Е трутнева у калины и рябины. Заучивание стихотворения Е

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2»

Организованная образовательная деятельность
Чтение художественной литературы.
Тема: Чтение и заучивание стихотворения «Осень» Е. Трутнева.

Кузнецова Марина Анатольевна,
воспитатель, I квалификационной категории
г. Грязовец, 2015 г.
Цель. Учить определять характер произведения, чувствовать общий тон, настроение автора, развивать у детей способность эмоционально, образно воспринимать красоту и поэтичность стихотворения, развивать память мышление, воображение, воспитывать любовь к природе. Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности; приобщать к изобразительному искусству.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, музыка.
Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», видео слайды с осенней тематикой, музыкальная запись произведений из альбома «Времена года» «Ноябрь» П.И. Чайковского, листы цветной бумаги.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Дети заходят в зал парами. Делают ворота. Проходят в ворота цепочкой и садятся на стульчики (Под музыку П.И. Чайковского «Времена года»)
В. Ребята, посмотрите, к нам ветер занёс листочек. Вика, какого он цвета? Тимофей, как ты думаешь, почему он пожелтел?
Дети, а он прилетел не один, а вместе с картиной И. И. Левитана. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года.
Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было бы полотен известного русского художника – пейзажиста И.И. Левитана.
Какие картины этого художника вам приходилось видеть?
Д. Картины: «Весна. Большая вода», «Берёзовая роща».
В. Какое время года изобразил Левитан и почему вы так думаете?
Д. Я думаю, что на картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтой листвы.
В. Умница! Это « платье золотое у берёзы на плечах». Картина, которую вы видите называется «Золотая осень». Многие художники посвятили свои картины осеннему времени года. Несколько картин об осени написал И.И. Левитан. Как вы думаете, где происходит действие?
Д. Художник нарисовал осенние поля, деревья, холодную реку, а вдали лес.
В. Какая часть суток изображена?
Д. Мне кажется, что это начало дня, потому что день светлый и ясный.
В. Каким вы видите небо?
Д. Художник нарисовал чистое голубое небо.
В. А что можно сказать про солнце?
Д. Солнце уже не греет так сильно, но всё равно блестит.
В. Опишите погоду. Ветреная она или нет?
Д. Погода безветренная. Ветерок тихо шевелит листвой.
В. Поиграем в игру: «Подбери сравнения». С чем можно сравнить осенние деревья? Рассмотрите, на что они похожи?
Д. Деревья в блестящих платьях. Осенние деревья в оранжево-жёлтых нарядах. Деревья, как в сказке, сверкают.
В. Молодцы! На что похожи листья?
Д. Листья похожи на золотые кружочки. Листья похожи на разноцветных мотыльков. Листья похожи на летающих жёлтых бабочек. А если листья в воде, то они похожи на золотых рыбок.
В. Умницы! А давайте закроем глаза и мысленно перенесёмся в этот лес. Прислушайтесь, что вы слышите, когда идёте по лесу?
Д. Шуршание листьев, пение птиц, хруст веток.
В. Правильно. Листья шелестят и летят, летят, летят. Посмотрите на поле, на реку, они выглядят так же, как летом?
Д. Нет, река и поле выглядят по-другому. Поле вдали только засеяли. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее.
В. Какими красками написана картина?
Д. Художник нашёл яркие краски, чтобы изобразить «золотую осень».
В. Какие цвета преобладают у художника?
Д. Левитан брал жёлтые, оранжевые, голубые краски.
В. Почему ему захотелось нарисовать такую картину?
Д. Я думаю, что художник сначала увидел красоту цветущей осени. И ему захотелось нарисовать её.
В. Какое настроение было у живописца, когда он творил эту картину?
Д. У Левитана было радостное, светлое настроение. И от этого картина получилась весёлой, светлой.
В. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится?
Д. Когда я смотрю на картину, мне хорошо, радостно. Картина мне нравится тем, что погода нарисована солнечная, ясная. Мы видим тихую, спокойную осень.
В. Если бы вы были художниками, как бы вы назвали картину?
Д. Золотая пора. Спокойная осень. Добрая Волшебница.
В. А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику стоя.
Вот стоит осенний лес (выполняем круговыеВ нём много сказок и чудес! движения глазами)Слева – сосны, справа – дуб (влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук (вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой. Поиграли мы с тобой!
В. Многие поэты воспевали красоту родной природы в своих стихах. Вот послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень»
Е. Трутнева «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.
Понравилось ли вам стихотворение?
Д. Да.
В. О каком времени осени написано стихотворение?
Д. О ранней (золотой) осени.
В. Как вы думаете, какое было настроение у автора, когда он писал эти стихи?
Д. Радостное.
В. Какие строчки вам больше всего понравились и запомнились?
Д. Ответы.
В. Как автор пишет об осеннем убранстве берёзки?
Послушайте, с какой любовью автор описывает березу:
«Это платье золотое
У березы на плечах».
Какие красивые выражения использовал автор: «листья сыплются дождем»
Почему листья сыплются дождём?
Какие еще явления в природе описаны в стихотворении?Д. Улетают журавли.
В. С конца лета паучки начинают плести паутину, которой как бы задерживают листья на деревьях. Как это описывает автор?
Д. Ответы.
Повторное чтение с установкой на запоминание (2-3 раза)
Дети по желанию рассказывают наизусть.
В. Молодцы, ребята! Вы очень выразительно рассказали стихотворение.
По просьбе воспитателя дети встают со стульчиков.
Танец «Краски осени»
Последние листки уносит ветер
По - северному резок и колюч,
Лежит на крышах иней на рассвете,
Выглядывает солнце из-за туч.
Поблёскивают мокрые дорожки.
Уж вы все надеваете сапожки.
Уходит осень с ноябрём от нас
Её мы провожаем в добрый час.
Ребята, давайте, вспомним приметы осени.
Рассказывают дети.
1.Грачи улетели, леса пожелтели
Одни зеленеют лишь сосны да ели
Дни стали короче, длинней стали ночи.
2.С мокрых яблонь листья обрывая,
Ветер забегает в каждый сад.
Лапчатым гусёнком ковыляя
По тропинке ходит листопад.
3. Будто рыжая лиса, бродит осень по лесам
Где махнёт хвостом пушистым
Золотыми станут листья.
Стали жёлтые сады, всюду осени следы.
Лист осины вспыхнул в чаще,
Как фонарик настоящий.
4. От осени не скрыться, не скрыться никуда.
Кричат печально птицы,
Молчит в реке вода.
Скамейки дождик мочит, деревья и дома.
Он плачет, он не хочет, чтоб к нам пришла зима.
В. Есть у осени три помощника, три осенних месяца, как они называются?
Д. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. Сентябринка, выходи, про сентябрь нам расскажи.
Я, ребята, Сентябринка.
Я хозяйка сентября,
И для всех друзей хороших
Есть подарки у меня:
Ягоды, грибы.
До чего ж они вкусны.
В. Дети, отгадайте, какие принесла подарки Сентябринка?
Загадки.
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Подосиновик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки.
(Мухомор)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка)
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка -
Ягодка... (морошка)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)
Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад - их родина.
Что это? (Смородина)
Скажи, Катюша, все ли грибы эти съедобные? А какой гриб несъедобный?
Все грибочки очень любят прятаться под листочки. Вот мы сейчас и превратимся в такие листочки.
ФизминуткаД. Мы листики осенние, (руки вверх)
На веточках висели. (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели, (покружиться)
И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели. (садимся на стульчики)
Давайте вспомним, как называется второй месяц осени? Выходи братец октябрь.
Я – королевы осени
Сын второй
Октябрь золотой.
Знают взрослые и дети
Ветер кружит листья эти.
Как пастух незримый вроде
Ветер листья хороводит.
Те же весело кружатся
И нам под ноги ложатся.
Если бегать не спеша,
Слышно как они шуршат.
Под ногами там и тут-
Всем нам песенку поют.
В. Ребята, посмотрите, осенний ветерок подул и листочки порвал. Нужно части листьев собрать, чтобы получились целые листочки. Одна команда будет собирать кленовые листочки, а вторая-дубовые.
Молодцы, ребята, все листочки вы собрали. А теперь настал черёд самого старшего брата. Как он называется?
Выходи, братец Ноябрь.
Закончился листопад,
Без листьев стоит сад,
Птицы давно улетели,
Скоро начнутся метели.
Дождь холодный льёт и льёт.
На деревьях иней.
Первый снег и тонкий лёд
Лужицы покрыли.
В. Дети, а давайте нашему листочку сделаем подарок.
Подходите к столам. У вас лежат разноцветные листы. Выберите тот, который вам больше всего понравился, и соедините на нём точки. Что же получилось? Правильно, листочек. С какого он дерева? Это будут друзья нашему листочку. После прогулки мы их вырежем.
Ребята, что вам сегодня особенно понравилось и запомнилось?

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Зарипова Фаимя
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема : «Осень »

Образовательная область : «Познание»

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Социализация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» , «Физическая культура» , «Музыка» , «Чтение художественной литературы» .

Программные задачи :

Коррекционно-образовательные :

1. Активизировать употребление глаголов;

2. Закрепить навык звукового, слогового анализа слов.

3. Активизировать и расширить словарь по темам «Осень » ,

4. продолжать развивать поэтический слух детей : умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения ;

5. упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания осенних пейзажей ;

6. продолжать развивать поэтический слух детей;

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать тонкие движения пальцев рук и координацию движений.

2. Развивать внимание, память, логическое мышление и творческое воображение.

3. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового.

4. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

5. Развивать умение строить высказывания типа рассуждений.

Коррекционно-воспитательные :

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2. Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

3. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Оборудование : Детские рисунки на тему : «Березка в золотом осеннем убранстве » , листья тополя, березы, липы, дуба, клена.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа :

1. Рассматривание на иллюстрациях деревьев, листьев;

2. Чтение «детской энциклопедии о животных» ,

3. Прослушивание аудиозаписи «Шум леса» ; фотовикторина «Узнай по листочку» .

Форма проведения НОД : групповая.

Общая продолжительность образовательной деятельности : 30 минут

Ход непосредственно образовательной деятельности

Основная часть :

Стихотворение Е . Трутневой «Осень »

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучках,

Это платье золотое

У березы на плечах

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят. летят

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель : Ребята, о каком периоде осени ,это стихотворение ? (Золотая осень )

Воспитатель : Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое? (Деревья стали золотыми.)

Воспитатель : Вспомните, как сказано об осеннем убранстве березки . («Это платье золотое у березки на плечах» ).

Воспитатель : И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое . А может быть, лучше сказать «В золотой шубке» ? Почему не лучше?

Воспитатель : Ветер обрывает листья, и они что делают? (Летят, сыплются, шелестят.)

Воспитатель : В стихотворении говорится : листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса? (Листопад) .

Воспитатель повторно читает стихотворение .

Воспитатель : Как вы думаете, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, Должно быть это, улетает наше лето» ? Почему немножко грустно?

Воспитатель : С конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении .

Физкультурная минутка с листьями.

Воспитатель : Я прочту стихотворение еще раз . Постарайтесь его запомнить. Заметьте, каким голосом я буду читать. А сейчас стихотворение будете читать вы сами.

Дети читают стихотворение по памяти , если,есть затруднение воспитатель помогает.

После чтение стихотворения воспитатель подходит к рисункам.

Воспитатель : Посмотрите свои рисунки. Найдите в них то, о чем говорится в стихотворении .

Воспитатель : в стихотворении говорится о золотом наряде, но ведь у осени есть и другие краски. Какие деревья осенью ? Красочные, разноцветные. …

Воспитатель : На что похожи осенние листья ? Подберите сравнения к слову листья. Листья летят, как… (птицы, парашютики, как будто танцуют) . Лист клена похож на (звездочку, на лошадку, лист акации на (монетку, лист березки на (золотое сердечко) . Что делают листья? Летают, облетают, срываются, шелестят, летят, уносятся.

Воспитатель : А если мы хотим сказать, что это уже с листьями случилось, то, как мы скажем?: (Пожелтели, облетели) .

Воспитатель : Молодцы, все хорошо справились с заданием.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....