Наиболее известным оратором в древнем риме был. Энциклопедия

Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики. Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и народном собрании. "Достойный муж, искусный в речах", - таким был идеал римского оратора. Однако, чтобы правильно понять его, следует помнить, что "достойный муж" в латинском языке тех времен - синоним аристократа, а идеал красноречия был тесно связан с политическим идеалом.

Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.) . Впервые Цицерон выступил на форуме с критикой римского правителя Суллы, после чего ему пришлось надолго покинуть Рим. Вернувшись, он приобрел славу своими яркими политическими речами в сенате, стал сенатором, а затем и консулом республики. В год консульства Цицерона был раскрыт заговор Катилины - дерзкая и широко задуманная попытка государственного переворота. Цицерон, наделенный чрезвычайными полномочиями, при поддержке сената и ликовании народа изгнал из Рима Катилину и казнил его сообщников. После этого народ прославлял Цицерона как второго основателя Рима, а сенат наградил его почетным титулом "отец отечества".

Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут» и «Оратор» . Все эти произведения объединяет общая идея необходимости для оратора глубоких знаний и высокой культуры.
В трактате «Об ораторе» Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и талантливо сформулировал каноны классической риторики, которые в последующие эпохи стали основами обучения красноречию. Канон (греч. kanon) - правило, положение какого-либо направления, учения.

Цицерон полагал, что оратор, работая над речью, должен пройти следующие этапы:

  • Изобрести речь,
  • Расположить части речи,
  • украсить речь с помощью изобразительно-выразительных средств.

В соответствии с этой традицией выделяются основные разделы риторики:

I. Изобретение (лат. inventio),
II. Расположение (лат. dispositio),
III. Украшение (лат. elocutio).

К ним примыкают
IV. Произнесение (лат. actio),
V. Память (лат. memoria).

Именно эти разделы определили содержание классической риторики и основы обучения красноречию в европейской культурной среде.

Большое внимание в трактате «Об ораторе» уделено проблеме воздействия ритора на чувства слушателей. Цицерон исходил из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.



Трактат «Оратор» отвечает на вопрос, каков идеал красноречия. В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства:

  • учить,
  • услаждать,
  • побуждать.

Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – долг оратора, второе – залог популярности, третье – необходимое условие успеха. «Красноречию свойственно увлекать за собой сердца и трогать их всяческим способом. Оно то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение, исторгает укоренившееся» , - писал Цицерон.

Образ идеального оратора предстает перед нами и в трактате «Об ораторе»: «Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев». Все эти качества современники находили в Цицероне. Он был не кабинетным теоретиком красноречия, а пламенным римским республиканцем, политическим мыслителем, философом. Но прежде всего он был великим оратором, художником слова. О чем бы он ни говорил и ни писал – о политическом убийстве или о моральной проблеме – он всегда находил самые точные и выразительные слова.

Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 – ок. 100 гг. н.э.) Квинтилиан - адвокат, педагог, руководитель первой государственной риторской школы. Трактат Квинтилиана «Образование оратора» представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.

Труд Квинтилиана состоит из 12 книг:

I книга – о воспитании будущего оратора в семье и у грамматика до начала занятий риторикой;
II книга – о природе риторики как науки, общие сведения, о занятиях в риторической школе;
III-IX книги – энциклопедия традиционной теории ораторского искусства;
X книга – обзор греческой и римской литературы как образцов, представляющих ценность для будущего оратора;
XI книга – о внешних приемах и манерах оратора;
XII книга – о моральном и общественном облике оратора.

В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, поскольку считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия.
Так, например, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан же считает философию и все другие науки вторичными, они – лишь подготовка к риторике.
Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает Квинтилиан вопрос о технике красноречия:

  • о манере поведения оратора перед слушателями,
  • о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений,
  • о постановке дыхания и голоса.

Сравним также высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике.
Ц и ц е р о н (вслед за Аристотелем): «Риторика – искусство убеждать» .
К в и н т и л и а н: «Риторика – наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях» .
Многие расхождения во взглядах Цицерона и Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон – в эпоху республики, Квинтилиан – в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению – выражать мысли и чувства.
Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие.

Итак, на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но и образ мыслей и поведения людей, т.е. философию жизни. В античную эпоху были сформированы основы риторики как науки и ораторского искусства: классический риторический канон, учение о родах и видах красноречия, о взаимосвязанных элементах риторики (этос, пафос и логос) и о воздействии оратора на аудиторию.

Без предварительного знакомства с античной риторикой, которая лежит в основании всех европейских риторик, невозможно понять и осмыслить пути развития этой науки и искусства в Европе и России нового времени.

Эпоха христианства отвергла античную культуру, как языческую, однако использовала достижения риторики в развитии ее новой отрасли – церковного красноречия, или гомилетики. Гомилетика – искусство церковной проповеди, носит ярко выраженный поучительный характер, опираясь на Библию и сочинения святых отцов.

Гай Семпроний Гракх . По праву к первому оратору Римской империи можно отнести Гай Гракха, это был видный политический деятель Древнего Рима, который повернулся лицом к народу: до него ораторы выступали, обращаясь к сенату, судьям, их речи не были предназначены для людей на площади. Таким образом, обратившись именно к народу, Гай Гракх дал понять, что он ищет у народа поддержки, правосудия, признает его силу, считается его мнение, которое впоследствии стало решающим.

Марк Туллий Цицерон . После, Гай Гракха римские ораторы, по его примеру, стали обращаться к своему народу, который слушал ораторов. Впоследствии ораторы Рима стали изучать психологию, интересы, вкусы своего народа. Таким образом, ораторское искусство стало означать уже не только, что и как сказать, но и что, кому, и какой аудитории нужно говорить. Одним из выдающихся ораторов республиканского Рима, можно считать политического и государственного деятеля, литератора и философа, Марк Туллия Цицерона (105-43 гг. до н. э.), вошедший в историю мировой культуры как блестящий оратор. Несомненно, Марк Туллий Цицерон, это историческая личность и знаменитый теоретик ораторского искусства.

Цицерон считал, что именно искусство красноречия обладает огромной силой воздействия на аудиторию, искусные ораторы необходимы в делах управления государства. Филасов считал, что все политические деятели должны владеть ораторским искусством. В своих знаменитых трактатах по ораторскому искусству: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». Виппер Б.Р. Ораторское Искусство Древней Греции и Рима. М., "Наука", 1972.С.8-11. Виппер Б.Р. считает, что Цицерон в своих произведениях создает образ «идеального оратора», убежденного в правоте своего дела и всесторонне образованного политического деятеля. Перед оратором. Цицерон ставит три основные задачи:

  • - доказать свое положение, т. е. продемонстрировать истинность приводимых фактом и аргументов;
  • - доставить эстетическое удовольствие;
  • - воздействовать на волю и поведение, побудить людей к активной деятельности.

Таким образом, автор стать подчеркивает, что римское общество высоко оценило заслуги Цицерона, еще при его жизни его зазывали отцом латинской литературы и красноречия. Интерес к наследию трудов Цицерона возник и в эпохе Возрождения.

В эпоху Великой французской буржуазной революции 18 века, вновь, обратились к наследию Цицерона, уже как политическому оратору. Его цитировали, изучали его труды. М.В. Ломоносов, так же ценил великого философа античности. Труды Цицерона оказали влияние и на русских декабристов, которые увидели в нем борца за республиканские свободы.

Другим знаменитым оратором римской империи можно считать Марка Фабия Квинтилиана (30-96 гг. до н. э.). Марк Фабий Квинтилиан жил во времена, когда римское общество переживало процесс экономического и духовного упадка. Как когда то в Древней Греции, ораторское искусство и в Риме стало терять значение орудия социальной борьбы, все более замыкаясь в себе и превращаясь в камерное, декламационное искусство для избранных. Квинтилиан стал одним из тех, кто пытался противостоять этому. Марк Фабий Квинтилиан, выступил с лозунгом возврата к классическому красноречию Цицерона, возглавил борьбу против сторонников нового, «театрализованного» стиля. «Риторические наставления» Квинтилиана -- капитальный труд из 12 книг, это настоящая энциклопедия риторики, итог достижений ораторского искусства классического периода. Квинтилиану не удалось воскресить «большое красноречие». Оно исчезло с Римской республикой. И с падением Рима заканчивается древний, классический период в развитии ораторского искусства. Кузнецова Т. И. Классика и классицизм в теории Квинтилиана. // Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в древнем Риме. -- М.: Наука. 1976. -- Гл. 5. -- С. 174

Гай Юлий Цезарь - это один из величайших полководцев и государственных деятелей всех времён и народов. Имя Гай Юлий Цезарь, которого стало нарицательным. Юлий Цезарь, будучи еще юношей, окунулся в политику. Особый интерес молодой политик и полководец проявил себя и в искусстве красноречия. Перед Цезарем представал пример Цицерона, сделавшего свою карьеру, благодаря владению ораторским искусством. Искусство, которое, помогало убеждать аудиторию в своей правоте. Цезарь, облачаясь, в одноцветную тогу (toga virilis), что символизировало его политическую зрелость. Тога, это верхняя одежда граждан мужского пола в Древнем Риме, начал свою политическую карьеру, Цезарь начал свою карьеру, став жрецом верховного бога Рима Юпитера. Скоро, после первого выступления, он просил руки Корнелии. Получив согласие выбранной им невесты, получил и поддержку в структурах власти. Именно этот вывод и красноречие помогли Г. Ю. Цезарю, определить свое блестящее и великое будущее.

Гай Юлий Цезарь, в нашем исследовании займет почетное особое место, причин две, одна из них та, что его фраза «Разделяй и властвуй», стала крылатой. Именно эта фраза стоит эпиграфом данного исследования. Вторая причина, несмотря на то, что выдающихся достижений у Г. Ю. Цезаря на поприще ораторского искусства не было, но, ораторский путь великого политического деятеля и полководца занимает особое место, и тут была особая причина, личность Цезаря была многогранная и разносторонняя.

Свою военную карьеру Гай Юлий Цезарь начинает с похода на Восток, он принял участие в своей первой военной кампании под началом Минуция (Марка) Терма, целью этого похода стало подавление очагов сопротивления власти в римской провинции Азия (Малая Азия, Пергам). Таким образом, после первого военного похода Юлию Цезарю пришла и первая воинская слава.

Таким образом, в 66 году до н. э. Ю. Цезаря избирают курульным эдилом на следующий год. В его обязанности входила организация городского строительства, транспорта, торговли, повседневной жизни Рима и торжественных мероприятий. Более того, как правило, все перечисленные мероприятия проводились за собственный счёт. В апреле 65 года до н. э. новый эдил организовал и провел Мегалезийские игры, а в сентябре и Римские игры, которые поразили всех своей роскошью, удивлялись даже искушенные развлечениями римляне. Затраты на эти оба мероприятия Ю. Цезарь разделил поровну со своим соратником Марком Кальпурнием Бибулом, а, слава досталась только т Цезарю. С самого начала по одной из версий, планировалось показать на Римских играх рекордное, в те времена число гладиаторов, по другой версии, гладиаторские бои были устроены Цезарем, в память о своём отце. Снтат Рима, опасаясь, что большое скопление гладиатором может привести к восстанию, запретил Цезарю все запланированные им мероприятия в одном лице. Конечно, Цезарь подчинился приказу, так появился его соратник, разделивший с ним затраты по организации мероприятий. оратор рим цезарь цицерон

Гай Юлий цезарь известен и тем, что возглавлял уголовный суд по особым делам, разбоям, убийствам. Цезарем было осуждено большое количество римлян. Цезарь часто выступал как оппонент многих, указов диктатора Суллы, эти выступления сделали Цезаря пожизненным великим понтификом, что и привлекло к нему всеобщее внимание и почти наверняка гарантировало успешную политическую карьеру. Единственное что ставили в вину соотечественники Цезаря, это его чрезмерные амбиции. Голдсуорси А. Юлий Цезарь: полководец, император, легенда. -- М.: Эксмо, 2007. -- С. 182

Цезарь был не только обвинителем, но и защитником, так один раз Цезарь защищал, знатного вельможу, нумидийца Масинту, но процесс проиграл. Процесс получил скандальную известность из-за того, что Гай в пылу судебных споров схватил наследника нумидийского престола Юбу, которому предстояло стать царем Юбу I за бороду. Неясно, зачем Цезарь нанёс оскорбление влиятельному царевичу, возможно, это была его спонтанная вспышка гнева, так и тщательно рассчитанная акция, использовавшая ксенофобские настроения римского плебса. После вынесения обвинительного приговора Гай укрывал Масинту и сумел вывезти его в Испанию, что показало окружающим надежность Цезаря как патрона, готового защищать своих клиентов любой ценой. Наконец, Гай Юлий цезарь создал свой первый триумвират. Это произошло так,

Сенат, получив донесения о победах Цезаря, посчитал его достойным триумфа. Этого почетное торжество состоялось летом 60 года до н. э. После этого, Цезарь надеялся на принятие своего участия в выборах консулов на следующий год, поскольку он достиг минимального возраста для занятия новой должности и прошёл все предыдущие магистратуры. Но, пока еще претендент на триумф не имел права пересекать священные границы города до начала мероприятия, а для регистрации кандидата в консулы требовалось личное присутствие в Риме, он нарушил данный запрет. Дата самих выборов уже была назначена, и Цезарь попросил сенаторов предоставить ему право на заочную регистрацию. Сенат вынес решение позволить выставить свою кандидатуру не Цезарю, а Гнею Помпею, который также готовил триумф.

Все оппоненты Цезаря, а их было не мало, не были настроены пойти навстречу Цезарю. Таким образом, Поставив Цезаря перед выбором между триумфом и консульством, они, надеялись, на выбор Цезарем триумфа, рассчитывая, что кредиторы Гая не будут ждать еще один год, а потребуют свои деньги немедленно. Цезаря имел и свои личные причины не откладывать участие в выборах до следующего года: избрание на новую должность, так как в первый год, когда это было допустимо по закону, считалось особенно почетным. На последнем заседании сената перед выборами, когда была еще возможность принять разрешение, именно Катон берет слово, и говорит свою речь весь день, до самого закрытия заседания. Применив этот трюк, Катон лишил возможности получить разрешения Цезарю, но, все же, он имел триумф, вошел в город, сделав выбор в пользу занятия новой должности и отказавшись от триумфа. Утченко С. Л. Юлий Цезарь. -- М.: Мысль, 1976. -- С. 91-98 Так, карьера великого оратора Гай Юлий Цезаря на высокой должности была закончена, не успев занять должность, он ее потерял.

По данной ситуации, которая сложилась у Цезаря, один из римский авторов сообщает, что сенаторы часто подкупали избирателей, а в данном случае, Катон назвал этот подкуп, который был продиктован интересами государства. Далее пишет автор, имя которого неизвестно, что каждая триба имела группу людей, которые занимались подкупами, они раздавали деньги отдельно взятым избирателям, инструктировали их, за кого нужно отдать свой голос. Наблюдались многочисленные нарушения на многих выборах магистратов и только во II веке до н. э, стали появляться законы, которые,

регламентировали отдельные детали предвыборной кампании. Виновные стали подлежать сначала десятилетнему отлучению от участия в выборах, а затем и едва ли не самой серьезной мере наказания в мирное время, изгнанию, сопровождавшемуся конфискацией имущества. Тем не менее, между 67 и 50 годами до н. э. различные виды подкупов избирателей стали практиковаться ежегодно, так что на время избирательной кампании из-за огромного спроса на наличные деньги ростовщики повышали ставки по кредитам вдвое, с 4 % до 8 % годовых. По итогам выборов консулами на 59 год до н. э. стали Цезарь и Бибул. Billows R. Julius Caesar: The Colossus of Rome. -- London; New York: Routledge, 2009. -- P. 105.

Эта история, описанная нами, имеет продолжение. Была задета гордость Цезаря и надеясь все же добиться своего, приблизительно, в то же время, Гай Юлий цезарь вступил в сговор с Крассом и Помпеем, они хотели создать некий политический союз. Этот союз, как предполагал Цезарь поможет поддержать его в том, чтобы вместе с этими довольно богатыми и влиятельными людьми провести несколько законов, поддерживающих их общие интересы в сенат. Ранее Цезарь делал попытку, но сенат отклонил эти законы. Суть дела состояла в том, что когда Помпей вернулся после окончания Третьей Митридатовой войны, в 62 году до н. э., то, не добился ратификации всех распоряжений, сделанных в восточных провинциях. Он был не в состоянии преодолеть сопротивление сената в вопросе о предоставлении земельных наделов ветеранам своей армии. Свои причины для недовольства сенатом были и у Красса, который защищал интересы публиканов (откупщиков налогов), безуспешно просивших снизить сумму откупа для провинции Азия. Благодаря такому объединению вокруг Цезаря оба политика надеялись преодолеть сопротивление сенаторов и провести выгодные для себя законы. Неясным было то, что получал от союза сам Цезарь. Возможно, ему было выгодно уже само сближение с двумя влиятельными политиками и их не менее высокопоставленными друзьями, клиентами и, в тоже время родственниками. Существует версия, что при образовании такого триумвирата Цезарь мог вынашивать план по захвату власти с его помощью. Такой позиции придерживаются, Теодор Моммзен и Жером Каркопино. А вот, Н. А. Машкин не согласен с этой версией и считает, что, такое объединение было задумано как краткосрочное, но изменение ситуации сплотило участников триумвирата и превратило их союз в долговременный. Возможно, что с помощью триумвирата Цезарь надеялся осуществить собственную программу широких реформ.

До сговора, Помпей и Красс враждовали, но и здесь Цезарь проявил свое красноречие, он примирил соперников, объединив их в союз. Многие римские историки приходят к мнению, что Цезарь сначала вступил в союз с Помпеем, только потом с Крассом. Есть еще одна версия, по которой предполагалось включить в союз и четвертого члена, кто мог бы быть им, неизвестно. Так или иначе, триумвират состоялся, его членами стали знатные мужи римского общества. Такая ситуация сложилась сразу, после выборов, это был примерно, 59 год до н. э. Гай Юлий Цезарь все же стал консулом.

В начале своей карьеры, Цицерон был близок с народом, ежедневно давал народу все сведения об итогах заседаний сената, но делал это не по сердечному влечению к народу, а для того, чтобы скрыть действия политиков. Цицерон даже принял новый проект закона об аграриях, так как был одним из двух главных консулов. Народ поддержал и этот закон, причина, как планировалось, закон предусматривал конфисковать землю у крупных землевладельцев, а кто имел желание, мог выкупить ее. Земли свободной в Италии было немного, но, на самом деле, Цицерон хотел спекулировать землей. По закону землю, уже выкупленную не могли продавать те, кто купил 20 лет. Комиссию по контролю возглавляли Помпей и Красс. Поддержали закон и влиятельные политики, но оппоненты Цицерона, Катон и его сторонники протестовали против закона.

«…Перед голосованием по аграрному закону, на народном собрании обстановка в Риме была очень сложной, и сторонники принятия закона подрались с противниками, по сообщению Плутарха. На пути к форуму на голову Бибулу вывернули корзину навоза, затем напали на его ликторов и изломали им розги, и, наконец, полетели камни и дротики, многие были ранены. Остальные, кто протестовал, опрометью бежали с форума. Несмотря на сопротивление Бибула и ряда сенаторов во главе с Катоном, опасавшихся дальнейшего роста популярности Цезаря, предложение было принято в народном собрании». Голдсуорси А. Юлий Цезарь: полководец, император, легенда. -- М.: Эксмо, 2007. -- с.101-103 Бибул был зятем Катона.

Необходимо подчеркнуть, что, желающих, выкупить землю было не мало, а, те, у кого должны были отнять землю сопротивлялись закону. По этой причине, огромная часть конфискованной земли должна была быть государственной собственностью. Именно на этом участке землю должны были отдать многодетным семьям. Таких семей, у которых было более трех детей, было около 20 тысяч. Опять Катон вмешался и пытался протестовать, но вновь получил отражение консула. На этот раз, Цицерон арестовал своего противника и оппонента и посадил его в тюрьму. Земельный закон был принят. Зять Катона, Бибул, был отстранен от участия в сенате. Сам Бибул сомневался в искренности и честности Цицерона, постоянно об этом говорил сенату, наконец, и этого противника Цицерон ограничил в своих полномочиях. Соратник Цезаря, второй консул был сторонником Бибула, пытаясь опорочить его, он распространял слухи о личной жизни Цицерона и Помпея, сплетни распространялись с космической скоростью, и то подрывало авторитет Цезаря. Его стали обвинять во взятничестве и корысти. Итог деятельности Цицерона на посту консула закончился тем, что все обвинения, которые выдвигали Цицерону, были сняты за огромную сумму, которую оплатил Цицерон. То, что Цицерон не был честен, подтверждают многочисленные римские историки. Там же, с.117

Однако политической карьере юного Цезаря не было суждено взлететь слишком быстро, так как после смены власти в Риме, стал правителем Сулла.

захватил Сулла (82 г. до н.э). Новый правитель приказал Цезарь срочно развестись с молодой женой. В ответ Сулла, услышав категорический отказ, и лишил Юлия Цезаря титула жреца, и всего его личного имущества. Лишь покровительственная позиция родственников Цезаря, находившихся в ближайшем окружении Суллы, помогла спасти жизнь талантливому полководцу. Сочинения К. Ю. Цезаря. Все, какие до нас дошли от него или под его именем. С приложением его жизнеописания, сочинённого Светонием. / С лат. перевел и издал А. Клеванов. М., 1857.С. 340 . с.76-88

Конец жизни великого полководца и политика была ужасной. В результате заговора, он был убит. Группа противников Цезаря, во главе и Гаем Кассием Лонгином и Марком Юнием Брутом, организовала заговор. В последние годы своей жизни, величайший полководец всех эпох и времен, фактически стал единоличным правителем Рима. Карьера военачальника осталась в прошлом, и Цицерон полностью окунулся с головой в политику. Многие его законы, которые он проводил в сенате, вызывали протест. Свергнуть его не было возможности, единственный путь устранить Цезаря, стало убийство. Заговорщики убили Цезаря 15 марта 44 года до н. э., что привело к ещё одной гражданской войне и, в конце концов, к установлению господства наследника Цезаря Октавиана в качестве римского императора.

Марк Антоний , друг, последователь и соратник Гай Юлия Цезаря. Марк Антоний, так же является из самых видных полководцев и государственных деятелей античного Рима. Несмотря на то, что его предки враждовали с Юлиями, Марк Антоний был преданным сторонником и другом Гая Юлия Цезаря. После смерти Цезаря Марк Антоний образовал с приемным сыном Цезаря Гаем Октавием и Марком Лепидом политический союз, которые сегодня историки называют Вторым Триумвиатом.

Этот триумвират перестал существовать в 33 году до н.э. Непреодолимые разногласия между Антонием и Октавианом, в конце концов, вылились в гражданскую войну, известную как Последняя Гражданская война в Риме. Поражение Марка Антония в этой войне ознаменовало собой окончательную трансформацию Римской Республики в Империю.

Римское общество развивалось и на смену рабовладельческому строю, пришел феодализм. Вместе с новым строем пришли и другие ценности, с провозглашением незыблемости существующего порядка, божественной предопределенностью феодального неравенства. Таким образом, традиции древних философов Демосфена, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, видевших в ораторском искусстве средство убеждения и политической борьбы, оказались несовместимыми с христианскими догматами смирения и беспрекословной веры.

На вопрос, кому принадлежит крылатая цитата: «Разделяй и властвуй», у историков точного ответа нет. Одни предполагают, что автор этой цитаты, Гай Юлий Цезарь. Другие историки считают, что автором цитаты был македонский царь Филипп, отец Александра Македонского, 359--336 гг. до Р. Х. Однозначного ответа не найдено, но, так или иначе, «разделяй и властвуй», эта была формула именно римского сената. Такая формула была просто необходима, так как Римская империя имела огромные колонии и применяла этот главный принцип к своим врагам. Имея многочисленные колонии, в разных частях света, именно разжиганием вражды между колониями и внутри самих колоний Великая империя поддерживала относительный порядок. Цезарь часто произносил эту цитату, когда ему нужно было победить своих соперников в борьбе за власть.

Прослеживая человеческую историю, можно прийти к утверждению того, что именно в Римской империи принцип «Разделяй и властвуй», отслеживается как главный принцип действий этой цитаты. Практически все Восточное Средиземноморье находилось в полном распоряжении прокураторов, и при этом к их гражданским стычкам и несогласованностям прибавились в качестве противовеса еще и римская культура, религия, обычаи и политический строй. Интернет Ресурс. Режим доступа: http://fb.ru/article/134045/frazu-razdelyay-i-vlastvuy. Дата обращения. 06.10.2016г.

Подводя итог данного исследования можно отметить, что именно Рим, стал извозным миру своими общественными дискуссиями. На общественных формах Рима решались практически все государственные и общественные вопросы. Темы дискуссий были разными, это и правовые, гражданские, внутренние и внешние политические проблемы, известные всем, как ежедневные акты. Таким образом, граждане Рима узнавали о новостях страны. Как правило, «ежедневные акты» многие считают подобием современных газет. С самого начала, такие газеты были написаны на камнях или металле и распространялись по всем местам в Риме. В местных газетах писали о военных победах, проведенных играх, предстоящих боев гладиаторов и победителей этих боев. Писали и о рождении знатных вельмож, день смерти государственных деятелей, были случаи, когда писали и интересные рассказы. Именно Гай Юлий Цезарь постановил, чтобы писали в таких газетах все проводимые им реформы, говоря при этом: « …слово, это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово, есть могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?». Интернет ресурс. Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/CICERON/cicero1_1.txt. Дата обращения. 06.10.2016г.

Увлекаясь своим красноречием, Цицерон часто говорил, что слово, есть наука и мастерство убеждать, завлекать и услаждать слушающую аудиторию.

Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.

Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами.

Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое.

Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут».

Но, к примеру, такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.

Цицерон

Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона. Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.

Цицерон жил с 106 до 43 г. до н. э. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике - искусству спора и аргументации.

Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, во многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии - в лице сената, а демократии - народного собрания.

Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить древние законы, возродить «обычай предков» (трактат «О законах»).

Свой протест против тирании Цицерон выражает и в ряде произведений, в которых преобладают вопросы этики: таковы его трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном. Он написал трактаты «О пределах доброго и злого», «Тускуланские беседы», «О природе богов». Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, вместе с тем признает необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания (трактат «О гаданий»).

Вопросы философии имели для Цицерона прикладной характе и рассматривались им в зависимости от практического их значения в области этики и политики.

Считая всадников «опорой» всех сословий, Цицерон не имел определенной политической платформы. Он стремился сначала приобрести расположение народа, а затем перешел на сторону оптиматов и признавал государственной основой союз всадников с нобилитетом и сенатом.

Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: «Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах» .

Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция Америпского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилия сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Корнелия Хризогона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии добился популярности в народе.

Из опасения репрессий со стороны Суллы Цицерон отправился в Афины и на остров Родос, якобы ввиду необходимости более глубоко изучить философию и ораторское искусство. Там он слушал ритора Аполлония Молона, оказавшего влияние на стиль Цицерона. С этого времени Цицерон стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем.

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала ему в этом содействие. Первую государственную должность квестора в Западной Сицилии он занял в 76 г. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретора Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. Речи против Верреса имели политическое значение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу, несмотря на то, что судьи принадлежали к сенаторскому сословию и защитником Верреса был знаменитый Гортенсий.

В 66 г. Цицерон был избран претором; он произносит речь «О назначении Гнея Помпея полководцем» (или «В защиту закона Манилия»). Цицерон поддерживал законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет.

Речь эта, защищая интересы денежных людей и направленная против побилитета, имела большой успех. Но этой речью заканчиваются выступления Цицерона против сената и оптиматов.

Между тем демократическая партия усиливала свои требования радикальных реформ (кассация долгов, наделение бедноты землей). Это встретило явную оппозицию со стороны Цицерона, который в своих речах резко выступал против аграрного законопроекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупке земли в Италии и заселении ее бедными гражданами.

Когда в 63 г. Цицерон был избран консулом, он восстановил сенаторов и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены. Выступая против интересов бедноты, Цицерон клеймит позором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ему это не удалось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному шпионажу.

В своих четырех речах против Катилины Цицерон приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим и уничтожить всех честных граждан.

Катилина покинул Рим и с небольшим отрядом, окруженный правительственными войсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного суда над ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме.

Заискивая перед сенатом, Цицерон в своих речах проводит лозунг союза сенаторов и всадников.

Само собой разумеется, что реакционная часть сената одобрила действия Цицерона по подавлению заговора Катилины и даровала ему титул «отца отечества».

Деятельность Катилины тенденциозно освещена римским историком Саллюстием. Между тем сам Цицерон в речи за Мурепу (XXV) приводит следующее замечательное высказывание Катилины: «Только тот, кто сам несчастен, может быть верным заступником несчастных; но верьте, пострадавшие и обездоленные, обещаниям и преуспевающих и счастливых… наименее робкий и наиболее пострадавший - вот кто должен быть призван вождем и знаменосцем угнетенных».

Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие, популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпеи, Цезарь и Красе, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. отправиться в изгнание.

В 57 г. Цицерон снова возвратился в Рим, но уже не имел прежнего политического влияния и занимался главным образом литературной работой.

К этому времени относятся его речи в защиту народного трибуна Сестия, в защиту Милопа. В_это же время Цицероном был написан известный трактат «Об ораторе». В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51-50 гг.), Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Солдаты провозгласили его императором (высшим военным начальником). По возвращением в Рим в конце 50 г. Цицерон примкнул к Помпею, но после его поражения при Фарсале (48 г.) он отказался от участия в борьбе и внешне помирился с Цезарем. Он занялся вопросами ораторского искусства, издав трактаты «Оратор», «Брут», и популяризацией греческой философии в области практической морали.

После убийства Цезаря Брутом (44 г.) Цицерон снова вернулся в ряды активных деятелей, выступая на стороне сенатской партии, поддерживая Октавиана в борьбе против Антония. С большой резкостью и страстностью он написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются «Филиппинами». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н. э. убит.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного дарования и усидчивой, терпеливой работы.

Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской войны в Риме.

Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно судебного оратора важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, окружавшая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказать давления на решение судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя и были построены по схеме традиционной античной риторики, дают представление и о тех приемах, которыми он достигал успеха.

Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мыслей и слов», в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпидозы, образы, придающие речам художественную форму.

В речи против Верреса Цицерон рассказывает о казни римского гражданина Гавия, которого не имели права наказывать без суда. Его секли па площади розгами, а он, не издавая ни одного стона, только твердил: «Я римский гражданин!». Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает: «О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданством! О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебес и которую наконец ему возвратили!» Эти патетические восклицания усиливали драматизм рассказа.

Таким приемом варьирования стиля Цицерон пользуется, но редко. Патетический тон сменяется простым, серьезность изложения- шуткой, насмешкой.

Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих речах считает закономерной амплификацию- прием преувеличения. Так, в речи против Катилины Цицерон утверждает, что Катилина собирался поджечь Рим с 12 сторон и, покровительствуя бандитам, уничтожить всех честных людей. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Желая вызвать жалость к обвиняемому в речи в защиту Милона, он говорит сам, что «от слез не может говорить», а в другом случае (речь в защиту Флакка) он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца.

Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создает особый ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями, риторическими вопросами и длинными периодами, в построении которых Цицерон следовал Демосфену. Они разделяются на части, обыкновенно имеющие метрическую форму и звучное окончание периода. Это создает впечатление ритмической прозы.

Риторические произведения. В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности. Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46 г.).

Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона-Лициннем Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн.

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.

В трактате «Брут», посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Содержание этого сочинении раскрывается в другом его наименовании-«О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат получил в эпоху Возрождения. Цель его- доказать превосходство римских ораторов перед греческими.

Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора Лисия,- эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает себя выдающимся римским оратором.

Наконец, в трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедить слушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, и, наконец, увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяется периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках членов периода.

Дошедшие до нас труды оратора имеют исключительную историческую и культурную ценность. Уже в средние века, а особенно в эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.

Блестящий стилист, умеющий выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон явился создателем того изящного литературного языка, который считался образцом латинской прозы. В эпоху Просвещения рационалистические философские взгляды Цицерона оказали влияние на Вольтера и Монтескье, написавшего трактат «Дух законов».

Министерство образования Республики Башкортостан

ГОУ ВУЗ БГПУ им. М. Акмуллы

Реферат

Тема: «Великие ораторы Древней Греции и Древнего Рима»


Введение

Глава 1 Древнегреческая риторика

1.1 Софисты- учителя риторики

1.2 Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»

1.3 Аристотель и его риторика

Глава 2 Риторика Древнего Рима

2.1 Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Заключение

Литература


Введение

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»,- очень метко и образно заметил один из древнейших философов-просветителей Горгий. Однако слово - это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово - могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?

Ответ на эти и другие вопросы, связанные с умением владеть словом, дает риторика (от греч искусство красноречия) - наука о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать» речью (Цицерон).

А кто же такой оратор? В «Словаре современного русского языка» (в 17 томах) читаем такое определение этого слова: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-нибудь; 4) человек, обладающий даром речи.

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить публично приходится каждому школьнику, студенту, который готовит сообщения к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудачные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может припомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого учителя, или кого-то из своих сверстников.

Для того, чтобы быть отличным ритором нужно знать историю риторики, с чего она началась, как развивалась, как оценивали слово древние ораторы. В этом и заключается актуальность данной темы.


Глава1 Древнегреческая риторика

1.1 Софисты - учителя риторики

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись»

Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторского искусства - риторику Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.).

Получил признание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485-380 гг. до н. э.). Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия - софисты Фразимах, Протагор и другие - продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.

1.2 Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет»

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте - изложение, на третьем - доказательства, на четвертом - правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона - идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу.

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

1.3 Аристотель и его риторика

Достижения греческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384-322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей из трех книг.

В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей - благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных - обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей - понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель - восхвалять или порицать.

Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле - это учение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательными структурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.


Глава 2 Ораторы Древнего Рима

2.1 Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей

Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение - по необходимости - стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.

Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия - «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести.

Величайшим мастером слова у древних римлян был Марк Цицерон (106 г. до н.э. - 43 г. до н.э.). Он добился высочайшего положения в обществе деятельностью адвоката и блестящего оратора, кроме того, у него было хорошее образование. Учителем Цицерона был известный юрист Сцевола.
Еще одним знаменитым педагогом Цицерона был Марк Антоний Оратор (143 г. до н.э. - 87 г. до н.э.). Он занимался политикой и ораторским делом, занимал должность консула в 99 году до н.э.
Марк Фабий Квинтилиан - известный древнеримский оратор и правовед. Он написал сочинение «Образование оратора», в котором призывал воспитывать в мастерах красноречия всестороннее развитие и высокую нравственность, а не только учить их обычным ораторским приемам и шаблонам.

Гай СемпронийГракх. По праву к числу первых ораторов Римской империи можно отнести ГаяГракха.Это был видный политический деятель Древнего Рима, который повернулся лицом к народу: до него ораторы выступали, обращаясь к сенату, судьям, их речи не были предназначены для людей на площади. Таким образом, обратившись именно к народу, Гай Гракх дал понять, что он ищет у народа поддержки, правосудия, признает его силу, считается с его мнением, которое впоследствии стало решающим.

Марк Туллий Цицерон. После ГаяГракха римские ораторы, по его примеру, стали обращаться к своему народу, который слушал ораторов. Впоследствии ораторы Рима стали изучать психологию, интересы, вкусы своего народа. Таким образом, ораторское искусство стало означать уже не только, что и как сказать, но и что, кому, и какой аудитории нужно говорить. Одним из выдающихся ораторов республиканского Рима можно считать политического и государственного деятеля, литератора и философа, Марк Туллия Цицерона (105-43 гг. до н. э.), вошедшего в историю мировой культуры в качестве блестящего оратора. Несомненно, Марк Туллий Цицерон, это историческая личность и знаменитый теоретик ораторского искусства.

Цицерон считал, что именно искусство красноречия обладает огромной силой воздействия на аудиторию, искусные ораторы необходимы в делах управления государства. Философ считал, что все политические деятели должны владеть ораторским искусством. В своих знаменитых трактатах по ораторскому искусству «Об ораторе» Цицерон ставит три основные задачи:

Доказать свое положение, т. е. продемонстрировать истинность приводимых фактом и аргументов;

Доставить эстетическое удовольствие;

Воздействовать на волю и поведение, побудить людей к активной деятельности.

Римское общество высоко оценило заслуги Цицерона, еще при его жизни его называли отцом латинской литературы и красноречия. Интерес к наследию трудов Цицерона возник в эпоху Возрождения.

В эпоху Великой французской буржуазной революции 18 века вновь обратились к наследию Цицерона, уже как политическому оратору. Его цитировали, изучали его труды. М.В. Ломоносов, также ценил великого философа античности. Труды Цицерона оказали влияние и на русских декабристов, которые увидели в нем борца за республиканские свободы.

Другим знаменитым оратором римской империи можно считать Марка Фабия Квинтилиана (30-96 гг. до н. э.). Марк Фабий Квинтилиан жил во времена, когда римское общество переживало процесс экономического и духовного упадка. Как когда то в Древней Греции, ораторское искусство и в Риме стало терять значение орудия социальной борьбы, все более замыкаясь в себе и превращаясь в камерное, декламационное искусство для избранных. Квинтилиан стал одним из тех, кто пытался противостоять этому. Марк Фабий Квинтилиан, выступил с лозунгом возврата к классическому красноречию Цицерона, возглавил борьбу против сторонников нового, «театрализованного» стиля. «Риторические наставления» Квинтилиана - капитальный труд из 12 книг, это настоящая энциклопедия риторики, итог достижений ораторского искусства классического периода. Квинтилиану не удалось воскресить «большое красноречие». Оно исчезло с Римской республикой. И с падением Рима заканчивается древний, классический период в развитии ораторского искусства.

Гай Юлий Цезарь - это один из величайших полководцев и государственных деятелей всех времён и народов. Имя Гай Юлий Цезарь стало нарицательным. Юлий Цезарь, будучи еще юношей, окунулся в политику. Молодой политик и полководец проявил себя и в искусстве красноречия. Перед Цезарем стоял пример Цицерона, сделавшего свою карьеру, благодаря владению ораторским искусством. Искусство, которое, помогало убеждать аудиторию в своей правоте. Цезарь начал свою карьеру, став жрецом верховного бога Рима Юпитера. Скоро, после первого выступления, он просил руки Корнелии. Получив согласие выбранной им невесты, он получил и поддержку в структурах власти. Именно это,вкупе с красноречием, помогло Г. Ю. Цезарю определить свое блестящее и великое будущее.

Свою военную карьеру Гай Юлий Цезарь начинает с похода на Восток.Он принял участие в своей первой военной кампании под началом Минуция (Марка) Терма. Целью этого похода стало подавление очагов сопротивления власти в римской провинции Азия (Малая Азия, Пергам). Таким образом, после первого военного похода к Юлию Цезарю пришла и первая воинская слава.

В 66 году до н. э. Ю. Цезаря избирают курульным эдилом на следующий год. В его обязанности входила организация городского строительства, транспорта, торговли, повседневной жизни Рима и торжественных мероприятий. Более того, как правило, все перечисленные мероприятия проводились за собственный счёт. В апреле 65 года до н. э. новый эдил организовал и провел Мегалезийские игры, а в сентябре и Римские игры, которые поразили всех своей роскошью - удивлялись даже искушенные развлечениями римляне. Затраты на эти оба мероприятия Ю. Цезарь разделил поровну со своим соратником Марком КальпурниемБибулом, а слава досталась только Цезарю.

Гай Юлий Цезарь известен и тем, что возглавлял уголовный суд по особым делам, разбоям, убийствам. Ораторское искусство неоднократно помогало Цезарю в его политической карьере, в итоге вознеся его на самую вершину власти.

Римское общество развивалось и на смену рабовладельческому строю пришел феодализм. Вместе с новым строем пришли и другие ценности - с провозглашением незыблемости существующего порядка, божественной предопределенностью феодального неравенства. Таким образом, традиции древних философов Демосфена, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, видевших в ораторском искусстве средство убеждения и политической борьбы, оказались несовместимыми с христианскими догматами смирения и беспрекословной веры.

На вопрос, кому принадлежит крылатая цитата: «Разделяй и властвуй», у историков точного ответа нет. Одни предполагают, что автор этой цитаты Гай Юлий Цезарь. Другие историки считают, что автором цитаты был македонский царь Филипп, отец Александра Македонского, 359--336 гг. до Р. Х. Однозначного ответа не найдено, но, так или иначе, «разделяй и властвуй», эта была формула именно римского сената. Такая формула была просто необходима, так как Римская империя имела огромные колонии и применяла этот главный принцип власти к своим врагам. Имея многочисленные колонии в разных частях света, именно разжиганием вражды между колониями и внутри самих колоний Великая империя поддерживала относительный порядок. Цезарь часто произносил эту цитату, когда ему нужно было победить своих соперников в борьбе за власть.

Прослеживая человеческую историю, можно прийти к утверждению, что именно в Римской империи принцип «Разделяй и властвуй» отслеживается как главный принцип действий. Практически все Восточное Средиземноморье находилось в полном распоряжении прокураторов, и при этом к их гражданским стычкам и несогласованностям прибавились в качестве противовеса еще и римская культура, религия, обычаи и политический строй.

Подводя итог, можно отметить, что именно Рим возвёл общественные дискуссии на новую для них высоту. На общественных формах Рима решались практически все государственные и общественные вопросы. Темы дискуссий были разными: это и правовые, гражданские, внутренние и внешние политические проблемы, известные всем, как ежедневные акты. Таким образом, граждане Рима узнавали о новостях страны. «Ежедневные акты» многие считают подобием современных газет. С самого начала такие газеты были написаны на камнях или металле и распространялись по всем местам в Риме. В местных газетах писали о военных победах, проведенных играх, предстоящих боях гладиаторов и о победителях этих боев. Именно Гай Юлий Цезарь постановил, чтобы в таких газетах освещали все проводимые им реформы, говоря при этом: « …слово, это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово есть могучее средство самовыражения - насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?».

Увлекаясь своим красноречием, Цицерон часто говорил, что слово есть наука и мастерство убеждать, завлекать и услаждать слушающую аудиторию.

С падением Древнего Рима под натиском варваров в истории Европы наступает совершенно новая эпоха – эпоха Средневековья. Но едва теплящаяся античность с её идеалами и развитым искусством не умерла, пышным цветом распустившись во времена Возрождения. Возродилось и ораторское искусство, которое и по сей день есть лучшее средство просвещения и убеждения.

Мария Хомская, 2 курс. Факультет мировой музыкальной культуры.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....