Конспект урока биологии "взаимоотношения между организмами". Урок взаимоотношений между живыми организмами

Страница 1
Тема урока: Взаимодействие популяций разных видов

Тип урока: комбинированный (урок-поиск)

Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе.

Задачи: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы; формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, иллюстрации с изображениями различных типов взаимодействий, на доске – названия типов взаимодействия.

Предварительная подготовка: класс делится на группы; к уроку каждая группа получает карточку-задание, на которой записана форма взаимоотношений между организмами; обучающиеся должны найти материал по этой форме взаимоотношений, составить презентацию. Рассказать на уроке об этой форме взаимоотношений с одновременным показом мультимедийной презентации.

Ход урока

I. Организационный момент. (1 минута)

II. Изучение нового материала. (19 минут)

Слайд 1

Учитель: тема урока «Взаимодействие популяций разных видов».

Слайд 2

Цель урока: знать различные типы взаимодействий организмов, уметь определять типы взаимодействий между организмами, уметь приводить собственные примеры.

Все организмы, обитающие на нашей Земле, находятся во взаимоотношениях между собой. Формы этих взаимоотношений очень разнообразны. Взаимодействия принято обозначать с помощью знаков: нейтрально 0; полезно +; вредно -.

Слайд №3

Они могут быть

Учитель: В природе взаимоотношения очень разнообразны, со многими вы уже знакомы.

Учащиеся получают на столы картинки различных пар организмов с изображениями разных биотических взаимодействий.

Учитель (предлагает): назовите известные взаимодействия.

Учитель (предлагает) Внимательно прослушать сообщение о результатах исследований обучающихся и заполнять по ходу их выступлений таблицу. В конце урока будет проверка.


Тип взаимодействия

Вид 1

Вид 2

Характер взаимодействия

Примеры

Выступление обучающегося «Симбиоз»

Дополнение к выступлению обучающегося


  1. Взаимовыгодные отношения - отношения, при которых оба организма получают выгоду-пользу (Симбиоз, мутуализм, протокооперация).
Слайд №5

Симбиоз – тесные неразделимые взаимовыгодные отношения, при которых два организма образуют неразделимое единое целое.

На слайде представлены: внешний вид лишайника, а также строение лишайника в разрезе (гифы грибов и водоросли).

Среди организмов с развитыми биотическими связями особое место занимают муравьи. Муравьи занимаются «животноводством» - разводят тлю и «растениеводством» - создают грибные сады. В Амазонии они ведут «комплексное сельское хозяйство» - строят гнезда - плантации, куда затаскивают помет позвоночных животных, сажают растения-эпифиты, а на этих растениях разводят тлю, получение выделение которой является основной целью такой «фермы».

Центральной Америке у одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стебле акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу, муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение - кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, они осветляют полог и обеспечивают для своей акации световой режим. Если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.

Слайд № 5

Мутуализм - отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Интересные случаи взаимопомощи у растений отмечаются в полупустынях Америки, где в естественных условиях растут кактусы. Кактусы обладают особым типом фотосинтеза – они днем фотосинтезируют при закрытых устьицах, чтобы не испарять воду, а ночью запасают углекислый газ. Такая экономия воды ведет к перегреву кактусов. Молодые кактусы на открытом солнце погибают. Спасают их растения – няни из семейства губоцветных, которые притеняют молодые

растения. При увеличении осадков и более прохладном климате - в сухих горных лесах, в услугах растений – нянь они не нуждаются.

Слайд №6

Протокооперация - отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.

Видеофрагмент 1.

Слайд №7

Дополнение к выступлению

Хищничество - способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных - жертв. Хищники первого порядка нападают на "мирных" травоядных животных, второго - на более слабых хищников. Способность "переключаться" с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.

Видеофрагмент 3. Хищничество

Выступление обучающегося «Конкуренция»

Дополнение к выступлению.

Слайд №8


  1. Взаимновредные - конкуренция (межвидовая и внутривидовая).
Слайд №9

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.

Учитель : кроме 3 групп названных взаимодействий, существует еще несколько типов:


  1. нейтрализм - межвидовое взаимодействие биотических факторов. Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно.
Учитель: приведите примеры нейтральных отношений.

  1. Полезнонейтральные отношения – комменсализм (квартиранство, нахлебничество, сотрапезничество).
Слайд №10

Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны.

Квартиранство - отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Сотрапезничество - отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

Нахлебничество - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Перед просмотром ролика (слайд №), учитель задает вопрос: «Можете ли вы утверждать, что в ролике речь идет только о комменсализме?»

Видеоролик о комменсализме – (колибри и клещ).

Комменсализм (квартиранство – колибри – транспортное средство для клещей, а с другой стороны - о конкуренции – клещи являются конкурентами колибри и еще о мутуалистических отношениях – клещи питаются нектаром строго определенных цветов)


  1. Вреднонейтральные – аменсализм.
Слайд №11

Аменсализм - один вид испытывает угнетение, другой – безразличен

Проверка заполнения таблицы (карточки- заполненная таблица)

Типы биотических взаимодействий.


Тип взаимодействия

Вид 1

Вид 2

Характер взаимодействия

Примеры

Симбиоз

+

+

Тесное неразделимое обязательное взаимовыгодное сотрудничество

Лишайники

(гриб + водоросль)


Конкуренция:

а) межвидовая

б) внутривидовая


_

_

а) Оба вида испытывают угнетение

б) Подавление особей внутри одного вида



а) Серая крыса - чёрная крыса

б) Самоизреживание у растений



Нейтрализм

0

0

Ни одна популяция не оказывает никакого воздействия на другую

Стрекоза-муравей

Комменсализм:

а) нахлебничество

б) сотрапезничество

в) квартиранство



+

0

а) Один вид использует остатки пищи другого

б) Использование разных частей одного ресурса

в) Один вид использует другой в качестве жилья или убежища


а) Рыба - прилипала-акула

б) Копытные - сурки

в) Кольчатый червь-рак-отшельник


Аменсализм

_

0

Один вид испытывает угнетение, другой - безразличен

Светолюбивые травы-ели

IV. Закрепление (15 минут)

Слайд№12

Задание 2. Назовите тип биотических отношений, который чаще всего появляется в природе, при взаимодействии следующих пар организмов (каждому выдается карточка- задание):

волк-заяц, корова-жук навозник, лесная мышь - дуб(желудь), ель-гусеница сибирского шелкопряда, дятел-личинка короеда, рыжая лесная полевка-лесная мышь, рыжий муравей-гусеница пяденицы, ондатра- водяная крыса(полевка), сойка-рыжий муравей, взрослая ель-проросток березы, белый гриб-ель, гриб трутовик-береза, гриб пеницилл-бактерии, кукуруза-бодяк полевой, человек-аскарида, волк-дождевой червь, стрекоза-муравей, стрекоза-муха, карась-линь, шакал-лев, волк-ворон, пчела-липа.

V . Домашнее задание. Рефлексия. Оценки за урок.(5 минут)

§53; приготовить карточки с изображениями организмов, между которыми могут возникать различные взаимоотношения, можно в карикатурной форме.
страница 1

Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами»

Тип урока: формирование новых знаний и способов деятельности

Цель урока : познакомить учащихся с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и рассмотреть их классификацию.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у школьников понятие о взаимоотношениях в природе; продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей; продолжить работу с биологическими терминами.

Развивающие: продолжить развивать у учащихся основы поисковой работы; развивать умение делать выводы на основе полученных сведений.

Воспитательные: экологическое воспитание .

Оборудование: мультимедийная презентация , экран, проектор.

Учебное пособие: учебник «Общая биология», авторы В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин М., «Дрофа», 2004г.

Методы:

Оформление урока:

Сделаны записи на доске, на экран проецируется презентация

Структура урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Закрепление

    Домашнее задание

    Подведение итогов урока

1.Организационный момент:

Учащиеся заходят в класс и занимают места.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует?

Мы с вами изучаем экологию - науку о взаимоотношениях организмов. Скажите, может ли хоть один организм существовать отдельно от других? Да верно, конечно же, нет. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Весь комплекс таких отношений называют биотическими связями. Сегодня мы познакомимся с многообразием биотических связей в природе, и будем выявлять их особенности.

2.Изучение нового материала

Взаимодействие двух популяций можно представить в виде парных комбинаций символов: +, -, 0, где-

«+»- выгода,

«-»- ухудшение состояния,

«0»- отсутствие значение

(Данные заранее написаны на доске)

Существуют различные комбинации знаков. Давайте составим их:

0, +-, 0-, --, 00

(Запись на доске)

По направлению действия на организм различают следующие виды отношений:

Позитивные

Негативные

Нейтральные

Давайте рассмотрим их подробнее.

Позитивные отношения - это форма взаимоотношений, при котором, оба или один из партнеров извлекает пользу от другого. Запишите.

Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов.

Давайте отметим этот вид отношений знаками. Подскажите мне, что надо записывать? Правильно + +.

Вторая форма- это мутуализм , когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Здесь примером может быть лишайник, представляющий собой сожительство гриба и водоросли. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекают воду и минеральные соли. Вы наверное видели, что на корнях березы, сосны, ели и других деревьев мицелий гриба образует толстый слой. Это тоже пример мутуализма.

А как мы отметим этот вид отношений? Тоже ++.

Третья форма отношений- это комменсализм , при котором один вид получает пользу, а другому это безразлично. Пример: гиены подбирающие остатки недоеденной львами добычи (нахлебничество). Использование тела других животных как убежища (квартиранство). Пример: дупло и белки.

А здесь как отметим ? +0

Теперь мы приступаем к изучению другого вида взаимоотношений. Антибиотические отношения- это форма взаимоотношений когда одна или обе популяции испытывают отрицательное влияние. Неблагоприятное влияние одних видов на другие тоже имеет несколько форм.

С первой формой отрицательного воздействия вы хорошо знакомы. Это- хищничество . Этот вид отношений имеет большое значение в саморегуляции биоценозов. Назовите мне примеры этих отношений.

Да, все примеры верны, но также к хищничеству относится каннибализм- поедание особей своего вида. Он часто встречается у пауков (самки съедают самцов), у рыб (поедание мальков).

Также хищничество встречается не только у животных. Некоторые растения из-за недостатка азотного питания выработали себе механизм, позволяющий им ловить насекомых.

Посмотрите на слайд. Вы видите насекомоядных растений венерину мухоловку и росянку круглолистную. Насекомое, прилипшее к растению переваривается, слизью выделяемой волосками.

Этот тип мы запишем как … +-

Следующий вид отрицательных отношений это конкуренция.

Как вы думаете почему возникает конкуренция? (потому, что оба вида имеют одинаковые потребности). Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными- от прямой физической борьбы до мирного совместного проживания на одной территории.

Как мы отметим этот тип отношений? - -

3.закрепление изученного материала

А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Мы заполним таблицу. Во вторую колонку вы пишите, какое влияние они оказывают друг на друга. А в третью заносите цифры с примерами к типам взаимоотношений. Каждый пример можно использовать только один раз.

Типы взаимоотношений

Взаимное влияние +, -,0

Примеры взаимоотношений

Взаимодействующие виды

1.КОНКУРЕНЦИЯ

    Цапля - лягушка

    Шакал - лев

    Человек - аскарида

    Амёба - водные бактерии

    Берёза - подберёзовик

    Лошади-мустанги – бизоны

    Рак-отшельник - актиния

    Щука - карась

    Росянка - муха

    Заяц-беляк - заяц-русак

    Акула - рыба-лоцман

    Собака - блоха

3.СИМБИОЗ

4.ХИЩНИЧЕСТВО

4.Домашнее задание

    Привести примеры всех типов взаимоотношений (каждого по три)

5.Подведение итогов

Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с многообразием биотических отношений, выявили особенности, по которым их объединяют и посмотрели их примеры.

Сегодня на уроке вы очень активно работали, молодцы!

Оценки за устные вопросы и за заполнение таблицы.

Спасибо за урок! Все свободны. До свиданья!

Учитель биологии высшей категории Мажара Елена Геннадьевна.
Разработка урока биологии 11 класс.
Тема: Типы взаимоотношений между организмами.
Цель урока: знать типы взаимоотношений между организмами; уметь называть такие взаимоотношения, как паразитизм, комменсализм, хищничество, конкуренция, аменсализм, симбиоз; доказывать на примерах типы взаимоотношений.
Тип урока: изучение нового материала.
Приемы:
на развитие информационной компетенции (заполнение таблицы);
на развитие коммуникативной компетенции (ромашка Блума, сундук с сокровищами, работа в группах, оратор, задачи на соответствие);
на развитие компетенции бытовой ориентировки (шапка вопросов, сюрприз, решение практических задач).
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья и травки.
Прожить без соседей - увы! – невозможно,
Иных обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде!
Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи? Да нужны! Эта тема рассматривалась вами уже неоднократно, начиная с уроков окружающего мира и природоведения и заканчивая уроками общей биологии в 9 классе, поэтому, основная цель урока: закрепить и углубить знания о многообразии типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.
II. Изучение нового материала.
Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют. Как называются связи между разными организмами? (биотическими).
1. Работа в парах: «Оратор» - за 1 минуту убедите своего собеседника, что изучение данной темы просто необходимо. Теперь скажите соседи, вас убедили? Итак, продолжим.
2. А теперь я предлагаю вам «Сундук с сокровищами», что можно туда положить? Правильно знания: запишите на карточках взаимоотношения организмов, уже известные вам и положите в сундук.

Подобно большинству биологических категорий, взаимоотношения не являются понятиями с абсолютно четкими границами, поэтому не существует и общепринятой их единой классификации. У вас на столах данная классификация, с которой мы будем работать. Данная классификация строится по принципу влияния, которое оказывают одни организмы на другие в процессе взаимных контактов: + - положительное, - отрицательное, 0 – нейтральное. Составьте все возможные комбинации:
00 – нейтральные
- - – взаимовредные
- 0 – вреднонейтральные
++ – взаимополезные
+0 – полезнонейтральные
+- – полезновредные
3. А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений. По ходу урока вы заполните таблицу, а поможет вам карточка с примерами отношений организмов в природе: (на партах).
Задание: заполните вторую колонку в таблице
Вид взаимоотношений Обозначение по классификации Примеры
Нейтрализм 00, не формируют значимых форм воздействий. Синицы - полевые мыши
Волк – дождевой червь, белки и лоси
Аменсализм - 0, для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы корни осины тормозят рост дуба; дуб угнетает чернику,
пенницилл не дает развиваться бактериям, светолюбивые травы под елью
Конкуренция - - тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. заяц – беляк и заяц – русак, пшеница – бодяк полевой,
Внутривидовая конкуренция - - борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида. Много дуба, за жилища, пищу
Межвидовая конкуренция - - отрицательные отношения между двумя видами. Щука и окунь, волк и лисица
Симбиоз + + сожительство (от греческого "син" – вместе, "биос" – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого. Тля и муравей

Задание группе №2.
Стимул: для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы. По классификации «- 0»
Задача: О каких взаимоотношениях идет речь? Выберите из списка данный тип взаимоотношений и заполните в таблицу. (аменсализм)

Задание группе № 3.
Стимул: тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.
Задача: О каких взаимоотношениях идет речь? Выберите из списка данный тип взаимоотношений и заполните в таблицу. (комменсализм)

7. Проверяем, выступление каждой группы, остальные записывают себе в таблицу.

8. Решение практических задач.(работа в группах)
Задача 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?
Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.
Задача 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
Ответ: папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий.
Задача 3. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

9. Закрепление:
Ромашка Блума:
1. Простой вопрос: Что такое биотические факторы?
2. Уточняющий вопрос: Верно ли утверждение, что к биотическим факторам среды относится свет, температура, влажность, деятельность человека?
3. Объясняющий вопрос: Почему растения в лесу растут ярусами?
4. Оценочный вопрос: Чем протокооперация отличается от мутуализма?
5. Практический вопрос: Постройте возможные отношения между живыми организмами из предложенных компонентов.
6. .Творческий вопрос: Что бы произошло, если бы на планете исчезли все растения?

10. Рефлексия: «Сундук с сокровищами», положите те знания, которые вы получили на уроке.
11. «Шкатулка вопросов»: (пишутся на карточках разного цвета)
1) (желтые карточки) вопросы репродукции знаний по данной теме со слов: Когда? Сколько? Кто? Что? Почему? Как?
2) (розовые карточки) Вопросы со слов Я считаю, что…?, А как ты думаешь….?, Как ты считаешь…..?
3) (оранжевые карточки) Вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить или который интересует вас больше всего.

12. Домашнее задание: творческое: найти ответ на интересующий вопрос и сделать сообщение.

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....