Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Терапия или жизненный путь? Арт-терапия для пожилых людей
Творчество – это деятельность, в результате которой человек получает нечто новое и оригинальное. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслей, представлений, внутренних конфликтов. Для терапии творчеством клиенту не обязателен какой-либо опыт. Иногда клиенты как раз после такой работы начинают рисовать, писать стихи и прозу, танцевать, петь, шить, заниматься актерским мастерством. Это связано с тем, что терапия сама по себе помогает человеку самораскрыться, а также клиент получает положительный опыт самой творческой деятельности.
Использовать в терапии возможно многое, во-первых, это лепка и рисование в различных техниках, создание масок, бодиарт, гончарное мастерство. К терапии творчеством относятся также написание стихов, сказок, рассказов. Шитье, создание кукол, коллажей, композиций из природных материалов, работа с песком, создание мандал и оберегов, оригами – все это помогает раскрыть себя. Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной, сакральной культуре. Терапия творчеством тесно связана с древним искусством, потому что основана на спонтанности и игнорирует современные критерии для оценки творческих продуктов.
Творчество – это сублимация, когда определенные запретные желания, потребности заменяются, например, художественным, литературным и другими образами, чтобы уменьшить психическое напряжение. Плюс в том, что творчество помогает выразить чувства, влечения, желания в социально-приемлемой форме.
Конфликты между потребностями и запретами люди могут не понимать, а продукт творчества помогает приблизить к осознанию то, что скрыто. Язык творчества символичен, как наши сны и фантазии, и такая терапия помогает клиенту понять и интегрировать глубокий смысл этих символов. В терапии творчеством задействована в большей степени иррациональная сторона нашей психики, отвечающая за чувства, интуицию, неосознанный опыт, что тоже является очень важным, потому что для решения многих трудностей в современном мире необходимо обращение именно к этим ресурсам. Творчество – один из способов работы с очень сильными чувствами, а также в моменты, когда переживание трудно выразить словами.Очень многие решают себя удовольствия лишь потому, что в детстве им кто-то сказал, что это у них плохо получается и человек поставил для себя запрет. Многие считают себя взрослыми и серьезными и потому не занимаются такой деятельностью. В терапии творчеством нет правил, любой творческий порыв человека принимается как естественное действие, тем самым у творящего уменьшается тревога, напряжение, и человек чувствует себя более свободным. Мастер не дает оценок, и клиент просто творит, наслаждаясь процессом. Тем самым специалист разрушает стереотипы и показывает, что процесс творения сам по себе имеет огромную ценность.
Терапия творчеством развивает такие функции, как восприятие, воображение , мышление, внимание. Это имеет огромное значение для детей и подростков, но и взрослые отмечают для себя некоторые сдвиги. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям. Творчество помогает раслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.
Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал,благотворно влияет на моторику, помогает быстрее разобраться в цвете, в форме,нормализует гиперактивность, ребенок быстрееразвивается общаясь с сверстниками и получая новые знания и навыки.
Терапия творчеством – тонкий, невероятно интересный и эффективный способ работы с людьми, который приносит огромное удовольствие. Я работаю индивидуально и в группах, используя терапию творчеством.
Арт-терапия или терапия через творчество, как не назови этот процесс, все равно он обязательно хоть как-то повлияет на нас, стоит лишь только совсем не на долго в него погрузиться. Окунувшийся в мир цветов и красок, мир фантазий и творений, легко почувствует отдачу от такой деятельности. Лень отступит, застенчивость покинет, неумение сменится настоящим творчеством! Методов множество, и лишь от вашего выбора зависит эффект.
Будь то плетение
или рисование красками,
занятия с кругом мандалы
или глиной - эффект будет непременно!
Мы творим неосознанно, с самого детства, пока наш ум чем-то занят наше подсознание выражает себя. На пример, во время телефонного разговора, окажись под рукой листок бумаги, рука, будто сама начинает выводить узоры.
Они всегда разные и отражают наши скрытые эмоции, которые могут сидеть так тихо и так глубоко, что мы о них часто даже и не подозреваем. Но им там тесно и неуютно, они желают выйти на поверхность, в этот материальный мир и превратиться во что-либо, приняв какую-то форму и окраску. Все получают определенные особенные впечатления от созерцания какого-либо творчества,
будь то картина маслом
или поделка из лоскутков,
фигурка или украшение.
Процесс выведения эмоций всегда подразумевает созидательную деятельность. Созидание есть творчество, участие в творении этого мира, исполнение великого закона...
Осуществлять свои задумки, делать то, что душе угодно не взирая на умения и навыки. Даже если мы не учились в художественных школах, даже если в последний раз мы рисовали в 7 классе - найти свой способ выражения себя, подходящий индивидуально, будет не трудно. В настоящее время существует масса видов искусства от самых простейших до кропотливо изысканных. Кто знает, в каком из них вы найдете себя? В чем вы проявите свою индивидуальность, сконцентрируетесь, отдохнете, увлечете свои ручки, побалуете глаза, порадуете окружающих....
Творческая деятельность очень полезна для нас, потому что помогает трансформировать свои переживания из эмоционального плана в материальный, где их можно будет прочувствовать и скорректировать так как нам бы этого хотелось, так, как мы истинно нуждаемся. Да, человек посредствам разума своего способен менять свое умонастроение, и процесс который нам помогает в этом - Арт-терапия.
Мы выражаем свои переживания скрытые или явные в своих творениях, а оценив получившееся чудо, нам становится легче понять свои мысли, желания, устремления, наметить конкретные цели или просто освободиться от обыденности и отдохнуть душой в процессе создания чудес. Даже если наши эмоции по каким-то причинам не самые благоприятные, мы попытаемся их узнать, разглядеть, увидеть и понять их. После этого к нам приходит ясность, и мы шагаем на следующий этап по проработке эмоций. В этом нам помогают различные арт-терапевтические методы, доступные каждому человеку, желающему двигаться к целям устраняя преграды, смело познавать новое избавляясь от страхов перед неизвестным...
Мир цикличен, все в нем движется, Вселенная не ждет, все в ней вертится и дышит. На вдохе первичен процесс сбора информации извне, переработка и анализ, ответная реакция "от меня". На выдохе - рассеивание переработанной и взятой когда-то извне энергии и выплеск ее "из меня". Это по истине Вселенский процесс, который способен почувствовать каждый.
Современный человек проживает тысячи эмоций изо дня в день. Мы все время куда-то спешим, для кого-то что-то делаем, что-то планируем, что-то забываем, нами кто-то командует или мы руководим кем-то. Все эти взаимоотношения влияют на нас и остаются с нами.
Дело в том, что внутри нас стоят некие фильтры, как дома на кранах, их задача не пропускать крупные тяжелые частицы, чтобы вода, которой мы пользуемся каждый день, оставалась чистой и прозрачной. Вот еще одна аналогия. Эту воду можно сравнить с нашим умонастроением, а неотфильтрованную массу - с основным потоком всей окружающей нас информации. Мы живем в веке интенсивно развивающихся технологий, в веке информации. Конечно всему есть свой срок службы, все подлежит замене, очистке. Эти крупные кусочки (тяжелые эмоции) задерживаются, и когда их становится много, система дает сигнал о том, что пора менять фильтры. На каждом это отражается по-своему. От такой перегруженности часто становится туманно. Нам трудно принять концентрацию или сфокусироваться как следует на какой-то задаче. В таком состоянии трудно оставаться капитанами корабля, и рано или поздно мы начинаем плыть по течению, соответственно, нас заносит в самые различные гавани - неконтролируемые ситуации. Приятные они или не приятные это уже второй вопрос, он как бы вытекает из факта потери осознанности и прибывания здесь и сейчас.
Человеческий ум всегда занят, так же как и разум, он наполнен размышлениями, выводами, умозаключениями, логическими цепочками. Но ни ум, ни наш разум, обычно не контролируют системы функционирования тела, такие как свое дыхание, биение сердца, потребности организма и рефлексы. Эти системы настроены и прекрасно работают без нашего участия. Получается, что мы здесь для того, чтобы участвовать своим умом и разумом в каких-то более глобальных делах, созидать, помогать себе и окружению, творить и создавать новое, вершить свои открытия в этот мир. Любой изобретатель верил в возможность существования своей задумки, и, возможно, без этого аспекта веры в себя и свою идею, получилось бы что-то иное, а не те нужные вещи, которыми мы пользуемся каждый день...
У каждого есть свои важные дела и задачи, стоящие перед ним. У каждого человека индивидуальный путь, в накапливании уникального личного опыта. Дел всегда много, они льются одно за другим и порой мы забываем что на самом деле хочет мое "Я", что ему сейчас необходимо, в чем оно нуждается сейчас. Ее Величество Вселенная, во всем своем могуществе и совершенстве проявлена перед нами, а мы, как неотъемлемая ее часть, также проявляемся в ней, оставляем свой след. Получается мы вытекаем из Вселенной и одновременно втекаем в нее. Непрерывный круговорот взаимодействия с тем, к чему мы близко находимся. Мы индивидуальны и едины со всем творением одновременно. Творчество в нас. Это заложено самой природой.
Мы можем начать процесс творчества и оно потечет само-собой, но стоит начать управлять им, включив некую осмысленность, и мы становимся на путь гармонизации и единения. Мы хозяева своего пути, остальным управляет Природа.
Этот путь, вернее всего лишь один из множества путей к гармонии - арт-терапия, которая поможет:
- предоставить опыт успешной деятельности
- раскрыть в нас скрытый потенциал (таланты, навыки, умения)
- пробудить яркие эмоции
- подойти ближе к целям, мечтам, желаниям
- почувствовать уверенность, раскрепоститься
- преодолеть отверженность
- сгладить и нейтрализовать проявления гнева, лени, страха
- отшлифовать чрезмерно выпирающее (черты характера, привычки)
- излечиться от хворей души (зависть, отчужденность, обида)
- избавит от депрессии (уныние, апатия, нежелание жить)
- успокоить ноющее сердце и избавиться от страданий
- синхронизироваться с гармоничным творением этого мира и направить порывы души на созидание этого мира
Арт-терапия всегда представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности.
Групповая терапия как частный метод работы, не взирая на возраст, предоставляет человеку чувство контакта с другими людьми.
Чувство «быть понятым» является одним из наиболее сильных в арт-терапевтическом процессе, так же, как и фраза «я понимаю» резонирует через все великие произведения искусства.
Арт-терапия в своем процессе имеет также и обратную связь.
Художественные образы в живописи, музыке, или другом искусстве искусстве вызывают сильнейшие эмоции, такие, как любовь, сопереживание, ненависть, сострадание, воодушевление. Пришедшему на курс необходимо расслабиться и сконцентрироваться на себе или на волнующем моменте.
Важно довериться арт-терапевту, учителю или ведущему, который непременно будет способствовать каждому в раскрытии в себе желания воспроизвести эти чувства, понять и принять их.
Креативность (состояние творчества) – это средство личностного роста, самопонимания и восстановления. Каждый может входить в такое состояние по своему желанию, или в способствующей ему соответствующей атмосфере.
Безусловно, социальный прогресс, развитие цивилизации, великие произведения искусства связаны именно с проявлением высокой креативности. Творческий процесс используется повседневно когда требуется разрешить проблему, создать что-то прекрасное вокруг нас или сделать жизнь особенной.
Креативность часто определяется и влияет на человека как:
- способность принести что-то новое и уникальное в существование
- соединение воедино противоположных впечатлений, идей и понятий, что в начале кажется нереальными
- некий толчок к включению таких качеств личности, как спонтанность, воображение, оригинальность самовыражения, открытость новому, интуицию
- ниспровержение барьеров, разрушение границ и отвержение общепринятых правил, где это необходимо для процесса
- снятие рамок и разграничений в мышлении, отношении к миру
Креативные люди отличаются своей независимостью, автономностью, уверенностью в себе, эмоциональностью, сенситивностью, самопринятием, авантюризмом и азартом.
Человек, включенный в процесс творчества, дает уйти прочь всем своим старым убеждениям и представлениям. В этом смысле креативность тесно связана с такой личностной чертой, как смелость. В художественном творчестве смелость создать что-то новое и уникальное может сопровождаться в итоге чувством удовлетворения, что делает эту деятельность значимой и необходимой.
И арт-терапия, и творческий процесс связаны с разрешением проблем – нахождением новых решений привычных способов существования, мышления, чувств и взаимодействий. Оба процесса включают встречу с самим собой. В арт-терапии это встреча происходит через художественные материалы и сам опыт художественного творчества, состояние и атмосферу креативности.
В последние десятилетия креативность стала определяться как человеческий потенциал, как способность, которую мы можем развить в себе, если захотим этого.
Все вокруг, все многообразие мира есть ни что иное как упорядоченные определенным образом художественные элементы, соединенные и трансформированные. Как мы видим их и воспринимаем, зависит от нашего сознания. Некоторым нравится что-то легкое и изящного, других привлекает нечто броское и кричащее. Язык художественных образов является особым, универсальным языком, в символической форме содержащим универсальные человеческие понятия.
Каждому приходилось что-то творить в своей жизни, будь то украшение блюда, выбор обоев и мебели, оформление подарка любимым или поделка с ребенком. Понимая высокую универсальность Арт-терапии каждый может обратиться к ее методам и запустить в себе Вселенский механизм самовосстановления и гармонизации через творческий процесс.
Все есть творчество. Творение вокруг нас...
Преимущество метода исцеления души, в основе которго лежит рисунок, танец, театр, музыка или движение, в том, что пациенту даётся возможность самовыражения без слов. А так как происходящее в фантазиях тесно связано, как правило с событиями реальной жизни ребёнка, у нас появляется возможность увидеть мир его глазами.
Мы с десятилетней Олей подходим к игрушкам, - рассказывает Наталья Кобкина, специалист по драммотерапии детей и подростков. - Я прошу девочку посмотреть на игрушки и выбрать одну. Оля выбирает белую зайчиху. Я прощу дать зайчихе имя. Оля выбирает имя Минни. Спрашиваю девочку, как дела у Минни, и получаю ответ:
- Я же заяц, значит должен бежать. Извини...
- Я спрячусь в скалах, мне страшно! - при этом она прячет Минни за спину.
- Чего ты боишься?
- Шума. И лесных зверей, - отвечает она. - Я хочу забраться в большие скалы и спрятаться там. Не хочу, чтобы меня нашли.
- Почему? - спрашиваю я.
- Они меня разорвут. Большие звери съедят меня, потому что я маленький зайчик, а тигры и слоны могут меня растоптать.
Оля нуждается в лечении из-за проблем в общении, замкнутости. При помощи Минни нам удалось поговорить о чувствах девочки, которую недолюбливают в классе.
У неё не было друзей, она отказывалась принять это, но замкнулась в себе.
Лечение творчеством
Это общее название целого комплекса воздействий различных видов искусства, чья цель - укрепить здоровые проявления в человеке, поддержать процесс изменения к лучшему его души и тела. Лечение творчеством основывается на раскрытии себя в рисунке, драме, литературе, музыке, театре - для больших и маленьких, здоровых и нет, всех и каждого.
При помощи фантазии пациент не только развлекается, но проявляет тайные мотивы своего поведения. События в выдуманном мире обычно связаны с реальными событиями, что позволяет проникнуть в то, что ребёнок скрывает, увидеть мир его глазами.
"Творчество даёт свободу самовыражения, позволяет оторваться от действительности и взлететь на крыльях фантазии, - говорит Наталья. - В терапии важен сам акт творения, а не его плоды. Вначале вообще нет никакой связи с талантом или творческими способностями. Во всех нас они присутствуют, а особенно в детях. Но в отличае от взрослых малыши не скованы стремлением к отличному результату и могут действовать совершенно свободно."
Важно, чтобы ребёнок занялся тем видом творчества, который му по душе, а не тем, который ему подходит по мнению родителей. На терапию направляются дети, имеющие проблемы в поведении или общении, страдающие от стресса, гиперактивные, с проблемами в учёбе, замкнутые в себе. Творческий процесс позволяет использовать те символы, что связаны с самозащитой человека, подобно свободным асоциациям, используемым в конвенциональном психоанализе, подобно той защите, что мы чувствуем во сне.
В процессе игры ребёнок может отделиться от проблемы, которая его беспокоит, переложить её на другого - куклу, нарисованный образ или на того, чью роль играет. В игре проявляются важные ситуации из жизни ребёнка, он открывает свои чувства без боязни. Его чувства, желания, потребности переносятся на вымышленный образ. Так ребёнок может увидеть себя сос стороны, увидеть проблему и избавиться от неё.
Драмотерапия - раздвоение личности
Истоки драмы кроются в Древней Греции, смысл слова - действие, занятие. Драматическое действо в терапии использует любые способы выражения - взгляд, черты лица, движения тела, пантомиму, ролевую игру, кукольный театр, карнавал масок...
Наш актёр проявляется сразу в двух образах, который он играет и как свой собственный прообраз. В игре ребёнок вновь проживает свой день, совмещая реальность и фантазию. С помощью фантазии он словно отдыхает от реальности, видит её сос стороны. Он покидает на время своё привычное Я, он сам себя создаёт, возникает незнакомец с другими мыслями, чувствами, поведением.
По словам Натальи Кобкиной, драмотерапия особенно подходит детям, ведь в детстве игра приносит так много удовольствия. Многие взрослые считают ролевые игры баловством, особенно те, которые тщательно подавляют всякое проявление ребячества в себе. Они воспринимают игру как угрозу. Дети же наслаждаются игрой, легко меняют роли, костюмы, возятся с куклами. И с помощью драмотерапии происходит освобождение, проблемы решаются, и ребёнок учится управлять собой, постигает искусство жить среди других, общаться, работать в коллективе и справляться с любой ситуацией.
Лечение движением - разрядка и освобождение
Зал для терапии в движении представляет большое и уютное помещение, на полу которого брошены маты, чтобы дети могли прыгать и падать сколько угодно, везде игрушки, которые можно пинать и бросать, а со стен и потолка свисают кольца, мячи, другие снаряды. Эта терапия основывается предположении о существовании о тесной связи между душой и телом.
"Движение становится непосредственно общением, - говорит Алексей Ягодный, специалист по лечению детей с помощью телодвижений. - При помощи тела можно проследить душевный настрой и вести беззвучный лечебный процесс. Терапия в движении подходит для всех, ведь речь идёт о тех первичных навыках, которыми владеет каждый. Тем детям, которые не могут выразить себя с помощью слов, этот метод подходит лучше всего. Иногда истоки проблемы кроются в том периоде, когда малыш ещё не говорил. При помощи движений мы возвращаемся в то время и находим пути к исцелению. А поскольку движение зачастую связано с музыкой и ритмом, мы иногда используем музыкальные инструменты: барабаны - для быстрого танца, погремушки и серьёзные инструменты - для долгих композиций".
Алексей рассказывает, что большое внимание уделяется взаимодействию с окружающей средой. Тут необходима помощь родителей, учавствующих в занятиях и проходящих соответствующий инструктаж.
Такая терапия подходит и детям - аутистам, и детям с другими проблемами в общении.
"Иногда ребёнку не под силу выразить свои чувства словами, - говорит Алексей. - потому что он считает их запретными или угрожающими другим. В процессе лечения он выражает себя в движении - и получает разрядку. Здесь ребёнку позволено любое физическое проявление, и он знает, что окружающие поддержат его. Здесь возникает связь без слов, приближающая детей к полноценному общению, дающая чувство понимания".
Лечение музыкой - опыт физического контакта
Алла Силаева, специалист в области лечения музыкой детей-аутистов, рассказывает: "Музыка не требует слов, в этом её преимущество. И подходит всем. Многим людям, особенно детям, трудно учавствовать в лечении, основанном на беседе. Музыка же позволяет проявить свои чувства, желания, ощущения без угрозы, слышной в словах. Этот путь подходит тем особым пациентам, кому легче обойтись без слов".
Терапия опирается на составные части музыки - мелодию, пение, ритм - путём использования известных мелодий. Музыка изменяется в соответствиями с ощущениями пациента.
"Моя цель - сопровождать ребёнка постоянно, принимать его таким, какой он есть, и помочь его понять самого себя. Я стучу в ту дверь, которую он открывает. Вместе с одними мы сочиняем мелодии, другие любят петь, а кто-то танцевать. Агрессивные дети снимают агрессию, занимаясь музыкой, бьют в барабан, шумят, избавляясь от избытка энергии. Иногда кто-то полгода раскладывает барабанные палочки в тишине и вдруг взрывается морем звуков. А я терпеливо жду, потому что у каждого свой темп.
В работе с аутистами важно дать им представление о своём теле и своём Я. Когда тело ребёнка отзывается (естественно!) на звуки музыки, он ощущает каждый орган - ножки, ручки, животик. Так он осознаёт своё тело - через музыку, а не через грубые прикосновения", - говорит Алла.
Музыка и движение тесно взаимосвязаны, так что музыкотерапия сочетается с терапией в движении. Музыка - единственный вид искусства, заставляющий нас плясать, связующий воедино душу и тело. Таким образом, лечение музыкой полезно тем, кто теряет взаимосвязь сос воим телом, не любит его.
Обнаружено, что ритм воспринимается телом человека лучше, чем сама музыка. Дыхание, походка, сердцебиение и секс - все они подчиняются определённому ритму.
Лла говорит, что одна из наиболее важных процедур для детей-аутистов связана именно с ритмическими музыкальными инструментами, организующими и направляющими ритм. Игра на них стимулирует двигательные навыки и даёт чувство самовыражения. Занятия музыкой позволяют развивить у детей-аутистов те навыки, которые невозможно развить никакими дургими способами.
Под звуки музыки они легче осваивают новые движения. Дети, не владеющие речью совершенно, производящие впечатление отсутствующих в нашем мире, при помощи музыки способны научиться принимать участие в выступлениях и легче развивают речь.
На более продвинутом этапе лечения можно попробовать самим сочинить мелодию, что требует от ребёнка внимания, умения сосредоточиться и сотрудничать с другим человеком.
Так с помощью музыки аутист учится налаживать связь с внешним миром - связь, которая не прервётся за стенами лечебницы.
Пластика - определение твоего места в мире
Елена Гошева, занимающаяся с детьми лепкой и рисунком, учит их так: "Зажмурьтесь и погрузитесь в свой мир, в своё воображение... Осмотритесь хорошо вокруг - на что это похоже? Представьте своих близких - какими вы их видите? Попробуйте перенести их образ на бумагу. нарисуйте свой мир, найдите в нём место каждому предмету. Найдите в нём место для себя..."
Рисунок открывает дорогу к понятию внутреннего мира детей. С помощью лепки и живописи дети отображают всё то, на что у них не хватает слов. На бумаге легче упорядочить свои чувства, понять самого себя.
"До десяти лет почти все дети рисуют, это часть нормального развития, - говорит Тамара Николаева, специализирующаяяся на терапии с помощью изобразительного искусства. - До этого возраста рисунок - часть игры, естественный способ самовыражения. Позже появляется критичность к своим работам, к работе относятся как к проверке способностей. Малыши же очень увлечены процессом и материалами, пользуются разнообразными красками, карандашами, углём, клеем, пластилином, песком, пёрышками..."
При помощи красок, фигур и линий дети приоткрывают нам свой внутренний мир. Рассматривая рисунки, мы узнаём о жизни своего реьёнка - какими он видит нас, свою семью, как он чувствует себя в этой жизни.
"Важно помнить, что рисунок - это лишь повод начать беседу, - подчёркивает Тамара.-Рисунок никогда не откроет взрослому однозначной правды, рисунок лишь отражает чувства ребёнка. Поэтому нужно выяснить у малыша, что он хотел изобразить, что значат для него нарисованные предметы".
Например, если в детской работе много чёрного цаета, можно предположить, что он в депрессии и "видит всё в чёрных тонах", а на самом деле для этого ребёнка чёрный цвет ассоциируется всего лишь с соседской собакой, с которой он дружит и которая для него - радость и счастье.
Так что нужно не обощать, а анализировать работу на основе дружеского разгоаора с малышом.
У некоторых детей рисунки свидетельствуют об их отношении к жизни, у других работы отражают тот мир, в котором им хотелось бы жить. Так что важно дать каждому возможность разъяснить, что же он имел в виду.
Рисунок совсем не обязан быть реалистичным, многие дети выражают себя, используя линии, пятна, сочетание красок или геометрических фигур.
Не менее важной частью терапии является возможность для детей возможность вдоволь повозиться с материалами, выпаскаться в них. Например, при работе с песком (отличный подручный материал для любого возраста!) Песок приятно трогать, пересыпать. Если добавить воды - его можно замесить и лепить фигурки, высушить и снова намочить. Игра с песком даёт простор фантазии, можно строить пещеры и замки, топить и закапывать. В ящик с песком можно добавить игрушки и разные предметы, это позволит создать целый воображаемый мир. Песок превращается в море и сушу, поле боя, горы, пляж и ещё, ещё, ещё...
Другое преимущество песка - фигуры из него легко разрушить. Агрессивный ребёнок сам пушается своего желания нанести вред окружающим, тех сил, что бушуют в нём. Строя из песка, он выражает свои чувства, он хозяин этого созданного им же мира и вправе сохранить или разрушить его. В процессе терапии мы предполагаем, что ребёнок научится освобождаться от злости, управлять ею, перестанет бояться наказания и разрушительной силы своего гнева.
Играя с материалами, мы даём детям физичекое ощущение свободы. Ребёнок, извозившийся по уши в подручных материалах и не боящийся получить замечание, полностью погружается в работу и максимально раскрывается в ней.