Когда и как употребляется местоимение. Об употреблении местоимений и их формул

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие «Ты» и «Вы»…………………………………………………………..5

2. Формы общения на «Ты» и «Вы»…………………………… ………...…….6

2.1. Степень знакомства коммуникантов…………………...………………….7

2.2. Официальность и неофициальность обстановки общения…….………...8

2.3. Равенство неравенство статусно-ролевых позиций партнеров……….9

3. «Ты» и «Вы» в других языках……………………………………………..11

4. Употребление «Ты» и «Вы» в речи………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы ………………………………………………………………21

Введение

Этикет (французское etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Как видно в этом определении содержится указание на внешнее отношение к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательным. Как видно, разные функциональные разновидности русского языка по-разному относятся к личным местоимениям. Точное понимание того, где позволено, а где не позволено, неуместно «якать», «тыкать», «выкать», как, в каких формах говорить о присутствующем третьем лице и обращаться к собеседнику, связано со знанием этикетных правил, ус-военных с детства. Все это мы как будто хорошо понимаем. И все же нарушений в речи множество! В книге американского лингвиста Марио Пеи «Рассказ о языке» есть кое-что и об интересующем нас вопросе, применительно к языкам мира. Переложил эти сведения для журнала «Наука и жизнь» Ю. Фролов. Прибегнем к цитированию: «В разных языках встречается множество вариантов вежливого обращения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежливым обращением было «ваша светлость», «ваша честь», «ваша владетельность» - все эти существительные и по-итальянски женского рода. Через некоторое время для краткости стали говорить просто «она», и сейчас эта «Она», на письме выделяемая заглавной буквой, обычно заменяет «вы» в обращении к одному лицу - как к женщине, так и к мужчине. В действительном живом общении все признаки взаимодействуют, сложно сплетаются друг с другом, и каждый раз выявляется что-либо особенно важное, первостепенное значение: характер взаимных отношений, официальность обстановки, степень знакомства, равенство или неравенство собеседников

Умелое использование такого богатства родного языка, предполагает и хорошее знание законов языка, и знание правил общения, связанных с обшей культурой и культурой поведения.

Цель: изучить вопрос употребления в речи форм «ты» и «вы».

Задачи:

1.Изучить историю появления форм «ты» и «вы» в речи.

2.Ознакомиться с примерами употребления форм «ты» и «вы» в речи.

3.Научиться грамотно употреблять формы «ты» и «вы» в своей речи.

1.Понятие «Ты» и «Вы»

«Ты» и «Вы» - местоимения употребляются «вместо имени». «Жизнь» местоимений сама по себе очень интересна. Тем более, что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с называниями и с самоназываниями собеседника, с ощущением того, что «прилично» и «неприлично» в таком названии. Вы, конечно, обращали внимание на поправки: «Я вам не ты», «Говорите мне вы», «Не тычьте, пожалуйста»! Это недовольство адресата, направленным к нему «неуважительным» местоимением. Одна из важнейших функций этикета – снятие агрессии. Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить, что, чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Это связано с выбором Вы-обращения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-обращение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени-отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор. Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения как части речи в речи.
  • Воспитательная и развивающая – способствовать воспитанию культуры речи; развивать умение владеть языковыми навыками, воспитывать уважение к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов.

Социокультурная составляющая урока: познакомить учащихся с приемами обмена информацией в рамках конкретной коммуникационной ситуации; знакомить с общепринятыми нормами общения.

Техническая оснащенность урока: компьютер, экран, видеопроектор с возможностью воспроизведения потокового видео или телевизор + dvd-проигрыватель).

ХОД УРОКА

1. Повторение. Актуализация знаний. Фронтальный опрос

– Что такое местоимение? (Слайд 1)
– Какие части речи может заменять местоимение? (Слайд 2)
На какие лексико-грамматические разряды делятся все местоимения в зависимости от значения? (Слайд 3)

2. Работа над темой урока. Выявление лексической роли местоимений

Анализ печатного текста с неудачными повторами. (Слайд 4)

– Сегодня мы с вами убедимся, насколько важна роль местоимений в речи и как важно уметь в нужном месте употребить местоимение.

– Прочитайте текст.

Текст №1

Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок каким-то чудом добывать себе влагу.

– Что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит?
– Что мы можем сделать, чтобы избежать повторения?
– Употребите вместо повторяющихся слов подходящие местоимения, запишите получившийся отрывок. Прочитайте, что у вас получилось.

Вывод: местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании. (Слайд 5)

3. Синтаксическая роль местоимений. Самостоятельная работа

– Теперь давайте посмотрим, какими членами предложений могут быть местоимения. (Подчеркивание местоимений как членов предложения).
– Проверим вашу работу. (Слайд 6)

Вывод: местоимения могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения. Относительные местоимения служат средством связи частей СПП. (Слайд 7)

4. Анализ текста с необоснованным использованием местоимений

– Мы отметили, что местоимения в речи необходимы. Прослушайте текст. (Зачитывается учителем)

Текст №2. (Слайд 8)

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую зиму и чем кормилась… Когда она оказывалась на улице, ребята бросались в нее камнями и палками, взрослые пронизывающе свистели. Не помня себя от страху, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине сада. Только раз один мужик пожалел собаку, грязную и некрасивую…

– Понятно, о чем (о ком) идет речь в данном отрывке?
– Почему мы не можем это определить?
– Что же необходимо сделать, чтобы был понятен смысл текста?

Вывод: (Слайд 9) Местоимения НЕ ИМЕЮТ СВОЕГО лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются.
Конкретное значение местоимения становится понятным лишь из контекста.

5. Показ видеоролика из журнала «Ералаш» (Слайд 10 или видеофрагмент Приложение 1 )

Вывод: местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.

6. Закрепление

6.1. Работа с текстом на экране (Слайд 11)

– Можно ли сказать, что перед вами связный текст?
– Что нам позволило сделать такой вывод?
– С помощью чего соединены предложения в тексте?

Я запомнил свою матушку веселой, добродушной, тихой, как погожая осень. У нее на щеках то и дело появлялись смешные ямочки. Улыбалась она чаще своими карими глазами. В них порой запутывалось солнышко, и тогда они становились цвета янтаря.

Вывод: местоимения служат для связи предложений в тексте.

6.2. Упражнение по учебнику. (№ 543 М.М. Разумовская)

6.3. Тренинг по выявлению грамматически неверных форм местоимений.

6.3.1. Прочитайте текст. Исправьте неграмотного ученика. (Слайд 17)

Придя со школы домой, быстро переодемшись, я решил отправиться до бабушки и дедушки. До ихнего дома рукой подать. Бабушка у меня здоровская. Знаете, по чем это видно? У ней всегда есть вкусные пирожки. Она пекёт их особым способом. Дедушка об ей заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ихней поддержкой и опорой.

Проверим: (слайд 18)
– Ошибки были, в частности, в употреблении местоимений. Грамотно сказать (текст на экране в исправленном виде): «до ИХ дома», у НЕЕ всегда вкусные пирожки», «по ЧЕМУ это видно», «заботится О НЕЙ»

6.3.2. Прочитайте предложения. В чем заключается грамматическая ошибка? (Слайд 15)
(Местоимения употреблены не в том месте относительно того слова, которое заменяют, из-за этого меняется смысл предложения.)

Плотник выдвинул из ящика рубанок и положил его на верстак. (Ящик или рубанок?)
Люда подошла к подруге. Она была испугана. (Люда или подруга?)
Миша попросил положить книгу в свой портфель.
Охотник приблизился к зверю. Он испугался и убежал.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Вывод: неуместное использование местоимений в речи может породить двусмысленность. (Слайд 16)

Правила употребления местоимения ВЫ в русском языке

– Посмотрите на экран. (Слайд 17)
– Что необычного вы заметили в данных предложениях? («Дети! Сегодня мы отправимся на фабрику мягкой игрушки, где вас научат мастерить сувениры». «Дорогая Мария Петровна! Поздравляю Вас с днем учителя!»)

Вывод: в русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная форма обращения к человеку. В английском языке с заглавной буквы пишется местоимения «I» (я), а для обращения к незнакомцу, независимо от возраста, используется местоимение «you» (ты). (Слайд 18)

7. Творческое задание – как вариант самостоятельной работы учащихся в группах (Слайд 19)

Я вам зачитаю два отрывка, а вы поделитесь своими наблюдениями.

Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.
Никто не мог и подумать, что я не справлюсь со своей задачей. Я же несколько сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках!

Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.
Кто-то мог подумать, что я не справлюсь со своей задачей. Я же нисколько не сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках!

– Похожи ли эти отрывки?
– В чем сходство?
– В чем вы увидели разницу?
– Почему смысл фрагментов разный?

Вывод: от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования. (Слайд 20)

8. Итог урока (Слайд 21)

– Давайте повторим, какова же роль местоимений в нашей речи?
Итак, местоимения

  • помогают избежать ненужных повторов в повествовании;
  • служат для связи предложений в тексте;
  • могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения;
  • относительные местоимения служат средством связи частей СПП;
  • от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования.

Употребление местоимений в речи

Местоимения не обладают самостоятельным лексическим значением, их значение конкретизируется лишь в тексте. Употребляются они обычно после имен, заменяя их и принимая их значение. Так:

Личные местоимения он, она, они заменяют собой существительные и обозначают лицо или предмет;

Определительные местоимения весь, всякий, самый, любой, каждый, а также указательные такой, этот, тот, сей заменяют собой прилагательные и обозначают признак;

Местоимение столько, сколько употребляются вместо числительных и указывают на количество.

Стилистические возможности местоимений раскрываются в их синонимическом использовании: я знаю цену вашим обещаниям – знаем мы цену вашим обещаниям (разг.); о чем ты думаешь? – о чем мы думаем? (разг.)

Местоимение мы обычно указывает на группу лиц. В научной же и публичной речи оно приобретает несколько иные функции и называется авторским мы. В научном сообщении или в статье оно равнозначно местоимению я , но вносит в речь оттенок скромности и подчеркивает объективность изложения. В публичную речь авторское мы вносит оттенок соучастия со служащими.

Стилистическими вариантами являются формы местоимений 3-голица у нее – у ней, к ним – к им, от него – от его, возле них – возле их и др. Первые варианты являются нормой литературной речи, вторые имеют просторечный характер.

Определенные трудности вызывает выбор одного из местоимений всякий, каждый, любой, т. к. они близки по значению выделяют предмет из ряда однородных. Во многих случаях они взаимозаменяемые: каждый знает таблицу умножения – всякий знает таблицу умножения – любой знает таблицу умножения , однако в отдельных случаях эта замена невозможна.

Попробуйте, например, в устойчивом словосочетании "ходят тут всякие" вместо слова всякие поставить каждые или любые . Не получается. В словосочетании "на каждом шагу" вместо слов на каждом невозможно вставить на любом или на всяком . Точно также невозможна замена в словосочетаниях “всякий раз”, “любой ценой”. Смысловая разница чувствуется и между словосочетаниями “в любом случае” и “во всяком случае”. Значит, каждое из них имеет такие оттенки значения, которые в отдельных случаях не позволяют замену одного слова другим.

Всякий самый разнообразный; всевозможный, всяческий; какой-либо, какой бы то ни было: Всякие книги. Отсутствие всяких желаний. Без всякого сомнения.

Каждый один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков: Каждый из них расписался в получении денег. Каждые пять дней. Каждый день. Слушать каждого.

Употребление Местоимени й Ты и Вы в русский речи

Местоимение– это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, не называя их. Например: Я чувствую разумность бытия. Каждый день приносит что-то новое.

Название собеседника местоимением (вы) появилось не так давно , в 18 веке. Происхождение его одни находят в периоде заката римской империи, когда на трене было два императора (один в Риме, второй в Константинополе) и к ним следовало обращатся во множественном числе . другие читают что < вы > возникло как уважительное по аналогии к мы (в значении я) , которым венчали себя императоры: мы Николай 2 .

Первый признак, противопоставляющий ты и вы это степень знакомства с адресатом . вы обычно говорят незнакомым и малознакомым людям, не своим , ты хорошо знакомым и близким, своим . в повести Л . Н . Толстого детство мы читаем : все дети в доме Иртеньевых были на ты . А в общении и Илинькой Грапом, сыном бедного иностранца, Николенька был на вы , так как тот был не совсем свой

Интересно отметить, что когда ссорятся друзья, они тоже могут перейти на вы , подчеркивая этим свою отчужденность.

Ты можешь выступать и по отношению к незнакомому человеку, например, в речи представителей деревни, в просторечии, нередко в мужеском общении. причем в такой ситуации м естоимение имеет два разных оттенки.

Противопоставление Ты и вы в значении свой и не свой нашло отрожение и в приведенных выше строках из стихотворения Ф.С. Пушкина: пустое вы , т.е не свой , чужой, близкому человеку.

Форма вы была известна, особенно в 19 веке, по отношению к близким, но старшим по возрасту людям: к матери, отцу, родственникам. жены купцов в 19 веке нередко обращались и е к мужьям на вы слыша в ответ Ты .

Местоимения ты и вы служат для указания на собеседника или собеседников и широко употребляются в диалогической речи. В речи письменной, монологической их употребление.

становится одним из стилистических средств, которые придают письменному сообщению адресный характер: "Вы хотите иметь машину?", "Вы просили выяснить" (рубрика в газете). Местоимение выв русском языке может употребляться как синоним местоимения ты. В этом случае выбор местоимения стилистически значим и зависит от отношений между говорящими: ты- при непринужденных, близких отношениях, вы- при официальных.

Наиболее распространённым разграничением является формальное

обращение и неформальное. Официально формальное обращение в современном русском языке производится с употреблением местоимения второго лица множественного числа «вы», обращённого к одному респонденту. В письменной речи местоимение «вы», адресованное конкретному собеседнику, в определённых случаях пишется с заглавной буквы. Обращение с применением местоимения «ты» считается неформальным. Для краткости формальное обращение часто называют «обращение на вы», неформальное - соответственно «обращение на ты», хотя это не совсем правильно и не везде соответствует действительности.

Предполагают, что обращение «на вы» впервые начало применяться по отношению к римским императорам, в связи с совмещением нескольких различных титулов . Иногда же множественное число считается очень древней метафорой могущества и власти.

В русском языке обращение «на вы» постепенно вошло в употребление с XVIII века из-за сильного влияния французского языка и культуры, прежде всего в кругах аристократии. Существуют теории, что исконно «вы» было обращением к врагу. До этого использовался традиционный русский речевой этикет с собственной системой фамильярных и формальных обращений. Таким образом, местоимение «ты» могло быть адресовано даже царю : « ты, царь-батюшка… ». В «Петиции» (Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II) также используется «ты», адресованное царю Николаю Второму .

В английском языке начиная с XV века практически повсеместно было принято обращение «на вы» . В результате этого нормативные формы местоимений второго лица перестали различаться, таким образом обращение «на вы» исчезло из английского как самостоятельная форма. Исключением является архаичная либо поэтическая речь: религиозные тексты, молитвы (при обращении к Богу ), стихотворения, где используется местоимение «ты», впрочем, являющееся уважительным.

Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников: степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому) ; официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное) ; характером взаимоотношений (ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное"); равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному и вышестоящему) . Выбор одной из форм обращения зависит не только от формального положения и возраста, но и характера отношений собеседников, их настроенности на определенную степень формальности разговора, языкового вкуса и привычек. Таким образом, выявляется ты родственное, дружеское, неформальное, интимное, доверительное, фамильярное; Вы - вежливое, уважительное, официальное, отчужденное. В зависимости от формы обращения на ты или Вы находятся грамматические формы глаголов, а также речевые формулы приветствия, прощания, поздравления, выражения благодарности.

Вывод :

Итак, наличие в русском языке форм обращения на ты и на вы дает нам в руки действенное средство быть учтивыми. личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и называниями собеседника, с ощущением того, что прилично и неприлично в таком назывании. Например, когда человек поправляет собеседника : говорите мне вы , не тычьте, пожалуйста , он выражает недоволство по поводу направленного к нему неуважительного местоимения. значит вы не всегда пустое, а ты не всегда сердечное ? обычно ты применяется при обращении к близкому человеку, в неофициальной обстановке и когда обращение грубовато-фамильярное ; вы - в вежливом обращении, в официальной обстановке,в обращении к незнакомому, малознакомому .

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...