Конфликт осетин и ингушей 1992 год. Двадцатилетняя трагедия: осетино-ингушский конфликт

Говорится о том, что ингуши в прошлом обитали в Куртатинском и Даргавсском ущельях, но под натиском кабардинцев и осетин они ушли в Санибанское ущелье, а позднее через район Чми - на правый берег Терека . Последние два ущелья расположены в западной части Пригородного района.

«осетины Слонате за пользование землёй, на которой находились селения Ларс, Чми, Балташ, издавна платили ингушам подати»

На плоскости, примыкавшей в разные периоды то к горной Ингушетии, то к горной Осетии, обитали кабардинцы, присутствие которых постепенно стало смещаться на запад. Вместо них сюда стали мигрировать ингуши и осетины. Первым ингушским аулом, основанным на плоскости в XVII веке стал Онгушт (ныне село Тарское), по которому ингуши получили своё название . В 1750-1760 годах у выхода на равнину рек Камбилеевка и Сунжа возникли ингушские аулы Шолхи, Ахки-Юрт , а в 1770 году на территории нынешнего Пригородного района (восточная часть) было основано селение Камбилеевское (ингуш. ГIалгIай юрт , что буквально означает «Селение ингушей», «Ингушское селение») . К 1770-1780 годам сторожевые посты ингушей достигают современной Назрани . В конце XVIII века ингуши производят набеги на левобережье Терека, на равнины, прилегающие к осетинским горам. Одному из таких нападений, совершённых на осетин в 1784 году в районе близ нынешнего Алагира , ингушские идеологи придали важную роль, доказывая, что ингушские земли в конце XVIII века простирались от Владикавказской крепости «вплоть до стен Алагира» .

С приходом России на Кавказ ряд территорий, на которых проживали ингуши , были переданы терскому казачеству. На принадлежавших ранее ингушам землях была создана чересполосица , представлявшая собой линию казачьих станиц, разделявшую равнинную и горную Ингушетию. Ингуши, однако, не смирились с таким положением дел. Противостояние с казаками продолжалось постоянно, при том, что царская власть поддерживала казаков. К началу революции на территории современного Пригородного района , а также части пограничных территорий совместно проживали терские казаки и ингуши . Во время гражданской войны осетины, кроме состоявших в терском казачестве , в основном заняли нейтральную позицию, казаки в основном заняли сторону белых , ингуши - красных . Поддержка власти Советов ингушами была обусловлена обещаниями красных вернуть ингушам заселённые казаками земли.

После окончания гражданской войны, ингуши потребовали от советской власти выполнения данного обещания. В связи с последним, при образовании Горской АССР , ингушам было возвращено значительное количество заселённых казаками земель , при этом терские казаки были выселены . До 1924 года территория Северной Осетии и Ингушетии входила в состав Горской АССР.

Постановлением ВЦИК от 7 июля 1924 года Горская АССР была упразднена и разделена на Северо-Осетинскую и Ингушскую автономные области, а также Сунженский округ . Город Владикавказ стал самостоятельной административной единицей, находившейся в непосредственном подчинении ЦИК РСФСР , но являлся административным центром обеих областей . Руководящие органы Ингушской АО располагались в правобережной части города, а Северо-Осетинской АО - в левобережной. Обе автономии стали административными единицами в составе Северо-Кавказского края .

Между самими областями уже тогда возникли территориальные претензии, наиболее существенными из которых являлись пограничный спор относительно курпских лесов, принадлежности участков в районе южных садов Реданта, а также селений Кантышево и Долаково . 16 февраля 1925 года Президиум ВЦИК постановил «во изменение постановления Президиума ВЦИК от 12 января 1925 г. включить район Балта в пределы автономной области Ингушетии, установив границу в этом районе между автономными областями Ингушетии и Северной Осетии по горному хребту. Районы Чми и Ларс оставить в пределах Северной Осетии с границей по реке Тереку» . Кроме того, к Ингушетии отошла часть территории между Батакое-Кау и Пседахом . Позже, 5 июня того же года, Президиум Северо-Кавказского крайисполкома утвердил решение административной комиссии о разграничении курпских лесов, возложив на руководство обеих автономий ответственность за их охрану .

В начале 1930-х годов происходят два события, которые, по выражению А. Цуциева, оказали . 13 октября 1928 года бюро Северо-Кавказского крайкома партии по докладу А. А. Андреева приняло решение о передаче Владикавказа Северо-Осетинской Автономной области. Данное решение вызвало возражения со стороны секретаря Ингушского обкома партии И. Б. Зязикова и председателя облисполкома А. И. Горчханова . И. Б. Зязиков отмечал:

«большое влияние на всю динамику осетино-ингушских отношений и на положение обоих народов в российско-советской системе»

Слухи о решении крайкома быстро распространились по региону, что вызвало неоднозначную реакцию среди населения. В Ингушетии они привели к недовольству и обострению отношений между осетинами и ингушами. Часть ингушской интеллигенции обвинила областное руководство в «близорукости и преступном бездействии в борьбе за город» . Бюро Ингушского обкома решило опротестовать постановление Северо-Кавказского крайкома партии о передаче Владикавказа Северной Осетии в Оргбюро ЦК ВКП(б) . 18 октября состоялись партийные конференции и собрания в первичных партийных организациях. С протестом выступили участники Владикавказского городского актива Ингушской партийной организации, а также коммунисты Пригородного района и других районов Ингушской области и собрания сельского актива. Ввиду неприятия большинством партийных организаций Ингушетии решения Северо-Кавказского крайкома партии, бюро крайкома партии 20 октября приняло постановление, в соответствии с которым она снимала с себя ответственность за сложившуюся социально-политическую обстановку и полностью переложила её на Ингушский обком партии. Благодаря активной деятельности Ингушского обкома партии, Оргбюро ЦК ВКР(б) 13 декабря, рассмотрев вопрос о передаче Владикавказа Северо-Осетинской Автономной области, постановила снять его с повестки дня. Между тем, ЦК ВКП(б) поручил крайкому партии и крайисполкому разработать вопрос о слиянии Чеченской и Ингушской областей. Последнее, между прочим, было связано с различными взглядами национальной элиты на пути развития национальной государственности: одни ратовали за создание Горской федерации на Северном Кавказе и её вхождение в состав РСФСР; вторые во главе с председателем ингушского облисполкома Иналуком Мальсаговым выступали за объединение Чечни и Ингушетии; третьи, возглавляемые Зязиковым , отстаивали позиции сохранения Ингушской автономной области .

«Предполагалось раньше включить в состав Кабардино-Балкарской АССР два района - Пседахский и Малгобекский. Однако, учитывая, что колхозы Кабардино-Балкарии обеспечены пашней в два раза больше, чем в Северной Осетии, нашли целесообразным Пседахский район передать Северной Осетии…»

Будучи ещё в Казахстане, глава ингушской семьи получал отметку в личном деле, определявшую места её проживания по возвращении. При этом, ни один из ингушей не получил предписание селиться во Владикавказе или в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР . Несмотря на это, ингуши в массовом порядке начали возвращаться в Пригородный район. Как и чеченцы, они стремились поселиться в своих родных местах, но их дома к тому времени были заняты уже другими людьми. В директиве под грифом «секретно» Председателя Совета Министров Северо-Осетинской АССР Б. Зангиева от 31 октября 1956 года, направленной председателю Назрановского райисполкома С. Г. Хадарцеву, содержался запрет . В декабре 1956 года в Коста-Хатагуровском (ныне Назрановском) районе дело даже дошло до столкновений, когда вернувшийся с семьёй ингуш предъявил свои права на дом, занятый осетинской семьёй (тогда в драке погиб 1 ингуш, ещё 3 осетина получили ранения). В начале 1957 года министр внутренних дел СССР Н. П. Дудоров сообщил в ЦК КПСС : . Многие ингуши селились или покупали дома, но при этом не прописывались .

«учреждениям и частным лицам продавать дома или сдавать жилплощадь под квартиры ингушам, вернувшимся из поселения» «Прибывшие в Северо-Осетинскую АССР ингуши численностью 5700 человек отказались выехать в Алагирский, Кировский и другие районы республики и требуют расселения их в районе гор. Орджоникидзе»

Идеи «возвращения земель» и «восстановления исторической справедливости» были популярны среди ингушей со времён возвращения из депортации. Так, в январе 1957 года ингушская делегация (37 человек) ездила в Москву с ходатайством о передаче Пригородного района в состав Чечено-Ингушской АССР. 31 января она была принята в отделе партийных органов ЦК КПСС по РСФСР. На этой встрече делегаты от ингушей обосновывали «исторические права» своего народа на территорию Пригородного района и нежелание ингушей жить «под властью осетин» .

В начале 1980-х годов этнополитическая ситуация в регионе резко накалилась. Были отмечены волнения среди осетинского населения ряда сёл Пригородного района (Октябрьское , Камбилеевское , Чермен). На многолюдных собраниях прозвучали требования о принудительном выселении ингушей за пределы Северо-Осетинской АССР; появились листовки с угрозами в адрес ингушей . Кульминацией стали массовые беспорядки 24-26 октября 1981 года в Орджоникидзе, вызванные убийством ингушом таксиста-осетина. Проходившая в городе похоронная демонстрация быстро переросла в выступление против республиканского руководства. Для наведения порядка в столицу ввели армейские части. В центральных районах города развернулись столкновения военных с митингующими. Наиболее радикально настроенная часть демонстрантов атаковала тюрьму и попыталась пройти в ингушский район, но были остановлены войсками . Более 800 человек были задержаны, 40 из них получили различные сроки лишения свободы. ЦК КПСС 14 января 1982 года издал постановление «О крупных недостатках в работе Северо-Осетинского обкома КПСС по идейно-политическому, интернациональному воспитанию трудящихся» и освободил Первого секретаря Северо-Осетинского обкома партии Б. Е. Кабалоева от должности. Совет Министров ввёл в Пригородном районе временное ограничение прописки граждан, но ингуши расценили этот шаг как дискриминацию прав представителей ингушского этноса .

Напряжённость в осетино-ингушских отношениях продолжала сохраняться на протяжении 1980-х годов. Комиссия ЦК КПСС, выезжавшая в 1987 году в Северо-Осетинскую и Чечено-Ингушскую АССР с целью проверки выполнения постановления ЦК от 14 января 1982, установила, что за 1984-1986 годы в регионе было зафиксировано более 100 «националистических проявлений», в том числе убийства и избиения «на почве неприязненных отношений между ингушами и осетинами» . По свидетельству комиссии ЦК КПСС местные осетинские власти проявляли .

«невнимательное отношение к населённым пунктам, где преимущественно живут ингуши и кумыки . В этих сёлах хуже развита материальная база учреждений культуры, народного образования, сферы обслуживания»

В ответ на обращения ингушского населения Совет Национальностей Верховного Совета СССР 26 марта 1990 года создал комиссию, заключившую, что требования ингушей о возврате им территорий, входивших до 1944 года в состав Чечено-Ингушской АССР, в том числе Пригородного района, были обоснованны . 23 мая на I съезде народных депутатов РСФСР выступил Бембулат Богатырёв, в очередной раз поднявший тему восстановления ингушской автономии. Более того, в своей речи он заявил, что город Орджоникидзе «был основан ингушами 3,5 тыс. лет назад». В свою очередь осетины провели 24 мая в Орджоникидзе 100 тыс. митинг протеста против ингушских притязаний. Эти протесты повторились 14 сентября на Чрезвычайной сессии Верховного Совета Северо-Осетинской АССР. На нём ингушам напомнили о бандитском разгуле в годы Великой Отечественной войны, связях банд с вермахтом и зверских расправах над красноармейцами, а трагедию в Хайбахе назвали «клеветой на советскую армию » .

«Вы за создание Ингушской республики в составе РСФСР с возвратом незаконно отторгнутых ингушских земель со столицей в г. Владикавказе?»

4 июня 1992 года был принят закон № 2927-1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации» .

«выражали эти требования в откровенно грубой форме, разжигали истерию на митингах в месяцы, предшествовавшие катастрофе, были инициаторами создания форпостов вооруженных формирований на территории Пригородного района»

Обе стороны по-разному трактуют вооружённые столкновения 1992 года. В материалах XVIII сессии Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от ноября 1992 года и II съезда осетинского народа от мая 1993 года вооружённые столкновения были преподнесены как «заранее подготовленная, тщательно спланированная, технически оснащённая, поддержанная большей частью ингушского населения Северной Осетии вероломная агрессия бандитских формирований ингушей против суверенной Северо‑Осетинской ССР» . В своей книге «Рассказы по истории Северной Осетии» доктор исторических наук Р. Бзаров пишет:

«Ночью 31 октября 1992 года ингушские отряды вторглись на землю Северной Осетии. Ингуши начали войну, чтобы захватить часть Пригородного района. Пять дней продолжались бои в Пригородном районе и на окраинах Владикавказа. На защиту Осетии встали тысячи добровольцев. Люди разных национальностей вышли защищать свои дома, свою общую родину. Через перевал бросились на помощь закалённые в боях югоосетинские отряды. Враг был разбит и отброшен на свою территорию. Осетинский народ доказал всему миру своё единство и готовность защищать свою родину. Год Отечественной войны на Юге и Севере ещё раз показал, что главная цель самая короткая дорога к миру - объединение Осетии» .

В материалах Чрезвычайного Съезда ингушского народа, прошедшего в феврале 1993 года, и Постановлении Народного Собрания Республики Ингушетия события осени 1992 годы были названы «насильственной депортацией ингушского населения с территории Северной Осетии, этнической чисткой Пригородного района и г. Владикавказа Северной Осетии» .

По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 608 человек (490 ингушей и 118 осетин). Среди погибших 41 женщина (33 ингушки, 5 осетинок), дети до 15 лет - двенадцать (все с ингушской стороны), люди старше 60 лет - 49 человек (42 ингуша, 7 осетин) . 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин) . Были уничтожены 13 из 15 сёл Пригородного района, в которых компактно проживали ингуши . Было утрачено до 90 % культурно-исторических ценностей ингушского народа . По данным Министерства по делам национальностей России материальный ущерб в зоне конфликта составил около 20 млн долларов . Политолог С. М. Маркедонов сообщает, что общий материальный ущерб был оценён в 12 млрд.руб. (в ценах 1992 г.). .

В результате конфликта ингушское население Владикавказа и Пригородного района (за исключением части жителей Карца, Майского и Эзми) почти целиком бежало из Северной Осетии в Ингушетию . Спецкорреспонденты газеты Коммерсантъ, побывавшие в Северной Осетии, писали об увиденном:

Результатом же «разъединения» стал полностью вымерший и выжженный Пригородный район, из которого депортировано всё 30-тысячное ингушское население. Неподалеку от посёлка Алкун на горных тропах в Ингушетии мы видели поток ингушских беженцев из Северной Осетии, не прекращающийся со 2 ноября. Люди шли днями и ночами под снегопадом и дождём. Многие раздеты, лишь маленьких детей заворачивают в одеяла. Эту тропинку ингуши назвали «тропой смерти», на ней уже погибли, сорвавшись в ущелье, десятки женщин и детей, несколько десятков мирных жителей погибли от переохлаждения. Были случаи родов и выкидышей в горах. Помощь беженцам осуществляли на голом энтузиазме ингуши-соплеменники по другую сторону границы .

Погибших ингушей захоронили на кладбище в Назрани. В 2012 году здесь был открыт «мемориал памяти жертв осени 1992 года» .

По данным Статистического управления Совета Министров Северо-Осетинской АССР на 1 января 1989 года в Северной Осетии проживало 32 783 человека ингушской национальности, в том числе в Пригородном районе 16 529 человек . Численность в 32 783 ингушей в Северной Осетии также была зафиксирована в переписи 1989 года . Согласно заключению Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета СССР от 1990 года в Пригородном районе было прописано около 40 тыс. человек, из них 17,5 тыс. ингушей .

Что касается численности ингушского населения по состоянию на 31 октября 1992 года (накануне конфликта), то здесь государственные структуры Северной Осетии приводят разную информацию. По данным МВД Северной Осетии на указанный момент в республике проживало 37,5 тыс. ингушей, а согласно данным Госкомстата Северной Осетии ингушское население республики составляло 34,7 тыс. человек . Ещё меньшую цифру приводит паспортная служба Северо-Осетинской АССР, по данным которой в республике проживало 34 500 ингушей .

По данным Федеральной миграционной службы России в Ингушетии было до 46 тысяч официально зарегистрированных ингушских внутренне перемещённых лиц. Территориальная миграционная служба Ингушетии сообщала о 64 тысячах перемещённых. Расхождение между прописанными накануне конфликта и вынужденными переселенцами ингушская сторона объясняет тем, что не все жившие в Пригородном районе ингуши имели вид на жительство, то есть не были официально зарегистрированы .

За период после конфликта стороны неоднократно подписывали соглашения о преодолении его последствий. Последнее из них было подписано после избрания Мурата Зязикова президентом Ингушетии в 2002 году . Подписанные соглашения, однако, не устранили всех имеющихся проблем. Ингуши требуют возвращения беженцев в Пригородный район и исполнения федеральных законов «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской республики». Ингушская сторона убеждена, что Северная Осетия затягивает процесс возвращения переселенцев, а в Северной Осетии считают, что ингуши завышают число беженцев, и указывают на то, что в Пригородном районе до сих пор нет необходимого морально-психологического климата для совместного проживания представителей двух народов.

Часть беженцев удалось вернуть, однако в некоторых сёлах возвращению ингушей сопротивляются местные жители - осетины. Ситуацию осложнял продолжавшийся конфликт между Грузией и Южной Осетией Южном федеральном округе .

Упор в программе делался на активное участие в постконфликтном урегулировании общественных организаций, особенно молодёжных, многосторонние консультации по проблемам урегулирования и создание социальных условий для реализации молодежи двух этнических групп.

Одной из основных причин военной конфронтации между осетинами и ингушами в 1991-92 гг. стал отказ ингушам в праве селиться на родных землях Пригородного района, который в 1944 г. был передан в состав Северной Осетии (СО). Однако в силу разных обстоятельств здесь поселились более 33 тыс. вернувшихся ингушей. Конфликт вспыхнул в момент образования Ингушской Республики, которая вышла из состава Чечено-Ингушетии, когда усилились требования ингушей о возврате Пригородного района.

Активные боевые действия происходили до 5 ноября 1992 г. и были прекращены лишь после ввода подразделений Российской армии и установления ими совместно с внутренними войсками МВД России контроля за ситуацией в регионе За три дня до этого Указом Прзидента РФ в регионе конфликта сроком на один месяц было введено чрезвычайное положение, действие которого затем неоднократно продлевалось.

На период чрезвычайного положения в качестве особой формы управления была образована Временная администрация, которой подчинялись все органы власти и управления этих республик. В последствии по настоянию осетинской стороны было определено, что Временной администрации на территории СО ССР подчиняются только органы исполнительной власти.

По заключению руководства Объединенной следственно-оперативной группы Генеральной прокуратуры, МО и МВД России, характер и способы осуществления режима чрезвычайного положения в первые дни вооруженного конфликта не отвечали целям и задачам, для достижения которых он вводился.

В зоне чрезвычайного положения продолжали действовать вооруженные формирования, в том числе прибывшие из ЮО. Задействованные объединенные силы МО и МВД России не разделили противоборствующие стороны, не обеспечили ликвидацию или локализацию вооруженных формирований, не разоружили их, не была решена задача по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения района, освобождению заложников.

В ряде случаев при попустительстве объединенных вооруженных сил МВД России и МВД СО ССР вооруженными формированиями противостоящих сторон осуществлялось насилие над гражданским населением, грабежи, мародерство, поджоги и взрывы домов, незаконное заселение в оставленные беженцами дома и квартиры.

Вооруженный осетино-ингушский конфликт стал следствием попыток националистических, экстремистских сил с помощью оружия решить накопившиеся за десятилетия территориальные и межнациональные проблемы.

Какова была реакция руководящих советских/российских органов на ситуацию в интересующем нас регионе?

Еще 14 ноября 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял декларацию Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными всех актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и об обеспечении их прав». В декларации не содержалось упоминания о территориальной реабилитации репрессированных народов. В свою очередь съезд народных депутатов РСФСР 11 декабря 1990 г. принял постановление «О жертвах политических репрессий в РСФСР». В нем говорилось о необходимости «разработать и принять законодательные акты о реабилитации и полном восстановлении прав репрессированных народов и граждан РСФСР». Положения этих документов так и не былипретворены в жизнь 26 марта 1990 г. в ответ на обращения ингушского населения Совег Национальностей Верховного Совета СССР образовал комиссию, которая пришла к заключению, что требования ингушей о возврате им Пригородного района и ряда других территорий, входивших в состав Чечено-Ингушетии до 1944 г., были обоснованны.

26 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов». Ст. 3 этого закона предусматривала «восстановление территориальной целостности» в том виде, как она существовала до депортации, и компенсацию за ущерб, причиненный государством. В статье «б» предусматривалось «осуществление правовых и организационных мер» по восстановлению прежних границ. Закон был впоследствии подвергнут обоснованной критике, поскольку он противоречил российской Конституции, согласно которой границы республик, входивших в состав Российской Федерации, не могли быть изменены без согласия соответствующих субъектов Федерации. Аналогичный принцип был закреплен в федеративном договоре, подписанном членами РФ в марте 1992 г.

Фактический выход Чечни из состава России заставил российских законодателей разработать акты о создании отдельной Ингушской республики. Но соответствующий закон, принятый Верховным Советом РФ 4 июня 1992 г., не определил границы республики и не создал ее органы управления. 26 октября 1992 г. руководство российского парламента рекомендовало совместной осетино-ингушской комиссии выработать пути выхода из кризиса переговорным путем. И именно в этот момент конфликт вступил в свою острую фазу.

Кровопролитие, происшедшее на территории Пригородного района в ночь с 30 на 31 октября и в первые дни ноября 1992 г. явилось своего рода прелюдией к трагической войне в Чечне 1994-1996 гг. -началом политического кризиса на Северном Кавказе.

Федеральные власти оказались в этом случае не готовы выполнить свои функции по обеспечению безопасности российских граждан: лишь 2 ноября - на третий день после начала событий - вышелУказ президента РФ № 1327 «О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики».

Продолжавшееся до 5 ноября 1992 г. в условиях бесконтрольности массовое насилие на территории Пригородного района привело к гибели 546 человек (из них: ингушей - 407, осетин -105; других - 34), ранению - 606 человек (ингушей - 168; осетин - 418; других - 20). Более 1600 ингушей и около 600 осетин были взяты конфликтующими сторонами в качестве заложников.

К числу причин конфликта можно, в частности, отнести.

  • не обеспеченные реальным механизмом исполнения законодательные акты по вопросам государственно-территориального разграничения и реабилитации,
  • неправомерные действия органов государственной власти Северной Осетии по созданию вооруженных формирований,
  • незаконные действия органов местного самоуправления Ингушской Республики, связанные с организацией отрядов самообороны из числа ингушей, проживающих в Пригородном районе, и вооруженных добровольцев из Ингушской Республики для защиты ингушского населения Пригородного района,
  • пассивность местных и центральных органов правопорядка в пресечении массового вооружения населения.

По мнению российских исследователей, контроль над конфликтом на территории Пригородного района должен осуществляться на принципах:

  • монополизации федеральными властями функций безопасности до окончательного политического урегулирования осетино-ингушского конфликта,
  • признания Республикой Северная Осетия - Алания (РСО-А) приоритета полномочий федеральных властей в сфере обеспечения безопасности в Пригородном районе;
  • предоставление ингушской общине Пригородного района федеральных гарантий безопасности.

Территориальный спор между двумя республиками следует решать с учетом, в частности, следующих принципов:

активное посредничество федеральных властей между сторонами на основе строгою соблюдения Конституции РФ, отказа от национальной дискриминации и уважения основных прав и свобод всех граждан;

  • предоставление РСО-А дополнительных гарантий сохранения ее территориальной целостности;
  • отказ Республики Ингушетия от территориальных притязаний на Пригородный район.

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.

"ОСЕТИНО-ИНГУШСКИЙ КОНФЛИКТ 1992 ГОДА",

В феврале 1944 г. чеченцы и ингуши были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию «за пособничество врагу». В результате перекройки административных границ, Чечено-Ингушская автономная республика была преобразована в Грозненскую область, а часть её территории разделена между соседями.

Таким образом, Пригородный район, раннее заселённый преимущественно ингушами, оказался в составе Северной Осетии. Во время хрущёвской «оттепели» подвергшимся депортации было разрешено вернуться на историческую родину, но неофициальная дискриминация в их отношении сохранялась. Действовал негласный запрет на продажу ингушам домов, сдачу жилплощади, оформление прописки в Пригородном районе, который восстановленной Чечено-Ингушетии возвращён не был.

Ситуация начала обостряться в конце 80-х – начале 90-х гг. 26 марта 1991 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон «О реабилитации репрессированных народов», предусматривавший также и территориальную реабилитацию, но без указания конкретных механизмов её проведения. Следующим этапом стало принятие закона от 4 июня 1992 г. «Об образовании Ингушской республики в составе Российской Федерации» (Чечня де-факто отделилась от Ингушетии и вышла из состава России ещё осенью 1991 г.), но без определения границ нового субъекта федерации.

Стремление ингушей вернуть Пригородный район, ответное желание осетинских властей не допустить этого, интриги федерального центра, решившего воспользоваться ситуацией в своих целях (об этом ниже) и перенасыщенность региона оружием - всё это не могло не завершиться кровопролитным столкновением...

В апреле 1991 г., в связи с обострением межнациональных отношений, Верховным Советом Северной Осетии было введено чрезвычайное положение на территории Владикавказа и Пригородного района, и уже в этот период началась подготовка к будущим боевым действиям. Воспользовавшись заразительным примером самопровозглашённых Южной Осетии и Чечни, Северная Осетия начала создавать республиканскую гвардию и народное ополчение. Вооружались они по отработанному на Кавказе сценарию - путём захвата оружия и боеприпасов у российских военных.

Справедливости ради стоит отметить, что ингуши также предпринимали попытки самовооружения. Но их возможности были скромнее: на территории их республики не было такого количества воинских частей и военных складов, как в соседних Северной Осетии и Чечне. Да и существовавший в республике до конца 1992 г. вакуум власти не способствовал организованной подготовке к вооружённому противостоянию с соседями. Более полную информацию о количестве накопленного обеими сторонами оружия и о сложившемся соотношении сил на момент начала боевых действий, читатель получит, ознакомившись с данными официального расследования обстоятельств конфликта.

Хроника конфликта

Последним камешком, сдвинувшим лавину конфликта, стали события последней декады октября 1992г.:

22 октября в Пригородном районе обнаружены трупы 2 ингушей. По обвинению в убийстве задержан сотрудник ГАИ Северной Осетии и… освобождён прокурором республики под давлением собравшейся толпы осетинских боевиков;

В тот же день происходит первое вооружённое столкновение между осетинскими милиционерами и группой ингушской молодёжи. Есть жертвы с обеих сторон. На похороны 2 погибших милиционеров демонстративно прибывают президент Северной Осетии А.Галазов и премьер министр республики С.Хетагуров;

В сложившейся ситуации депутаты районных советов Ингушетии принимают решение о создании отрядов самообороны, которые должны взять под защиту все населённые пункты Пригородного района, где проживают соотечественники, вплоть до возвращения оспариваемой территории в состав их республики.

Власти Северной Осетии готовились к подобному развитию событий. В населённые пункты Пригородного района заранее завозится оружие и в ночь на 31 октября оно пущено в ход - из гранатомётов и автоматического оружия обстреляны ингушские кварталы сс. Камбилеевка и Октябрьское. Ответом стало стихийное восстание противоположной стороны. Утром 31 октября ингуши разоружили пост российских внутренних войск у с.Чермен (при этом солдаты были отпущены), захватили 6 БТРов и вступили в бой с осетинской милицией непосредственно на территории населённого пункта. Кстати, именно по такому сценарию разворачивались события и в остальных местах компактного проживания ингушей - они старались взять под контроль свои сёла, но не принимали ни малейших попыток развернуть «наступление на Владикавказ», как об этом заявляла осетинская сторона.

В Северную Осетию прибывают вице-премьер РФ Г.Хижа и председатель госкомитета по чрезвычайным ситуациям С.Шойгу. Местные власти при поддержке толпы, бушующей на центральной площади города, требуют от них выдачи населению 15 тысяч автоматов для «отражения ингушской агрессии», звучат угрозы, что в противном случае требуемое оружие будет захвачено силой.

Как показали события, это были не пустые угрозы. Осетинами в заложники были захвачены жена и дочь начальника штаба армейского корпуса генерала Скобелева. В нас.п. Комгарон был осаждён учебный центр военного училища, под угрозой расстрела 6 захваченных офицеров военные вынуждены были открыть оружейные склады. При этом не были предупреждены часовые, пытавшиеся сдержать толпу выстрелами в воздух. После того, как закончились патроны, двое курсантов были попросту растерзаны штурмовиками. Несмотря на произошедшее, вице-премьер Г.Хижа распорядился выделить осетинским боевикам 642 единицы стрелкового оружия (автоматы, пулемёты, гранатомёты) а также 18 БМП. В дополнение к перечисленному С.Шойгу предоставил 57 танков Т-72 с армейскими экипажами.

1 ноября 1992 г. начинаются массированные артиллерийские удары по сёлам с компактным проживанием ингушей на территории Пригородного района. В 16.00 представители сторон встречаются в штабе 19-й мотострелковой дивизии и достигают соглашения о прекращении огня. Ингуши готовы сдать оружие и захваченную бронетехнику - силы явно не равны, да и война с федеральным центром явно не входила в их планы. Тем не менее, Г.Хижа саботирует мирный процесс, требуя проведения дальнейших переговоров, которые сам же несколько раз и откладывает. События развиваются по нарастающей.

2 ноября президент Б.Ельцин вводит на территории Северной Осетии и Ингушетии режим чрезвычайного положения. В Пригородный район входят российские подразделения ВДВ. Вслед за ними сёла, населённые ингушами, занимают не подразделения внутренних войск федерального подчинения, а отряды республиканской гвардии Северной Осетии, осетинское же народное ополчение и даже подразделение из Южной Осетии. Фактически происходит не разъединение конфликтующих сторон, а вытеснение ингушей в соседнюю республику под угрозой физического уничтожения. О том, на чьей сторон было явное преимущество, свидетельствуют цифры потерь с обеих сторон (по данным официального следствия):
Всего в дни вооруженного конфликта погибли 546 человек. Из них - 407 ингушей, 105 осетин. Среди погибших 41 женщина (33 ингушки, 5 осетинок), дети до 15 лет - двенадцать (все с ингушской стороны), люди старше 60 лет - 49 человек (42 ингуша, 7 осетин).

Подразделения внутренних войск были введены в «зачищенные» сёла лишь 5 ноября 1992 г. В чём же причина столь однобоких действий федерального центра? Она лежит на поверхности. Ещё 1 ноября 1992 г. вице-премьер Г.Хижа на заседании правительства Северной Осетии заявил: «…пока никакой другой опасности нет, кроме той, что постоянно возникает со стороны Чечни».

Исходя из сказанного, становятся понятными и заинтересованность высокопоставленного чиновника в срыве мирных переговоров и предельная жестокость, с которой «зачищались» ингушские сёла и «замещение» федеральных внутренних войск осетинскими вооружёнными формированиями. Основной целью Кремля являлась соседняя Чечня, для силового возвращения которой в состав России требовался веский повод. Таковым должно было стать вмешательство в конфликт на стороне ингушей чеченской армии с последующим контрударом и наступлением федеральных сил на Грозный.

Но этот сценарий был сорван. Д.Дудаев объявил о нейтралитете и перекрыл границу бензовозами. Вошедшие 10 ноября 1992 г. на территорию Ингушетии российские подразделения вышли к недемаркированным границам Чечни и…остановились. Тогда войны удалось избежать - в республику прибыл и.о. премьера Е.Гайдар, подписавший соглашение о отводе федеральной группировки.

Тем не менее, осетино-ингушский конфликт был не урегулирован, а всего лишь заморожен. Большинство ингушей-вынужденных переселенцев до сих пор так и не смогли вернуться в покинутые ими дома.

Олег Лукин, специально для Prague Watchdog

P.S. При подготовке данной статьи использовались следующие материалы:

Заключение независимых военных экспертов общественных организаций о подготовке и ходе осетино-ингушского конфликта на территории РФ,

Справка об обстоятельствах возникновения осетино-ингушского вооруженного конфликта, его развития и роли в нем федеральных органов власти и управления,

Война и мир Пригородного района, Ирина ДЕМЕНТЬЕВА

Ингушская трагедия, Ирина ДЕМЕНТЬЕВА.


То, что происходило 20 лет назад в Пригородном районе - полный ад. Ингуши любят рассуждать, что силовики ведут себя как нелюди. Я вам сейчас расскажу, что из себя представляют настоящие нелюди.

В 1944 году власти СССР, устав бороться с бандгруппами в горах, выселили ингушей и чеченцев, чтобы лишить боевиков пособнической базы. А бандгрупп тогда было много - дезертиры, лица сотрудничавшие с фашистами и откровенные предатели, родственники раскулаченных и просто отморозки. Сталин, знакомый с кавказским менталитетом, возвел его в абсурдный абсолют - за все ответили родственники и родственники родственников.

Это был адский ад. Людей, как скот, везли черт знает куда. Обращались тоже как со скотом. Умер? Выкинули труп и продолжили движение.

Апдейт от френда, несогласного с этим высказыванием:
Каждый состав включал в себя один вагон, выделенный под медицинский изолятор, в котором был медперсонал и лекарства. В каждом вагоне назначался старший, который на станциях докладывал коменданту поезда о случаях болезней или смерти в вагоне.
В самом вагоне было только одно незарешеченное окно, закрытое остекленной рамой. Размер окна 69 х 30 сантиметров и находилось оно под самым потолком:
Всего в пути умерло 1272 человека, что составило 2,6 на 1000. Смертность в ЧИАССР в 43-м - 13,2 на 1000. Т.е. и без депортации умерли бы за этот период 540 человек. Остальные - избыточная смертность из-за тягостей месячного зимнего пути - тиф, простуды и т.п.

Евреи постоянно лелеют свой холокост, но их били чужие, а ингушей били свои. Власть решила показать, что с ней шутки плохи. Урок получился такой жестокий, что ингуши впитали его на генетическом уровне. С тех пор они относятся к любым действиям властей настороженно и ничему не верят, что говорит им власть.

Потом ингушей и чеченцев реабилитировали. Их вернули домой, но часть территории не отдали. Туда согнали осетин во время геноцида, чтобы ингуши туда не могли вернуться. А осетины и ингуши испокон века относились к друг другу не слишком дружелюбно. Проживание там осетин было гарантией того, что ингуши не вернутся в свои дома. Но ингуши возвращались. Несмотря на все препятсвия властей. Их не прописывали, препятствовали трудоустройству и вообще как могли гнобили.

А потом Советский союз рухнул. На его просторах началось брожение и межнациональные столкновения. Чечня заявила о своей независимости и устроила геноцид русских и ингушей, которых по самому мягкому варианту просто выгоняли из их домов, а по худшему просто убивали. Начался период великой смуты. И этот период ингушское руководство сочло удобным для того, чтобы вернуть свои территории. К осетинам ингуши относились с пренебрежением и легким презрением, считая их никакими воинами. Соотвественно молниеносный блицкриг мог привести к тому, что Пригородный район может вернуться в состав Ингушетии. Дальше был бы стандартный сценарий по чеченскому варианту - осетин вырезали бы целыми семьями. Поверьте было бы именно так. Осетины видели приготовления ингушей к войне и принимали соотвествующие меры. Обстановка накалялась и логика развития конфликта должна была привести к вооруженному противостоянию. Нужен был только повод. В такой обстановке его долго ждать не пришлось...

Сначала в ходе локальных столкновений погибли несколько ингушей, потом осетинские военные на БТРе задавили ингушскую девочку, что привело к бытовым столкновениям между ингушами и осетинами. Ингуши воспользовались этим фактом чтобы сформировать незаконные вооруженные формирования якобы для защиты ингушских сел. На самом деле это была мобилизация воинских подразделений на территории Пригородного района. Между тем прибывало подкрепление со стороны Ингушетии. Осетины так же активно вооружались и проводили мобилизацию.

Фурункул лопнул 31 октября 1992 года. В Пригородном районе фактически началась война между ингушами и осетинами. Со всеми прелестями, присущими войне - пытками, захвату заложников, убийству мирных жителей. Ингуши, почуяв запах крови, зверели. Блокировали посты внутренних войск, уничтожали всех осетин, попадавшихся им на пути. Осетины в долгу не оставались. Обстреливали ингушские села из крупнокалиберных пулеметов, не стараясь особо попасть в вооруженных людей. Ребенок, старик, женщина - не важно. Убили ингуша и ладно.

1 ноября на территории Пригородного района было введено черезвычайное положение. Вошли русские войска и разогнали всех к чертовой матери, не пуская враждующих к друг другу. Ингушские села оказались отрезаны от Ингушетии. Подкрепления ждать было неоткуда. И тогда... И тогда осетины пришли мстить. Беззащитные мирные ингушские жители, бросив все, уходили в Ингушетию пешком, спасаясь от озверевших осетинских военных. В ноябре, продуваемые холодным ветром, шли женщины и дети, спасая свои жизни и жизни своих детей. Тех, кто не успел уйти осетины брали в заложники. Кого-то пытали. А потом убивали.

И нужно признать что для властей и военных такие действия стали полной неожиданностью. Они развели враждующих, но не взяли под защиту места компактного проживания ингушей и осетин в Пригородном районе. А ненависть, копившаяся даже не годами, а веками выплеснулась на тех, кто не мог оказать достойного сопротивления.

Это позорная страница в истории обоих народов. Но ни один народ ее таковой не признает. Осетины считают, что они защищались (и в этом есть часть истины), ингуши считают, что после ввода российских войск в Пригородный район осетины устроили геноцид ингушам (и это в общем правда).

Взаимные претензии и ненависть продолжают копиться. И каждая сторона считает себя пострадавшей.
Однажды еврейская девушка пригласила двоих парней домой, чтобы мать помогла ей выбрать, за кого из них выйти замуж. Потом она отвела мать в сторону и спросила:
- Ну и кто из них лучше?
- Оба хуже, - ответила мать.

Осетины и ингуши проявили себя как народы, не способные к компромиссам, к цивилизованным формам решения конфликтов, не способные к цивилизованному ведению боевых действий. Скажем прямо - они проявили себя как дикари. И выбирать, кто из них там был лучше бессмысленно. Оба хуже.

Но Пригородный район остался в составе Осетии. А ингуши не могут туда вернуться, потому что осетины оттуда не уйдут. Никто просто так не отдает землю, политую кровью. Поэтому ингуши чувствуют себя пострадавшими. И 31 они будут вспоминать своих погибших в конфликте. А Осетины своих. И никто не скажет - осетины и ингуши погибли тогда не из-за Пригородного района, а из-за глупости, жестокости и подлости. И эти качества сейчас оба народа культивирую против друг друга. Народы, не желающие учиться, обречены на повторение уроков...

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...