На какой реке стоит город щербинка. История поселения щербинка

Расположение города:
Город Щербинка расположен в 6 км к югу от Московской кольцевой автодороги вдоль Варшавского шоссе и железнодорожной магистрали "Москва - Тула". С севера и северо-востока территория города Щербинки соприкосается земли Москвой (район Южное Бутово), юго-восток, юга, запада - земли города Подольска, Подольского, Ленинского районов Московской области.

Телефонный код г. Щербинка:
Порядок набора +7-496-7 Номер телефона
Добавочные цифры: 5
Если в номере абонента меньше 7 цифр, то после кода города перед номером абонента набираются цифры "5" до десятизначного номера.
Коды населенных пунктов не являющихся областными центрами пятизначные: первые три цифры -- код области, остальные внутриобластной код. Если в городском номере абонента менее 5 цифр, то после кода города также набирается необходимое количество цифр "5" до десятизначного номера.

Почтовые индексы:
Щербинка 142170
Щербинка 1 142171
Щербинка 2 142172

Карта города ЩЕРБИНКА из космоса

История города Щербинка:
Родословная Щербинки уводит к началу позапрошлого века... Народная молва, свидетельства старожилов знакомят нас с такой легендой... Еще в самом начале XIX века на месте теперешней Щербинки, урочища Липки, Милицейского поселка, лежало богатое имение помещика Щербы. Помещик этот для своих крепостных крестьян заложил сельцо, состоявшее тогда из семи дворов.
Так и называли крепостных:
- Чьи вы, мужики?
- Да, вишь. Щербины мы...
А позже и все сельцо стали называть: Щербинка.

В конце 19 в. построена Курская железная дорога и в 1895 г. появился железнодорожный пост Щербинка (с 1929 г. - станция).

Выросший при станции посёлок получил в 1939 г. статус рабочего посёлка, в его состав вошла деревня Щербинка. Город Щербинка с 1975 г.

Полезные телефоны, справки г. Щербинка:
Администрация Железнодорожная ул.,

Экономика и предприятия Щербинки:
ОАО "Щербинский лифтостроительный завод"
142002 Московская область, г. Щербинка, ул. Первомайская, 6
Телефоны:

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


Предлагает: Лифты пассажирские

ЗАО "Щербинка ОТИС Лифт"
Щербинский завод художественных промыслов и сувениров
ОАО "Щербинский завод электроплавленых огнеупоров"
Подольский завод огнеупорных изделий
ЗАО научно-технический центр "Бакор"
Головной ремонтно-восстановительный поезд-1
Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ
ФГУП "99 завод авиационного технологического оборудования"
ПКО "Монолит"
ОАО "Транссвязь"
СМП № 380
ФГУП "Мослеспроект"
ФГУП "Щербинская типография"
Компания "МИТЛАНА"

Архитектура и достопримечательности Щербинки:
В 3 км к юго-западу от Щербинки - бывшая усадьба князей Вяземских Остафьево, один из центров русской культуры первой половины 19 в. (в 1801-16 здесь жил и работал Н.М. Карамзин; неоднократно бывали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов и др.).

Часовой пояс г. Щербинка:
Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 55°30"
Географическая долгота: 37°34"

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Согласно археологическим находкам (курган, керамика, стеклянные византийские украшения Х-ХI вв.), на территории и в окрестностях нынешней Щербинки всегда жили люди. Поселения славян-вятичей на средней Лопенке прослеживаются со времен Домонгольской Руси. Обнаруженные образцы позднейшей керамики и металла свидетельствуют о возобновлении здесь жизни с начала ХIV века.

Название нашей Щербинки происходит, как и подавляющее большинство названий малых селений на Руси, от фамилии либо прозвища его первого владельца - помещика или вотчинника. Роды князей Щербатых и дворян Щербининых известны с XV века. "Ономастикон" академика С.Б. Веселовского указывает на Щербину (1425 год) - дьяка князя М.А. Верейского и еще на дворянина Василия Игнатьевича Щербину, от которого пошел род Щербининых. Из них в русскую историю XVI века вошел Василий Иванович Щербинин по прозвищу Дородный. Про него из этой же книги известно, что в 1550 году он получил в дар от молодого царя Ивана Васильевича Грозного поместье под Москвой. В 1570 году, в опричнину, он был казнен. Землю под поместье на реке.

Лопенке своему верному слуге царь Иван мог выделить из обширного имения Захарьино, бывшего приданым царицы Анастасии Романовны Захарьиной (1530-1560 гг.) и ставшим совместным владением царской четы.

В смутное время начала XVII столетия сельцо Щербинку постигла общая судьба многих сел и деревень на Руси - оно обезлюдело и превратилось в "пустошь". Кому принадлежало восстановленное в течение XVII столетия поместье Щербинка - остается неизвестным. С 1672 года жители сельца Щербинки стали прихожанами новоустроенной церкви Знамения Пресвятой Богородицы в селе Захарьине. В описаниях и картах Генерального межевания земель Московского уезда в 1766-1767 гг. находим: "Щербинкино, сельцо Московского уезда Ратуева стана, владение покойного князя Николая Алексеевича Шаховского, ныне за родной его сестрой Аграфеной, женою генерала-поручика Леонтия Михайловича Карабанова. Межевая 19 октября 1766.

Пашни 163 д 2352 и 23 с перелог и лесная мелкая поросль 41 д 2126 с., лес 23 д 456,5 с, сенной покос 7 д 1958,5 с, селение 10 д 84 с, дороги 3 д 2298 с, реч. 1762 и 13 с. Всего 251 д. 1438 с., душ 27*"

Генеральша А.А. Карабанова выделила из своих угодий тогда же в вечное пользование причту Знаменского храма участок пахотной земли размером 14 десятин (15, 18 га) по левому берегу р. Лопенки. Ныне эта земля находится под застройкой г. Щербинки в Центральной и Северной его частях (ул. Юбилейная, Высотная, Почтовая, Вишневая).

Почти столетие спустя, в 1858 году, по заказу помещицы поручицы Е.В. Кротковой был снят сохранившийся план усадьбы Щербинки, который повторял чертежи 1766 года, дополнительно изображая проложенное через земли поместья в 1845 году Варшавское шоссе, сильно изменившее жизнь округи.

В начале 60-х годов XIX века усадьба досталась богатому ростовщику Н.О. Сушкину, который сделал ее благоустроенным и доходным местом. Он же добился учреждения постоянного остановочного пункта "Платформа Щербинка" на построенной в семидесятые годы железной дороге из Москвы в Курск. В конце XIX века было заложено кирпичное производство, использовавшее местные жирные красные глины. Завод выкупила компания "Зингер", которая использовала его продукцию для строительства своего предприятия в Подольске. В конце 20-х годов XX столетия на месте старого был построен новый большой кирпичный завод, преобразованный затем, в послевоенные годы, в завод огнеупоров.

В 30-м году прошлого века началось строительство Экспериментального кольца для испытаний железнодорожного транспорта. В 1938 году начал функционировать штамповочно-механический завод. В том же году населенный пункт Щербинка был преобразован в рабочий поселок. В пятидесятых годах прошлого века начал выпускать продукцию Щербин-ский лифтостроительный завод. Четыре предприятия - Завод огнеупоров, Лифтостроительный завод, Экспериментальное кольцо и "Штамповка" стали стержнем, вокруг которого сформировалась Щербинка, получившая в 1975 году статус города, а в 1992 ставшая городом областного подчинения. В 2002 году началось крупномасштабное жилищное строительство, изменившее облик города. В 2004 году в состав города микрорайоном вошел поселок Гарнизона Остафьево. В 2005 году Щербинке был присвоен статус городского округа.

История деревни Щербинка начинает прослеживаться в начале 19 века. Тогда в этой местности существовало обширное и богатое имение помещика Щербы. Для своих крепостных Щерба основал небольшое сельцо из семи дворов, которое по фамилии хозяина получило название Щербинка.

Предание гласит, что в дни войны 1812 года помещик бежал из своего имения, а все свои ценности зарыл где-то на берегу пруда. По неизвестным причинам после изгнания Наполеона из России Щерба в свое поместье не вернулся, и с того времени владельцы Щербинки несколько раз менялись.

В начале 1860-х годов владельцем имения стал Н.О. Сушкин, который сохранил его за собой до революции 1917 года. Состоятельны ростовщик, Сушкин имел в своей собственности несколько поместий. В Щербинке Сушкин не проживал постоянно, а проводил здесь только летнее время, используя имение как дачу. Помещик организовал в Щербинке эффективное подсобное хозяйство, которое и без его постоянного присутствия приносило немалый доход.

После крестьянской реформы 1861 года местные крестьяне раздели между собой 85 десятин земли, получив наделы по одной десятине на душу. Именно на этих территориях позднее расположилась современная Щербинка. Господские владения также были преобразованы. Хозяйская часть имения была перенесена от Серпуховской дороги вглубь за пруд. На новом месте построили два жилых дома со службами, пять дач, на площади в один гектар разбили парк Пруд расчистили на нем устроили купальню и баню, а ближе к лесу посадили большой фруктовый сад, который по прошествии времени стал приносить владельцу немалый доход. Въезд в усадьбу оформили очень торжественно: через широкие железные ворота гости попадали на тополевую аллею, ведущую к господскому дому, а над воротами располагалось приветствие: "Добро пожаловать". Также у ворот можно было увидеть диковинку – солнечные часы. Вообще все в Щербинке было рассчитано на частые приемы многочисленных гостей. Дачи в летнее время сдавались московским дачникам, очень часто среди них встречались и французы.

В 1870-е годы мимо деревни пролегла железная дорога Москва-Курск, но никакой станции поначалу не было, здесь стояла только казарма путевых рабочих. Если помещик проезжал на поезде в свое имение, то он просил машиниста остановиться возле казармы. Затем, в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта, который получил название "Платформа Щербинка". Успехом это предприятие обязано также хлопотам Баскакова, чья шерстяная фабрика уже стояла на Десне в трех верстах от железнодорожного полотна.

Новая железнодорожная станция от имения отделялась крестьянскими полями, и Сушкину пришлось выкупить у них полосу земли, а на ней построить шоссированную дорогу, оформленную по обочинам деревьями и кустарником, между которыми установили скамейки для отдыха. Эта новая дорога была предназначена исключительно для помещика и его гостей, поэтому в начале и конце пути были установлены запирающиеся шлагбаумы. В 1912 году крестьянская община подала Сушкину прошение передать эту дорогу земству, так как она была необходима и крестьянам, на что Сушкин не согласился, и перекрыл дорогу еще одним промежуточным шлагбаумом.

С юга с усадьбой соседствовали земли церкви, принадлежащей большому селу Захарьино, в котором работала приходская школа. На жирных глинистых захарьинских землях в конце 19 века было заложено небольшое кустарное производство по производству кирпича. В 1900 году этот заводик приобрела компания Зингер, собиравшаяся построить в Подольске собственное предприятие. После того, как Зингер исполнил свои планы, кирпичный завод в Щербинке перешел в руки мелкого предпринимателя В.В, Белоусова. Новый хозяин частично обновил оборудование и незначительно расширил производство. Рядом со зданием предприятия находились бараки, в которых проживали рабочие и небольшой одноэтажный дом, часть которого занимал сам Белоусов, а часть отводилась под контору. От железнодорожной платформы также отходила дорога, которая вела к старинным селам Никольскому и Остафьеву. В этих же местах располагалось имение Барыши, принадлежавшее помещику Дружинину.

К 1917 году в деревне Щербинка насчитывалось всего 17 дворов. Это была небольшая деревушка, которая даже не была нанесена на карты того времени. На них отмечалась лишь железнодорожная платформа Щербинка и постройки для проживания служащих железной дороги. Впоследствии ситуация сложилась так, что именно железнодорожники стали основными жителями будущего поселка, в который превратилась деревушка. Рабочие обратились с просьбой к властям о передаче им части национализированных церковных территорий захарьинского прихода. Просьба была удовлетворена, и железнодорожники получили в свое распоряжение участок Поповой рощи. Обязательным условием была вырубка и расчистка этой земли. Предприятия и усадьбы, располагавшиеся в окрестностях, были также национализированы, а на территории бывшего поместья Дружинина было организовано Опытно-показательное хозяйство по разведению продуктивного Холмогорского скота. Хозяйский дом с парком. Прудом и садом отдали под размещение Дома отдыха Исполкома Коминтерна.

В 1918 году новая власть взялась и за Сушкина, который, славясь своими либеральными взглядами, отдал свое имущество практически без возражений. Хотя, возможно он просто понимал бесполезность споров. Как бы там ни было, а через несколько дней супруги Сушкины навсегда покинули свое имение. В 1920 году здесь был организован колхоз, но в течение короткого срока хозяйство пришло в полнейший упадок. Дом Сушкина сгорел, парк и теннисные корты уничтожили, старый пруд зарос и заилился. Только после того, как директором совхоза назначили агронома П.А. Квитковского, хозяйство удалось возродить. Затем бывшее имение перешло в собственность Первого Государственного конного завода имени С. Каменева, а уже в тридцатые годы здесь размещалась Первомайская трудовая колония ГУЛАГ НКВД.

В 1928 году рядом со старым заводом в Щербинке начали строить новый большой кирпичный завод Райпромкомбината. Большое количество рабочих, прибывших для возведения предприятия, основали рабочий городок, состоящий из восьми бараков и двух двухэтажных домов. В 1930 году у железнодорожной платформы начали строить Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС, а в 1938 году начал работу Щербинский штамповочно-механический завод. Эти три предприятия и стали основными. Которые формировали рабочий поселок Щербинка. После того, как в 1937 году начались работы по электрификации железной дороги Москва-Подольск, в этих местах появился крупный застройщик, и вдоль Серпуховского шоссе вырос ряд двухэтажных жилых домов мостовиков, составивших поселок Мостотреста. На прилегающих территориях выделялись земли под строительство жилья для москвичей, утрачивавших жилплощадь в процессе реализации плана по реконструкции Москвы. В итоге, в 1938 году Щербинка превратилась в крупный населенный пункт, которому был присвоен статус рабочего поселка. В 1939 году утвердили план развития молодого поселка, и через несколько лет здесь появились районы Новомосковский, Шарики, им. Орджоникидзе.

Проект застройки поселка был очень масштабным, но его реализации помешало начало Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года немецко-фашистские войска почти вплотную подошли к Подольску, и через земли Щербинки пролегла прифронтовая полоса. Кирпичный завод бездействовал до 1943 года, а штамповочный завод начал выпуск продукции, предназначенной для фронта. Военные действия, а также недостаток топлива привели к значительной вырубке лесов в этой местности. Относительно мало пострадали только Барыши и Липки.

После окончания войны строительство в поселке возобновилось с новой силой. В послевоенные годы благоустроенными домами в 3-4 этажа был застроен центр поселка, на главной площади появился Дом культуры и прочее. Предприятием, являвшимся основным финансистом местного строительства был Огнеупорный завод, благодаря деятельности которого в щербинке появилось множество культурных и медицинских учреждений, магазинов и прочего. Следующая волна строительства началась в Щербинке в 50-е годы прошлого века. Тогда в поселке появился даже один пятиэтажный дом, а также многие элементы коммунальной инфраструктуры. Важный вклад в развитие поселка по-прежнему вносили железнодорожники. Кроме того, в это же время началось строительство городка московской милиции. Самый большой размах строительство и благоустройство Щербинки приобрело в 1957 году. В 1975 году поселок приобрел статус города, а в 1992 году стал городом областного подчинения. В 2012 году в ходе реализации проекта по расширению границ Москвы, Щербинка вошла в городскую черту.

Историческая справка:

1870 г.г. – мимо деревни Щербинка деревни пролегла железная дорога Москва-Курск
1890 г. – была открыта платформа Щербинка
1917 г. - в деревне Щербинка насчитывалось всего 17 дворов
1928 г. - рядом со старым заводом в Щербинке начали строить новый большой кирпичный завод Райпромкомбината
1930 г. - у железнодорожной платформы начали строить Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС
1938 г. - начал работу Щербинский штамповочно-механический завод
1938 г. - Щербинке присвоили статус рабочего поселка
1941 г. - немецко-фашистские войска почти вплотную подошли к Подольску, и через земли Щербинки пролегла прифронтовая полоса
1975 г. - поселок приобрел статус города
1992 г. – поселок щербинка стал городом областного подчинения
2012 г. - в ходе реализации проекта по расширению границ Москвы, Щербинка вошла в городскую черту

Начиная с этой публикации, мы будем рассказывать о городах Подмосковья в обновленном формате. В нашем рассказе будут две обязательные части — о центре и о новых районах. Нам кажется, что так можно лучше понять, что из себя представляет город.

И начнем мы с города Щербинка. В 2012 году этот город стал частью Новой Москвы, но на сегодняшний день это типичный подмосковный город-спутник. Если учесть еще и лозунг нашего сайта: «Обратная сторона МКАД — испытано на себе», то Щербинка — вполне подходящий объект для визита. Поехали!

Щербинка известна с XIV века как село Щербинино. Есть версия, что название произошло от фамилии владельца села — Щербы. Говорят, что в 1812, испугавшись французов, Щерба зарыл свои сокровища и покинул село. А после изгнания Наполеоновской армии обратно он не вернулся. Нашел ли кто-нибудь клад — неизвестно.

До 2012 года Щербинка был городом областного подчинения, а сейчас он является частью Новой Москвы. Население — 32 тысячи человек, расстояние от МКАД — 6 километров по Варшавскому шоссе.

Интересен герб города. В центре изображен рельс и кольцо, что символизирует железнодорожное экспериментальное кольцо (мы расскажем о нем ниже). Кирпичная арка — завод огнеупоров. А шестерня — лифтострительный завод. Если судить о городе по гербу, то складывается впечатление, что нам предстоит поездка в промзону с кучей дымящих труб с железнодорожным кольцом внутри. Посмотрим, так ли это.

Центр

Обычно в подмосковных городах ядром города является станция, где останавливаются пригородные электрички. Поэтому мы решили начать осмотр города именно с района возле станции. В конце апреля здесь уже работал фонтан, на фоне — невзрачная церквушка, явно современный новодел. Обычные панельные дома. Вроде ничего особенного.

Если присмотреться, то необычное можно увидеть и здесь: каждое сопло фонтана имеет свой краник, на каждом кране иероглифы. Интересно, неужели, каждое утро ответственный по фонтану включает все краники по очереди?

С другой стороны фонтана находится нечто более интересное. Детская площадка. Мы любим детские площадки. Именно по детским площадкам и нужно оценивать город. Чем их больше и чем они лучше, тем больше город пригоден для жизни молодых семей.

Емеля с щукой.

А это животное сразу и не узнать. Наверное, это чупакабра.

Посмотрим на застройку центральной части. Вот еще одна разновидность панелек.

Обычная улица города ближнего Подмосковья.

Во двор всунули бизнес-центр. Его бессмысленная и беспощадная архитектура нисколько не украшает центр города.

Зато на плакате уже красуется герб Москвы. Интересно, сколько жителей Щербинки позвонили по 02 и узнали телефон своего участкового?

Новостройки

Щербинка находится очень близко от Москвы (или теперь правильно говорить от Старой Москвы?) и, соответственно, тут должно быть много прекрасных новостроек с великолепно развитой инфраструктурой. Проверить это мы решили на примере нового микрорайона на улице Индустриальной.

«Инспекцию» начали с нашей любимой темы — детских площадок.

Катаясь с горок, дети решают уравнения…

… учат стихотворения.

Мы приятно удивились, увидев во дворе новенькие тренажеры и даже позанимались на них. Все работает, проверено на себе.

А это что? Когда люди 10 лет назад покупали здесь квартиры, то застройщик гордо отвечал: «Детский сад!». Когда квартиры были распроданы, застройщик разорился, и садик с тех пор стоит недостроенным. Самое удивительное, что с точки зрения города — это здание незаконный самострой, никаких документов и проектной документации на него нет. И как итог — в таком большом квартале детского садика нет.

Два Чехова, пожалуйста.

Удивительно было увидеть на окраине новостройки арык. Мигрантам из Средней Азии он должен напоминать родные города.

На этом мы решили закончить осмотр города и изучить окрестности.

Железнодорожное кольцо и «Кошкин дом»

Самый большой объект Щербинки — это экспериментальное железнодорожное кольцо НИИ железнодорожного транспорта. Это железнодорожное кольцо на картах Москвы с деревней в центре всегда казалось мне загадочным, и на этот раз нам предстояло его увидеть.

Железнодорожное кольцо на самом деле состоит из трех колец. Внешнее имеет протяженность 6 километров и построено в 1932 году. Это был первый в мире железнодорожный полигон. Позднее построены два внутренних кольца, которые в отличие от первого имеют уклоны. Испытания железнодорожной техники проходят на кольце и в настоящее время.

Чтобы беспрепятственно подойти к кольцу, нужно заехать внутрь — в деревню Новокурьяново. А потом пройти по полю пешком. Всю дорогу от конца дороги и до насыпи меня развлекал чибис. Удивительно, что их можно увидить всего в 6 километрах от МКАД.

Вокруг во всю цвела мать-и-мачеха.

А вот и испытания техники. Железнодорожная станция постоянно меняет свои названия: «Сюзьва», «Любинская», «Расторгуево» лишь некоторые из них.

Зачем на экспериментальном кольце вообще станция, спросите вы? Ваш вопрос абсолютно закономерен.

А вот и разгадка. Станция-то не настоящая и стоит на крыше здания. Эта станция бутафорская и используется для съемки фильмов. Работники кольца называют ее «Кошкин дом». Почему-то им показалось, что архитектура станции напоминает дом тети Кошки из известной сказки.

Неожиданно открылась дверь, и из Кошкиного Дома вышел охранник. Видимо, ему было скучно, поэтому он с объекта меня не погнал. Охранник поведал, что станцию построили еще в 70-х. Фильмы раньше тут снимали часто, а в последнее время давно уже никаких съемок не было. Последний раз станция участвовала в съемках картины «Generation П».

Табличка с одним из названий станции лежит под лавкой.

Пройдемся до высокого здания — это корпоративный университет «РЖД».

Рядом с ним стоит паровоз и будка стрелочника. Это паровоз серии Л 1954 года постройки. Один из последних в этой серии. Л — от фамилии инженера Лебедянского, главного конструктора машины. Интересно, что изначально эта серия называлась П — «Победа», но потом была переименована в честь конструктора. Если для самолетов — это было нормой, то для паровозов — исключительный случай. В народе же паровоз называли Лебедем. Этот Черный Лебедь был одним из лучших и массовых советских паровозов.

На этой фотографии хорошо виден уклон внутренних рельсов.

Полюбовавшись техникой, отправляемся в более спокойные и умиротворенные места.

Остафьево

Старательно объезжая огромные ямы в асфальте, через несколько минут паркуемся у храма в селе Остафьево. Нет, на фото не наша машина (к сожалению).

Храм Живоначальной Троицы в Остафьево был построен в 1781 году в стиле барокко. В 1929 году храм хотели закрыть, но живая еще графиня Шереметева убедила местных жителей не делать этого. В том же году она умерла, через несколько лет богослужения прекратились. Иконы храма пошли на доски для полов в сельской школе. Во время войны в нем была столовая для летчиков, а затем швейный цех. В 1991 году храм передали обратно церкви, после чего он был восстановлен.

И хотя мы не испытываем к культовым сооружениям религиозных чувств, прогуляться по территории вокруг храма любим. Тут красиво.

Цветут пролески (луковичное растения семейства спаржевые). Этот первоцвет повсеместно встречается в наших лесах и в диком виде.

Крокусы.

На территории храма есть небольшая детская площадка. Вот за все это мы и любим церкви

Переходим в усадьбу Остафьево. Вход стоит 20 рублей, посещение музея — 100 рублей. Музей закрывается в 5 часов вечера. Гулять по усадьбе можно допоздна. Здесь очень большой парк.

Уже зацвел гусиный лук (или гейджия). Это луковичное растение, родственник тюльпанов.

Главное здание усадьбы сейчас реконструируется. Но надеемся, что в 2014 году оно предстанет во всей красе.

Расцвет усадьбы связан с именем князя Петра Вяземского. Усадьба была приобретена его отцом Андреем Вяземским именно в честь рождения сына. Говорят, что князю очень понравилась старинная липовая аллея. При Петре Вяземском в имении гостил весь культурный бомонд того времени: Пушкин, Жуковский, Грибоедов, Гоголь. С именем великого поэта связан забавный анекдот, будто бы князь решил назвать усадьбу первым словом, которое произнесет собиравшийся приехать к нему в гости Пушкин. Когда экипаж остановился у дворца, лакей спросил Александра Сергеевича, что делать с его саквояжем. «Оставь его», - ответил поэт. Так и появилось название «Остафьево».

Табличка у пруда рассказала нам, что пруд — это важный элемент усадьбы. Остафьевский пруд образован плотиной на реке Любуче. Говорят, что здесь водится щука, окунь и лещ. Еще говорят, что охрана пруда гоняет рыбаков, потому что им самим рыбы мало, наверное
Но пруд и в самом деле красив.

Карамзин, автор «Истории государства Российского», приходился родственником Вяземским и долгое время жил здесь. Именно в Остафьево он и написал свой эпохальный труд. Этот дуб был посажен 150 лет назад в честь историка.

В здании усадьбы действует музей и кафе. Оба заведения работают до 17 часов, а мы приехали сюда почти к закрытию. Поэтому мы выбрали кафе, решив посмотреть музей в следующий раз. В кафе есть детский уголок.

Интерьер тут довольно неплох, если сравнивать его с кафе в Ершово или Архангельском.
Цены обычные для кафе. Еду готовят здесь же. Мы брали котлеты и отварные овощи, нам понравилось.

Перекусив и отдохнув, продолжим осмотр с новыми силами. Петр Вяземский писал о усадьбе:

Серебряная ночь взошла на небеса.
Всё полно тишины, сиянья и прохлады.
Вдоль блещущих столбов прозрачной колоннады
Задумчиво брожу, предавшись весь мечтам;

Это первый памятник книге, который я увидел за свою жизнь. Карамзин написал в Остафьево восемь томов своего труда.

Остафьево достопамятно для моего сердца: мы там наслаждались всею приятностью жизни, не мало и грустили, там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века…

Весна 2013 года выдалась поздняя. Только в апреле природа, наконец, начала оживать.

Зацвела купальница.

Левый флигель. Архитектор усадьбы не известен.

Марсово поле. Одна из «затей» в усадьбе. Поляна была создана в честь победы в войне 1812 года.

Другой затеей была роща кенокс. Подобные рощи известны еще в Древнем Риме. Посаженные и подстриженные определенным образом деревья обеспечивают видимость по всем диагоналям. Роща восстановлена в 2004 году.

Ротонда. Табличка рядом с ротондой проинформировала нас, что беседка «Храм Аполлона» воссоздана в 2012 году. И на это ушли годы научных изысканий и более 10 миллионов рублей.

Куда точно ушло более 10 млн рублей мы сказать не можем, но не простояв и года ротонда начала разрушаться.

Горбатый мостик. Он стоял на этом месте с 1805 года. К 1950-м годам, когда в усадьбе располагался дом отдыха, мостик был разрушен и был воссоздан в 1999 году.

Полюбуемся еще немного на весеннуюю природу.

Напоследок предлагаем вашему вниманию небольшой видеоролик с панорамой усадьбы.

Отправляемся по домам. Когда я делал этот кадр, охранник вышел из своей будки и спросил: «Что же тут такого интересного? Вы уже второй эту стену фотографируете. Пойду тоже погляжу». Весна! Даже в стороже проснулось любопытство, главное сделать первый шаг, и сразу откроется много новых и интересных мест вокруг.

Справочная информация

  1. Центр (55°30’32″N — 37°33’48″E)
  2. Новостройки (55°30’11″N — 37°33’24″E)
  3. «Кошкин дом» (55°30’47″N — 37°33’18″E)
  4. Место в Новокурьяново откуда надо идти пешком к ЖД кольцу (55°31′01.4″N — 37°33′13.5″E)
  5. Остафьево (55°29’41″N — 37°30’10″E)

Сколько потратить времени: целый день.
Дети: в центре, новостройки и у храма в Остафьево есть детские площадки. Блюда в кафе усадьбы подходят для детей.
Бюджет: вход в усадьбу стоит 20 рублей, музей — 100 рулей, поесть в кафе — от 200 рублей на человека.
Как добраться: 6 километров от МКАД по Варшавскому шоссе или электричкой с Курского вокзала до станции Щербинка. До Остафьево из Щербинки ходят автобусы.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...