Лысенко подготовка к егэ.

«Рассмотрено на заседании МО» «Согласовано» «Утверждено»

Протокол № от «____» сентября 2011 г «___» сентября 2011 г. «___» сентября 2011г.

Руководитель МО Зам директора по УВР Директор

Н.А. Литвинова _________ Е.А. Игнатченко __________А.В. Чебунина
Рабочая программа

По предмету: Литература

Класс: 7

Учитель: Лисица Марина Дмитриевна, учитель 1 кв.к.

Планирование составлено на основе:

Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Учебник: Литература. 7 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Кол-во часов: 102


  1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


  1. Тематическое планирование
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

  • внеклассное чтение – 8

  • развитие речи – 5



Тема, раздел

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество


4

Из древнерусской литературы


2

3.

Из русской литературы XVIII века

5

Из литературы XIX века

26

4.

Русская литература XX века

24

5.

Зарубежная литература

6

6.

Итоговые уроки

2

Итого:

68

Образование: высшее, Смоленский государственный педагогический институт им. К. Маркса, факультет русского языка и литературы. Специальность «Учитель русского языка и литературы»

Ученая степень, звание: кандидат филологических наук, доцент

Сфера деловых (научных) интересов: методика преподавания русского языка и литературы, анализ художественного текста, история русской литературы XIX века, детская литература, фольклор.

Список печатных работ:

  1. Меркин Б.Г. Произведения для детей в контексте литературного процесса (сказка А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители») // Подготовка учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы. Смоленск: СГПУ, 1999.
  2. Меркин Б.Г. Смоленск в период смутного времени на страницах книги А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей» // Каменное ожерелье России. Смоленск: СГПУ, 1999.
  3. Меркин Б.Г. Эволюция литературной сказки//Культура. Философия. Методика: сб. трудов. Смоленск: СГПУ, 2000. С. 52-59.
  4. Ильин В.В., Меркин Б.Г. Глинка С.Н. // Смоленская областная энциклопедия. Т. 1. Персоналии. Смоленск: СГПУ, 2001.
  5. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. «Василий Теркин» // Алфавит. Смоленск: СГПУ, 2002.
  6. Меркин Б.Г. Художественные особенности рассказов К.Д. Ушинского для самых маленьких как модель творческой работы студентов и школьников // Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов. Материалы научно-практической конференции 3 июня 2002 г. Смоленск: СГПУ, 2002.
  7. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. «Василий Теркин» // Смоленская область. Энциклопедия. Т. 2. Смоленск: СГПУ, 2003.
  8. Меркин Б.Г. Некоторые особенности рассказов Л.Н. Толстого для детей // Мировая словесность о детях и для детей. Сборник материалов VIII научно-практической конференции. М., 2003.
  9. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Готовься к тестам по русскому языку. Учебное пособие Смоленск: Универсум, 2003.
  10. Меркин Б.Г. Жанровые и тематические особенности детских произведений Л.Н. Толстого (По материалам частотного словаря лексики). // Мировая словесность о детях и для детей. Вып. 9. М., 2004. С. 46-53.
  11. Меркин Б.Г. Жанровые и тематические особенности детских произведений Л.Н. Толстого (По материалам частотного словаря лексики). Предварительные наблюдения. // Феномен младшего школьника в современных психолого-педагогических исследованиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета начального и специального образования. Смоленск: СГПУ, 2004. С. 68-71.
  12. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Аксиологическая картина мира в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» // Культура и письменность славянского мира. Т. 3. Смоленск: СГПУ, 2004.
  13. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. «Василий Теркин» // Александр Твардовский. Энциклопедия (Рабочие материалы). Смоленск: СГПУ, 2004. С. 77-85.
  14. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Готовьтесь к тестам по ЕГЭ. М.: «Русское слово», 2004.
  15. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ, изд. 3-е, исправленное. М.: «Русское слово», 2006.
  16. Меркин Б.Г. «Художественная полемика Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского» // Мировая словесность о детях и для детей. Вып. 11. М.: МПГУ, 2006.
  17. Б.Г. Меркин Психологизм детских рассказов Л.Н. Толстого. М.: «Русское слово», 2010. С. 75-85.
  18. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
  19. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  20. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  21. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  22. Литературное чтение: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  23. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  24. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  25. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  26. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  27. Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  28. Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010..
  29. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература. 9 класс. Часть 1. (учебное пособие). М.: Русское слово, 2011.
  30. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература. (учебник). М.: «Русское слово», 2013. Допущено МОН.
  31. Сюжетные особенности рассказов Л.Н. Толстого для детей (статья) // Известия Смоленского государственного университета, 2013, №2. С. 31-38.
  32. Художественные особенности рассказа Л.Н. Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет» // Известия Смоленского государственного университета, 2014, №4. С. 35-42.
  33. Формирование аксиологических ориентиров молодежи на примере изучения творчества А.Т. Твардовского // Региональные аспекты современных историко-правовых, филолого-культурологических, психолого-педагогических, естественнонаучных и экономических исследований: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Брянского государственного университета им.акад. И.Г. Петровского и 20-летию филиала университета в г. Новозыбкове. г. Новозыбков, Брянская обл., 15-16 октября 2015 г.: В 2-х ч. Ч.2. Брянск: Изд. БГУ, 2015. С. 227-234.
  34. Авторское определение жанра как ключ к пониманию идеи произведения. М.М. Пришвин «Кладовая солнца» // Известия Смоленского государственного университета, 2016, № 3. С.43-52.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...