Леонид николаевич трефолев. Трефолев леонид николаевич

Леонид Николаевич Трефолев (1839-1905) - русский поэт, публицист.

Биография

Леонид Николаевич родился 9 (21) сентября 1839 года в городе Любиме Ярославской губернии в семье мелкого чиновника. Окончил курс в Ярославской гимназии (1856) и ярославском Демидовском юридическом лицее. Почти всю жизнь прожил в Ярославле.

С 1856 по 1866 год - помощник редактора, с 1866 по 1871 год - редактор неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей». Служил некоторое время в Ярославском губернском правлении. С 1872 года до смерти служил в Ярославском земстве.

С 1857 года начал печататься в газете «Ярославские губернские ведомости». За несколько лет там были напечатаны его стихи («Иван Сусанин», «Катанье» и др.) и переводы («Добрая старушка» Беранже). С 1864 года Трефолев начинает печататься в столичных изданиях: «День», «Дело», «Искра», «Развлечение», «Народный голос», «Отечественные записки» (в 1880-е), «Вестник Европы», «Наблюдатель», «Русская мысль» и других. С 1872 года редактировал «Вестник Ярославского губернского земства».

В 1900 году и в 1903-1905 годах был председателем Ярославской губернской учёной архивной комиссии.

Леонид Николаевич умер 28 ноября (11 декабря) 1905 года в Ярославле. Похоронен на Леонтьевском кладбище Ярославля.

Краевед

В «Вестнике Ярославского губернского земства» Леонид Николаевич печатал много краеведческих материалов. Исторические статьи и краеведческие очерки Трефолева печатались в «Русском архиве», «Историческом вестнике», и др. журналах.

Переводчик

Трефолев переводил стихи славянских и польских поэтов (больше всего В. Сырокомли). Перевод стихотворения «Ямщик» («Почтальон») В. Сырокомли под названием «Когда я на почте служил ямщиком» стал народной песней.

Леонид Николаевич также переводил на русский язык стихотворения П. Дюпона (фр.)русск., Г. Гейне, Г. Гервега, Т. Шевченко.

Поэт

Как поэт Трефолев сформировался в некрасовской школе. Для ряда его произведений характерны мотивы любви к народу, сочувствия его нуждам. В стихах Трефолева очерчены образы столичной городской бедноты (стихотворения «Песня рабочих», «Грамотка», «Шут», «Честный должник»); но с особенным вниманием он рисует жизнь нищего, задавленного нуждой и трудом крестьянства («Песнь о камаринском мужике», стихотворения «Обоз», «Батрак», «Деревенская долюшка-доля», небольшая поэма «На бедного Макара и шишки валятся» и др.). Показал тяжёлую долю женщин(стихотворения «Красные руки», «Таинственный ямщик», «Дуня»). Однако, поэзии Трефолева не свойственна революционная целеустремленность. В отдельных стихах его (особенно 80-х гг.) звучат ноты уныния, смирения, преклонения перед долготерпением крестьянства.

В 1877 году была издана в Ярославле книга стихов Трефолева «Славянские отголоски». Леонид Николаевич в 1880-е писал политические сатиры как на либералов, так и консерваторов, в том числе эпиграммы на Каткова, Александра III («Царь наш - юный музыкант», «Музыкант», «Александр III и поп Иван»), Победоносцева. Сборник стихов Трефолева, изданный в 1894 году, был сильно укорочен цензурой.

Благодаря простоте языка, напевности, песенным интонациям песни на стихи Трефолева «Песня о камаринском мужике», «Дубинушка», «Когда я на почте служил ямщиком» стали народными песнями.

В 1930-е годы издавались стихотворения Трефолева, в том числе, запрещённые при жизни цензурой.

Трефолев Леонид Николаевич родился 9(21).IX.1839 г. в городе Любим Ярославской губернии в небогатой помещичьей семье - поэт-демократ.

В 1856 окончил Ярославскую гимназию и стал работать в газете «Ярославские губернские ведомости»

Начиная с 1857 стал печатал свои стихотворения. Почти безвыездно жил в Ярославле, служил в земстве, в течение 25 лет редактировал «Вестник ярославского земства». Страстно увлекаясь русской историей и этнографией, многое сделал для изучения нравов, обычаев и народного творчества крестьян Ярославского края.

В 70-е гг., в пору зрелого творчества, Леонид Николаевич начал печататься в столичных журналах «Отечественные записки», «Дело», «Вестник Европы», некоторые произведения были опубликованы в юмористических журналах («Будильник», «Осколки» и других).

Демократические журналы «Отечественные записки» и «Дело», охотно печатавшие произведения Трефолева, способствовали формированию его мировоззрения, широкой известности его творчества. Леонид Николаевич поддерживал тесные связи с Суриковским литературно-музыкальным кружком, в который входили многие поэты-демократы, выходцы из низов народа (А. Разоренов, М. Козырев, С. Дерунов и другие).

По идейной направленности и характеру творчества Трефолев- поэт некрасовской школы. Многие мотивы творчества Некрасова нашли свое отражение в его произведениях. Он не поднимался в своем творчестве до больших социальных обобщений, достигнутых Некрасовым, но связь его с поэзией Некрасова явственно ощущается в глубоком интересе к жизни русского крестьянства, в показе горя народного и поэтических сторон жизни народа, в использовании богатств русского народного языка. Народные страдания и красота русской природы, горькие думы крестьянина, ненависть к «диким палачам» и вера в светлое будущее России отражались в лучших его произведениях. Некоторые из его стихотворений, выражающих думы и чаяния народа, стали широко распространенными песнями:

(«Песня о камаринском мужике», 1867;

«Когда я на почте служил ямщиком», 1868;

перевод стихотворения польского поэта В.Сырокомли «Ямщик» и др.).

Известностью пользовалась его «Дубинушка» (1865) - один из вариантов переложений русской бурлацкой песни.

В 80-е гг. Трефолев Леонид Николаевич написал ряд резко сатирических произведений, бичующих Александра III, Победоносцева и других, быстро и широко распространившихся среди революционно настроенной молодежи, в кругах народнической интеллигенции.

На протяжении всего творческого пути цензура неотступно преследовала поэта- демократа, запрещала издание сборников его стихотворений.

Лишь в 1877 появился первый сборник «Славянские отголоски» (Ярославль), а в 1894 в Москве был издан второй сборник его произведений, сочувственно встреченный критикой и читателями.

Большое внимание уделял Трефолев Л.Н. переводческой работе, знакомя русского читателя с украинской, сербской и польской поэзией.

Трефолев (Леонид Николаевич) - поэт и публицист. Родился в 1843 году, в Любиме, Ярославской губернии, кончил курс в ярославской гимназии и ярославском юридическом лицее. Служил некоторое время в ярославском губернском правлении, с 1872 года редактирует "Вестник Ярославского Земства", где поместил массу сведений о местной жизни вообще и земской в частности. Писал много корреспонденций и разных сообщений в местные и столичные издания; поместил ряд статей, касающихся старины и современного состояния края в "Ярославских Губернских Ведомостях", "Русском Архиве", "Историческом Вестнике" и др. Как поэт, выступил в 1864 году; стихи его появились в "Деле", "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Наблюдателе", "Русском Обозрении", "Русской Мысли" и др. Стих у Трефолева очень бойкий; по характеру своей поэзии ближе всего примыкает к Некрасову. Из юмористических стихотворений Трефолева большой известностью пользуются его "Песня о камаринском мужике" ("Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский") - на мотив известной народной песни. Трефолев очень много переводил из славянских и польских поэтов (больше всего из Сырокомли). В 1894 году издал свои стихотворения отдельной книжкой. Кроме того отдельным изданием вышли: "Заметка о первом провинциальном журнале "Уединенный Пошехонец" (Ярославль, 1882); "Славянские отголоски", стихотворения (Ярославль, 1877); "Странники. Эпизод из истории раскола и Увеселения города Мологи" (Ярославль, 1866); "Очерк деятельности ярославского губернского земства. Народное образование" (вып. 1, Ярославль, 1896).

Отличное определение

Неполное определение

Трефолев, Леонид Николаевич

Поэт и публицист. Род. в 1843 г. в Любиме, Ярославской губернии; окончил курс в Ярославской гимназии и Ярославском юридическом лицее. Служил некоторое время в Ярославском губернском правлении, с 1872 г. редактирует "Вестник Ярославского Земства", где поместил массу сведений о местной жизни вообще и земской в частности. Писал много корреспонденций и разных сообщений в местные и столичные издания; поместил ряд статей, касающихся старины и современного состояния края в "Яросл. Губ. Вед.", "Русск. Архиве", "Истор. Вестнике" и др. Как поэт, выступил в 1864 г.; стихи его появились в "Деле", "Отеч. Записках", "Вест. Европы", "Наблюдателе", "Русск. Обозр.", "Русской Мысли" и др. Стих у Т. очень бойкий; по характеру своей поэзия ближе всего примыкает к Некрасову. Из юмористических стихотворений Т. большою известностью пользуются его "Песня о камаринском мужике" ("Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский") - на мотив известной народной песни. Т. очень много переводил из славянских и польских поэтов (больше всего из Сырокомли). В 1894 г. издал свои стихотворения отдельной книжкой. Кроме того отдельным изданием вышли: "Заметка о первом провинциальном журнале "Уединенный Пошехонец" (Ярославль, 1882); "Славянские отголоски", стихотворения (Ярославль, 1877); "Странники. Эпизод из истории раскола и Увеселения города Мологи" (Ярославль, 1866); "Очерк деятельности ярославского губернского земства. Народное образование" (вып. I, Ярославль, 1896).

{Брокгауз}

Трефолев, Леонид Николаевич

Поэт. Род. в г. Любиме Ярославской губ., в семье мелкого чиновника. В 1856 окончил ярославскую гимназию. В следующем году впервые начал печататься (на страницах "Ярославских губернских ведомостей"). В течение нескольких лет Т. продолжал сотрудничать в этом издании, поместив в нем довольно много стихотворений ("Иван Сусанин", "Катанье" и др.) и переводов, в частности из Беранже ("Добрая старушка"). С 1864 стихи Т. начинают появляться в столичной печати - журналах и газетах: "День", "Дело", "Искра", "Развлечение", "Народный голос", "Отечественные записки" (80-х гг.), "Вестник Европы" и др. Т. почти всю жизнь прожил в Ярославле. С 1866 по 1871 Т. редактировал неофициальную часть "Ярославских губернских ведомостей". С 1872 до смерти служил в земстве, одновременно редактируя "Вестник ярославского губернского земства". Т. много занимался историей Северного края. Его исторические статьи и краеведческие очерки печатались в "Русском архиве", "Историческом вестнике" и др. журналах.

Как поэт Т. сформировался в некрасовской школе. Для лучших произведений Т. характерны мотивы любви к народу, горячего сочувствия его нуждам. В стихах Т. тепло очерчены образы столичной городской бедноты (напр. "Песня рабочих"); но с особенным вниманием он рисует жизнь нищего, задавленного нуждой и трудом крестьянства ("Песнь о камаринском мужике", небольшая поэма "На бедного Макара и шишки валятся" и др.).

Демократической поэзии Т. не свойственна яркая революционная целеустремленность, придававшая такую силу творчеству Некрасова. В отдельных стихах его (особенно 80-х гг.) звучат ноты уныния, смирения, народнического преклонения перед долготерпением крестьянства. Но следует подчеркнуть, что даже в годы мрачной реакции поэта не оставляла вера в могучие силы народа и его грядущее освобождение. Об этом свидетельствуют, в частности, стихотворение "Макар", сказка "Два Мороза Морозовича".

В отличие от многих других поэтов, Т. не сложил оружия в эпоху вырождения народничества. Именно во вторую половину своей деятельности он создал ряд сатир, обличавших современный строй. В 1881 в щедринских "Отечественных записках" была напечатана прекрасная сатира на либерализм ("Буйное вече"). Т. принадлежат также злые эпиграммы на "литературного жандарма" Каткова, Александра III, Победоносцева и других апологетов самодержавия. Эти эпиграммы не могли появиться в печати до революции.

К оригинальным стихотворениям Т. примыкают его многочисленные переводы из П. Дюпона, Гейне, Гервега, Шевченко, Сырокомли и др. поэтов, народная и обличительная тематика которых совпадала с тенденциями гражданской поэзии Т.

Поэтическое мастерство Т. в значительной мере определяется его интересом к народной речи, стремлением отразить песенные размеры и ритмы. Благодаря простоте языка, напевности, песенным интонациям, многие стихи Т. приобрели широкую известность в качестве народных песен; сюда относятся "Дубинушка", "Камаринская", "Когда я на почте служил ямщиком" (перевод "Ямщика" В. Сырокомли) и др. Известна высокая оценка, данная Трефолеву Некрасовым: "Стих его бьет по сердцу. Это - мастер, а не подмастерье".

Лит-ое наследие Т. до сих пор не собрано полностью. Основной сборник его стихотворений крайне не полон и испорчен цензурой. В издание 1931 включены стихотворения, которые не могли быть напечатаны до революции; однако это издание совершенно неудовлетворительно как в отношении обработки текстов, так и, особенно, в отношении сопроводительного аппарата.

Библиография: I. Славянские отголоски [вып. I], Ярославль, 1877; Стихотворения (1864-1893), М., 1894; Собрание стихотворений, ОГИЗ - ГИХЛ, М. - Л., 1931; Неизданные стихи и автобиография, "Литературное наследство", № 3, М., 1932, стр. 227-246; Избранные стихотворения. Вводная статья и редакция И. А. Мартынова. Ярославское областное изд-во, 1937.

II. "Русское богатство", 1894, X (рецензия на сб. 1894); Mихеев В., Л. H. Трефолев и его поэзия, "Северный край", [Ярославль], 1905, № 291 от 8 декабря; Ог-(урц)ов Н., Л. Н. Трефолев (К 10-летию со дня смерти), "Голос" (Ярославль), 1915, № 272 от 28 ноября; Дмитриев С. С., Сотрудничество Л. Н. Трефолева в исторических журналах в кн.: Ярославский край, сб. II (Ярославское естественно-историческое и краеведческое общество. Труды секции краеведения, т. III, вып. 2), Ярославль, 1929; Достоевский А. М., Воспоминания, изд. Писателей в Ленинграде, 1930 [см. по указателю].

III. Огурцов Н. Г., Опыт местной библиографии. Ярославский край, Ярославль, 1924 (см. по указателю. Неполная библиография исторических работ Т. Дополнения см. в статье С. Дмитриева).

В. Жданов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Трефолев (Леонид Николаевич) - поэт и публицист. Родился в 1843 году, в Любиме, Ярославской губернии, кончил курс в ярославской гимназии и ярославском юридическом лицее. Служил некоторое время в ярославском губернском правлении, с 1872 года редактирует "Вестник Ярославского Земства", где поместил массу сведений о местной жизни вообще и земской в частности. Писал много корреспонденций и разных сообщений в местные и столичные издания; поместил ряд статей, касающихся старины и современного состояния края в "Ярославских Губернских Ведомостях", "Русском Архиве", "Историческом Вестнике" и др. Как поэт, выступил в 1864 году; стихи его появились в "Деле", "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Наблюдателе", "Русском Обозрении", "Русской Мысли" и др. Стих у Трефолева очень бойкий; по характеру своей поэзии ближе всего примыкает к Некрасову. Из юмористических стихотворений Трефолева большой известностью пользуются его "Песня о камаринском мужике" ("Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский") - на мотив известной народной песни. Трефолев очень много переводил из славянских и польских поэтов (больше всего из Сырокомли). В 1894 году издал свои стихотворения отдельной книжкой. Кроме того отдельным изданием вышли: "Заметка о первом провинциальном журнале "Уединенный Пошехонец" (Ярославль, 1882); "Славянские отголоски", стихотворения (Ярославль, 1877); "Странники. Эпизод из истории раскола и Увеселения города Мологи" (Ярославль, 1866); "Очерк деятельности ярославского губернского земства. Народное образование" (вып. 1, Ярославль, 1896).

Жданов В. Трефолев // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929–1939.

Т. 11. - М.: Худож. лит., 1939. - Стб. 383–385.

ТРЕФОЛЕВ Леонид Николаевич - поэт. Род. в г. Любиме, Ярославской губ., в семье мелкого чиновника. В 1856 окончил ярославскую гимназию. В следующем году впервые начал печататься (на страницах "Ярославских губернских ведомостей"). В течение нескольких лет Т. продолжал сотрудничать в этом издании, поместив в нем довольно много стихотворений ("Иван Сусанин", "Катанье" и др.) и переводов, в частности из Беранже ("Добрая старушка"). С 1864 стихи Т. начинают появляться в столичной печати - журналах и газетах: "День", "Дело", "Искра", "Развлечение", "Народный голос", "Отечественные записки" (80-х гг.), "Вестник Европы" и др. Т. почти всю жизнь прожил в Ярославле. С 1866 по 1871 Т. редактировал неофициальную часть "Ярославских губернских ведомостей". С 1872 до смерти служил в земстве, одновременно редактируя "Вестник ярославского губернского земства". Т. много занимался историей Северного края. Его исторические статьи и краеведческие очерки печатались в "Русском архиве", "Историческом вестнике" и др. журналах.

Как поэт Т. сформировался в некрасовской школе. Для лучших произведений Т. характерны мотивы любви к народу, горячего сочувствия его нуждам. В стихах Т. тепло очерчены образы столичной городской бедноты (напр. "Песня рабочих"); но с особенным вниманием он рисует жизнь нищего, задавленного нуждой и трудом крестьянства ("Песнь о камаринском мужике", небольшая поэма "На бедного Макара и шишки валятся" и др.).

Демократической поэзии Т. не свойственна яркая революционная целеустремленность, придававшая такую силу творчеству Некрасова. В отдельных стихах его (особенно 80-х гг.) звучат ноты уныния, смирения, народнического преклонения перед долготерпением крестьянства. Но следует подчеркнуть, что даже в годы мрачной реакции поэта не оставляла вера в могучие силы народа и его грядущее освобождение. Об этом свидетельствуют, в частности, стихотворение "Макар", сказка "Два Мороза Морозовича".

В отличие от многих других поэтов, Т. не сложил оружия в эпоху вырождения народничества. Именно во вторую половину своей деятельности он создал ряд сатир, обличавших современный строй. В 1881 в щедринских "Отечественных записках" была напечатана прекрасная сатира на либерализм ("Буйное вече"). Т. принадлежат также злые эпиграммы на "литературного жандарма" Каткова, Александра III, Победоносцева и других апологетов самодержавия. Эти эпиграммы не могли появиться в печати до революции.

К оригинальным стихотворениям Т. примыкают его многочисленные переводы из П. Дюпона, Гейне, Гервега, Шевченко, Сырокомли и др. поэтов, народная и обличительная тематика к-рых совпадала с тенденциями гражданской поэзии Т.

Поэтическое мастерство Т. в значительной мере определяется его интересом к народной речи, стремлением отразить песенные размеры и ритмы. Благодаря простоте языка, напевности, песенным интонациям, многие стихи Т. приобрели широкую известность в качестве народных песен; сюда относятся "Дубинушка", "Камаринская", "Когда я на почте служил ямщиком" (перевод "Ямщика" В. Сырокомли) и др. Известна высокая оценка, данная Трефолеву Некрасовым: "Стих его бьет по сердцу. Это - мастер, а не подмастерье".

Лит-ое наследие Т. до сих пор не собрано полностью. Основной сборник его стихотворений крайне не полон и испорчен цензурой. В издание 1931 включены стихотворения, к-рые не могли быть напечатаны до революции; однако это издание совершенно неудовлетворительно как в отношении обработки текстов, так и, особенно, в отношении сопроводительного аппарата.

Библиография: I. Славянские отголоски [вып. I], Ярославль, 1877; Стихотворения (1864–1893), М., 1894; Собрание стихотворений, ОГИЗ - ГИХЛ, М. - Л., 1931; Неизданные стихи и автобиография, "Литературное наследство", № 3, М., 1932, стр. 227–246; Избранные стихотворения. Вводная статья и редакция И. А. Мартынова. Ярославское областное изд-во, 1937.

II. "Русское богатство", 1894, X (рецензия на сб. 1894); Михеев В., Л. Н. Трефолев и его поэзия, "Северный край", [Ярославль], 1905, № 291 от 8 декабря; Ог(урц)ов Н., Л. Н. Трефолев (К 10-летию со дня смерти), "Голос" (Ярославль), 1915, № 272 от 28 ноября; Дмитриев С. С., Сотрудничество Л. Н. Трефолева в исторических журналах в кн.: Ярославский край, сб. II (Ярославское естественно-историческое и краеведческое общество. Труды секции краеведения, т. III, вып. 2), Ярославль, 1929; Достоевский А. М., Воспоминания, изд. Писателей в Ленинграде, 1930 [см. по указателю].

III. Огурцов Н. Г., Опыт местной библиографии. Ярославский край, Ярославль, 1924 (см. по указателю. Неполная библиография исторических работ Т. Дополнения см. в статье С. Дмитриева).


Трефолев, Леонид Николаевич (21.09.1839 - 28.09 (10.12).1905), - Ярославский поэт. Родился в небогатой помещичьей семье. После окончания в 1856 г. Ярославской гимназии, не имея материальной возможности получить университетское образование, поступил на службу помощником редактора «Ярославских губернских ведомостей», где начал впервые печататься (с 1857 г.). Учительствовал в воскресной школе. В 1864 г. начал службу в строительном отделении при Ярославском губернском правлении, совмещая ее с 1866 г. с работой редактора неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей». Работая в газете, Трефолев. довел ее «до высшей степени порядочности, так что и столичные газеты не раз высказывали этот отзыв» (Достоевский А. М. Воспоминания.-- Л., 1930.-- С. 344). Образованность и независимость Трефолева приводили к частым столкновениям его с тогдашним ярославским вице-губернатором Н. А. Тройницким, вследствие чего Трефолев вынужден был уйти в 1870 г. из строительного отделения, а в 1871 г. был вообще уволен с государственной службы по причинам неблагонадежности. С 1872 г. служил в земстве, одновременно редактировал «Вестник ярославского земства» (в течение более 25 лет). Трефолев принадлежал к тем прогрессивным земским деятелям, которые стремились противостоять намерению царского правительства превратить земства в «пятое колесо в телеге русского государственного управления» не был свободен от либеральных иллюзий, но в лучших своих произведениях он подвергал резкой критике либеральное пустословие, например в сатирическом стихотворении «Буйное вече» (1881), которым восхищался Салтыков-Щедрин, называвший Трефолева «певцом буйных земцев».

С 1864 г. Трефолев печатался в журналах «Дело», «Искра», «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Будильник», «Осколки» и др.

Сотрудничая в «Осколках», переписывался и был лично знаком с А. П. Чеховым, который ценил Трефолева как поэта и человека, сохраняя постоянный интерес к его личности. Самым крупным прижизненным изданием поэта явился сборник «Стихотворения Л. Н. Трефолева (1864-1893)», выпущенный в Москве в 1894 г. Т. почти всю жизнь прожил в Ярославле, выезжая чаще всего в Москву. В 1876 г. был за границей (в Германии и Франции); в 1884 г. путешествовал по Крыму и Закавказью.

Как поэт Трефолев принадлежит к некрасовской школе. Н. А. Некрасов высоко отзывался о Трефолеве: «Стихи Трефолева бьют по сердцу. Это мастер, а не подмастерье». А на замечание собеседника о том, что он ученик Некрасова, последний ответил: «Скорее - последователь. Но если ученик, то такой, которым может гордиться учитель. Но у него свой костюм».

Трефолев использовал достижения некрасовского стиля, в том числе ритм стиха, простонародную лексику, фольклорные элементы и т. д. Но родство поэзии Трефолева с поэзией Некрасова обуславливается не столько внешним сходством, сколько глубинными, внутренними причинами - близостью взглядов на крепостническую и пореформенную Россию, положение крестьянства, судьбу русской женщины, на смысл и задачи поэзии. Основные мотивы творчества - бедственное положение народа, горячее сочувствие его страданиям, обличение жестокости правящих классов, их лживости, безнравственности, вера в силы народа и его грядущее освобождение. Благодаря простоте языка, напевности стало популярной народной песней стихотворение «Дубинушка» (1865). Созданное в один год с одноименным стихотворением В. И. Богданова, ставшим впоследствии известной песней, оно было исполнено гнева «на злодейку судьбу, / Что вступила с народом в борьбу / И велела ему под ярмом, за гроши / Добывать для других барыши». Широко распространилась в народе песня «Когда я на почте служил ямщиком...». Наибольшую известность принесла Трефолеву «Песня о камаринском мужике» (1867), в которой представлена судьба бедняка Касьяна, загулявшего до смерти в день своих именин. Используемый здесь народный плясовой ритм передает широту и удаль Касьяна и одновременно подчеркивает трагическую участь его.

Как поэт-демократ Трефолев отрицательно относился к «чистому искусству». В программном стихотворении «Три поэта» (1891) Трефолев определяет предназначение поэта: «Утешать погибающих, слабых, больных, / В павшем брате не видеть злодея - / Вот в чем истина, вот в чем идея / Для смиренных людей, для поэтов земных!» К числу таких честных, благородных певцов горя и страдания людского Трефолев относил народного поэта И. З. Сурикова. Ему Он посвятил стихотворение «Памяти Ивана Захаровича Сурикова» (1880), которое можно поставить в ряд лучших поэтических некрологов. В нем не только боль о потере близкого друга, но и горе народа об утрате благородного сына, надежда на будущую обновленную жизнь, когда «новая песня с чудесными звуками / Будет услышана нашими внуками».

Поэзии Трефолева свойственна не только гражданственность и публицистичность. Некоторые его стихи отличаются повышенной версификаторской изощренностью. Таково, например, стихотворение «Набат»(1898), написанное секстинами: 36 стихов имеют лишь две рифмы, причем те слова, которые являются рифмами в первом шестистишии, проходят во всех шести строфах. К подобной изысканной и трудной форме поэты обращались редко. Интересно в этом плане и стихотворение «В глухом саду» (1894), где каждая последующая строфа начинается с предпоследней строки предшествующей.

Мировоззрение Трефолева нельзя определить однозначно. Его стихам в целом не был свойствен революционный пафос Некрасова, он умилялся религиозным чувствам крестьян, призывал народ к терпению. Но вместе с тем у Трефолева есть острые сатирические выпады против царя, царского дома, попов, одного из вдохновителей реакции К. П. Победоносцева; в эпиграмме на М. Н. Каткова Т. называл его «литературным жандармом». Подобные произведения поэт не надеялся обнародовать. Они хранились в его архивах вместе с теми многочисленными стихотворениями, которые не были пропущены цензурой. В эпоху реакции 80 гг. поэт оставался верным освободительным идеалам 60 гг. Он понимал, что с отменой крепостного права страдания народа не кончились. Начало подлинного освобождения России он предчувствовал в нарастающем революционном движении на рубеже веков и приветствовал его в стихотворении «К свободе».

В автобиографии Трефолев признавался, что, кроме поэзии, страстно любил историю своего края. На протяжении всей жизни он увлекался изучением архивных материалов. Написанные в разное время, исторические статьи и очерки Трефолева разбросаны по различным периодическим изданиям. Впервые наиболее значительные из них вышли сборником в Ярославле в 1940 г. под названием «Ярославская старина»: «Ярославль при императрице Елизавете Петровне», «Плещеевский бунт», «Монтионовские премии в российском вкусе« и др. Трефолева не умиляла патриархальная старина - он заостряет внимание на случаях вопиющего произвола, тяжких притеснений народа со стороны помещиков, военачальников, судей. Воссоздавая эти факты в живых историко-беллетристических рассказах, Трефолев художественно обрабатывал материалы исторических хроник, документов. Их бесстрастный язык сочетается в рассказах с авторским комментарием. Так, в рассказе «Меланхолик» в основе сюжета - зверское преступление помещика Бакунина, прибившего поленом свою крепостную, видимо, за то, что честная женщина отвергла домогательства своего барина. Когда злодейство раскрылось и из земли вырыли обезображенный труп, Бакунин «придумал заявить себя человеком больным, страдающим меланхолией». Авторская оценка происходящего весьма недвусмысленна - Трефолев по существу оправдывает народный бунт, считая, что при дальнейшем распространении пугачевщина обрела бы и в Ярославской губернии своих сторонников.

Когда я на почте служил ямщиком,
Был молод, имел я силёнку,
И крепко же, братцы, в селенье одном
Любил я в ту пору девчонку.

Сначала не чуял я в девке беду,
Потом задурил не на шутку:
Куда ни поеду, куда ни пойду,
Всё к милой сверну на минутку.

И любо оно, да покоя-то нет,
А сердце болит всё сильнее.
Однажды даёт мне начальник пакет:
«Свези, мол, на почту живее!»

Я принял пакет - и скорей на коня,
И по полю вихрем помчался,
А сердце щемит, да щемит у меня,
Как будто с ней век не видался.

И что за причина, понять не могу,
И ветер так воет тоскливо…
И вдруг - словно замер мой конь на бегу,
И в сторону смотрит пугливо.

Забилося сердце сильней у меня,
И глянул вперед я в тревоге,
Потом соскочил с удалого коня, -
И вижу я труп на дороге.

А снег уж совсем ту находку занёс,
Метель так и пляшет над трупом.
Разрыл я сугроб-то и к месту прирос, -
Мороз заходил под тулупом.

Под снегом-то, братцы, лежала она…
Закрылися карие очи.
Налейте, налейте скорее вина,
Рассказывать больше нет мочи!

Материал подготовил Егор Парфентьев.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...