Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Терапия или жизненный путь? Арт-терапия для пожилых людей

Творчество – это деятельность, в результате которой человек получает нечто новое и оригинальное. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслей, представлений, внутренних конфликтов. Для терапии творчеством клиенту не обязателен какой-либо опыт. Иногда клиенты как раз после такой работы начинают рисовать, писать стихи и прозу, танцевать, петь, шить, заниматься актерским мастерством. Это связано с тем, что терапия сама по себе помогает человеку самораскрыться, а также клиент получает положительный опыт самой творческой деятельности.

Использовать в терапии возможно многое, во-первых, это лепка и рисование в различных техниках, создание масок, бодиарт, гончарное мастерство. К терапии творчеством относятся также написание стихов, сказок, рассказов. Шитье, создание кукол, коллажей, композиций из природных материалов, работа с песком, создание мандал и оберегов, оригами – все это помогает раскрыть себя. Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной, сакральной культуре. Терапия творчеством тесно связана с древним искусством, потому что основана на спонтанности и игнорирует современные критерии для оценки творческих продуктов.

Творчество – это сублимация, когда определенные запретные желания, потребности заменяются, например, художественным, литературным и другими образами, чтобы уменьшить психическое напряжение. Плюс в том, что творчество помогает выразить чувства, влечения, желания в социально-приемлемой форме.

Конфликты между потребностями и запретами люди могут не понимать, а продукт творчества помогает приблизить к осознанию то, что скрыто. Язык творчества символичен, как наши сны и фантазии, и такая терапия помогает клиенту понять и интегрировать глубокий смысл этих символов. В терапии творчеством задействована в большей степени иррациональная сторона нашей психики, отвечающая за чувства, интуицию, неосознанный опыт, что тоже является очень важным, потому что для решения многих трудностей в современном мире необходимо обращение именно к этим ресурсам. Творчество – один из способов работы с очень сильными чувствами, а также в моменты, когда переживание трудно выразить словами.Очень многие решают себя удовольствия лишь потому, что в детстве им кто-то сказал, что это у них плохо получается и человек поставил для себя запрет. Многие считают себя взрослыми и серьезными и потому не занимаются такой деятельностью. В терапии творчеством нет правил, любой творческий порыв человека принимается как естественное действие, тем самым у творящего уменьшается тревога, напряжение, и человек чувствует себя более свободным. Мастер не дает оценок, и клиент просто творит, наслаждаясь процессом. Тем самым специалист разрушает стереотипы и показывает, что процесс творения сам по себе имеет огромную ценность.

Терапия творчеством развивает такие функции, как восприятие, воображение , мышление, внимание. Это имеет огромное значение для детей и подростков, но и взрослые отмечают для себя некоторые сдвиги. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям. Творчество помогает раслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.

Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал,благотворно влияет на моторику, помогает быстрее разобраться в цвете, в форме,нормализует гиперактивность, ребенок быстрееразвивается общаясь с сверстниками и получая новые знания и навыки.

Терапия творчеством – тонкий, невероятно интересный и эффективный способ работы с людьми, который приносит огромное удовольствие. Я работаю индивидуально и в группах, используя терапию творчеством.


Арт-терапия или терапия через творчество, как не назови этот процесс, все равно он обязательно хоть как-то повлияет на нас, стоит лишь только совсем не на долго в него погрузиться. Окунувшийся в мир цветов и красок, мир фантазий и творений, легко почувствует отдачу от такой деятельности. Лень отступит, застенчивость покинет, неумение сменится настоящим творчеством! Методов множество, и лишь от вашего выбора зависит эффект.

Будь то плетение

или рисование красками,


занятия с кругом мандалы

или глиной

- эффект будет непременно!
Мы творим неосознанно, с самого детства, пока наш ум чем-то занят наше подсознание выражает себя. На пример, во время телефонного разговора, окажись под рукой листок бумаги, рука, будто сама начинает выводить узоры.


Они всегда разные и отражают наши скрытые эмоции, которые могут сидеть так тихо и так глубоко, что мы о них часто даже и не подозреваем. Но им там тесно и неуютно, они желают выйти на поверхность, в этот материальный мир и превратиться во что-либо, приняв какую-то форму и окраску. Все получают определенные особенные впечатления от созерцания какого-либо творчества,
будь то картина маслом


или поделка из лоскутков,


фигурка или украшение.

Процесс выведения эмоций всегда подразумевает созидательную деятельность. Созидание есть творчество, участие в творении этого мира, исполнение великого закона...
Осуществлять свои задумки, делать то, что душе угодно не взирая на умения и навыки. Даже если мы не учились в художественных школах, даже если в последний раз мы рисовали в 7 классе - найти свой способ выражения себя, подходящий индивидуально, будет не трудно. В настоящее время существует масса видов искусства от самых простейших до кропотливо изысканных. Кто знает, в каком из них вы найдете себя? В чем вы проявите свою индивидуальность, сконцентрируетесь, отдохнете, увлечете свои ручки, побалуете глаза, порадуете окружающих....
Творческая деятельность очень полезна для нас, потому что помогает трансформировать свои переживания из эмоционального плана в материальный, где их можно будет прочувствовать и скорректировать так как нам бы этого хотелось, так, как мы истинно нуждаемся. Да, человек посредствам разума своего способен менять свое умонастроение, и процесс который нам помогает в этом - Арт-терапия.

Мы выражаем свои переживания скрытые или явные в своих творениях, а оценив получившееся чудо, нам становится легче понять свои мысли, желания, устремления, наметить конкретные цели или просто освободиться от обыденности и отдохнуть душой в процессе создания чудес. Даже если наши эмоции по каким-то причинам не самые благоприятные, мы попытаемся их узнать, разглядеть, увидеть и понять их. После этого к нам приходит ясность, и мы шагаем на следующий этап по проработке эмоций. В этом нам помогают различные арт-терапевтические методы, доступные каждому человеку, желающему двигаться к целям устраняя преграды, смело познавать новое избавляясь от страхов перед неизвестным...
Мир цикличен, все в нем движется, Вселенная не ждет, все в ней вертится и дышит. На вдохе первичен процесс сбора информации извне, переработка и анализ, ответная реакция "от меня". На выдохе - рассеивание переработанной и взятой когда-то извне энергии и выплеск ее "из меня". Это по истине Вселенский процесс, который способен почувствовать каждый.
Современный человек проживает тысячи эмоций изо дня в день. Мы все время куда-то спешим, для кого-то что-то делаем, что-то планируем, что-то забываем, нами кто-то командует или мы руководим кем-то. Все эти взаимоотношения влияют на нас и остаются с нами.

Дело в том, что внутри нас стоят некие фильтры, как дома на кранах, их задача не пропускать крупные тяжелые частицы, чтобы вода, которой мы пользуемся каждый день, оставалась чистой и прозрачной. Вот еще одна аналогия. Эту воду можно сравнить с нашим умонастроением, а неотфильтрованную массу - с основным потоком всей окружающей нас информации. Мы живем в веке интенсивно развивающихся технологий, в веке информации. Конечно всему есть свой срок службы, все подлежит замене, очистке. Эти крупные кусочки (тяжелые эмоции) задерживаются, и когда их становится много, система дает сигнал о том, что пора менять фильтры. На каждом это отражается по-своему. От такой перегруженности часто становится туманно. Нам трудно принять концентрацию или сфокусироваться как следует на какой-то задаче. В таком состоянии трудно оставаться капитанами корабля, и рано или поздно мы начинаем плыть по течению, соответственно, нас заносит в самые различные гавани - неконтролируемые ситуации. Приятные они или не приятные это уже второй вопрос, он как бы вытекает из факта потери осознанности и прибывания здесь и сейчас.
Человеческий ум всегда занят, так же как и разум, он наполнен размышлениями, выводами, умозаключениями, логическими цепочками. Но ни ум, ни наш разум, обычно не контролируют системы функционирования тела, такие как свое дыхание, биение сердца, потребности организма и рефлексы. Эти системы настроены и прекрасно работают без нашего участия. Получается, что мы здесь для того, чтобы участвовать своим умом и разумом в каких-то более глобальных делах, созидать, помогать себе и окружению, творить и создавать новое, вершить свои открытия в этот мир. Любой изобретатель верил в возможность существования своей задумки, и, возможно, без этого аспекта веры в себя и свою идею, получилось бы что-то иное, а не те нужные вещи, которыми мы пользуемся каждый день...


У каждого есть свои важные дела и задачи, стоящие перед ним. У каждого человека индивидуальный путь, в накапливании уникального личного опыта. Дел всегда много, они льются одно за другим и порой мы забываем что на самом деле хочет мое "Я", что ему сейчас необходимо, в чем оно нуждается сейчас. Ее Величество Вселенная, во всем своем могуществе и совершенстве проявлена перед нами, а мы, как неотъемлемая ее часть, также проявляемся в ней, оставляем свой след. Получается мы вытекаем из Вселенной и одновременно втекаем в нее. Непрерывный круговорот взаимодействия с тем, к чему мы близко находимся. Мы индивидуальны и едины со всем творением одновременно. Творчество в нас. Это заложено самой природой.
Мы можем начать процесс творчества и оно потечет само-собой, но стоит начать управлять им, включив некую осмысленность, и мы становимся на путь гармонизации и единения. Мы хозяева своего пути, остальным управляет Природа.


Этот путь, вернее всего лишь один из множества путей к гармонии - арт-терапия, которая поможет:
- предоставить опыт успешной деятельности
- раскрыть в нас скрытый потенциал (таланты, навыки, умения)
- пробудить яркие эмоции
- подойти ближе к целям, мечтам, желаниям
- почувствовать уверенность, раскрепоститься
- преодолеть отверженность
- сгладить и нейтрализовать проявления гнева, лени, страха
- отшлифовать чрезмерно выпирающее (черты характера, привычки)
- излечиться от хворей души (зависть, отчужденность, обида)
- избавит от депрессии (уныние, апатия, нежелание жить)
- успокоить ноющее сердце и избавиться от страданий
- синхронизироваться с гармоничным творением этого мира и направить порывы души на созидание этого мира

Арт-терапия всегда представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности.
Групповая терапия как частный метод работы, не взирая на возраст, предоставляет человеку чувство контакта с другими людьми.


Чувство «быть понятым» является одним из наиболее сильных в арт-терапевтическом процессе, так же, как и фраза «я понимаю» резонирует через все великие произведения искусства.
Арт-терапия в своем процессе имеет также и обратную связь.
Художественные образы в живописи, музыке, или другом искусстве искусстве вызывают сильнейшие эмоции, такие, как любовь, сопереживание, ненависть, сострадание, воодушевление. Пришедшему на курс необходимо расслабиться и сконцентрироваться на себе или на волнующем моменте.


Важно довериться арт-терапевту, учителю или ведущему, который непременно будет способствовать каждому в раскрытии в себе желания воспроизвести эти чувства, понять и принять их.
Креативность (состояние творчества) – это средство личностного роста, самопонимания и восстановления. Каждый может входить в такое состояние по своему желанию, или в способствующей ему соответствующей атмосфере.
Безусловно, социальный прогресс, развитие цивилизации, великие произведения искусства связаны именно с проявлением высокой креативности. Творческий процесс используется повседневно когда требуется разрешить проблему, создать что-то прекрасное вокруг нас или сделать жизнь особенной.

Креативность часто определяется и влияет на человека как:
- способность принести что-то новое и уникальное в существование
- соединение воедино противоположных впечатлений, идей и понятий, что в начале кажется нереальными
- некий толчок к включению таких качеств личности, как спонтанность, воображение, оригинальность самовыражения, открытость новому, интуицию
- ниспровержение барьеров, разрушение границ и отвержение общепринятых правил, где это необходимо для процесса
- снятие рамок и разграничений в мышлении, отношении к миру

Креативные люди отличаются своей независимостью, автономностью, уверенностью в себе, эмоциональностью, сенситивностью, самопринятием, авантюризмом и азартом.
Человек, включенный в процесс творчества, дает уйти прочь всем своим старым убеждениям и представлениям. В этом смысле креативность тесно связана с такой личностной чертой, как смелость. В художественном творчестве смелость создать что-то новое и уникальное может сопровождаться в итоге чувством удовлетворения, что делает эту деятельность значимой и необходимой.

И арт-терапия, и творческий процесс связаны с разрешением проблем – нахождением новых решений привычных способов существования, мышления, чувств и взаимодействий. Оба процесса включают встречу с самим собой. В арт-терапии это встреча происходит через художественные материалы и сам опыт художественного творчества, состояние и атмосферу креативности.

В последние десятилетия креативность стала определяться как человеческий потенциал, как способность, которую мы можем развить в себе, если захотим этого.


Все вокруг, все многообразие мира есть ни что иное как упорядоченные определенным образом художественные элементы, соединенные и трансформированные. Как мы видим их и воспринимаем, зависит от нашего сознания. Некоторым нравится что-то легкое и изящного, других привлекает нечто броское и кричащее. Язык художественных образов является особым, универсальным языком, в символической форме содержащим универсальные человеческие понятия.

Каждому приходилось что-то творить в своей жизни, будь то украшение блюда, выбор обоев и мебели, оформление подарка любимым или поделка с ребенком. Понимая высокую универсальность Арт-терапии каждый может обратиться к ее методам и запустить в себе Вселенский механизм самовосстановления и гармонизации через творческий процесс.


Все есть творчество. Творение вокруг нас...

Преимущество метода исцеления души, в основе которго лежит рисунок, танец, театр, музыка или движение, в том, что пациенту даётся возможность самовыражения без слов. А так как происходящее в фантазиях тесно связано, как правило с событиями реальной жизни ребёнка, у нас появляется возможность увидеть мир его глазами.

Мы с десятилетней Олей подходим к игрушкам, - рассказывает Наталья Кобкина, специалист по драммотерапии детей и подростков. - Я прошу девочку посмотреть на игрушки и выбрать одну. Оля выбирает белую зайчиху. Я прощу дать зайчихе имя. Оля выбирает имя Минни. Спрашиваю девочку, как дела у Минни, и получаю ответ:
- Я же заяц, значит должен бежать. Извини...
- Я спрячусь в скалах, мне страшно! - при этом она прячет Минни за спину.
- Чего ты боишься?
- Шума. И лесных зверей, - отвечает она. - Я хочу забраться в большие скалы и спрятаться там. Не хочу, чтобы меня нашли.
- Почему? - спрашиваю я.
- Они меня разорвут. Большие звери съедят меня, потому что я маленький зайчик, а тигры и слоны могут меня растоптать.

Оля нуждается в лечении из-за проблем в общении, замкнутости. При помощи Минни нам удалось поговорить о чувствах девочки, которую недолюбливают в классе.
У неё не было друзей, она отказывалась принять это, но замкнулась в себе.

Лечение творчеством

Это общее название целого комплекса воздействий различных видов искусства, чья цель - укрепить здоровые проявления в человеке, поддержать процесс изменения к лучшему его души и тела. Лечение творчеством основывается на раскрытии себя в рисунке, драме, литературе, музыке, театре - для больших и маленьких, здоровых и нет, всех и каждого.

При помощи фантазии пациент не только развлекается, но проявляет тайные мотивы своего поведения. События в выдуманном мире обычно связаны с реальными событиями, что позволяет проникнуть в то, что ребёнок скрывает, увидеть мир его глазами.

"Творчество даёт свободу самовыражения, позволяет оторваться от действительности и взлететь на крыльях фантазии, - говорит Наталья. - В терапии важен сам акт творения, а не его плоды. Вначале вообще нет никакой связи с талантом или творческими способностями. Во всех нас они присутствуют, а особенно в детях. Но в отличае от взрослых малыши не скованы стремлением к отличному результату и могут действовать совершенно свободно."

Важно, чтобы ребёнок занялся тем видом творчества, который му по душе, а не тем, который ему подходит по мнению родителей. На терапию направляются дети, имеющие проблемы в поведении или общении, страдающие от стресса, гиперактивные, с проблемами в учёбе, замкнутые в себе. Творческий процесс позволяет использовать те символы, что связаны с самозащитой человека, подобно свободным асоциациям, используемым в конвенциональном психоанализе, подобно той защите, что мы чувствуем во сне.

В процессе игры ребёнок может отделиться от проблемы, которая его беспокоит, переложить её на другого - куклу, нарисованный образ или на того, чью роль играет. В игре проявляются важные ситуации из жизни ребёнка, он открывает свои чувства без боязни. Его чувства, желания, потребности переносятся на вымышленный образ. Так ребёнок может увидеть себя сос стороны, увидеть проблему и избавиться от неё.

Драмотерапия - раздвоение личности

Истоки драмы кроются в Древней Греции, смысл слова - действие, занятие. Драматическое действо в терапии использует любые способы выражения - взгляд, черты лица, движения тела, пантомиму, ролевую игру, кукольный театр, карнавал масок...

Наш актёр проявляется сразу в двух образах, который он играет и как свой собственный прообраз. В игре ребёнок вновь проживает свой день, совмещая реальность и фантазию. С помощью фантазии он словно отдыхает от реальности, видит её сос стороны. Он покидает на время своё привычное Я, он сам себя создаёт, возникает незнакомец с другими мыслями, чувствами, поведением.

По словам Натальи Кобкиной, драмотерапия особенно подходит детям, ведь в детстве игра приносит так много удовольствия. Многие взрослые считают ролевые игры баловством, особенно те, которые тщательно подавляют всякое проявление ребячества в себе. Они воспринимают игру как угрозу. Дети же наслаждаются игрой, легко меняют роли, костюмы, возятся с куклами. И с помощью драмотерапии происходит освобождение, проблемы решаются, и ребёнок учится управлять собой, постигает искусство жить среди других, общаться, работать в коллективе и справляться с любой ситуацией.

Лечение движением - разрядка и освобождение

Зал для терапии в движении представляет большое и уютное помещение, на полу которого брошены маты, чтобы дети могли прыгать и падать сколько угодно, везде игрушки, которые можно пинать и бросать, а со стен и потолка свисают кольца, мячи, другие снаряды. Эта терапия основывается предположении о существовании о тесной связи между душой и телом.

"Движение становится непосредственно общением, - говорит Алексей Ягодный, специалист по лечению детей с помощью телодвижений. - При помощи тела можно проследить душевный настрой и вести беззвучный лечебный процесс. Терапия в движении подходит для всех, ведь речь идёт о тех первичных навыках, которыми владеет каждый. Тем детям, которые не могут выразить себя с помощью слов, этот метод подходит лучше всего. Иногда истоки проблемы кроются в том периоде, когда малыш ещё не говорил. При помощи движений мы возвращаемся в то время и находим пути к исцелению. А поскольку движение зачастую связано с музыкой и ритмом, мы иногда используем музыкальные инструменты: барабаны - для быстрого танца, погремушки и серьёзные инструменты - для долгих композиций".

Алексей рассказывает, что большое внимание уделяется взаимодействию с окружающей средой. Тут необходима помощь родителей, учавствующих в занятиях и проходящих соответствующий инструктаж.

Такая терапия подходит и детям - аутистам, и детям с другими проблемами в общении.

"Иногда ребёнку не под силу выразить свои чувства словами, - говорит Алексей. - потому что он считает их запретными или угрожающими другим. В процессе лечения он выражает себя в движении - и получает разрядку. Здесь ребёнку позволено любое физическое проявление, и он знает, что окружающие поддержат его. Здесь возникает связь без слов, приближающая детей к полноценному общению, дающая чувство понимания".

Лечение музыкой - опыт физического контакта

Алла Силаева, специалист в области лечения музыкой детей-аутистов, рассказывает: "Музыка не требует слов, в этом её преимущество. И подходит всем. Многим людям, особенно детям, трудно учавствовать в лечении, основанном на беседе. Музыка же позволяет проявить свои чувства, желания, ощущения без угрозы, слышной в словах. Этот путь подходит тем особым пациентам, кому легче обойтись без слов".

Терапия опирается на составные части музыки - мелодию, пение, ритм - путём использования известных мелодий. Музыка изменяется в соответствиями с ощущениями пациента.

"Моя цель - сопровождать ребёнка постоянно, принимать его таким, какой он есть, и помочь его понять самого себя. Я стучу в ту дверь, которую он открывает. Вместе с одними мы сочиняем мелодии, другие любят петь, а кто-то танцевать. Агрессивные дети снимают агрессию, занимаясь музыкой, бьют в барабан, шумят, избавляясь от избытка энергии. Иногда кто-то полгода раскладывает барабанные палочки в тишине и вдруг взрывается морем звуков. А я терпеливо жду, потому что у каждого свой темп.

В работе с аутистами важно дать им представление о своём теле и своём Я. Когда тело ребёнка отзывается (естественно!) на звуки музыки, он ощущает каждый орган - ножки, ручки, животик. Так он осознаёт своё тело - через музыку, а не через грубые прикосновения", - говорит Алла.

Музыка и движение тесно взаимосвязаны, так что музыкотерапия сочетается с терапией в движении. Музыка - единственный вид искусства, заставляющий нас плясать, связующий воедино душу и тело. Таким образом, лечение музыкой полезно тем, кто теряет взаимосвязь сос воим телом, не любит его.

Обнаружено, что ритм воспринимается телом человека лучше, чем сама музыка. Дыхание, походка, сердцебиение и секс - все они подчиняются определённому ритму.

Лла говорит, что одна из наиболее важных процедур для детей-аутистов связана именно с ритмическими музыкальными инструментами, организующими и направляющими ритм. Игра на них стимулирует двигательные навыки и даёт чувство самовыражения. Занятия музыкой позволяют развивить у детей-аутистов те навыки, которые невозможно развить никакими дургими способами.

Под звуки музыки они легче осваивают новые движения. Дети, не владеющие речью совершенно, производящие впечатление отсутствующих в нашем мире, при помощи музыки способны научиться принимать участие в выступлениях и легче развивают речь.

На более продвинутом этапе лечения можно попробовать самим сочинить мелодию, что требует от ребёнка внимания, умения сосредоточиться и сотрудничать с другим человеком.

Так с помощью музыки аутист учится налаживать связь с внешним миром - связь, которая не прервётся за стенами лечебницы.

Пластика - определение твоего места в мире

Елена Гошева, занимающаяся с детьми лепкой и рисунком, учит их так: "Зажмурьтесь и погрузитесь в свой мир, в своё воображение... Осмотритесь хорошо вокруг - на что это похоже? Представьте своих близких - какими вы их видите? Попробуйте перенести их образ на бумагу. нарисуйте свой мир, найдите в нём место каждому предмету. Найдите в нём место для себя..."
Рисунок открывает дорогу к понятию внутреннего мира детей. С помощью лепки и живописи дети отображают всё то, на что у них не хватает слов. На бумаге легче упорядочить свои чувства, понять самого себя.

"До десяти лет почти все дети рисуют, это часть нормального развития, - говорит Тамара Николаева, специализирующаяяся на терапии с помощью изобразительного искусства. - До этого возраста рисунок - часть игры, естественный способ самовыражения. Позже появляется критичность к своим работам, к работе относятся как к проверке способностей. Малыши же очень увлечены процессом и материалами, пользуются разнообразными красками, карандашами, углём, клеем, пластилином, песком, пёрышками..."
При помощи красок, фигур и линий дети приоткрывают нам свой внутренний мир. Рассматривая рисунки, мы узнаём о жизни своего реьёнка - какими он видит нас, свою семью, как он чувствует себя в этой жизни.

"Важно помнить, что рисунок - это лишь повод начать беседу, - подчёркивает Тамара.-Рисунок никогда не откроет взрослому однозначной правды, рисунок лишь отражает чувства ребёнка. Поэтому нужно выяснить у малыша, что он хотел изобразить, что значат для него нарисованные предметы".

Например, если в детской работе много чёрного цаета, можно предположить, что он в депрессии и "видит всё в чёрных тонах", а на самом деле для этого ребёнка чёрный цвет ассоциируется всего лишь с соседской собакой, с которой он дружит и которая для него - радость и счастье.

Так что нужно не обощать, а анализировать работу на основе дружеского разгоаора с малышом.

У некоторых детей рисунки свидетельствуют об их отношении к жизни, у других работы отражают тот мир, в котором им хотелось бы жить. Так что важно дать каждому возможность разъяснить, что же он имел в виду.

Рисунок совсем не обязан быть реалистичным, многие дети выражают себя, используя линии, пятна, сочетание красок или геометрических фигур.

Не менее важной частью терапии является возможность для детей возможность вдоволь повозиться с материалами, выпаскаться в них. Например, при работе с песком (отличный подручный материал для любого возраста!) Песок приятно трогать, пересыпать. Если добавить воды - его можно замесить и лепить фигурки, высушить и снова намочить. Игра с песком даёт простор фантазии, можно строить пещеры и замки, топить и закапывать. В ящик с песком можно добавить игрушки и разные предметы, это позволит создать целый воображаемый мир. Песок превращается в море и сушу, поле боя, горы, пляж и ещё, ещё, ещё...

Другое преимущество песка - фигуры из него легко разрушить. Агрессивный ребёнок сам пушается своего желания нанести вред окружающим, тех сил, что бушуют в нём. Строя из песка, он выражает свои чувства, он хозяин этого созданного им же мира и вправе сохранить или разрушить его. В процессе терапии мы предполагаем, что ребёнок научится освобождаться от злости, управлять ею, перестанет бояться наказания и разрушительной силы своего гнева.

Играя с материалами, мы даём детям физичекое ощущение свободы. Ребёнок, извозившийся по уши в подручных материалах и не боящийся получить замечание, полностью погружается в работу и максимально раскрывается в ней.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...