Как называют людей неверующих в бога. Почему человек верит в Бога? При составлении использовались материалы ресурсов

ЭМ И ЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ САМОВНУ ШЕНИЕ КАК ПУТЬ К ГОСПОДСТВУ НА Д СОБОЙ Авторизованный перевод с французского и предисловие Мих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача - сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, - во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно с вульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате - благодаря извращенному толкованию и неправильному применению - подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода - его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, - он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, - но, во всяком случае, сам метод, как таковой, - с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов - заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, - повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, - продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода - быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ - совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, - Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал - и продолжает давать - на десятках тысяч - примеров

доказательство высокой практической ценности нового метода.

Его цель - помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время - свыше 15 лет - Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко - в кругу близких друзей и родных, - потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он

«Надейтесь не на меня, а на самих себя, ибо в вас самих скрыта сила, которая вас исцелит.» Эмиль Куэ

В конце XIX века молодой француз Эмиль Куэ, в 21 год получив ученую степень фармакологии, стал работать аптекарем. Будучи человеком наблюдательным, он обратил внимание на тот факт, что одно и то же лекарство могло по разному влиять на разных людей с одним и тем же заболеванием. И зависела эффективность лечения от того, насколько пациент верил в то, что лекарство ему поможет. Молодой аптекарь пришел к выводу, что одной из основных причин большинства болезней является человеческое воображение.

Куэ, отпуская лекарства, стал говорить каждому из клиентов, что лекарство очень хорошее и обязательно поможет. Когда же человек во время очередного визита рассказывал, что ему действительно стало лучше, аптекарь отвечал, что с каждым днем самочувствие будет только улучшаться.

Как-то раз в его аптеку явилась дама, которая требовала, чтобы ей продали препарат, который не разрешалось отпускать без рецепта. Женщина упорствовала, и тогда Куэ во избежание конфликта, пошел на небольшую уловку: под маркой более эффективного лекарства, он предложил даме флакончик с обычной дистиллированной водой. Через несколько дней женщина заглянула в аптеку и поблагодарила аптекаря за чудесное лекарство, благодаря которому она совершенно поправилась.

Куэ был настолько воодушевлен результатами своих наблюдений, что занялся изучением методов прикладной психологии. В результате им был разработан метод, который он назвал «сознательным самовнушением».

В 1910 году Эмиль Куэ открыл клинику психотерапии, руководителем которой оставался до конца жизни. Вкратце суть метода Куэ заключается в следующем:

  • человек с помощью врача составляет для себя так называемую «формулу самовнушения» (сейчас мы их называем аффирмациями) – фразу (максимум 3-4 короткие фразы), состоящую из простых , без частиц «не» (формулировка «я не болен» неправильная, правильно будет «я здоров»). Чем проще формула, тем она более эффективна. Слова могут относиться как к отдельному органу («с каждым днем мой слух улучшается»), так и ко всему организму в целом («с каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях»).
  • По мнению Куэ, не имеет значения, соответствует ли эта «формула» действительности, так как она адресуется не сознанию, а подсознательному, которое, по его словам, «отличается легковерием».
  • Очень важно, чтобы самовнушение происходило просто, равнодушно, несколько отстраненно, без каких-либо волевых усилий, поэтому самым подходящим временем для таких сеансов считается время полудремы – утром, сразу после просыпания и вечером, перед отходом ко сну. Это пограничное состояние между сном и явью еще называют «альфа –состоянием», когда на стыке бодрствования и сна устанавливается связь между сознанием и подсознанием.
  • «Формулу» нужно произносить не менее 20 раз, а для счета можно использовать шнурок с завязанными на нем узелками, которые можно перебирать как четки. С помощью многочисленных экспериментов было установлено, что около 20 повторений приводит к желаемому результату. Многократное повторение «формулы» создает усыпляющий эффект, вводит в легкий транс и внушение легче проникает в бессознательное.
  • Лечение по методу Куэ рекомендуется проводить на протяжении 6-8 недель, каждый сеанс занимает 3-4 минуты и повторяется 2-3 раза в день.

Куэ сравнивал бессознательное с необъзженным конем. И задача человека – найти способ обуздать, усмирить этого коня, суметь направить его в нужную сторону.

В свое время метод Эмиля Куэ имел много противников и многократно подвергался критике, однако сейчас его эффективность доказана, метод имеет много последователей (аффирмации Луизы Хэй, исцеляющие настрои Георгия Сытина и пр.), и самовнушения успешно используется и как самостоятельный способ оздоровления, и как вспомогательное средство при различных заболеваниях и психологических проблемах.

В книге «Сознательное самовнушение» описан разработанный Куэ метод лечения самых разных болезней, получивший название метода сознательного (преднамеренного), или произвольного, самовнушения, и позволяющий больному управлять заложенными в каждом человеке силами воли и воображения.

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача — сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, — во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно с вульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате — благодаря извращенному толкованию и неправильному применению — подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода — его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, — он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, — но, во всяком случае, сам метод, как таковой, — с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов — заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили» больного от врача.

Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, — повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, — продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода — быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ — совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, — Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал — и продолжает давать — на десятках тысяч — примеров доказательство высокой практической ценности нового метода.

Его цель — помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время — свыше 15 лет — Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко — в кругу близких друзей и родных, — потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.

Расцветом его славы было появление в 1918—19 гг. книги профессора Ш.Бодуэна. Выдающийся ученый, профессор Женевского института Жан-Жака Руссо, он собрал в своем труде все достижения нового метода, подверг строгому научному анализу его основные предпосылки и установил его взаимоотношение с другими видами психотерапии. Книга проф. Бодуэна имела огромный успех: ее переводы на английский и другие языки вызвали большую литературу. Имя Куэ стало сразу популярным в Старом и Новом Свете.

Французский аптекарь Эмиль Куэ стал знаменитым не благодаря, а вопреки своей основной профессии. Не лекарства, а разработанные Куэ позитивные настрои на каждый день прославили имя простого аптекаря.

Ежедневно общаясь с посетителями, приобретающими лекарства, Эмиль Куэ убедился в том, что в большинстве случаев улучшают самочувствие не столько медикаменты, сколько вера больного в выздоровление.

Сознательное самоввнушение Эмиля Куэ

Французский аптекарь всерьез увлекся изучением вопросов влияния мыслей, представлений, эмоций на тело и душу. В результате на свет появилась целая система сознательного (произвольного) , основанная на подавлении отрицательных, болезненных представлений и замене их позитивными здоровыми настроями.

Эмиль Куэ считал, что используемые человеком в течение суток положительные утверждения (аффирмации) должны быть простыми, понятными, запоминающимися. Это могут быть короткие словесные фразы, многократно произносимые вслух, проговариваемые про себя или написанные на бумаге.

При регулярном повторении «волшебных формул» в течение дня на протяжении нескольких месяцев можно в ряде случаев добиться поразительных результатов. Главное – подобрать правильные, эффективно действующие на сознание позитивные настрои, регулярно их произносить и верить в то, что «…с каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше!».

Эмиль Куэ рекомендовал повторять выбранное положительное утверждение (аффирмацию) около двадцати раз подряд, выбрав для этого, по возможности, уединенное место, спокойную обстановку. Лучше всего позитивные настрои произносить каждое утро после пробуждения (еще находясь в постели) и вечером перед сном.

Средняя продолжительность такого сеанса самовнушения – 3-4 минуты. Если такие аффирмации использовать еще и в течение дня: на работе, в общественном транспорте и т.п., будет вообще отлично!
Главное, как утверждал Эмиль Куэ, подбираемые формулы позитивных настроев должны быть очень простыми, короткими, «детскими».

Примеры положительных утверждений

  • Мне становится все лучше и лучше
  • Все будет хорошо
  • Я выздоравливаю
  • Я здоров
  • Я весел, счастлив, талантлив
  • Я спокоен, полностью спокоен
  • Я уверен в себе, в своих силах
  • Я справлюсь

Метод Эмиля Куэ – , не медитация. Здесь нет необходимости достигать измененного состояния сознания – транса. Все позитивные настрои произносятся в состоянии бодрствования.

Конечно, в сравнении с гипнозом и самогипнозом изменения в организме при использовании метода Куэ наступают не так быстро, как нам бы хотелось. Но вот результат такого воздействия зачастую является более стойким. Кроме того позитивные настрои (аффирмации) многим в последующем помогают освоить и аутогенную тренировку, и медитацию, и другие методы и саморегуляции организма.

Предрассудки очень живучи. Люди убеждены, что Эмиль Куэ разработал нечто вроде ментального форсинга: «Хочу - значит, могу». На самом деле все наоборот: его методика доверия бессознательному основывается на «ослаблении хватки». Аптекарь из Нанси, родившийся в 1857 году, хотел максимально помочь людям. Отпуская флакончики и пилюли покупателям, он всегда с теплотой в голосе приговаривал: «Вот увидите, это Вам непременно поможет!» И если к нему возвращались, рассказывая, каким и вправду хорошим оказалось средство, он пуще прежнего подбадривал клиента: «А будет все лучше и лучше!».

«Он очень быстро понял, насколько его слова усиливали действие медикаментов, - рассказывает в своей книге «Сознательное самовнушение по Эмилю Куэ» Антуан Оннис. - Однажды одна покупательница настаивала на том, чтобы ей продали лекарство, отпуск которого без рецепта был запрещен. Видя отчаяние женщины, аптекарь не смог отпустить ее с пустыми руками и в конце концов дал ей флакончик дистиллированной воды, утверждая, что это - исключительно действенное средство при условии соблюдения дозировки! Через несколько дней больная вернулась довольной, утверждая, что выздоровела. Никакого чуда в этом нет: обычный эффект плацебо, известный с античных времен. Но Куэ, воодушевленный силой влияния внушения на физическое состояние, берется за изучение прикладной психологии, а его популярность начинает расти. Астма, паралич, энтерит, контрактуры, неврастения, подагра, экзема, мигрени, ревматизм - множество болезней поддается лечению самовнушением по Куэ. Сам же он в ходе длительных исследований вырабатывает основоположения своей методики».

Воображение

Первая из основных идей Куэ состоит в том, что именно воображение позволяет нам строить прекрасные планы на будущее и приводит к исполнению наших намерений, но оно же без конца жестоко нас разыгрывает ужасными видениями. Болезни, усталость, осложнения и хлопоты в конце концов обрушиваются на нас, если мы позволяем им укорениться в своем мозгу. «Воображение, - объясняет Куэ, - собирает чаще всего другие способности в пучок. Возможности всего организма и отдельных органов, нервные силы, результаты психической деятельности подчиняются мощному влиянию воображения, чтобы служить ему, быть в его власти и отражать удары».

Самовнушение

Вторая основная мысль методики - «самостоятельное укоренение идеи в себе». Каким бы блестящим ни было внушение, бесполезно повторять его мужу или лучшей подруге. Если их подсознание не принимает чужого мнения, не в состоянии «переварить» его, внушение не будет иметь никакого эффекта. Нет хуже глухого, чем тот, который не хочет слышать.

С каждым днем - все лучше!

В 1913 году аптекарь находит формулировку, которая станет впоследствии ассоциироваться с его именем и его методикой: «Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер перед сном, с закрытыми глазами и не пытаясь сконцентрировать свое внимание на том, что говоришь, перебирая веревочку, на которой завязаны двадцать узелков, повторить двадцать раз вслух, достаточно громко, чтобы слышать свои собственные слова, следующую фразу: «С каждым днем мне все лучше и лучше во всех отношениях». Выполняйте это самовнушение насколько возможно просто и машинально, т.е. - без малейшего усилия. Таким образом, фраза через слух механически проникает в подсознание, и как только она в него проникла, она начинает действовать».

Все пройдет, уже проходит!

Многим известна способность рук успокаивать, утешать, внушать доверие. Но Куэ знает, что прикосновение может избавить даже от физических и моральных страданий. Он приводит в пример жесты и слова матери, которая утешает упавшего ребенка: «Сейчас все пройдет, ну вот, уже проходит!» - ласково повторяет мать, поглаживая рукой ушибленное место. И в самом деле, ребенок быстро перестает плакать. «Уединитесь, насколько это возможно, - советует Куэ, - закройте глаза, проводя себя рукой по лбу, если речь идет о какой-то душевной боли, или же - по больному месту, если речь идет о боли физической, очень быстро повторяйте одними губами слова: «Все пройдет, уже проходит, и т.д.» столько времени, сколько потребуется. Постепенно вырабатывается привычка, и можно снять физическую или моральную боль за 20-25 секунд. Каждый раз пробуйте снова и снова успокоить свою боль».

Не вместо, а вместе

Нет пророка в своем отечестве. На родине Куэ зачастую называют торговцем дребеденью, а его учеников «несчастными наивными». Во Франции его не поняли, тогда как в Великобритании, США, Швейцарии, Италии его считают отцом современной психотерапии. К концу своего второго путешествия в США он рассказывает: «Я совершил путешествие более чем в 8000 миль (12 800 км). Пятьдесят дней я ездил в душных вагонах и в холодных такси, питался где и как попало, и все-таки у меня не было ни насморка, ни несварения и, конечно, - ревматизма». Еще одно подтверждение эффективности его методики: он дважды пересекает на корабле бушующую Атлантику без малейшего намека на морскую болезнь и учит других пассажиров справляться с тошнотой, используя его метод. Бескорыстный (преподает бесплатно или использует сборы от конференций для исследований, так как аптека по-прежнему приносит ему доход), щедрый и скромный, Куэ повторяет: «Верить надо не в меня, а в себя, так как это в вас самих таится та сила, которая вас вылечит. Моя роль состоит в том, чтобы научить вас пользоваться этой силой... Я учу людей выздоравливать самостоятельно, когда это возможно». Этот здравомыслящий человек далек от мысли, что его методика может излечить все, он ни в коем случае не претендует на соперничество с медициной. Его методика носит дополняющий характер. «Если у вас перелом, быстрее отправляйтесь в больницу! - восклицает он. - Внушение не восстанавливает костей, а воздействует на органы, на мышцы».

Победить негативное мышление

Наша природа двойственна. Рядом с сознательной частью, способной к рассуждениям и анализу, находится бессознательная, которая хранит в себе отпечаток всех событий. Эта непогрешимая память принимает все поступающие в нее элементы. Говорят еще о существовании между сознательным и бессознательным подсознательного, о котором индивидуум не подозревает, но которое выступает как активный мыслительный процесс.

Представления, образы, привычки, мечтания, отвлечения относятся к подсознательному. Например, скажите себе, что вы измотаны, и что если так будет продолжаться, вы заболеете. И действительно, вскоре вы почувствуете пощипывание в горле, появится насморк и все признаки гриппа. Повторите себе, что вы завалены работой, что вам никогда с ней не справиться - и ваше подсознание зарегистрирует это: день закончится, а у вас будет еще достаточно дел, взволнованный и обеспокоенный, вы не смогли сконцентрироваться.

Чтобы исправить положение, передайте своему подсознанию установку, что вы владеете ситуацией, и вам потребуется совсем немного времени, чтобы навести порядок на рабочем месте, и вы сами удивитесь скорости и четкости мысли, с которыми разберетесь в делах, как бы велики и запутаны они ни были. Эмиль Куэ объясняет это так: «Любая мысль, полностью занимающая наш ум, становится подлинной для нас и стремится преобразоваться в действие». Подсознательное управляет работой всех наших органов, что выражается в следующем: «Если оно «думает», что какой-либо орган работает плохо или хорошо, тот действительно работает плохо или хорошо. Заставим его думать, что некий орган, который работает недостаточно хорошо, должен работать лучше. В то же мгновение подсознательное передаст органу приказ, и тот покорно подчинится: функция его нормализуется сразу или постепенно».

Я хочу спать

Представьте себе, что вы не можете заснуть. «Я хочу спать, мне обязательно нужно уснуть», - думаете вы, ворочаясь с боку на бок и возбуждаясь все сильнее, отчего бессонница только продолжается.

Теперь подумайте о том, сколько раз вы безуспешно пытались вспомнить чье-то имя. Чем дольше вы копаетесь в своей памяти, тем неуловимее оно становится. Воля, которую превозносит до небес наша культура, не всегда наш лучший слуга. «В конфликте между волей и воображением сила воображения прямо пропорциональна силе воли», - объясняет Куэ. Например, понаблюдайте за приступами смеха. Чем больше вы пытаетесь сдержаться, тем сильнее вы корчитесь от смеха. Во всех этих ситуациях ключик к решению - в расслаблении, в доверии бессознательному, а не в волевом решении. Вот почему Куэ так настаивает на необходимости не делать усилий при повторении внушений. Так подсознательное сможет лучше их «переварить», и когда они будут механически записаны в памяти - актуализировать их. «Важный совет, - подчеркивает Антуан Оннис, - если воля не согласна с самовнушением, если мы думаем, «я хочу, чтобы было так-то и так», а воображение воспроизводит: «ты хочешь, но этого не будет», человек не только не достигнет результата, а даже наоборот - получит обратный».

Воображение можно вести

Мы должны научиться владеть нашим воображением, этим буйным конем, который не знает ни поводьев, ни узды. Мы можем внушать себе сознательно, без усилий повторяя себе несколько раз определенные мысли. «Они исполнятся, - подчеркивает Куэ, - если они из области разумного». За этим исключением, самовнушение дает превосходные долговременные результаты. Правильное дыхание, релаксация и визуализация значительно повышают эффективность внушения.

Релаксация. Люди, которые присутствовали на конференциях Куэ, устраивались в наиболее удобных для релаксации позах. Например, сидя прислонившись к стене, в положении, не требующем напряжения, когда сознание не препятствует восприятию идей Куэ.

Визуализация. Это мысленная мультисенсорная картина, которая позволяет с помощью воображения увидеть, услышать, прочувствовать и воплотить все желания, придать им пространственные размеры, ритм, форму и представить ход событий. Визуализация - основная опора самовнушения, функционирует при расслаблении и глубокой релаксации. Визуализация может осуществляться при помощи психотерапевта или самостоятельно.

Возрождение методики Куэ во Франции

Бывший управленец, Антуан Оннис преодолел «пропасть», период своей жизни, когда все не так со здоровьем, дома, на работе.

Деморализованный, полный негативных мыслей, он уже потерял всякую надежду и вкус к жизни, когда ему случайно попалась небольшая книжечка «Методика Куэ». Скоро, укрепившись духовно и физически, Оннис решает, что не может хранить только для себя это открытие и становится «страстным защитником методики, которая изменила его жизнь». Он пишет книгу и проводит многочисленные конференции, посвященные этой теме.

«Создайте в уме установку, что вы должны добиться определенного результата, и вы обязательно без особого труда найдете средство добиться цели», - это предписание Куэ прекрасно сработало для Антуана Онниса, который быстро нашел соратника, Жака Кутона. Вместе они возродили методику - были открыты многочисленные центры обучения, созданы кружки Куэ.

Кружок Куэ у Мари Дюлу

Мари Дюлу подробно рассказывает о кружке Куэ, который она организовала при своем салоне красоты. «Жизнь сегодня непроста, - говорит Мари (она отказывается от использования отрицательных эпитетов, таких как «трудный»). - Нужно помочь людям лучше себя почувствовать; наш долг сделать все, чтобы они поняли, что жизнь стоит того, чтобы жить, и что у них в руках есть все, чтобы жить лучше и радоваться жизни. Клиентки любят собираться в салоне моего института красоты, хотя нас не бывает больше восьми. Наши собрания продолжаются около полутора часов. Я учу людей пользоваться таящимися внутри нас силами, которые нас никогда не учили применять в нужном направлении. Самовнушение - это инструмент, который может обернуться против нас, если им неправильно пользоваться.

Я объясняю клиенткам, как не делать «самовнушения наоборот», программируя негативные мысли».

От наших пальцев исходит свет

После вступительных дыхательных упражнений группа приступает к самомассажу, который начинается с растирания рук, чтобы зарядить их энергией. Мари просит участниц занятия представить себе, что от их пальцев исходит свет. Затем они массируют ноги. Поднимаясь вверх, задерживаются в области колен, каждый раз пытаясь осознать, как прекрасно их тело. «Пока у нас ничего не болит, мы не задумываемся об этом, и только когда происходит какой-то сбой, мы замечаем, насколько хорошо быть здоровыми», - комментирует Мари. Массаж продолжается на бедрах; по часовой стрелке интенсивно разминается живот. Затем выполняется массаж груди, плеч, рук, затылка. Тщательно массируется волосистая часть головы и лицо. Массаж внутренней части бровной дуги и ее кончиков - прекрасный способ снять стресс. Медленными движениями прорабатываются все важные точки лица: ответственные за легкие, печень, мочевой пузырь, кишечную систему. Мари рекомендует повторить массаж этих точек еще раз вечером после снятия макияжа, к тому же это способствует проникновению вечернего крема в кожу.

Предпоследний этап - это уши. По часовой стрелке интенсивно разминаются уши. «Так как мы чувствуем себя хорошо, нам не трудно выполнять глубокие медленные вдохи и выдохи», - Мари исподволь внушает своим ученицам позитивный настрой. Каждая из клиенток при этом массирует спину своей соседки. Мари никогда не забывает о словах Куэ: «Чем больше добра вы делаете другим, тем больше добра вы делаете себе». Во время этого упражнения она направляет ход мыслей участниц кружка: «Думайте о том, что вы делаете добро друг другу». Весь ритуал в общей сложности занимает 15 минут.

Оптимизм, несмотря ни на что

Следуя предписаниям Куэ, Мари просит одну из участниц рассказать какую-либо смешную историю. Самое главное - уметь смеяться. Как-то раз она начала рассказывать историю сама, но от волнения забыла концовку, что вызвало всеобщее веселье. Идеальная преамбула для собственно релаксации. Участницы устраиваются кружком, кто-то - на канапе, кто-то - на ковре. В полутьме, при свечах начинается релаксация. Расслабляясь, люди начинают осознавать существование своего тела. Релаксация начинается с головы и заканчивается ступнями. Мари самостоятельно дополняет методику, разработанную Куэ. Чтобы заставить работать воображение, которое сильнее воли, Мари просит участниц занятия представить себе небольшой синий шар, наполненный энергией, который спускается с небес и окутывает каждую клеточку их организма. Сфера проникает внутрь организма, снимая напряжение с костей, органов. Задерживается на животе и позвоночнике. Сфера проникает между позвонками от копчика до шейных позвонков и спускается, чтобы снять напряжение с ног, коленей.

Когда участницы полностью расслабились, когда они освободились от контроля своего сознания, они приступают к серии дыхательных упражнений и начинают с выдоха. С каждым выдохом они пытаются избавиться от всего негативного. Выдерживают паузу, прежде чем сделать диафрагмальный вдох и представляют себе, что все благотворное проникает в них и заполняет каждую клеточку их организма. Еще одна пауза, во время которой дыхание задерживается перед выдохом. Упражнение повторяется 6-7 раз, после чего Мари приглашает участниц в воображаемое путешествие.

Через радугу

Мари ведет группу: «Мы пересекаем радугу. Каждый ее цвет соответствует одной из энергий. Мы начинаем с красного, символа смелости и динамизма, которым запасаемся. Затем идет оранжевый, который напоминает душистые апельсины, напоенные солнцем. Оранжевый открывает ум для новых знаний. Вибрирующий и светящийся желтый, который следует за ним - поле сурепки. Нежное тепло растекается от него по всему телу и дает солнечные силы. Затем погружаемся в зеленый. Умиротворяющая картина жизни зеленых ласковых лугов с нежным запахом трав. Затем мы поднимаем глаза к небу: голубой приносит покой и безмятежность. Он становится ярче, превращается в индиго - символ мира. За ним следует благотворный фиолетовый. Перед нами - лавандовое поле насыщенного, очищающего фиолетового. И здесь мы замечаем величественную гору, которую представляет собой наша личность».

Нагруженные рюкзаком проблем и хлопот, от которого они мало-помалу избавятся, участницы отправляются покорять эту вершину, следуя дорогой своей жизни. Постепенно они удаляют со своего пути все препятствия, колючки, булыжники. Все более крутая и труднодоступная дорога возвещает приближение к вершине, что означает освобождение. Здесь участницы наслаждаются созерцанием великолепного пейзажа, который их окружает и осознают, что пребывают в гармонии с собой и с природой. Раскованные, уверенные, спокойные, освобожденные от гибельной тяжести страхов и забот, они легки и доверчивы. Полностью преображенные, способные схватить любой шанс и воспользоваться тысячей и одной радостью жизни, они смотрят в сторону солнца, которое символизирует силу. Они поднимают руки, раскрывают ладони навстречу светилу и дают лучам проникнуть в них, очистить каждую их клеточку, и наполняются совершенством. Солнечные лучи избавляют от любой физической и моральной боли и заставляют звучать в прекрасном аккорде весь организм.

Захватывающая жизнь

Доказательство обновлением

«Мари, я не могу прийти в центр, - жалобно говорила в трубку клиентка. - У меня так болит спина, что я никогда в жизни не высижу целого сеанса, даже лежа на земле, нет ни одного положения, в котором мне стало бы легче». Как пылкая сторонница методики, Мари уговорила все-таки больную прийти, подчеркнув, что на занятиях кружка у той появится возможность обновить свои силы за счет особо благотворной энергии, и очень скоро она сможет менять положение по своему усмотрению. Однако Мари едва ли не пришлось кусать себе локти за свое упорство: клиентка с огромным трудом преодолела лестничный пролет, ведущий в салон, а во время сеанса Мари чувствовала, как несчастная страдает, и все-таки - через полтора часа боль прекратилась! «На следующий день она мне перезвонила, - завершает Мари свой рассказ, - чтобы поблагодарить меня: с утра она без труда отправилась за покупками, в общем - вернулась к нормальной жизни. Что может быть прекраснее такого вознаграждения и подтверждения эффективности методики Куэ!»

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...