Для чего и как мы читаем? Тема: «Для чего и как мы дышим.

Урок по окружающему миру в 4 классе

(Общеобразовательная программа «Школа 2100»)

Тема: «Для чего и как мы дышим»

Учитель начальных классов

МОУ «Бардымская гимназия»

Бардымский район Пермский край

Хасанова Айсылу Саитзяновна

E-mail: [email protected]

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

Начинаем урок,

И так, урок окружающего мира.

Что мы изучали на прошлых уроках?

Организм человека – это живой организм, и все живые организмы отличаются от неживых тел, назовите чем. (слайд 1)


  1. дыхание

  2. питание

  3. размножение

  4. выделение

Сегодня изучим один из этих процессов, который вы назовете сами.

Но для этого, я вам расскажу о гибели атомной подводной лодки «Курск» (слайд 2).

Было это 7 лет назад в 2000 году, в Баренцевом море. На борту было 118 моряков. 12 августа с подводной лодки поступил сигнал о взрыве в носовой части. Большинство членов команды погибли. Но несколько моряков оставались живы. Спасательные работы были затруднены тем, что в подводной лодке находился смертоносный груз – невзорвавшиеся атомные торпеды, ракеты. Через три дня, оставшиеся в живых после взрыва, моряки погибли.

До сих пор специалисты называют разные причины гибели моряков.

А какие причины их гибели могли бы вы назвать? (слайд 3)

Кислород.

Как нет воздуха? А куда он делся.

Ведь мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Значит, воздух там был, в воздухе кончился кислород.

Если вы это правильно поняли вы сможете выполнить задание №1 на стр.28.


Давайте, проверим. Правильно.

А зачем организму нужен кислород.

Подумайте, при помощи какого из этих процессов в организм поступает кислород?

При помощи дыхания.

Тема нашего урока: Дыхание. (слайд 4)

Давайте понаблюдаем, как мы дышим.

Вдохните воздух.

Куда попал воздух в первую очередь? Нос – по – научному носовая полость.

Найдите в учебнике на стр. 28 абзац, в котором рассказывается о значении носовой полости.


Кто нашел, какую роль выполняет Носовая полость при дыхании. (слайд 5)

Понаблюдайте, куда дальше движется воздух, в глотку, а затем в гортань. В глотку попадает и пища, поэтому во время глотания пищи, отверстие в гортань всегда закрывается. Но если во время еды человек вдруг заговорит или рассмеется, пища может попасть в гортань – это опасно. (слайд 6)

Пища может закрыть дыхательные пути и человек не сможет дышать.

Значит, как надо себя вести во время еды. Напишите ответ в учебник в задании №2. Прочитайте. Правильно.


Запомните этот совет, а я в столовой понаблюдаю, кто у нас разговаривает с полным ртом.

Положите руку на гортань попробуйте произнести звук «О» вы почувствуете колебание голосовых связок.

Но звуки образуются также при помощи языка, губ, зуб, носовой полости.

Напишите в задании №3 звуки.


Смогли? Написать? Послушаем.

Из гортани воздух проходит трахею.

Трахея – это трубка, из хрящевых полуколец. Ее задняя стенка мягкая, и не мешает прохождению пищи по пищеводу.

Трахея разветвляется на две трубки – бронхи. Они ведут в легкие, и там разветвляются еще на меньшие трубочки. Эти мелкие трубочки заканчиваются множеством легочных пузырьков. Множество легочных пузырьков образуют легкие. (слайд 7)

Парные органы, похожие на губку.(слайд 8)

Губчатые органы.

Легкие расположены в грудной клетке. Каждый легочный пузырек оплетен мелкими кровеносными сосудами. (слайд 9)

Давайте рассмотрим в учебнике в задании №4 легочный пузырек и кровеносный сосуд. Вот легочный пузырек, вот кровеносный сосуд. (слайд 10)

В легочном пузырьке и в кровеносном сосуде находятся газы, обозначенные кружочками.

Каких кружочков больше в легочном пузырьке?

Каких кружочков больше в кровеносном сосуде?

Догадайтесь и напишите, какой газ обозначен светлым кружочком, а какой газ обозначен черным кружочком.

Проверим (учитель пишет на интерактивной доске правильные ответы)

Какой газ обозначен светлым кружочком,

Какой газ обозначен черным кружочком.

Что показывают стрелки? Они показывают переход. Правильно.

Стенки кровеносных сосудов тонкие и газы могут свободно проходит через стенки.

Значит, что происходит в легочном пузырьке. Происходит обмен газами. Кровеносный сосуд приносит от органов углекислый газ и отдает в легочные пузырьки, забирает кровеносный сосуд кислород и несет его к органам нашего организма.

Физкультминутка. Как вы думаете, когда нашему организму нужно больше кислорода. Когда мы работает или отдыхаем.

Давайте, проверим. Вы сейчас сидите спокойно.

Подышим.

А теперь сделайте 20 приседаний. А сейчас, как мы дышим?

В спокойном состоянии человеку нужно около 500 литров воздуха в час.

При занятии спортом клетки расходуют в 10-20 раз больше энергии и требуют больше кислорода: человек должен дышать чаще, глубже.

Снова сделаем вдох, выдох. Посмотрим, какие движения мы при этом делаем.

Положите руку на грудь: грудь двигается, живот двигается. Но воздух сам по себе не заходит в легкие. Вдыхать и выдыхать помогают мышцы.

Когда мы делаем вдох, межреберные мышцы поднимают ребра, есть еще мышечная перегородка, которая находится между легкими и брюшной полостью, она называется диафрагма.

Ребра поднимаются, диафрагма опускается. Объем грудной клетки увеличивается, и воздух засасывается в легкие.

А что происходит при выдохе? Диафрагма поднимается, воздух выталкивается. Это можно показать на примере баяна. Меха баяна раздвигаются, воздух засасывается, меха сжимаются, воздух выталкивается. Посмотрите живую картинку того, что происходит в легких. (анимация из диска общая биология)

Что вы поняли? Правильно, молодцы.

Дыхание важный процесс для организма, без дыхания человек не может жить. Но органы дыхания подвержены различным заболеваниям.

Посмотрим рисунок на стр. 32, №6. (слайд 11)

Какие заболевания органов дыхания там указаны?

Соедините названия болезней с теми органами, которые они поражают.

Помогите мне соединить эти заболевания? Да.

В воздухе всегда находятся множество микробов, и часть их попадает в дыхательные пути. Организм в большинстве случаев с ними справляется. Но если тело переохладиться, то есть замерзнем, микробы могут победить, человек заболеет.

Что нужно делать, чтобы избежать простудных заболеваний.

Напишите об этом в задании №5.


Проверяем.

Когда мы простываем, то чихаем и кашляем. Это хорошо или плохо?

Для кого плохо?

А ты как думаешь?

Оказывается, для организма это хорошо.

Во время болезни чихание и кашель освобождают дыхательные пути от слизи. Эта слизь образуется у нас на воспаленных участках, чтобы задерживать микробы. Но иногда мы чихаем и кашляем, даже если не болеем. Почему?

Так организм избавляется от пыли, и других посторонних частиц, которые попадают в дыхательные пути.

При чихании прочищается носовая полость, при кашле – трахея, бронхи, легкие.

Я вам желаю ребята не простывать, быть всегда здоровыми.

В завершении урока, я предлагаю закончить такое предложение … «Сегодня на уроке я понял (поняла) …». (слайд 12)

А я ребята поняла, что урок прошел недаром, вы много узнали.

Вопрос, который мы затронем в нашей сегодняшней статье, носит характер экзистенциального плана. Что значит это понятие? Экзистенциальный вопрос - вопрос о смысле, сущности и способе существования чего-либо. Проще говоря, сегодня мы затронем тему бытия и призвания всего человечества и каждого человека в отдельности. Давайте поразмышляем над нашей жизнью вместе. Итак:

Для чего мы живем?

Любой здравомыслящий человек должен понимать, что пока не существует точного однозначного ответа на этот трудный вопрос. В чем смысл нашего пребывания на этой прекрасной планете? Как быть, если человек не чувствует, что его жизнь наполнена глубокой сущностью? Все эти вопросы задают себе люди, которые испытывают некоторый кризис. Данная проблема относится к психологии человека.

Что же делать обычному человеку, который не может проникнуть в скрытые тайны вселенной и понять свое предназначение в этом безграничном мире. Ответ кроется в самом человеке. Дело в том, что каждый из нас - это часть одного целого. Часть единого мира. Каждая деталь системы, как правило, несет в себе энергию для реализации своих функций. Соответственно, основополагающая задача каждого человека состоит в том, чтобы найти свою функцию. Найти свое предназначение в этом мире.

Для чего живет человек?

После того, как человек сможет ответить на вопрос о своих целях, он сможет приблизиться к пониманию сущности жизни в целом во вселенной.

Существует гипотеза, которая называется теория хаоса. Согласно постулатам данной концепции, жизнь - это всего лишь случайное совпадение химических реакций и биологических мутаций. Достаточно пессимистический взгляд на мир представителей данной теории весьма оправдан. Ученые и наука в целом не располагает достаточным количеством информации о возникновении и устройстве нашего мира. Мы еще до сих пор не можем понять самих себя. Как же мы можем понять мир, который создал нас? В поддержку данной теории выступают научные факты. Теория эволюции и образования галактик и планет говорит нам о том, что человек появился благодаря невероятному стечению обстоятельств, которое однако заняло более 14 миллиардов лет.

Для чего нужно жить?

Условия, которыми обладает наша планета, - это идеальные условия для жизни. К примеру, Земля находится на идеальном расстоянии от солнца. Она не слишком близка, и не слишком удалена. У Земли имеется естественный спутник, который уравновешивает и балансирует движение нашей зеленой планеты как вокруг своей оси, так и вокруг солнца. Это лишь некоторые факты, которые заставляют удивляться тому, какие же мы счастливчики.

Именно поэтому многие люди задаются вопросом о значении всего этого, о смысле своего существования. Самая правильная и психологически здоровая позиция в данном вопросе - это позиция, которая утверждает, что смысл лежит в нашей собственной жизни. Каждый человек должен найти себя в чем-то. Это может быть карьера, семья, деятельность и самосовершенствование. Многие жалуются, что они не чувствуют себя принадлежащими этой жизни. Они не видят смысла в своих действиях. Они зря пропадают в местах, в которых они не хотят быть. Они тратят свои силы на взаимодействие с теми людьми, которые им не нужны. Для чего же они живут?

Чтобы обрести себя, нужно почувствовать себя. Нужно найти то, что нужно именно вам. Это очень не просто, но это абсолютно необходимо для того, чтобы не потеряться в этом сложном и неоднозначном мире. Рыночная экономика сегодня, диктует нам особую манеру поведения, которая, к сожалению, удаляет нас от понимания своего предназначения в этом мире. Развивайте себя, свое тело, душу и интеллект. И может быть тогда вы найдете то, что так долго искали.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Для чего и как мы дышим

Функции легких. Основная функция легких - газообмен (обогащение крови кислородом и выделение из нее углекислоты). Поступление в легкие насыщенного кислородом воздуха и выведение выдыхаемого, насыщенного углекислотой воздуха наружу обеспечиваются активными дыхательными движениями грудной стенки и диафрагмы и сократительной способностью самого легкого в сочетании с деятельностью дыхательных путей.

Макро-микроскопическое строение легкого. Сегменты легких состоят из вторичных долек занимающих периферию сегмента слоем толщиной до 4 см.

Интересный факт Правое легкое большего объема, чем левое (приблизительно на 10%), в то же время оно несколько короче и шире, во-первых, благодаря тому, что правый купол диафрагмы стоит выше левого (влияние объемистой правой доли печени), и, во-вторых, сердце располагается больше влево, чем вправо, уменьшая тем самым ширину левого легкого.

Как поступает воздух в лёгкие Человек не может без кислорода.При вдохе, когда грудная клетка расширя­ется, воздух «засасывается» в легкие. Сначала вдыхаемый воздух поступает в но­совую полость, где согревается, увлажняется и очищается от пыли; поэтому очень важно ды­шать носом, а не ртом. Затем воздух пере­ходит в носоглотку и гортань.

Органы дыхания важная часть организма

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Что и как мы носим за спиной"

На классном часе рассматриваются вопросы: что предпочтительнее -портфель или ранец, как правильно выбрать ранец, как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка....

Рекомендации для родителей и как помочь своему ребёнку в изучении английского языка.

Дыхание - единственный способ получить необходимый для организма кислород, без которого нам никак не обойтись. Ведь если попробовать задержать дыхание, долго не дышать никак не получится. А всё потому, что организм будет настойчиво "требовать" очередную порцию кислорода.

Зачем нам кислород? Всё просто и сложно одновременно. Без кислорода невозможен обмен веществ. Наш головной мозг не сможет работать без постоянной кислородной подпитка, так как и все прочие внутренние органы.

Именно кислород участвует в расщеплению питательных веществ, способствует выделению энергии и снабжению каждой клетки организма. Дыхание еще называют газообменом, так как в организм попадает воздух, из которого забирается кислород, после этого остается углекислый газ, который необходимо вывести из организма.

Как мы дышим

Если задуматься, как мы дышим , обнаружится довольно своеобразный парадокс: дыхание - единственная функция нашего организма, которая подчиняется не только бессознательному управлению, но и может быть проконтролирована нами сознательно. В качестве примера сознательного управления дыханием могут служить различные дыхательные техники, практикуемые в йоге, например. Чтобы понять, какие органы задействованы придыхании, рассмотрим устройство дыхательной системы.

Через ноздри воздух попадает в полость носа, здесь он нагревается и очищается от пыли и мелких частиц, взвешенных в воздухе. Очищенный и нагретый в носовой полости воздух попадает в гортань. Она представляет собой полость, по обеим сторонам которой находятся голосовые связки. Трахея берет начало у нижней части полости гортани и представляет собой трубку, состоящую из хряща и мягкой ткани. В нижней части трахея разделяется на две трубки - бронхи.

Дальше - лёгкие. Они располагаются в грудной полости по обе стороны от сердца. Легкие и сердце защищены грудной клеткой (рёбрами и грудиной). Под лёгкими располагается диафрагма - куполообразная мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Чтобы мы могли вдыхать, необходимо увеличить объем грудной клетки, для этого существуют так называемые дыхательные мышцы, расположенные между рёбрами.

Диафрагма опускается вниз, межреберные мышцы раздвигают ребра и воздух начинает поступать в дыхательную систему. При выдохе диафрагма поднимается вверх, ребра возвращаются в исходное положение и прижимают легкие, соответственно, воздух выталкивается.

По форме легкие напоминают конус, основание которого направлено вниз. Каждое легкое покрыто специальным "мешком" - плеврой. Она состоит из двух слоев, между которыми содержится небольшое количество жидкости. Внешний слой плевры прилегает к поверхности грудной клетки и диафрагме, а внутренний слой непосредственно к легким. Плевра защищает легкие и помогает дыхательным движениям.

Как устроены лёгкие

Бронхи являются основой лёгких. Они разветвляются подобно дереву и составляют своеобразный "скелет" для мягких тканей легкого. Из-за своей формы и внешнего вида ответвления бронхов ещё называют "бронхиальным деревом".

Правое и левое легкое несколько отличаются по строению. Принято делить каждое легкое на доли. Правое состоит из трех долей, а левое из двух. Доли, в свою очередь, делятся на более мелкие дольки. Каждая из них не больше 25 миллиметров в длину и 15 миллиметров в ширину, по форме они напоминают пирамиду. В вершину пирамиды входит бронх, а внутри он делится на 18-20 бронхиол.

Стенки бронхиол состоят из маленьких мешочков – альвеол. Состоят они из соединительной ткани и волокон, способных растягиваться и сжиматься. В каждом легком взрослого человека насчитывается до 400 миллионов альвеол. Вдыхаемый воздух, пройдя воздухоносные пути, бронхи и бронхиолы, попадает в альвеолы. Там кислород попадает в кровь капилляров через стенки альвеол. Таким же образом углекислый газ возвращается в легкие и выводится из них при выдохе.

Если "раскатать" лёгкие, которые размером всего лишь с человеческую ладонь, они займут площадь ковра для борьбы дзюдо - примерно 200 кв.м., а объём лёгких - 5 литров. Вот только используется он далеко не полностью. Для дыхания нам достаточно 0,5 литра, 1,5 литра - это остаточный объем воздуха, а 3 литра образуют резервный объем воздуха.

В разном возрасты мы дышим по-разному: чем старше мы становимся, тем реже мы дышим. Подсчитано, что новорожденный вдыхает-выдыхает 35 раз в минуту, ребенок - 25 раз, подросток - 20 раз, а взрослому достаточно вдохнуть-выдохнуть 15 раз в минуту. Путём несложных арифметических расчётов мы получим средний дыхательный цикл на протяжении нашей жизни - 18 раз в минуту.

Мы делаем 1000 вдохов в час, 26 000 - за сутки, 9 миллионов - за один год. Мужчины и женщины делают неодинаковое количество вдохов-выдохов: мужчина - 670 миллионов, а женщина - 746 миллионов. Объем воздуха, который жизненно необходим за одну минуту - 8,5 литров, 500 литров в час, 12 000 литров в сутки, 4 миллиона литров в год. В течение жизни мужчина вдыхает 317 миллионов литров воздуха, а женщина - 352 миллиона литров.

За своими лёгкими, так же как и за всем организмом, нужно следить. Так что даже "лёгкий" кашель нельзя пускать на самотёк: последствия могут быть непредсказуемыми. Есть сомнения в благополучии дыхательной системы - сходите к врачу и регулярно делайте флюорографию, это поможет предупредить некоторые заболевания.

Продолжаем очередной интернет-урок по окружающему миру. Сегодня мы узнаем для чего и как мы дышим…

Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды — несколько суток, а без воздуха — несколько минут. Каждое мгновение клетки нашего организма нуждаются в кислороде, с помощью которого они получают из органических веществ энергию, необходимую для жизни. Без неё клетки погибают.

В отличии от питательных веществ, кислород нельзя запасти впрок. Вот почему питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно. Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют от углекислого газа, который выделяется при получении энергии.

Как же мы дышим? Воздух через ноздри попадает в носовую полость .

Её стенки обильно покрыты слизью, которая собирает пылинки. В стенках носовой полости расположено множество кровеносных сосудов. Они несут тёплую кровь, которая согревает поступивший воздух. Таким образом, во время вдоха через нос воздух очищается и согревается.

Из носовой полости воздух проникает в глотку, а затем в гортань — дыхательное горло. Как вы помните, пища тоже поступает в глотку. Однако во время глотания пищи отверстие в гортань всегда закрывается. Но если во время еды человек вдруг заговорит или рассмеются, пища может попасть в дыхательное горло — человек поперхнётся, закашляет (защитная реакция организма). Об этих опасностях предостерегали еще в древние времена, об этом мы узнали из известной народной мудрости — пословицы: «Когда я ем, я глух и нем «…

Из гортани воздух попадает в трахею . Это небольшая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец. Трахея разветвляется сначала на две крупные трубки — бронхи , затем на более мелкие. Они ведут в лёгкие — парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке.

В лёгких бронхи разветвляются на меньшие трубочки, затем — на очень мелкие и заканчиваются множеством лёгочных пузырьков, которые оплетены тонкостенными кровеносными сосудами. Здесь происходит обмен газов между кровью и воздухом в лёгких.


А вы знаете, что в спокойном состоянии человеку нужно около 500 литров воздуха в час. При напряженной работе или занятии спортом клетки тела расходуют в 10-20 раз больше энергии и соответственно требуют больше кислорода: человек дышит глубже и чаще.

Но воздух сам не заходит в лёгкие. Как же мы дышим? Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка — диафрагма — опускается. Объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При вдохе мышцы расслабляются, и объём грудной клетки уменьшается.

А вы знаете зачем человек чихает и кашляет? При вдохе вместе с воздухом в дыхательные пути попадает множество микробов. Организм в большинстве случаев с ними справляется. Но если иммунитет человека ослаблен, то человек может не осилить микробы, и тогда человек заболевает.

Иммунитет -защита организма, это невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям.

Когда человек болеет, он частенько чихает и кашляет. И это, как не странно, хорошо. Ведь при этом организм избавляется от ненужных частиц. При чихании, например, прочищается носовая полость, при кашле — трахея, бронхи и лёгкие. Мы чихаем, когда в нос попадают частички пыли. Кашель спасает нас, когда в дыхательное горло попадают частички пищи. А во время болезни чихание и кашель освобождает дыхательные пути от слизи.

И ещё…

Так почему же кислород так важен для нас?

Дело в том, что человек постоянно тратит энергию. Она нужна для того, чтобы работали внутренние органы, чтобы организм мог расти или заменять старые ткани новыми.


Для получения энергии нашему организму нужен кислород. При образовании энергии организм выделяет углекислый газ. Это как бензин в автомобиле – без него машина не тронется с места.

Только человек тратит энергию, даже когда не двигается – спит, например. Ведь при этом и сердце бьётся, и лёгкие работают. Даже волосы растут. Вот для постоянного получения энергии и нужен кислород. В тканях организма кислород присоединяется к веществам, богатым энергией, эта энергия высвобождается, и наше тело может использовать её для работы или строительства.

Когда богатые энергией вещества отдают энергию, образуется углекислый газ. Но он нам не нужен. Вот организм и выделяет его в кровь, которая несёт этот газ в лёгкие.

И мы его выдыхаем! Зачем с собой отходы таскать!

Смотрим фильм…

Берегите себя! Почаще бывайте на свежем воздухе! Проветривайте комнаты! Убедите ваших родителе, что курение — это самое опасное занятие для органов дыхания…

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...