Дуалистические теории сознания.

Научные и духовные течения сходятся к тому, что дуальность мира мнима. Мир един, так как он произошел из единого начала. Это начало - точка отсчета, в которой пространство и время слиты в одно. Эта точка – ноль, зародыш, в котором существуют в потенции все варианты развития вселенной.

В Теории Большого Взрыва первоисток вселенной называют«точкой сингулярности». Это момент покоя, когда две дуальности: материя и энергия еще не начали своего взаимодействия.

В эзотерической системе этому состоянию космоса соответствует Сефира «Кетер» - корона. Кетер - это чистое существование, изначальный свет Сознания Творца.

Дуальности мира и Сознание Творца

В Сознании Творца все едино, но жизнь и течение времени начинается с разделения, когда Высшее Сознание отделяет свое бытие от небытия. Творец провозглашает о своем существовании и начинает процесс сотворения. Из точки сингулярности в один миг изливается вся энергия и материя космоса.

Каждая физическая форма мира материальной природы: атом, космическое тело или человек - есть результат взаимодействия дуальностей: энергии и материи. Потому, когда дуальность мира называют иллюзией, это так и не так. С уровня Высшего Сознания Кетер, весь мир - иллюзия. Но с уровня сознания человека, материальный мир дуальностей реален, а состояние Кетер - непостижимая Истина. Считается, что тот, кто полностью познает Кетер, тот потеряет свое физическое тело и покинет дуальный мир, растворившись в единстве с Творцом.

Состояние слияния с Творцом называют пассивным существованием. Это подобно тихому осознанию своего бытия, достигаемого при медитации.

Активное взаимодействие и развитие невозможно без существования неравномерности, которую создают дуальные пары. Потому, дуальности, проистекающие из Единого, вместе с Единым формируют Триединый мир. Пара противоположностей и объединяющий центр – вот, что в действительности лежит в основе любой системы. При этом, только Сознание может направить энергию в русло созидания. А до этого момента существует только темная мертвая материя и свет, который – есть та же тьма, если ему не от чего отразиться.

Дуальность человеческого восприятия

Подобно тому, как из одной точки появляется целая Вселенная, так и сознание человека однажды загорается, рассеивая тьму его отсутствия. Момент, в который человек отделяет свое сознание от мира внешнего, он отделяет тонкое от плотного, небо от земли.

Человеческий разум по своей природе делит мир на дуальности. Так происходит процесс познания: разделяя явление мира на дуальные пары, человек вновь соединяет их внутри своего сознания, формируя собственную картину мира. Таким образом объективный мир субъективно отражается в сознании каждого из нас.

Чем ближе картина мира к истине, тем выше уровень эволюции сознания и тем ближе сознание к изначальному Единству. Чем ближе картина мира к крайностям, тем сильнее сознание погружено в одну из дуальностей, и тем сознание дальше от Истины.

Категоричное оценочное мышление - это уход ума в дуальности. Любая оценка: плохо или хорошо, правильно или неправильно - носит субъективный характер. Проработкой дуальности будет осознание сути явления с позиции обоих сторон. Например, препятствие - это не только зло, которое тормозит движение. Препятствие - это еще и возможность стать сильнее, мудрее и опытнее.

Эволюция сознания

Путь от дуальностей к единству - это извечный путь эволюции сознания. И человек - первая осознанная суть на этом пути. Первая, но не единственная. Достигая пика эволюции в человеческом теле, сознание переходит в другую форму существования. С уровня физического мира эти формы жизни могут выглядеть как небесные тела: спутники, планеты и звезды.

Пиком развития Сознания является достижение уровня Архонта или Творца. В космосе такое событие знаменуется взрывом Сверхновой Звезды. Взрыв Сверхновой - это момент слияния всех дуальных пар в Единстве Высшего Разума. Это момент достижения и момент рождения новой параллельной Вселенной.

Вывод

Разделение - метод познания ума. Соответсвенно, дуальность мира существует лишь на уровне логического мышления. С уровня бессмертной души, дуальность мира мнима, поскольку бессмертная душа живет в вечности -за пределами первичных дуальностей: пространства и времени.

Дуальность – это проявление двойственности в мире. Вся наша реальность соткана из противоречий. Вспомните известное выражение о стакане полу-пустом/полу-полном. Оно, как нельзя лучше характеризует дуальность взглядов людей на окружающий мир. Даже скрыты противоречия, порой разрывающие его не только пополам, но и на части…

Дуальность миро восприятия в каждом из нас

Как часто бывает – мы в стоим перед выбором. Причём, выбор приходится делать чуть ли не ежеминутно. Но незначительные события, действия, решения мы автоматически, даже не замечая этого, не заостряя на этом внимания. Так происходит потому, что мелкие противоречия не терзают нас. Что съесть, яблоко или грушу, присесть или полежать во время отдыха?… и т.д. Немного сложнее становится, когда дело доходит до более серьёзных вещей – куда поехать в отпуск, с кем завести дружбу, какой дорогой добираться до работы. Но и с этим выбором мы справляемся довольно легко.
К выбору профессии, или мы относимся куда более осторожно и ответственно. И вот тут очень часто нас поджидают разного рода казусы. Если поддавшись влиянию близких людей или общества, мы с течением времени понимаем о совершённой ошибке, мозг начинает сверлить сожаление, обида … то есть червоточина, отравляющая полноценную жизнь. Но если смысл в таком раскладе? Может проще или принять всё как есть, выделив положительные стороны сложившихся обстоятельств, или изменить принятое в прошлом решение на новое. Оба варианта ведут к выходу из противоречия.
Чем больше человек чего-то хочет, тем дальше оно от него «убегает». И он даже не догадывается, что своим «хотением» порождает в себе полюсность желаний, или другими словами – дуальность . Все дуальности (противоположности) создаются только в уме человека. Дождь, к примеру, не может быть плохим или хорошим событием, он просто есть и всё. Или змея – может укусить человека, или съесть грызуна. Так «плохая» она или «хорошая»? И так во всём. Оценивая какое-то явление или предмет, мы примеряем его по к нам самим. И если я боюсь пауков, это обстоятельство не делает их врагами природы.

Разделение людей на оптимистов и пессимистов

«Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности»

Во все времена среди людей находились такие, кто не боялся бросить вызов судьбе, тогда как большинство превращалось в серую массу, с осторожностью и опаской взирая на первых. Это разделение видно и сейчас. Одни бесконечно пророчат нам конец света, ссылаясь на разложение общества и глобальные катастрофы. Другие спокойно вещают о всё большем проникновении в массы тайных знаний, позволяющих раскрывать законы природы, глубже проникать в психику людей, и прежде всего – . Ведь невозможно изменить другого без его на то согласия (исключения составляют кратковременные противозаконные действия мошенников, но эти случаи не входят в разряд высокоморальных). Поэтому начинать лучше, прежде всего с себя. Возможностей для этого предостаточно. Взять хотя бы понятие «человек». Все согласятся, что человек – это его тело. Да, именно руки, ноги, туловище и голова. Оно даётся нам с рождения и до самой смерти, одно-единственное. Оно – наш своеобразный дом. С его помощью мы познаём материальный мир. А как мы с ним обращаемся? Любим, холим, тренируем? Или закармливаем, травим, культивируем лень?…
Но наше тело – это ещё не весь человек. У него ещё есть Сознание и Подсознание. Вот как раз об этих составляющих, под разными названиями, мы узнали сравнительно недавно. И тут поле деятельности для изучения совершенно неограниченно. Очень многие уже задумываются над законами мироздания, . В интернете прочитала, что если хотя бы 5 % людей настроено оптимистически по отношению к судьбе человечества, то оно не погибнет в очередной «конец света». А это уже радует.

Свобода появляется, когда исчезает двойственность восприятия

Но вернёмся к дуальности мира. Любое понятие у человека имеет свою противоположность. Чаще это проявляется в виде отрицания: «пойти» — «не пойти», «посмотреть» — «не посмотреть». Следует учитывать, что мы видим только одну сторону дуальности. Т.е. если нас интересует любовь, то мы и помыслить не можем о ненависти. А она, эта ненависть, уже заложена в нас, благодаря наличию

В любой развитой древней культуре двоичность, парность, олицетворяет близнецов - единство, разделенное на две половины . Древнеавестийский миф повествует о двух божественных близнецах, один из которых выбрал свет, а другой - тьму. Это - творцы вселенной Ахура-Мазда и его брат-близнец Ангра-Майнью. Аналогичны по смыслу близнецы в греческой мифологии, смертный и бессмертный, - Кастос и Полос. У древних славян это - Белобог и Чернобог.

Отсюда знак зодиака - созвездие Близнецов.

Дуальность (двойственность, дихотомия) - это пара противоположностей (полярностей, полюсов) в уме человека. Например, добро и зло, любовь и ненависть, хорошо и плохо. Дуальностей огромное количество, и у каждого свой набор. Есть более общие и абстрактные и более индивидуальные, конкретизированные, которые для одного весьма актуальны, а для другого вообще не имеют значения.

Все дуальности существуют исключительно в уме человека . Один полюс дуальности противоположен другому (дополняет его, уравновешивает) - но только в уме человека.

Весь ум (включая подсознание) построен на базе дуальностей . Любое понятие в уме человека имеет свою противоположность. Часто это выражается просто с помощью отрицания. Например «купить газету - не купить газету», «выйти замуж - не выйти замуж», «горячее - не горячее». Последняя дуальность демонстрирует, что конкретное понятие может иметь несколько противоположных. То есть «горячее» имеет уже две противоположности: «не горячее» и «холодное». Кто-то согласится с этим, кто-то нет - потому что у каждого свой набор дуальностей, с которыми человек согласился в процессе жизни.

Следует понимать, что если какая-либо дуальность для нас реальна или актуальна, то это потому, что когда-то мы её сами создали, либо согласились с ней (согласились, что она имеет место). Согласиться с дуальностью означает создать её для себя. Это тоже наше творение, даже если нас принудили или убедили её создать. Поэтому никогда не забывайте, что творцы дуальностей - мы сами.

Всё, что существует в уме (и подсознании), держится там исключительно за счёт существования дуальностей. Дуальности - это основа, на которой наслаивается опыт. Так устроен наш ум.

Актуальная дуальность - это дуальность, которая вас беспокоит или интересует . Люди, как правило, не видят это как дуальность, потому что человека интересует обычно только один полюс дуальности. Например, человек хочет стать свободным (от чего-либо) и, соответственно, для него актуальна полярность «быть свободным» . Он это понимает. Но он не видит обратную сторону дуальности (которую создаёт неосознанно) - «быть несвободным» . Ведь для того, чтобы двигаться к свободе, нужен полюс, от которого, собственно, надо двигаться. Он создаётся автоматически (подсознательно); и чем сильнее человек хочет свободы, тем больше он делает себя (подсознательно) несвободным. Иначе он не смог бы двигаться к противоположному полюсу . Заряд (напряжение, негатив) между полюсами нарастает, и влияние дуальности на сознание усиливается, подавляя здравый смысл, от чего впоследствии и страдает человек. На этом наживаются различные религии, организации, секты и т.д. Таким образом, в данном примере, для человека является актуальной дуальность «быть свободным - быть несвободным» .

Вы не сможете убрать только один полюс, оставив другой, потому что они удерживают друг друга.

Когда материал, находившийся между полярностями, стерт (разряжен), дуальность исчезает . Она перестаёт быть для вас значимой. На уровне понимания оба полюса, конечно же, остаются, и аналитически вы можете отличить одно от другого, но теперь уже нет материала, который ранее был между полюсами и негативно влиял на вас.

Трудность в том, что все дуальности взаимосвязаны (ассоциированы) друг с другом. Это затягивает обработку конкретной дуальности, потому что будут активизироваться «близлежащие» дуальности. Но, в конце концов, это не страшно, так как эти близлежащие тоже высвобождают немного заряда (негатива, напряжения), и в будущем с ними будет легче работать.

Так что начало работы с дуальностями может оказаться немного неприятным и долгим - будет всплывать много разного материала, не очень относящегося к прорабатываемой дуальности. Это могут быть неприятные эмоции, мысли, картинки, целые эпизоды жизни и т.д. И чтобы окончательно выйти за пределы дуального ума, через все это нужно будет пройти.

Работая с дуальностями, следует ожидать появления неприятного материала любого рода - он будет всплывать. Попадая в область нашего сознания, он разряжается (стирается, исчезает) и перестаёт на нас влиять, явно или неявно . Эффект освобождения от всего этого накапливается, и чем дальше мы пойдём, тем легче будет.

Зевота, сонливость, затуманенность сознания - это признаки выхода негативного материала на сознательный уровень. Сам материал не всегда распознается как конкретные случаи из прошлого, но этого и не требуется. Могут быть просто ощущения, например тяжесть или дискомфорт в теле, могут быть неприятные эмоции, мысли и т.д.

Будут также приятные ощущения , возникающие, как правило, в конце проработки конкретной дуальности . Они могут сохраняться длительное время или не очень. Это зависит от различных факторов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ожидаемый результат от проработки дуальности - вы больше не чувствуете никакого напряжения, когда рассматриваете дуальность, любой из её полюсов. Есть спокойствие, лёгкость и расслабленность . В идеале - вы можете удерживать вниманием оба полюса одновременно, без дискомфорта или предпочтения в данный момент какого-либо из них (однако поначалу такое бывает не всегда). Часто, но не всегда, в конце проработки дуальности возникаетсмех (как один из показателей разрядки негатива). Могут быть различные другие приятные ощущения и эмоции , например, радость, прилив сил, чувство освобождения, пустоты (там, где раньше чувствовалась проблема) и т.д. Также может возникнуть новое понимание ситуации или решение проблемы. После достижения ожидаемого результата следует закончить работу с проработанной дуальностью.

ВСЕГДА РАБОТАЙТЕ ТОЛЬКО С АКТУАЛЬНЫМИ ДУАЛЬНОСТЯМИ

Как найти свои актуальные дуальности. Для этого достаточно ответить себе на ряд вопросов типа:

  • что для меня важно?
  • чего я хочу?
  • чего я боюсь?
  • что меня беспокоит?
  • что я хочу изменить в своей жизни?
  • что я думаю о себе?
  • что я думаю о других? (о любом человеке или группах, организациях и т.д.)
  • что я думаю о собственной жизни? (и жизни других людей, если вам это важно)
  • что я думаю о прошлом?

Отвечая на конкретный вопрос, вы найдёте один полюс. Другой, противоположный (противостоящий), надо будет подобрать, чтобы получить дуальность целиком. Оба полюса дуальности должны быть актуальны, должны "цеплять", вызывать реакцию! Реакцией можно назвать любую разновидность НЕ - принятия как есть .

Пример нахождения дуальности. Допустим, на вопрос «чего я хочу?», я нахожу ответ «иметь свой бизнес». Таким образом, «я хочу иметь свой бизнес» - это половина моей актуальной дуальности. Теперь надо найти вторую половину, противоположную, противостоящую. Часто она образуется за счет отрицания, с помощью частицы «не». В итоге я получаю готовую дуальность «я хочу иметь свой бизнес - я не хочу иметь свой бизнес». Прежде чем запускать ее в работу, нужно убедиться, что дуальность сформулирована наиболее правильно. Возможно, правильнее будет так: «я намерен иметь свой бизнес - я намерен не иметь свой бизнес», или так: «я должен начать свой бизнес - я не должен начинать свой бизнес». Смысловые оттенки разные, поэтому и выбрать нужно наиболее соответствующий. Следите за тем, чтобы второй полюс был абсолютно противоположен первому . «Я хочу иметь свой бизнес - я не очень хочу иметь свой бизнес» - это неправильная формулировка, т.к. второй полюс не является полностью противоположным (он где-то между крайними точками). Неправильно сформулированная дуальность даст меньше результатов, или вообще не даст.

Всё, что для вас актуально, может быть сформулировано в виде дуальности и проработано.

Отвечая на приведенные вопросы, вы найдете множество своих убеждений. Любое убеждение или суждение имеет свою противоположность, образуя дуальность, и прорабатывается как любая другая дуальность. Вы не сможете полностью разделаться с убеждением, не затрагивая его противоположность.

СПИСОК ДУАЛЬНОСТЕЙ

Итак, ответив себе на вопросы и письменно составив список ваших дуальностей (очень рекомендую), выберите то, что наиболее актуально (беспокоит или интересует), и начните работу с этим. Со временем список будет пополняться новыми дуальностями, а старые, проработанные, будут вычеркиваться. Каждый раз выбирайте наиболее актуальную дуальность, и работайте с ней.

Само по себе составление и пополнение списка имеет терапевтический эффект, так как позволяет увидеть картину как набор дуальностей, а не отдельных полюсов. Вы сразу же почувствуете разницу, и это будет полезно. Кроме того, этот список останется в вашем уме; и в жизни, когда вы будете иметь дело с каким-либо полюсом из списка, вы будете также видеть и противоположный полюс, что немного удержит от погружения (интроверсии) в один из них.

Для нахождения своих актуальных дуальностей можно использовать готовые списки дуальностей, которые есть в различных практиках. Иногда это бывает полезно. Однако помните, что работать нужно только с тем, что для вас актуально, а не со всем подряд. Нет смысла прорабатывать чьи-то нескончаемые списки дуальностей, а тем более в той последовательности, как, якобы, «положено». Все люди разные, и единственно правильных списков просто не бывает.

Примеры дуалистических религий - зороастризм и христианство. Христианство, повествуя о дьяволе, искушающем самого Иисуса Христа и развивая совершенно новое, не существовавшее в иудаизме, представление об отпадении Люцифера и трети ангелов, о небесной войне, об активной противобожеской деятельности демонических сил, тем самым отходит от ветхозаветного монизма. С точки зрения последнего, сатана может считаться слугой или орудием Бога (книга Иова и некоторые другие места Ветхого Завета, а главное - общее мнение традиции иудаизма). Попутно можно заметить, что третья авраамическая религия, ислам, тенденцию теистического монизма (не смешивать с монотеизмом), напротив, дополнительно усиливает.

Дуализм, однако, бывает очень разный. Он, в частности, может быть онтологическим или относительным.

К примеру, онтологический дуализм у гностиков, а также у манихеев, противопоставляет материальный мир, как "зло", духовному миру, запредельной Божественной Плероме (Полноте), как "добру". Гностиками материальный мир рассматривался как сотворённый неким злым или невежественным демиургом. Силы добра в таком мире власти не имеют. Спасение понимается как освобождение человеческого духа от оков материи. На практике это приводило к противоположным крайностям: в одних случаях - к строгому аскетизму, в других - к достижению той же цели довольно странным путём - через всевозможный разврат с целью нарушить данные в иудейском Ветхом Завете законы создателя материального мира или же "разрушить" материальное тело.

Мироотрицающая философия оказывается притягательной для многих, обнаруживаясь в самых разных учениях, и на востоке, и на западе. Эсхатологический финал видится всем им либо в полном уничтожении материального мира, либо в окончательном разъединении индивидуального духовного начала с материей. Настрой здесь прямо противоположен первоначальному жизнеутверждающему обожествлению природы в древних политеистических культах.

Показательно сопоставление двух известных русских религиозных философов - Вл.Соловьёва и Н.Бердяева. Если у первого центральное место занимает идея положительного всеединства Добра, преодоления зла, преображения мира на пути движения к этой цели, то у второго - категоричное противопоставление невыносимой "объективированной" реальности некоей постулируемой "трансцендентной" сфере (та же божественная Плерома). У Бердяева происходит обычная для таких случаев подмена смысла зла, как категории нравственного порядка, на онтологическое "зло объективированности", исходящее, как им утверждается, от самого принципа противоположения субъекта и объектов. Конечно же, эта точка зрения, сходящаяся в своём мироотрицании с гностицизмом, чужда Розе Мира.

Относительный дуализм предполагает борьбу сил добра и зла только как временное состояние нашего мира. Первичное зло (как состояние сознания), возникает вследствие тёмного движения свободной воли Люцифера, первым отвергнувшего принцип Божественной Любви, и имеет власть над мировыми законами в силу того, что в Божественном мироздании любое существо обладает максимально возможной свободой выбора и творческого действия. Ведь смысл нашего бытия и заключён в беспредельном деятельном совершенствовании, а материальные миры, по своему назначению - поле становления и творчества духа. Не удивительно, что борьба сил добра и зла выражается в стремлении целенаправленно создавать и перестраивать мировую реальность по своим принципам.

Роза Мира, как и другие, исторические, формы христианства, соответствует относительному дуализму нравственного и этического порядка, предполагающему полную конечную победу сил добра в будущем. (Правда, нельзя не видеть, что ортодоксальному христианству свойственно внутреннее противоречие, связанное с утверждением о "всемогуществе" Бога - отягощающим наследием ветхозаветного монизма, закономерно приводящее к нравственному снижению представлений о Боге). Согласно "Розе Мира", высший Демиург мироздания - Сам Первотворец, сила чистого Добра, а злая воля отпавших демонов - только локальное явление, и во времени и в пространстве. Материя и, в частности, физическое тело человека, не отрицается как мнимое "зло", а подлежит преображению, просветлению от демонических искажений (которые для нас выражены, в первую очередь, в действующих биологических законах).

Дуалистическое восприятие мира и текущего мирового процесса только тогда есть благо, когда первичный критерий разделения - требование высоты нравственной (внутреннее состояние сознания) или, шире, этической (когда рассматривается ещё и внешнее поведение, как следствие внутреннего состояния), а не что-то иное. Критерием не могут быть, в частности, какие бы то ни было религиозные установления и догматы. Насколько они формально близки к истине при этом не так уж важно. Истины внеэтического порядка не так уж трудно использовать для целей злой воли. Показателен предельный случай: демоническая, противобожеская сила. Ведь и она по определению является носителем дуалистического мировоззрения - но только с другой, оборотной стороны, когда негативную оценку получает само божественное Провидение.

Дуалистическая поляризация в высших слоях мироздания носит несравненно более чёткий и определённый характер, нежели у нас. Почему это так? Различие в том, что почти всё в нашем земном мире формируется под влиянием двух противоборствующих мировых сил. Влияния эти проходят по большей части через бессознательную сферу, и адекватно пока не осмыслены человечеством хотя бы на религиозно-философском уровне, не говоря уже о конкретной метаистории. Поэтому ясности у нас очень мало, а всевозможных искажений, смешений света и тьмы - очень много. Обычное дело - какие-нибудь религиозные секты, зачисляющие в "слуги сатаны" тех, кто не разделяет их учения. Нечего и говорить, что всякое дуалистическое восприятие, ориентированное по подобным признакам - ложно по существу. Ведь это не этический дуализм, а нечто весьма далёкое от различения подлинного добра и зла, и находящееся, по сути, в промежуточном положении между истинным различением и его инверсным демоническим антиподом.

Алексей Валерьевич Кольцов

Тот, кто занимается духовной практикой или прикладной эзотерикой, наверняка, сталкивался с таким понятием как дуальность (двойственность) мира и восприятия. Данный термин употребляется очень часто, особенно в контексте медитаций, направленных на остановку «внутреннего диалога», что в итоге должно привести к непосредственному восприятию реальности, не двойственной и недуальной. Но действительно ли все обстоит именно так? Что вообще такое дуальность и почему ее нужно непременно устранить? А самое главное – а точно ли нужно выходить из дуального мира? Ведь на самом деле, тут, как и во многих областях эзотерики и духовной практики, есть множество ловушек и иллюзий, в которые попадают те, кто привык слепо следовать традициям, а не осознанно вершить свой путь.

Дуальность и «феномены-антагонисты»

Одним из самых распространенных представлений о дуальности является тот факт, что в мире все имеет свою противоположность – земля и небо, верх и низ, день и ночь, мужчина и женщина и так далее. И как апофеоз такого представления – мир разделен на Свет и Тьму, на Добро и Зло.
В этом контексте мы не можем отрицать то, что мир, действительно, имеет множество двойственных антагонистов, которые некоторые особо рьяные современные кибер-эзотерики вообще склонны считать неким бинарным кодом мироздания.
Но… есть одно большое «но», которое рушит всю эту концепцию. А именно – в реальности нет никакого четкого разделения на «черное» и «белое», ведь есть сотни оттенков черного и белого, есть множество других цветов и так далее. То же самое можно сказать и о любом другом явлении из этого разряда. Например, Добро и Зло. Согласитесь, если бы в жизни все так легко можно было бы разделить на крайние категории, все было бы проще, но это не так. А если еще и учесть, что Добро и Зло каждым воспринимается по-своему, то вообще возникает путаница. Но важнее всего понять, что наличие градаций, оттенков и нюансов показывает простой факт – четкое «бинарное» разграничение любых феноменов говорит не о двойственности (дуальности) мира, а о человеческой духовной слепоте и ограниченности.
Видеть только «черное» и «белое» - это не воспринимать реальность, а продолжать пребывать в иллюзиях. Мир не дуален, он разнообразен. Дуальным может быть только восприятие изначально ограниченного существа, того, кто отказывается видеть полноту бытия.
Таким образом, важность медитации становится весьма сомнительной: зачем садиться в позу лотоса, чтобы увидеть (постичь, проникнуть) недуальный мир? Для этого вполне достаточно просто перестать себя ограничивать, перестать отворачиваться от оттенков жизни. Ведь если вдуматься, то сама по себе медитация и есть еще одно заблуждение, еще одна дуальность - мир недуальный и мир дуальный. А медитирующий (вот молодец!) из одной крайности перешел в другую.
Если говорить еще проще – зачем стремиться в недуальный мир, если он и так по определению недуальный, а многообразный? Тот, кто потратит хотя бы 10 минут своего времени на то, чтобы взглянуть на эту проблему, сняв очки «духовных авторитетов», убедится, что подобные медитации – просто ловушка сознания.
Итак, мир не дуален, а имеет оттенки. Чтобы их видеть, нужно не медитировать, а просто «шире открыть свои глаза».

Дуальность: реальность и иллюзии

Еще одной не менее распространенной «версией» видения проблемы дуальности и недуальности, является представление о том, что дуальный мир – это иллюзия, а не дуальный мир – истинная реальность. Поэтому, если медитирующий сумеет остановить «внутренний диалог» и войти в недвойственное восприятие, то он автоматически окажется в истинной реальности. Крайностью такого подхода нередко является вообще призыв отказаться от дуального мира.
Начнем по порядку.
Во-первых, как мы уже говорили выше, дуального мира не существует по определению, поэтому, фактически, никакого противопоставления между дуальным и недуальным миром нет – это лишь стереотип, «эзотерический шаблон» в головах горе-мистиков.
Во-вторых, необходимо понимать, что реальность – это не какая-то особая сакральная территория или священное время. Реальность – это состояние полной реализации. Реальность – это не то, куда ты приходишь, а то, в чем ты пребываешь, то есть, кем являешься на самом деле. Можно быть иллюзорным в реальном мире и можно быть реальным в иллюзиях. Все решает не то, видишь ли ты дуальность или недуальность, а то, сколько реальности ты воплощаешь в себе. Рай – это не то, куда ты придешь, а то, что создаешь вокруг себя, то же самое касается и реальности: она не награда за старания, она – следствие твоей реальной жизни, то есть такой жизни, когда ты, в первую очередь, не лжешь самому себе. Реальность наступает не когда ты весь напрягся в поисках недуального мира, а когда наконец-то расслабился и перестал себя дурачить.
В-третьих, если считать недуальный мир или восприятие реальностью, то что это значит? Это мир, где нет оттенков и нюансов? Или мир – изначальный? Допустим, мы можем провести аналогию, что дуальный мир – это цветовой спектр, а не дуальный мир – это белый свет, который раскладывается на оттенки спектра. Но ведь и белый свет имеет свои оттенки. И вот тут, мы приходим к пониманию еще одной важной вещи – раз мир бесконечен, то в какую сторону мы бы не двигались, то постоянно будем сталкиваться с «вечностью убегания». Иными словами, что бы мы не находили, с каким бы феноменом не сталкивались, все время будем обнаруживать его оттенки, нюансы и так далее. Иными словами, любая недуальность окажется новым уровнем дуальности, пусть более тонким, но все же…
Таким образом, иллюзия и реальность – это не дуальный или недуальный мир, а способность видеть или не видеть вечность, бесконечность. Иллюзорно лишь то, что ограничено, а реально только то, что вечно. То есть, если вы достигнете недуального восприятия, вы вновь попадете в иллюзии, так как она сама по себе будет условностью, так еще и появятся новые антагонисты – дуальность и недуальность.

Дуальность и недуальность, в чем подвох?

Итак, стоит ли стремиться к недуальному миру или нет? Правы ли древние мастера, предлагавшие своим ученикам различные медитации, способствующие непосредственному (недвойственному) восприятию? Конечно же, правы! Но… недуальное восприятие – не панацея, не нечто, куда можно сбежать или чем можно вооружиться, как оружием, рассекающим иллюзии. Все это мы уже обговорили. Недуальное восприятие – это всего лишь еще один из способов вступать в контакт с мирозданием и не более того. Это всего лишь еще один уровень взаимодействия с миром, который необходимо освоить, чтобы обладать объемным виденьем, но не единственный истинный способ жить. Недуальность (недвойственность) только тогда имеет хоть какой-то смысл, когда она является чем-то одним из множества, а не одним, заменяющим множество.

© Алексей Купрейчик

Тот, кто занимается духовной практикой или прикладной эзотерикой, наверняка, сталкивался с таким понятием как дуальность (двойственность) мира и восприятия.

Данный термин употребляется очень часто, особенно в контексте медитаций, направленных на остановку «внутреннего диалога», что в итоге должно привести к непосредственному восприятию реальности, не двойственной и недуальной.

Но действительно ли все обстоит именно так?

Что вообще такое дуальность и почему ее нужно непременно устранить? А самое главное - а точно ли нужно выходить из дуального мира?

Ведь на самом деле, тут, как и во многих областях эзотерики и духовной практики, есть множество ловушек и иллюзий, в которые попадают те, кто привык слепо следовать традициям, а не осознанно вершить свой путь.

Дуальность и «феномены-антагонисты»

Одним из самых распространенных представлений о дуальности является тот факт, что в мире все имеет свою противоположность - земля и небо, верх и низ, день и ночь, мужчина и женщина и так далее. И как апофеоз такого представления - мир разделен на Свет и Тьму, на Добро и Зло.

В этом контексте мы не можем отрицать то, что мир, действительно, имеет множество двойственных антагонистов, которые некоторые особо рьяные современные кибер-эзотерики вообще склонны считать неким бинарным кодом мироздания.

Но… есть одно большое «но», которое рушит всю эту концепцию. А именно - в реальности нет никакого четкого разделения на «черное» и «белое», ведь есть сотни оттенков черного и белого, есть множество других цветов и так далее. То же самое можно сказать и о любом другом явлении из этого разряда.

Например, Добро и Зло. Согласитесь, если бы в жизни все так легко можно было бы разделить на крайние категории, все было бы проще, но это не так. А если еще и учесть, что Добро и Зло каждым воспринимается по-своему, то вообще возникает путаница.

Но важнее всего понять, что наличие градаций, оттенков и нюансов показывает простой факт - четкое «бинарное» разграничение любых феноменов говорит не о двойственности (дуальности) мира, а о человеческой духовной слепоте и ограниченности.

Видеть только «черное» и «белое» — это не воспринимать реальность, а продолжать пребывать в иллюзиях. Мир не дуален, он разнообразен. Дуальным может быть только восприятие изначально ограниченного существа, того, кто отказывается видеть полноту бытия.

Таким образом, важность медитации становится весьма сомнительной: зачем садиться в позу лотоса, чтобы увидеть (постичь, проникнуть) недуальный мир? Для этого вполне достаточно просто перестать себя ограничивать, перестать отворачиваться от оттенков жизни. Ведь если вдуматься, то сама по себе медитация и есть еще одно заблуждение, еще одна дуальность — мир недуальный и мир дуальный. А медитирующий (вот молодец!) из одной крайности перешел в другую.

Если говорить еще проще - зачем стремиться в недуальный мир, если он и так по определению недуальный, а многообразный? Тот, кто потратит хотя бы 10 минут своего времени на то, чтобы взглянуть на эту проблему, сняв очки «духовных авторитетов», убедится, что подобные медитации - просто ловушка сознания.

Итак, мир не дуален, а имеет оттенки. Чтобы их видеть, нужно не медитировать, а просто «шире открыть свои глаза».

Дуальность: реальность и иллюзии

Еще одной не менее распространенной «версией» видения проблемы дуальности и недуальности, является представление о том, что дуальный мир - это иллюзия, а не дуальный мир - истинная реальность. Поэтому, если медитирующий сумеет остановить «внутренний диалог» и войти в недвойственное восприятие, то он автоматически окажется в истинной реальности. Крайностью такого подхода нередко является вообще призыв отказаться от дуального мира.

Начнем по порядку.

Во-первых, как мы уже говорили выше, дуального мира не существует по определению, поэтому, фактически, никакого противопоставления между дуальным и недуальным миром нет - это лишь стереотип, «эзотерический шаблон» в головах горе-мистиков.

Во-вторых, необходимо понимать, что реальность - это не какая-то особая сакральная территория или священное время. Реальность - это состояние полной реализации.

Реальность - это не то, куда ты приходишь, а то, в чем ты пребываешь, то есть, кем являешься на самом деле. Можно быть иллюзорным в реальном мире и можно быть реальным в иллюзиях. Все решает не то, видишь ли ты дуальность или недуальность, а то, сколько реальности ты воплощаешь в себе.

Рай - это не то, куда ты придешь, а то, что создаешь вокруг себя, то же самое касается и реальности: она не награда за старания, она - следствие твоей реальной жизни, то есть такой жизни, когда ты, в первую очередь, не лжешь самому себе. Реальность наступает не когда ты весь напрягся в поисках недуального мира, а когда наконец-то расслабился и перестал себя дурачить.

В-третьих, если считать недуальный мир или восприятие реальностью, то что это значит? Это мир, где нет оттенков и нюансов? Или мир - изначальный? Допустим, мы можем провести аналогию, что дуальный мир - это цветовой спектр, а не дуальный мир - это белый свет, который раскладывается на оттенки спектра.

Но ведь и белый свет имеет свои оттенки. И вот тут, мы приходим к пониманию еще одной важной вещи - раз мир бесконечен, то в какую сторону мы бы не двигались, то постоянно будем сталкиваться с «вечностью убегания».

Иными словами, что бы мы не находили, с каким бы феноменом не сталкивались, все время будем обнаруживать его оттенки, нюансы и так далее. Иными словами, любая недуальность окажется новым уровнем дуальности, пусть более тонким, но все же…

Таким образом, иллюзия и реальность - это не дуальный или недуальный мир, а способность видеть или не видеть вечность, бесконечность. Иллюзорно лишь то, что ограничено, а реально только то, что вечно. То есть, если вы достигнете недуального восприятия, вы вновь попадете в иллюзии, так как она сама по себе будет условностью, так еще и появятся новые антагонисты - дуальность и недуальность.

Дуальность и недуальность, в чем подвох?

Итак, стоит ли стремиться к недуальному миру или нет? Правы ли древние мастера, предлагавшие своим ученикам различные медитации, способствующие непосредственному (недвойственному) восприятию? Конечно же, правы!

Но… недуальное восприятие - не панацея, не нечто, куда можно сбежать или чем можно вооружиться, как оружием, рассекающим иллюзии. Все это мы уже обговорили.

Недуальное восприятие - это всего лишь еще один из способов вступать в контакт с мирозданием и не более того. Это всего лишь еще один уровень взаимодействия с миром, который необходимо освоить, чтобы обладать объемным виденьем, но не единственный истинный способ жить.

Недуальность (недвойственность) только тогда имеет хоть какой-то смысл, когда она является чем-то одним из множества, а не одним, заменяющим множество.

Алексей Купрейчик

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...