Февральская революция 1917 события кратко. Февральская революция

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. Объективная необходимость преобразований в советском плановом хозяйственном механизме. 5

2. Основные положения реформы 1965 года. 8

2.1 Реформа производственных отношений. 8

2.2 Реформа сельского хозяйства. 11

2.3 Экстенсивный путь развития реформы. 14

3. Экономические результаты реформы, причины отхода от ее принципов в 1970-е годы. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 24

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 25


ВВЕДЕНИЕ

Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало городским и образованным. В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована только при Брежневе. Начало 60-х гг. с точки зрения развития экономической ситуации в стране было не таким благоприятным, как в предыдущее десятилетие. Высокие темпы роста в экономике, сопровождавшиеся – особенно во второй половине 50-х гг. – повышением эффективности производства, заметными достижениями в ряде областей науки и техники, расширением сферы потребления и т.д., в начале 60-х гг. стали уменьшаться.. Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения экономической политики.

Целью данной курсовой работы является анализ развития и влияния на экономику СССР реформы 1965 года. Главной задачей данной курсовой работы является рассмотрение последствий, к которым привела данная реформа. Я считаю, что тема моего реферата актуальна и в наше время, так как след от проведения реформы можно заметить и сегодня.

1. Объективная необходимость преобразований в советском плановом хозяйственном механизме.

К В 1959 г., когда принимался семилетний план на 1959-1965 гг., впервые была поставлена и научно обоснована задача интенсификации производства, с вторичного выдвижения которой на первый план начались и реформы в середине 80-х г. Промышленность может развиваться либо экстенсивным путем, либо интенсивным.

На первый взгляд, промышленность в годы семилетки развивалась вполне успешно. Было намечено увеличить промышленное производство на 80%, а выросло оно на 84%, так что количественно план перевыполнен. Произошли структурные сдвиги, отражавшие технический прогресс. Черная металлургия увеличила производство на 66-67%, а цветная – в 2-3 раза. Для изготовления новых машин требовалось не так много, как прежде, черного металла, зато больше – цветных сплавов. Добыча угля выросла только на 16%, а добыча нефти – в 2,2 раза. Новые двигатели требовали жидкого топлива. Химическая промышленность увеличила производство в 2,5 раза: рост выпуска синтетических материалов был одним из ведущих направлений в техническом прогрессе нового времени. Однако некоторые из этих прогрессивных структурных сдвигов происходили с запозданием; угольная промышленность и черная металлургия перешли в разряд "старых" отраслей уже после первой мировой войны. Теперь на первый план выдвигались отрасли научно-технической революции – робототехника, микроэлектроника и т.п. Впрочем, технический прогресс в годы семилетки выражался не только в структурных сдвигах. Именно в это время происходил переход к индустриальным методам в строительстве, когда детали здания готовились на заводе, а строительная площадка превращалась в сборочную.

Но за годы семилетки темпы роста производительности труда не увеличились, а понизились. Сократилась фондоотдача, Т.е. выпуск продукции на единицу основных фондов. Выпуск продукции вырос на 84%, а основные фонды промышленности – на 100%. А ведь при интенсификации фондоотдача должна расти: новые фонды – новая техника, более производительная. Таким образом, те показатели, которые отражают процесс интенсификации, свидетельствовали о замедлении этого процесса. Лозунг интенсификации не подкреплялся экономическими стимулами. Административная система исключала конкуренцию, а без неё предприятия не были заинтересованы в техническом прогрессе, потому он проводился лишь по административным указаниям "сверху". Отставание СССР от передовых стран по техническому уровню промышленности увеличилось.

В марте 1964 г. к власти пришла группировка, в основном не настроенная на серьезное реформирование экономики страны, прежде всего в области сельского хозяйства и промышленности. Однако к этому времени уже трудно было не реагировать на сложившиеся положение вещей: в отдельных районах страны из-за нехватки продуктов питания возникла необходимость ввести нормированное снабжение населения (по талонам), и скрывать ситуацию. В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором с докладом "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства" выступил новый лидер партии Л.И.Брежнев. Пленум в своем решении был вынужден признать, что " сельское хозяйство замедлило темпы своего роста. Планы его развития оказались невыполненными. Медленно повышались урожаи сельскохозяйственных культур. Производство мяса, молока и других продуктов за это время увеличились также незначительно".

Политика партии и государства после мартовского Пленума, естественно, принципиально измениться не могла, но все равно он стал весьма заметной вехой в истории организации сельскохозяйственного производства. После 1965 г. увеличилось ассигнования на нужды села: в 1965-1985 гг. капитальные вложения в сельское хозяйство составили 670,4 млрд. рублей, в 2 раза поднялись закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, продаваемую государству, укрепилась материально-техническая база хозяйств, возросла их энерговооруженность.

В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа.

Реформу практически все исследователи связывают с именем А.Н. Косыгина. В докладе на сентябрьском Пленуме были использованы некоторые предложения известного экономиста Е.Г. Либермана. В качестве образца была взята система, существовавшая в советской экономике во времена нэпа, но при одном значительном отличии: в 1920-е годы довольно заметную роль играли частные предприятия, которые в 1960-1970-х годах полностью отсутствовали. Реформа предполагала административные и экономические меры.

сновные положения реформы 1965 года.

Общая концепция реформы 1965 г., включала три направления:

1. Проведение мероприятий по повышению материальной заинтересованности коллективов предприятий в увеличении производства и улучшения качества продукции.

2. Осуществление мер по совершенствованию планирования, нацеленные на то, чтобы планы гарантировали пропорциональность развития отраслей народного хозяйства и рост технического уровня производства.

3. Реорганизация управления промышленностью путем ликвидации совнархозов и создания министерств, причем, не только общесоюзных, но и союзно-республиканских, которые обеспечивали бы единую техническую политику и технический прогресс. Мотивы были как экономические, так и политические: отмеченные реформационные отвечали интересам большинства союзных республик. Ключевой задачей экономической реформы был переход от административных методов управления народным хозяйством к экономическим. Предлагалось усилить воздействие и роль стоимостных инструментов: цены, прибыли, кредитов, процентов, премий и пр. В этой связи под реформаторские преобразования подводилась теоретическая база, смысл которой состоял в признании товарной природы социалистического производства.

Экономическая реформа 1965 г. в СССР , (в СССР известна как Косыгинская реформа , на Западе как реформа Либермана ) - реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965-1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Общесоюзная экономическая дискуссия 1962-1964 годов

Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций), и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций.

Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов, ак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.

Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов, подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила названиелиберманизм .

Как альтернатива реформе в среде интеллигенции радикального «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова, с 1962 г. развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ).

Основные положения реформы

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х - начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

«Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)

«О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)

«Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.

«О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)

«О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)

«О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)

«О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)

«О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)

«О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)

«О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)

«О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

    Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования - советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

    Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

    Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

    Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов - фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).

    Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия - не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г..

Реформы 1965 г.: замыслы и итоги.

Вопрос. СССР в середине 60-80-х гг. Смена политического курса.

Реформы 1965 г.: замыслы и итоги.

Экономические трудности и неудачи начала 60-х гг. вызвали оживленные дискуссии в высших кругах партийного руководства и среди специалистов в области экономики.

Импульс этим дискуссиям дала статья харьковского ученого Е.Г. Либермана «План, прибыль, премия», опубликованная в «Правде» в сентябре 1962 г.

Оценивать деятельность предприятий не по показателям валового производства, а по объему прибыли которая оставалась после реализации продукции;

Возродить материальное стимулирование производства;

Освободить производство от мелочной опеки в вопросах планирования и сбыта;

Следствием дискуссии стало одобрение партийным руководством идей, предложенных автором статьи и проведение реформ в области сельского хозяйства и промышленности.

В марте 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял программу переустройства аграрного сектора экономики.

Основные положения:

1. Увеличение средств в развитие социальной сферы села;

Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства;

Установление твердого плана госзакупок на 6 лет;

Введение 50% надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов государству;

Погашение долгов и недоимок прошлых лет;

Смягчение запретов на ведение подсобного хозяйства;

Результаты сказались быстро.

В 1970 г. рентабельность сельско-хозяйственного производства составила в колхозах – 34%, в совхозах – 22%;

Но проведение реформы породило новые проблемы:

Огромные затраты на развитие сельского хозяйства (за 1966-80 г. их сумма составила 400 млрд. рублей (660 млрд. дол) буквально «уходили в песок» - закупалась дорогостоящая техника, развертывались программы химизации, мелиорации, строительство грандиозных животноводческих и перерабатывающих комплексов и т.д.

Введение стабильных и достаточно высоких окладов колхозникам, (при запрете вести эффективное подсобное хозяйство) привело к росту иждивенческих настроений (урожай овощей как правило убирали не сами крестьяне, а горожане, военные и т.д.). В следствие этого ее потери составляли от 20 до 40%.

К началу 80 гг. колхозы и совхозы вновь стали убыточными.

Реформы промышленности их рассмотрел сентябрьский 1965 г. Пленум ЦК КПСС.

Основные направления реформирования экономики

· изменение директивного планирования:

Сокращен до минимума перечень показателей, определяемых сверху;

Вводился показатель качества;

(Однако показатель валового выпуска продукции оставался)

· усиление экономического стимулирования производителя.

Разрешалось часть доходов предприятий оставлять в собственном распоряжении и использовать для материального поощрения рабочих, строительства жилья и объектов социально-бытового назначения, развития производства.

· Ликвидированы совнархозы, взамен которых восстановлены Министерства.

Результаты реформы:

Объем промышленного производства за восьмую пятилетку (1966-70 гг.) вырос в 1,5 раза;

Выросло качество продукции;

Построено 1900 крупных предприятий (ВАЗ, Красноярская ГЭС, карагандинский металлургический комбинат и т.д. Началось строительство КАМАЗа, БАМа).

Однако к концу 60-х годов реформа пошла на убыль. Кроме экономических (управление по-прежнему оставалось директивным), на это были и политические причины:

Аналогичные реформы в Чехословакии привели к началу демонтажа традиционной политической системы, а этого Брежнев не мог допустить ни в ЧССР, ни у себя.

Таким образом, высокие результаты развития промышленности объяснялись, прежде всего в ведением экономических стимулов к труду. Отказ от них в 70-е гг. вновь привел экономику страны в тупик.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

60-е – начало 80-х годов были отмечены рядом принципиальных научных открытий технических разработок. Как и прежде, они были сосредоточены в областях, тесно связанных с военным производством – ядерной физике, ракетостроении, авиационной технике.

Во второй половине 60-х гг. наиболее активно развивалось освоение космического пространства. От одиночных полетов советские космонавты перешли к коллективным многодневным экспедициям на околоземную орбиту.

Началось использование принципиально новых космических кораблей «Союз». В 1966 г. АМС «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на Луну. В 1970 году АМС «Луна-16» доставила образцы лунного грунта на землю. В этом же году на Луну был доставлен самоходный аппарат «Луноход-1». В 1975 году состоялся первый в мире совместный советско-американский космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон».

В 1971 году начала действовать первая в мире долговременная орбитальная станция. В 1975 году создана крупнейшая в мире термоядерная установка «Токамак-10», на которой в лабораторных условиях впервые была получена развитая термоядерная реакция.

Больших успехов добились советские конструкторы и инженеры.

В 1965 г. создан крупнейший транспортный самолет «Антей». В 1975 г. началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового самолета «ТУ-144».

В 1976 г. начал перевозки пассажиров и грузов советский аэробус «Ил-86».

В 1975 г. белорусскими автостроителями создан крупнейший самосвал «Белаз» грузоподъемностью 110 т.

В 1974 г. был спущен на воду самый большой атомный ледокол «Арктика».

В тоже время достижения науки и техники мало отражались на состоянии механизации и автоматизации производства, особенно в строительстве и сельском хозяйстве.

Данное обстоятельство в совокупности с другими факторами (рост городского населения при одновременном сокращении сельского и т.д.) привели к обострению ряда социальных проблем и возникновению новых:

Несмотря на значительный рост объемов жилья увеличивалось число очередников на его получение;

Сокращение расходов на здравоохранение привело к тому, что СССР переместился на 35 место в мире по продолжительности жизни и на 50-е по детской смертности;

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению дефицита продовольствия. В результате к началу 80-х гг. в некоторых областях страны стала вводиться карточная система;

В республиках Средней Азии появилась массовая (открытая) безработица;



Уровень доходов 2/3 населения страны едва превышал черту бедности;

В тоже время следует отметить, что повседневный опыт советского человека в сравнении с началом 60-х годов заметно улучшился.

Десятки миллионов людей улучшили свои жилищные условия, переехав в отдельные благоустроенные квартиры.

Практически в каждой семье были холодильник, телевизор, радиоприемник.

Многие стали обладателями отечественных автомобилей.

Выросла зарплата, хотя ее рост отставал от темпов национального дохода.

Нарастание кризисных явлений. Объективная необходимость изменений

советского общества.

Отказ от начатых в 60-е годы реформ сыграл решающую роль в кризисе советской экономики, начавшемся с середины 70-х годов.

О кризисе свидетельствовал ряд симптомов:

Резкое падение темпов промышленного роста и производительности труда;

Снижение отдачи капиталовложений;

Рост незавершенного строительства;

Уменьшение потребления.

Основными причинами кризиса являлись:

· неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с уменьшением доли трудоспособного населения;

(поддерживать экономический рост за счет привлечения новой рабочей силы стало невозможно);

· истощение традиционной сырьевой базы и постоянное смещение добывающей промышленности на Восток, что вело к росту себестоимости сырья и обостряло проблему с транспортом;

· физический износ и моральное старение оборудования и основных фондов;

· рост удельного веса военных расходов, непосредственно отражавшегося на развитии гражданского производства;

· кризис организации труда. По мнению академика Г. Заславской, изложенному в закрытом докладе на собрании Академии наук, главная причина кризиса коренилась в неспособности существующей системы обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества.

Система по сути оставалась той же самой, что и в 30-е годы, несмотря на проведенные изменения – чрезмерная централизация, директивное планирование, запрещение всех видов индивидуальной трудовой деятельности, контроль всех способов материального стимулирования трудящихся центром и т.д.

Чтобы выйти из кризиса требовалось предпринять ряд кардинальных изменений в экономике:

Допустить частную инициативу, определив оптимальную, с точки зрения общества, сферу ее приложения;

Расширить права предприятий и допустить возможность развития между ними прямых связей;

Сократить большинство отраслевых министерств и т.д.;

Таким образом, отказ от начатых в 60-е годы реформ вновь привел экономику страны в тупик.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....