Иван иваныч рассказывает о своем брате. Антон чехов - крыжовник

Ветеринар Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю. Их общение прервал сильный дождь. Тогда путники решили укрыться у помещика Алехина. Тот их встретил с необычайной радостью. Он жил в двухэтажном доме. Алехин пригласил их вначале в купальню. Намылившись, с него стекала коричневая вода. Говорил, что не мылся с весны, не имел времени. Когда вошли в комнаты, Иван Иванович поведал историю о брате, Николае Иваныче. Детство они провели вместе, в деревне. Отец был простым человеком, но выслужившись до офицера, передал детям дворянский статус. С девятнадцати лет брат служил в казенной палате. Его мечтой было вернуться в деревню, приобретя там имение. Он читал в газетах, что и по какой цене продается. Тогда он наметил себе желания – 1) барский дом, 2) людская, 3) огород, 4) крыжовник, который был практически во всех объявлениях. Для этой цели он во всем себя ущемлял, и женился на богатой вдове. Та вскоре умерла, оставив деньги мужу. Позже мечта была осуществлена и Николай Иваныч приобрел имение. Когда братья встретились, было заметно, что Николай ведет дворянскую жизнь. Когда подали крыжовник, он брал по ягодке и наслаждался им. За предстоящую ночь Иван Иваныч понял многое. Главная мысль в том, что счастье, строящееся на материальном быстро проходит. Смысл жизни состоит в том, чтобы делать добро людям. Он жалел, что лучшие годы жизни провел не так, как нужно. Ложась спать Иван Иваныч проговорил: «Господи, прости нас грешных».

Вывод (мое мнение)

Рассказ обладает большой глубиной. Нужно уметь наслаждаться жизнью, ценить больше духовные богатства, которые незыблемы. А то может случиться так, что всю жизнь искал не того, что нужно. Сосредоточенность на добрых делах делает человека по-настоящему важным.

Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. Он вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

В «Крыжовнике» Чехов развивает тему «футлярности» , ограниченности, раскрывая ее через образ помещика Николая Иваныча. Композиция произведения построена на приеме «рассказ в рассказе» – историю Николая Иваныча рассказывает своим знакомым его брат, Иван Иваныч.

Главные герои

Иван Иваныч – ветеринарный врач, старший брат Николая Иваныча.

Николай Иваныч – помещик, младший брат Ивана Иваныча.

Буркин – учитель гимназии, друг Ивана Иваныча.

Алехин Павел Константиныч – небогатый помещик, «мужчина лет сорока», у которого остановились Иван Иваныч и Буркин.

Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом.

Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу.

У Ивана Иваныча был младший брат Николай Иваныч, «года на два помоложе» . Отец, Чимша-Гималайский, оставил им «потомственное дворянство» , а также имение, которое вскоре после его смерти отобрали за долги.

Все детство мальчики провели в деревне. Служа с девятнадцати лет «в казенной палате» , Николай Иваныч скучал по воле. У него появилась мечта купить маленькую усадьбу, где непременно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «хозяйственные книжки» , объявления о продаже земли, мечтал о том, как будет проводить время в деревне.

Иван Иваныч, хотя и любил брата, но его желания не разделял. «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку» .

Стараясь скопить как можно больше денег, Николай «недоедал, недопивал» , одевался, «словно нищий» . Когда ему минуло сорок лет, мужчина женился на старой, некрасивой вдове с деньгами все с той же целью – купить усадьбу с крыжовником. Ее деньги он положил в банк на свое имя, а саму женщину «держал впроголодь» . Жена начала чахнуть и через три года умерла.

Николай Иванович, не виня себя в смерти жены, вскоре купил «сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе» , так как рядом стояли заводы. Однако Николай Иваныч не опечалился: «выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком» .

В прошлом году Иван Иваныч поехал проведать брата. Николай Иваныч «постарел, располнел, обрюзг» . «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин» . Николай Иваныч уже судился с обществом и заводами, заставлял мужиков называть себя «ваше высокоблагородие» . У него развилось «наглое» самомнение, он начал говорить «только истины» , словно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно» . Более того, называл себя дворянином, будто забыл, что их дед был мужиком, а отец солдатом.

Вечером подали крыжовник, «собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты» . Николай Иваныч, прослезившись, с волнением ел по ягодке, восторгаясь тем, как же это вкусно, хотя на самом деле крыжовник был жестким и кислым. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека» , «который достиг цели в жизни» , им «овладело тяжелое чувство» , близкое к отчаянию. Всю ночь Иван Иваныч слышал, как Николай Иваныч вставал и брал по ягодке крыжовника.

Иван Иваныч размышлял о том, что мы постоянно видим счастливых людей, но ничего не знаем о тех, то страдает. «Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча» . Счастливые люди живут словно в «гипнозе» , не замечая многого вокруг себя. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком» , что рано или поздно стрясется беда. Иван Иваныч понял, что тоже жил довольно и счастливо. Он говорил те же слова, что и его брат, поучал, «как жить, как веровать, как управлять народом» , но он уже не в том возрасте, чтобы что-то менять.

Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.

Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни.

Наконец гости отправились спать. «Дождь стучал в окна всю ночь» .

Заключение

В «Крыжовнике» Буркин и Алехин не понимают, какую идею пытался донести до них своим рассказом Иван Иваныч. Мужчины восприняли историю Николая Иваныча как обычный бытовой случай, не вынеся из нее никакой морали. Равнодушное молчание со стороны собеседников Ивана Иваныча подтверждает его мысли, что счастливые люди живут словно в «гипнозе» , в своеобразном «футляре» достижения собственного счастья.

Пересказ «Крыжовника» будет интересен школьникам, а также всем, кто интересуется творчеством А. П. Чехова и русской литературой.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1058.

Историю своего брата Николая Ивановича рассказывает в гостях Иван Иванович, с грустью рассказывает, хотя, казалось бы, у брата все отлично. Николай, еще в молодости, еще на службе мечтал о собственном домике, и во всех его мечтах почему-то присутствовал как символ крыжовник. Только мечтания эти были весьма приземленные, а цель всего - просто уйти от мира, жить в довольстве и сытости. Ради этой мечты Николай Иванович шел на все обманы и подлости, даже женился "на деньгах", мучил жену своей жадностью. Но вот его мечта сбылась, а его "барское" поведение печалит брата Ивана. Человек интеллигентный никак не может понять, как брат (и подобные ему) могут быть счастливы до слез, когда в мире столько страдания, более того, они сами причина этого страдания.

Рассказ о жадном брате с грустью слушают знакомые Ивана Ивановича. Все силы души положил Николай Иванович на то, чтоб обзавестись поместьем, и теперь он счастлив, но это лишь материалистическая иллюзия, кроме того, он делает несчастными всех вокруг.

Читать краткое содержание Крыжовник Чехов

Два друга-охотника попадают в дождь. Они решают зайти к знакомому (Петру Алехину), чтобы переждать непогоду. Петр встречает их радушно. Вот только он не очень чистый - работал. Он предлагает промокшим гостям помыться, сам тоже идет в купальню. Они видят, как он намыливает голову, а вода становится черной. Петр сам немного смущен.

После они пьют чай, отдыхают. У Алехина очень приятная спутница – добрая и красивая женщина. За чаем, за разговорами Иван Иванович начинает рассказывать о своем брате Николае. Иван говорит, что у Николая всегда была мечта – жить в поместье. Николай даже журналы когда смотрел, то внимание обращал на объявления про земли, дома, про покупку и продажу всего, что могло бы быть связано с «его домом». Он даже делился с братом, мол, представляешь, как было б здорово… Но почему-то всегда в его этих образах появлялся шиповник. Если сад, то в саду крыжовника кусты. Если вечером пьют чай, то подают и тарелку ягод крыжовника к столу. Ивану эти стремления казались странными, как уход в монастырь. Только монахи стремятся к духовности, молятся, мало о мирском думают, а Николай, наоборот, уходил от этого сложного мира в детали поместья.

Николай Иванович очень старался заработать на поместье. Он и служил, и экономил каждую копейку. Стоило ли поместье таких жертв? Но мечтатель зачастую жертвовал не собой. Например, до Ивана, который уже мало общался с братом, дошли слухи, что тот женился. Зря обрадовался Иван, что брат влюбился, вернулся к нормальной жизни, за ум взялся. Нет, Николай женился на богатой вдове. Деньги все ее положил на свой счет, а её, которая привыкла к хорошей жизни, держал почти на хлебе и воде. Из-за этого она скоро заболела и умерла, но вдовец не испытал никаких угрызений совести. Может быть, даже немного порадовался. Он ни о чем не мог думать, кроме поместья. И он его купил.

Вот Николай Иванович и добился своего. Сразу стал представлять себя настоящим помещиком. Он требовал, чтоб его крестьяне называли «благородием». Быстро забыл Николай свой собственный род. Иван замечает, что многие так делают: купят поместье, забудут, что дед их мужиком простым был, а говорят о себе, дескать, мы – дворяне. Говорят глупыми казенными фразами, которые ничего не значат, только пыль в глаза пускают.

Скоро, конечно, Николай Иванович от праздной жизни обрюзг, а характер его совсем испортился. Всё делает он напоказ, даже молебен заказывает для крестьян, а после ставит им ведро водки. Эта деталь особенно раздражает Ивана. То есть получается, что «барин» за мельчайшую провинность тащит своего трудягу к уряднику, а вот раз в неделю ему водку выставляет. Мужики отвратительно напиваются, славят при этом жестокого и глупого «барина».

Самое интересное для Ивана то, что он знает – его брат счастлив. У Николая при виде его собственного шиповника даже слёзы радости выступают на глазах. Вот тут-то и недоумевает Иван… И не только по поводу своего брата, но из-за всех таких «счастливцев». Они отгородились от жизни, от страданий других, которые часто сами им и причиняют, но счастливы, благодаря какой-то ерунде. Иван Иванович был почти в отчаянии, увидев такое вот счастье брата. Ест-пьёт, живёт-умирает… Ничего такие люди не делают, заботясь только о насущном. Ничто их не интересует, ни один человек, кажется, не способен достучаться до них – пробить броню этого счастья. И поразмыслив, Иван делает вывод о том, что рядом со счастливцами хорошо бы приставить человека с молоточком, чтобы напоминать, как много в мире страдающих, несчастных людей. Иван считает, что в жизни должен быть смысл, тогда и счастье появится, даже если нет благополучия материального.

Слушатели не совсем понимают мораль этого рассказа. Хозяин бы хотел, чтоб беседа была более светской, легкой. Он отправляет гостей спать.

Картинка или рисунок Крыжовник

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шесть Наполеонов Дойла

    Одна из захватывающих историй о великом сыщике Шерлоке Холмсе. Суть повествования состоит в том, что инспектор Лейтрид, который частенько наведывается в гости к Шерлоку, однажды рассказывает странную историю, которая не укладывается в рамки здравомыслия

  • Краткое содержание Шукшин Волки!

    Рассказ «Волки» сталкивает в экстремальной двух героев: тестя и зятя. У них нет друг к другу симпатии. Они вечно посмеиваются друг над другом, критикуют друг друга, но ради женщины, которая их связала, сохраняют мир.

  • Краткое содержание Железников Путешественник с багажом

    Пионер Сева Щеглов всю жизнь живет в совхозе. Поскольку совхоз считался лучшим на Алтае, Сева получает путевку в «Артек». Мальчик считает, что не достоин этой путевки, потому что он много врет окружающим и дает обидные прозвища. Но отказаться он не может

  • Краткое содержание Жуковский Кубок

    Как-то раз царь решил проверить преданность своих подданных, предложив своим рыцарям показать себя смельчаками и спрыгнуть с обрыва в пучину моря. Правитель сбросил с горы свой золотой кубок

  • Краткое содержание Домбровский Хранитель древностей

    В книге описывается жизнь в Казахстане в 30 – е годы. Главным персонажем романа является Зыбин. Зыбин переезжает в Алма-Ату и устраивается на работу хранителем городского музея, который следит за сохранностью экспонатов.

98dce83da57b0395e163467c9dae521b

Иван Иваныч с Буркиным прогуливаются по полю. Из-за начавшегося дождя они решают укрыться у хорошо знакомого им помещика - Павла Константиныча Алехина, чье имение находилось поблизости - в деревушке Софьино.

Павел Алехин, выглядящий лет на сорок и обладающий большим ростом, упитанный и длинноволосый. Внешность его скорее соответствовала профессорской внешности или виду художника. Одет он был небрежно, нос с глазами были черны от пыли. Он встретил гостей с порога амбара, было видно, что он чрезвычайно рад им. Проследовав с Павлом в купальню и помывшись, втроем они заходят в дом, а там, во время чаепития, Иван рассказывает о своем младшем брате Николае.


Детство братьев проходило вольно, в отцовском имении. Отец их был кантонистом, заработавшим впоследствии чин офицера и оставившим сыновьям в наследство дворянство и имение, которое забрали вслед за его кончиной за долги. Мечтой младшего брата была свой дом у реки, а не отведенная ему казенная палата. Иван же не разделял стремления брата, видя в таком желании лишь монашество человека, ищущего для себя самого клетки. Но Николай не способен был думать о чем-то, кроме такой желанной усадьбы, в которой без сомнения рос бы крыжовник. Накапливая деньги, Николай ограничивал себя в пище, женился на состоятельной вдове лишь ради денег, заставляя голодать и жену.

Через некоторое время, не вынося тяжелых условий, она умерла. На оставшееся ему состояние, Николай, не терзаемый муками совести, приобрел именье, а вместе с ним – целый кустарник крыжовника, посадив который, он стал вести жизнь помещика.


Увидев спустя время своего брата, Иван ужаснулся: тот располнел, состарился – сказался новый образ жизни и возраст. Николай был истинным барином: ел максимально, судился с обществом, разговаривая напыщенным министерским тоном. Оскорблялся, если называли иначе, чем «Ваше высокоблагородие» Угощаясь крыжовником, его брат легко мог понять, что для человека этого всего достигнутого было достаточно для довольства собой.

Почти отчаяние напало при виде брата на Ивана Иваныча. Ночуя в усадьбе, размышлял Иван лишь о судьбах людей, о том, что множество несчастных людей теряют рассудок, пьют, а многие дети погибают от истощения. А в это же время иные люди живут в свое удовольствие, едят и спят, когда вздумается, разговаривают о чепухе, женятся, умирают в старости. И если этим людям не напоминать обо всех бедах и несчастьях других людей, то они и не подумают помогать кому-то, помогать тому, от кого когда-нибудь может зависеть жизнь этих самых господ.

Иван Иваныч в заключение рассказа утверждает, что абсолютного счастья не существует; что если и есть смысл в жизни, то он в добрых поступках, благодетели. На Буркина и Алехина не производит впечатления рассказ. Алехину сложно было разобраться в правдивости сказанных слов, ведь сказаны они были не о пшене или сене, тема была для него слишком далека. Однако он был доволен, ему хотелось продолжения беседы с гостями. Но поздний час не позволял, и было решено, всем отправиться спать.

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали видне-ется село Миро-но-сицкое. Начи-на-ется дождь, и они решают зайти к прия-телю-поме-щику Павлу Констан-ти-нычу Алехину, усадьба кото-рого распо-ла-га-ется непо-да-леку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длин-ными воло-сами, похожий больше на профес-сора или худож-ника, чем на поме-щика», встре-чает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и пред-ла-гает им пройти в купальню. Помыв-шись и пере-одев-шись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с варе-ньем Иван Иваныч расска-зы-вает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из канто-ни-стов, но выслужил офицер-ский чин и оставил детям потом-ственное дворян-ство. После смерти отца именье у них отсу-дили за долги. Николай с девят-на-дцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочув-ствовал желанию брата «запе-реть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время пред-ставлял себе будущую усадьбу, где непре-менно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недо-едал, женился без любви на некра-сивой, но богатой вдове. Он держал жену впро-го-лодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раска-и-ваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжов-ника, посадил их и зажил поме-щиком.

Когда Иван Иваныч приехал наве-стить брата, то был непри-ятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал насто-ящим барином, много ел, судился с сосед-ними заво-дами и говорил тоном мини-стра фразы вроде: «обра-зо-вание необ-хо-димо, но для народа оно преж-девре-менно». Николай потчевал брата крыжов-ником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счаст-ли-вого чело-века Иван Иванычем «овла-дело чувство, близкое к отча-янию». Всю ночь, прове-денную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире стра-дает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недо-едания. И сколько других людей живет «счаст-ливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благо-душно тащит на клад-бище своих покой-ников». Ему поду-ма-лось, что за дверью каждого счаст-ли-вого чело-века должен стоять «кто-нибудь с моло-точком» и напо-ми-нать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стря-сется беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, закан-чивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовле-тво-рены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, спра-вед-ливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отно-шения. Но он рад и хочет, чтобы гости продол-жали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправ-ля-ются спать.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...