Мир глазами эколога сообщение. Изучение нового материала

§ 1 Прошлое и настоящее глазами эколога

Кто такой эколог, и каков мир в его представлении? Найдем ответы на эти вопросы.

Экология изучает взаимодействие растительных и животных организмов и окружающей среды. Ученого, занимающегося исследованием этих вопросов, называют экологом.

В древности у людей не было ничего из того, что есть сейчас: автомобилей, современной техники, современного жилища. Но в то же время у них было многое:

Лес. Покой и тишина.

Шум ручья и в реках чистая вода.

Чистый воздух, гриб в лесу, ромашки на лугу…

Когда-то природа вручила человеку бесценный дар - себя.

Человек и природа неотделимы друг от друга. Человек живет в природной среде. Развитие общества происходит в процессе постоянного взаимодействия с природой. Но с течением времени влияние человека на окружающий мир сильно изменилось.

В первобытном обществе, когда основным источником существования человека были охота, рыбная ловля и собирательство, он находился в большой зависимости от природы. Наши предки преклонялись перед силами природы. Поскольку природа давала человеку жилище, кормила и одевала его. Например, засуха или слишком холодная зима нередко приводили к гибели людей.

С развитием человеческого общества влияние его на окружающий мир расширилось. Особенно крупные изменения произошли в эпоху развития промышленности: появились заводы и фабрики, гидроэлектростанции, стали активно добываться и перерабатываться полезные ископаемые и т.д.

Воздействие человека на природу достигло наибольшей силы в последнее время, в период научно-технической революции. Использование современных машин и новых технологий сделало людей почти всесильными. И мы вообразили себя всемогущими. И стали забывать, что живем в природной среде и что природные запасы не бесконечны. Ведь даже чистый воздух становится дефицитным ресурсом во многих местах на Земле.

К началу 70-х годов XX века экологические проблемы выдвинулись в число глобальных проблем современности. И от их решения теперь зависит будущее всего человечества.

Экологических проблем в мире достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.

Проблема первая - защита водных ресурсов. Большую часть поверхности нашей планеты занимают моря и океаны, и на 80% их загрязнение - это результат деятельности человека.

Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточных вод с полей и ферм, бытовых отходов, содержащих ядовитые вещества. В середине прошлого века в Северном Ледовитом океане потерпел аварию нефтяной танкер. Разлившаяся нефть образовала маслянистую плёнку на поверхности воды. В результате в воде погибли миллионы морских жителей. В 1972 году на побережье Бразилии было обнаружено 30 мёртвых китов. Причиной смерти стало наличие в океане полиэтиленовой плёнки. Вместе с водой она попала в дыхательные пути этих животных, что привело к их гибели. Также опасны ядовитые и радиоактивные отходы, которые накапливаются в теле рыб, птиц и других животных.

Употребление их в пищу может привести к смерти людей. И это уже не единичные факты. Каждый день нам сообщают о новых случаях загрязнения водных ресурсов и о гибели живых существ.

Для решения этой проблемы учёные создали специальные суда - «губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные и мазутные пятна, а также собирают мусор и пластмассовые отходы. Для уничтожения следов нефтепродуктов используются эффективные химические препараты. А все предприятия, сбрасывающие сточные воды, должны иметь сооружения по очистке воды. Государством регулируются сроки и размеры добычи промысловых рыб и морепродуктов, ограничивается отлов исчезающих пород рыб.

Каждую секунду на планете вырубается 1 квадратный километр тропических лесов. Только за три месяца 1988 года в Бразилии было вырублено 80000 квадратных миль леса. По площади это равно Дании, Бельгии, Швейцарии и Австрии вместе взятыми. Пышная растительность тропических лесов - джунглей - выделяет в окружающую среду особенно много кислорода. Именно поэтому тропические леса называют «легкими нашей планеты». В связи с вырубкой особенно ценных пород деревьев, выжиганием и выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных нужд и строительства нарушается кислородный и водный баланс Земли. Уменьшение площади тропических лесов ведёт не только к уменьшению кислорода в атмосфере, но и к недостатку пресной воды, к снижению плодородия почв, а также к вымиранию многих видов растений и животных. Уже сейчас некоторые районы Африки и Азии испытывают недостаток пресной воды.

Следующая из крупнейших экологических проблем, которая стоит перед нами, это как избавиться от мусора?

В нашу жизнь прочно вошли такие удобные для человека изобретения, как пластиковые бутылки, упаковки, жестяные банки и т.д. Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает более 500 килограммов мусора: картона, текстиля, кожи, пластика, который не разлагается естественным путем. Также серьёзную проблему представляют гигантские свалки мусора, возникающие вокруг крупных городов. В настоящее время мусор подлежит сортировке, а затем переработке. Некоторые предметы после сортировки используются вторично, например, стеклянные банки, бутылки. Для переработки создаются специальные мусороперерабатывающие заводы.

В современном мире проблемы окружающей среды выдвинулись в число крупнейших глобальных проблем. Стало очевидным, что решить их можно только сообща. Это задача всего человечества. Для её решения необходимо международное сотрудничество. Поэтому в 1948 году был создан Международный союз охраны природы (МСОП) под покровительством ООН, штаб-квартира этой организации находится в Швейцарии.

Также по решению международной Стокгольмской конференции в 1972 году в структуре ООН создана программа ЮНЕП. В её задачи входит разработка основных мероприятий в области охраны окружающей среды.

В сентябре 1971 создана всемирная организация Гринпис, что в переводе на русский язык означает «зелёный мир». Её основная задача - добиться решения глобальных экологических проблем.

Более чем в 90 странах мира работает такая организация, как «Всемирный фонд дикой природы» (WWF). Эмблемой этой организации служит изображение панды - одного из самых редких животных нашей планеты. Задачей фонда является сбор и распределение средств на охрану растительного и животного мира планеты Земля.

Также ежегодно отмечаются международные дни, посвященные охране природы и окружающей среды: 22 марта - Всемирный день воды, 1 апреля - Международный день птиц, 18-22 апреля - Дни заповедников и национальных парков, 22 апреля - День Земли, 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды, 17 июня - Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой, 16 сентября - Международный день охраны озонового слоя Земли, 20 сентября - День работников леса, 27 сентября - Международный день моря, 4 октября - Международный день защиты животных, 29 декабря - Международный день биологического разнообразия.

Лебедев Виктор, Муравина Софья, Роговая Екатерина, Сирота Богдан,Фафурин Дмитрий

Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир глазами эколога ПРОЕКТ

Экология Экология- это наука, и зучающая все сложные в заимосвязи в природе, взаимоотношения живых о рганизмов и среды их о битания.

Для чего нужна экология? Зачем она нужна, должно быть понятно даже самым маленьким. Стоит только посмотреть на нашу окружающую среду и сразу все становится понятным. Сегодня проблемы экологии стоят как нельзя остро и их нельзя переоценивать. Проблемы есть реальные и сокрыты они в том, что думать о будущем нашей планеты нужно было еще вчера.

Экологические проблемы Проблема загрязнения воды (морей, рек, озер и т.д.) – одна из самых актуальных. Человек своей деятельностью безвозвратно изменяет естественный режим водных объектов отходами и сбросами. Воды на Земле много, пресной воды – всего 3%, остальные 97% – вода морей и океанов. Три четверти пресной воды живым организмам не доступны, так как это вода ледников. Ледниковая вода – это запас пресной воды. В океанах сосредоточена почти вся масса воды. Всем экосистемам суши испаряющаяся с поверхности океанов вода дает влагу. Суша возвращает океану воду. Во многих районах мира не хватает воды для питья, орошения, промышленного производства. Эта проблема очень серьезная, так как загрязнение воды окажет влияние на будущие поколения.

Проблемы загрязнения воздуха Высокая скорость развития промышленности в развивающихся странах служит причиной резкого повышения загрязнения воздуха. Низкое качество технологий и отсутствие материальных средств на современные очистные сооружения приводит к большому количеству выбросов. Также одной из важнейших причин является использование низкокачественного топлива. Отсутствие воздухоочистительных сооружений могут привести к массовому выпадению кислотных дождей, которые очень сильно повлияют на экологическую ситуацию.

Загрязнение почвы Современный мир Сегодня трудно найти пригодное для жизни место на Земле, где человеческая цивилизация не поставила бы свой темный штамп. Рост потребления и безудержная погоня за прибылью заставляют производителей закрывать глаза на негативные экологические последствия, к которым неминуемо ведет их безответственное отношение к экосистеме. Загазованные города, загрязненные воды, исчезающие популяции животного мира, проблемы здоровья человека – это только малая часть того, что отразится на судьбах будущих поколений.

Вырубка лесов С каждым годом вырубка леса привлекает все больше внимания и неспроста, ведь лесная тайга и лесные массивы – это неотъемлемая часть окружающей среды и экологии! Проводя исследования, ученые выяснили, что большинство, а это 80% всех видов животных и растений находятся в тропических лесах. Как только происходит вырубка лесов -портится экосистема, что возможно может привезти и к исчезновению многих видов растений и животных. К тому же, вырубка лесов способствует глобальному потеплению и является одной из самых главных причин увеличения парникового эффекта.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Спасём планету Экология

Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу вызывают рак, нарушения работы иммунной системы. Это убивает около трех миллионов человек в год.

За год в атмосферу выбрасывается 5 млрд. тонн углекислого газа

В воды мирового океана ежегодно попадает около 10 миллиардов тонн нефти.

Не разводи костры Не руби деревья Не рви цветы

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

экологические проблемы!

Сегодня трудно найти пригодное для жизни место на Земле, где человеческая цивилизация не поставила бы свой темный штамп. Рост потребления и безудержная погоня за прибылью заставляют производителей закрывать глаза на негативные экологические последствия, к которым неминуемо ведет их безответственное отношение к экосистеме. Загазованные города, загрязненные воды, исчезающие популяции животного мира, проблемы здоровья человека – это только малая часть того, что отразится на судьбах будущих поколений.

каким мы видим будущее?

Каким мы видим будущее? Каким мы видим будущее Слишком много времени и слишком много усилий природы потребовалось, чтобы на Земле появился человек. Грустно наблюдать, как прогресс цивилизации разрушает основы существования. Мы видим, как человечество осмысленно выбирает путь оберегания и восстановления того прекрасного зелено-голубого крохотного шарика во Вселенной, который стал единым домом для всех нас. Мы видим чистую, богатую здоровой флорой и фауной планету, где человек, как высшая форма жизни, ответственно исполняет функцию хозяина. Мы видим, что принцип «сколько взято у природы – столько отдано» лежит в основе деятельности производственных предприятий, а государства объединяются в исполнении функции экорегуляторов.

Многим кажется, что защита окружающей среды -дело чрезвычайно сложное, связанное с большими материальными и временными затратами, но это не совсем правильно. Конечно, крупные экологические проекты требуют серьезной работы, и заниматься ими возможно только в составе серьёзных организациях социальной направленности. Однако наряду с этими большими делами могут существовать и маленькие поступки, они по силам каждому человеку и не требуют особых стараний, но их свершение также оказывает влияние на общее состояние «здоровья» нашей планеты.

Николашина Инна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №40
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок по Окружающему миру на тему "Мир глазами эколога", 3 класс
Дата публикации: 15.11.2016
Раздел: начальное образование

Окружающий

Тема: «Мир глазами эколога»

Цель:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по естествознанию и географии с экологическим уклоном. 2. Воспитывать бережное отношение к природе, учить приумножать ее богатство. Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные – участвовать в общей беседе. об использовании человеком природных богатств га, причины.
Оборудование:
иллюстрации животных из Красной книги России, плакат «Планета Земля в опасности - защитим ее!»
Ход урока.

I. Организационный момент
1 .Фронтальный опрос. 1. Что такое материки? 2. Сколько их на планете? 3. Перечислите все материки Земли? 4. Перечисли материки, расположенные в Западном полушарии? 5. Перечисли материки, расположенные в Восточном полушарии? 6. Что такое остров? 7. Что такое полуостров? 8. Какой материк состоит из двух частей? 9. Что занимает 70% поверхности нашей планеты? 10. Из скольких океанов состоит Мировой океан? Назови. 11. Каково значение Мирового океана для планеты Земля? 12. На каком материке живем мы? 13. Что такое Экология? 14. Что такое Заказник? 15. Что такое Заповедник? Чтоб был мне ближе год от года Земной неповторимый лик, Учусь я чувствовать природу, Ее особенный язык.
II. Мотивация учебной деятельности.
Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа английского писателя-фантаста Роджера Бейкера. А вы представьте, что все описанное происходит с вами. Саймон не сказал никому, когда нашел это в первый раз. Он спрятал это в карман своего темно-серого комбинезончика и повернулся к детям рисовать на песке карты. Beчером, незаметно от мамы, он засунул это под подушку. Джейн поцеловала его перед сном и прикрыла за собой дверь. Когда медленно спустились фиолетовые сумерки, Саймон поднялся, оперся на руку и осмотрел это.
Оно было совсем непонятное: мягкое, гнулось, но не ломалось. И было красивого какого-то нового для Саймона цвета. А запах был удивительный... Саймон вдохнул его еще и еще, и вдруг ему стало не по себе...». - Мягкое, гнулось, но не ломалось... Что бы это могло быть? У вас есть какие-нибудь предположения? Оказывается, герой фантастического рассказа нашел травинку. Каким-то чудом она выросла в царстве бетона и стали. Чудесная природа исчезла, и даже воспоминания о ней наказываются законом. Власть боится, что люди вспомнят луга, леса и поля, которые когда- то существовали на планете. Вспомнят и выйдут из повиновения. Тяжелое, зловещее будущее описал английский писатель. Но если задуматься, такое ли уж оно и невозможное? Если человечество будет продолжать безжалостно уничтожать природу, то безрадостные предсказания фантаста вполне могут стать реальностью. Этот рассказ - предупреждение людям о том, что может произойти с Землей в будущем.
III. Сообщение темы и задач урока.
Как это страшно - умиранье рода, Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошенная природа Уже не в силах сделать ничего. И поползет проказа запустенья. И пересохнут ниточки воды. И птицы вымрут, И падут растенья, И зверь не обойдет своей беды. И сколько тут корысти ни ищи ты, Какой ты отговоркой ни владей, Земля защиты требует. Защиты! Она спасенья просит у людей! Перед тем, как прочитать статью, вспомним: - Что такое ЭКОЛОГИЯ, РЕЛИКТ, ЗАКАЗНИК, ЗАПОВЕДНИК. - Как деятельность человека влияет на природу? - Какие пути охраны и обогащения природы на Земле использует человечество? - Может ли одна страна решить экологические проблемы всей Земли? 1.
Работа в группах
Продолжим изучать природу в группах. 1-ая группа «Атмосфера». 2-ая группа «Здоровье». 3-ая группа «Водоемы». 4-ая группа «Почва». На столах лежат вырезки из газет, журналов и энциклопедии «Я познаю мир», учебники. Найдите ответы на вопросы: - Что загрязняет природу? - Чем люди наносят вред природе?
Рассказ учителя. Экологические катастрофы. Нефть попала в Черное море. От этой катастрофы убытки более 10 миллиардов гривен. Пятно нефти растянулось на 6 км в длину и 300 м в ширину. - Что такое Красная книга? (Книга о животных, которым грозит опасность исчезновения). Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказываем об этой удивительной книге: «Красный цвет - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя». В Красную книгу мира уже записано 295 видов зверей, 312 птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу - еще не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех. кого мы уже никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные. На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается. На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. На серых страницах те животные, которые до сих пор мало изучены. На зеленых страницах - самых обнаде- живающих - те животные, численность которых удалось восстановить. Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в списки черных страниц. Идея Красной книги - спасти весь животный и растительный мир. Выступление учащихся по группам:
1-ая

группа

«Атмосфера».
Главные отравители
атмосферы
- промышленные предприятия и автотранспорт. В 1999 году ими было выброшено в воздух нашей страны 94 млн. тонн загрязняющих веществ. Общее количество вредных веществ, которыми мы дышим, превышает 100 млн. тонн. Составлен длинный список городов, в которых отмечено превышение предельно допустимых норм. В этот список входят Архангельск, Волгоград, Кемерово, Омск, Свердловск, Хабаровск и многие другие города.
3-ая группа «Водоемы».
В
водоемах
нашей страны в 1999 году оказалось 40 млн. тонн загрязняющих веществ. Их основными источниками являются промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство. Около 1/4 сточных вод поступают в водоемы без всякой очистки. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море - это только некоторые адреса экологических проблем. А маленькие речки и озера не только теряют чистоту, но зачастую совсем исчезают с лица Земли.
4-ая группа «Почва».
Загрязнение почвьг происходит прежде всего из-за применения в сельском хозяйстве ядохимикатов. Примерно 55 млн. гектаров пахотных земель основательно загрязнены ими. Но если бы только пестициды загрязняли почву. Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю свинца, ртути, меди, марганца и других веществ. Хорошо известно, каким опасным недругом почв являются овраги. Общая площадь оврагов у нас превысила 10 млн. гектаров и продолжает расти. Второй ученик (ученица): Растут и горы
бытового

мусора.
Каждый год его образуется около 57 млн. тонн. Между тем именно переработка мусора - лучший способ от него избавиться. Третий ученик (ученица): Сложный комплекс проблем связан с нерациональным, использованием
недр земли.

группа

«Здоровье».
Влияние загрязнения окружающей среды на
здоровье

человека
огромно. Четко прослеживается связь между загрязнением воздуха и заболеваниями дыхательных путей. В Москве, например, эти болезни встречаются на 40- 60% чаще, чем в других городах. Опаснейшее влияние оказывают на здоровье людей пестициды.

IV. Рефлексия
Справились ли вы с предложенной работой? Какие задания были интересными? Какие задания были трудными для вас? Оцените свою работу.
V. Итог урока.
Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю всякую гадость! И даст вам природа здоровье и радость!

Цели: 1. Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
2. Развивать познавательную активность детей.
3. Воспитывать чувство уважения к окружающему миру.

Методы: словесные (беседа, рассказ, сообщение), частично-поисковый, проблемный, наглядный, практический (составление таблиц).

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор для показа презентации.

Наглядность: карточки для составления опорных таблиц
I. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира я хотела бы начать со следующих строк:
Дана нам возможность экологами стать,
Проблемы экологические решать.
Природа дарит людям чудеса,
Мы навечно стали должниками.
Долг природе мы обязаны отдать,
Ведь иначе мы не сможем выжить сами. (слайд 1)
II. Актуализация знаний.
- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (Учёные-историки)
- А если быть более точными? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшее событие)
- Кем для природы был первобытный человек: сыном или покорителем? (Сыном)
- Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить всё)
- А кем человек должен быть для природы? (Человек должен быть природе сыном)
III. Работа по теме урока.
- Нельзя быть покорителем, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. А это значит, что заседание экологического совета четвёртого класса сегодня состоится. На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы, которые мы должны обсудить.
Повестка заседания:
1. Как защитить океан от загрязнения?
2. Как спасти тропические леса?
3. Как избавиться от мусора? (слайд 2)
Первая проблема – «Как защитить океан от загрязнения?». Заслушаем сообщение. (ученик читает сообщение) (слайд 3)
Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьёзная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мёртвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая плёнка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
- Основываясь на содержании доклада, заполним схему: (последовательно на доску вывешиваются таблички)
Причины загрязнения океана Нефтепродукты
Пластмассовые отходы
Сточные воды с полей и ферм
Бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества
Радиоактивные отходы
- Я хотела бы добавить, что 80% загрязнения океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. А какие меры принимаются по охране океанов? Заслушаем ваши доклады.
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга СССР» (последовательно на доску вывешиваются таблички)
Меры защиты океана от загрязнений Эффективные химические препараты
«Суда-губки»
Ограничение отлова рыбы
Очистительные сооружения на предприятиях
- Переходим к обсуждению второго вопроса. Вторая проблема: «Как спасти тропические леса?» (второй ученик читает доклад) (слайд 4)
Тропические леса – это «лёгкие» нашей планеты. Учёным удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у него есть своё определённое место в этой цепи. Это приведёт к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению её плодородия, вымиранию растений и животных. (последовательно на доску вывешиваются таблички)
Причины уничтожения тропических лесов Вырубка ради древесины
Выжигание, выкорчёвывание деревьев для увеличения угодий
- На нашей планете уже уничтожено более 50% тропических лесов. Что, по вашему мнению, нужно сделать для их спасения? (выслушиваются различные мнения учащихся)
- Переходим к обсуждению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?» Откуда появляется мусор? (Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы) (слайд 5)
- Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке мусора. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки.
- Итак, как вы думаете, мои юные экологи, может ли планета заболеть? (Конечно, может. Мы на уроке говорили о том, к чему приводит загрязнение океана, вырубка лесов).
- А может ли один человек вылечить природу? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям)
- Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Что создаётся в мире для охраны окружающей среды?
Создаются: (слайд 6)
1. Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.
2. Всемирный фонд дикой природы, Гринпис.
3. Международные экологические дни.
IV. Закрепление полученных знаний.
- А сейчас хотелось бы узнать, у скольких экологов класса знания на «пять». Если вы согласны с моим утверждением, пишите «да», а если это не так – «нет».
1. Человек – властелин и покоритель природы. (нет)
2. Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды. (да)
3. Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (да)
4. Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм. (да)
5. Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли. (нет)
6. Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается. (нет)
7. Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды. (нет)
8. Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов. (да)
V. Сокровища Земли под охраной человечества.
- В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды – сохранились до нашего времени.
- Что же стали делать люди, чтобы сохранить чудесные вещи на нашей планете?
- Чтобы мир не лишился в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием.
- На какие две группы можно поделить всемирное наследие? (Природное и культурное)
- Приведите примеры всемирного природного наследия. (Большой каньон в Северной Америке, водопад Игуасу в Южной Америке, водопад Виктория в Африке, Большой Барьерный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки, озеро Байкал, Алтай – Золотые горы в Евразии). (слайды 7, 8)
- Приведите примеры всемирного культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью-Йорке, Абу-Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая китайская стена). (слайды 9, 10)
VI. Подведение итогов урока.
- Как вы оцениваете работу нашего экологического совета?
- Какие вопросы, на ваш взгляд, были наиболее актуальными?

Подробное решение часть 1 Мир глазами эколога по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

  • Гдз часть 1, 2 по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз тесты по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз контрольно-измерительные материалы по Окружающему миру за 4 класс можно найти

С. 42. Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога. Используй слова: природа, человек, живые организмы, окружающая среда, экологические связи, цепи питания, круговорот веществ, охрана природы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Человек является составной частью природы. Люди живут в природе. Пользуются водой, воздухом, солнцем и другими благами живой и неживой природы. Люди используют в пищу некоторых животных, растения, грибы. Лес – это важнейший строительный материал.

Осваивая новые территории, человек нарушает экологические связи, веками сложившиеся в природе в природе. Из-за этого прерываются цепи питания. Многие представители растительного и животного мира находятся на грани исчезновения. Природу нужно охранять. Гибель природы повлечёт за собой и гибель человечества.

С помощью текста учебника проанализируйте одну из экологических проблем: в чем причины ее возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несет.

Ответ. Океан, как известно, - это начало начал, основа всего живого на нашей планете. Ведь именно в нём зародились первые живые организмы в нашей истории. Мировой океан занимает свыше 70% поверхности планеты. Кроме того, в нём содержится около 95% всей воды. Вот почему загрязнение вод Мирового океана настолько опасно для всей планеты. И сегодня эта проблема всё более обостряется. Это приводит к гибели живых организмов, нарушаются пищевые цепи.

Океан - это единое и целостное водное пространство Земли, омывающее материковую сушу. Ежедневно в океан попадают различные химические вещества и бытовой мусор. Это происходит из-за промышленных предприятий, которые работают по всей планете. Это нефть и нефтепродукты, бензин, пестициды, удобрения, нитраты, ртуть и прочие вредные соединения

Причины загрязнения Мирового океана кроются в первую очередь в нерациональном, а местами даже агрессивном, поведении человека. Люди не понимают (или же не желают осознавать) возможные последствия своих негативных действий на природу. На сегодняшний день известно, что загрязнение вод Мирового океана происходит тремя основными путями: через сток рек); через атмосферные осадки; вследствие неразумной хозяйственной деятельности человека непосредственно в Мировом океане.

2. Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?

Я считаю, что океан надо охранять. Нужно договариваться всем людям планеты, чтобы не загрязнять мировой океан, рационально использовать его богатства, объяснять всем людям какие последствия влечет за собой загрязнение океана.

Очевидно, что последствия интенсивного загрязнения морских вод могут быть катастрофическими для всех экологических систем. Некоторые из них уже видны даже сейчас. Поэтому для охраны Мирового океана был принят целый ряд многосторонних договоров на разных уровнях. Они включают в себя многочисленные мероприятия, а также пути решения загрязнения Мирового океана. В частности это: ограничение выбросов в океан вредных, токсических и ядовитых веществ; мероприятия, направленные на предотвращение возможных аварий на суднах; сокращение загрязнений от установок, которые принимают участие в разработке недр морского дна; мероприятия, направленные на быструю и качественную ликвидацию чрезвычайных ситуаций; ужесточение санкций и штрафов за несанкционированный выброс вредных веществ в океан; пропаганда разумного поведения населения и т. п.

Я считаю, что эти действия совпадают с моими предложениями.

3. Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.

Выводы. Загрязнение Мирового океана является важнейшей экологической проблемой нашего века. И с ней надо бороться. На сегодняшний день существует множество опасных загрязнителей океана: это нефть, нефтепродукты, различные химикаты, пестициды, тяжелые металлы и радиоактивные отходы, сточные воды, пластмассы и тому подобное. Для решения этой острой проблемы потребуется объединение сил всех людей планеты, а также четкое и неукоснительное выполнение законов охраны окружающей среды.

Какие меры для защиты океана от загрязнений вы могли бы предложить?

Ответ. Ограничение выбросов в океан вредных, токсических и ядовитых веществ; мероприятия, направленные на предотвращение возможных аварий на суднах и танкерах; сокращение загрязнений от установок, которые принимают участие в разработке недр морского дна; мероприятия, направленные на быструю и качественную ликвидацию чрезвычайных ситуаций; ужесточение санкций и штрафов за несанкционированный выброс вредных веществ в океан; комплекс воспитательных и пропагандистских мер для формирования рационального и экологически разумного поведения населения и т. п.

Что, по вашему мнению нужно сделать для спасения тропических лесов?

Ответ. Меры для защиты тропических лесов:

Ограничивать вырубку тропических лесов.

Проводить мероприятия по восстановлению лесов.

Брать территории лесов под охрану.

Создавать на территории тропических лесов заповедники, национальные парки.

Изменять сознание людей.

Использовать материалы, заменяющие древесину.

Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

Ответ. Как избавиться от мусора:

Использовать само разрушающуюся биологическую упаковку.

Сортировать отходы, а потом перерабатывать.

Вторичное использование отходов.

Изменение сознания людей в отношении мусора и загрязнения Земли.

С. 47. Проверь себя

1. Почему человеку не удалось покорить природу?

Ответ. Покорение природы равносильно самоуничтожению. Так называемое покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, исчезновению растений и животных. Накоплены тонны мусора, которые разбросаны по всей планете. Загрязнена атмосфера, мировой океан, почва. Таким образом, человек ставит под вопрос своё существование на Земле. Природу можно не покорить, а погубить. А природа является единственной средой обитания человека.

2. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете?

Ответ. Первая проблема – это сознание человека. Большинство людей думают, что природа – это неисчерпаемый источник богатства. Это не так. Невозможно бесконечно истреблять леса, животных, растения. Безрассудно распахиваются степи, строятся предприятия на реках и озерах. Океан загрязняется мусором, который туда попадает с отходами заводов и фабрик, нефтепродуктами, бытовыми отходами. Это приводит к сокращению рыбных запасов, исчезновению многих экологических систем. Джунгли уничтожают ради древесины, участков земли. Это приводит к тому, что животным негде жить и нечем питаться, сокращается количество кислорода в атмосфере. Люди производят огромное количество мусора, который необходимо убирать и перерабатывать. Громадные свалки занимают место и являются источником отравлений и инфекций. Переработка мусора очень дорогостоящая.

3. Как решаются экологические проблемы?

Ответ. Для защиты лесов, степей, океана, рек, озёр от загрязнения каждый человек должен соблюдать правила поведения в природе, прежде всего не загрязнять природные объекты. Необходимо ограничить вылов рыбы, а все суда и платформы по добыче полезных ископаемых снастить современными очистными сооружениями.

В джунглях следует прекратить ограничить деревьев. На месте вырубленных, сажать новые молодые деревья. В современном мире есть большое количество строительных материалов, способных заменить древесину.

Направить усилия учёных на переработку отходов и превращение их в полезные предметы, экотопливо. Необходимо использовать природные источники электрической и тепловой энергии. Главное, чтобы каждый человек чувствовал свою ответственность перед природой и будущим.

4. Приведи примеры международных экологических организаций и экологических дней.

Ответ. Международные экологические организации:

Межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН – Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme – ЮНЕП). ЮНЕП занимает положение основного вспомогательного органа ООН.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) (создан в 1948 г. во Франции).

Гри́нпис (англ. Greenpeace - «зелёный мир») - международная общественная природоохранная организация, основанная в городе Ванкувер (Канада) 15 сентября 1971г. Основная цель «Гринпис» - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путём привлечения к ним внимания общественности и властей.

Всемирное общество защиты животных (WSPA) объединяет 900 обществ, выступающих в защиту животных в 150 странах мира

Экологические дни:

15.09.-15.10. Месячник охраны природы

Задания для домашней работы

1. Найдите в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

Ответ. В России Гринпис появился в 1989 году, в 1992 году организация получила название Гринпис России, в 2001 году открыто отделение в Санкт-Петербурге. Цель организации Гринпис России содействие сохранению последних уголков нетронутой природы, борьба с ядерной опасностью, стремление устранить угрозы, вызванные химическими и генетическими загрязнениями. Всего в Гринпис России, работает 50 человек. Гринпис (Greenpeace)

Зелёный крест - неправительственная общественная организация, член Международной ассоциации «Зелёный крест», создан в 1994 году. Зелёный крест основное внимание сосредотачивает на проведении в жизнь мероприятий по охране окружающей среды, воспитанию у широкого круга населения умения жить и развиваться в соответствии с законами природы, сохранению её для потомков с тем же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня. Лозунг российского зеленого креста - компромисс вместо конфронтации - соответствует принципам гражданского общества, в котором экологические проблемы решаются с позиций партнёрства и добрососедства. Российский

Также Россия является участником следующих организаций: Всемирный фонд дикой природы (WWF – International), МСОП, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству).

Подумай, что могут означать слова «Всемирное наследие». Если знаешь, что это такое, приготовься объяснить на уроке. Вспомни, что тебе известно о Красной книге России. Назови несколько растений и животных из этой книги.

Ответ. Всемирное наследие ЮНЕСКО (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial, исп. Patrimonio de la humanidad, нем. Weltkulturerbe) - природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости. По состоянию на 2016 год в Списке всемирного наследия - 1052 объекта, из которых 814 являются культурными, 203 - природными и 35 - смешанными в 165 странах-членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия.

Красная Книга - список видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения. Охота на животных, занесенных в Красную Книгу, запрещена во многих странах.

Самыми известными животными, занесенными в красную книгу, являются: белый медведь, кот манул, амурский тигр и другие. Самые редкие растения - арника альпийская, володушка Мартьянова, рододендрон, гастродия высокая, альдрованда пузырчатая, тюльпан карликовый и др.

Последние материалы раздела:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...