День дальней авиации ввс.

День дальней авиации Военно-воздушных сил Российской Федерации, который ежегодно отмечается 23 декабря, был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС России.

Днем, положившим начало развитию дальней авиации (ДА) в России, можно назвать 23 декабря 1913 года, когда совершил первый полет тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» - легендарное детище авиаконструктора Игоря Сикорского.

День дальней авиации - история праздника

Спустя ровно год, 23 декабря 1914 года, по Указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра таких самолетов. Эту дату и принято считать днем создания российской дальней (стратегической) авиации.

Дальнейшая судьба эскадры «Муромцев» не проста. Несмотря на то, что в годы Первой мировой войны бомбардировщики выполнили несколько сотен полетов при потере только одного «Ильи Муромца», а в 1917 году эскадра включала уже двадцать бомбардировщиков, в сентябре 1917 года все самолеты были сожжены, чтобы не стать добычей германских войск, вплотную подошедших к месту дислокации эскадры.

Позднее на вооружение дальней авиации был принят бомбардировщик ТБ-3, спроектированный под руководством А.Н. Туполева, а затем и самолеты ДБ-3 (после модернизации - ДБ-3Ф, Ил-4), сконструированные в КБ С.В. Ильюшина.

В годы Великой Отечественной войны дальнебомбардировочная авиация Красной Армии, состоящая из пяти авиакорпусов, трех авиадивизий и отдельного авиаполка (это около 1500 самолетов и почти 1000 экипажей), вступила в бой с врагом с первых дней войны и участвовала во всех крупных операциях советских войск, выполняя специальные задания. За годы войны экипажи ДА выполнили более 220 тысяч боевых вылетов, и около 25 тысяч солдат и офицеров ДА были удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза.

В настоящее время на вооружении дальней авиации, входящей в стратегическую ядерную триаду наравне с подводными лодками и ракетами, состоят стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР. Ракетоносец Ту-95МС был разработан более 50 лет назад и является единственным в мире стратегическим бомбардировщиком, на котором установлены турбовинтовые двигатели.

Дальняя авиация (ДА) является оперативно-стратегическим объединением Вооруженных сил РФ, стратегическим резервом Верховного главнокомандования (ВГК) и компонентом стратегических ядерных сил России. Одной из основных задач дальней авиации России является поражение военных объектов противника на расстоянии многих тысяч километров от мест базирования, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки. И личный состав всегда выполняет поставленные перед ним задачи по поддержанию боевой готовности на высоком уровне.

Дальняя авиация - один из важнейших родов ВВС Российской Федерации. В ее состав входят стратегические бомбардировщики, самолеты-заправщики, бомбардировщики-ракетоносцы. Главной ее задачей в мирное время является патрулирование дальних территорий, а в боевое - ведение разведки, нанесение ударов по объектам врага в глубоком тылу и на линии фронта. Военнослужащим, которые неустанно трудятся на благо Отечеству, и посвящен этот профессиональный праздник.

Когда празднуют

День дальней авиации (ДА) ВВС России отмечается 23 декабря ежегодно. Он был установлен в 1999 году приказом главнокомандующего ВВС РФ.

Кто отмечает

День дальней авиации ВВС России 2019 является праздничным для всех военнослужащих, имеющих отношение к данному виду авиации и членов их семей, а также для ветеранов ДА и АДД СССР.

История праздника

Дата события имеет символическое значение. Именно в этот день, более столетия назад, в 1913 году в Петербурге поднялся в воздух первый самый большой в мире самолет - бомбовоз «Илья Муромец» с четырьмя двигателями, расположенными на крыльях. Изначально он строился как простой пассажирский самолет-гидроплан с обогревом, электроосвещением, спальней и туалетом. В том же году «Муромцем» был поднят рекордный груз весом 1100 кг. А в следующем году самолет смог подняться в воздух с шестнадцатью пассажирами на борту и одной собакой. Животное принадлежало пилоту и конструктору этого детища - И. Сикорскому. Песика звали Шкалик. 23 декабря 1914 г. по указу императора Николая II была сформирована первая в Российской империи эскадра тяжелых бомбардировщиков.

Начало Первой мировой войны послужило причиной переоборудования «Муромца» в бомбовоз. Его «одели» в стальную броню и вооружили. За время войны он настолько хорошо себя зарекомендовал, что получил у немцев прозвище «летающий дьявол».

Впервые дальнебомбардировочная авиация (ДБА) как отдельный вид войск появилась 5 ноября 1940 г. Меньше чем через два года, 5 марта 1942 г., ее реконструировали в авиацию дальнего действия (АДД), а 3 апреля 1946 г. - в дальнюю авиацию (ДА).

На данный момент одним из самых трудных этапов в работе ДА считается дозаправка в воздухе. При скорости 600 км/ч и расстоянии между заправщиком и ракетоносцем в 20 м нужно попасть штангой дозаправки в конус диаметром 80 см и продержаться в таком состоянии почти 30 мин.

В 2009 году Центробанк Российской Федерации выпустил три монеты номиналом 1 рубль в честь ВВС РФ. На реверсе одной из них изображен бомбардировщик «Илья Муромец».

16 лет назад – в 1999 году на основании приказа Главнокомандующего ВВС РФ Анатолия Корнукова в календаре праздников и памятных дат появляется День дальней авиации России. Официальной датой празднования Дня дальней авиации становится 23 декабря, причём эта дата отнюдь не была взята «с потолка». Именно 23 декабря далёкого 1914 года сформирована воздушная эскадра самолётов «Илья Муромец». Формирование прошло по решению Военного совета армии.

Примерно годом ранее четырёхмоторный гигант (по тогдашним меркам) С-22 «Илья Муромец» совершал испытательные полёты. Этот самолёт был разработан в Санкт-Петербурге отделом Русско-Балтийского вагонного завода группой инженеров под руководством Игоря Ивановича Сикорского.
«Илья Муромец» стал первым бомбардировщиком. Его характеристики по тем временам были более чем впечатляющими

Размах крыльев: верхнего – 30,87 м, нижнего – 22 м; вес пустого самолёта – 3,8 т, максимальная взлётная масса 5,1 т, продолжительность полёта – до 4 часов, дальность полёта – до 440 км, длина разбега – 450 м, время набора высоты в 1 км – около 9 минут.

В ходе декабрьских испытаний 1913 года «Илья Муромец» поднял на высоту 1 км груз массой около 1,1 т, тем самым установив новый мировой рекорд.
Впоследствии в России стали выпускаться и пассажирские варианты самолёта Сикорского. А к началу Первой мировой войны 4 бомбардировщика «Илья Муромец» были переданы Императорскому военно-воздушному флоту.

Лётчики дальнебомбардировочной авиации проявили себя с первых дней Великой Отечественной войны. В исторических архивах сохранились документы, из которых известно, что первый бой дальнебомбардировочная авиация провела уже примерно через 8 часов после того, как гитлеровцы пересекли границы Советского Союза. В документах говорится о том, что лётчики нанесли удары по скоплению гитлеровских войск в районах Сувалки и Прасныш. Особое внимание на себя обращает тот факт, что самолёты дальнебомбардировочной авиации спустя примерно полтора месяца с момента начала войны нанесли авиационный удар по сердцу гитлеровского Рейха – Берлину. Три группы дальних бомбардировщиков, сформированные из состава 22, 200 дальнебомбардировочных авиационных полков и 81 авиадивизии участвовали в нанесении ударов по Берлину. С 8 августа по начало сентября было совершено 90 вылетов и нанесено 10 массированных ударов по немецкой столице.

Бомбардировки Берлина стали настоящим шоком для гитлеровцев, ведь уже через несколько недель после начала войны главный пропагандист нацизма Геббельс объявил о том, что советская авиация полностью разгромлена. К тому же было известно и громкое высказывание главкома люфтваффе Геринга, который заявил, что «ни одна бомба никогда не упадёт на столицу Третьего Рейха». Упала… И не одна…

Когда советские дальние бомбардировщики ДБ-3 ВВС Балтфлота, поднявшиеся в воздух с острова Эзель (ныне эстонский остров Сааремаа), впервые пересекли восточную немецкую границу, то представители войск ПВО и подумать не могли, что их летят бомбить русские. Самолёты были приняты за собственные – «заблудившиеся» немецкие, и в одном из случаев с помощью прожекторов немцы решили помочь лётчикам осуществить посадку на одном из аэродромов. От «помощи» советские лётчики, принятые за своих, по понятным причинам, отказались, что, в принципе, не вызвало особых подозрений у немецких военных.

В ночь на 8 августа на Берлин, который был залит светом фонарей и стал идеальной мишенью, посыпались первые советские авиабомбы. Заполыхали промышленные объекты гитлеровской столицы, разрывы бомб отмечались в районе Штеттина. В течение первой минуты противник не мог выйти из шокового состояния. Когда бомбы уже рвались в столице, немцы догадались включить светомаскировку.

На итоговой стадии операции по нанесению первого авиаудара по Берлину радист Василий Кротенко вышел в радиоэфир и произнёс исторические слова:

Моё место - Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!

Примерно в 4 утра бомбардировщики Балтийского флота уже садились на родной аэродром, совершив, казалось, на тот момент невозможное. Несмотря на то, что существенного ущерба удары не нанесли, куда более важен был психологический эффект от этого шага. Немецкие газеты на другой день вышли со статьями о том, что ударили по Берлину самолёты британской королевской авиации, чему в Лондоне были сильно удивлены. Ещё больше были удивлены (и это мягко сказано) в Германии, когда получили подтверждение того, что именно русские самолёты атаковали Берлин с воздуха.

В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавших в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия.

Ещё через пять дней – 13 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР первым четырём лётчиках, бомбивших немецкую столицу, были присвоены звания Героев Советского Союза. Героями стали полковник Е.Н.Преображенский, капитан В.А.Гречишников, капитан М.Н.Плоткин, капитан А.Я.Ефремов (штурман флагманского экипажа).

7 марта 1942 года на тот момент уже майор Михаил (Меер) Николаевич Плоткин погиб, возвращаясь после выполнения боевого задания по постановке минных заграждений на рейде Хельсинки.

И сегодня дальняя авиация преподносит особые сюрпризы «друзьям» России. Так, самолёты дальней и стратегической авиации участвуют в контртеррористической операции, нанося сокрушительные удары по объектам и позициям боевиков на территории Сирии. Минобороны представило кадры массированного удара самолётами дальней авиации (Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3) по объектам инфраструктуры ИГИЛ:

Сегодня дальняя авиация – это не только одно из серьёзнейших средств по борьбе со спонсируемым третьими странами террористическими группировками, это одна из важнейших составляющих сил ядерного сдерживания. Это средство Верховного Главнокомандующего ВС РФ для решения стратегических задач.

На вооружении дальней авиации состоят стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолёты-заправщики Ил-78(М), специальные самолеты Ан-30Б, транспортные самолёты Ан-12, Ан-26, вертолёты Ми-8 и Ми-26.

Самолёты дальней авиации выполняют полёты по патрулированию воздушных рубежей России, появляются в нейтральных водах над Северной Европой, у восточного и западного побережья Северной Америки. В 2014 году самолёты дальней авиации приземлялись на аэродромах Никарагуа и Венесуэлы. Спектр работы по-настоящему огромен.

«Военное обозрение» поздравляет лётчиков и ветеранов дальней авиации с профессиональным праздником! Пусть число взлётов всегда равняется числу посадок!

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 декабря ежегодно в Вооруженных силах Российской Федерации (ВС РФ) отмечается памятная дата - День Дальней авиации ВВС России. Она была установлен в 1999 г. по приказу главнокомандующего Военно-воздушными силами (ВВС) РФ Анатолия Корнукова.

С 1 августа 2015 г. Дальняя авиация (ДА) ВВС РФ входит в состав Воздушно-космических сил (ВКС) РФ. Является стратегическим резервом Верховного главнокомандования и одной из трех (наряду с Ракетными войсками стратегического назначения и морскими стратегическими силами) компонент стратегических ядерных сил России.

Командующий дальней авиацией - генерал-лейтенант Сергей Кобылаш (с 16 сентября 2016 г., сменил на этом посту генерал-лейтенанта Анатолия Жихарева).

Техника и вооружение

В строю ДА состоят:

  • стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 (16 единиц) и Ту-95МС (более 30 единиц),
  • дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3 (не менее 14 единиц),
  • дальние самолеты-разведчики Ту-22МР и самолеты-топливозаправщики Ил-78 .

Основное вооружение - авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, авиабомбы разного назначения и калибра.

В ноябре 2017 г. на Казанском авиационном заводе продемонстрировали Ту-160М2 - опытный образец, построенный в рамках возобновления производства этого стратегического бомбардировщика-ракетоносца. Его первый испытательный полет запланирован на начало 2018 г. Минобороны РФ ожидает прироста боевой эффективности модифицированного варианта более чем в 2,5 раза по сравнению с базовой моделью.

По состоянию на 2017 г. в состав ДА входят управление командования Дальней авиации, две тяжелые бомбардировочные дивизии, Центр боевой подготовки и переучивания летного состава, а также воинские части связи, тыла и обеспечения. По информации Минобороны РФ, в текущем году общий показатель налета в ДА превысил 20 тыс. часов, средний налет на экипаж составил более 120 часов.

ДА принимала участие в совместных военных учениях "Запад - 2017", "Боевое содружество - 2017", учениях стран ОДКБ, показе авиационной техники по плану Международного военно-технического форума "Армия - 2017", а также в конкурсе по воздушной выучке летных экипажей объединений ВВС РФ "Авиадартс - 2017" (заключительный его этап прошел в Китае в рамках "Армейских международных игр", российские и китайские экипажи показали одинаковые результаты по очкам).

На одном из летно-тактических учений дальние бомбардировщики Ту-22М3 выполнили задачи в акватории Берингова моря, полеты в арктических широтах осуществлялись с посадкой на аэродроме Анадырь. В декабре два стратегических ракетоносца Ту-95МС совершили полеты с дозаправкой в отдаленных районах Азиатско-Тихоокеанского региона и впервые приземлились на аэродроме Биак в Индонезии. В течение года экипажи ДА проводили воздушное патрулирование в акваториях Черного, Балтийского, Каспийского и Баренцева морей, Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов.

Боевое применение

Самолеты дальней авиации участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в боевых действиях в Афганистане в 1980-х гг., на Северном Кавказе в 1990-х гг. и в операции по принуждению Грузии к миру в 2008 г.

17 ноября 2015 г. российские стратегические и дальние бомбардировщики, вылетевшие с аэродромов в РФ, нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами Х-101 и авиабомбами по объектам боевиков террористической организации "Исламское государство" (запрещена в РФ) на территории Сирии.

По данным СМИ, это стало первым боевым применением Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. В 2015-2017 гг. самолеты ДА неоднократно наносили авиаудары по объектам террористов в Сирии. В зону ударов входили защищенные командные пункты боевиков, склады оружия и боеприпасов. Высокоточное оружие применялось с максимальной дальности - после пуска ракеты пролетали несколько тыс. км. По оценкам СМИ, в рамках сирийской кампании ВС РФ были задействованы в общей сложности шесть ракетоносцев Ту-160, до шести Ту-95МС и до 14 Ту-22М3.

Планы развития

В настоящее время в России разрабатывается перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Ожидается, что к началу 2020-х гг. будет готов проект этого самолета и собран первый летный прототип. Кроме того, ведется глубокая модернизация находящихся в строю самолетов ДА: замена вооружения, радиоэлектронного оборудования и авионики, двигателей.

Об истории

  • 23 декабря 1913 г. совершил первый испытательный полет самый большой (на тот момент) самолет в мире - четырехмоторный тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" авиаконструктора Игоря Сикорского.
  • 23 декабря 1914 г. по указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра таких самолетов. Эту дату принято считать днем создания российской дальней (стратегической) авиации. Начальником эскадры стал Михаил Шидловский (генерал-майор, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились бомбардировщики "Илья Муромец").
  • В 1930-е гг. среди военных многих стран стала популярна так называемая "доктрина Дуэ", названная по имени ее автора, итальянского генерала Джулио Дуэ, и предполагавшая приоритет "воздушного наступления", в первую очередь - действий стратегической бомбардировочной авиации. В ВВС РККА для этого были созданы сначала тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса, а затем авиационные армии особого назначения. На их вооружении находились самолеты ТБ-3 и ДБ-3.
  • В годы Великой Отечественной войны Авиация дальнего действия, которой командовал Александр Голованов, подчинялась непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. Основными боевыми самолетами этого периода были бомбардировщики Ил-4, Ер-2, Пе-8.
  • В 1946 г. в СССР была создана Дальняя авиация, состоявшая из трех воздушных армий (впоследствии - корпусов). Cтратегические бомбардировщики стали носителями ядерного оружия. На вооружение ДА поступали сначала поршневые (Ту-4), затем турбовинтовые (Ту-95) и реактивные (Ту-16, М-4, 3М, Ту-22 разных модификаций, Ту-160) самолеты.
  • В 1998 г. ДА была преобразована в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (стратегического назначения).
  • 17 августа 2007 г. по приказу президента РФ и Верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина впервые с 1992 г. возобновилось боевое дежурство стратегической авиации - регулярные полеты в регионах активного судоходства и экономической деятельности Российской Федерации.
  • В 2009 г. вновь создано Командование Дальней авиации ВВС России, которому, в частности, была передана ракетоносная авиация Военно-морского флота.

А именно 37-ю воздушную армию, принято называть дальней авиацией. Одной из ее главных задач сегодня является стратегическое сдерживание возможного противника с воздуха. Если возникнет необходимость, то нанесет удары по военно-техническим базам противника на дальних расстояниях.

Немного из истории

Более ста лет назад, когда еще никто не праздновал День дальней авиации (потому как самого понятия дальней авиации еще не существовало), авиаинженер разработал новый бомбардировщик. Он был четырехмоторным и самым большим во всем мире. Его испытание состоялось в конце 1913 года.

«Илья Муромец» - так стали называть его и еще некоторые аналогичные серии летательных аппаратов, когда через год, 23.12.1914 г., Николай Второй подписал приказ о создании эскадры (первой) бомбардировщиков. С этого дня пошел отсчет мировой тяжелобомбардировочной и дальней авиации России.

Поэтому когда в современное время встал вопрос, какого числа День дальней авиации праздновать, ответ не заставил себя долго ждать. И в 1999 г. вышел приказ верховного главнокомандующего об объявлении 23 декабря профессиональным праздником летчиков дальней авиации. С тех пор все военные 37-й воздушной отмечают в этот день свой профессиональный праздник.

Поздравления с Днем дальней авиации

Конечно, в праздник нельзя обойтись без поздравлений. Они звучат в стихотворной форме и в прозе, их слышно в песне и видно в танцевальных постановках. Поздравления звучат от близких людей и от совсем незнакомых, от всех, кому не безразличен этот праздничный день.

1-е поздравление. Небо для вас является не просто пространством голубого цвета, но и домом. Но настоящий дом, конечно, находится на земле. Знайте, что в нем вас всегда ждет семья: жены и матери, отцы и дети. Берегите себя для них, чувствуйте всегда их поддержку. Пусть перед вами не встают невыполнимые задачи, удача всегда сопровождает вас на жизненном пути, а мечты пусть сбываются чаще.

2-е поздравление. День дальней авиации - это для вас не просто профессиональный праздник. Это важная дата, когда вы слышите много поздравлений, пожеланий и благодарностей. Когда-то вы выбрали для себя этот нелегкий путь. Так пусть он всегда будет успешным! Пусть здоровье и железная птица не подведут вас в ответственный момент. Пусть всегда будут счастливы ваши родные и близкие!

3-е поздравление. Вы охраняете небо над страной днем и ночью, вы порой не знаете отдыха, для вас приказ об охране Родины всегда беспрекословен к исполнению. Вы - элита военно-воздушных сил страны! Поэтому сегодня слава всем летчикам дальней авиации! Пусть ваша непростая служба приносит вам удовольствие, пусть полеты будут мирными, а мастерство с каждым разом только улучшается. И даже если придется надолго покинуть свой дом, всегда возвращайтесь к своим женам и детям, родителям и друзьям! Удачи вам!

Столетие дальней авиации России

В 2014 году вся страна отмечала столетие дальней авиации. В этот день вспомнили историю основания, участие бомбардировщиков во времена Первой и Второй мировых войн. Многие летчики с телеэкранов и страниц газет сами рассказали людям о своей профессии.

В День дальней авиации показали документальный фильм, созданный к юбилею. Он прослеживает весь путь от первого "Ильи Муромца" до современного Ту-160.

К праздничному дню была выпущена медаль «100 лет дальней авиации России».

Дальняя авиация сегодня

Сегодня дальняя авиация выполняет важные задачи по борьбе с терроризмом в Сирии и Иране. На ее вооружении стоят различные типы летательных аппаратов. Среди них ракетоносцы стратегического назначения (сверхзвуковой Ту-160, который в мире является самым большим, и бомбардировщики на дальние расстояния (Ту-22М3) и заправщики топлива (ИЛ-78М).

Конечно, не всем странам нравится мощь которая с каждым годом только растет. Но им остается только принять ситуацию такой, какая она есть. И уж тем более никто не сможет ззапретить гражданам РФ праздновать свой день дальней авиации.

23 декабря - день дальней авиации ВВС РФ, и об этом должен помнить каждый гражданин. И хотя этот день является рабочим, но от этого не теряет своей значимости. Ведь военные люди не знают отдыха, особенно если под угрозой находится безопасность страны.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...