История и свойства льна - творческая мастерская сольгерд. Рассказ об удивительных свойствах льна и льняных тканей

Лен имеет более чем 9 000-летнюю историю. Языковеды свидетельствуют: «полотном» древние славяне называли далеко не всякую ткань. Во всех славянских языках это слово обозначало только льняную материю. Историки пишут, что «лен», одомашненный еще в Шумере, Персии и Древнем Египте, был одним из древнейших культурных растений Азии и Европы. Согласно древнеримским свидетельствам, в 1 веке нашей эры лен разводили галлы (кельтское население современной Франции) и германцы: у этих племен льняная одежда считалась привилегией знати, скандинавские мифы называют лен «драгоценным». Лен был любим и народами Руси, славянскими и неславянскими, и притом, с незапамятных времен (семена культурного льна и части деревянной прялки были обнаружены археологами возле реки Воже (Вологодская обл.) при раскопках поселения, относящегося ко 2 тысячелетию до н.э.).

По мнению этимологов, древнерусское слово «лен» не было заимствовано из каких-то других языков. Латинское «линум», греческое «линон», английское «линен», ирландское и норвежское «лин», латышское «лини», литовское «линай», древнепрусское «линно» доводятся ему не предшественниками, а равноправной родней: общий корень теряется во мраке веков…

Льняные ткани были на мумиях египетских фараонов, в льняные одежды одевались египетские жрецы, римские патриции. В 7 веке до нашей эры на этой ткани была написана «Льняная книга» древних этрусков. Ткачество воспевал Гомер, одевший именно в льняные наряды юношей и дев «Илиады». Существует версия, что сам поход аргонавтов за «золотым руном» был походом за секретом создания тончайшей пряжи из льна, ценившейся на вес золота.

История льна на Руси

На Руси лен широко известен с IX века. Летописи говорят нам об изготовлении славянами льняных тканей, а восточные авторы той эпохи описывают славян одетыми в льняные одежды. В это время льняные ткани настолько широко распространились по Руси, что великий князь Ярослав в свой церковный устав (1050-51 гг.) внес особый параграф о наказаниях за кражу льна и льняной одежды.

В XVIII в. развитию льноводства России способствовал Указ имератора Петра I » О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла». В это время появились крупные полотняные мануфактуры. К концу XVIII века они уже считались в России лучшими из всех промышленных заведений.

Толчком к дальнейшему расширению льняного производства в России послужило разрешение императрицы Екатерины II на свободный вывоз льна (1763 г.). В XVIII веке на русском волокне работала почти вся льняная промышленность Англии и Франции. Уже в конце XVIII в. Россия экспортировала 1 млн. пудов льна. Впоследствии, Наполеон I объявил конкурс с премией в миллион франков тому, кто разработает процесс получения тонкой льняной пряжи механическим способом и тем самым избавит Францию от ввоза текстильного сырья (решил эту задачу Гей-Люссак – крупный ученый химик).

В конце 19-го – начале 20 века российские льняные фабрики снабжали своим товаром царский двор последних Романовых, а также русскую армию.

В настоящее время лен это сырьевой материал не только для текстильной промышленности, но и стратегически важное сырье, используемое во многих отраслях экономики: это целлюлозно-бумажная, медицинская, химическая, военная, автомобильная и др.

Лен выращивают и перерабатывают и в России, и в Украине, и в Беларуси, и во многих других странах. Из-за сложной и дорогой технологии получения и переработки льна, множества используемых при этом биологических и химических процессов льняные ткани дороже хлопчатобумажных. Лен сложно вырастить, по данным научных исследований, наиболее комфортно он себя чувствует на землях Беларуси, где влажный климат, умеренное тепло и солнце. Ткань из разных регионов весьма отличается на ощупь, хоть и сохраняет свои качества.

Свойства льна

Льняные ткани – одни из немногих видов тканей, что еще производятся полностью из натурального сырья. Потребительские свойства льняных тканей и изделий из них поистине уникальны – натуральность и экологичность сочетаются с высокой теплопроводностью, воздухопроницаемостью, гигроскопичностью. Льняные ткани имеют даже лечебные свойства. Наряду с этим они обладают высокой износостойкостью и прочностью, что весьма немаловажно для отдельных видов тканей, особенно технического назначения.

Уникальность льна такова, что из него одинаково можно делать и тончайшее батистовое полотно, и прочную парусину для брезента, пожарные рукава и даже канаты.

Долгое время вера в необыкновенную силу льняных материй была основана лишь на интуиции и наблюдениях, только после Второй мировой войны начались научные исследования, которые, впрочем, подтвердили правоту народной мудрости: «Лен – от болезней силен».

В 1962 г., ученые под руководством доктора Ю. В. Вадковской провели испытания одежды разного состава в различных климатических зонах страны. Было установлено, что льняные ткани по многим параметрам не имеют себе равных.

Лен обладает ценнейшими, поистине уникальными гигиеническими свойствами, к примеру, высокой воздухопроницаемостью и способностью отводить тепло и влагу. Лен хорош для жителей как южных, так и северных районов. В жаркую погоду у человека в одежде из льна температура у кожи на 3-4 градуса ниже, чем в одежде из хлопчатобумажных или шелковых тканей (не говоря уже о синтетике).

Уникальные свойства льняных тканей: гладкость, умеренная жесткость, способность поглощать капельную влагу с соприкасающейся с ним поверхности, минимальная электризуемость, малая прилипаемость создают у человека приятные ощущения при соприкасаемости его кожи с льняной тканью. Достаточная воздухонепроницаемость, гигроскопичность и влагоемкость обеспечивают быстрое удаление тепла и влаги с тела человека.

Присутствие даже небольшого количества льняного волокна (до 10%) полностью исключает электризуемость ткани. Поэтому сейчас очень популярны смесовые ткани со льном.

Учеными доказано, что использование льняной одежды предупреждает ряд заболеваний, так как лен обладает редкостными бактериологическими свойствами – ни бактерии, ни грибок на нем не уживаются. Эта абсолютно чистая экологическая ткань является природным антисептиком. Лен убивает микробы, инфекции, подавляет вредную микрофлору, раны под льняными повязками заживают быстрее. Во льне находится кремнезем, сдерживающий развитие бактерий.

Сейчас лен – бесценный и единственный растительный материал, который используют при наложении внутренних швов в хирургии: не отторгая, его принимает наш организм и постепенно полностью рассасывает.

Бельевая ткань изо льна – единственно правильная по всем параметрам, особенно для детей. Кстати, издревле существует традиция принимать новорожденного именно на льняное полотно – как залог будущего здоровья младенца.

Исследования Министерства здравоохранения Республики Беларусь показали, что высокая гигиеничность, прочность, комфорт изделий из льняных тканей, способствуют более интенсивному кровообращению, стимулированию организма и уменьшению его утомляемости. Медики считают, что лен способствует снижению простудных заболеваний.

Недавно ученые провели весьма любопытный эксперимент. Путем сравнительных исследований установили, что сон на льняных простынях способствует увеличению содержания в крови иммуноглобулина А, который восстанавливает иммунную систему. В результате человек чувствует себя бодрее, здоровее. Ни синтетика, ни даже хлопок не дают такого эффекта.

Последние исследования обнаружили, что льняная одежда в несколько раз понижает уровень радиации, вдвое ослабляет гамма-излучение, защищает от химически агрессивной среды. Кроме того, выяснилось, что лен способен отчасти гасить электромагнитные волны, излучения бытовых и промышленных приборов. Льняная рубашка становится почти что униформой тех, кто сидит за компьютером.

Для людей, страдающих кожными заболеваниями и склонностью к различного вида аллергиям, бронхиальной астме, ринитам, при которых красители, отбеливатели, антистатики, искусственное волокно, да и просто ворсистые ткани противопоказаны, ничто не может быть сравнимо со льном. Льняное белье не закупоривает поры, обеспечивает хорошую вентиляцию кожи, способствует более интенсивному кровообращению.

Учеными доказано, что каждая вещь, каждый материал имеет свою энергетику. Лен, пожалуй, обладает самой сильной энергетикой из всех материалов. Он пробуждает в человеке чувство спокойной сосредоточенности, глубокомыслие и размеренность. Психотерапевты убеждены, что льняные волокна предохраняют человека от депрессий, неврозов, психических расстройств. Поэтому лен актуален именно сейчас, во времена постоянных стрессов.

Кстати, льняная пряжа – прекрасный фильтрующий материал, который спасает не только от химически агрессивной среды, шумов, пыли, радиации, но и от душевных раздражителей. Волокно подобно губке впитывает в себя весь негатив, который окружает нас в условиях большого города, не давая ему возможности добраться до человека. Именно поэтому в индустриальных странах с высоким уровнем поражаемости нервной системы так ценится лен. Покупая вещь из этого материала, человек приобретает не только качественную одежду, но и своеобразный щит от внешних раздражителей. Людям вредных профессий врачи всего мира настоятельно рекомендуют носить именно льняную одежду, украшать свой дом льняными простынями, скатертями, занавесками.

Потребительские свойства льна настолько высоки, что сравнение с другими натуральными волокнами всегда только в его пользу. Льняные ткани лучше, чем хлопчатобумажные, впитывают влагу и быстрее высыхают. Лен является хорошим проводником тепла и содержит очень высокоорганизованную целлюлозу, которая обеспечивает высокую прочность (разрывные нагрузки льняных тканей в 2 раза больше хлопчатобумажных), стойкость к стиранию (этот показатель в 3,5 раза выше, чем у хлопчатобумажных тканей), стойкость к кислотному гидролизу и теплостойкость. Льняное полотно меньше загрязняется, его требуется реже стирать, что повышает его срок службы. В процессе ношения и стирок, в отличии от хлопчатобумажного полотна, оно не желтеет, а сохраняет свежесть и белизну.

Bо всем мире уже давно поняли, что экологически чистая одежда изо льна, благодаря его уникальным свойствам, полезна для здоровья человека. Поэтому натуральные волокна стали самыми модными в изделиях высокого качества.

Недостаточно прав для комментирования

Синие, голубые, лиловые, порой розовые и белые цветки на длинных стеблях, ровно застилающие поля — фантастическую красоту нежнейших переливов цветущего льна можно увидеть только до полудня, под жарким солнцем цветки складываются или осыпаются. Лен цветет всего несколько дней.

Но то прекрасное, что научились создавать из него люди, оказалось на редкость долговечным, надежным и прочным!

Веретено и прялка — древнейшие архетипы нашего сознания. Сказки, мифы, легенды — весь фольклор пронизан темой ткачества — вечной темой сотворения. Треплющийся лен символизирует оплодотворяющее семя, а укол веретеном - зачатие. Древние считали прядение и ткачество божественным даром, ниспосланным с небес, чудо превращения растения в нить и ткань высшим искусством, руки, производящие его — тронутыми божественными умениями.
История возделывания льна насчитывает более десяти тысяч лет. Одежды изо льна носили египетские жрецы, мумии фараонов обертывали в тончайшие льняные ткани, сохранившиеся до наших дней. В 7 веке до нашей эры на этой ткани была написана «Льняная книга» древних этрусков.

«Сколь фракийские мужи отличны в правлении были
Быстрых своих кораблей, столь отличны их жены
Были в тканье: их богиня Афина сама научила
Всем рукодельным искусствам, открыв им и хитростей много…»,

- воспевал ткачество Гомер, одевший именно в льняные одежды юношей и дев «Илиады». Существует версия, что сам поход аргонавтов за «золотым руном» был походом за секретом создания тончайшей пряжи из льна, ценившейся на вес золота.

В дальнейшем человечество увлеклось промышленным производством искусственных и синтетических тканей — в погоне за дешевизной и быстротой изготовления упуская ценнейшие качества природных материалов, сохраняющих здоровье человека, и не думая о том колоссальном вреде для Земли, который наносит добыча сырья, его переработка и утилизация таких изделий.

Нашему поколению уже очень хорошо видно, к каким результам приводит эта тенденция. Поэтому нас снова интересует изначальное и вечное назначение льна — его соприкосновение с нашим телом. Сегодня ученые серьезно занимаются исследованием льна, выясняя все более и более удивительные его свойства.

Ни одна ткань — ни шерсть, ни шелк, ни хлопок (не говоря уже об искусственной) не могут конкурировать со льном. Преимущества льняных изделий определяются особенностями химического состава и строения льноволокна и обеспечивают прекрасные гигиенические и потребительские свойства тканей: высокую гигроскопичность, легкую отстирываемость, низкую электризуемость, устойчивость к старению (светопогоде), устойчивость к трению и многократным изгибам, которые обуславливают его долговечность (льняные изделия передаются по наследству внукам и правнукам!)

Современные исследования подтверждают, что изделия из льняного волокна обладают еще ирядом уникальных медико-биологических свойств.

Способность угнетать жизнедеятельность микрофлоры. Исследования, проведенные в России, показали, что чистольняная ткань способна полностью задерживать рост и размножение колоний бактерий и грибков. Кроме жизнеспособности микрофлоры на поверхности льняной ткани оценивалась также и антимикробная активность перевязочных средств на основе льноволокна – оказалось, что она почти в два раза больше, чем у хлопковых.

Совместимость с живыми биологическими объектами. Биологические исследования на животных и обширные клинические испытания (более 700 оперативных вмешательств, в т.ч. на сердце) показали, что чистольняная хирургическая нить после заживления шва в течение 2-3 месяцев рассасывается и усваивается организмом без каких-либо аллергических последствий. Это особенно важно при внутриполостных операциях, так как даже белковые хирургические нити (шелк) инкапсулируются и требуют удаления после заживления шва.

Способность останавливать кровотечение. Она активно использовалась еще в начале прошлого века во фронтовых госпиталях, где для остановки кровотечения применялись льняные повязки. Современные клинические испытания подтвердили, что льняные перевязочные средства быстрее останавливают кровь, не прилипают к раневой поверхности, под ними не наблюдается загноений, т.е. развития микрофлоры.

Антипролежневый эффект. Пролежень – язвенно-некротический процесс, развивающийся у ослабленных больных на тех областях тела, которые подвергаются давлению. При контакте пролежня с льняной тканью происходит высушивание поверхности, оттягивание продуктов некротического разложения, уменьшается усилие при удалении льняной ткани с поверхности пролежня – таким образом, сроки заживления пролежней и появления свежего эпителия сокращаются в 2 раза.

Благотворное влияние на терморегуляторный механизм организма. При работе средней тяжести влажность воздуха под одеждой человека уже через 10 мин. возрастает до 100%, температура тела повышается 1,5-3 С. При подобных нагрузках происходит обильное потоотделение. Воздухопроницаемость и высокая теплопроводность льняных материалов создает оптимальные тепловые условия для организма, сердечно-сосудистой деятельности (частота сердечных сокращений снижаеся на 20-40 ударов в минуту!) и дыхания. В условиях жаркого климата у людей при быстрой ходьбе в льняной одежде потери пота за 1 ч на 50-100 г меньше, чем в одежде из хлопка, а температура кожи ниже на 3-4 С.

Благотворное влияние на состояние мышечной системы человека. « Мышцы» – это машины, преобразующие химическую энергию в механическую работу и теплоту. На рис. 1 кривые измерения частоты сокращения ручных мышц человека в льняной одежде и одежде из химического волокна. Как видно, в первом случае состояние мышц расслабленное, а во втором наблюдается мышечное утомление.

Благотворное влияние на иммунитет и кожу человека. Требования, которые до недавнего времени предъявляли к материалу для одежды покупатели и производители, известны: он должен быть модным, держать форму, быть приятным в носке, легким в уходе и, по возможности, недорогим. Насколько вреден он для человека, об этом думали в последнюю очередь или не думали вовсе. Но такая опасность существует. И дело здесь не только в природе материала, но и в том, что под воздействием неблагоприятной экологической обстановки снижается иммунитет человека. Результаты современных исследований свидетельствуют об уменьшении негативного экологического влияния при использовании льняных полотен в качестве постельного белья – зафиксирован рост содержания иммуноглобулина.

В настоящее время около 5% европейского населения страдает нейродермитом, от 15 до 25% — атопическим диатезом кожи. У больных нейродермитом наблюдается аллергия на шерсть, хлопок, синтетические волокна. Раздражителем является не только сам материал, но и химические вещества, которые были использованы при его производстве и отделке. И здесь лен оказывается самым безопасным материалом.

Способность поглощать свободные радикалы обусловлена наличием в льняном волокне лигнина ароматической природы. Известно, что свободные радикалы образуются обычно в результате воздействия ионизирующего излучения и вызывают преждевременное старение и опухолевые заболевания. Использование лигниносодержащих материалов в быту для защиты от ультрафиолетового излучения (особенно в районах озоновых дыр) способствует сохранению здоровья людей.

Поглощение мягкого ионизирующего излучения – совершенно уникальное свойство текстильных льносодержащих материалов. Оно обусловлено наличием в льняном волокне лигниноуглеводного комплекса (2,5-5,5%) и примесями солей редких металлов. Как показали исследования в этом направлении – полотно из льняного сурового волокна способно ослаблять интенсивность слабого ионизирующего излучения на 10-15%, а после специальных обработок почти полностью подавлять электромагнитное излучение.

Снижение статического электричества проверено испытаниями на Российской Антарктической станции «Восток». При использовании льняных тканей в интерьере зафиксировано снижение потенциала статического электричества в 3-4 раза.

Вот такие уникальные свойства у льна. Мы перечислили лишь часть их, но и этого довольно, чтобы просмотреть свой гардероб и тканевое хозяйство. Сейчас это происходит, мир переживает очередной льняной бум, его популярность, несмотря на то, что лен недешев — его достаточно сложно растить и перерабатывать — стремительно растет. А в народе есть поверье — если человек устал, надо одеть белье и одежду из льна, и силы восстановятся, улучшится настроение. Попробуем!?

Сказка Лён рассказывает о том, как прошла жизнь цветка. Он жил беспечно цвел на лужайке, наслаждался жизнью, но колья изгороди предупреждали его, что «оглянуться не успеешь, как уж песенке конец». Его вырвали за самую макушку и сделали из него холст. Потом люди сделали из льна белье, потом обычные кухонные тряпочки, бумагу, ну а в самом конце лён превратился в пепел… Но это был еще не конец…

Сказка Лён читать

Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

Все говорят, что я уродился на славу! - сказал лён. - Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

Да, да, да! - сказали колья изгороди. - Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, - вишь, какие мы сучковатые!

И они жалобно заскрипели:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

Вовсе не конец! - сказал лён, - И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдёт дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнём, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

Не вечно же нам жить в своё удовольствие! - сказал лён. - Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали - да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

«Я ведь так долго был несказанно счастлив! - думал он во время этих мучений. - Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. Ох!»

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошёл на этот кусок.

Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везёт! А колья-то всё твердили: «Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!» Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всём околотке не найдётся лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками - да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар вышло!

Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было моё назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но всё же мы одно целое, мы - дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и бельё износилось.

Всему на свете бывает конец! - сказало оно. - Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное невозможно!

И вот бельё разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь - они превратились в тонкую белую бумагу!

Нет, вот сюрприз так сюрприз! - сказала бумага. - Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, - так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! - говорила бумага. - И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю счастье нести людям радость и знания! Я всё ещё не могу прийти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чём, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведёт меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: «Ну, вот и песенке конец», - тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвёл прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и всё, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

«Да, конечно, так дело-то будет вернее! - подумала исписанная бумага. - Этого мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!»

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

Ну, можно теперь и опочить на лаврах! - сказала бумага. Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое - большой шаг вперёд. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю - что непременно двинусь вперёд! Всё на свете постоянно идёт вперёд, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обёртку масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель - это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел - ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

Уф! - сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! - сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушнее пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по чёрной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

Но незримые крошечные существа говорили:

Песенка никогда не кончается - вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех!

Но дети не расслышали ни одного слова, а если б и расслышали - не поняли бы. Да и не надо! Не всё же знать детям!

Опубликовано: Мишкой 02.11.2017 11:54 10.04.2018

Осознание необходимости обращения при обучении детей-дошкольников на занятиях изостудии к традициям и духовным ценностям народной художественной культуры привело меня к разработке цикла занятий «Тверской лён. Значение льна в жизни человека». На занятиях, помимо знаний о сельскохозяйственной культуре «лён», даётся традиционный материал Тверской области: колядки, песенки, загадки, поговорки, костюм, образцы прикладного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл занятий на тему:

Разработала

Федяева Светлана Николаевна

воспитатель изостудии

МДОУ ЦРР детский сад № 65

Тверь - 2009

Пояснительная записка .

Осознание необходимости обращения при обучении детей-дошкольников на занятиях изостудии к традициям и духовным ценностям народной художественной культуры привело меня к разработке цикла занятий «Тверской лён. Значение льна в жизни человека». На занятиях, помимо знаний о сельскохозяйственной культуре «лён», даётся традиционный материал Тверской области: колядки, песенки, загадки, поговорки, костюм, образцы прикладного искусства.

Предлагаемый цикл ставит задачи:

  1. Формирование положительного отношения к традиционной народной культуре;
  2. Передача детям ценностей, которые несёт в себе традиционная народная культура;
  3. Получение знаний о льне, формирование отношения к труду;
  4. Способствовать получению знаний по фольклору Тверской области;

Цикл занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю в период с сентября до ноября. Предполагается чередование занятий теоретических и практических. Причём, практическое занятие предлагается как закрепляющее изученную тему.

Перспективный план работы по теме

«Тверской лён. Значение льна в жизни человека»

  1. Такие разные ткани.

Практическое занятие: Аппликация -создание «Альбома тканей»

  1. Далёкое путешествие льна

Практическое занятие: Пейзаж «Льняное цветущее поле».

  1. Лён: от растения до ткани

Практическое занятие: Рисование « Эскиз льняной ткани»

  1. Лён и хлопок

Практическое занятие: Фантазийное рисование «Волшебный хлопок».

Практическое занятие: Аппликация тканью на нетканом материале.

Практическое занятие: Вышивание по льяному полотну способом «Вперёд иголка»

Практическое занятие: натюрморт «Свеча в подсвечнике».

  1. Льняная сказка (экскурсия в музей при детском саде)

Практическое занятие: Орнаментация полотенца.

  1. Тверской традиционный костюм

Практическое занятие: Портрет девочки (мальчика) в традиционном костюме.

  1. Такие разные ткани.

Программное содержание: Познакомить детей с различными видами тканей (шелк, лён, шерсть). Дать представление, откуда эти ткани берутся. Заинтересовать детей в дальнейшем изучении истории происхождения льняной ткани.

Ход занятия:

  1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть ткани, представленные на

столе, потрогать их, изучить. Воспитатель называет ткани. Это шелк, шерсть, лён. Рассказ: «Шёлк пришёл к нам из далёкой страны Китай. Тонкие шёлковые нити делают маленькие червячки, живущие на тутовом дереве - тутовые шелкопряды (фото). Это натуральная ткань. Но существует ещё искусственный шёлк. Его делают на фабрике химического волокна.

Шерстяные нити делают из шерсти, которую дают нам овцы, верблюды, козы (фото).

Льняная ткань приходит к нам с поля. Как это происходит? Что превращает растение в ткань? Хотите ли вы получить ответы на эти вопросы?

  1. Тогда представьте себе поле. Оно голубого цвета. Оно уходит вдаль,

чтобы там, за горизонтом, снова так же плавно спуститься в ложбину. Это льняное цветущее поле (фото). Сеяли лён 3 июня, в день Олёны-льняницы, леносейки (иллюстрация). Говорили: «Посеешь лён на Олёну- будут длинные льны». А сеяли лён - приговаривали:

Ты расти, расти, ленок

тонок, долог и высок,

в земельку корешок.

Вниз коренист,

А вверх семянист.

Лён растили в разных областях России (карта). Особенно много льна выращивали в нашей Тверской области.

В заключении занятия воспитатель загадывает детям загадки обо льне:

«Мал-малочек в сыру землю вошёл, синю шапочку нашёл»

«Из земли вырастаю, весь мир одеваю»

На практическом занятии воспитатель предлагает детям сделать «Альбом тканей». Предварительно даётся домашнее задание: принести по кусочку шелковой, шерстяной и др. ткани. Дети совместно с воспитателем вклеивают в альбом кусочки различных тканей, повторяя их названия.

2.Далёкое путешествие льна

Программное содержание : Рассмотреть с детьми альбом тканей, вспомнить различные виды тканей. Продолжать знакомить детей с сельскохозяйственной культурой Тверской области- со льном. Проследить вместе с детьми по карте путь распространения льна.

Ход занятия :

Воспитатель вместе с детьми рассматривает альбом тканей, созданный на предыдущем занятии. Рассказ: «Мы с вами познакомились и с шёлковыми тканями, и с шерстяными, даже с искусственным волокном, которое делают и в нашем городе Твери на комбинате химического волокна. Эти ткани служат человеку, согревают его, украшают. Но все они не смогли заменить человеку прекрасную натуральную льняную ткань, которую дарит нам лён-долгунец.

Человек начал возделывать лён почти 10 тысяч лет назад. Родина льна- горные области Индии (показ Индии на карте). Исследователи считают, что именно древние индийцы первыми сбросили с себя звериные одежды и стали одеваться в одежды изо льна (иллюстрация).

Семь тысяч лет назад лён был известен в Ассирии (карта) и Вавилоне (карта), оттуда проник в Египет(карта). В земледелии египтян лён занимал важное место. Именно в Египте льняные ткани достигли совершенства. Красовались в одеждах из льняных тканей и римские богачи.

А в VII веке до новой эры на льняной ткани была написана знаменитая «Льняная книга». Люди ещё рисовали на скалах, но уже умели выращивать и обрабатывать лён.

Под льняными парусами плыли по неизведанным морям и океанам корабли мореплавателей Колумба и Магеллана. Льняные холсты сберегли творенья великих художников прошлого - итальянского художника Леонардо да Винчи, русского художника Валентина Серова (иллюстрации).

В Древней Руси лён был одним из важнейших растений. Его выращивали не только для того, чтобы получать ткань. Из семян льна люди делали льняное масло (показать).

До сих пор по своим качествам льняную ткань не может заменить ни одна ткань. Льняная ткань очень прочная, полезная, гигроскопичная, то есть хорошо впитывает влагу. Льняное бельё одевают люди, труд которых связан с большими физическими нагрузками (подводники, космонавты) (фото).

На практическом занятии : Пейзаж «Льняное цветущее поле». Изобразительный материал-акварель. Активизация словаря: пейзаж, композиционное построение, план.

  1. Лён: от растения до ткани

Программное содержание : Познакомить детей с работами, связанными с выращиванием и обработкой льна. Рассказать о старинном и современном способах обработки льна. Познакомить детей с орудиями труда, необходимыми для обработки льна в старой деревне.

Ход занятия :

Воспитатель задаёт детям вопрос: «Ребята, у нас в группе есть девочка по имени Алёна. А что общего между льном и именем Алёна? Да, верно, лён сеют 3 июня, в день Олёны- леносейки: «Посеешь лён на Олёну- будут длинные льны». За посевами ухаживали, старались вырастить хорошие урожаи. Ведь лён одевал людей, а масло из семян льна лечебно.

Лён 2 недели красиво цветёт нежными голубыми цветами (иллюстрация и рисунки детей). 4 недели лён зреет, спеет. А потом начинается большая работа.

Когда не было машин, лён убирали вручную. Выдёргивали растение с корнем, укладывали рядами для просушки.Затем лён вязали, ставили в снопики. Снопы сохли, в коробочке дозревали семена. Затем лён везли для обмолота (иллюстрации).

Семена оставляли для посева; делали для лечения масло. А стебли мочили в пруду, затем мяли, трепали, чтобы стебель распушился на волокно, чесали гребнями (иллюстрации). Говорили: «Мни лён доле, волокна будут боле»

Прочёсанный лён можно и прясть. По вечерам девушки пряли из волокна льняные нитки, наматывая нить на веретено. Девушки старались, называли их «рукодельницами». Не зря говорили: «Не ленись прясть-хорошо оденешься!»

Ну вот, нить готова. В поле работы закончились, люди брались за зимние работы: мужчины чинили обувь и орудия труда, а женщины садились за ткацкие станки. Ткали новину (суровое жесткое полотно), отбеливали под зимним и весенним солнышком. Теперь можно и одежду шить!

Представляете, какой огромный труд надо выполнить, чтобы получилось какое-нибудь изделие, платье, например!

Прошло время, люди постепенно изобрели машины, которые облегчили тяжелый труд человека. Сейчас требуется гораздо меньше времени, чтобы получить льняную ткань. Но потрудиться тоже необходимо!

А как это делается сейчас?

Итак, лён сеют в июне. Но только машинами. Лён растёт, за ним наблюдают, ухаживают. А в начале сентября лён убирают комбайнами (иллюстрация). Потом лён просыхает на полях. Его переворачивают, чтобы он просох быстрее.

Вяжут лён, как и раньше вручную, как и прежде, ставят в конусы. Затем машины сматывают лён в рулоны и везут на склад. Там лён разматывают и перерабатывают. Машина молотилка лён обмолачивает. Семена перевозят на льносеменоводческие станции.

Стебли льна треплют на мяльно-трепальный аппарате. Затем лён прочёсывается на чесальной машине. А на прядильной – прядутся нити. Далее нити окрашиваются (иллюстрация). Художник придумывает эскизы ткани. В ткацком цехе на машине ткётся ткань(иллюстрация).

В пошивочных цехах шьются изделия.

Воспитатель:

Ребята, когда вы узнали о льне всё, отгадайте, пожалуйста, загадку:

«Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали»

На практическом занятии воспитатель предлагает детям самим побыть художниками и придумать эскизы тканей. Изобразительный материал выбирают сами дети (гуашь, карандаши, пастель).

  1. Лён и хлопок

Программное содержание: Рассказать детям, за что лён называют «северным шёлком». Познакомить с хлопчатобумажной тканью. Рассказать о хлопчатнике, об истории этого растения. Отметить отличительные качества льняной и хлопчатобумажной тканей.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать песню о льне «Я посеяла ленку при дорожке, при ярку». Спрашивает детей: «Ребята, как вы думаете, о ком или о чём слагают стихи, поют песни, придумывают загадки?»(ответы детей). Да, народ воспевает то, что дорого, что близко сердцу. Вот и лён народ не забыл. Почему, как вы думаете? (ответы детей). Хоть и труден путь от поля до рубашечки, но любил народ ленок. За красоту, за прочность, за лечебные свойства. Более нарядное полотно - «батист»- называли «северным шёлком». За то, что напоминал дорогой заморский шёлк мягкостью, блеском, тонкостью. Лён высоко ценили многие народы, но нигде он так не прижился, как в России.

В Азии, Америке тоже есть своя ткань, которая приходит с полей. Эта ткань есть сейчас и на полках наших магазинов. Эта ткань- хлопчатобумажная (показ). Она дешевле и доступней, чем льняная. Но это сейчас. Когда-то давно только богатые люди могли купить её. Английская королева платье из хлопчатобумажной ткани одевала только на важные приёмы. Везли эту ткань из-за моря, издалека. Сказки рассказывали, что за морем есть такое дерево, на нём растут белоснежные бараны, которые и дают эту чудесную ткань.

Но прошли столетия, и развеялась тайна чудесного дерева. Оно оказалось даже не деревом, а кустарником – хлопчатником. И, конечно, никакие бараны на нём не росли.

Когда у хлопчатника созревают плоды-коробочки, они раскрываются (иллюстрация). Их словно распирают изнутри пушистые ватные комочки. На эту вату и обратили внимание древние жители Индии. Из скрученных хлопковых волокон стали получать пряжу, а из пряжи ткали полотно.

Постепенно индийский хлопчатник расселился во многие страны с жарким климатом.

Много труда надо приложить, чтобы хлопчатник вырастить – и посадка, и полив, и прополка, и уборка. Убирают хлопчатник хлопкоуборочными комбайнами. Если по хлопковому полю идти, кажется, что по полю в снегу идёшь, а комбайн синим кораблём идёт.

Из хлопчатника не только ткани изготовляют, но и нитки, трикотаж, ремни, шнуры, канат.

Вот две ткани- льняная и хлопчатобумажная. Обе красивые, гигроскопичные, полезные. Но по прочности хлопчатобумажная ткань всё же уступает льняной. И ещё у льняной ткани есть такая особенность: с годами не желтеет она, а становится белее и белее.

Ребята, вы познакомились сегодня с ещё одной тканью. Как она называется? (ответы детей) Загляните в наш альбом тканей и скажите, в альбоме есть такая ткань? (Нет) давайте дополним наш альбом ещё одним видом ткани.

Практическое занятие: Фантазийное рисование «Волшебный хлопок». Изобразительный материал-гуашь.

  1. Традиционные русские земледельческие праздники

Программное содержание: Познакомить детей с некоторыми русскими земледельческими праздниками; Побуждать детей вспомнить песни, стихи, загадки, приговорки, посвящённые важным земледельческим моментам; Выяснить, какие пословицы и поговорки дети знают о труде; Познакомить с новыми пословицами и поговорками.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям вспомнить стихи и песни, посвящённые урожаю, ягодам, грибам. «Скажите, а когда пелись эти песни?» (Ответы детей) Да, эти песни пелись в то время, когда на полях поспевал, созревал урожай. Люди убирали урожай и отмечали это событие праздником. Это были земледельческие праздники.

Все народы мира имеют свои земледельческие праздники. Они связаны со временем года, с погодой. Земледельцы сотни лет вели наблюдения за природой и установили определенные дни, в которые лучше сеять, сажать, убирать урожай.

Например, капусту сеяли в день Арины-рассадницы, а убирали в день Воздвиженья: «На Воздвиженье возы с капустой с полей двинулись».

Особенно много земледельческих праздников было в августе-сентябре. Почему, как вы думаете? (Ответы детей) Правильно, всё поспевало, урожай убирался с почестями. Говорили: «И год хорош, когда уродится рожь», «Зима спросит, что летом припасено». Но вот осень на исходе.

Настала зима. «Скатерть бела весь мир одела». «Зима за морозы, а люди- за праздники».

Рождество(25 декабря) как бы подводит черту под прожитым годом, открывает новогоднее праздники, которые длились 2 недели.

Начинались Святки. Ряженые и колядовщики обходили дома, пели небольшие песенки-благопожелания- колядки. «Пришли колядки – блины да оладки»:

Каледа-маледа,

Накануни Рождества.

Она спрашивала, недопрашивала.

Чик, чик, чикарёк

Дайте нам пирожок,

Либо хлеба кусок…

За колядку хозяева одаривали колядовщиков угощением.

Молодёжь одевалась в новые льняные одежды, чтобы не было неурожая в следующем году, собирались в избу, слушали сказки, плясали под дуду, балалайку, загадывали загадки о Солнышке-батюшке и о Земле-матушке. Ведь именно от земли, дождя и солнышка зависел урожай. А ещё от трудовых рук.

Ребята, а какие вы знаете поговорки о труде?(Ответы детей) А есть ещё такие:

«Всякое уменье трудом даётся», «Золотые руки у того, того обучился хорошо».

В феврале-марте широко праздновал народ праздник Масленицы. Блины ели, на качелях и на санях катались. А с гор катались на прялках. Чтобы лён в этом году был долгим (длинным). И снова солнышко чествовали, весну поджидали.

А чтобы она быстрее приходила, в апреле призывали весну и солнышко: «Весна, красна, приди с милостью». Заклички пели дети, стоя на подтаявших пригорках. А ещё пекли птичек-жаворонков: «Жаворонки, жаворонушки, прилетите вы к нам, принесите вы нам весну-красну, тёпло летико!»

Все эти праздники народ праздновал, желая, чтобы будущий урожай был богат. Чтобы много было хлеба, чтобы лён был хорош. Ведь жизнь человека целиком зависит от собранного урожая.

На практическом занятии воспитатель предлагает детям сделать аппликацию тканью по нетканому материалу. Детям на выбор предлагаются различные элементы аппликации (овощи, фрукты, солнышко, растения и др.).

  1. Орудия труда и рукоделия изо льна

Программное содержание: Дать детям представление о традиционных орудиях труда, при помощи которых обрабатывали лён; Загадки, поговорки об этих орудиях труда.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, мы уже с вами знаем, сеяли, убирали, обрабатывали лён в старину. Знаем, что в этом современному человеку помогают машины. Но ведь машины были не всегда. Давайте представим, что мы оказались в старой деревне. Какими орудиями труда пользовались люди раньше?

Мяли лён цепами или вальками(иллюстрация);

Трепали специальными трепалами(иллюстрация);

Чесали гребнями, а пряли нить на прялках(иллюстрация).

За прялкой девушки и женщины проводили очень много времени. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей её жизни.

Но прялка не только орудие труда, но и произведение искусства: чтобы скрасить непростой, но такой необходимы труд, прялку урашали резьбой или росписью.

Прялка состоит из сиденья для пряхи- донца и вертикального стояка с лопаской, к которой привязывают кудель для прядения.(фото)

На лопаске изображались растительные, геометрические орнаменты или какой-то сюжет. В Тверской области чаще всего на прялках изображали птицу, дерево, как символ жизни, плодородия, добра.(иллюстрации).

Прядёт пряха, а ниточка наматывается на веретено. «Соха кормит, а веретено одевает». Готова кудель, женщины ткать садятся за ткацкие станки. Суровая сотканная холстина называется новиной. Отбеливали холст, а из него шили одежду: рубахи, сарафаны, платки, детям платьица, порты мужчинам.

Рубахи и сарафаны украшали кружевом, вышивкой. Вышивали на пяльцах (показ)

Воспитатель загадывает детям загадки о предметах быта и орудиях труда:

«Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь»(веретено)

«Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали»(лён)

«С локоть мохнато, с локоть голо, с локоть под себя ушло»(прялка)

«Большой паук посреди избы распластался» (ткацкий станок)

На практическом занятии дети под чутким присмотром воспитателя учатся вышивать по льяному полотну способом «Вперёд иголка» (работа с пяльцами).

  1. От лучины до электрической лампочки

Программное содержание: Дать детям представление об истории осветительных приборов - от лучины до лампочки; Расширить знания детей о занятиях людей в старину в вечернее время.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в старинную Русь. Приглашает детей в уголок, оборудованный под деревенскую избу. Рассказ: «Давайте представим, что это деревенский домик. За окнами белым-бело. Видно, как идёт дымок из труб соседних домиков, утонувших в пушистых сугробах. А мороз на дворе стоять не велит, за нос хватает! А в домике у нас хорошо и уютно, тепло от истопленной печки. Представили? Тогда зажжём абажур и слушайте.

Вот так же когда-то собирались девушки в одном большом доме со своими прялками и долгими зимними вечерами пряли. К девушкам на посиделки иногда в гости и парни заходили. Ч чтобы не скучно было, девушки песней себе помогали:

Уж ты прялица, ты прялица моя,

Пойду вынесу на улицу тебя.

Буду прясть и попрядывать,

На подруженек поглядывать.

Дайте, дайте,вы,подруженьки, мне лён,

Дайте,дайте сорок девять веретён.

Сама стану прясть-попрядывать,

На мила дружка поглядывать…

Словом, весело было на таких посиделках. Но чего-то всё же не было в те времена. Не было электричества. Крестьяне коротали зимние вечера при слабом свете лучины. Лучина-это палочка, щепочка, которую откалывали от сухого полена и втыкали в подставку с железным зажимом - светец. Вот как описывает долгий зимний вечер поэт Иван Захарович Суриков:

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лён прядёт.

Избу освещает

Огонёк светца,

Зимний вечер длится,

Длится без конца…(И.Суриков «Детство»)

Лучина, конечно же, ужасно дымила и коптила. И света мало давала(показ).

Потом появились свечи. Делали их из пчелиного воска. Свечи горели гораздо дольше и ярче, освещали жилище лучше. Свечи ставились в подсвечник. Свечи и теперь применяют. Делают их из воска, парафина, стеарина (показ).

Придумали люди керосиновые лампы. В лампе- керосин, горючая жидкость. В керосин опускается тряпичный жгутик, а маленький кончик остаётся снаружи. Керосин по жгутику вверх поднимается, торчащий кончик ткани поджигается, он и даёт свет(показ).

Прабабушка нашей современной лампочки появилась в XIX веке. Это был стеклянный сосуд с угольным стержнем. Стержень светился, когда через него попускали электрический ток.

Лампочка долго улучшалась, и наконец, стала такой, как мы её видим сегодня. Внутри неё - тоненькая металлическая спиралька. Она сильно накаливается и ярко светится. А воздух из лампочки обязательно откачивают, ведь воздух разрушает металлическую спиральку.

У нашей современной лампочки много родственников. Это и нарядные люстры, и сигнальные устройства, и карманные фонарики, фары у автомобилей, светофоры.

Вот и закончилось наше путешествие по истории осветительных приборов. Вернулись в наш садик, в изостудию, где ярко горит лампа под абажуром. Но теперь мы знаем, чем пользовались наши предки для освещения свои домов.

Практическое занятие : Натюрморт «Свеча в подсвечнике». Изобразительный материал- пастель.

  1. Льняная сказка (экскурсия в методический кабинет при детском саде)

Программное содержание: Познакомить детей с разнообразием льняных изделий; Рассказать о русских мастерицах; Познакомить с традиционным орнаментом Тверской области.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей на экскурсию в музей (методический кабинет). Там на стенах, на столе красиво разложены и развешены полотенца, салфетки, изготовленные из льняной ткани.

Воспитатель: «Посмотрите, мы оказались среди прекрасных и полезных изделий. Это и салфетки, и полотенца, и скатерти, и занавесочки, и фартучки. Из какой ткани все они сделаны? (ответы детей). Верно, изо льна. А чем полезны эти вещи? (ответы детей) А что такое рукоделие? (то, что сделано руками) Все ли предметы здесь сделаны только руками? (не все)

Рассмотрим полотенца. Они сотканы на ткацком станке, их вышили при помощи пяльцев. А на концах полотенец - кружева. Умные и добрые руки у этой мастерицы. Вот цветы расцвели на полотенца. А вот петушок гуляет по лужку. В Тверской области часто петушков вышивали.

А вот занавесочки. Да все цветами расшиты. В доме сразу уютно и хорошо от таких занавесочек становится. А это фартучек. Узор на нём точен, симметричен. Вышит он при помощи машинки. А вышивали его в Тверской мастерской «Тверские узоры».

А вот бутылочка стоит, в ней жидкость какая-то, на масло похожая. А рядом семена льна лежат. Что в бутылочке? (ответы детей) Верно, это масло. Его можно в пищу применять. Но из семян льна ещё и олифу для разбавления красок делают.

Вот так растёт ленок, для всех старается – только не ленись, посади, прополи, убери да обработай его. И с маслом будешь и одетый!

Воспитатель спрашивает детей, какое изделие изо льна им больше понравилось и почему.

Гости благодарят хозяйку музея, прощаются.

Практическое занятие: Орнаментация полотенца. Дети осваивают элементы орнамента Тверской области.

  1. Тверской традиционный костюм

Программное содержание: познакомить детей с особенностями традиционной народной одежды, её функциональными задачами; способствовать обогащению словарного запаса.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям небольшой сундучок. Просит догадаться, что в нём лежит. Рассказ: «Эту одежду носили наши предки. Мужчины и женщины, девочки и мальчики носили рубахи. Только женская рубаха была длиннее, похожа на платье, а мужская короче. (показ). Украшали рубахи по горловине, рукавам и подолу вышивкой. Считали люди, что вышивка оберегает хозяина рубахи от лихих несчастий. Есть и загадка про рубаху:

Били меня, колотили.

Во се чины возводили,

А потом вместе с царём

На престол посадили.

Мужчины, конечно же, носили порты. Это штаны значит(показ). На голове шапка. А на ногах сапоги или лапти.

Женщины одевались в сарафаны. На голове у девочек могла быть лента красивая, а у женщин- головной убор был обязателем. Это либо повойник и платок, либо сорока, кичка, кокошник.(показ). Головной убор- самый богатый предмет женского костюма. Именно головной убор подсказывал нам, кто перед нами –девушка или замужняя женщина.

Обязательно подпоясывались люди поясом. Это обязательнаячасть одежды человека. Пояс считался волшебным, священным предметом. Пояса были разные: у женщин поуже, а у мужчин широкие. На пояс могли ещё и нож подвязать. Верили люди, что пояс защищал человека. Выражение «распоясался» значило «потерять человеческий облик», поэтому человек старался редко пояс снимать. А если наоборот надо было пообщаться с нечистой силой, человек пояс снимал. Вот, например, на Святки девушки гадали и пояса снимали. Пояс дарили новорождённому, девушки дарили пояса своим возлюбленным.

Как вы думаете, а откуда современный человек может узнать, как выглядел традиционный костюм? Правильно, нам помогают полотна художников А.Г.Венецианова, В.А. Тропинина, О.А.Кипренского, А.П. Рябушкина, Ф.А.Малявина и других художников, которые часто изображали сцены из народной жизни. (показ)

Давайте отправимся в древний город вместе с поэтом Н.Кончаловским:

Ой, вы, гости-молодцы,

Длиннополые купцы!

И бояре,и дворяне,

Горожане и крестьяне,

Кто в сорочках и штанах,

Кто в коротких зипунах.

И такие франты были:

Длинный охабень носили,

Рукавами до земли

Пыль на улице мели.

А зимой в мороз в Москве

Одевали шубы две.

А боярыня, бывало,

По три шубы надевала,

Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

Ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли.

А молодки под убрусы

Прячут волосы свои:

В старину была коса

Только девичья краса!

Загадки: «Сижу верхом, не знаю на ком, незнакомца встречу, соскочу, привечу» (шапка)

«По дороге я шёл,две дороги нашёл, по обеим пошёл»(штаны)

«Днём обручем, ночью змеёй» (пояс)

«Летели две сороки, у них четыре хвоста» (лапти)

Практическое занятие : Портрет девочки (мальчика) в традиционном костюме. Изобразительный материал- на выбор детей.

Использованная литература:

  1. Гудилина С.И. Чудеса своими руками- М.: Аквариум,1998.
  2. Ефимец Л.В. Зимние святки и колядки.- М.: 1997.
  3. Калмыкова Л. Народное искусство Тверской земли.-Тверь:1995.
  4. Ковалёва С. 7000 золотых пословиц и поговорок. -М.: ООО «Фирма» Издательство АСТ,1999.
  5. Круглый год. Русский земледельческий календарь/Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М.Белоусовой.-М.:Правда,1991.
  6. Сазонова Г.М. Тверь наша губерня, Крешнево деревня…- Тверь, 2009.
  7. Синев Е. 10000 лет до Твери.-Тверь,1992.

Леночка - рассказ Михаила Зощенко для детей

Я шел по деревенской улице.

Часть деревни была сожжена. Торчали трубы. Валялись разбитые телеги. Лежала обгоревшая утварь.

Другая часть деревни была цела. Кое-где остались немецкие надписи. Эти надписи были на столбах, на заборах, на каком-то сарае.

Я шел вдоль тенистых садов, поглядывая на эти следы, оставшиеся от непрошеных хозяев. Мне захотелось с кем-нибудь поговорить. С каким-нибудь человеком, который был здесь при немцах и был свидетелем их жизни, их адского порядка, их бегства.

У плетня на скамейке сидел немолодой крестьянин. Седой. В розовой рубашке. В меховой шапке.

Я дал ему закурить. И мы разговорились. Но он неохотно и односложно отвечал на все мои вопросы. Он так отвечал:

Сами знаете. Что об этом толковать. Все было. Расстреливали. Пороли розгами. Выказывали зверство на каждом шагу. Неохота об этом вспоминать.

Из ворот вдруг вышла маленькая девчурка. Белокурая. Миленькая. Курносая.

Увидев ее, старик просиял. Он сказал:

Честь имею представить мою внучку Леночку. Ей десять лет.

Девчурка строго посмотрела на меня. Кивнула головой. Но руки не подала. И не подошла. Старик сказал:

Нет, она не смущается. Но она занята. Торопится по своим делам.

Девчурка улыбнулась своему дедушке и солидно пошла по улице, заложив свои ручонки за спину.

Неожиданно засмеявшись, старик сказал мне:

Между прочим, дети еще интереснее взрослых. Они показывают будущую страну. Взгляните, как идет моя внучка. Она выступает как взрослая.

А как при немцах она держалась? - спросил я.

Нет, сначала я им не хотел перекладывать. Боролся с самим собой. После думаю: «Своим отказом положения не улучшу. Ничего героического этим не совершу. И только они меня за это повесят. И тогда в дальнейшем я уже не смогу сослужить службу своей стране». И значит, приступил к осмотру печей.

А немцы помещались в детской школе. Там был их штаб. Дом большой - бывшая помещичья постройка. В штабе у них был генерал. Три полковника. И разная другая мелкая немецкая шушера. Все были исключительно нахальные. Любители выпить, закусить, повеселиться. И только генерал не принимал участия в их веселье. И был этот генерал мне особенно противен. Он был очень такой гордый, надменный. Держался особняком. И кроме как со своей собачкой, он почти ни с кем не разговаривал. Он любил и уважал эту свою немецкую собачку, с которой не расставался. Кушал с ней одновременно. Гулял с ней по саду. И во время работы держал ее в своем кабинете, где, может быть, советовался с ней по разным вопросам.

И вот я работаю в его кабинете. Перекладываю печку. И вдруг слышу собачий лай. Крики. И так далее. Гляжу в окно. Вижу - генерал барахтается в яме. Вижу - кто-то вырыл яму на садовой дорожке, прикрыл ее веточками и песком. И вот генерал, гуляя, провалился в эту волчью яму. А его собачка не провалилась. Она скачет вокруг ямы. Лает. Беснуется. Визжит. Но помочь генералу не в силах.

Бегут солдаты. Господа офицеры. Вынимают генерала из ямы. А он бледный, дрожит. Восклицает: «Партизаны, партизаны!..»

Я тоже сначала подумал, что это партизаны провалили генерала. Тем более что три дня назад кто-то стекло выбил в генеральском кабинете. И кто-то гвозди набил в садовую скамейку. Так что генерал напоролся на них.

После думаю: «А какой интерес партизанам такую неглубокую яму копать. Ведь генерал даже не разбился. Только испугался».

Вдруг в кабинет прибегает один их солдат. Говорит мне по-русски: «Прекрати работу. Уходи. Завтра вызовем. Нынче генерал не в силах видеть русские лица».

Вышел я из сада. За садом рощица. Иду этой рощицей и вдруг замечаю, что ребятишки в кустах лежат. Школьники. И среди них моя внучка Леночка. Ученица третьего класса.

Поглядел я на ребятишек и сразу понял, кто вырыл волчью яму, кто стекло разбил и кто гвозди в скамейку натыкал.

Ребята говорят:

Да, это мы произвели, но это еще мало. Мы третий день против генерала совещаемся. И пришли к новому решению - убрать с его пути собачку.

Леночка говорит:

И тогда он расстроится и будет еще хуже воевать.

Всплеснул я руками. Говорю:

Ребятки, ничего этим не добьетесь. Только озлобите генерала. И начнет он вас хватать, поскольку поймет, чье это поведение.

Говорю им, а сам прямо плачу, страшусь за их судьбу. А Леночка мне говорит:

Не мешай нам, дедушка, своими причитаниями. Мы сами знаем, как нам поступать против тех, кто занял нашу школу.

Думаю: «Боже мой, я, старый хрен, печку генералу перекладываю, а тут ребята преподают мне гражданский урок». Говорю ребятам:

Дети, может быть, и мне печку как-нибудь так переложить, чтоб генерал задохся и угорел.

Дети говорят:

Нет, дедушка, из этого ничего не получится. Немцы проверят печку и тебя посадят в тюрьму. Лучше придумай что-нибудь другое и потом нам скажи.

И вот стал я думать, что бы мне такое произвести, чтоб от ребят не отстать. Но тут вскоре узнается, что Красная Армия произвела на немцев натиск и теперь приближается к нашим местам. И тогда немцы поспешно снялись и ушли из нашей деревни.

А за два дня до этого генеральский песик все же исчез. Ребята выпустили в сад какую-то свою собаку. Немецкий пес побежал за ней и уж обратно не вернулся - ребята его задержали.

При всей своей горячей любви к собаке генерал не стал ее разыскивать. Орудия грохотали слишком близко. И тут генералу было уже не до собачки.

И с тех пор мое уважение к Леночке еще того более увеличилось. Вот почему я весь сияю, когда вижу эту мою внучку.

Вы читали рассказ Зощенко для детей - Леночка. Коллекция текстов рассказов для детей и школы Михаила М Зощенко, тексты полностью.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...