Лысенко подготовка к егэ.
Протокол № от «____» сентября 2011 г «___» сентября 2011 г. «___» сентября 2011г.
Руководитель МО Зам директора по УВР Директор
Н.А. Литвинова _________ Е.А. Игнатченко __________А.В. Чебунина
Рабочая программа
По предмету: Литература
Класс: 7
Учитель: Лисица Марина Дмитриевна, учитель 1 кв.к.
Планирование составлено на основе:
Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010
Учебник: Литература. 7 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Кол-во часов: 102
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Тематическое планирование
внеклассное чтение – 8
развитие речи – 5
классные сочинения- 3
домашние сочинения - 2
тесты – 6
ХКК ГОС (региональный компонент) - 7
№ | Тема, раздел | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Устное народное творчество | 4 |
Из древнерусской литературы | 2 |
|
3. | Из русской литературы XVIII века | 5 |
Из литературы XIX века | 26 |
|
4. | Русская литература XX века | 24 |
5. | Зарубежная литература | 6 |
6. | Итоговые уроки | 2 |
Итого: | 68 |
Образование: высшее, Смоленский государственный педагогический институт им. К. Маркса, факультет русского языка и литературы. Специальность «Учитель русского языка и литературы»
Ученая степень, звание: кандидат филологических наук, доцент
Сфера деловых (научных) интересов: методика преподавания русского языка и литературы, анализ художественного текста, история русской литературы XIX века, детская литература, фольклор.
Список печатных работ:
- Меркин Б.Г. Произведения для детей в контексте литературного процесса (сказка А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители») // Подготовка учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы. Смоленск: СГПУ, 1999.
- Меркин Б.Г. Смоленск в период смутного времени на страницах книги А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей» // Каменное ожерелье России. Смоленск: СГПУ, 1999.
- Меркин Б.Г. Эволюция литературной сказки//Культура. Философия. Методика: сб. трудов. Смоленск: СГПУ, 2000. С. 52-59.
- Ильин В.В., Меркин Б.Г. Глинка С.Н. // Смоленская областная энциклопедия. Т. 1. Персоналии. Смоленск: СГПУ, 2001.
- Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. «Василий Теркин» // Алфавит. Смоленск: СГПУ, 2002.
- Меркин Б.Г. Художественные особенности рассказов К.Д. Ушинского для самых маленьких как модель творческой работы студентов и школьников // Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов. Материалы научно-практической конференции 3 июня 2002 г. Смоленск: СГПУ, 2002.
- Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. «Василий Теркин» // Смоленская область. Энциклопедия. Т. 2. Смоленск: СГПУ, 2003.
- Меркин Б.Г. Некоторые особенности рассказов Л.Н. Толстого для детей // Мировая словесность о детях и для детей. Сборник материалов VIII научно-практической конференции. М., 2003.
- Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Готовься к тестам по русскому языку. Учебное пособие Смоленск: Универсум, 2003.
- Меркин Б.Г. Жанровые и тематические особенности детских произведений Л.Н. Толстого (По материалам частотного словаря лексики). // Мировая словесность о детях и для детей. Вып. 9. М., 2004. С. 46-53.
- Меркин Б.Г. Жанровые и тематические особенности детских произведений Л.Н. Толстого (По материалам частотного словаря лексики). Предварительные наблюдения. // Феномен младшего школьника в современных психолого-педагогических исследованиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета начального и специального образования. Смоленск: СГПУ, 2004. С. 68-71.
- Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Аксиологическая картина мира в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» // Культура и письменность славянского мира. Т. 3. Смоленск: СГПУ, 2004.
- Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. «Василий Теркин» // Александр Твардовский. Энциклопедия (Рабочие материалы). Смоленск: СГПУ, 2004. С. 77-85.
- Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Готовьтесь к тестам по ЕГЭ. М.: «Русское слово», 2004.
- Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ, изд. 3-е, исправленное. М.: «Русское слово», 2006.
- Меркин Б.Г. «Художественная полемика Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского» // Мировая словесность о детях и для детей. Вып. 11. М.: МПГУ, 2006.
- Б.Г. Меркин Психологизм детских рассказов Л.Н. Толстого. М.: «Русское слово», 2010. С. 75-85.
- Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
- Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Литературное чтение: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. 2-е изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010..
- Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература. 9 класс. Часть 1. (учебное пособие). М.: Русское слово, 2011.
- Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература. (учебник). М.: «Русское слово», 2013. Допущено МОН.
- Сюжетные особенности рассказов Л.Н. Толстого для детей (статья) // Известия Смоленского государственного университета, 2013, №2. С. 31-38.
- Художественные особенности рассказа Л.Н. Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет» // Известия Смоленского государственного университета, 2014, №4. С. 35-42.
- Формирование аксиологических ориентиров молодежи на примере изучения творчества А.Т. Твардовского // Региональные аспекты современных историко-правовых, филолого-культурологических, психолого-педагогических, естественнонаучных и экономических исследований: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Брянского государственного университета им.акад. И.Г. Петровского и 20-летию филиала университета в г. Новозыбкове. г. Новозыбков, Брянская обл., 15-16 октября 2015 г.: В 2-х ч. Ч.2. Брянск: Изд. БГУ, 2015. С. 227-234.
- Авторское определение жанра как ключ к пониманию идеи произведения. М.М. Пришвин «Кладовая солнца» // Известия Смоленского государственного университета, 2016, № 3. С.43-52.