Государства созданные крестоносцами. Крестовые походы

Ha востоке возникло четыре крестоносных государства. Bo главе графства Эдесского стал брат Готфрида Буль- онского Балдуин, во главе княжества Антиохийского - Бо- эмунд, графство Триполи досталось Раймонду Тулузскому.

Три этих княжества находились формально в вассальной за- 0ІІСИМОСТИ от королевства Иерусалимского, во главе которого в стлл Готфрид Бульонский. Территория Иерусалимского ко- ролевства был разбита на феоды, за которые рыцари-кре- стоносцы несли военную службу. Феод представлял собой поместье или несколько поместий, разбитых на мелкие участки земли. Bce местное население было превращено в крепостных. Владельцу поместья крестьяне обязаны были за свои наделы платить феодальную ренту. B общей сложности оиа доходила до 50 процентов урожая. Государства крестоносцев управлялись согласно феодальным обычаям - это записано в «Иерусалимских ассизах». Продолжал существовать типичный феодальный способ производства. Хозяйство в значительной части оставалось натуральным. Города побережья, являясь пунктами транзитной торговли, не выступали в качестве центров, объединявших местную территорию. Привилегированное положение в этих городах занимали колонии генуэзских, венецианских и французских купцов.

Bce феодалы считались вассалами короля, но сам король был лишь первым среди равных, так как его действия ограничивались палатой баронов - собранием наиболее крупных феодалов королевства. Король не мог провести ни одного мероприятия без согласия этой палаты. Ассизы точно перечисляли все случаи, когда король имел право требовать выполнения военной службы от своих вассалов. Иерусалимское королевство делилось на баронии, где существовали свои палаты баронов. B крупнейших городах имелись особые палаты горожан. B других государствах крестоносцев были установлены такие же порядки. Их политической децентрализации способствовали также притязания Церкви на политическое господство и ее борьба со светской властью, а также самостоятельность, которой пользовались на территории крестоносных государств духов- ио-рыцарские ордены.

Служба рыцарей не была ограничена здесь каким-ли- 6° сроком. B западноевропейских странах рыцарь, полу- чивщий феод от сеньора, был обязан нести в его пользу военную службу всего 40 дней в году. Обычных военных сил РЫцарей-крестоносцев для защиты завоеваний территории Ыло недостаточно. Рыцарство стремилось также объединить Св °и силы в подчинении и грабеже новых территорий. Уже 13 начале XII в. крестоносцы начали создавать постоянные в °енные организации, известные под именем духовно-ры- Цпрских орденов.

Свое название Орден тамплиеров (храмовников) получил потому, что именно ему была передана после завоевания Иерусалима крестоносцами мечеть Куббат-ас-сахра, стоявшая на месте прежнего Соломонова храма. Существовали также Орден иоаннитов, или госпитальеров, Тевтонский, или Немецкий, орден, осуществивший позднее кровавое завоевание Прибалтики. Члены духовно-рыцарских орденов считались одновременно монахами и рыцарями. Они давали монашеские обеты и зависели не- ! посредственно от римского i папы. Это было мощное С оружие папской теократии. Ордены не подчинялись власти тех государств, в которых были расположены их владения. Главной их задачей была борьба со всеми «неверными». Производительные силы на Востоке в это время находились на более высокой ступени развития, чем на Западе. Поэтому крестоносцы, завоевав территорию восточного побережья Средиземного моря, не внесли ничего нового в хозяйственную жизнь захваченных земель. Ha захваченных землях крестоносцы вели себя как хищники и грабители. «Всякий, кто хорошо понимает дела франков (местное население называло их франками, поскольку наибольшее количество участников первого крестового похода было из Франции), - писал о крестоносцах арабский летописец XII столетия Усама ибн Мункыз в своей «Книге назидания», - ... увидит во франках только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем большим, так же как и животные обладают доблестью и храбростью при нападениях».

Взятие Антиохии крестоносцами. Витраж из аббатства Сен-Дени. XII в.

Народы завоеванных стран подвергались самой жестокой эксплуатации, тем более жесткой, чем больше были развиты в крестоносных государствах товарно-денежные отношения. Население ненавидело завоевателей. Летописец- крестоносец писал: «Все сельские местности в нашей стране были населены неверными и сарацинами; злее их не было врагов у нашего народа, и они были тем хуже, что находились в нашей стране, а нет более вредоносной чумы,

чем враг, находившийся в доме. Они не только убивали наших, когда те неосторожно ходили по дорогам, и продавали их Q рабство врагам, но также и отказывались от сельских работ, чтобы низвергнуть наших с помощью голода. Они лучше готовы были сами голодать, чем оказать какую-нибудь услугу нашим, которых они считали врагами. И не только вне городов были небезопасные дороги; также и в домах, расположенных за городскими укреплениями, едва можно было найти безопасное и спокойное место...».

По окончании 1-го крестового похода на территории Леванта были основаны четыре христианскихгосударства.

· Графство Эдесса - первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в1098 году Балдуином I Булонским. После завоевания Иерусалима и создания королевства. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса.

· Княжество Антиохия - было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года.

· Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:

· Княжество Галилеи

· Графство Яффы и Аскалона

· Трансиордания - сеньория Крака, Монреаля и Сент-Авраама

· Сеньория Сидона

· Графство Триполи - последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода. Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймундом IV. Графство просуществовало до 1289 года.

Государства крестоносцев полностью охватывали территорию, через которую шла в то время торговля Европы с Индией и Китаем, никакой лишней территории не занимая. Египет оказывался отрезан от этой торговли. Доставка грузов в Европу наиболее экономичным путем из Багдада, минуя государства крестоносцев, стала невозможна. Таким образом, крестоносцы приобрели в некотором роде монополию в данного рода торговле. Создались условия для развития новых торговых путей между Европой, и например, Китаем, таких как путь по Волге с перевалкой в реки, впадающие в Балтику и волго-донской путь. В этом можно усматривать причины смещения политического центра Руси как раз после первого крестового похода в район, где происходила перевалка международных грузов из бассейна Волги в бассейн Западной Двины, а также причины экономического и политического подъема Волжской Булгарии. Последовавший захват крестоносцами устья Западной Двины и Немана, захват ими Константинополя, через который проходили грузы волго-донского пути и пути по реке Куре, а также попытку шведов захватить устье Невы, можно также расценивать как стремление установить контроль над торговыми путями данного вида торговли. Экономический подъем в то время северо-западной части Западной Европы против южной, стал причиной того, что для европейцев международная торговля с Востоком через Балтику и далее через Северо-Восточную Русь становилась более экономически выгодной. Возможно, именно в этой связи крестовые походы в Святую Землю утратили популярность среди европейцев, и дольше всего крестоносные государства просуществовали именно в Прибалтике, исчезнув лишь тогда, когда европейцы открыли прямые морские пути в Китай и Индию.



Второй крестовый поход (1147-1149)

Конрад сухим путём (через Венгрию) прибыл в Константинополь, в половине сентября 1147 года переправил войска в Азию, но после столкновения с сельджуками при Дорилее вернулся к морю. Французы, напуганные неудачей Конрада, пошли вдоль западного берега Малой Азии; потом король и знатные крестоносцы на кораблях отплыли в Сирию, куда и прибыли в марте 1148 года. Остальные крестоносцы хотели пробиться сухим путём и по большей части погибли. В апреле прибыл в Акру Конрад; но осада Дамаска, предпринятая вместе с иерусалимцами, пошла неудачно, вследствие эгоистической и недальновидной политики последних. Тогда Конрад, а осенью следующего года и Людовик VII возвратились на родину. Эдесса, взятая было по смерти Имад-ад-Дина христианами, но вскоре опять отнятая у них его сыном Нур-ад-Дином, теперь была уже навсегда потеряна для крестоносцев. Следовавшие за тем 4 десятилетия были тяжелым временем для христиан на Востоке. В 1176 году византийский император Мануил потерпел страшное поражение от сельджукских турок при Мириокефале. Нур-ад-Дин овладел землями, лежавшими на Северо-востоке от Антиохии, взял Дамаск и стал близким и крайне опасным соседом для крестоносцев. Его полководец Асад ад-Дин Ширкух утвердился в Египте. Крестоносцы как бы кольцом были окружены врагами. По смерти Ширкуха звание визиря и власть над Египтом перешла к его знаменитому племяннику Саладину, сыну Айюба.

Потеря Иерусалима

Саладин (собственно Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб) по смерти халифа правил страной неограниченно, признавая лишь номинально верховную власть атабека Нур ад-Дина. По смерти последнего (1174) Саладин подчинил себе Дамаск, всю мусульманскую Сирию, большую часть Месопотамии и принял титул султана.

В это время в Иерусалиме правил молодой король Балдуин IV. Несмотря на тяжелую болезнь - проказу - он успел показать себя мудрым и дальновидным полководцем и дипломатом. При нём установилось некоторое равновесие между Иерусалимом и Дамаском. И Балдуин, и Саладин старались избегать решительных сражений. Однако, предвидя скорую смерть короля, при дворе Балдуина нарастали интриги могущественных баронов, самыми влиятельными из которых были Ги де Лузиньян и Рено де Шатильон . Они представляли радикальную партию, требовавшую непременно покончить с Саладином. Шатильон, кроме того, бесчинствовал на караванных путях в окрестностях своего оплота Керака Моавского [источник не указан 681 день ] .

В 1185 году Балдуин умер. Ги де Лузиньян женился на его сестре Сибилле и стал королём Иерусалима. Теперь при содействии Рено де Шатильона он начал откровенно провоцировать Саладина на генеральное сражение. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Саладина, стало нападение Рено на караван, в котором следовала сестра Саладина. Это привело к обострению отношений и переходу мусульман в наступление.

В июле 1187 года Саладин взял Тивериаду и нанёс христианам, занявшим высоты Хаттина (около Тивериады), страшное поражение.

Король Иерусалимский Ги де Лузиньян, его брат Амори, Рено де Шатильон и множество рыцарей попали в плен. Саладин овладел затем Акрой, Бейрутом, Сидоном, Кесарией, Аскалоном и другими городами. 2 октября 1187 года его войска вступили в Иерусалим. Только под Тиром, который защищал Конрад Монферратский, Саладин потерпел неудачу. Во власти крестоносцев остались лишь Тир, Триполи и Антиохия. Между тем король Ги, освободившись из плена, двинулся на завоевание Акры. Успехи Саладина вызвали новое движение на Западе, приведшее к 3-му большому крестовому Походу. Прежде других двинулись флоты ломбардцев, тосканцев и генуэзцев. Император Фридрих I Барбаросса повел большую армию. Между крестоносцами и греками не обошлось и теперь без враждебных действий: греки даже заключили союз с Саладином.


Владыки Заморья. Государства крестоносцев на Ближнем Востоке

«Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии».
Фульхерий Шартрский



Когда закончился Первый крестовый поход, неизбежно встал вопрос - а кому же будут принадлежать отбитые у "неверных"
земли? Отдавать их византийцам никто не собирался, а после ухода византийских войск предводители крестоносцев получили повод считать свою вассальную присягу императору недействительной. Уже через несколько дней после взятия Иерусалима рыцари собрались на совет, чтобы выбрать своего короля. Единства среди них, как всегда, не было. Многие вообще говорили, что в Святой Земле не должно быть короля, а власть должна принадлежать Иерусалимскому патриарху. Первоначально симпатии большинства склонялись на сторону Раймона IV, графа Тулузского. Он был одним из самых авторитетных и, пожалуй, самым богатым из крестоносных лидеров. Его графство в Южной Европе было по размеру сопоставимо с некоторыми королевствами. Однако Раймон заявил, что недостоин короны. У него было немало недоброжелателей и, вероятно, он не хотел провоцировать распри своим избранием.
Иерусалимским королем был избран Готфрид Бульонский. Его избрание было скорее компромиссным решением. К тому же Готфрид продал все свои владения и в Европе его ничего не держало. Избранный король отказался короноваться королевской короной в городе, где Иисус был увенчан терновым венцом, и принял титул "Защитника Гроба Господня".
Подданных у короля Готфрида I оказалось немного. Всего около 300 рыцарей выразили желание стать его вассалами, остальные вернулись в Европу. Невоенных - священников, должностных лиц и просто европейцев-колонистов тоже оказалось не больше нескольких сотен. Мусульманское и еврейское население Иерусалима было вырезано или изгнано. Православные - сирийцы и греки - были выдворены еще Фатимидами и от греха подальше не торопились возвращаться в занятый крестоносцами город. Католического населения в Иерусалиме было немного, главным образом духовные лица вроде персонала Госпиталя святого Иоанна - будущего ордена госпитальеров. Первые десятилетия существования Иерусалимского королевства его столица стояла полупустой. Лишь в 1115-1116 годах король Балдуин I переселил в Иерусалим жителей христианских поселений восточного берега реки Иордан. Так исчезли существовавшие еще с античности христианские анклавы Палестины.
Православное духовенство Святой Земли еще после взятия Иерусалима сельджуками бежало на Кипр и не спешило возвращаться. Тогда Готфрид приказал избрать патриарха из латинских священников. После долгой борьбы место иерусалимского патриарха занял Арнульф де Роол. Но тут прибыл папский легат Даимберт Пизанский, который низложил Арнульфа и сам стал патриархом. Более того, он потребовал от Готфрида уступить ему Иерусалим и еще несколько мест в Святой Земле. Король после некоторых колебаний все-таки отдал патриарху во владение часть Иерусалима.
Взятие Иерусалима вызвало воодушевление на Западе. Немало рыцарей выразило желание продолжить дело их предшественников. В Европе выступила в поход новая крестоносная армия. Она нацеливалась прямо на Багдад. Крестоносцы мечтали окончательно разгромить тюрок-сельджуков и уничтожить Халифат. Начало этого арьергардного крестового похода было во многом похоже на начало первого. Огромные массы североитальянских крестьян и горожан, необученных и плохо вооруженных, собрались в Ломбардии и в 1100 году выступили в поход под предводительством архиепископа Миланского Ансельма IV. Путь их был отмечен грабежами и еврейскими погромами. Византийский император Алексий I выделил им лагерь за стенами Константинополя, но "крестоносцы" остались им недовольны и разбрелись по Константинополю грабить жителей. Один из отрядов даже ворвался во дворец и убил ручного льва императора. Византийцам стоило больших трудов собрать "крестоносцев" и переправить их на азиатский берег. Тем временем из Европы начали подходить отряды рыцарей, решивших поискать славы в Святой Земле. Довольно большой отряд вел Стефан из Блуа. Он был одним из лидеров Первого крестового похода, но не выдержал трудностей осады Антиохии и сбежал в Европу. На родине его встретили с позором, жена даже не пустила его на порог дома. Чтобы избавиться от бесчестия, Стефан собрал отряд из таких же вернувшихся с полдороги рыцарей и вновь пошел в Святую Землю.
Тем временем в Палестине Раймон Тулузский окончательно рассорился с другими лидерами крестоносцев, вспомнил про свою вассальную присягу императору и прибыл в Константинополь. Там он стал во главе новой армии крестоносцев, формально подчинявшейся Византии. Численность армии определить трудно, хронисты оценивают ее от 50 до 160 (!) тысяч человек. В мае 1101 года крестоносцы выступили в поход, не дождавшись даже подхода всех отрядов. Византийцы дали им в помощь отряд наемников-печенегов. 23 июня была взята Анкара. Однако тут крестоносцы поспорили о том, куда идти дальше. Раймон и Стефан предлагали идти тем же путем, каким они двигались во время первого похода. Тогда пришлось бы идти по землям уже основательно разгромленного Румийского султаната, который вряд ли оказал бы сильное сопротивление, а затем по владениям дружественных киликийских армян. Однако у остальных лидеров было другое мнение. Дело в том, что Боэмунд Тарентский, провозгласивший себя князем Антиохии, активно расширял свое княжество на север и запад. В одном из сражений ему не повезло, и он попал в плен к Данишмендам. Крестоносцы решили освободить его. Особенно хотел этого архиепископ Ансельм и его крестьяне-ломбардцы. Их было гораздо больше, чем рыцарей. Раймону пришлось подчиниться мнению большинства и повернуть на север, в горы Анатолии. Румийский султан Килыч-Арслан, наученный горьким опытом, объединил свои силы со своими вчерашними врагами, Данишмендами и даже султаном Алеппо Ридваном. Они решили заманить крестоносную армию в глубь Анатолии и уничтожить ее при удобном случае.
Крестоносцы осадили крепость Гангра, но не смогли ее взять и двинулись дальше. Идти им приходилось по бесплодным предгорьям. Сельджуки постоянно их тревожили набегами, уничтожали фуражные отряды. Наконец, в начале августа произошла битва при Амазии, на равнине, удобной для тюркской конницы. Бой длился пять дней. Крестоносцы шли отдельными отрядами, и сельджукам удалось не дать им соединиться, а затем и окружить. Пешие воины не могли противостоять тюркским конным стрелкам. Многие наемники-печенеги перешли на сторону противника. На пятый день Раймон и Стефан собрали остававшихся конных рыцарей и пошли на прорыв, бросив раненых и простолюдинов. Им удалось с большими потерями вырваться из окружения и затем добраться до византийского порта Синоп. Почти все из остававшихся в кольце были убиты или проданы в рабство тюрками.
Судьба других арьергардных отрядов, не успевших соединиться с основным войском у Константинополя, тоже была печальной. Отряд графа Вильгельма Неверского отправился через Анатолию и в августе был разбит тюрками. Подошедший еще позднее крупный франко-баварский отряд разделился на две части. Некоторые отправились в Святую Землю на византийских кораблях, но большинство все-таки решило прорываться через тюркские владения. В начале сентября Килыч-Арслан напал на них из засады под Гераклеей. И снова крестоносцы потерпели разгром, лишь небольшой части удалось добраться до Киликии. Вместе с этим отрядом в Святую Землю шла австрийская маркграфиня Ида, известная своей красотой. Во время боя она пропала. Легенды гласили, что Ида была взята в плен и отправлена в султанский гарем Алеппо.

Поход 1101 года


Остатки крестоносных отрядов собрались в киликийском городе Тарсус и, под командованием Раймона Тулузского, прибыли в Иерусалим на Пасху 1102 года. Серьезной силой в военном смысле они уже не были.
К тому времени в Иерусалиме сменился король. Готфрид I умер (вероятно, от холеры) 18 июля 1100 года при осаде Акры. Его похоронили при входе в часовню Адама у подножия Голгофы. Впоследствии там же хоронили всех иерусалимских королей. Иерусалимский патриарх Даимберт попытался присвоить себе светскую власть в королевстве, но не нашел понимания у рыцарей. На престол был возведен брат Готфрида, Балдуин Булонский, граф Эдессы. На Рождество он короновался в Вифлееме, в храме Рождества Христова. Став королем, Балдуин Булонский передал графство Эдесса своему двоюродному брату Балдуину де Бурку. Едва вступив на престол, Балдуин I начал военные кампании. В войнах и походах прошло все его восемнадцатилетнее правление. Иногда проигрывая, но чаще побеждая, король сильно расширил пределы крестоносных владений. Балдуин ходил в походы даже в глубь Аравии и к берегам Нила. Он называл себя "королем Азии и Вавилона". Еще при его жизни в Европе слагались героические песни о подвигах рыцарей в Святой Земле.
Раймон Тулузский, несмотря на противодействие других лидеров крестоносцев, объявил себя графом Триполи. Но свое графство между владениями антиохийцев и иерусалимцев ему еще надо было завоевать. В 1103 году Раймон построил замок Мон-Пелерин близ Триполи. Город был блокирован, но осада его затянулась на долгие годы. В 1105 году граф Раймон умер, так и не дождавшись сдачи города.
Боэмунд Тарентский в 1103 году выкупился из тюркского плена. В следующем году эдесский граф Балдуин II предложил ему вместе отправиться в поход на Восток, в богатые земли Междуречья. К армии также присоединились родственники военачальников - Танкред Тарентский (князь Галилеи и Тивериады, вассал Иерусалимского короля) и Иосцелин (Жослен) де Куртенэ (сеньор замка Турбессель, вассал графа Эдессы). Крестоносцы были так уверены в победе, что в походе яростно спорили между собой, кому какие земли и города отойдут после того, как они ими завладеют. А в это время мусульмане собрали крупную армию и сами двинулись навстречу европейской армии. 7 мая 1104 года под Харраном произошло сражение. Рыцари первыми бросились в атаку, но потерпели сокрушительное поражение. Балдуин Эдесский и Жослен де Куртенэ были захвачены в плен. Впервые мусульманам удалось разгромить сопоставимую по численности и вооружению рыцарскую армию. После этого боя крестоносцы фактически оставили мысль о походах на Багдад и ликвидации Халифата.
Боэмунд, потерявший значительную часть своих рыцарей, отправился на родину собирать новую армию. Его положение осложнялось тем, что он успел окончательно испортить отношения с византийцами и даже повоевать с ними в Киликии. Еще в 1100 году, когда Боэмунд попал в плен, император Алексей хотел его выкупить у тюрок (наверное, для того, чтобы побеседовать на тему превратностей судьбы и крепости рыцарских клятв), но, на счастье Боэмунда, не сошелся с сельджуками в цене. Теперь же князю Тарентскому и Антиохийскому пришлось противостоять византийскому императору на Балканах. Боэмунд даже попытался организовать крестовый поход против Византии, но неудачно. В 1107 году он высадился в Албании и потерпел там поражение от византийцев. По Девольскому мирному договору Боэмунд фактически признал себя вассалом Византии. В Антиохию он так и не вернулся и умер в 1111 году.

***
В европейских источниках земли, захваченные крестоносцами, назывались Outremer - Заморье, а их жители западноевропейского происхождения звались франками вне зависимости от национальности.
Крестоносцам удалось поставить под свой контроль довольно значительные земли. Иерусалимские рыцари присоединили обширные (хотя и малопригодные для хозяйства) земли за Иорданом. В целом, практически вся плодородная земля в Палестине отошла под власть европейцев. Передовые укрепленные посты иерусалимцев стояли на границе пустыни, охраняя рубежи королевства от набегов не признающих ничьей власти бедуинов. Почти все портовые города Сирии и Палестины оказались под властью европейцев. Исключением стал Аскалон - так и не взятый королем Годфридом и графом Раймоном, он еще несколько десятилетий оставался мусульманским анклавом, создавая проблемы иерусалимским королям. На юге владения крестоносцев простирались вплоть до Эйлатского залива Красного моря (там, где сейчас крайняя южная точка Израиля). На севере эдесские рыцари захватили обширные земли нынешнего Курдистана. Однако франкам так и не удалось взять крупные сирийские города Алеппо и Дамаск. Из северного Ирака крестоносцам угрожала мощная армия правителей Мосула. Некоторые территории - верховья реки Иордан, восточная Галилея, Голанские высоты, район реки Ярмук - были спорными, и крестоносцы, и мусульмане имели там свои укрепления и претендовали на власть над местными жителями.
На несколько десятилетий установилось равновесие, пусть и неустойчивое. Сельджукский султанат распадался, на его месте образовывалось множество мелких, фактически независимых городов-государств. Они были не в силах ни противостоять крестоносцам, ни объединиться в сколько-нибудь долговременный союз. Каждый правитель проводил свою собственную политику, стремясь отдельно договориться с королями крестоносцев, их вассалами, другими мусульманскими правителями, византийцами... Сложная совокупность альянсов, ленных отношений, торговых договоров превращалась в систему "сдержек и противовесов", не дающих чрезмерно усилиться ни одной из сторон. Поэтому XII век был относительно спокойным для жителей христианских государств Заморья.

Заморье


Рыцари-крестоносцы не просто принесли свои порядки на Ближний Восток, они перенесли туда свои идеализированные представления об устройстве общества. В Святой Земле не было субстрата в виде местных традиций (точнее, были, но крестоносцы могли их игнорировать как иноверческие), не тяготела над дворянами власть старинных династий. Можно было попытаться создать с чистого листа рыцарское королевство, в котором воплотились бы все положительные (с точки зрения дворянина) качества феодального строя. И король был не более чем первый среди равных. Не будет большим преувеличением назвать Иерусалимское королевство представительской монархией. Епископы и сеньоры составляли Высший совет - своеобразный парламент (в некоторых источниках, кстати, Высший совет и называется парламентом). Во главе совета стоял король, а при его отсутствии - иерусалимский сенешаль. Заседать в нем формально имел право любой вассал иерусалимского короля, но обычно в нем принимали участие только крупные светские и церковные феодалы, позднее - также магистры рыцарских орденов. Для кворума было необходимо только 4 голоса (главы совета и любых трех вассалов). Члены совета принимали решения о сборе армии, введении налогов, выпуске монеты, после смерти короля утверждали на престоле его преемника, а при необходимости - избирали регента. Также Высший совет был судом для дворян королевства и вообще высшей судебной инстанцией.
По легендам, такое устройство было создано Готфридом I, но вероятнее, что оно было установлено в 1120 году королем Балдуином II на совете в Наблусе. Высшим законом королевства были Иерусалимские Ассизы, впрочем, кодифицированные только в XIII веке.
При дворе Иерусалимского короля существовал ряд должностей - коннетабль (командующий армией), маршал (следующая по старшинству воинская должность), сенешаль (управляющий королевскими финансами и замками в королевском домене, также председатель Высшего совета в отсутствие короля), камергер (управляющий королевским хозяйством, глава слуг), майордом (ответственный за королевский стол), канцлер (отвечал за международные дела, также глава бюрократии. В отличие от Западной Европы, в Иерусалимском королевстве эта должность была сравнительно малозначительна), бальи (управлял королевством в отсутствии короля или при его малолетстве).

Герб Иерусалимского королевства. К слову сказать, нарушение средневековой геральдики - золотой цвет (металл) не может граничить с серебряным. Может, это сделано специально, чтобы подчеркнуть особый статус Святой Земли?


Как и все европейские государства того времени, монархии крестоносцев дробились на уделы и лены, те, в свою очередь - на сублены. Любой осевший в Заморье рыцарь мог рассчитывать на получение своего поместья или какого-нибудь ремесленного производства. Многие ближневосточные товары (например, тростниковый сахар) были большим дефицитом в Европе и давали неплохую прибыль. Поскольку европейцы обычно жили в городах, для среднестатистических крестьян-мусульман положение изменилось мало. В их деревнях обычно сохранялось самоуправление, с рыцарем-сеньором контактировали те же сельские старосты-"раисы", что раньше общались с исламскими гулямами-держателями икта (аналог европейского феода). А вот из городов мусульманское население было изгнано. Христиан некатолических конфессий (от православных до монофизитов) терпели. Что же касается евреев, то они даже изгнание считали везением - нередко иудейские общины просто уничтожались. В опустевших еврейских кварталах селились армянские и итальянские купцы, которые заняли "экологическую нишу" торговцев и ростовщиков.
Государства Заморья жили в постоянной угрозе со стороны мусульман. Сельджуки не заключали мир, война с ними продолжалась еще почти три десятилетия. На юге иерусалимские правители захватывали оставшиеся без верховной власти города Палестины. Рыцари воздвигли в Заморье гигантские замки. Самый знаменитый из них - Крак-де-Шевалье - до сих пор возвышается посреди сирийской пустыни.

Военную службу должны были нести франки, однако их всегда не хватало. Из Европы прибывали новые рыцари, давшие обет укреплять христианскую веру мечом (или получившие аналогичную епитимью), они приводили с собой отряды простых воинов. К слову сказать, условия вассалитета были куда жестче, чем в Европе. Рыцарь мог быть призван сеньором на военную службу в любое время и на неопределенный срок. Держатели феодов должны были быть готовыми к войне с 15 лет (иногда и раньше) и до 40 лет (иногда и до 60). Правда, и обязанности сеньора были значительными - при определенных условиях он даже оплачивал рыцарям снаряжение и лошадей. Правители Заморья нередко нанимали в Европе большие отряды наемников. Но воинов все равно было мало, и приходилось все-таки набирать во вспомогательные войска местных - сирийских христиан и обращенных в католичество арабов.


Так выглядели рыцари-крестоносцы конца XI - начала XII веков


Вообще, этнический состав Заморья был очень пестрым. Официальные документы составлялись на латыни (язык католической церкви) и старофранцузском (его тогда понимала вся знать). Духовенство, рыцари и простые воины прибывали из всех уголков Европы (есть даже косвенные сведения о русских дружинах в Заморье). Морскую торговлю почти монополизировали итальянские купцы (в основном венецианцы, генуэзцы, пизанцы). Монархи Заморья давали им освобождение от пошлин и прочие привилегии в обмен на денежную, а порой и военную помощь. Первый такой договор заключил еще Готфрид I. Иногда образовывались целые кварталы, занятые итальянскими поселениями и складами, особенно в портовых городах - Тире, Акре (ныне Акко), Гибелете (Библ, ныне Джубайль). Итальянские города получали от этого огромные прибыли, ведь государства крестоносцев стояли на перекрестии древних торговых путей. На севере, в Эдессе и Антиохии, было немало армян. Более того, они сумели создать свое царство в Киликии, которое стало буфером между Антиохийским княжеством и Византийской империей. Ливанские христиане-марониты тоже играли большую роль в государствах Заморья.
Конечно же, историю крестовых походов невозможно представить без духовно-рыцарских орденов. По сути своей, такая организация была призвана соединить благочестие и дисциплину монашеского ордена и военную мощь рыцарства.
В 1118 году рыцарь Гуго де Пейн явился ко двору иерусалимского короля вместе с 8 своими друзьями и родственниками и попросил разрешения охранять паломников в Святой Земле. Король дал ему разрешение и выделил 9 рыцарям помещение близ Храма Господня. Члены ордена начали называть себя Рыцарями Храма - тамплиерами. Видимо, в первые годы это было всего лишь братство мирян, занимающихся охраной паломников. В 1127 году Гуго де Пейн отправился к папе Гонорию II просить поддержки. Затем он объехал многие страны Европы, собирая пожертвования и агитируя рыцарей вступать на богоугодную службу Храму Господню. В 1128 году на соборе в Труа орден был официально утвержден, для него был составлен устав по образцу монашеского, а Гуго де Пейн стал первым магистром Ордена. В Орден вступило множество рыцарей, принимавших обет бедности и жертвовавших свои богатсва на благо Церкви. Правители пиренейский государств отдавали Тамплиерам замки в пограничных территориях. Во второй половине 1130-х годов тамплиерские замки появились и в Заморье.
Еще во время владычества Фатимидов в Иерусалиме купцы из итальянского города Амальфи открыли "странноприимный дом", чтобы предоставлять кров и оказывать помощь паломникам. Ко времени Первого крестового похода уже существовал крупный Госпиталь Святого Иоанна Милостивого под руководством Блаженного Жерара. В 1113 году папа признал Госпиталь Святого Иоанна как духовный орден, а в 1120 году Раймон де Пюи стал его первым магистром. При нем орден стал постепенно превращаться из чисто благотворительной в военную организацию. В отличие от тамплиеров, госпитальеры вели свою деятельность почти исключительно в Заморье. В 1136 году они получили в собственность замок Бетгибелин, а в 1144 году - еще несколько замков, в том числе Крак-де-Шевалье, который превратился под госпитальерским руководством из сравнительно небольшой крепости в неприступную цитадель.
После взятия Иерусалима местный православный лепрозорий перешел под управление католиков. Через некоторое время на его основе был создан Орден Святого Лазаря, посвятивший себя борьбе с проказой, очень распространенной в те времена. В целом это был скорее религиозно-благотворительный орден, однако средневековые историки пишут и о его военном крыле - загадочном и жутком "Ордене Благой Смерти". Туда вступали рыцари, заболевшие проказой. При этой болезни кожа теряет чувствительность, человек становится невосприимчивым к ранениям. А для средневекового рыцаря любая смерть в бою была предпочтительней медленного гниения заживо от страшной и неизлечимой болезни. Поэтому у ордена Святого Лазаря и появился небольшой военный отряд из прокаженных воинов - своеобразный "эскадрон смертников", не боящихся боли и ищущих героической смерти в бою. Любопытно, что "Орден Благой Смерти" был, видимо, первым военным подразделением, использовавшим в качестве эмблемы "тотенкопф" - изображение черепа с костями.
Рыцарские ордены получали от властей множество привилегий. Их магистры подчинялись только папам. Владения орденов были экстерриториальны, рыцари ордена не были обязаны нести военную службу иерусалимскому королю. Хотя на практике войска орденов участвовали во всех крупных кампаниях в Заморье. Более того, с течением времени они стали едва ли не основной силой слабеющих католических государств на Востоке. Однако все это было впереди, а пока, в 20-30-е годы XII века, ордены оставались преимущественно духовными организациями.
Таким был фон, на котором происходили последующие события. Рассказ о них - уже в следующей части.

Государства крестоносцев на Востоке. В 1096 г. четыре больших рыцарских ополчения отправились из Европы в Палестину. Их призывал к этому Папа римский. Он просил рыцарей вернуть из рук мусульман Гроб Господень, который, как известно, находится в Иерусалиме. Сам город был в это время захвачен турками-сельджуками.

Три долгих года продолжался поход. Ценой нескольких битв и сражений, многих жизней, жертв, лишений Иерусалим был отвоеван. Вслед за этим крестоносцы подчинили себе еще ряд городов, крепостей, территорий. В результате в руках рыцарей-паломников оказалось все сиро-палестинское побережье, а на северо-востоке их земли простирались далеко за Евфрат. Там крестоносцы создали свои государства: графства Эдесское и Триполийское, Антиохийское княжество и Иерусалимское королевство. На границах христианских владений было возведено множество мощных замков, в том числе знаменитый Крак. Их стены и башни грозно высились среди скал и песков. Дозорные день и ночь пристально всматривались в горизонт: не покажется ли вдали отряд врагов-мусульман.

Откуда нам известна история государств, созданных крестоносцами. Об истории христианских государств на Востоке, мы можем узнать из разных источников. До нашего времени дошли их законы, из которых наиболее интересны так называемые "Иерусалимские ассизы". История этих государств описана современниками, как христианами, так и мусульманами. Особенно много сведений можно почерпнуть из летописей архиепископа города Тира, Гийома, рассказавшего о том, как обстояли дела в Святой Земле до середины 80-х годов XII в., и иерусалимского казначея Бернарда, подробно описавшего более поздние события.

Духовно-рыцарские ордены. Чтобы защищать свои новые владения и расширять их, христиане создали специальные организации - духовно-рыцарские ордены. Два из них стали главными: орден тамплиеров (или храмовников) и орден госпитальеров. Ордены состояли из людей, которые одновременно были и воинами-рыцарями, и монахами. Они всегда были готовы прервать молитву и взяться за меч, чтобы отразить опасность со стороны иноверцев. Во главе ордена стоял великий магистр, которому беспрекословно подчинялись все остальные. Орденские рыцари были многочисленны, прекрасно вооружены, обучены, подчинялись строжайшей дисциплине. Это сделало ордены тамплиеров и госпитальеров главной военной силой христиан на Востоке.

Раздоры христианских князей на Востоке. Все христианские княжества Сирии и Палестины на словах подчинялись Иерусалимскому королю. Однако на деле он не имел преимуществ перед князьями. Если планы христианских князей расходились, они начинали междоусобную войну. А в качестве союзников призывали на помощь соседних мусульман.

Поединок христианского рыцаря
с мусульманским воином

В таких условиях по-настоящему укрепиться в Сирии и Палестине было трудно. Поэтому в 40-х гг. XII в. успехам крестоносцев пришел конец. Эмир Имад ад-Дин Зенги, который правил в городе Мосуле (на территории современного северного Ирака), сумел распространить свою власть на несколько сельджукских княжеств в Месопотамии и Сирии, а потом начал наступление на христианские земли. В декабре 1144 г. он захватил и разрушил столицу Эдесского графства. И хотя сельджукам не удалось совсем выбить христиан из Сирии и Палестины, падение Эдессы стало грозным сигналом для крестоносцев. Оно ясно показало, что мусульмане начали объединяться для борьбы с ними и что самим крестоносцам пора прекратить раздоры, соединить силы, чтобы вместе отстоять свои владения и святыни.

Но урок впрок не пошел. Соперничество князей приобретало все больший и больший размах.

Читайте также другие темы части VIII "Ближний и Дальний Восток: сражения и завоевания" раздела "Западная Европа и Восток в средние века":

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...