На какой улице находится дом павлова. Волгоград

В декабре 1865 года вступила в силу Тринадцатая поправка к Конституции США, запрещавшая рабство на всей территории государства. Несмотря на то, что поправка не означала полного искоренения социального неравенства и расовой ненависти, это была настоящая победа прогрессивных членов общества, выступавших против эксплуатации человека человеком.

Причины отмены рабства

По мнению специалистов, к отмене рабства в США привёли причины как экономического, так и общественно-политического характера:

  • Необходимость формирования класса свободного пролетариата для обслуживания фабрик и заводов на севере страны;
  • Усиление политического влияния северных штатов. По мнению многих, главной причиной Гражданской войны и был вопрос о рабовладении. На самом же деле к конфликту привели коренные различия в ментальности и хозяйственных укладах южан и северян. Для последних освобождение рабов стало всего лишь одним из инструментов воздействия на Конфедерацию южных штатов, с помощью которого янки планировали подточить экономику сепаратистки настроенного региона;
  • Изменение общественных настроений. Всё чаще публицисты, деятели культуры, христианские проповедники и политики заговаривали о необходимости ликвидации рабства. Такая тенденция в середине XIX века была характерна не только для Америки, но и для всех передовых стран.

Поправки законодательства

19 июня 1862 года президент подписал «Прокламацию об освобождении рабов», касавшуюся дальнейшей судьбы чернокожих невольников южных штатов. Впрочем, публикация этого документа не привела к каким-либо серьёзным переменам в жизни американского общества. Во-первых, «Прокламация» не освобождала невольников, проживавших на Севере. Известно, что многие из генералов-северян владели рабами на протяжении всей Гражданской войны, на что Линкольн и его соратники смотрели сквозь пальцы. Во-вторых, для того, чтобы освободить невольников на Юге, нужно было сначала сломить сопротивление Конфедерации. Поскольку «Прокламация» содержала громкие, но, в целом, пустые заявления, многие считают её не более чем провокацией, созданной ради установления влияния на Юге, а не ради торжества гуманистических ценностей.

Но, так или иначе, вступившая в силу 1 января 1863 года «Прокламация» воодушевила чернокожих невольников и способствовала победе северян в Гражданской войне.

18 декабря 1865 года уже после завершения Гражданской войны в силу официально вступила Тринадцатая поправка к Конституции, освободившую рабов уже на всей территории страны.

Принятие поправки растянулось на полтора года. Согласно основному закону США, дополнения в Конституцию можно вносить только в том случае, если за них проголосует не менее 2/3 членов палаты представителей. Первое голосование за Тринадцатую поправку проходило летом 1864 года. Тогда отмену рабства поддержало только чуть более половины конгрессменов.

В декабре того же года Линкольн обратился к Конгрессу с предложением снова рассмотреть поправку. В конце января 1865 решающее большинство законодателей подали свои голоса за освобождение невольников. 1 февраля президент подписал решение Конгресса. С тех пор в первый день февраля в США отмечают День Свободы. Впрочем, ратификация поправки в отдельных штатах затянулась на долгие годы. Так, к примеру, власти штата Миссисипи утвердили резолюцию 1865 года только в 2013.

Реконструкция Юга (1866-1877)

Принятие Тринадцатой поправки повлекло за собой кардинальные перемены в экономической и общественной жизни южных штатов. Юг был обескровлен Гражданской войной, край наводнили мошенники и мародёры. Неприспособленные к свободной жизни невольники не могли наладить свой быт. Они скитались по разрушенным городам и просили милостыню, а многие из них начинали промышлять воровством и разбоем. В свою очередь, плантаторы преследовали своих бывших рабов и нередко учиняли над ними расправы.

Сразу после окончания Гражданской войны в Теннесси возникла вооружённая организация «Ку-клукс-клан», члены которой позиционировали себя как защитники прав белых. Одновременно на территории бывших рабовладельческих штатов стали появляться так называемые «чёрные кодексы», ограничивающие права чернокожего населения. В типичный «чёрный кодекс», как правило, входили следующие положения:

  • Запрет на собрания и митинги;
  • Запрет на покупку или аренду недвижимого имущества;
  • Запрет занятие важных должностей;
  • Запрет свидетельствовать против белого в суде;
  • Ограничение выбора работодателя;
  • Запрет на смешанные браки;
  • Запрет на ношение оружия;
  • Ограничение свободы передвижения;
  • Создание отдельных судов для цветных;
  • Отсутствие права избирать и быть избранным.

Соблюдение всех пунктов, прописанных в таком документе, полностью сводило на нет триумф февраля 1865.

Для того чтобы восстановить разрушенное хозяйство, ликвидировать беззаконие и ввести новые порядки на территории бывшей Конфедерации руководство США запустило процесс, получивший название «Реконструкция Юга».

Эндрю Джонсон, занявший президентское кресло после гибели Линкольна, планировал провести умеренную Реконструкцию. Убытки плантаторов, лишившихся рабочих рук, должны были быть возмещены. Богатым господам гарантировали соблюдение их экономических интересов и право на получение важных должностей в новой администрации. Что же касается бывших рабов, то они, по проекту Джонсона, не могли рассчитывать на всю полноту гражданских прав.

Идеи Джонсона встретили резкое сопротивление в Конгрессе. Вопреки желанию президента, в 1866 году конгрессмены приняли закон о наделении цветного населения гражданскими правами. Этот законодательный акт ознаменовал начало радикальной Реконструкции.


рабы генерала Томаса Дрейтона

На территории южных штатов было введено военное положение. Вся власть перешла армии северян. Военные постоянно вмешивались в гражданские дела, что нередко мешало налаживанию порядка в регионе. Впрочем, несмотря на сумбурность и непоследовательность Реконструкции, в рамках этого процесса северянам удалось:

  • Наделить цветное население южных штатов землёй;
  • Зародить у бывших рабов интерес к политике. Цветное население США охотно шло на выборы, а вскоре стали появляться даже чернокожие конгрессмены;
  • Восстановить хозяйство разрушенного края;
  • Объединить государство.

К сожалению, наделение чернокожего населения страны личной свободой вовсе не означало конца ксенофобии. Сам Линкольн признавался, что освободил рабов исключительно ради того, чтобы не допустить раскола страны, и если бы он мог сохранить целостность США без столь решительных мер, то Тринадцатая поправка никогда бы не увидела свет. Всю свою жизнь президент выступал против смешанных браков и считал, что белые созданы более совершенными, чем цветные.

В американском Интернет-пространстве очень популярен список из девяти исторических «фактов» о рабстве, которые касаются участия свободных темнокожих жителей в работорговле в США. Является ли он правдивым? Ответ: 50 на 50.


Одним из наименее изученных аспектов истории рабства является участие небелых жителей ранней Америки в работорговле. Как отмечает историк Р. Халлибертон-младший, свободных темнокожих рабовладельцев можно было найти «в каждом из тринадцати существовавших на тот момент штатах, а позднее - в каждом штате, который выступал против рабства». Эти темнокожие люди покупали и продавали других темнокожих людей, что привело к появлению в XXI веке «наболевших вопросов» у таких граждан США, как афроамериканский писатель Генри Луи Гейтс-младший. Он пишет, что это является признаком классового разделения, которое всегда существовало в «чёрном сообществе». Для других это повод указать на то, что в развитии института рабства в Америки были виноваты не только белые люди.

Итак, список из девяти скрываемых фактов о рабстве в Америке содержит как правдивые, так и ложные исторические утверждения. Ниже мы подробнее рассмотрим каждое из них.

1. Первым законным рабовладельцем в американской истории стал темнокожий табачный фермер по имени Энтони Джонсон

Возможно, это правда. Формулировка утверждения имеет очень большое значение. Энтони Джонсон не был первым рабовладельцем в американской истории, однако он, по словам историков, был одним из первых, кто имел санкционированное судом пожизненное право на владение слугой.

Энтони Джонсон, который когда-то также был слугой, являлся «свободным негром», владевшим 250 акрами земли в штате Вирджиния в 1650-х годах. На него работали по договору пять слуг. Один из них, темнокожий мужчина по имени Джон Касор, утверждал, что срок его службы истёк годами ранее, и Джонсон удерживал его незаконно. В 1654 году гражданский суд постановил, что Джонсон фактически может пожизненно пользоваться услугами Касора. Историк Халлибертон-младший называет это «одним из первых известных санкционированных случаев рабства - не считая наказания за преступление».

2. Крупнейшим рабовладельцем в Северной Каролине в 1860 году был темнокожий владелец плантаций по имени Уильям Эллисон

Ложь. Темнокожий Уильям Эллисон был очень богатым плантатором и производителем хлопкоочистительных машин, который проживал в Южной (не Северной) Каролине. По данным переписи 1860 года (в которой он значится как «Эллерсон»), он владел 63 темнокожими рабами. Он был одним из крупнейших темнокожих рабовладельцев в Южной Каролине (их здесь насчитывалось порядка 170 человек).

3. Американские индейцы владели тысячами темнокожих рабов

Правда. В январе 2016 года историк Тия Майлз прислала редакторам сайта Slate фотографию коренного американца, владевшего темнокожими рабами на рубеже XIX века.

Согласно оценкам Майлз, в начале XIX века число рабов, удерживаемых чероки, достигало 600 человек. Во время переселения на запад в 1838-1839 годах количество порабощённых людей составляло 1500 человек. (По её словам, крики, чокто и чикасо владели 3500 рабами к началу XIX века.) «Рабство медленно проникло в жизнь племени чероки, - сказала Майлз. - Когда белый человек прибывал в поселение коренных индейцев, чтобы, как правило, работать торговцем или индейским агентом, он становился собственником [африканских] рабов». Если этот человек вступал в брак с женщиной из числа коренного населения, и у них рождался ребёнок (что было не редкостью в то время), то, став взрослым, этот ребёнок, который был наполовину европейцем, наполовину коренным американцем, получал в наследство всех рабов (включая их детей), согласно белому закону, а также имел право пользоваться племенными землями, в соответствии с законодательством племени. Это позволяло таким людям расширять свои богатства и со временем превращаться в крупных фермеров и плантаторов.

4. В 1830 году насчитывалось 3775 темнокожих человек, владевших 12740 темнокожими рабами

Скорее, правда, по мнению историка Халлибертона-младшего. В 1830 году в Соединённых Штатах насчитывалось примерно 319 600 свободных людей. Около 13,7 процента от общей численности темнокожего населения были свободными. Большинство из них владели рабами. Согласно переписи 1830 года, 3375 свободных негров владели в общей сложности 12 760 рабами.

5. Многим темнокожим рабам разрешали работать, развивать собственное дело и владеть недвижимостью

В некоторой степени это правда. Были исключения, но в целом говоря - особенно после 1750 года, когда рабовладельческие кодексы были включены в книги с законами в большинстве американских колоний - темнокожим рабам не разрешалось владеть собственностью или бизнесом.

В соответствии с этими ранними кодексами, рабы практически не имели законных прав в большинстве регионов. Их могли казнить за преступления, которые не были смертельно наказуемыми для белых. Их свидетельские показания в суде нельзя было использовать ни в пользу, ни против белых. Дела рабов обычно рассматривали специальные суды. Рабы не могли владеть собственностью, передвигаться без согласия своих хозяев или законно вступать в брак.

6. Жестокое «чёрное рабство» было распространено в Африке на протяжении нескольких тысяч лет

Правда, в том смысле, что явление, когда люди порабощают себе подобных, насчитывает тысячи лет. И это касается не только темнокожих людей и не только Африки.

7. Большинство рабов, привезённых в Америку из Африки, были приобретены у темнокожих рабовладельцев

Отчасти правда. Историк Стивен Минц более подробно описывает эту ситуацию во вступлении к своей книге «Афроамериканские голоса: документальный очерк», 1619-1877 года: «Апологеты африканской работорговли долго утверждали, что европейские торговцы никого не порабощали: они просто покупали африканцев, которые уже были порабощены и которые в противном случае были бы преданы смерти. Таким образом, по их словам, работорговля фактически спасала жизни. Такие заявления представляют собой грубое искажение фактов. Некоторые независимые работорговцы на самом деле совершали набеги на незащищённые африканские деревни и похищали и порабощали их жителей. Однако большинство профессиональных работорговцев создавали базы вдоль западного побережья Африки, где они приобретали рабов у африканцев в обмен на огнестрельное оружие и другие товары. К концу XVII века Англия, Франция, Дания, Голландия и Португалия создали невольничьи фактории на западном побережье Африки.

Утверждение, что европейцы приобретали людей, которые уже были порабощены, серьёзно искажает историческую реальность. И хотя работорговля существовала в Африке ещё до прихода европейцев, массовый европейский спрос на рабов и появление огнестрельного оружия коренным образом изменили общества западной и центральной Африки. Всё большее число африканцев порабощали за мелкие долги или незначительные уголовные или религиозные правонарушения либо в результате неспровоцированных набегов на незащищённые деревни. Росло количество религиозных войн с целью захвата рабов. Изобретение огнестрельного оружия облегчило это дело.

8. Рабство было распространённым явлением на протяжении тысяч лет

Правда. Об этом речь шла выше. Специфический характер рабства варьировался в зависимости от времени и места.

9. Белые люди положили конец рабству

Довольно своекорыстно утверждать, что «белые люди» положили конец рабству в США, учитывая, что подавляющее большинство темнокожих жителей Америки не могли голосовать, баллотироваться на политические посты и всячески исключались из институциональной власти. Более того, в то время как одни белые люди выступали за отмену рабства, другие боролись за его сохранение.

Рабство было ликвидировано в США благодаря усилиям людей разных национальностей, включая белых. Имена белых лидеров движения за отмену рабства более известны, чем имена темнокожих лидеров, среди которых были Дэвид Уокер, Фредерик Дуглас, Дред Скотт, Гарриет Табмен, Соджорнер Трут, Нат Тёрнер и многие другие. Когда Конгресс принял 13-ю поправку к Конституции в 1865 году, это стало кульминацией многолетней работы мультирасового движения за отмену рабства.

Принятый в 1705 году "Кодекс рабов Вирджинии" гласил: "Все рабы из числа негров, мулатов и индейцев в доминионе... считаются недвижимым имуществом. Если раб сопротивляется своему хозяину... применяющему к таковому рабу исправительные меры, и если в ходе исправления раб оказывается убитым... хозяин освобождается от всякого наказания... как будто ничего подобного не случилось вовсе."
Этот кодекс также запрещал рабам покидать плантации без письменного разрешения. Он санкционировал порки, клеймение и нанесение увечий в качестве наказания даже за незначительные прегрешения.
Некоторые кодексы запрещали обучать рабов грамоте. В Джорджии это преступление каралось штрафом и/или поркой, если провинившийся был "рабом-негром или цветным свободным человеком".
Хотя участь американских рабов была тяжелой, материальные условия, в которых они трудились, во многом были сопоставимы с теми, что испытывали в те же времена многие европейские рабочие и крестьяне. Но существовала и разница. Рабы были лишены свободы.




Первые негры были привезены в Америку в качестве законтрактованных (indentured) работников, но очень скоро система контрактации была официально заменена более выгодной системой рабства. В 1641 г. в Массачусетсе срок службы рабов был превращен в пожизненный, а закон 1661 г. в Виргинии сделал рабство матери наследственным для детей.
Аналогичные законы, закреплявшие рабство, были приняты в Мэриленде (1663), в Нью-Йорке (1665), в Южной (1682) и Северной Каролине (1715) и т. д. Так негры стали рабами.
До конца XVII в. торговля рабами в английских колониях в Америке была монополией Королевской африканской компании, но в 1698 г. эта монополия была ликвидирована, и колонии получили право самостоятельно заниматься работорговлей.
Торговля рабами приняла еще более широкие размеры после 1713 г., когда Англия добилась права асиенто - исключительного права торговли неграми-рабами. Негров ловили, покупали, на них обменивали товары, их грузили в зловонные трюмы кораблей и везли в Америку.





Рабы массами гибли в бараках факторий и во время перевозок. Но хотя на одного оставшегося в живых негра часто приходилось пять погибших в дороге - задохнувшихся от недостатка воздуха, умерших от болезни, сошедших с ума или просто бросившихся в море, предпочтя смерть рабству, - торговцы рабами получали баснословные барыши: спрос на негров был так велик, а рабы были так дешевы и так быстро окупали себя.
Негры были настолько дешевы, что плантаторам было выгоднее за короткий срок замучить раба на непосильной работе, чем эксплуатировать его дольше, но осмотрительнее. Средняя продолжительность жизни раба на плантациях в некоторых районах Юга не превышала шести-семи лет.
Несмотря на запрещение ввоза рабов в 1808 г., работорговля не прекратилась. Она просуществовала в скрытой форме вплоть до официального освобождения негров во время гражданской войны 1861-1865 гг. Негров ввозили теперь контрабандой, что еще больше увеличивало смертность при перевозке.
Подсчитано, что с 1808 по 1860 г. в Соединенные Штаты было доставлено контрабандой около полумиллиона рабов. Предметом торговли стали, кроме того, негры, специально выращиваемые на продажу в некоторых рабовладельческих штатах Юга (особенно в Южной Каролине и Виргинии).





Негры были сделаны рабами, но они никогда не были рабами покорными. Нередко негры поднимали восстания еще на кораблях. Об этом свидетельствует особый вид страхования кораблевладельцев для покрытия убытков специально на случай восстания рабов на корабле.
Но и на плантациях, где жили негры привезенные из разных частей Африки, представители различных племен, говорившие на разных языках, рабы сумели преодолеть межплеменную рознь и объединиться в борьбе против своего общего врага - плантаторов. Так, уже в 1663 и 1687 гг. были раскрыты крупные заговоры негров в Виргинии, а в 1712 г. гарнизону Нью-Йорка с большим трудом удалось предотвратить захват города восставшими рабами - неграми.
За период с 1663 по 1863 г., когда рабство негров было отменено, зафиксировано свыше 250 негритянских восстаний и заговоров, в том числе такие крупные, как восстания под руководством Като (1739) в Стоно (Южная Каролина), Габриэля, иногда называемого по имени хозяина Габриэлем Проссером (1800), в Хенрико (Виргиния), Денмарка Вези (1822) в Чарлстоне (Южная Каролина) и Ната Тёрнера (1831) в Саутгемптоне (Виргиния).
Восстания негров жестоко подавлялись. Но даже эти разрозненные вспышки отчаяния угнетенных рабов заставляли плантаторов трепетать от страха. Почти каждая плантация имела свой склад оружия, группы плантаторов содержали охранные отряды, рыскавшие ночью по дорогам. "Вся общественная система в южных штатах, - замечает Ф. Фонер, - держалась на прямом подавлении негров силой оружия".





Негритянские рабы выражали свой протест и в других формах, как, например, порча орудий труда, убийство надсмотрщиков и хозяев, самоубийство, побеги и т. д. Бегство требовало от негра большой смелости и мужества, - ведь если беглого раба ловили, ему отрубали уши, а иногда, если он оказывал вооруженное сопротивление, и руки, или клеймили его раскаленным железом.
Особенно массовыми стали побеги рабов с плантаций во время революции 1774-1783 гг. Негры сыграли важную роль в борьбе американских колоний против английского владычества.
Джордж Вашингтон, долгое время не решавшийся вербовать негров в солдаты, в 1776 г. был вынужден прибегнуть к этой мере ввиду наступления англичан и общего тяжелого положения в стране. По некоторым подсчетам, в армии Вашингтона было не менее 5 тыс. негров.







Изобретение хлопкоочистительной машины (джина), во много раз ускорившей очистку хлопка, вызвало подъем хлопководства и значительно увеличило спрос на рабов, а начало промышленного переворота в Европе, а затем и в Соединенных Штатах, еще более усилило спрос и на хлопок, и на рабов.
Цена на раба с 300 долларов в 1795 г. возросла до 900 долларов в 1849 г. и до 1500-2000 долларов накануне гражданской войны. Резко усилилась интенсификация рабского труда и эксплуатация рабов.
Всё это привело к новому обострению и к новому подъему освободительного движения негров. Волна восстаний негров, охватившая в первой половине 19 в. весь юг США, была связана, кроме того, с революционным движением негров в Вест-Индии в конце 18-го и в начале 19-го в.




К середине XIX в. рабство изжило себя. Изобретение прядильных машин, введение различных технических усовершенствований повысили производительность труда в промышленности и резко увеличили потребность в хлопке. Труд рабов, даже при условии жесточайшей его эксплуатации, оставался малопроизводительным, продуктивность его не соответствовала новым требованиям промышленности.
Однако плантаторы не собирались добровольно отказаться от власти. В 1820 г., в результате Миссурийского компромисса, они добились установления границы рабства по 36°30" северной широты. В 1850 г. под нажимом плантаторов Конгресс принял новый закон о беглых рабах, гораздо более суровый, чем закон 1793 г.



Предгрозовой вспышкой гражданской войны в Соединенных Штатах была гражданская война в Канзасе, за которой последовало восстание Джона Брауна (1859). Браун (1800-1859), белый фермер из Ричмонда (Огайо), видный аболиционист и деятель "тайной дороги", задумал совершить поход в Виргинию, поднять всеобщее восстание рабов и образовать в горах Мэриленда и Виргинии свободный штат как базу для борьбы за освобождение всех рабов.
В ночь на 16 октября 1859 г. Браун с небольшим отрядом в 22 человека (из них пять негров) двинулся на г. Харперс- Ферри и захватил арсенал. Однако поход Джона Брауна оказался недостаточно подготовленным. Оставшись без поддержки, отряд Брауна был окружен и после ожесточенного сражения разгромлен.
Тяжелораненный Джон Браун был захвачен в плен, обвинен в государственной измене и подстрекательстве рабов к мятежу и приговорен к повешению. В своей последней речи на суде Браун отверг все предъявленные ему обвинения и признал себя виновным только в одном - в намерении освободить рабов.
Казнь Джона Брауна вызвала взрыв возмущения во всем мире, и приблизила кризис, который разразился в 1861 г. Первый удар нанесли плантаторы: в 1860 г., после избрания президентом А. Линкольна, представителя Севера, они объявили о выходе ряда южных штатов из состава Союза, а в начале 1861 г. атаковали войска северян у форта Самтер. Так началась гражданская война Севера и Юга.








После победы северян и освобождения негров важнейшим вопросом стал вопрос о перестройке всей политической и экономической жизни на Юге, вопрос о реконструкции Юга. В марте 1865 г. было учреждено Бюро по делам беженцев, освобожденных негров и покинутых земель.
Однако негры были освобождены без выкупа, но и без земли, без средств к существованию. Крупное плантационное землевладение не было уничтожено, политическая власть рабовладельцев была лишь на некоторое время поколеблена, но не сломлена.
И хотя негры сами с оружием в руках принимали участие в борьбе за свое освобождение, хотя свыше 200 тыс. негров сражалось в армии северян и 37 тыс. из них пали в этой войне, - негры не получили ни настоящей свободы, ни, тем более, равноправия.
Освободившись от рабства у плантаторов, они попали в кабалу к тем же плантаторам и были вынуждены на кабальных условиях работать у своих прежних хозяев наемными рабочими или арендаторами. "Рабство отменено, да здравствует рабство!", - так определил положение один из реакционных деятелей той эпохи.





После убийства Линкольна 14 апреля 1865 г. и прихода к власти Э. Джонсона, проводившего политику уступок по отношению к плантаторам, реакция в южных штатах вновь подняла голову. В 1865-1866 г. в различных штатах Юга были введены так называемые "черные кодексы" (Black codes), по существу восстанавливавшие рабство негров.
Согласно закону о подмастерьях (Apprentice law), все негры - подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей (poor minors), отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям.
Негры допускались только к самым тяжелым и грязным работам. Во многих штатах существовали законы о бродяжничестве (Vagrant laws), по которым негры, не занятые на постоянной работе, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады или насильственно возвращались на работу к прежним плантаторам.
Законы о бродяжничестве применялись крайне широко, и им всегда давалось толкование, угодное плантаторам. В южных штатах процветала система кабального пеонажа, использования труда арестантов, которые часто приковывались к одной цепи и должны были выполнять работы по прокладке дорог или другие тяжелые работы, проводившиеся в том или ином штате.



В 1867-1868 гг. конгресс утвердил законы о реконструкции Юга, в соответствии с которыми южные штаты разделялись на пять военных округов и там вводилась военная диктатура, осуществляемая войсками северян. Штаты избирали свои временные органы власти на основе всеобщего избирательного права (включая негров), причем конфедераты, бывшие активные участники мятежа, лишались права голоса.
Негры оказались избранными в законодательные учреждения ряда штатов. Так, Г. Эптекер указывает, что в штате Миссисипи после выборов 1870 г. в палате представителей было 30 негров, а в сенате - пять.
Но основная задача революции - перераспределение земли, уничтожение плантационного хозяйства, а тем самым и политической и экономической мощи и засилия рабовладельцев, - решена не была. Это дало возможность реакции в южных штатах собрать силы и перейти в наступление.
Начали создаваться многочисленные террористические группы, совершавшие убийства, избиения и другие акты насилия против негров и их белых союзников и разжигавшие расовую ненависть.




Добившись осуществления своих целей и боясь дальнейшего углубления революции, буржуазия Севера пошла на сделку с рабовладельцами для организации единого фронта против рабочего и фермерского движения и национально-освободительной борьбы негритянского народа.
К 80-м годам XIX в. оформился сговор между крупными капиталистами Севера и плантаторами Юга, который носит в истории название компромисса, или предательства, Хейса - Тильдена (1877).
Хейс - кандидат в президенты от республиканской партии, партии северной буржуазии, получил поддержку плантаторов и был избран президентом после того, как обещал вывести с Юга войска северян. Этим компромиссом закончился период реконструкции.



Большинство негров в качестве издольщиков продолжало работать на хлопковых полях и на фермах, часто принадлежавших прежним хозяевам или их детям. Система издольщины, сложившаяся в южных штатах после гражданской войны, полностью отдавала арендатора на милость землевладельца.
У издольщика не было никакой собственности, ни земли, ни средств производства, ни скота, ни денег, ничего, кроме рабочих рук. Издольщики жили в глубокой нищете, платя плантатору за право пользоваться землей половину, а иногда и две трети урожая.





Расовая сегрегация в Соединенных Штатах была законодательно запрещена лишь спустя 100 лет после отмены рабства.

Мировая история полна мифов, складывающихся вокруг реальных событий, и зачастую трактующих их в совершенно ином ключе, чем это было на самом деле.Из уроков мировой истории школьники могут вынести информацию о том, что Гражданская война в США 1861—1865 годов вспыхнула из-за проблемы рабства, а президент Авраам Линкольн был горячим сторонником отмены рабовладения в Соединенных Штатах.

В реальности причины конфликта Севера и Юга лежали в экономической сфере. Например, стороны кардинально по-разному подходили к вопросу налогов на ввозимые товары - промышленно развитый Север выступал за введение высоких налогов, а Юг добивался свободы торговли с остальным миром. Фактически северяне продавливали законы, которые были выгодны им, и перекладывали стоимость индустриализации на плечи южан, которым такая политика грозила разорением.

Новый президент США Авраам Линкольн, избранный в 1860 году, объявил, что все новые штаты в составе страны будут свободными от рабства. Такая перспектива сулила устойчивый перевес северян в Конгрессе и во властных структурах, что позволило бы им принимать любые удобные для них законы без учёта мнения Юга.

Именно это и подтолкнуло южан к активным действиям по защите собственных интересов.

Борец с рабством поневоле

Взгляды Авраама Линкольна, с которыми он шел на президентские выборы, были далеки от взглядов борца с неравноправием - он был противником предоставления чернокожим избирательных прав, а также выступал против межрасовых браков, полагая, что «превосходство белой расы всегда будет очевидным».

Поставить вопрос об отмене рабства в южных штатах Линкольна заставил неудачный для Севера ход войны. Президент США говорил журналистам: «Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного раба, я бы сделал это».

В 1862 году Линкольн убедился, что придется идти на крайние меры. 22 сентября 1862 года был издан первый из двух указов, составляющих «Прокламацию об освобождении рабов». Согласно указу, свободными объявлялись все рабы в любом штате, не возвратившемся в состав США до 1 января 1863 года.

Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.

За этот документ Линкольна подвергли критике сторонники отмены рабства. Дело в том, что он распространялся на штаты, где федеральные власти не имели контроля.

А вот четырёх рабовладельческих штатов, воевавших на стороне Севера - Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд - эта мера не касалась.

Тем не менее, «Прокламация об освобождении рабов» сыграла свою роль в переломе хода войны в пользу северян.

Тринадцатая поправка

31 января 1865 года Конгресс США проголосовал за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещавшей рабство на всей территории страны. К 6 декабря 1865 года она была ратифицирована достаточным для окончательного утверждения количеством штатов, и 18 декабря вступила в силу.

Авраама Линкольна к тому моменту уже не было в живых - в апреле 1865 года всего через неделю после окончательной капитуляции Юга он был застрелен сторонником проигравших Джоном Бутом .

Тринадцатая поправка не вызывала восторга во многих штатах. Достаточно сказать, что штат Кентукки ратифицировал документ лишь в 1976 году, а последний документ о ратификации был направлен в Федеральный реестр США из штата Миссисипи 30 января 2013 года.

Но все-таки рабство было отменено, и вчерашние невольники обрели личную свободу.

Об обратной стороне этой свободы говорят куда менее охотно. Судьба десятков тысяч освобожденных чернокожих была трагичной.

«Черные кодексы»: рабство в новой обертке

Как уже говорилось, большинство политических деятелей Америки того времени, включая борцов за отмену рабства, исходили из постулата о превосходстве белой расы над чернокожими.

Поэтому личная свобода для рабов не означала обретения ими гражданских прав.

Сразу после принятия Тринадцатой поправки в южных штатах были приняты так называемые «Черные кодексы», определявшие порядок жизни чернокожего населения.

Например, в штате Миссисипи неграм под страхом пожизненного тюремного заключения отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие, ограничивалось их право владеть землей.

«Закон о подмастерьях» гласил, что все негры - подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей, отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям.

Отдельно стоит сказать о входивших в «Черные кодексы» «Законах о бродяжничестве».

Поскольку освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над головой.

Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация «бродяг» была порой ещё более жестокой, нежели до отмены рабства.

Реконструкция Юга

Чернокожие, выброшенные на улицу, не имеющие средств к существованию, стали совершать кражи и грабежи. Это, в свою очередь, стало поводом для создания различных объединений белого населения для борьбы с неграми. Самой известной такой организацией стал Ку-клукс-клан, члены которого развернули террор в отношении чернокожих, а также белых сторонников расового равенства.

Федеральному правительству подобные тенденции категорически не нравились. В период с 1865 по 1877 годы проходила так называемая Реконструкция Юга. На территориях южных штатов была введена военная администрация, которая должна была привести законы Юга к федеральным нормам.

В 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство любому лицу, родившемуся на территории США, вне зависимости от цвета его кожи. В 1870 году была принята Пятнадцатая поправка, запрещающая властям на уровне государства или отдельных штатов ограничивать граждан страны в активном избирательном праве по признаку «расы, цвета кожи или в связи с нахождением в рабстве в прошлом».

Благодаря этим документам, в законодательных органах южных штатов появились первые чернокожие парламентарии.

Федеральное правительство, озабоченное ростом популярности Ку-клукс-клана, в 1871 году издало специальный закон, дававший президенту полномочия на силовые действия против активистов данной организации. После арестов сотен активистов, Ку-клукс-клан был формально распущен. Однако фактически на местах акты террора продолжались.

Сегрегация как норма жизни

Особую популярность приобрели так называемые «суды Линча» - убийства человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия.

После Гражданской войны в США главными жертвами «судов Линча» становились афроамериканцы. Излюбленным методом убийц на таких судах было повешение несчастных или даже их сожжение.

Точной статистики по «судам Линча» нет. Специалисты Университета Миссури, изучая этот вопрос, пришли к выводу, что в период между 1882 и 1920 годами линчеванию подверглись около 3500 афроамериканцев. Критики полагают, что в данном случае речь идет лишь о самых громких публичных случаях, а общее количество чернокожих, убитых расистами, измеряется десятками тысяч человек.

Реконструкция Юга завершилась в 1877 году, однако решить вопросы равенства в правах людей с разным цветом кожи она не смогла. Началась эпоха так называемых «Законов Джима Кроу», которые установили расовую сегрегацию в американском обществе.

Формально Пятнадцатая поправка наделяла чернокожее население южных штатов избирательными правами, однако местное законодательство было выстроено таким образом, что подавляющее большинство афроамериканцев оставались бесправными.

Например, на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000.

Сегрегация касалась не только избирательных прав, но и всех сфер жизни. Разделение белых и цветных было узаконено в учебных заведениях, отелях, магазинах, ресторанах, больницах, транспорте, туалетах. На автобусных станциях белые и негры должны были ждать своего рейса в разных залах ожидания, а в самом автобусе сидеть на разных местах. Даже Библия для принесения присяги в суде была для них разной.

Развлечение по-американски: сжечь чернокожего и подарить открытку маме

Подобные законы только усиливали расистские настроения среди белых жителей южных штатов. Участие в линчевании чернокожих рассматривалось как весьма достойное дело.

Справедливости ради, нужно сказать, что в конце XIX - первой половине XX века линчевали более 1000 белых преступников. Разница лишь в том, что чернокожих казнили чаще всего за незначительные преступления, а порой и вовсе без каких-либо доказательств вины.

Сегодня любой желающий с легкостью найдет в интернете фотографии улыбающихся американцев на фоне обезображенных человеческих останков. Фотографироваться на фоне повешенного или сожженного человека участники линчевания считали честью. Более того, такие фотографии превращали в почтовые открытки, с помощью которых поздравляли родственников. Прислать фото чернокожего, повешенного на дереве, с надписью «Мама, с Рождеством!» - обычное дело для США первой половины XX века.

23 января 1906 года в городе Чаттануга (штат Теннесси) была изнасилована белая женщина. По обвинению в преступлении был арестован чернокожий Эд Джонсон . 6 февраля 1906 года Джонсона признали виновным и приговорили к смертной казни. Казнь была назначена на 20 марта. 19 марта суд разрешил подать апелляцию. В эту же ночь толпа ворвалась в городскую тюрьму. Джонсона подвергли безжалостным побоям, затем повесили на мосту, и всадили в мертвое тело десятки пуль. В данном случае власти довели расследование до конца, и участники линчевания получили по 60 дней тюремного заключения.

В 1916 году 17-летний чернокожий Джесс Вашингтон был приговорен к смертной казни через повешение за убийство белой женщины. Разъяренная толпа вырвала его из рук тюремщиков. Вашингтона вытащили на улицу, раздели и избили палками, лопатами и кирпичами. Затем в присутствии 15 000 человек его сожгли на костре на площади перед мэрией. Отрезанные пальцы рук и ног пошли на сувениры.

В 1919 г. в Небраске судили чернокожего Уилла Брауна , изнасиловавшего 19-летнюю белую девушку. Толпа штурмовала суд, вытащила оттуда преступника, тут же его повесила, затем в труп выпустили сотню пуль, протащили по улицам, отрубили конечности, облили бензином и сожгли.

Десантники против расистов: как подавляли сегрегацию

Принять законы против линчевания пытались сразу несколько американских президентов, включая Франклина Рузвельта, однако их попытки потерпели неудачу. Лишь в 1960-х годах линчевание стало рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами.

Лишь в июне 2005 года Сенат США принял резолюцию, в которой официально принес извинения за бездействие в отношении линчевания нескольких тысяч человек, в основном чернокожих.

Что касается законов о расовой сегрегации, то их ликвидация происходила в США уже после Второй Мировой войны. Причем федеральным властям приходилось применять для этого чрезвычайные меры.

В 1954 году Верховный суд США после серии процессов в разных штатах признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах.

Но это решение ещё надо было выполнить. Для того, чтобы в 1957 году в городе Литтл-Рок штата Арканзас чернокожие ученики смогли пойти в одну школу с белыми, в населенный пункт была введена 101-я воздушно-десантная дивизия. Десантникам было приказано выполнить решение суда, несмотря на сопротивление местных властей.

Свобода есть? Есть борьба за свободу

В 1964 году президент Линдон Джонсон утвердил Акт о гражданских правах, полностью ликвидировавший расовую сегрегацию на территории США. Это произошло накануне 100-летия принятия Тринадцатой поправки, ликвидировавшей рабство.

Волнения на расовой почве, впрочем, и сегодня остаются в Америке обычным делом. Многие афроамериканцы полагают, что даже после правления первого чернокожего президента сегрегация никуда не делась. Так что борьба за свободу, дарованную Авраамом Линкольном, продолжается.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...