Кто такие кельты и где они проживали. Древние Кельты

Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. По материалам журнала "Шпигель".

Близкие по языку и культуре племена, известные в истории под именем кельтов (это название идет от древних греков, римляне их называли галлами), примерно три тысячи лет назад расселились почти по всей Европе. Их пребывание на континенте отмечено многими успехами в области материальной культуры, которыми пользовались и их соседи. Ранняя европейская литература, вернее фольклор, немало почерпнула из памятников творчества этого древнего народа. Герои многих средневековых сказаний - Тристан и Изольда, принц Айзенхерц (Железное сердце) и волшебник Мерлин - все они были рождены фантазией кельтов. В их героических сагах, записанных в VIII столетии ирландскими монахами, фигурируют сказочные рыцари Грааля, такие, как Персифаль и Ланселот. Сегодня довольно мало пишется о жизни кельтов и той роли, которую сыграли они в истории Европы. Больше повезло им в современной развлекательной литературе, главным образом во французских комиксах. Кельтов рисуют, как и викингов, эдакими варварами в рогатых шлемах, любителями выпить и полакомиться кабанятиной. Пусть этот образ грубого, хотя и веселого, беззаботного дикаря останется на совести творцов нынешней бульварной литературы. Современник кельтов Аристотель называл их "мудрыми и искусными".

Ритуальный праздник современных последователей друидов.

Кельтский воин сражается с этрусским всадником (около 400 года до Р. Х.).

Бронзовое изображение колесницы, заполненной людьми, обреченными на жертвоприношение богам. VII век до Р. Х.

Реконструкция жертвенника, относящего ся ко II веку до Р. Х.

Статуэтка I века до Р. Х. изображает друида - кельтского жреца.

Бронзовый кувшин. IV век до Р. Х.

Кувшин с двойной ручкой - образец типичной керамики одного из периодов кельтской истории.

На картине, написанной в 1899 году, изображена сцена пленения вождя кельтов Ферцингеторикса Юлием Цезарем. Два миллиона кельтов были убиты и взяты в рабство в результате похода Цезаря на Галлию.

Вот таким представляют себе историки кельтское поселение. Эта реконструкция осуществлена на месте, где некогда находилась столица кельтов - Манчинг.

Статуя, обнаруженная недалеко от Франкфурта. Эта скульптура из песчаника позволила многое понять в жизни кельтов.

Предметы, найденные археологами, изучающими историю кельтов: сосуд, статуэтка-кабан, богато украшенный шлем, заколка (фибула) для одежды, круглая пряжка, украшения из янтаря, бронзовая голова мужчины.

Мудрые и искусные

Умелость кельтов подтверждают сегодня археологические находки. Еще в 1853 году в Швейцарии была найдена конская сбруя; искусство, с которым были выполнены ее детали, заставило ученых усомниться: действительно ли она сделана в далекие времена кельтами или это современная подделка? Однако скептические голоса давно смолкли. По представлению современных исследователей, кельтские мастера были способны на тончайшее исполнение великолепных художественных замыслов.

Немецкий исследователь Хельмут Биркхан в своей книге о кельтской культуре говорит о гениальности тогдашних техников, которые изобрели столярный верстак. Но им принадлежит и куда более важное дело - они первыми заложили соляные копи и первыми научились получать из железной руды железо и сталь и этим определили в Европе начало конца бронзового века. Около 800 года до Р.Х. бронзу в Центральной и Западной Европе вытесняет железо.

Биркхан, изучая и анализируя последние трофеи археологии, приходит к выводу, что кельты, поначалу осевшие в центре Европы, в щедрых на ископаемые Альпах, быстро накопили богатство, создали хорошо вооруженные отряды, влиявшие на политику в античном мире, развили ремесла, и их мастера владели высокими для того времени технологиями.

Вот перечень вершин производства, которые были доступны лишь кельтским мастерам.

Они единственные среди других народов делали из расплавленного стекла браслеты, не имеющие швов.

Кельты получали медь, олово, свинец, ртуть из глубокозалегающих месторождений.

Их повозки под лошадиную упряжь были лучшими в Европе.

Кельты-металлурги первыми научились получать железо и сталь.

Кельты-кузнецы первыми отковали стальные мечи, шлемы и кольчуги - лучшее оружие в тогдашней Европе.

Они освоили отмывку золота на альпийских реках, добыча которого измерялась тоннами.

На территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и построили 8 больших городов. 650 гектаров занимал, например, город Кельхайм, другой город, Хайденграбен, был в два с половиной раза больше - 1600 гектаров, на такой же площади раскинулся и Ингольштадт (здесь приводятся современные названия немецких городов, возникших на местах кельтских). Известно, как именовался главный город кельтов, на месте которого вырос Ингольштадт, - Манчинг (Manching). Его окружал крепостной вал длиной в семь километров. Это кольцо было идеально с точки зрения геометрии. Древние строители ради точности круговой линии изменили течение нескольких ручьев.

Кельты - многочисленный народ. В первом тысячелетии до новой эры он занимал территорию от Чехии (по современной карте) до Ирландии. Турин, Будапешт и Париж (тогда он назывался Лютеция) были основаны кельтами.

Внутри кельтских городов царило оживление. Профессиональные акробаты и силачи на улицах развлекали горожан. Римские авторы говорят о кельтах как о прирожденных всадниках и все как один подчеркивают щегольство их женщин. Они сбривали брови, носили узкие пояса, подчеркивающие тонкую талию, украшали лицо налобными повязками и почти каждая имела бусы из янтаря. Массивные браслеты и шейные кольца из золота звенели при малейшем движении. Прически напоминали башни - для этого волосы смачивались известковой водой. Мода в одежде - по-восточному яркой и пестрой - часто менялась. Мужчины все носили усы и золотые кольца на шее, женщины - браслеты на ногах, которые заковывались еще в девичьем возрасте.

У кельтов был закон - надо быть худым, а потому многие занимались спортом. Кому не налезал "стандартный" пояс, того штрафовали.

Нравы в быту были своеобразными. В военных походах гомосексуализм был нормой. Женщина пользовалась большой свободой, ей легко было добиться развода и забрать обратно принесенное с собой приданое. Каждый племенной князь держал свою дружину, которая защищала его интересы. Частой причиной для драк мог быть даже такой мелкий повод - кому из старших достанется первый, лучший кусок оленя или кабана. Для кельтов это было делом чести. Подобные раздоры нашли отражение во многих ирландских сагах.

Кельтов нельзя было назвать одной нацией, они оставались раздробленными на отдельные племена, несмотря на общность территории (более одного миллиона квадратных километров), общий язык, единую религию, торговые интересы. Племена численностью примерно в 80000 человек действовали порознь.

Путешествие в прошлое

Представьте себе, что в шлеме, снабженном шахтерской лампой, вы спускаетесь по наклонной выработке в глубь горы, в шахту, где с незапамятных времен в восточных Альпах кельты добывали соль. Путешествие в прошлое началось.

Через четверть часа встречается поперечная выработка, она так же, как и штрек, по которому мы шли, трапециевидна в сечении, но все четыре стороны ее раз в пять меньше, только ребенок может проползти в это отверстие. А когда-то здесь проходил в полный рост взрослый человек. Горная порода в соляных копях очень пластична и с течением времени словно затягивает раны, нанесенные ей людьми.

Сейчас в шахте соль не добывают, шахта превращена в музей, где можно увидеть и узнать, как некогда люди получали здесь столь необходимую всем соль. Рядом работают археологи, их отгораживает от экскурсантов железная решетка с надписью: "Внимание! Идут исследования". Лампа освещает уходящий вниз наклонный деревянный лоток, по которому можно сидя спуститься к следующему штреку.

Шахта находится в нескольких километрах от Зальцбурга (в переводе - Соляная крепость). Городской музей истории переполнен находками, добытыми из шахт, разбросанных по району, который называется Зальцкаммергут. Соль из этого района Альп тысячелетия назад доставлялась во все уголки Европы. Разносчики несли ее на своих спинах в виде 8-10-килограммовых цилиндров, обложенных деревянными рейками и обвязанных веревками. В обмен на соль в Зальцбург стекались ценности со всей Европы (в музее можно увидеть каменный нож, сделанный в Скандинавии - минеральный состав это доказывает, - или украшения из балтийского янтаря). Вероятно, именно поэтому город в восточных предгорьях Альп издревле славился своим богатством, ярмарками и праздниками. Они и до сих пор существуют - всему миру известны ежегодные зальцбургские фестивали, побывать на которых мечтает каждый театр, каждый оркестр.

Находки в соляных разработках шаг за шагом открывают нам далекий и во многом таинственный мир. Деревянные лопаты, но вместе с тем железные кирки, обмотки для ног, остатки шерстяных свитеров и меховых колпаков - все это нашли археологи в давно заброшенных штольнях. Среда, в избытке содержащая соль, препятствует распаду органических материалов. Поэтому ученые смогли увидеть отрезанные кончики колбасы, вареные бобы и окаменевшие отходы пищеварения. Лежанки говорят о том, что люди подолгу не выходили из шахты, спали рядом с забоем. По приблизительным оценкам, в шахте одновременно трудились около 200 человек. При тусклом свете лучин закопченные сажей люди вырубали соляные блоки, которые потом на санках вытаскивали на поверхность. Сани скользили по путям из сырой древесины.

Прорубленные людьми штреки связывают между собой бесформенные пещеры, созданные самой природой. По приблизительным оценкам, люди прошли в горе более 5500 метров штреков и других выработок.

Среди находок, сделанных современными археологами в шахтах, нет человеческих останков. Только в хрониках, относящихся к 1573 и 1616 годам, говорится, что в пещерах найдено два трупа, их ткани, как у мумий, были почти окаменелыми.

Ну а те находки, которые ныне попадают к археологам, часто заставляют поломать голову. Например, экспонат под шифром "В 480" напоминает напальчник, сделанный из мочевого пузыря свиньи. Открытый конец этого маленького мешочка можно было затянуть с помощью приделанного шнура. Что это - гадают ученые - защита ли для пораненного пальца или маленький кошелек для ценных вещей?

Священное растение - омела

"При исследовании истории кельтов, - говорит историк Отто-Герман Фрей из Марбурга, - неожиданности сыплются, как капли дождя". В ирландском культовом месте "Эмайн Маха" был найден обезьяний череп. Как он там оказался и какую роль выполнял? В 1983 году археологам в руки попала доска с текстом. Его частично расшифровали и поняли, что это спор двух групп соперничающих колдуний.

Еще одна сенсационная находка, сделанная в последние месяцы, добавила размышлений о том, что такое духовная культура кельтов. В 30 километрах от Франкфурта была обнаружена стилизованная фигура человека выше натурального размера, сделанная из песчаника. В левой руке щит, правая прижата к груди, на одном из пальцев виднеется кольцо. Его костюм дополняют шейные украшения. На голове - нечто вроде тюрбана в форме листа омелы - священного у кельтов растения. Вес этой фигуры - 230 килограммов. Что она изображает? Пока специалисты придерживаются двух мнений: или это фигура какого-то божества, или же это князь, облеченный еще и религиозными обязанностями, может быть, главного жреца - друида, как называют кельтских служителей культа.

Надо сказать, что нет другого европейского народа, который бы заслуживал таких мрачных оценок, когда речь заходит о друидах, их магии и приверженности к человеческим жертвоприношениям. Они умерщвляли пленных и единоплеменников-преступников, они же были судьями, занимались врачеванием, учили детей. Большую роль они играли и как прорицатели будущего. Вместе с племенной знатью друиды составляли верхний слой общества. Римские императоры после победы над кельтами сделали их своими данниками, запретили человеческие жертвоприношения, отняли у друидов многие привилегии, и те лишились того ореола значительности, который их окружал. Правда, долгое время они еще существовали как странствующие прорицатели. Да и теперь в Западной Европе можно встретить людей, которые заявляют, что будто бы унаследовали мудрость друидов. Выходят книжки вроде "Учение Мерлина - 21 лекция по практической магии Друидов" или "Кельтский древесный гороскоп". Уинстон Черчилль в 1908 году вошел в кружок последователей друидов.

Еще ни одна могила друида не встретилась археологам, поэтому сведения о религии кельтов чрезвычайно скудны. Понятно поэтому, с каким интересом изучают историки найденную недалеко от Франкфурта фигуру в надежде, что наука продвинется в этой области вперед.

Статуя с тюрбаном, по-видимому, стояла в центре похоронного комплекса, представляющего собой земляной холм, к нему вела 350-метровая аллея, по краям которой шли глубокие канавы. В глубине холма обнаружены останки мужчины примерно 30 лет от роду. Захоронение состоялось 2500 лет назад. Четверо реставраторов со всей тщательностью освободили от грунта скелет и переместили его в лабораторию, где постепенно снимают оставшуюся землю и остатки одежды. Можно понять нетерпение ученых, когда они увидели полное совпадение экипировки покойного с той, которая изображена на статуе: то же нашейное украшение, тот же щит и то же кольцо на пальце. Можно думать, что древний скульптор повторил вид покойного, каким он был в день похорон.

Мастерская Европы и мрачные ритуалы

Элизабет Нолл - историк, занимающийся предысторией Европы, высоко оценивает уровень развития кельтов: "Они не знали письменности, не знали всеохватывающей государственной организации, но тем не менее они уже стояли на пороге высокой культуры".

По меньшей мере в технико-экономическом отношении они намного превосходили своих северных соседей - германские племена, которые занимали болотистый правый берег Рейна и частично заселяли юг Скандинавии. Только благодаря соседству с кельтами эти племена, не знавшие ни счета времени, ни укрепленных городов, незадолго до рождества Христова были упомянуты в истории. А кельты в эти времена как раз достигли зенита своего могущества. Южнее течения Майна кипела торговая жизнь, были воздвигнуты большие по тому времени города, в которых звенели кузни, крутились круги гончаров, и деньги перетекали от покупателей к продавцам. Это был уровень, которого не знали тогдашние германцы.

На 1000 метров подняли кельты свой ритуальный храм в Каринтских Альпах около Магдаленсберга. По соседству с храмом еще и теперь можно найти отвалы шлаков двухсотметровой длины, трехметровой ширины - это остатки переработки железной руды. Здесь же стояли печи-домницы, в которых руда превращалась в металл, здесь находились и кузни, где бесформенные отливки, так называемые "крицы" - смесь металла и жидких шлаков - становились стальными мечами, наконечниками копий, шлемами или инструментами. Никто в Западном мире тогда не делал подобного. Стальные изделия обогащали кельтов.

Экспериментальное воспроизведение кельтской металлургии, сделанное австрийским ученым Гарольдом Штраубе, показало, что в этих первых печах можно было довести температуру до 1400 градусов. Управляя температурой и умело обращаясь с расплавленной рудой и углем, древние мастера по желанию получали или мягкое железо, или твердую сталь. Публикация Штраубе о "Ferrum Noricum" (о "Северном железе") вызвала дальнейшие исследования кельтской металлургии. Обнаруженные археологом Гернот Риккочини надписи говорят об оживленной торговле сталью с Римом, который оптом закупал сталь в виде слитков, напоминающих кирпичи или полосы, и через руки римских купцов этот металл шел в оружейные мастерские вечного города.

Тем чудовищнее на фоне блестящих достижений в области техники кажется почти маниакальная страсть кельтов приносить в жертву человеческие жизни. Эта тема красной нитью проходит во многих сочинениях времени цезарей. Но кто знает, может быть, римляне сознательно делают акцент на этом, чтобы затушевать собственные преступления в войнах, которые они вели в Европе, например, в галльской?

Цезарь описывает групповые сожжения, применявшиеся друидами. Упоминавшийся уже исследователь Биркхан сообщает об обычае пить вино из кубка, сделанного из черепа врага. Есть документы, говорящие, что друиды отгадывали будущее по виду крови, вытекающей из живота человека после удара кинжалом. Те же жрецы вселили в народ страх перед привидениями, переселением душ, оживлением мертвых врагов. И чтобы воспрепятствовать приходу поверженного врага, кельт обезглавливал его труп или разрубал его на части.

К умершим родственникам кельты относились столь же недоверчиво и старались, чтобы покойные не вернулись. В Арденнах нашли могилы, в которых были захоронены 89 человек, но 32-х черепов недостает. В Дюрренберге найдено кельтское захоронение, в котором покойный полностью "демонтирован": отпиленный таз лежит на груди, голова отделена и стоит рядом со скелетом, левой руки нет совсем.

В 1984 году раскопки в Англии принесли ученым доказательства того, как происходило ритуальное убийство. Археологам повезло. Жертва лежала в грунте, насыщенном водой, и потому мягкие ткани не разложились. Щеки убитого были гладко выбриты, ногти ухожены, зубы тоже. Дата смерти этого человека примерно 300 лет до Р.Х. Исследовав труп, удалось восстановить обстоятельства этого ритуального убийства. Вначале жертва получила удар топором по черепу, затем он был задушен петлей и, наконец, ему перерезали горло. В желудке несчастного была найдена пыльца омелы - это говорит о том, что к жертвоприношению были причастны друиды.

Английский археолог Барри Ганлайф отмечает, что в жизни кельтов непомерную роль играли всяческие запреты, табу. Ирландские кельты, например, не ели мясо журавлей, кельты-британцы не употребляли в пищу зайцев, кур и гусей, а определенные дела можно было делать только левой рукой.

Каждое проклятие, и даже пожелание, по мнению кельтов, имело магическую силу и поэтому наводило страх. Боялись и проклятий, будто бы произнесенных покойником. Это тоже толкало на отделение головы от тела. Черепа врагов или их бальзамированные головы украшали храмы, выставлялись как трофеи ветеранов или хранились в их сундуках.

Ирландские саги, античные греческие и римские источники говорят о ритуальном каннибализме. Древнегреческий историк и географ Страбон пишет, что сыновья ели мясо покойного отца.

Зловещим контрастом предстает архаическая религиозность и высокое по тем временам техническое умение. "Такой дьявольский синтез, - заключает Хаффер, исследователь нравов древних людей, - мы встречаем еще только у майя и ацтеков".

Откуда они пришли?

Кто же такие были кельты? Ученые многое узнают о жизни древних людей, изучая их похоронный ритуал. Примерно 800 лет назад до нашей эры жители северных Альп сжигали своих покойников и хоронили их в урнах. Большинство исследователей сходятся на том, что ритуал захоронения в урнах у кельтов медленно сменился на похороны не пепла, а тел, правда, как уже говорилось, изуродованных. В одежде погребенных угадываются восточные мотивы: остроносая обувь, знать носила шаровары. Надо добавить еще круглые конические шляпы, которые до сих пор носят вьетнамские крестьяне. В искусстве преобладает орнамент из фигур животных и гротескные украшения. По мнению немецкого историка Отто-Германа Фрея, в одежде и искусстве кельтов видно несомненное персидское влияние. Есть и другие признаки, указывающие на Восток, как на родину предков кельтов. Учения друидов о возрождении умерших напоминают индуизм.

По поводу того, были ли кельты прирожденными всадниками, среди современных специалистов продолжается спор. Сторонники утвердительного ответа на вопрос обращают свой взор к жителям европейских степей - скифам - этим охотникам и прирожденным наездникам - не оттуда ли вышли предки кельтов? Один из авторов этой точки зрения, Герхард Херм, комментировал ее таким шутливым вопросом: "Мы что же, все русские?" - подразумевая под этим ту гипотезу, по которой расселение индоевропейских народов шло из центра Восточной Европы.

Первый материальный сигнал своего присутствия в Европе кельты подали в 550 году до Р. Х. (В то время Рим только образовывался, греки были заняты своим Средиземноморьем, германцы еще не вышли из доисторической тьмы.) Тогда кельты заявили о себе, создав в Альпах намогильные холмы для упокоения своих князей. Холмы были высотой до 60 метров, что позволило им уцелеть до наших времен. Погребальные камеры были полны редкими вещами: этрусские кастаньеты, ложе из бронзы, мебель из слоновой кости. В одной из могил нашли самый большой (для античных времен) бронзовый сосуд. Он принадлежал князю Фиксу и вмещал 1100 литров вина. Тело князя было завернуто в тонкую ткань красного цвета. Нити толщиной 0,2 миллиметра сравнимы с толщиной конского волоса. Рядом стояли бронзовый сосуд с 400 литрами меда и повозка, собранная из 1450 деталей.

Останки этого князя перевезены в музей Штутгарта. 40-летний древний вождь был ростом в 1,87 метра, поражают кости его скелета, они чрезвычайно массивны. По заказу музея завод Шкода взялся сделать копию бронзового сосуда, в который был налит мед. Толщина его стенок 2,5 миллиметра. Однако секрет древних металлургов так и не удалось открыть: у современных мастеров при изготовлении сосуда бронза все время разрывалась.

Торговые пути

Мастеровитые кельты были интересны грекам как торговые партнеры. Древняя Греция к тому времени колонизовала устье Роны и назвала основанный здесь порт Массилия (теперешний Марсель). Примерно в VI веке до Р.Х. греки стали подниматься вверх по Роне, торгуя предметами роскоши и вином.

Что в ответ могли предложить им кельты? Ходовым товаром были рабыни-блондинки, металл и тонкие ткани. Более того, на пути греков кельты создали, как бы теперь сказали, "специализированные рынки". В Манчинге можно было обменять греческий товар на металлические изделия из железа и стали. В Хохдорфе свой товар предлагали кельты-текстильщики. В Магдаленсберге не только производили сталь, но и торговали альпийскими камнями - горным хрусталем и другими редкими чудесами природы.

Особенным вниманием греческих купцов пользовалось кельтское олово - непременный элемент при выплавке бронзы. Оловянные прииски были только в Корнуэлле (Англия). Весь средиземноморский мир покупал здесь этот металл.

В VI веке до нашей эры отважные финикийцы достигали берегов Британии через Атлантику, преодолевая шесть тысяч километров морского пути. Греки иным способом добирались до "оловянных островов", как тогда именовали Англию. Они двигались на север по Роне, затем переходили в Сену. В Лютеции (в Париже) платили дань за проезд по кельтской территории.

Подтверждением столь далеких торговых контактов служат стрелы с тремя остриями, словно вилка или трезубец, найденные на берегу Роны. Это оружие типично для скифов. Может быть, они сопровождали купеческие суда как охрана? А в античных Афинах скифы служили наемными стражами порядка.

Промышленность и торговля высоко, по тогдашним меркам, подняли экономику кельтов. Князья племен ориентировали население на производство изделий, имевших сбыт. Те, кто не мог овладеть ремеслом, так же, как и рабы, выполняли подсобную и тяжелую работу. Упомянутая соляная шахта в Холлейне - пример условий, в которых находились люди, обреченные на рабский труд.

Совместная экспедиция четырех германских университетов исследовала находки в соляных копях, где трудились низшие слои кельтского общества. Ее выводы таковы. Остатки костров в выработках говорят о "большом открытом огне". Таким образом возбуждалось движение воздуха в шахте, - и люди могли дышать. Огонь разводили в специально вырытой для этих целей шахте.

Найденные под землей туалеты говорят, что у добытчиков соли было постоянное расстройство пищеварения.

В шахтах работали главным образом дети. Найденная там обувь говорит о возрасте ее владельцев - здесь трудились и шестилетние.

Нашествие на юг

Такие условия не могли не порождать недовольство. Исследователи убеждены: время от времени империю друидов сотрясали серьезные бунты. Археолог Вольфганг Киттиг считает, что все началось с требования крестьян дать им свободу. И вот примерно в IV веке до Р.Х. исчезает традиция пышных похорон, а вся кельтская культура претерпевает радикальные изменения - исчезла большая разница между уровнем жизни бедных и богатых. Снова покойников стали сжигать.

В это же время происходит стремительное расширение территории, занимаемой кельтскими племенами, которые двинулись на юг и на юго-восток Европы. В IV веке до Р.Х. они с севера перевалили через Альпы, и перед ними предстали райские красоты Южного Тироля и плодородная долина реки По. Это были земли этрусков, но кельты имели военное превосходство, тысячи их двухколесных повозок штурмовали Бреннерский перевал. В кавалерии применялся особый прием: одна лошадь несла двух всадников. Один управлял конем, другой бросал копья. В ближнем бою оба спешивались и дрались пиками с винтообразными остриями, так что раны получались большими и развороченными, как правило, выводившими противника из боя.

В 387 году до Р.Х. пестро одетые племена кельтов под предводительством Бренниуса начали марш на столицу римской империи. Семь месяцев длилась осада города, после чего Рим сдался. 1000 фунтов золота дани заплатили жители столицы. "Горе побежденным!" - вскричал Бренниус, бросая свой меч на весы, отмеривавшие драгоценный металл. "Это было глубочайшее унижение, которое перенес Рим за всю свою историю", - так оценил победу кельтов историк Герхард Херм.

Добыча исчезла в храмах победителей: по законам кельтов, десятую часть всей военной добычи полагалось отдать друидам. За столетия, прошедшие с той поры, как кельты появились в Европе, в храмах скопились тонны драгоценного металла.

В геополитическом и военном отношении кельты достигли к этому времени вершины своего могущества. От Испании до Шотландии, от Тосканы до Дуная господствовали их племена. Некоторые из них дошли до Малой Азии и заложили там город Анкару - теперешнюю столицу Турции.

Вернувшись в давно обжитые районы, друиды обновили свои храмы или построили новые, украшенные более богато. В баварско-чешском пространстве возведено за третье столетие до нашей эры более 300 культовых, жертвенных мест. Все рекорды в этом смысле побил погребальный храм в Рибемонте, он считался центральным культовым местом и занимал площадь размером 150 на 180 метров. Здесь был небольшой участок (10 на 6 метров), на котором археологи нашли более 10000 человеческих костей. Археологи считают, что это свидетельство единовременного жертвоприношения примерно ста человек. Друиды из Рибемонта строили чудовищные башни из костей человеческого тела - из ног, рук и т. д.

Недалеко от нынешнего Гейдельберга археологи обнаружили "жертвенные шахты". Привязанный к бревну человек сбрасывался вниз. Найденная шахта имела глубину 78 метров. Археолог Рудольф Райзер назвал изуверства друидов "самыми ужасными памятниками в истории".

И все же, несмотря на эти нечеловеческие обычаи, во втором и первом веках до нашей эры мир кельтов вновь процветал. Севернее Альп они возвели большие города. Каждое такое укрепленное поселение могло вместить до десяти тысяч жителей. Появились деньги - монеты, сделанные по греческому образцу. Многие семьи жили в достатке. Во главе племен стоял человек, выбранный на год из местной знати. Английский исследователь Канлиф думает, что вступление олигархии в управление "было одним из важных шагов по дороге к цивилизации".

В 120 году до Р.Х. появился первый вестник несчастья. Орды варваров - кимвров и тевтонов - с севера пересекли границу по Майну и вторглись в земли кельтов. Спешно строили кельты земляные валы, другие оборонительные сооружения для укрытия людей и скота. Но натиск с севера отличался невероятной силой. Торговые пути, проходящие по альпийским долинам, были перерезаны наступавшими с севера, германцы безжалостно грабили селения и города. Кельты отступили в южные Альпы, но это снова угрожало сильному Риму.

Конкурент Рима

Как уже говорилось, кельты письменности не знали. Может быть, повинны в этом друиды. Они утверждали, что буквы разрушают святость заклинаний. Впрочем, когда надо было закрепить договор между кельтскими племенами или с другими государствами, использовался греческий алфавит.

Каста друидов, несмотря на раздробленность народа - в одной Галлии насчитывалось более ста племен, - действовала согласованно. Раз в год друиды собирались вместе для обсуждения злободневных проблем, которые касались не только религиозной сферы. Собрание обладало высоким авторитетом и в светских делах. Например, друиды могли остановить войну. О структуре религии кельтов, как уже отмечалось, известно очень мало. Но есть предположения, что верховным божеством была женщина, что народ поклонялся силам природы и верил в загробную жизнь и даже в возвращение к жизни, но в другом образе.

Римские писатели оставили в своих воспоминаниях впечатления о контактах с друидами. В этих свидетельствах перемешано уважение к знаниям жрецов и отвращение к кровожадной сущности магии кельтов. За 60 лет до новой эры верховный друид Дивициакус мирно вел беседы с римским философом -историком Цицероном. А его современник Юлий Цезарь два года спустя пошел войной на кельтов, захватив Галлию и территорию нынешних Бельгии, Голландии и частично Швейцарии, позже он завоевал часть Британии.

Легионы Цезаря уничтожили 800 городов, по новейшим подсчетам французских ученых, легионеры истребили или взяли в рабство примерно два миллиона человек. Кельтские племена на западе Европы сошли с исторической сцены.

Уже в начале войны, при нападении на племена кельтов число жертв среди них поразило даже римлян: из 360 000 человек уцелело лишь 110 000. В сенате Рима Цезаря даже обвинили в уничтожении народа. Но вся эта критика была утоплена в потоке золота, хлынувшего с фронтов в Рим. Легионы грабили сокровища, накопленные в культовых местах. Своим легионерам Цезарь пожизненно удвоил жалованье, а гражданам Рима построил арену для гладиаторских боев за 100 миллионов сестерциев. Археолог Хаффнер пишет: "Перед военным походом сам Цезарь был весь в долгах, после похода он стал одним из самых богатых граждан Рима".

Шесть лет сопротивлялись кельты римской агрессии, но пал последний вождь галльских кельтов, и финалом этой постыдной войны античного Рима было крушение мира кельтов. Дисциплина римских легионеров, идущих с юга, и напор с севера германских варваров перемололи культуру металлургов и горняков - добытчиков соли. На территориях Испании, Англии и Франции кельты потеряли свою самостоятельность. Только в дальних уголках Европы - в Бретани, на английском полуострове Корнуэлл и в части Ирландии уцелели кельтские племена, спасшиеся от ассимиляции. Но потом они переняли язык и культуру пришедших англо-саксов. И тем не менее до наших дней сохранились кельтское наречие и мифы о героях этого народа.

Правда, еще и в I веке нашей эры странствующие друиды, носители кельтского духа и идеи сопротивления, преследовались римским государством по "политическим мотивам".

В сочинениях римских авторов Полибия и Диодора Римская империя прославлена как зачинатель цивилизации, а кельтам в них отведена роль людей тупых, ничего, кроме войны и возделывания пашни, не умеющих. Авторы более позднего времени вторят римским хроникам: кельты неизменно мрачны, неуклюжи и суеверны. И лишь современная археология опровергла эти представления. Не жалких жителей хижин разгромил Цезарь, но политико-экономических конкурентов, которые еще за несколько веков до того в техническом отношении намного опередили Рим.

Однако панорама кельтской жизни сегодня открыта далеко не полностью, у нее еще немало белых пятен. Многие места, где некогда процветала кельтская культура, еще не исследованы археологами.

  • Где жили кельты

    Король Артур и рыцари круглого стола, мудрый волшебник Мерлин, сказочные эльфы из толкиновского «Властелина колец», все эти хорошо знакомые нам полулегендарные персонажи на самом деле пришли в современную массовую культуру прямиком из древнего кельтского фольклора. В те далекие времена, когда на юге Европы, в Средиземноморье пышным цветом расцвели античные цивилизации и , на севере Европы жил загадочный народ кельтов. Загадочный во многом благодаря тому, что обладая развитой культурой, богатой мифологией, интересными традициями, не оставил после себя никаких письменных свидетельств. Все что мы знаем про кельтов из письменных источников – это в основном труды древнеримских историков, которые не могут быть объективными в силу того факта что римляне и кельты частенько воевали, да и сами кельты виделись римлянами этакими дикарями, варварами, которых нужно непременно завоевать и «цивилизовать».

    Где жили кельты

    В момент расцвета своей цивилизации древние кельты жили на обширных европейских территориях, занимая современные Ирландию, Англию, Францию, Бельгию, часть Германии и Австрии.

    Карта расселения кельтов.

    Впрочем, будучи любителями к странствиям, некоторые кельтские племена забредали даже в Малую Азию, были на Балканах и в Испании. Что касается нашей страны Украины, то есть гипотеза, согласно которой кельты жили в Карпатах и в частности наши гуцулы являются отдаленными потомками кельтов. Но это всего лишь гипотеза, предположение, прямых доказательств того, что гуцулы, это потомки кельтов – нет. А вот современные ирландцы, шотландцы, бретонцы, валлийцы – действительно являются далекими потомками тех самых древних кельтов.

    Происхождение кельтов

    Прежде всего, стоит заметить, что само название этого народа «кельты» не является правдивым. Так их называли древние греки, римляне же называли их галлами, что значит «петухи», вероятно из-за воинственного нрава свойственного кельтам, дескать, такие драчливые как петухи. Как же кельты называли сами себя мы, к сожалению, не знаем, так как письменности у них не были, и никаких письменных источников о самих себе они не оставили.

    Также мы не знаем и точного места появления кельтов на исторической сцене. В первые кельты упоминаются в трудах «отца истории» Геродота, согласно ему, они жили в верховьях Дуная, и соседствовали с кинетами, крайним западным племенем, по мнению греков. Однако археологические данные говорят нам, что уже в V веке до н. е. кельты населяли обширную территорию, от Англии и до верховьев Дуная, где же был источник появления кельтской цивилизации, увы, доподлинно не известно.

    История кельтов

    На протяжении всей своей истории кельтская цивилизация как будто соперничала с античной, в лице древнего Рима. Причем соперничала, порой, весьма успешно, так когда Рим только набирал силу, кельты вторглись в северную Италию, одержали ряд блестящих побед и даже осадили «вечный город». И его бы они захватили и разграбили, если бы не гуси, согласно легенде кельты решили предпринять ночной штурм, когда римская стража уснула. Но нежеланных гостей заметили гуси из храма богини Весты и подняли такой шум, что весь город был на ногах, готовый отбить атаку. Отсюда пошла поговорка «Гуси Рим спасли». Хотя, скорее всего это просто поэтическая легенда.

    Но вернемся к кельтам, помимо Италии они вторгались и на Балканы, и на территорию древней Греции, и в Малую Азию, так например царь Вифинии (современной Турции) Никомед І нанял большое войско кельтов-галатов для войн с местными кочевниками. А Александр Македонский выступая в свой знаменитый поход на , заключил с кельтами так званый договор о ненападении, таким образом, обезопасив свой тыл, так как набеги кельтов на территорию Греции были вполне реальными.

    Тем временем Рим набирал свою силу и мощь, подчинив себе всю Италию, он начал внешнюю экспансию, и вот уже римские войска вторгаются на кельтские земли, завоевав сначала Галлию (современную Францию), а затем и Британию. Успешно теснят римские легионеры и кельтские племена на Дунае и Балканах.

    Почему же кельты не смогли отразить римское вторжение и в результате оказались завоеванными римлянами, ведь они всегда были храбрыми и отважными воинами, владели при этом значительными территориями, пользовались большим влиянием в Европе того времени? Наверное, все дело в отсутствии единства и дисциплины, живя от Британии до Балкан, обладая общей культурой, религией, традициями, обрядами, обычаями кельты так и не смогли создать единого централизованного государства. Кельты были разобщены, в то время как римляне наоборот, создали сильное централизованное государство. Также и в воинском деле, да кельты были сильными и храбрыми воинами, но, как и другие варварские племена ничего не смогли сделать против слаженного римского легиона.

    Кельты против римлян.

    Завоеванные римлянами кельты постепенно переняли их культуру, обычаи, научились письменности, позже многие из них сами вступали на римскую службу. Разумеется, порой случались и восстания кельтов против римского владычества, самым большим таким восстанием было восстание в Галлии в 54 году до н. е. под предводительством галльского вождя Верцингетрикса. Подавить это восстание удалось талантливому римскому военачальнику и будущему римскому императору Юлию Цезарю. Именно он сломил окончательное сопротивление кельтов, помимо Галлии завоевав еще и Британию. С этих пор кельтская цивилизация навсегда сошла с исторической сцены.

    Культура кельтов

    Хотя кельты и не оставили нам о себе письменных источников, тем не менее мы многое знаем о культуре древних кельтов из многочисленных археологических находок по всей Европе. В частности мы знаем, что:

    • Кельты одними из первых научились получать железо и сталь.
    • Кельты первыми научились получать медь, ртуть, свинец и олово с глубокозалегающих месторождений.
    • Повозки кельтов под лошадиную упряжку были лучшими в древнем мире.
    • Кельты первыми начали добычу золота на альпийских реках.

    Это лишь малая часть исторических фактов про кельтов, полученная благодаря археологии. Также мы знаем, что кельты были умелыми архитекторами: например, только на территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и основали восемь больших городов. В частности именно кельтами были основаны такие известные современные города как Париж, Турин и Будапешт.

    А самым знаменитым памятником архитектуры кельтов является, конечно же знаменитый Стоунхендж в Англии.

    Ученые до сих пор спорят о назначении этого грандиозного сооружения. А тот факт, что положения камней Стоунхенджа можно увязать с астрономическими явлениями говорит о глубоком познании древних кельтов в астрономии, а некоторые ученые даже считают, что сам Стоунхендж был не только храмом, но и гигантской обсерваторией.

    Теперь дадим слово римским историкам и хронистам, по их описанию все кельты были прирожденными всадниками, их женщины отличались щегольством, они сбривали брови, носили узкие пояса. Женщины в кельтском обществе пользовались большой свободой, в частности они легко могли добиться развода и даже забрать свое приданное у мужа. Мужчины носили усы и золотые кольца на шее, а женщины браслеты на ногах.

    Интересный факт: у кельтов был закон, согласно которому все должны быть худыми, и кому не налезал стандартный пояс, того штрафовали за полноту. Поэтому во избежание штрафа все усиленно занимались спортом.

    Во главе же кельтского общества стояли особенные люди – друиды, которые были не просто жрецами – священнослужителями в кельтском обществе, а выполняли и множество других важных общественных функций, в частности они были:

    • лекарями, так как отлично знались на разных лекарственных травах,
    • судьями, решая споры между рядовыми членами общины,
    • учителями для тех, кто собирался сам стать в будущем друидом,
    • историками, точнее хранителями древних сказаний, легенд, историй о прошлом. Вся информация передавалось устно, поэтому друиды должны были обладать очень хорошей памятью.

    Кельтские друиды.

    Как мы писали выше, у кельтов не было единого государства, максимум они создавали племенные союзы, во главе же каждого племени стоял вождь. Но власть вождя не была абсолютной, в своих решениях вожди кельтов часто советовались с друидами, и бывало так, что последнее слово было за друидами, которые в определенных вопросах обладали даже большей властью, нежели вожди.

    В целом комический образ кельтов весьма весело передан в старом добром французском мультике «Астериск и Обелиск».

    Искусство кельтов

    Наверняка многие произведения кельтского искусства не сохранились до наших дней. Но по тем вещам, которые сохранились, мы можем смело утверждать, что кельты были весьма умелыми по части художественного орнамента на металле. Нанесения орнамента на металлические изделия осуществлялось гравировкой, а позднее стали изготавливаться рельефные изображения. В самих орнаментах кельтов преобладают геометрические, растительные и зооморфные элементы.

    В скульптуре кельтов было сильное влияние античного искусства, хотя встречаются и самобытные кельтские произведения.

    Религия кельтов

    У кельтов была своя языческая религия, множество богов которым они поклонялись, богатая мифология. Правда, мифология кельтов в отличие от древнегреческой мифологии увы далеко не такая раскрученная и популярная, но от этого она не менее интересная.

    Среди богов кельтского пантеона можно отметить таких персонажей как:

    • Луг – бог-покровитель ремесел и искусств. В том числе и искусства войны, поэтому его именем кельты называли многие военные крепости, например французский город Лион, также основанный кельтами, в древности носил название Лугундун – Крепость Луга.
    • Таранис – бог-громовержец, покровитель природных стихий: ветров, бурь, грозы, дождя. Изображался с молотом в руках, во многом похож на нашего славянского бога Перуна.
    • Цернун – бог-покровитель лесного царства, деревьев и всех растений и животных.
    • Бригита – женская богиня любви, плодородия и врачевания, кельты верили, что именно Бригита помогает женщинам во время родов.

    Помимо богов кельты почитали и некоторые растения, например вечнозеленый кустарник омелу, которая считалась священной. Друиды, считая свойства омелы чудодейственными, срезали ее специальным золотым серпом в строго определенное астрономическое время, чтобы затем использовать ее при определенных очистительных церемониях.

    Очень интересными были верования кельтов о загробном мире, в частности они подобно индусам верили в реинкарнацию, перерождение души после смерти в другом теле. Но согласно кельтской религии, душа перерождается не сразу, а попадает в загробное царство, некие райские острова, где предается райскому блаженству, пока вновь не родится в нашем материальном мире.

    • Всем известный праздник Хэллоуин на самом деле имеет кельтские корни, его оригинальное кельтское название – Самайн (или Самхайн или Саван). Согласно верованиям кельтов в этот день 31 октября приоткрываются двери между миром живых и миром мертвых. С приходом христианства этот праздник приобрел христианскую окраску, его стали называть «днем всех святых» (All Hallows eve), а традиция ходить на кладбища, вспоминать умерших родственников идет из кельтских поверий.
    • Поминки у кельтов разительно отличаются от оных у других народов, если обычно на поминках принято плакать, то у кельтов все было с точностью до наоборот, на поминках они неистово веселились, празднуя возвращения души умершего в загробное царство, где его ожидает райское блаженство. В наше время интересная традиция веселиться на поминках сохранилась у ирландцев – потомков кельтов.
    • Плач новорожденных младенцев кельты также весьма интересно объясняли в соответствии со своими верованиями о загробной жизни, дескать, они плачут по утраченному потустороннему миру и тому райскому блаженству, в котором они пребывали после смерти до момента своего нового рождения — реинкарнации.
    • Кельты верили в существования разных магических существ, эльфов, троллей, гномов. Теперь вы знаете, откуда английский писатель и лингвист Джон Толкиен брал идеи для своих произведений. Правда толкиновские эльфы и эльфы в кельтских верованиях разумеется, имеют множество отличий. То же касается гномов, троллей и прочих гоблинов.

    Кельты, видео

    И напоследок предлагаем вам посмотреть интересный документальный фильм о кельтах.


  • Кельтами зовутся племена индоевропейского происхождения в древности и на рубеже эр занимавшие обширные площади в Западной и Центральной Европе. Это был очень воинственный народ, который в 390 году до н.э. даже захватил и разграбил Рим. Но междоусобные войны ослабили воинственный народ. В итоге германцы и римляне вытеснили кельтов с их земель. Эти племена так и остались окруженными многочисленными тайнами, интригами, а стало быть, и мифами. Давайте же попытаемся понять, кем же на самом деле они являлись.

    Кельты жили на территории современных Британии и Ирландии. Трудно сказать что-либо определенное о происхождении кельтов. Некоторые историки полагают, что они населяли Британию еще 3200 лет назад, а другие полагают, что и задолго до этого. Но ясно одно - миграция кельтов началась примерно в 400 году до н.э. из Центральной Европы. Племена стали распространяться во всех направлениях, но на юг им пришлось столкнуться с сильными римлянами. Оказалось, что воинственным, но разрозненным кельтам противостояла единая унифицированная империя. Племена же постоянно воевали друг с другом, не думая об объединении против общего врага. В итоге некоторые из племен оказались полностью уничтоженными, другие подчинились римлянам, переняв их культуру, а третьи вообще ушли в отдаленные уголки того мира - в Ирландию, Шотландию и Уэльс. Там до сих пор существуют общины современных кельтов, которые даже стремятся сохранить свою культуру. А в своих путешествиях кельты добрались даже до Греции и Египта.

    Кельты сражались обнаженными. При упоминании кельтов всегда найдется тот, кто упомянет их традиции сражаться обнаженными с золотой повязкой на шее, шейной гривной. Этот миф о кельтах является одним из самых популярных. Но стоит только задуматься о таком утверждении, как тут же становится понятной его нелепость. А появилось это лже-утверждение благодаря римлянам. Сегодня практически вся информация, которой мы владеем об этих древних племенах, получена из записей историков Рима. Нет никаких сомнений, что они преувеличили свои подвиги, а врага описывали абсолютно примитивными дикарями. В данном случае история творилась победителями, стоило ли ждать от нее честности по отношению к поверженным? Но есть и другая сторона этой истории. Кельты жили в период истории, именуемый Железным веком. Тогда вместо бронзы как раз начали использовать железо. Оно шло на изготовление брони, оружия и инструментов. Кельты имели возможность вооружаться мечами, топорами, молотами, создавать металлические доспехи, кольчуги, клепать кожу. Учитывая существование доспехов, глупо было бы предполагать, что воины отказывались от них и воевали голыми.

    Друиды были древними волшебниками. Для того времени кельтские друиды являлись действительно могущественными персонажами. Они не просто носили белые одежды и делали человеческие жертвоприношения, но делали действительно невероятные вещи. Друиды выступали советчиками для вождей племен и даже королей. С их помощью рождались законы, подобно тому, как сегодня английский парламент «предлагает» королеве подписать акты. Друиды часто выступали в качестве судей, следя за соблюдением введенных ими же правил. Для кельтов друиды являлись олицетворением мудрости. Недаром полагалось учиться 20 лет, чтобы заслужить такое звание. Друиды обладали знаниями в области астрономии, они хранили народные предания и культивировали натурфилософию. Кельтские мудрейшины сообщали жителям деревень, когда им стоит начинать посевные работы. Друиды даже верили в то, что они умеют предсказывать будущее.

    Кельтские традиции умерли вместе с ними. Благодаря кельтским друидам появилась и сохранилась одна интересная традиция, которую мы знаем и сегодня. Дело в том, что в те времена дуб считался священным деревом. Друиды считали, что боги жили во всем, что нас окружает, в том числе и в скалах, воде, растениях. Не менее святой вещью, чем дуб, являлась омела, которая на нем как раз и росла. Верования в силу этих растений сохранились и сегодня. Неслучайно в англоязычном мире есть традиция на Рождество целоваться под омелой.

    Кельтские женщины были угрюмыми. Исходя из предположения о том, что кельты были дикарями (спасибо римлянам!), логично и женщин их считать угрюмыми и забитыми. Но это - миф. На самом деле кельтские женщины могли быть весьма могущественными и влиятельными, владеть собственными земельными и даже разводиться по своему желанию. Для тех времен такие свободы кажутся невероятными. Римские женщины были по сути ограничены в правах, а вот у кельтов женщины могли делать карьеру, поднимаясь по социальной лестнице. Высокий статус мог, как наследоваться, так и приобретаться за счет заслуг. У кельтов за предводителем в бой шли землевладельцы. Если же таковым оказывалась женщина, то в бой шла и она. Фактически у кельтов женщины-воины даже обучали мальчиков и девочек военному искусству. Женщины могли даже стать друидами, создавая законы общества. Эти нормы охраняли каждого в племени кельтов, в том числе стариков, больных и немощных, детей. Считалось, что последние еще невинные, поэтому их и следует оберегать. А вот в римском обществе часто детей бросали, оставляя умирать голодными на помойках. Так что кельты были вовсе не дикарями, как нас убеждают римляне.

    Кельты не строили дорог. Трудно спорить с тем фактом, что именно благодаря римским инженерам появилась сеть дорог, окутавшая всю Европу. На самом деле с этим согласиться нельзя. Ведь задолго до римлян кельтами была построена целая сеть деревянных дорог, соединивших соседние племена. Эти пути сообщения позволяли кельтам заниматься торговлей друг с другом. Просто деревянные дороги оказались недолговечными, от этого материала практически ничего не осталось - он сгнил. Но сегодня в болотах Франции, Англии и Ирландии еще встречаются некоторые деревянные доски, части дороги. Исходя из того факта, что римляне так и не смогли покорить Ирландию, можно смело считать, что старые доски были созданы кельтами, как часть дорожного полотна. В той же Ирландии существует Тропа Корлеа, на которой присутствует немало частей старой дороги. Местами ее даже реконструировали, чтобы можно было увидеть, по какому пути в свое время перемещались кельтские племена.

    У кельтов были странные, но однообразные шлемы. Исходя из того, что у кельтов была металлическая броня, логично предположить существование и соответствующих ей шлемов. Они часто были необычными - кельты не стеснялись экспериментировать с дизайном. Один такой предмет экипировки была найден в румынском селе Чумешти, куда эти племена также забрались. Тут археологи нашли старое кладбище, относящееся к железному веку. Среди 34 могил нашлась и та, которая принадлежала кельтскому вождю. Его похоронили вместе со многочисленными предметами, среди которых были бронзовые топоры и богатые доспехи. Считалось, что они должны были помочь умершему в загробном мире. Но выделялся среди всего облачения необычный шлем. На нем неизвестный мастер выковал большую хищную птицу, раскинувшую свои бронзовые крылья. Необычным выглядит конструкция этого украшения - крылья птицы оказались подвешенными на петлях, таким образом при ходьбе обладателя шлема существо словно бы летело. Историки считают, что порхающий шлем в бою все же был довольно непрактичным и вождь носил его лишь в особых случаях. Зато шлем стал одним из самых известных и копируемых шедевров кельтского искусства. Даже у Астериска с Обеликсом есть нечто подобное.

    Кельты думали только о том, с кем бы подраться. Этот народ прославился не только своими путешествиями, но и любовью к сражениям. Однако кельты бились хоть и на чьей угодно стороне, но вовсе не за бесплатно. Этих воинов брал в наемники даже царь Птолемей II, представитель славной египетской династии. И европейские племена оказались настолько классными солдатами, что царь испугался, что они могут захватить его страну. Птолемей поэтому приказал высадить кельтов на необитаемый остров в Ниле. Встречались с кельтами и греки. В те времена племена как раз расширяли свои территории. Те события известны в истории, как Галльское нашествие на Балканы. Ее кульминацией стала Дельфийская битва, которая закончилась поражением незваных гостей. Дело в том, что снова разрозненным кельтам противостояли обученные объединенные армии. Так в 270 году до н.э. кельтов изгнали из Дельфов.

    Кельты отрубали своим врагам головы. Этот факт является чуть ли не самым известным о кельтах, он все же правдивый. Действительно, племена вели самую настоящую охоту за головами. Именно эта часть тела поверженного противника считалась для кельтов самым вожделенным трофеем. Тому причиной - религия, утверждавшая о существовании духов у всего сущего. Так и человеческая голова представлялась местом, где живут души побежденных врагов. Тот воин, у которого была такая коллекция, окружался почетом. Да и головы врагов вокруг придавали кельтам уверенности в себе, чувство значимости. Было принято украшать отрубленными головами врагов и седла, и двери домов. Это было нечто обладания коллекцией элитных дорогих автомашин в современном мире. Сегодня люди хвастают новой стильной машиной, а тогда хвалились появившейся в коллекции головой могущественного враждебного вождя.

    Кельты были бедным народом. Чтобы развенчать этот миф, немного стоит окунуться в историю. До поры до времени кельты и римляне мирно сосуществовали друг рядом с другом. Но тут на сцене появился Юлий Цезарь. Его политическая карьера не складывалась, к тому же на нем висели обременительные долги. Казалось очевидным, что небольшая победоносная война против примитивных варваров, кельтов, может исправить ситуацию. Галльские войны часто считают самым главным военным проявлением гения Юлия Цезаря. Благодаря той кампании граница империи стала быстро расширяться. Вместе с этим Цезарь один за другим побеждал кельтские племена и захватывал их территории. Эта победа изменила судьбу той области, известной в древнем мире, как Галлия, с проживавшими на ней кельтскими племенами. Сам Цезарь приобрел славу и влияние. Вот только почему же именно он напал на Галлию? Сам римлянин писал, что пытался отбросить обратно угрожавшие Риму племена варваров. Но историки видят причины несколько в ином. Одним из таких захватнических племен были гельветы, жившие неподалеку от Альп. Цезарь пообещал им защиту при переселении в Галлию. Но затем Рим передумал, и варвары решили действовать самостоятельно. Цезарь заявил, что необходимо защитить проживавших в Галлии кельтов. В итоге римляне истребили более четверти миллиона «захватчиков», в процессе защиты территорий были уничтожены и почти все кельты. Сама же Галлия стала частью могущественной империи. А к богатству это имеет самое прямое отношение. Цезарю нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами и приобрести влияние для карьеры. Мало того, что Галлия принесла ему славу полководца, это территория была очень богата залежами золота. Было известно, что у кельтов есть золотые монеты и украшения, но считалось, что они были получены в ходе торговли. Но Цезарь не поверил в это. Оказалось, что на территории Галлии располагалось более четырехсот золотодобывающих рудников. Это свидетельствовало о невероятном богатстве кельтов, что и стало причиной такого интереса к ним Цезаря. Интересно, что Рим начал чеканить свои золотые монеты как раз после завоевания Галлии.

    Кельты были малообразованными. И снова стоит понимать, что римляне всячески стремились выставить своих соперников в максимально дурном свете. На самом деле этот народ вовсе не был таким простоватым, каким его представляют. Более того, кельты владели кое-чем, чего не было даже у римлян - точным календарем. Да, существовал Юлианский календарь, но кельты владели собственным календарем из Колиньи. Его нашли именно в этом французском городе еще в 1897 году, что и дало имя открытию. Мало того, что у него необычный вид, так календарь оказался выполнен из таинственных металлических пластин с многочисленными отметинами: дырочки, номера, линии, набор греческих и римских букв. За сто лет ученые смогли лишь понять, что имеют дело с календарем, но принцип его работы оставался загадкой. Только в 1989 году изобретение кельтов удалось расшифровать. Оказалось, что находка представляла собой солнечно-лунный календарь, который на основании циклов появления небесных светил рассчитывал время года. Для того состояния цивилизации календарь был весьма точным, являясь передовым изобретением. С помощью него кельты могли предсказать, где будет на небе находиться солнце в будущие месяцы. Эта находка наглядно доказала, что кельты обладали развитым научным и математическим мышлением. Любопытно было бы сравнить изобретение «варваров» с тем календарем, которым пользовались римляне. Он также считался довольно точным для своего времени, имея погрешность с реальным солнечным календарем всего в 11,5 минут в год. Но за столетия эта погрешность быстро накапливается. В итоге в наше время римляне праздновали бы начало весны тогда, когда у нас на дворе стоял бы август. А вот кельтский календарь даже сегодня правильно смог бы предсказывать время года. Так что римлянам было чему поучиться у «необразованных» варваров.

    Нет более расплывчатого понятия для современных европейцев, чем понятие «кельтская цивилизация», если только они о нем вообще подозревают. Стало быть, насущным вопросом является определение: кто же такие кельты? Как, посредством чего, используя какие критерии, их можно идентифицировать? Здесь мы сталкиваемся с проблемой весьма насущной и обязанной своим происхождением исключительно современности: с концепцией национальности. Считать ли кельтами тех, кто ими был или хотел быть в силу своего языка и самоназвания, унаследованного у далекого прошлого, или тех, кто является ими до сих пор, хотя зачастую и не хотел ими быть?

    Продолжают ли оставаться кельтами гельветы, превратившиеся в швейцарцев и говорящие по-немецки или по-французски, а если продолжают, то в той ли мере, в какой можно считать ими дублинских ирландцев, говорящих по-ирландски, или бретонцев из Верхней Бретани, пользующихся романским языком в течении вот уже десяти столетий? Первый, широкий, подход к этой проблеме включает в число кельтов почти всю Европу от Баварии до Богемии или от Бельгии до Северной Италии; во втором - подавляющее большинство ирландцев и шотландцев представляют собой англоязычных без особых оригинальных черт, а кельты остались только в отдаленных районах Кэрри и Донегола.

    Французские учебники, упоминающие «наших предков галлов», чаще всего забывают уточнить, кем были эти галлы по отношению к другим кельтам, которые неизбежно определяются столь общо, что это определение граничит с неточностью. Римляне их называли Celtae, Galli, Celtici, но вплоть до времен Цезаря и Тацита, то есть до первого века нашей эры, древние путали их с германцами, и, к сожалению, находится немало французов, которые, и глазом не моргнув, соглашаются с тем, что название Galli происходит от латинского gallus, поддерживая тем самым сомнительный каламбур «галльский петух». Еще в XX веке легко приписывали гэльский язык галлам, а валлийскую литературу бретонцам. Мы умолчим о плохих романах, в которых описываются такие приключения Веркингеторикса2 или Цезаря, о которых история абсолютно ничего не говорит и которые вряд ли вообще могли иметь место. Разве трудно понять, что этноним кельты обозначает совокупность этносов, между тем как другие этнонимы: галлы, валлийцы, бретонцы, галаты, гэлы - используются для обозначения разных народов? Что касается термина галло-римляне, то он не определяет никакой другой народ, кроме галлов, потерявших свои языковые, этнические и религиозные особенности, на протяжении какого-то временного отрезка, который очень трудно оценить и точно определить.

    Простое семантическое определение слова кельтский, прилагаемое то к этносам, то к языкам, давно уже стало делом специалистов. Подумать только, сколь малочисленна элита, для которой это слово представляет определенную ценность, не зависящую от их личных чувств и пристрастий! В современном французском почти невозможно соблюдать правильное разграничение терминов кельт (существительное, определяющее этническую принадлежность), и кельтский (прилагательное, определяющее языковую и религиозную принадлежность). «Кельтский язык» - это ошибочный термин, между тем как «кельтская женщина» - термин, возможный только в рамках феминизма, ни малейшего следа которого мы не нашли в наших письменных источниках (см. стр. 76-78). Что касается «кельтитюда»3, сомнительного неологизма, он очень напоминает своим суффиксом «негритюд» и то ксенофобское презрение, которое связано с этим термином.

    Тем не менее кельты занимают огромное место в истории древней, да и средневековой Европы: позволительно сказать, что они являются главными действующими лицами протоистории всей Западной и Центральной Европы и принадлежат к числу народов, наиболее интересовавших античных историков. Такое утверждение может показаться парадоксальным в нашу эпоху, когда кельты сведены к небольшим историческим или лингвистическим общностям на крайнем западе Европы. Однако в Галлии до завоевания ее Цезарем кельтское расселение невозможно объяснить без учета соседних стран - Испании, Великобритании, Северной Италии, Швейцарии, Бельгии, Германии, Центральной Европы и придунайских областей. Всегда ли справедливо оценивается и признается участие бриттов, островных и континентальных, в меровингской политике, роль Шотландии в политике английских королей, роль герцогов Бретани, союзников Бургундии и Священной Римской империи в конце XV века? Забвение роли кельтов - это общее место европейской историографии, не желающей признать, что эти поздно христианизированные «варвары» спасли классическую культуру от ночи меровингских времен, и воспринимающей постсредневековые кельтские пережитки как фальшивую ноту истории.

    Обратившись к основным определениям, мы видим, что понятие «Галлия» (Gallia) как географическая и «национальная» (в современном смысле слова) единица и впрямь является весьма древним. Но что она представляла собой как «родина» для галлов? Мы не уверены, что Камиль Жюлиан в своей «Истории Галлии» дает нам правильный ответ. И какова была географическая протяженность Галлии, признанная самими кельтами в древности? Между концепцией единой Галлии, сведенной к своим «естественным границам», и множеством укладывающихся в те же границы разнородных лингвистических и археологических фактов существует противоречие, звучащее как настоящий сигнал тревоги. С нашей точки зрения не всегда уместно отождествлять общий термин с его конкретным приложением, замыкая кельтов первого века до нашей эры в пространство, ограниченное Гаронной и Сеной. В качестве краткой иллюстрации мы могли бы сказать, что в спорах о том, были или не были кельтами носители гальштаттской культуры между X и V вв. до н.э., не больше смысла, чем в вопросе о том, принадлежал ли Хлодвиг к французской национальности в начале VI века. Хлодвиг был французом, поскольку Галлия стала Францией, но в его эпоху об этом почти не думали, ибо историческое будущее - это то неизвестное, которого не ожидаешь. Кельты говорили по-кельтски, но у них никогда не было объединенной кельтской империи.

    Кельтская империя несомненно существовала, но она была не политической, а языковой, религиозной и художественной общностью; не являлась она и историческим образованием, поскольку от событий, сопровождавших ее долгое существование, до нас дошли лишь незначительные обрывки, и в то же время это образование было весьма влиятельным. Мы обладаем достаточными доказательствами ее легендарной реальности: первое из этих доказательств - Celticum Амбигата, описанный Титом Ливием, сообщающим об основании в Цизальпинской Галлии Милана (Mediolanum); благодаря этой встрече кельтского мифа с римским историком начинает определяться положение кельтов по отношению к истории.

    Происхождения, в древности на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе .

    Происхождение названия [ | ]

    Появление слова «кельтский» в английском языке произошло в XVII веке. Живущий в Оксфорде уэльский лингвист Эдвард Ллуйд обратил внимание на сходство, присущее языкам, на которых говорят в Ирландии , Шотландии , Уэльсе , Корнуолле и Бретани . Он назвал эти языки «кельтскими» - и название прижилось. Слово «кельтский» также используется для описания специфического и весьма узнаваемого орнаментального стиля со сложной иерархической структурой из разномасштабных элементов: спиралей, сплетённых лент, человеческих фигур и фантастических животных. Особый интерес представляют фрактальные построения, уникальные в мировой истории орнамента. Однако нет никаких доказательств того, что такой дизайн был придуман этнически однородной группой людей.

    История [ | ]

    Междоусобные войны, ослаблявшие кельтов, способствовали вторжению германцев с востока и римлян с юга. Германцы оттеснили часть кельтов в I веке до н. э. за Рейн . Юлий Цезарь в 58 до н. э. - 51 до н. э. овладел всей Галлией . При Августе римлянами были завоёваны области по верхнему Дунаю , северная Испания , Галатия , а при Клавдии (середина I века н. э.) - значительная часть Британии . Кельты, пожелавшие остаться на территории Римской империи, подверглись сильной романизации.

    Контакты с античными цивилизациями [ | ]

    Кельты были одним из самых воинственных народов в Европе. Для устрашения противника перед битвой кельты издавали оглушительные вопли и трубили в боевые трубы - карниксы , раструбы которых были сделаны в виде голов животных. В 1-м тысячелетии до н. э. кельты для увеличения прочности колёс своих колесниц стали применять металлический обод. Колесо является атрибутом Тараниса , кельтского божества-громовержца.

    Восточные кельты, расселённые по долине Дуная, проникли далеко на восток в 281 до н. э. во Фракию на севере Греции, греки называли их галатами .

    Расселяясь, кельты смешивались с местными племенами: иберами , лигурами , иллирийцами , фракийцами , но некоторым из них длительное время удавалось сохранять свою идентичность (лингоны, бойи), что стало одной из причин их малочисленности. Так, например, в 58 году до н. э. , по данным Юлия Цезаря насчитывалось 263 000 гельветов и лишь 32 000 бойев (тут аргументация спорная, так как с бойями около 60 года до н. э. беспощадно расправился дакийский царь Буребиста). Кельты южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во II веке до н. э. с севера Италии (из так называемой Цизальпинской Галлии), кельты обосновались в центральной и северо-западной Чехии (это были племена бойев , от которых территория получила название Boiohaemum - родина бойев - Богемия).

    Наиболее многочисленными племенами кельтов были гельветы , белги , арверны .

    Следует также отметить, что кельтское происхождение арвернов по сей день под вопросом, а большая часть племенного союза белгов имела германские корни; во всяком случае, большинство специалистов рассматривают их племена как имеющие, вероятно, смешанное, германо-кельтское происхождение. Битуриги и вольки также не были исконно кельтскими племенами. Однако сама постановка вопроса о происхождении нуждается в уточнении, формулируя которое ученые приходят к выводу, что во времена миграций бронзового и железного веков пришельцы (в разные исторические периоды это могли быть кельты, германцы и другие) не столько вытесняли (или истребляли) побеждённое автохтонное население, сколько включались с ними в процесс взаимной ассимиляции, следствием которого являлось формирование новых этносов , сохранявших один из прежних этнонимов .

    Поверия кельтов [ | ]

    Ирландское право [ | ]

    Самобытное национальное право, действовавшее в Ирландии с древнейших времён, было в начале XVII века отменено английским правительством и обречено на забвение, как всё, что могло напомнить ирландцам об их прежнем национальном существовании. Но в 1852 году английское правительство поручило ирландским учёным отыскать и издать памятники древнеирландского права.

    Полагают, что правовые нормы, содержащиеся в Великой книге древнего закона , сложились под влиянием брегонов , приблизительно в I-м столетии нашей эры, а юридические трактаты, служащие основой сборника и предметом позднейшей глоссы , составлены в эпоху введения в Ирландии христианства , то есть в первой половине V столетия, затем несколько веков были сохраняемы устным преданием, а в VIII веке были записаны. Древнейшая дошедшая до нас рукопись относится к XIV веку. Для изучения исходных основ и эволюции первобытного индоевропейского права нет другого источника - за исключением разве законов Ману , - который превосходил бы своей важностью старинные ирландские законы. состоит из 5 книг, из которых первые две трактуют о судопроизводстве , последние три - о воспитании детей, о различных формах аренды и об отношениях разных лиц между собой, а также к церкви.

    Материалом для книги Аицилля, другого источника информации о кельтском праве, послужили два произведения, из которых одно принадлежит королю Кормаку (около 250 г. н. э.), а другое - Ценнфеладсу, жившему четырьмя столетиями позднее; рукописи её не старше XV века, но самая книга составлена гораздо раньше, а описываемые в ней учреждения относятся к отдалённейшей древности.

    Дополнением к этим двум главным источникам могут служить другие памятники древнеирландской литературы, в особенности же церковные тексты - исповедь Святого Патрика, Collatio canonum hibernica и др.

    Все эти памятники застают народ в состоянии родового быта, высшим проявлением которого был клан . Наряду с родовыми отношениями, а иногда и помимо них, устанавливалась путём аренды земли зависимость, аналогичная вассальным отношениям феодального строя. В основе аренды, которая, впрочем, могла быть и свободной, то есть не устанавливать зависимых отношений между съёмщиком и хозяином, лежала собственно отдача в пользование не земли, а скота (так называемый шетел, cheptel, от кельтс. chatal или chetal - скот).

    Собственник по имени был в действительности только управляющим общего родового имения, обременённого повинностями в пользу семьи. Брак заключался посредством покупки жён и до введения христианства, по-видимому, мог быть совершаем на один год. Выкуп за дочь шёл в пользу отца, но при последующих браках известная часть его, которая с каждым новым браком постепенно увеличивалась (закон предусматривает 21-кратный выход замуж), обращалась в пользу дочери. Когда отца заменял брат, он получал половину того, что причиталось отцу. Когда супруги были равны как по общественному положению, так и по вкладам, внесённым ими для составления общего имущественного фонда, то жена пользовалась одинаковыми правами с мужем и один без другого не мог вступать в сделки; в случае неравного брака преимущественное значение в домашних делах принадлежит тому из супругов, кто делал вклад. Наряду с этими случаями Сенхус-Мор предусматривает ещё 7 форм брачных отношений, напоминающие собой неправильные брачные соединения, о которых говорится в законах Ману. При разлучении супругов каждый берёт свой вклад целиком, благоприобретённые же имущества распределяются между ними на основании особых правил, предусматривающих мельчайшие детали.

    Существовала весьма сложная система родственных отношений, применявшаяся не только к распределению наследственных имуществ, но и к раскладке денежных штрафов, занявших место кровной мести: к платежу и получению этих штрафов родственники призывались в том же порядке, как и к наследованию. Вознаграждение за убийство свободного человека (цена крови, eric) определялось в 7 рабынь (рабыня - обычная единица ценности у кельтов) или 21 дойную корову. Кроме того, существовала ещё цена чести (enechlann), размер которой зависел от состояния и общественного положения жертвы. От родственников преступника зависело или уплатить за него, или же отказаться от него и обречь его на изгнание . Случайное убийство не освобождало от платежа вознаграждения; убийство тайное или из засады влекло за собой двойной штраф. Существовал тариф штрафов за поранения и побои. Размер вознаграждения за убытки находился в прямом отношении к званию потерпевшего и в обратном к званию нанёсшего вред. Начальной стадией процесса служил арест, который налагался истцом на имущество (скот) ответчика и вместе с тем служил обеспечением иска. Если у ответчика не было никакого имущества, то он подвергался личному задержанию и отводился к истцу с оковами на ногах и цепью на шее; истец обязан был давать ему только чашку мясного отвара в день. Если истец и ответчик принадлежали к разным племенам и арест имущества последнего был неудобоисполним, то истец мог задержать всякое лицо из племени ответчика. Заложник платил за своего соплеменника и имел к нему право обратного требования. Если путём ареста имущества нельзя было побудить ответчика явиться на суд, то дело оканчивалось поединком, условия которого установлены были обычаем и который во всяком случае происходил при свидетелях.

    Суд принадлежал главе клана или народному собранию, но вообще имел характер третейский . При постановлении решения он руководился мнением брегонов (собственно brithem, затем brehon - судья), которые в языческую эпоху принадлежали к числу филе (filé - ясновидящий, пророк) - разряду жрецов, непосредственно следовавших за друидами; в Средние века они сделались наследственной корпорацией. Брегоны - это вещатели права, хранители формул и довольно сложных обрядов процесса, отличавшегося обычным в древности формализмом; в своих заключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют те правовые нормы, которые кроются в правовом сознании народа. Брегоны были также поэтами и стояли во главе школ, в которых путём устной передачи изучалось право вместе с правилами поэтического творчества. В языческую эпоху принадлежность брегонов к числу жрецов сообщала заключениям их религиозный авторитет, тем более, что филе приписывалось сверхъестественное могущество, способность низвести на непокорного всяческие беды. Тогда во главе сословия филе стоял так называемый олав (ollaw), соответствующий по своему положению верховному друиду галлов. И после введения христианства заключения брегонов не лишились мистического оттенка: на суде совершались разные магические действия Орегона, которые должны были вызвать сверхъестественные откровения. Затем доказательствами служили судебный поединок, присяга , ордалии , поддержка соприсяжников.

    Кельтские названия в современной Европе [ | ]

    • Амьен - от имени галльского племени амбианов;
    • Бельгия - от имени племени белгов;
    • Белфаст - по-кельтски «бел ферсде» - «брод песчаной отмели»;
    • Богемия (устаревшее название исторической области Чехии) - от имени племени бойев ;
    • Бретань (область во Франции) - по имени племени бриттов ;
    • Британия - то же
    • Бурж - от имени племени битуригиев;
    • Галатия (историческая область на территории современной Турции) - от греческого названия кельтов «галаты»;
    • Галисия (провинция в Испании);
    • Галиция (историческая область на территории Украины);
    • Галлия - (историческая область на территории современной Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии);
    • Дублин - по-ирландски «чёрное озеро»;
    • Кемпер - по-бретонски «слияние рек»;
    • Кембрийские горы - от древнего самоназвания валлийцев «кимры»;
    • Лангр - от названия галльского племени лингонов;
    • Лион - «Крепость Луга», от древнего названия «Lugdunum» (Lug - галльский бог Солнца, галл. «dun» - крепость, холм);
    • Нант - от имени племени намнетов;
    • Овернь - от имени племени арвернов;
    • Париж - от названия кельтского племени паризиев ;
    • Перигор - историческая область во Франции ;
    • Пуатье - от названия племени пиктонов (пиктавов);
    • Сена (река во Франции), от галльского Sequana ;
    • Тур - от имени племени туронов;
    • Труа - от имени племени трикассов.

    Современные кельтские народы [ | ]

    • Ирландцы (самоназвание - ирл. Muintir na hÉireann или ирл. na hÉireannaigh , единственное число - Éireannach, название языка - An Ghaeilge, название государства - Poblacht na hÉireann (Республика Ирландия))
    • Валлийцы (самоназвание - валл. Cymry , единственное число - Cymro, название языка - Cymraeg, название страны - Cymru, название административно-территориального образования - Tywysogaeth Cymru (Княжество

    Последние материалы раздела:

    Кир II Великий - основатель Персидской империи
    Кир II Великий - основатель Персидской империи

    Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

    Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
    Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

    Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

    Николай Некрасов — Дедушка: Стих
    Николай Некрасов — Дедушка: Стих

    Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...