системы, используемые в обучение полетам на парплане с использованием лебедки укомплектованы запасными парашютами.

В школе есть опыт обучения инвалидов. Но это разговор особый и требует индивидуальной консультации.

Где производятся практические занятия.

В Москве

О сновное обучение парапланеризму производится с использованием активной лебедки.

Парапланерная школа так же выезжает на горки Москвы или ближнего Подмосковья, в основном зимой.

Кроме этого, школа выезжает летом на Юцу и в Гагры, где ученики школы продолжают обучение. Возможно обучение только на выездах, в этом случае интенсивность увеличивается и курс начального обучения возможно пройти за один выезд.

Так же проводятся занятия по будням на горках . Мы заинтересованы в быстрейшем завершении обучения учениками. Поэтому, если вы хотите заниматься по будням, необходимо только согласовать день и время с инструктором, т.к. у инструкторов это может быть не единственной работой.

На выездах

Летом школа выезжает на Юцу, где продолжается начальное обучение. К концу Юцы часть учеников заканчивает свое начальное обучение. После Юцы школа обычно едет в Гагры покупаться в море, где допускаются к полетам сверху вниз только закончившие начальное обучение и на усмотрение инструктора с контролем на старте и на посадке с постоянной радиосвязью.
Раньше мы выезжали зимой в Нижний Новгород, но уже несколько лет такие выезды не проводятся.
Кроме Юцы, школа постоянно выезжает в другие места, но эти выезды проходят помимо курса начального обучения.

Летная книжка

На первых занятиях Вам выдается летная книжка. В нее вы записываете все свои полеты. По окончании курса начального обучения Вам присваевается 3-й спортивный разряд и допуск к полетам в динамике (полеты в потоках обтекания, т.е. у горок с наветренной стороны образуется восходящий поток, в котором парапланерист может летать часами), ставится печать и подпись.

арапланерная школа МАИ в составе дельтапланерного клуба МАИ "Дельтаплан", имеет право назначать инструкторов и обучать пилотов.

Человечество с самого своего зарождения смотрело в небо, мечтая о полётах. Современные достижения цивилизации, казалось бы, исполнили эту мечту. У нас есть самолёты и вертолёты, которые могут поднять на невообразимую высоту, перенести за считаные часы на огромные расстояния. Но всё это меркнет по сравнению с ощущениями, которые испытывает человек, впервые . Нет ни кабины, ни иллюминаторов, ни гула моторов, только ветер и абсолютное чувство свободы, чувство полёта. И чтобы достичь этого, нужно пройти курсы обучения парапланеризму.

Что такое параплан

Параплан внешне очень похож на парашют, но имеет несколько существенных отличий. Его крыло значительно длиннее с более ровной поверхностью, в отличие от парашютного крыла, поделённого на специальные секции, за счёт которых и проходит торможение падения. Параплан же не падает, а именно летит, используя восходящие потоки воздуха. Поймав поток, опытный пилот может находиться в воздухе часами, а иногда и выше, может преодолеть расстояния в сотни километров от точки взлёта.

Кому доступен парапланеризм

Парапланеризм - это очень демократичный вид спорта, который доступен большинству людей. В парапланерную школу принимают детей с 16 лет (с согласия родителей, с 18 оно уже не требуется), есть достаточно пожилые люди, всерьёз увлечённые этим спортом, не говоря уже о молодых парнях и девушках. Такие полёты не предъявляют серьёзных требований к физической подготовке, достаточно иметь хорошую координацию и реакцию среднестатистического человека, ну и, конечно же, обязательно и просто необходимо пройти обучение в специализированной школе. Самообучение парапланеризму недопустимо, ведь на карту в случае даже малейшей ошибки будет поставлено не только здоровье, но и жизнь пилота.

Как научиться летать

Научиться летать не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для начала нужно прийти в лётную школу, чья специализация - обучение полётам на параплане.

Обучение полётам на параплане поделено на несколько этапов. Сразу в небо, конечно же, никого не пустят. Сначала будущие парапланеристы проходят теоретический курс по аэродинамике, где изучают и как ими пользоваться.

Типы воздушных потоков

Динамический воздушный поток, или динамик, возникает у какого-либо естественного возвышения, например, высокого и отвесного холма или обрывистого берега при сильном, дующем в его сторону ветре. Воздушная масса, встречая на своём пути преграду, вынуждена подниматься вверх, создавая таким образом восходящий поток. Динамики часто используются малоопытными пилотами и при обучении новичков, так как они легко предсказуемы, их месторасположение всегда легко определить и они образуются в любое время года. Но наравне с очевидными плюсами такие потоки имеют и свои минусы: высота подъёма невелика (максимум две высоты склона), привязка к одной территории (т. е. парапланерист не может улететь далеко от склона), необходимость сильного ветра, при его стихании поток исчезает.

Второй тип восходящего воздушного потока - это термический. Он возникает в солнечную летнюю погоду. Солнце нагревает земную поверхность неравномерно из-за её неоднородности, над более прогретыми участками воздух поднимается быстрее и возникает термический поток, или термик. Полёт на параплане с использованием термика будет очень высоким, до облаков или даже выше, кроме того, пилот может менять один поток на другой, пролетая при этом огромные расстояния. Но этот тип потока более сложен в обработке, более непредсказуем и используется только опытными парапланеристами. Кроме того, подобные полёты в России доступны только летом, когда в разгаре солнечная активность, зимой термики не образуются.

Изучив матчасть, будущие спортсмены разбирают в теории сложные ситуации, которые могут возникнуть во время полёта, ведь, смоделировав различные сложности на земле и решив их, они смогут спасти себе жизнь, если такие проблемы возникнут в воздухе.

Наземная подготовка

Наземная подготовка - одна из важнейших частей, входящих в обучение полётам на параплане. Новичок учится поднимать купол с земли, чувствовать его поведение на ветру, реакции крыла на наполнение воздухом.

Простой пилотаж

Полёт на параплане требует умения садиться точно в намеченное место. Поэтому в программе обучения полётам есть особое упражнение, называемое «посадка в цель». Благодаря этому упражнению спортсмен учится просчитывать траекторию движения своего крыла и вовремя её корректировать. Пока он не научится приземляться точно в цель, на следующий этап его не допустит.

Сложный пилотаж

На этапе сложного пилотажа обучающиеся выполняют два основных упражнения - это интенсивное маневрирование и подворот купола параплана. Полёт на параплане - это небольшой стресс для новичка. Ведь земля не всегда строго под ногами, а небо над головой. Во время выполнения первого упражнения организм и вестибулярный аппарат привыкают к новым условиям. Спортсмен делает развороты, наклоны, создаёт резкие крены. Второе упражнение рассчитано на отработку ситуации сложения купола при резком изменении характеристик восходящего потока воздуха. Отработав до автоматизма в штатных условиях такую ситуацию, он играючи справится с ней в парящем полёте.

Парение в воздушном потоке

Полёт на параплане подразумевает под собой именно полёт или парение, а не спуск с какой-либо высоты на землю. Безусловно, этот этап обучения полётам на параплане самый приятный для будущих пилотов, но и самый ответственный. На нём учат летать продолжительное время, летать в группе и летать в термическом потоке.

Если с первым пунктом всё более или менее понятно, то второй пункт доставляет немало неприятных минут новичкам. Ведь своё обучение они начинали, находясь в воздухе поодиночке, а здесь сразу несколько пилотов, движущихся порой по разным траекториям.

Научившись летать в динамическом потоке, пилоты постепенно испытывают свои умения в полётах в термиках по утрам, когда поток не набрал своей полной силы и болтанка не такая активная, как в полдень. Привыкнув к турбулентности термического потока, пилот может начинать улетать на маршрут. На этом его обучение заканчивается и он продолжает наращивать свой опыт самостоятельно.

Таким образом, доступен каждому и, пройдя обучение полётам, любой сможет подняться в небо и испытать на себе непередаваемые ощущения полёта.

ПАРАПЛАН (параглайдер) относится к классу сверхмалых и сверхлегких летательных аппаратов и в последнее время стремительно набирает популярность. Это самый легкий и доступный летательный аппарат из известных человеку. Летит собственно планирующая система (крыло) в форме эллипса, состоящая из двух слоев лёгкой воздухонепроницаемой ткани, соединённых между собой специальными перегородками (нервюрами). С помощью прочных строп, которые выглядят как тонкие «ниточки» и при этом выдерживают нагрузку более 100 кг каждая, к крылу крепится подвесная система, в которой размещается пилот. Таково основное устройство параплана. Вся эта конструкция свободно размещается в обычном рюкзаке объёмом около 100 литров и весит вместе с подвесной системой около 20 кг.

Но, прежде чем начать летать самостоятельно, необходимо точно удостовериться, что небо – Ваше серьезное увлечение. Полет в тандеме с инструктором - наиболее безопасный способ подняться в воздух и проверить свои ощущения. Во время полета Вам дадут возможность самому поуправлять куполом, почувствовать тугую нагрузку на стропах управления, совершить не сложные маневры, а если повезет, то и посадку. После того, как Вы приняли решение и внесли предоплату, начинается долгий и кропотливый процесс формирования пилота. Небо не терпит суетливых, глупых и не умелых, поэтому в нашей школе не торопятся поскорее «выпихнуть» ученика, чтобы на его место взять нового. Для нас деньги – не главное, важнее всего репутация. И мы своей дорожим!

КОМАНДА НАШЕЙ ШКОЛЫ:
Основатель клуба и его бессменный руководитель – Сергей Елизаров, пилот с 22-летним опытом полетов и более чем 2000 часами налета по всему миру. Грамотная и квалифицированная команда клуба в сегодняшнем составе работает уже 15 лет и постоянно повышает свой летный и инструкторский опыт, выезжая на учебно-тренировочные сборы в различные страны.

СНАРЯЖЕНИЕ:
Вся парапланерная техника школы (парапланы, подвески, спасательные парашюты) произведена фирмой МАС Para Technology, имеет международный сертификат и регулярно обновляется. В нашей равнинной местности параплан поднимается вверх с помощью механической буксировочной системы (лебедки) - простой и поэтому одной из самых надежных в мире! При полетах используются ТОЛЬКО подвесные системы с эффективной пассивной защитой и регулярно переукладываемые спасательные парашюты.

НАША КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧЕНИЯ:
«Лучше сидеть на земле и жалеть что ты не в воздухе, чем лететь и жалеть что ты не на земле».

Безопасность наших полетов складывается из множества факторов, и любое нарушение может оказаться критичным.
Но наиболее значимыми являются ТРИ:

  • Знания и Умения пилота
  • Качественное снаряжение, соответствующее уровню подготовки пилота
  • Выбор подходящих погодных условий

Обеспечить достаточную безопасность полетов на параплане просто: для этого нужно, чтобы все ТРИ этих фактора ВСЕГДА СОБЛЮДАЛИСЬ. Обучая нового пилота, мы концентрируем его внимание именно на этом.

На безопасности нельзя экономить, потому что ни какое дополнительное количество полетов, и ни какие заработки не стоят даже самой небольшой травмы при обучении. Опыт инструктора - это безопасность ученика. Грамотный инструктор должен уметь отказать в полете, если того требует ситуация, даже если клиент в корне не согласен с ним. Он приободрит и поддержит ученика, если тот сомневается в своих возможностях. Очень часто кажется, что можно лететь, но «на грани», погода может измениться в течение полета и стать опасной. Мы не рискуем, и учебные полеты производятся только в идеально спокойную погоду. Если Вы устали, если Вы плохо себя чувствуете, не выспались, или выпили даже немного алкоголя, то не стоит сегодня лететь. Может быть, Вы будете не согласны, но это наше правило.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
Это основа и краеугольный камень подготовки пилота. Никакие теоретические знания и даже практические навыки не будут эффективно работать если нет уверенности в себе. Наша методика уникальна и основана не только на личном опыте инструкторов, но и на многолетних исследованиях кандидата медицинских наук Клюева - эксперта в области летных происшествий. Нет - уставшим инструкторам. Нет - случайным помощникам. Только постоянная профессиональная команда, где каждый может заменить друг друга и несет ответственность за все происходящие вокруг.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КАЖДОМУ УЧЕНИКУ:
Мы не приемлем массового безликого подхода к обучению. Мы гибко подстраиваемся под интересы наших клиентов и по возможности учитываем их пожелания. Теоретические занятия проводятся строго индивидуально и по очень обширной программе, состоящей из 5 занятий по два часа каждое! Каждый ученик получает большое количество наглядного и текстового материала, помогающего эффективному усвоению программы.

КЛУБ МАС:
Каждый ученик рано или поздно заканчивает курс, получает лицензию пилота и начинает летать самостоятельно. При желании он может вступить в наш Клуб МАС и продолжать совершенствование своего летного мастерства в нашей отличной компании друзей и единомышленников. Мы регулярно встречаемся, общаемся, путешествуем, вместе открываем новое и неизведанное. Вы сможете испытать то, что дано не каждому. Мы верим, что люди сами строят свою жизнь. Мы хотим узнать и увидеть как можно больше. Для нас параплан - это стиль жизни, это работа и отдых, это - наша Свобода. Добро пожаловать в нашу команду!

Все вышеперечисленное позволило нам в течение 15 лет успешно обучать полетам как мужчин так и женщин, при минимальном травматизме! Клуб МАС - это безупречная работа на протяжении многих лет!

ВСЕ В ЭТОЙ ЖИЗНИ ИМЕЕТ СВОЮ ЦЕНУ. НАШИ УСЛУГИ ТОЖЕ:

КУРС НАЧИНАЮЩЕГО ПАРАПЛАНЕРИСТА стоит 15 000 руб. В курс входит 10 теоретических занятий (недалеко от метро Водный стадион) в удобное время для ученика и инструктора, 2-3 дня предполетной подготовки, с учебным парапланом на поле, 2 полета в тандеме с инструктором с самостоятельным управлением параплана.

ПОЛНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ стоит 40 000 руб. В курс входит 10 теоретических занятий (недалеко от метро Водный стадион) в удобное время для ученика и инструктора, 2-3 дня предполетной подготовки, с учебным парапланом, на поле, 40 самостоятельных полётов из них 2 полета в тандеме с инструктором. Перед началом курса, соискатель должен обязательно приехать к нам на полеты и сделать один полет на тандеме с инструктором. Только после этого можно говорить о дальнейшем обучении.

После окончания обучения, начинающий пилот получает лицензию установленного образца. Клуб оказывает содействие в приобретении парапланерного снаряжения со скидкой, организовывает совместные выезды на полеты

Параплан - это летательный аппарат, состоящий из мягкого надувного крыла и подвесной системы. Поскольку параплан тяжелее воздуха после старта он переходит в снижение. При этом создаётся набегающий поток воздуха. За счёт аэродинамики крыла образуется подъёмная сила, которая уменьшает скорость снижения.

Аэродинамическое качество лучших парапланов не превышает 10. Это означает, что снизившись на 1 метр, параплан пролетит не больше 10 метров по горизонтали. Из всех безмоторных летательных аппаратов тяжелее воздуха аэродинамическое качество у параплана хуже всех. Однако из летательных аппаратов своего семейства аэродинамическое качество параплана выше, чем у парамотора , паралёта и аэрошюта .

Однако опытные пилоты умудряются выполнять маршрутные полёты длиной в несколько десятков километров. Происходит это благодаря существованию восходящих потоков нагретого воздуха над определёнными участками земной поверхности. Чем лучше поглощает солнечный свет земля (например, свежая пашня), тем сильнее она нагревается. От неё нагревается воздух. Нагреваясь, воздух расширяется и поднимается вверх с определённой скоростью. Если эта скорость превысит вертикальную скорость снижения попавшего в такой поток параплана, то параплан будет набирать высоту!

Взлёт на параплане возможен двумя способами: с горки и с лебёдки. В первом случае парапланерист выбирает склон, по направлению на который дует ветер. Парапланерист разбегается, ветер подхватывает купол и начинается полёт. В центральной чатси России горы отсутствуют, используются склоны холмов высотой 30-50 метров. Этого хватает для первоначального обучения, но недостаточно для маршрутных полётов, так как за 1-2 минуты полёта найти восходящий термический поток можно только случайно. Лебёдка затягивает парапланериста на высоту 300-500 метров. В этом случае у него в 10 раз больше времени на поиск восходящего потока.

Поскольку подходящих склонов и работающих лебёдок не так уж и много, сказать о том, что на параплане можно летать где угодно нельзя. Однако по сравнению с другими безмоторными летательными аппаратами параплан даёт пилоту наибольшую свободу.

Приземление на параплане не требует никаких особенных условий - достаточно ровного участка местности. Пробег при посадке на параплане отсутствует.

Обучение полётам на параплане широко распространено по всему миру, в том числе и в России. Это обусловлено низкой стоимостью обучения - начальный курс стоит всего от 20000 рублей. После его прохождения уже можно покупать собственный параплан, который будет стоить всего от 50000 рублей.

Споры о том, с чего начинать обучение - со склона или с лебёдки не утихают до сих пор, однозначного ответа здесь нет. Склон безопаснее, но не позволяет производить длительные полёты, навыки дольше усваиваются. Лебёдка позволяет сразу почувствовать полёт и не торопясь обучаться управлению парапланом. Но если у пилота есть желание выехать за границу и полетать на параплане с гор, то навыка старта с лебёдки будет явно недостаточно, придётся подучиться.

После завершения начального обучения возможно постепенное повышение квалификации. Пилоты обучаются парению, маршрутным полётам. Также существуют курсы выхода из экстремальных ситуаций и курсы высшего пилотажа.

Эксплуатация собственного параплана не представляет никаких сложностей. Полный комплекс весит 20-30 кг и умещается в рюкзак, поэтому к месту старта можно добраться даже не имея собственного автомобиля. Подготовить параплан к полёту можно за 10-15 минут. Крыло и подвесная система служат 3-5 лет (в случае активных полётов), после чего должны быть полностью заменены.

Параплан - один из самых безопасных летательных аппаратов. Обусловлено это тем, что летая на нём достаточно сложно войти в опасный режим полёта. Во время начального обучения полёты всегда проходят в условиях спокойной атмосферы, поэтому опасности никакой не представляют.

Иногда в условиях турбулентной атмосферы или в случае ошибки во время выполнения сложных пилотажных фигур крыло параплана может сложиться. В этом случае полностью или частично теряется подъёмная сила, что приводит к падению. Однако современные парапланы производятся таким образом, что в большинстве случаев крыло самостоятельно способно раскрыться и предотвратить падение.

Пилот параплана всегда может надеть на себя запасной парашют. В этом случае риск складывания купола практически исключается.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...