Смертию смерть поправ и сущий живот даровал. И сущим во гробех живот даровав. Песнопения службы праздника святой пасхи

И сущим во гробех живот даровав

Вот такая икона находится, как правило, на аналое посреди храма в пасхальную ночь и на Светлой седмице. Обычно ее называют иконой Воскресения Христова; но, если быть точнее, на ней изображено событие, предшествовавшее Воскресению: схождение Христа во ад. На иконе Спаситель выводит из адской бездны души праведников, начиная с Адама и Евы: «Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную» (песнь 5 Пасхального канона). Попробуем разобраться с этим событием — таинственным и непростым для нас; поищем ответы на возникающие вопросы.

Православное празднование Пасхи

До полуночи в субботу вечером повторяются оды Плачения предыдущего дня. Ороты Воскресения начинаются в полной темноте. Священник берет свет из бдения и передает его верующим, которые держат свечи. Священник поет: «Приходите и получите свет от несгораемого света и прославляйте Христа, который воскрес из мертвых», и все люди присоединяются к нему, повторяя этот гимн снова и снова. С этого момента каждый христианин держит пасхальную свечу как символ своей яркой, глубокой веры в Воскресение Иисуса Христа как Спасителя.

Откуда мы знаем о сошествии Христа во ад? Ведь в Евангелиях об этом нет ни слова. Евангелия рассказывают о Его смерти на Кресте, о положении мертвого Иисуса во гроб, а затем — о Его Воскресении и о встречах людей с Воскресшим.

Как пишет в своей работе «Христос — победитель ада» Митрополит Иларион (Алфеев), учение о сошествии Христа во ад является неотъемлемой частью догматического предания Церкви. То, что ученики Христовы об этом событии знали, подтверждает Первое Послание апостола Петра (3 , 18-20): …Хрис-тос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению…

Во многих церквях священник ведет людей за пределы церкви, где читает Евангелие, в котором говорится об утверждении Ангелов: «Он воскрес, его здесь нет». Затем приходит затаивший дыхание момент, когда люди ждут, чтобы священник начал воспевать гимн воскрешения, который они неоднократно присоединяли к нему: «Христос воскрес из мертвых, смерть попирает смерть и дарует жизнь тем, кто в гробниц». С этого момента вся служба принимает радостную пасхальную атмосферу. Гимны Одов и Хвалы Воскресения, которые следуют, имеют превосходное значение и выражение.

А вот что пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам (4, 8-10): Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

Во второй главе книги Деяний апостольских, в день Сошествия Святого Духа на Христовых учеников, апостол Петр, обращаясь к собравшимся иудеям, напоминает им о пророчестве Давида (см.: Пс. 15 , 10) — предка Христа по плоти: он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления (Деян. 2 , 31). Запомним эти слова: не оставлена душа Его во аде…

Люди исповедуют: «Это День Воскресения, давайте будем славными, будем обнимать друг друга и говорить тем, кто нас ненавидит, простим все, итак, давайте кричим, Христос воскрес из мертвых». Этим гимном они признают, что любовь к ближнему является прочной основой веры в Воскресение Христа.

Затем исполняется Божественная литургия святого Иоанна Златоуста. В конце Литургии читается часть чудесной праздничной проповеди святого Златоуста, которая призывает людей «принять участие в этом честном и сияющем фестивале». О Гадес, где твоя победа? Христос Воскресе, и ты свергнутый. Ему слава и сила всех возрастов во все времена.

Как же это произошло? Может быть, Христос, воскреснув и покинув Свой Гроб, сошел в преисподнюю, а потом уже явился на земле — живым людям?

Нет, не совсем так, и в том-то все и дело. Обратим внимание на слова апостола Петра: умерщвлен по плоти, но ожив духом. Православная Церковь исповедует и проповедует Христа, Который был полностью, до конца — Человеком, и полностью, до конца — Богом, одним из Лиц Пресвятой Троицы. Его человеческое существо было двухсоставным, как и наше: душа и тело. И именно об этом говорят Его предсмертные слова: Отче! В руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23 , 46). Далее сказано, что Хрис-тос испустил дух .

В пасхальное воскресенье днем ​​верующие снова собираются для молитвы с зажженными свечами. Все поют гимн: «Христос воскрес из мертвых». Они поют, «темные тени Закона скончались по пришествию благодати» и, стоя в возвышении, восклицают: «Кто такой великий Бог, как наш Бог?». Евангелие от Иоанна читается на разных языках, провозглашая Благую Весть о Воскресении во вселенной без дискриминации. Плод веры в Воскресение Господа - это любовь во Имя Его; поэтому этот день называется «Воскресенье Агапе», день, посвященный христианским принципам, особенно прощению и милосердию.

Тело лежало в новом Гробе, обвитое чистой плащаницей Иосифа Аримафейского (см.: Мф. 27 , 59; Мк. 15 , 46; Лк. 23 , 53), а душа Умершего, как все человеческие души до Него, сошла в мрачный Шеол, в царство смерти, в то царство, о котором многострадальный Иов говорил: Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его (7 , 9-10).

В это время христиане стремятся покончить с недоразумениями и аргументами среди тех, с кем они могут столкнуться. Апостол Павел твердо интерпретирует Воскресение Христово, говоря: «Если Христос не воскрес, тогда наша проповедь напрасна и ваша вера напрасна». Церковь также заявляет в своем Символ веры: «Третий день Он воскрес».

Аполиткион Христос воскресе из мертвых, смерть попирает смерть, и тем, кто в гробницах Он дал жизнь. Первая Ода Канона Пасхи. Это день Воскресения. Давайте будем сияющими, народы: Пасха, Пасха Господа, потому что Христос Бог привел нас от смерти к жизни и с земли до небес, когда мы поем триумфальный гимн.

Душа в преисподней, тело во Гробе, а почему же умирающий Христос говорит благоразумному разбойнику, что он ныне же (т.  е. сегодня же) будет в раю вместе с Ним (см.: Лк. 23, 43)?

Ответ на этот вопрос мы найдем, если вспомним тропарь, читаемый на пасхальных часах: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный».

Доксастикон Хвалит Это день Воскресения; давайте будем сиять ради праздника и будем обнимать друг друга. Скажем так, братия, даже тем, кто нас ненавидит: простите все в Воскресении; итак, давайте будем кричать: Христос воскрес из мертвых, смертью Он растоптал смерть, и на тех в гробницах Он дал жизнь.

Сезоны благодати: размышления о Городе Православной Церкви, стр. 147 - Вибрю, Хью. Великая неделя и Пасха в Греческой православной церкви, стр. 89 - Фарли, Донна. . Ничто не может отделить нас от этой Любви, воплощенной в Распятом, воскресшем Сыне Истинного и Живого Бога. Свет наводняет эту темную пещеру и наполняет весь мир надеждой. Долг был выплачен, последняя смерть противника была побеждена, а ад был побежден. Тот же Святой Дух, который преобразил раннюю Церковь, может трансформировать вас - и меня - и всех, кто хочет сказать «Да» приглашению Иисуса Христа, Господа.

Бог вездесущ (Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс. 138 , 8)), Троица неразделима: Божеством Своим Христос пребывает в раю, телом на земле, душою во аде.

Какое значение имеет для нас сошествие Христово в «преисподняя земли»? С какой целью Спаситель сошел туда, где обитали мертвые? Что Он изменил для них, лишенных уже, казалось бы, всякой надежды?

Пусть это произойдет и посмотрим, что может сделать Воскресший Господь в вас и через вас. Когда мы начали, новое пламя, представляющее Свет Иисуса Христа, было освещено снаружи. Верные обратили свет от этой новой пасхальной свечи внутри темной церкви и распространили ее друг на друга. Все святилище вскоре было одеты в свет, так как один за другим мужчины и женщины и дети получили один свет от Пасхальной свечи, которая символизирует Иисуса Христа, Свет Мира.

Символизм говорит о нашей миссии как христиане в мире. Свеча свечой, свет Воскресения освещает мир вокруг нас, поскольку Тот, Кто есть Свет Мира, наполняет его Своим сиянием. По мере того, как Литургия прогрессировала, диаконы во всем мире пели этот древний гимн Церкви, который захватывает глубину тайны, которую мы празднуем на Пасху, Эксультте. Пусть труба спасения звучит вслух, когда наши могущественные цари торжествуют! Радуйтесь, пусть земля будет рада, как слава наводняет ее.

Сошествие во ад — неотрывная часть миссии Христа. Это предел Его смирения, истощания Божества — кенозиса. Святитель Григорий Богослов писал о двойном сошествии, или двойном нисхождении, Хрис-та — во плоть, как все люди, и во ад, как все умершие люди. «…Страданием человеческой природы Оно (Божество Иису-са. — Ред .) исполнило домостроительство нашего спасения, разлучив на время душу с телом, но Само не отделившись от того, что однажды было воспринято, и, вновь соединив расторгнутое, тем положило путь и начало воскресения из мертвых для всей человеческой природы…» — это слова святителя Григория Нисского. Расторгнутое соединено: Христос воскресает во плоти: не оставлена душа Его в аде (Деян. 2, 31). Так же — в новых, преображенных телах — воскреснем в последний день (Ин. 6 , 40) и все мы. Апостол Павел объяснял это христианам Коринфа: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15 , 49-55) Последние слова — очень древние, они из книги пророка Осии (13 , 14): От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало?..

Вспыхнувшись от света от своего вечного Царя, пусть все уголки земли будут рады, зная конец мрак и тьму. Радуйся, пусть радуется и Мать-Церковь, обрушившись молнией Его славы, пусть это Святое Здание содрогнется от радости, наполненной могущественными голосами народов! Слова этого древнего гимна дают нам глубокие идеи из ранней Церкви о значении того, что называется пасхальной тайной - спасительной концепцией, Рождеством, жизнью, смертью, Воскресением и Вознесением Иисуса Христа.

Чтения литургической литургии свидетельствуют о творении, истории спасения и новом творении в Иисусе Христе. Еврейские Писания, а затем Новый Завет раскрывают для нас великий план любящего Бога. Отец, который любит нас, не оставил нас в грехе, но послал в мир своего единственного Сына, чтобы спасти нас. Иисус освободил нас от цепей грехов и разрушений смерти!

У Бога нет мертвых на самом деле: Христос — Владыка и над живущими еще на земле, и над теми, кто уже с нее ушел. Апостол Павел в Послании к Римлянам (14 , 9) пишет, что Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми . Песнопения Великой Субботы, богослужение которой пронизано темой схождения во ад, говорят нам о том, что Христос душою Своею проповедовал душам — обитателям Шеола. Третья песнь канона этого дня: «…Ныне же сокровенная Твоя богомужно уяснил еси, и сущим во аде, Владыко, несть свят, разве Тебе, Господи, взывающим».

Бог по-прежнему любит мир, который Он создал. Он по-прежнему посылает Своего Сына, Иисуса Христа, через Церковь, Его Тело, из которых мы все стали членами нашего Крещения. Теперь мы живем в Церкви и отправляемся в мир, чтобы вернуть всех мужчин и женщин домой к Церкви, которая является новым миром. Христиане не просто спасены, но спасены или Новый образ жизни. Мы спасены за участие в продолжающемся служении Иисуса Христа.

Искупительная миссия Господа Иисуса Христа продолжается! Этот мир, который Бог создал в любви через Слово, теперь воссоздается изнутри - через Слово, которое было создано плотью. Через Его Воплощение - Спасительная Жизнь, Смерть и Воскресение этого Слова произвели Плоть - все начинается снова, преображается благодатью. Это включает каждого из нас, кто носит имя, христианин.

Святитель Иоанн Дамаскин писал: «Обоженная душа (Хрис-та) сходит в ад, чтобы, подобно тому, как для находившихся на земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной, воссиял свет».

К кому была обращена проповедь Христа в преисподней и каково было ее содержание? Кого именно вывел Спаситель из Шеола?

Тот, кого Писание провозглашает первым рожденным от нового творения, вырывается из гробницы, чтобы начать новое творение. Во всем мире избранные, те, которые были подготовлены через веру в крещение и пасхальные таинства, были крещены, подтверждены и получили Святую Евхаристию; три Таинства посвящения.

Затем, кандидаты, христиане других общин, чье крещение Святая Католическая Церковь уже признает, были подготовлены к Таинствам Подтверждения и Евхаристии и включены в полное общение Католической Церкви. Мы все вместе вместе, в Воскресшем Тебе того, кто побеждает смерть и купает мир в свете! Эта прекрасная Литургия призывает всех присутствующих обновить свое крещение и снова дать себя Господу Иисусу Христу в евангельской встрече.

Если о земной жизни Иисуса Христа мы знаем от свидетелей (см.: Лк. 1 , 2; Ин. 1, 14), то схождение во ад — событие для нас таинственное: «подробности» есть только в многочисленных апокрифах, но в них с неизбежностью присутствует вымысел. Обратимся к Священному Писанию. Продолжим ту цитату из Послания апостола Петра, которую уже приводили в начале (3 , 19-20): …находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божиему долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега…

Радость наполняет христиан во время этого праздника. С глазами живой веры мы становимся свидетелями силы Бога, опосредованной через Таинства. Через спасательные воды Крещения, заливку Нефти Христа и получение самой Святой Евхаристии, Тело и Кровь Иисуса Христа, мы видим и испытываем, как Иисус продолжает Его служение среди нас.

Холодные сердца многих верных воспламеняются в великом Пасхальном Пламени. В приходах по всему миру, когда крещение вышло из этих сберегающих вод, вся Церковь вспыхивает с радостью Пасхи. Когда наши священники и епископы подтверждают их, заливая Священный Христ на их голове - все мы напоминаем о полной красоте и сокровище нашей собственной христианской веры!

Итак, о победе над смертью, о воскресении в последний день , но также и о вечной каре для нераскаянных грешников услышали и те, кто захлебнулся в водах Всемирного потопа (см.: Быт. 6 -7), и те, кто сгорел в серном пламени Содома (см.: Мф. 10 , 15; Быт. 19 , 24-25). Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом , — пишет апостол Петр в том же Первом Послании (4 , 6). Иоанн Златоуст писал, что Христос как на земле «для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших — обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду». Иными словами, те, кто умер до Рождества Хрис-това, с Его сошествием во ад получили возможность выбора. Святитель Ириней Лионский писал: «Господь сошел в преисподнюю земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым, так же как и нам, Он отпустил грехи». Многие святые отцы и духовные писатели позднейших времен считали, что Хрис-тос вывел из ада и привел к Отцу души, отозвавшиеся на Его проповедь. «Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти», — говорил в своем «Слове в Великую Субботу» святитель Иннокентий Херсонский.

Празднование этих пасхальных тайн всегда делает смысл жизни настолько ясным. Они знают, что Он воскрес из мертвых и живет среди нас. Что Он ходит среди нас сейчас, в Своем теле, в Церкви. Это дает Себя в любви ради мира. С сердцами, открытыми для Святого Духа, мы можем глубоко знать внутри нас, что ничто не может отделить нас от той Любви, воплощенной в Распятом, воскресшем Сыне Истинного и Живого Бога. Свет, заполнявший эту темную пещеру, наполняет весь мир надеждой. Долг был выплачен, последняя смерть противника была побеждена.

Сам ад был побежден. Пленники были освобождены, Любовь восторжествовала. Ворота ворот были открыты широко. Те, кто стоят у Крестового Алтаря, в свете пустой гробницы, веря в Его обетование, будут жить вечно в Нем, начиная с этого момента. С Массовой Пасхой мы начинаем Октаву Пасхи. Восемь дней пиршества на чтениях, которые Церковь Святой Матери выставляет на столе Амбо, и получает Воскресшего в самой Святой Евхаристии. Нам предлагается стать тем, что мы слышим и потребляем.

Следует понимать: схождение Спасителя в царство мертвых — это не просто «визит», это вход Победителя в побежденный город. Если победитель входит, значит, победа окончательна и безоговорочна. И об этой победе мы услышим в «ночь светозарную» — когда в наших храмах будут читать Слово огласительное Иоанна Златоуста: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его…». Плоти Христа коснулась смерть. У того же Златоуста есть грубый натуралистический пример: если человек случайно проглотит камень, желудок извергнет этот камень наружу вместе со всей ранее принятой пищей. Смерть проглотила краеугольный камень — Христа — и, не будучи в силах Его переварить, исторгла Его из своего чрева вместе со всеми ранее поглощенными. Об этом поется в Пасхальном каноне: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащыя связанныя, Христе, и тридневен яко от кита Иона, воскресл еси от гроба». И далее — то, от чего всегда замирает сердце: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Мы следуем чрезвычайным изменениям, которые произошли в ранних Апостолах, поскольку сила этого Воскресения превратила их в живого свидетеля веры. Мы празднуем Пасху в течение пятидесяти дней - пока мы не отпразднуем следующий великий праздник, праздник Пятидесятницы. Аллелуйас пронизывает наше поклонение. Они предназначены для информирования о нашей жизни.

Теперь все по-другому, потому что эта гробница пуста. Мы воскресли с Иисусом Христом. Вы слышали старую пословицу: Он такой небесный, что он не земной добра. Мы призваны быть такими небесными - жить так привлекательно, что мы приносим Божество на Землю и двигаем Землю к ее вечному отдыху в Нем. Пасха больше, чем один день; это способ жить нашей жизнью в Иисусе Христе и друг с другом во имя мира.

Газета «Православная вера» № 07 (579)

Песнопение «Христос воскресе из мертвых…» - тропарь Пасхи - это своего рода «визитная карточка» праздника. Тропарем в церковной традиции называется краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Радостный гимн, возвещающий о воскресении Христа, первый раз звучит в пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя вокруг храма, останавливается у его закрытых дверей.

Потому что Иисус воскрес! Небеса пришли на землю, и теперь земля может прийти на небеса. Поскольку Он был воспитан, новое творение уже началось. Семя Царства проявляется в Церкви, которая является Его Воскресшим Телом, знамением нового неба и новой земли.

Его Церковь - Святое Место Жилища, где все мужчины и женщины могут быть освобождены от Закона греха и смерти. В этой Церкви мы живем и пасутся, питаясь Его Словом и питаемся Его Телом и Кровью, исцеляемыми Его Нефтью Милосердия и подготовленными к вечности.

Когда мы следуем за Петром и Иоанном, чья история, которую мы слышим, провозглашена в уроке Евангелия на Пасхальную воскресную литургию, мы свидетельствуем о силе Воскресения на работе в жизни обычных мужчин и женщин, которые становятся экстраординарными, проживая свою жизнь в Нем.

Закрытые двери храма обозначают «гроб затворенный» - погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя.

На рассвете первого дня после субботы (теперь этот день недели мы называем воскресеньем в память о воскресении Христа), когда жены-мироносицы подошли ко гробу, чтобы помазать благовониями тело своего Учителя и Господа, оказалось, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру погребения, отвален. Гроб пуст: в нем лишь погребальные пелены, в которые было завернуто тело Иисуса Христа. Сам же Христос воскрес!

Радостная песнь «Христос Воскресе…» многократно повторяется в церковных Богослужениях на протяжении всех сорока дней празднования Пасхи. Весть о воскресении Спасителя возвещается всем народам во всех уголках земли, и в православных церквах можно услышать пение тропаря Пасхи на разных языках.

В одной из своих проповедей святитель Лука (Войно-Ясенецкий) рассуждал о смысле тропаря Пасхи:

Что это за удивительный тропарь величайшего из праздников, столь дорогой для нас и столь непонятный для нехристиан, вызывающий даже их насмешки?

Огонь может ли быть потушен огнем? Тьма может ли просветиться тьмой? Зло может ли быть побеждено злом? Конечно, нет.

Подобное подобным не уничтожается, а только противоположным. Огонь угашается водой, тьма разгоняется светом, зло побеждается добром.

И, тем не менее, вопреки этому всеобщему закону, Христос Своею смертью попрал смерть.

Какую смерть? Духовную смерть. Ту смерть, сущность которой есть отчуждение от Христа-Бога, Который есть Любовь, Путь, Истина и Жизнь. Духовная смерть есть отвержение пути добра, любви и истины, и предпочтение ему другого пути - пути зла, ненависти и лжи.

А этот путь от диавола, врага Христова, ибо он есть отец лжи, ненависти и зла. Итак, духовная смерть от диавола.

Эту смерть попрал Христос безмерным и неиссякаемым потоком любви Божественной, излившимся с креста Голгофского. Ненависть диавола к роду человеческому побеждена любовью Божией к нему.

Итак, не нарушен всеобщий закон, по которому подобное не может быть преодолено подобным, а только противоположным, и истинно то, что Христос Своей смертью попрал смерть.

Крестом Христовым связан князь, господствующий в воздухе (Ефес. 2, 2), и возлюбившим Христа дана сила для борьбы с ним и могучая защита от него.

Не менее удивительна и вторая часть тропаря: "и сущим во гробех живот даровав".

Не только удивительна, но и Божественным светом драгоценнейшей надежды озаряет сердца наши. Если Христос воскрес, то мы воскреснем в телах наших. Ибо Он воскрес из мертвых, как первенец из умерших, положив начало всеобщему воскресению.

"Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых.

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15, 21-22).

Итак, не только духовную, но и телесную смерть упразднил Христос Своим крестом и воскресением. Но это уже всецело дело всемогущества Божия, и нам нет надобности рассуждать об этом по законам природы, ибо и они созданы Творцом всего, и Он волен действовать не по ним, а по неведомым нам законам Его Божественного ума и воли.

Приидите же, поклонимся и припадем ко Христу, избавившему нас от смерти духовной и уничтожения телесного.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...