Из истории русского языка. Ушедшие буквы

МОУ «ПАВЛОВСКАЯ ООШ»

Лингвистический праздник для 5-9 классов

«История нашей азбуки»

2 ведущий. Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они переписывали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1 ведущий. Жизнь солунских братьев была служением славянской культуре .

2 ведущий. Братья Константин (после принятия монашества - Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника . Их детство прошло в двуязычной среде - греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам.

1 ведущий. В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать Кирилл, младший из братьев. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2 ведущий. После долгих поисков Кириллу наконец посчастливилось встретить приезжего человека, который знал латинский язык.

На сцену выходит Кирилл и Приезжий человек.

Кирилл. Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. Мне так хочется прочитать книгу на латыни!

Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы тебе объяснить каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много пользы мне от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учёными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл. И всё же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий. Попробуй, только я тебе в это не помощник.

Кирилл и Приезжий человек уходят со сцены, затем вновь возвращаются.

1 ведущий. Через год приезжий снова повстречал на улице Кирилла.

Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудрости латыни? Или уже позабыл о своём желании?

Кирилл. Я о нём не забыл, но теперь я сам изучаю латинский язык.

Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и многие другие латинские книги мне понятны.

Кирилл и Приезжий человек уходят за кулисы, затем выходят уже взрослые Кирилл и Мефодий, садятся за стол, что-то пишут во время рассказа ведущих.

2 ведущий. Вскоре Кирилл выучил греческий и арабский языки и прославился своей учёностью.

1 ведущий. После Солуни Кирилл продолжал учиться в Константинополе.

2 ведущий. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, потом преподавал в университете философию: знания, усвоенные в юности, не остались лежать мёртвым грузом.

1 ведущий. По поручению византийского императора Михаила 3 Контантин-Кирилл начал составлять славянскую азбуку. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл направился в монастырь к старшему брату Мефодию. Брат был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил лучшие свои годы военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восточных славян, Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создать письменность для славян, предложенная ему младшим братом.

2 ведущий. Когда азбука была готова, братья начали переводить на славянский язык церковные книги. Они работали с утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. Как только первые книги были переведены с греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность солунских братьев быстро вышла за пределы, указанные им императором. Они усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основали новые церкви.

Кирилл и Мефодий уходят за кулисы.

1 ведущий. В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли огромный вклад в развитие славянской культуры.

2 ведущий. После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучать славянский язык. Славянам вменялась чуждая латынь. Дело Кирилла и Мефодия у западных славян, несмотря на упорную и длительную борьбу, которую они вели с влиянием Рима, потерпело поражение. Но зато идеи просветителей прочно утвердились в Болгарии, а оттуда славянская грамота пришла в Сербию и на Русь.

1 ведущий. Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на славянском языке.

2 ведущий. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1 ведущий. Лишь в петровское время в наш алфавит понадобилось внести изменения.

На сцену выходит военный в мундире и в треуголке.

Военный. Господа! Царским указом велено упростить наше письмо. Отныне отменяются буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются.

Военный подходит к стенду, убирает с него названные буквы.

2 ведущий. Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке.

Военный. Это буквы «э», «я», «и-краткое», «е».

Военный прикрепляет на стенд карточки с названными буквами и уходит.

1 ведущий. В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году.

На сцену выходит Красноармеец в будёновке.

Красноармеец. Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов.

Красноармеец подходит к стенду, снимает устаревшие буквы алфавита.

2 ведущий. Наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Так, в английском алфавите, состоящем из 26 букв, при записи иностранных слов из славянских языков звук «ч» изображается двумя буквами - ch, «ш» - также двумя - sh, а звук "щ" передаётся четырьмя - shch. В русском языке есть и специальные буквы для изображения сочетаний звуков «if" и "io".

1 ведущий. Наша азбука удивительна! И сейчас, в 21 веке, она поражает нас удобством и простотой.

2 ведущий. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.

На сцену выходят две команды игроков и ведущий викторины.

Викторина

Учитель. Теперь, когда вы узнали о том, как был создан славянский алфавит и какие изменения претерпела наша азбука за 11 веков своей истории, мы можем перейти к лингвистической викторине. Прежде чем начнётся это соревнование, представляю вам его участников.

Учитель представляет игроков двух команд.

Учитель. А теперь позвольте представить жюри

1 тур - разминка.

· Каждая команда соревнуется, кто быстрее расположит слова в алфавитном порядке. Слова надо написать в алфавитном порядке на листе.

Календарь, карта, буква, библиотека, автомобиль, авиация.

Кто больше за 1 минуту запишет слов с корнем - един -

Вспомните как можно больше названий букв кириллицы. Называть буквы надо по очереди.

1 тур - викторина. На обдумывание даётся не более 30 секунд. Жюри оценит, насколько ваш ответ был полным и грамотным.

Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит»

Азбука - слово исконно русское по происхождению, алфавит - греческое. Оба эти слова образованы от названия букв русского «АЗ» и «БУКИ» (первое) и греческого «АЛЬФА» и «БЕТА» или «ВИТА» в среднегреческом произношении (второе) языков.

Являются ли слова «азбука» и «алфавит» синонимами?

Слово «азбука» обозначает «совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке». Алфавит - то же самое, что и азбука. Слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.

Где используется алфавитный порядок?

Алфавитный порядок используется при составлении словарей, справочников, списков. Это облегчает поиск нужного слова.

Какие буквы были устранены из старославянской азбуки?

Зело, и-десятеричное, омега, ять, юс малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица

Какие новые буквы были введены в славянский алфавит?

В 18 веке: э, я, - которые употреблялись в письменной практике с 16 века

В 1735 году Академия наук узаконила букву «й»

Букву «е» в 1797 году впервые применил Карамзин

Известно ли вам, как называлась славянская азбука, которая почти полностью совпадала с кириллицей по алфавитному составу, но отличалась от неё формой букв?

Это глаголица. Она названа от слова «глагол», т. е. «слово», «речь»

Есть выражение «ходить фертом». С какой букой кириллицы это связано? Почему? Покажите, как стоять или ходить фертом.

Это выражение связано с буквой «ферт» или «эф» в современной русской азбуке. Стоять фертом - подбоченившись. Эта поза напоминает форму буквы.

В каком веке была проведена первая реформа азбуки?

В начале 18 века при Петре 1

Каковы результаты реформы русского правописания, проведённой после Октября 1917 года?

Были изъяты буквы ять, и-десятеричное, фита, ер после согласных на конце слов и частей сложных слов.

Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке : беспредложный, звательный, местный, указательный

Как чтят память Кирилла и Мефодия в славянских странах? Есть ли памятники славянским просветителям? Где они установлен?

Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности. В Болгарии учреждена награда - орден Кирилла и Мефодия. В 1932 году в болгарском городе Казанлыке и в 1992 году в Москве были установлены памятники славянским просветителям.

В каких странах мира используют кириллицу в наши дни?

Во многих странах СНГ, а также в Болгарии, Югославии, Монголии

3 тур -Прочитайте вопросы и попытайтесь на них самостоятельно ответить. На подготовку даётся 5 минут.

Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте их перевести на современный русский язык. Подберите к ним родственные слова, которые используются в наши дни:

ПРЬСТЪ, ШЕЛОМЪ, ТЪЩЕТА, ЛОВИТВА, ДРУЖИНА, ДЛАНЬ

ПРЬСТЪ - палец - напёрсток

ШЕЛОМЪ - шлем - ошеломить

ТЪЩЕТА - суета - тщетный

ЛОВИТВА - охота - ловить

ДРУЖИНА - войско - дружинник

ДЛАНЬ - ладонь

Известно, что во многих западноевропейских языках нет особых букв для обозначения на письме некоторых звуков. Подумайте и ответьте: как изображаются Ч и Щ в известных вам европейских языках, например, по-английски, по-французски или по-немецки

Ч - в англ. Ch, во французском tsh, в немецком tsch

Щ - в английском shch, во французском stch, в немецком schtsch

На каком зыке был создан летописный свод «Повесть временных лет»?

Он была написана в 11 веке на древнерусском языке. Он сформировался в Киевской Руси в 8-14 столетиях и был предшественником русского, украинского и белорусского языков

В кириллице буквы, помимо звукового значения, имели и числовое

Для того чтобы буквы читать как обозначение числа, справа и слева от них ставились точки, а над буквами надстрочный знак «титло», указывающий на сокращённое написание. Определите, какие числительные выражены сочетаниями приведённых ниже букв

Каково мирское имя Кирилла?

Константин

Кем был отец братьев?

Военачальник

Какой буквы сейчас нет в русском алфавите: аз, буки, како, омега?

Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой-пугалом: буки, ижица, ять, юс малый

Кто изобрёл букву Ё?

Карамзин

В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?

Какую букву называли «лодырем, дармоедом, бездельником »: ять, ижица, ер, юс?

Назовите год рождения буквы Ё

Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

Какой буквы сейчас нет в русском алфавите: живите, люди, слово, зело?

Буквы употреблялись для обозначения чисел. Какая буква употреблялась для обозначения числа 3: люди, аз, веди, глагол?

Кого считают основоположником русского литературного языка: Державина, Пушкина, Ломоносова, Лермонтова?

Какой буквы не было в кириллице: покой, добро, твердо, небо?

Кто провёл первую реформу азбуки?

Учитель. Слово предоставляется жюри.

Вы успешно справились с трудными заданиями. Я думаю, что в будущем вам предстоят и другие занимательные путешествия по страницам русской лингвистики.

Во фразеологическом словаре есть очень интересное выражение «ходить фертом», что означает: ходить «руки в боки», словно собираясь пуститься плясать. Человек в таком виде похож на букву «эф», которую в славянской азбуке называли «ферт». В славянской азбуке имелось даже несколько букв: «фита» и «ферт», которые обозначали звук «ф».

Порой, дело могло дойти до курьезов. К примеру, в справочнике «Весь Петроград» люди, фамилия которых была Федоров, были в разделе на «фиту» и на «ферт», потому что эту фамилию можно было писать через обе эти буквы, а это существенно затрудняло поиск.

Зачем же потребовались две буквы, чтобы обозначить один звук? К тому же, не только двух букв много, но и одна буква, обозначающая звук «ф», у нас «разгильдяйничает». Дело в том, что в русском языке слишком мало слов с «чистым» звуком «ф» (фи, уф, фыркнуть, тьфу).

В русском языке очень часто звук «ф» слышится в таких словах, как «кров», «рукав», «травка», но этот звук является не чем иным, как оглушенным «в», потому что перед гласной мы слышим звук «в»: «рукава», «крова».

Буквы «фита» и «ферт» попали в наш алфавит только потому, что в греческом алфавите тоже были обе буквы: «ферт», обозначающая звук «пх», и «фита» (иначе «тэта») обозначающая звук «тх». Слова «арифметика», «Федор» писались через «фиту», а «Филипп» - через «ферту».

У греков строго соблюдалось различие употребления этих букв. А в русском языке двойной звук «ф» вносил только путаницу, поэтому в 1918 году «фита» была исключена из нашего алфавита.

А нужна ли нам вообще буква «эф»? Да, ей нашлось применение. Она стала для нас, как «переводчица». Когда к нам попадает чужое слово со звуком «ф», тогда нужна буква «эф». Именно таким образом и появились в русском языке слова «лифт», «фокус», «факел», «фотография».

Гость (10:24:35 05/03/2013):
Каково же написание буквы "фита"?

любитель русской словесности и юрист-криминолог (15:18:34 30/10/2013):
М-да... Если школьников учат таким образом, тогда точно... скатимся "до некуда", т.е., говоря современным языком, "в никуда". В русском языке изначально все знаки несли важную смысловую и речевую нагрузку. Взять хотя бы тот же пример со словом "мир": благодаря гласным уже на бумаге и без пояснений можно различить о каком мире идёт речь: о "мире" частном - покое, "мире" всеобщем - "вселенском", т.е. мире людей, обществе или "мире" культовом - о благовонии, к которому теперь приходится добавлять или "о" или "р", чтобы было "понятно")) Филология без логики, как и любая наука - из-мышление. В русском языке "ИЗ" означает "отживший". Например, "изгой" - это "чужой", т.е. "не наш" (евреи тут вовсе ни при чём))

любитель русской словесности и юрист-криминолог (15:47:53 30/10/2013):
По поводы буквы "фита" - обратите внимание на написание транскрипции в английском языке - там "фита" пишется и "читается" до сих пор и произносится так же)) Когда же и до филологов дойдёт очевидность того, что все языки мира произошли от одного - того, который они сами до сих пор не научились понимать, да ещё и другим вот так ис-толковывают...

??? (20:35:26 01/09/2014):
И всё же, если бы буквы, сейчас исключённые из алфавита, остались в нём, половина сегодняшних отличников ЕГЭ не сдала бы его: так много правил написания не сможет уместиться в голове обычного человека.

Маргоша (19:41:17 03/12/2014):
полностью согласно с любителем русской словесности.ещё пару реформ и мы с вами будем только мыкать и пыкать и извилины наши выпрямятся дабы нас не загружать

ЯнаR (15:30:28 19/03/2015):
"Седайте из ОБРАЗ-ного языка технический и Выъ сможiте управлять этим народом"... Ять-образ показывающий связь земного и небесного, Ижица-Образ божественного движения (Мvра - в храмах например писалась через ижицу), Фета - образ природной, высшей составляющей во всеж мирах, Яви, нави, прави и слави, и не каждое слово его несёт... Такъ что Дѣтки, оставайтесь детками с закрытыми глазами..

Екатерина (11:56:17 16/07/2015):
Хотелось бы обратиться к автору статьи. Ваш посыл - в том, что буквы ять, фита, ер и ижица не нужны. Мне кажется, что это не совсем так. Например, "ять" и "Е" в корнях похоже звучащих слов позволяют различить их смыслы. Если бы дети до сих пор писали эти слова по-разному, у них было бы более тонкое чувство языка и более глубокое его понимание. "Еръ" - не лишняя буква, отнюдь. Он обозначал полугласный звук, о-короткое. В церковном пении это до сих пор широко используется на практике: когда мы при пении в концах слов добавляем этот полугласный, то слушателям легче понять текст. Кроме того, в английском языке до сих пор имеет значение длительность гласных звуков: [i] - , [a] - , [u] - .

Струнников Михаил Евгеньевич (08:08:31 23/10/2015):
Как раз к извращенцам всякого вида и всякой ориентации приходят в башку идеи такого "возродительства". Современной орфографией пользоваться не могут, а им подавай "еры-ять, еры-юс". Шушера!

Денис (11:23:44 21/11/2015):
Многие не знают почему буквы в русском алфавите идут именно в такой последовательности. Тайны русской азбуки... В первой строке: – Я Бога знаю, говорю добро, значит я существую. Во второй строке: – Жизнь обильна на Земле, когда истина вселенская в общине от Бога. В третьей строке: – Для всех мыслящих людей только Он (Бог) изрекает покой. В четвертой строке: – Слово, утвержденное свыше, призывает уверенно держаться устоев мудрости добра для завершения пути, прихода в гармонию для нового начала. В пятой строке: – Защита границ нашей земли и рост обеспечивают Божье покровительство и наше единство. В шестой строке: – Гармоничное развитие и потенциал роста моего рода и меня, как его части, зависит от Всевышнего источника и истории рода. В седьмой строке: – Смысл жизни – в стремлении совершенствовать дух и душу до полного вызревания в совершенную личность в вечности. По вертикали 1 столбик: – Моя жизнь, как мысль, облеченная в звук, стремящаяся к гармонии, мельчайшая частица разума во вселенной. 2 столбик: – Бог создает вокруг людей твердую границу и направляет их к самосовершенствованию. 3 столбик: – Знание Земли и размышление о нем призывают покой на дух нашего рода (народа). 4 столбик: – Говорить истину – наша традиция, наша защита, часть нашей души. (В чем сила брат? – В Правде!) 5 столбик: – Благо Вселенной в том, что Бог Творец уверенно и твердо творит рост всего, для полного вызревания семени. 6 столбик: – Суть бытия человеческого общества в мире, покое, равновесии, гармонии, единстве от Всевышнего Источника к совершенной душе. 7 столбик: – Существующий небесный Источник приносит в наш мир и начало всего и рост всего, и опыт людей во времени. Диагональ сверху вниз и слева направо: – Я много размышляю и основание моего творчества всевышний Источник всегда.

Случайный гость (22:52:33 19/04/2016):
С подобным враждебным отношением ко всему, что было до революции наше общество "далеко зайдёт", как же! Буквы, которыми писали наши предки - это достояние нашего языка! Как вообще можно называть их ненужными и какими-то "не такими"??? Я вообще не могу понять!!! Наш язык был таким сложным, что вызывает только уважение к его носителям!!! Славяне, кстати говоря, очень тонко чувствовали звуки, Кирилл и Мефодий не зря придумали для некоторых, на первый взгляд одинаковых звуков, несколько букв. У старых славян было различие в речи. Самый простой пример для современного человека - половина иностранцев не понимает разницу между "ш" и "щ". Вы посмотрите - какое красивое правописание было с "ять", и десятеричной и др.! А "Ъ" после согласных в конце слов делал наш язык уникальным! P.S. Считаю, только невежественные люди могут подобным образом обращаться со своим языком, с достоянием своего народа и свои предков! Стыдно!

Михаил (08:25:59 16/09/2016):
Изучали бы на русском историю языка и его видоизменения, давали все правила - пусть даже урезано без принуждения к этому запоминанию, тем кому иниересно сами бы углублялись и модно для таких факультативы организовывать. Где такие учителя? От того русский язык кто любит учить?

Анна (19:34:15 14/11/2016):
Господа! Язык - живая система, находящаяся постоянно в движении. Вполне естественно, что происходят реформы. Это обогащает языки, делает их легче для восприятия. Наш язык и без того сложен, а Вы, Михаил, не понимая специфики преподавания русского языка в школе, пытаетесь навязать свое априори неверное мнение (с точки зрения лингвистики): ни в коем случае нельзя "урезаННО" давать ничего (тем более историю языка, историческую грамматику, старославянский и т.п.)! Иначе это только отпугнет детей! Да, какие-то иллюстрации допустимы (в качестве небольших минутных примеров), но никак не повествование о системе формирования тех или иных принципов грамматики (объяснить хотя бы один из них не хватит времени урока!). Но ведь у нас все знают, как учить и лечить. Вот за что должно быть стыдно! И еще к вопросу об уникальности языка и людской невежественности. Главным образом, Случайный гость, невежественность носителей языка проявляется в их небрежном отношении к нему (что здесь в комментариях массово и наблюдается), а никак не в рациональном реформировании и упрощении сложной системы. Без естественных изменений язык начнет "хиреть" и постепенно "умирать", поскольку станет неудобным инструментом для общения. Многие, изучавшие английский, французский, согласятся, что орфографическая система этих языков нуждается в преобразованиях, иначе выходит, что пишем "Манчестер", а читаем "Ливерпуль". Стыдно за "специалистов широкого профиля", которые во всех областях найдут, куда вставить свои пять копеек.

Анастасия Юрьевна (13:26:46 12/02/2017):
Язык - трудная наука. Буквы убранные из алфавита нужны, так бы детки прочувствовали язык своего народа. Сейчас половина слов практически не имеет значения, а буквы Ижица, ерь должны вернуться в алфавит. Да и вообще я считаю, надо начать снова писать Кириллицей как было раньше.

Струнников Михаил Евгеньевич (09:10:21 17/03/2017):
Для полного счастья недостаёт написать эти учебники допетровской кириллицей.

Сварог (21:50:11 20/03/2017):
Случайный Гость! Без обид. Хотелось Вас поправить. Кирил и Мефодий ничего не придумали. Они обрезали Буковицу из 49 буков и оставили нам 44, а потом 43. Так что давайте не будем их хвалить!

Струнников Михаил Евгеньевич (08:42:18 10/04/2017):
Они, видать, испугались, что "язычник" Сварог (не Зевсыч ли по батюшке?) на сорока девяти буквах грыжу заработает. Ему бы с тридцатью тремя управиться. С той же целью Райты да Блерио одно крыло обрезали у самолёта, который "свароги" сварганили: а то он, бедный, заблудится в крыльях-то, как в трёх соснах... Можно дальше продолжить, да зачем? Сварог Перуныч накажет.

Дмитрий (11:34:27 17/02/2019):
давайте вернем конечно, всю технику переделаем - компьютеры и т.п. Мы от всего мира отстаем в развитии (не мозгом) технологически. Статью прочитал, интересно раньше было конечно... на этом считаю, что кому нужно пусть выражают мысли, как угодно! Дела вкуса! и изучают разные аллфавиты.

Дмитрий (11:41:10 17/02/2019):
В сторону поэтов, рифмоплетов и пр. Эти буквы как дополтельные бонусы... проще передавать мысль.. настоящему таланту никакие преграды не помешают и эти бонусы не нужны. Из "трех" букв напишет.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
п. Жуково,
Смоленская обл.

Праздник славянской письменностиУважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок по развитию речи в 6-м классе «Праздник славянской письменности», который рассчитан на 2 часа и проводится в конце мая (24–27).

ХОД УРОКА

I. Слово учителя о Кирилле и Мефодии.

Ребятам предлагается делать краткие записи, чтобы в конце занятий принять участие в викторине. Группе сильных учеников поручается составить план рассказа учителя. Еще одна группа готовит вопросы классу.

Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского алфавита. Кирилл принял это имя перед смертью при пострижении в монахи, его мирское имя – Константин.

Родились они в семье византийского военачальника из города Салоники. Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Он стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло. Он получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие представители интеллектуальной элиты: Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский (эти имена можно записать на доске). Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Он был защитником православия, спорил с еретиками (значение этого слова уточняется и записывается в тетрадях: еретик, мн. еретики – инакомыслящий, заблуждающийся, отступник от православной веры). Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.

В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним на апостольское служение. Они отправились вместе.

Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу) и перевели на славянский язык Евангелие и иные богослужебные книги. Устраивая училища для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, они отправились с ними в Рим.

Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке.

По прибытии в Рим Кирилл тяжело заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл. Через 50 дней он умер. Папа Николай I Великий освятил священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами.

В конце 869 года Мефодий был поставлен архиепископом практически всей Великой Моравии. В 870 году во время войны Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей Швабии, где содержался в очень жестоких условиях. Население восстало против такого произвола, вмешался Папа Иоанн VIII. Он написал епископу Падуанскому, Гермерику: «Жестокость твоя превышает жестокость любого светского тирана, даже звериную свирепость: поместить в заключение брата нашего и епископа Мефодия; в течение долгого времени держать лютою зимой, во время урагана, под открытым небом, оторвать его от выполнения им церковных обязанностей! И ты дошел до такой степени безумия, что на синоде ударил бы его кнутом, если бы тебе не помешали другие». Вмешательство Папы сделало свое дело: новый моравский князь Святополк добился освобождения Мефодия.

Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.

В 1349 году в честь Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский народ, а теперь и все славянские народы устраивают праздник Кирилла и Мефодия. В этот день в Болгарии города и села утопают в цветах. Торжество начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головами книжками, глобусами, плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по улицам. Их приветствуют писатели, рабочие, учителя.

Учитель проверяет, как сильные ученики справились с заданием.

Возможный план рассказа учителя

1. Братья Кирилл и Мефодий в юности:

а) Константин – способный ученик;
б) библиотекарь при церкви;
в) на Олимпе вместе с Мефодием.

2. Кирилл и Мефодий идут на апостольское служение к хазарам.

3. Жизнь среди славян. Трудности и победы.

4. Борьба немецкого духовенства против учения Кирилла и Мефодия.

5. Смерть Кирилла и дальнейшая деятельность Мефодия.

6. Заключение Мефодия в тюрьму и недовольство народа.

7. Смерть Мефодия и учреждение праздника в честь святых.

Ученики, готовившие вопросы, задают их классу.

Викторина «Кто внимательнее»

(возможные вопросы для викторины)

– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями.)
– Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого? (Был библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за что? (Философ.)
– Зачем отправились братья из Константинополя к хазарам? (Проповедовать истинное учение.)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?

II.

(На плакате, вывешенном на доске, представлена славянская азбука.)

– Вглядитесь в очертания букв этой ушедшей азбуки. Какие буквы по очертанию сохранились в русской азбуке, какие вообще исчезли?

(Подготовленный ученик рассказывает, как учили грамоте на Руси. При наличии театральных способностей у ребят этот материал можно инсценировать.)

Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

Учили каждую букву по ее названию. (Учитель может проиграть эту ситуацию с группой ребят.)

Названия этих букв записаны на доске. Дети пытаются выучить их и рассказать учителю (I группа).

Прежде всего ученик должен был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а потом вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов.

Склады были напечатаны в букваре: ба ва га да жа... бе ве ге де... Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уж произносил так, как надо при чтении:

Буки-аз – ба
веди-аз – ва

люди-есть – ле
покой-он – по

После складов в две буквы шли склады в три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

– Послушайте отрывок из книги Н.Кончаловской «Наша древняя столица» (читает подготовленный ученик).

Как церковный грамотей в старину учил детей

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.

– Понравилось ли вам в школе Руси? Почему?
– Кто, чему и как обучал детей?
– Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?
– Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?

III.

А вот как вспоминает о постижении грамоты А.М. Горький. (Инсценировка.)

Комната, печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука. Рядом пристроился Алеша.
– Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
– Буки.
– Попал! Это?
– Веди.
– Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
– Добро.
– Попал. Это?
– Глаголь.
– Верно. А это?
– Аз.
– Интересно, почему же до нас не дошла азбука, по которой учились наши предки?

Слово учителя

В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением пользуемся мы и сейчас.
В 1917–1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?

1-й ученик (демонстрирует букву). Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы «ять» и е произносились совершенно одинаково.
До изгнания из азбуки букву «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

2-й ученик (демонстрирует букву). «Ижица» выглядела, как римское v и чем-то напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».

3-й ученик . Буква «ер» (ъ ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до реформы 1917–1918 годов эта буква писалась в конце слов после твердых согласных.
Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква «ер» на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги.

4-й ученик (демонстрирует букву). Давно забытая буква «фита» () и хорошо знакомая нам буква ф – «ферт» – передавли один и тот же звук, изначально, кстати, несвойственный русскому языку; когда-то обе буквы попали в старославянский язык из греческого вместо со словами, в которых они встречались. Например, слово финик восходит к греч. , а имя Федор
(еодоръ)
содержит элемент («бог»). Фита встречалась намного реже: уже в греческом языке, на котором говорили солунские братья, она была архаизмом. Древнееврейские, египетские, арабские слова, пришедшие к нам через посредство греческого, а позже – латинские, английские, французские, немецкие и прочие – все они могли писаться только через ферт.
Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово ферт означало «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом . В переносном смысле оно означает «быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством».

Заключительное слово учителя

Таким образом, мы с вами узнали, какие изменения произошли в русской азбуке, в ее численном и буквенном составе. Немного познакомились со святыми, в честь которых названа была первая азбука. А теперь небольшая викторина.

Викторина «Кто внимательнее»

– Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?
– Почему кириллица не дошла до нас?
– Кто внес изменения в русскую азбуку?
– Какую букву называли «буквой-страшилкой»? За что?
– Что значит ходить фертом ? С какой буквой это связано?
– Какая буква была настоящим бездельником и самой дорогой буквой в мире? Почему?
– С какой буквой связано выражение прописать ижицу ?

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...