Чунцин китай население. Пипашань и западные районы города

Чунцин является самым большим из четырех городов центрального подчинения, превышая площадь Пекина, Шанхая и Тяньцзиня в 2,4 раза. В административно-территориальном отношении Чунцин делится на 43 города, округа, уезда. Интересно, что больше 80% населения проживает не в городской черте, а сельской местности. Это уникальный мегаполис, с большим количеством жителей – больше 30 миллионов.

Находится город на реке Янцзы, у самого верхнего течения. Соседями Чунцин являются провинции Хунань и Хубэй, Гуйчжоу, Сычуань, Шеньси. Отличием является и особенности местного рельефа, который меняется с севера и юга к центральным регионам. Отличается скошенным характером земной поверхности, которая становится больше к берегам реки. В основном, вся территория Чунцина покрыта холмами и невысокими горами (всего 500 метров над уровнем моря). Кроме Янцзы, по территории мегаполиса протекают несколько больших рек – Цицзян, Уцзян, Фунцзян, Данинхэ и Цзялинцзян.

Большое количество водоемов позволяет сельским жителям активно заниматься земледелием и другими направлениями сельского хозяйства. Этому способствуют и особенности климатического режима:

  • Муссонный субтропический климат;
  • Годовая температура колеблется в пределах +18, опускаясь зимой до 7-8 градусов тепла, а летом, повышаясь до +28-29;
  • Выпадает большое количество осадков, особенно весной и летом. Дожди идут, в основном, по ночам.

Таким образом, Чунцин уникален по многим параметрам – статусу, размерам, количеству сельских жителей, погодным условиям. Благодаря этому, город выделяется среди других населенных пунктов, которые контролируются центральной властью КНР.

История города

Археологические раскопки, проводимые в Чунцине, помогли установить, что уже в позднем палеолите местность современного мегаполиса стала осваиваться древними людьми. Потом здесь существовала древняя столица царства Ба, которая была основана в 16 в до нашей эры. Уже в 3 в. до н.э. появилась префектура Ба, которая контролировалась династиями Цинь и Восточной Хань. Среди других важных исторических периодов в развитии Чунцина стоит отметить:

  • С конца 6 в. по начало 10 в. префектура получила название ЮЙ и статус провинции. Главный город также назывался Юй;
  • С 960 по 1127 гг. провинция существовала, как Гун;
  • С конца 1180-х гг. представитель императорского дома Южной Сун Чжао Дунь получил титул князя Гун-ван. В наследство ему досталась и провинция Гун. Девизом правления князя стал Гуан-цзун, что означает «дважды возведенный в сан». Из-за этого город, где князя возвели на трон, получил название Чунцин, т.е. двойное празднование;
  • С конца 1360-х гг. по начало 20 в. Чунцин был важным торговым и транспортным узлом, по которому ходили караваны. В начале 1890-х гг. получил статус открытого порта, для чего тут построили таможню, улучшили инфраструктуру, условия приема и обслуживания судов. В результате чего, Чунцин стал крупным торгово-речным узлом на реке Янцзы. Это был центр внутренней, региональной и международной торговли. В 1929 г. населенный пункт официально стал города. Перед Второй мировой войны сюда бежало правительство – Административный Совет – Китайской Республики, что позволило Чунцину в 1939 году перейти в прямое подчинение руководству государства;
  • В течение всей Второй мировой войны Чунцин фактически был второй столицей Китая, где принимались важные государственные решения. Только в 1946 году правительство Гоминьдана вернулось в Нанкин, но город свой важный статус продолжал сохранять. Ситуация стала постепенно меняться, когда была создана КНР в 1949 году, у власти прочно закрепились коммунисты, а к середине 1950-х гг. Чунцин превратился в город провинциального значения в регионе Сычуань (была упразднена старая административная система);
  • В начале 1980-х гг. город был включен в список городов, где должны были проводиться экспериментальные экономические реформы. Одновременно с этим, Чунцин стал рассматриваться, как самостоятельная административно-территориальная единица. Поэтому его руководство получило широкие хозяйственные и управленческие права (как у других провинций), а также статус внешнеторгового порта;
  • 1990-е годы принесли радикальные изменения для развития города, что было связано с быстрым развитием реки Янцзы и ее бассейна. Сначала Чунцин стал открытым городом на этом водоеме, потом в границы города были включены несколько крупных населенных пунктов. Вследствие чего, город стал активно развиваться, а потом вообще стал подчинятся напрямую центральной власти. Уход британцев из Чунцина и положительные результаты экономических реформ способствовало тому, что город превратился в очень крупный регион хозяйственного, социального и финансового развития. Сюда стали вкладывать инвестиции представители многих европейских, китайских и мировых компаний.

Достопримечательности

Чунцин – удивительное место, которое туристы и местные жители называют градом на горах. Связано это с холмисто-гористой местностью, из-за чего все дома стоят на крутых отрогах, склонах, а улицы крутыми спусками идут вниз к берегам реки. Найти дома и здания, стоящие на ровной земле, практически нереально. Поэтому, прежде, чем отправляться на осмотр достопримечательностей, стоит отправится на прогулку Чунцином, познакомится с его особенностями и атмосферой. А потом можно посмотреть и многочисленные памятники, и интересные места:

  • Теплые источники, которые находятся в северных и южных регионах мегаполиса;
  • В городе Цзянцзинь находятся настоящие тропическе джунгли;
  • В уезде Ваньнэн есть каменный лес;
  • Улунские пещеры;
  • Живописные горы Наньшань, Сяньнюшань и Цизньюньшань;
  • Лесопарковая зона Цзиньфошань;
  • Река Янцзы и ее окрестности – ущелья, каньйоны, горы, порожистые гряды, карстовые гроты, водопады, озера и заливы;
  • Исторические и культурные памятники, самыми выдающимися из которых являются Мемориальный комплекс Гэлешань, резиденции выдающихся политических лидеров, наскальные барельефы Дацзу, крепость Дяоюйчэн. Считается, что это один из крупнейших фортов в Китае, построенный для того, чтобы отражать нашествия врагов;
  • Резная живопись, сделанные на каменном пороге Янцзы, находящийся в районе Фулине;
  • Буддийские монастыри;
  • Архитектурно-пейзажный комплекс крепости Шибаочжай (уезд Чжунсянь);
  • Гробы, которые висят на скалистых отрогах.


Отправляясь на поездку в Чунцин, стоит учитывать, что город постоянно находится в смоге и окутан густым туманом. Промышленность, производство и торговая деятельность превратили мегаполис в место, где много серых и черных красок, поскольку солнце пробивается через смог очень редко.

Удивительным считают туристы тот факт, что растения тут совсем не меняют свой цвет – ни зимой, ни летом. Пальмы и другие деревья постоянно стоят темно-зелеными, среди которых постоянно растут новые дома и инфраструктурные объекты.

Население мегаполиса отличается от остальных китайцев внешним видом. В основном, это низкорослые, смуглые люди, которые разговаривают очень интересно – выделяют в словах букву «о». И мужчины, и женщины работают на заводах, фабриках, строительстве жилых домов и комплексов, сельском хозяйстве. В каждом дворе, как в городе, так и деревнях есть подсобное хозяйство, чтобы разводить уток и кур, а также выращивать овощи и фрукты. Наиболее популярными профессиями считаются носильщик (банбан), держащий в руках толстую палку из бамбука, чтобы носить вещи, и моди – таксист на мотоциклете. Его еще называют горным гонщиком, который развозить людей по горным районам города.

Вся еда в Чунцине пряная, обильно посыпанная красным перцем. Поэтому перед приемом пищи нужно обязательно пожевать анис, чтобы не обжечь слизистую перцем. Больше всего красного перца в традиционном супе хого, который готовится в каждом доме и кафе города.

Информация для туриста

Добираться в город проще всего из международного аэропорта Цзенбэй, расположенный в 23 километрах от Чунцина. Отсюда можно улететь в другие азиатские страны и города. Гористая местность не стала помехой к строительству трех железнодорожных дорог по направлению Чэнду, Хунань, Сычуань и Гуйчжоу. По городу можно передвигаться на такси, велотакси и мототакси, а также на теплоходах. Речной вокзал находится около слияния речек Цзялиннцзян и Чанцзян.

Есть в Чунцине и метрополитен, который тянется на 216 километров, охватывая 126 станций. Две линии метро являются монорельсовыми, и две обычными.

Для проживания туристов и приезжих иностранцев лучше всего подходит район восточного Чунцина. Бюджетных гостиниц в городе немного, в основном, это отели 3-5 звезд, жилье можно снимать у частников, которые сдают апартаменты и отдельные комнаты.

Город Чунцин находится на территории государства (страны) Китай , которая в свою очередь расположена на территории континента Азия .

Численность населения города Чунцин.

Численность населения в городе Чунцин составляет 30 165 500 человек.

В какому часовом поясе расположен город Чунцин?

Город Чунцин расположен в административном часовом поясе: UTC+8. Таким образом, можно определить разницу во времени в городе Чунцин, относительно часового пояса в вашем городе.

Телефонный код города Чунцин

Телефонный код города Чунцин: +57 23. Для того, что позвонить в город Чунцин с мобильного телефона, необходимо набирать код: +57 23 и затем непосредственно номер абонента.

Официальный сайт города Чунцин.

Сайт города Чунцин, официальный сайт города Чунцин или как его ещё называют "Официальный сайт администрации города Чунцин": http://www.cq.gov.cn/ .

Метрополитен в городе Чунцин.

Метро в городе Чунцин носит название Чунцинский метрополитен и является средством общественного транспорта.

Пассажиропоток метро города Чунцин (загруженность метро Чунцин) составляет 310.00 миллионов человек за год.

Количество линий метро в городе Чунцин составляет 4 линий. Общее количество станций метрополитена в г.Чунцин равно 98. Протяжённость линий метро или длина путей метро составляет: 168.00 км.

Схема метро (карта метро) города Чунцин:

G Я O L Страна Китай Китай Статус Город центрального подчинения Мэр Тан Лянчжи История и география Площадь 82 403 км² Высота центра 237 ± 1 м и 243 м Часовой пояс UTC+8 Население Население 30 751 600 человек (2017 ) Плотность 373 чел./км² Национальности ханьцы (94 %), туцзя (5 %), мяо (1 %) Цифровые идентификаторы Телефонный код +86 23 Почтовый индекс 400000–409900 Автомобильный код 渝A, B, C, F, G, H ISO CN-50 Прочее Аббревиатура 渝, Yú www.cq.gov.cn/ Аудио, фото и видео на Викискладе

География

Чунцин был заложен на месте, где река Цзялинцзян впадает в полноводную Янцзы . Когда 20 мая 2006 года строительство плотины Санься было закончено, то образовавшееся водохранилище дошло до Чунцина, что дало возможность большим судам подходить к городскому порту. Расположение на восточном краю плодородного Красного Бассейна, рисовой житницы Китая, ускорило рост города. Город окружен тремя горными массивами: Дабашань на севере, Ушань на востоке и Далушань на юге. Из-за холмистого ландшафта местности Чунцин прозвали «горным городом» (Шаньчэн). Поэтому же это один из немногих городов Китая, где число велосипедов незначительно. Он находится на высоте 243 метров над уровнем моря.

Для отличия от всего «города центрального подчинения Чунцин» (то есть административной единицы), по отношению к собственно городу Чунцин и его ближайшим пригородам (населённому пункту) в местной прессе часто используется неофициальный термин «главная городская зона» (кит. упр. 主城区 , палл. : чжучэнцюй ).

Чунцин граничит с провинциями Хубэй и Хунань на востоке, Гуйчжоу на юге, Сычуань на западе и Шэньси на севере. Через город, пригороды и областные районы протекают 80 рек, наиболее значительные из которых Янцзы , Цзялин , Уцзян , Фуцзян , Чицзян и Даниньхэ.

Население

Официальные границы города центрального подчинения задают территорию длиной в 470 км с востока на запад и шириной 450 км с севера на юг, общей площадью в 82 403 км², из которых 1473 км² (1,79 %) занимает урбанизированная зона, а 80 930 км² (98,21 %) приходятся на пригородные и сельские районы. При этом следует учитывать особенности территориального деления, принятые в Китае: в Китае нет официального понятия «населённый пункт», а «город центрального подчинения» - это административная единица, такая же как «провинция». Так, к городу центрального подчинения Чунцин относится 31 район, 8 уездов и 4 автономных уезда. Однако при этом территория города центрального подчинения Чунцин не представляет собой целиком застроенную домами и дорогами зону. Это больша́я по площади территория, равная площади Австрии.

По данным Департамента статистики Чунцина по итогам 2017 года урбанизированное население составило в сумме 19 706 800 человек, а сельское - 11 044 800 человек .

Для отличия от всего «города центрального подчинения Чунцин» (то есть административной единицы), по отношению к собственно городу Чунцин и его ближайшим пригородам в местной прессе часто используется неофициальный термин «главная городская зона» (кит. упр. 主城区 , палл. : чжучэнцюй ).

Климат

Короткая и относительно мягкая зима и жаркое, с высокой влажностью воздуха лето. С октября до апреля повышенная влажность воздуха является причиной частых густых туманов, что дало городу прозвище «Столица туманов» (кит. упр. 雾都 , палл. : Уду ).

Чунцин лежит в субтропической зоне. Средняя годовая температура 18,2 °C. Зимой температура опускается до 6-8 °C, а летом лежит между 27 и 38 °C. Среднестатистическое годовое количество осадков лежит между 1000 и 1100 мм. Наиболее комфортное время года с апреля по октябрь.

Климат Чунцина
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C 9,5 11,6 16,8 22,2 25,9 28,1 32,2 32,8 26,5 21,3 15,7 10,9 21,1
Средняя температура, °C 7,6 9,3 13,9 18,7 22,5 24,8 28,4 28,7 23,5 18,8 13,6 9,1 18,2
Средний минимум, °C 5,6 6,9 10,9 15,1 19 21,5 24,5 24,5 20,4 16,2 11,5 7,2 15,3
Норма осадков, мм 20 21 37 102 159 166 171 138 149 96 53 26 1138
Источник: Гонконгская обсерватория

Городской ландшафт

История

Возник более 3 тыс. лет назад. В древности город являлся столицей царства Ба и носил название Цзянчжоу . Название «Чунцин» («двойное торжество») возникло в 1189 году, когда третий сын императора Сяо-цзуна стал начальником области Гунчжоу, получив титул «князь Гун» (恭王), и в том же году после отречения отца стал императором под именем Гуан-цзун . В честь этого Гунчжоу было поднято в статусе с «области»-чжоу до «управы»-фу ; так как Гуан-цзуну в этом году пришлось дважды праздновать повышение в статусе (сначала до князя, а потом до императора), то он повелел переименовать Гунчжоу в Чунцинфу («управа двойного празднования»).

В 1891 г. Чунцин стал открытым портом, где была оборудована таможня, наблюдалось процветание в судоходстве, торговле, финансовом деле и перерабатывающей промышленности. Постепенно он стал играть роль узлового пункта, связующего Юго-Запад Китая и верховье Янцзы с внешним миром.

В 1929 г. Чунцину официально был придан статус города. В 1937 году сюда из Нанкина незадолго до его оккупации японскими войсками переехали правительственные учреждения Китайской Республики. В период антияпонской войны в 1937-1945 после оккупации японцами Нанкина Чунцин выполнял роль столицы государства. В 1939 году Чунцину был придан статус города, находящегося в непосредственном подчинении Административного совета (правительства Китайской Республики). После того, как в 1946 г. гоминьдановское правительство вернулось в Нанкин, Чунцин остался в прямом подчинении у Административного совета.

В 1949 г. после провозглашения Китайской Народной Республики Чунцин одно время оставался городом центрального подчинения, кроме того, он был местом пребывания Юго-Западного Бюро ЦК КПК и Юго-Западного Военно-Политического Комитета, политическим, хозяйственным и культурным центром Юго-Западного Китая. Лишь в 1954 году, когда в стране была упразднена система административного деления на большие административные регионы, Чунцин стал городом провинциального (Сычуань) подчинения.

С 1997 года Чунцин стал городом центрального подчинения. Власти города предпринимают активные меры по урбанизации региона, за счёт государственных средств ведётся строительство магистралей, создаётся городская инфраструктура на всей территории муниципального образования.

Административное деление

Чунцин административно подразделяется на 26 районов, 8 уездов и 4 автономных уезда.

Районы
Название Иероглифы Пиньинь
1 Юйчжун 渝中区 Yúzhōng Qū
2 Дадукоу 大渡口区 Dàdùkǒu Qū
3 Цзянбэй 江北区 Jiāngběi Qū
4 Шапинба 沙坪坝区 Shāpíngbà Qū
5 Цзюлунпо 九龙坡区 Jiǔlóngpō Qū
6 Наньань 南岸区 Nán"àn Qū
7 Бэйбэй 北碚区 Běibèi Qū
8 Цицзян 綦江区 Qíjiāng Qū
9 Дацзу 大足区 Dàzú Qū
10 Юйбэй 渝北区 Yúběi Qū
11 Банань 巴南区 Bānán Qū
12 Ваньчжоу 万州区 Wànzhōu Qū
13 Фулин 涪陵区 Fúlíng Qū
14 Цяньцзян 黔江区 Qiánjiāng Qū
15 Чаншоу 长寿区 Chángshòu Qū
16 Хэчуань 合川区 Héchuān Qū
17 Юнчуань 永川区 Yǒngchuān Qū
18 Цзянцзинь 江津区 Jiāngjīn Qū
19 Наньчуань 南川区 Nánchuān Qū
21 Туннань 潼南区 Tóngnán Qū
22 Тунлян 铜梁区 Tóngliáng Qū
24 Жунчан 荣昌区 Róngchāng Qū
25 Бишань 璧山区 Bìshān Qū
27 Улун 武隆区 Wǔlóng Qū
30 Лянпин 梁平区 Liángpíng Qū
31 Кайчжоу 开州区 Kāizhōu Qū
Уезды
Название Иероглифы Пиньинь
26 Дяньцзян 垫江县 Diànjiāng Xiàn
28 Фэнду 丰都县 Fēngdū Xiàn
29 Чэнкоу 城口县 Chéngkǒu Xiàn
32 Уси 巫溪县 Wūxī Xiàn
33 Ушань 巫山县 Wūshān Xiàn
34 Фэнцзе 奉节县 Fèngjié Xiàn
35 Юньян 云阳县 Yúnyáng Xiàn
36 Чжунсянь 忠县 Zhōng Xiàn
Автономные уезды
Название Иероглифы Пиньинь
20 Юян-Туцзя-Мяоский автономный уезд 酉阳土家族苗族自治县 YǒuYáng Tǔjiāzú Miáozú Zìzhìxiàn
23 Сюшань-Туцзя-Мяоский автономный уезд 秀山土家族苗族自治县 XiùShān Tǔjiāzú Miáozú Zìzhìxiàn
37 и Шиянь является крупнейшей базой по производству автомобилей Китая. В городе 5 заводов по выпуску комплектованных автомобилей и более 400 заводов по производству автомобильных деталей. Возможность годового выпуска - 200 тыс. автомобилей и 3 млн мотоциклов. Здесь также находится крупный завод по производству кондиционеров .

В городе Чунцин три крупных металлургических предприятия: завод по обработке алюминия, Чунцинская сталеплавильная корпорация и Чунцинская специальная сталеплавильная компания. В Чунцине производится более 1000 химических промышленных продуктов, включая масляный лак, титановые белила и другие, среди которых продукция древесного спирта занимает первое место.

Жители деревень выращивают рис , чай , мандарины , табак Автодороги

Проложены пять государственных автомагистралей и 17 автодорог провинциального значения. Движение открыто на 27,2 тыс. км. дорог.

Водный транспорт

На Янцзы построены несколько десятков портов и пассажирских и грузовых причалов, развертываются операции «река-море» через Шанхай с выходом за рубеж, до конца года действует навигация для судов водоизмещением 1 тыс. тонн. Протяженность навигационных речных линий превысила 4 тыс. км, после завершения строительства гидроузла «Три ущелья» судa водоизмещением 10 тыс. тонн смогут заходить в Чунцин.

Метро

С 6 ноября 2004 года в городе действует метрополитен. По состоянию на 2018 год состоит из 2 монорельсовых линий (2;3) и четырех обычных (1;5;6;10) общей длиной 213 км, со 126 станциями.

Туристические достопримечательности

Чунцин известен как «град в горах», центральная часть городского района, расположенная между руслами рек Янцзы и Цзялинцзян , имеет холмистый рельеф, дома здесь лепятся по горным отрогам, улицы круто спускаются к берегу. Особенно красивый вид имеет ночной Чунцин, когда холмы расцвечиваются многочисленными огнями жилых домов, а сверху над ними опрокидывается тёмный небосвод, мерцающие звёзды которого словно вступают в соперничество с земной иллюминацией. В северном и южном предместьях города есть тёплые источники, в живописном районе горы Цзиньюньшань и Наньшань разбит дачный посёлок. Если поехать в более отдалённые районы Чунцина, то попадёшь в джунгли (г. Цзянцзинь), либо в «каменный лес» (уезд Ваньшэн) или в Улунские пещеры; можно съездить также на высокогорные луга в горы Сяньнюшань, в лесопарк Цзиньфошань и другие живописные места. Любители речных круизов могут совершить плавание по Янцзы, полюбоваться тремя ущельями «Санься», каньонами рек Данинхэ и Сяонинхэ, рассекающих горы Ушань, можно посмотреть древние письмена, вырезанные на порожистой гряде посредине Янцзы в Юньяне, причудливый рельеф гор в уезде Фэнцзе, высокогорный стель и карстовых грот в горах Хунчиба по реке Уси, красочные водопады на реке Цзыян в горах Ушань и пр. После того, как завершится сооружение Саньсяского водохранилища, в долине Янцзы появится громадное рукотворное «озеро» протяженностью 600 км и площадью более 1000 км². Оно станет местом туристических круизов, отдыха и экскурсий.

  • музей «Хунъяньцунь» (место представительства 8-й армии)
  • Мемориальный комплекс «Гэлэшань», где похоронены жертвы гоминьдановских концлагерей «Чжацзыдун» и «Байгунгуан»
  • бывшая резиденция Чан Кайши
  • резиденция Чжан Чжичжуна «Гуйюань»
  • Резиденция Кун Сянси «Кунъюань»
  • памятники эпохи, когда Чунцин был «второй столицей».

Большую художественную ценность являют собой наскальные барельефы Дацзу - великолепный образец пещерно-храмового искусства. Крепость Дяоюйчэн в Хэчуане, называемая европейцами «Восточной Меккой», - одна из трёх крупнейших цитаделей по сопротивлению чужеземному нашествию в военной истории древнего Китая. Можно прибавить к этому перечню наскальные письмена в Фэнду («Чертовом городе»), резную живопись на каменном пороге Янцзы в Фулине, «небесную лестницу» в уезде Шичжу, архитектурно-пейзажный ансамбль крепости Шибаочжай в уезде Чжунсянь

Один из крупнейших городов центральной части Китая Чунцин - флагман правительственной кампании, направленной на развитие западных регионов страны. Здесь строятся новые объекты инфраструктуры и проводится реструктуризация отраслей промышленности в попытке привлечь новые инвестиции.

Чунцин в цифрах 2002 г. Рост с 2001 г. (%) Национальный рейтинг
Площадь (км2) 82000 26
Численность (миллионов человек) 31,1 0,3 20
ВВП (миллиардов юаней) 197,1 12,7 23
ВВП на душу населения (миллиардов юаней) 6437 24,8 18
Средняя зарплата (юаней) 10960 15,1 18
Розничная торговля потребительскими товарами (миллиардов юаней) 76,3 9,1 20
На сто городских семей приходится:
- компьютеров 25,3 46,2 5
- видео и CD проигрывателей 67,1 12,4 4
- мобильных телефонов 53,9 57,1 16
Индекс потребительских цен (%) -0,4 10
Экспорт (миллиардов USD) 1,12 -4,7 23
Экспорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 0,1 5,5 26
Импорт (миллиардов USD) 0,91 -6,1 25
Импорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 0,28 27 21
Общее число зарегистрированных иностранных компаний 1388 -7,6 23
Использованные иностранные инвестиции за этот год (миллионов USD) 196 -23,7 23

Чунцин - один из важнейших торговых и промышленных центров центральной части Китая. С 1937 по 1945 год, когда Наньцзин был оккупирован японскими войсками, Чунцин стал столицей правительства националистов. Несмотря на то, что город подвергался довольно сильным бомбардировкам со стороны японцев, его население в этот период троекратно увеличилось. Сюда были перенесены многие ключевые учреждения и предприятия, которые в дальнейшем послужили основой индустриальной мощи города. Будущий глава КНР Дэн Сяо Пин стал первым мэром Чунцина после прихода к власти коммунистов в 1949 году.

В 1997 году Чунцин вышел из состава провинции Сычуань и стал муниципалитетом центрального подчинения. В принципе, сейчас это самый большой город в мире. Его быстро растущее население уже перевалило за 31 млн. человек, его площадь равна 82 тыс. кв. км, что больше территории Австрии. Но с другой стороны, после того, как в 1997 году к муниципалитету были присоединены соседние округа Ваньсянь (Wanxian), Фулин (Fuling) и Цяньцзян (Qianjiang), 97% его территории стали составлять сельские районы, в которых и проживает основная часть населения. Чтобы ускорить процесс урбанизации, местное правительство планирует ежегодно переселять в города по 500 тыс. человек в течение ближайших 20 лет.

Город раскинулся на берегах Янцзы в 2500 км к западу от Шанхая. Это идеальное место для выхода на рынки центральных районов Китая, пока еще не достаточно развитых. Раньше иностранных инвесторов отпугивало плохое состояние дорог. Но постепенно Чунцин становится все привлекательнее в их глазах, будучи единственным в регионе городом центрального подчинения.

Чунцин стал главным проводником правительственной программы, направленной на промышленное развитие провинций, расположенных в западной и центральной части страны, и на сглаживание экономического неравенства между этими территориями и восточным побережьем. Эта программа, а также вступление Китая в ВТО способствовали началу экономического подъема в этом регионе. Для многих отраслей промышленности правительством было установлено освобождение от уплаты налогов сроком на 5 лет, а после этого периода для них начинает действовать фиксированная налоговая ставка в 15%. Но бюрократический аппарат Чунцина все еще имеет репутацию неповоротливого и консервативного. Пока что ему с трудом удается переманивать иностранных инвесторов из более доступных прибрежных районов. Но и в Чунцин уже пришло несколько крупных компаний.

За первые 8 месяцев 2003 года ВВП муниципалитета составил 137,7 млрд. юаней (рост в 11,1 %). За этот же период объемы экспорта выросли на 52 % до уровня 960 млн. USD, а импорта на 44% до 640 млн. USD. За 2002 год было использовано иностранных инвестиций на сумму 196 млн. USD. Начиная с 1997 года доход на душу городского населения ежегодно рос на 7,2 %, и в 2002 году он равнялся 7238 юаней.

Развитие инфраструктуры

Для того, чтобы обеспечить поступление долгосрочных инвестиций, Чунцин сделал ставку на развитие своей инфраструктуры. В ближайшее десятилетие муниципальное правительство собирается потратить на инфраструктуру 240 млрд. юаней. К 2010 году предполагается реализовать 107 крупных проектов. 100 млрд. юаней из этой суммы предназначено на строительство логистического центра, который станет самым большим в западном Китае. Кроме того, к 2010 году планируется увеличить пропускную способность местного аэропорта в 5 раз. Будет инвестировано 15 млрд. юаней в расширение речных портов. В 2003 году началось сооружение порта Цуньтань (Cuntan), который сможет принимать до 700 тыс. контейнеров в год. Стоимость работ оценивается в 1,5 млрд. юаней.

Также будет выделено 94,4 млрд. юаней на развитие городских коммуникаций. Будет построено 2 тыс. км скоростных автомагистралей (в 2003 году общая их протяженность составляла 400 км). Кроме того, 6 тыс. км дорог свяжут Чунцин с другими ключевыми городами. Автомобильное сообщение охватит 90% деревень в провинции.

Две кольцевые и 8 радиальных автострад соединят Чунцин с крупнейшими городами в соседних провинциях Сычуань, Гуйчжоу и Хубэй. Предусмотрено строительство новых магистралей до Суйнин (Suining), Чанша (Changsha), Лучжоу (Luzhou). Первая кольцевая автодорога протяженностью 75 км была построена в городе в 2001 году, а в 2005 году начнется сооружение дополнительной 186-километровой автострады.

Через реки Янцзы и Цзялин (Jialing) перекинуто более 20 мостов. К 2010 году будет построено еще 8 мостов через Янцзы. В начале 2003 года началась прокладка 160-километровой железнодорожной ветки Суйнин - Чунцин (4,6 млрд. юаней), благодаря которой путь до Чэнду (Chengdu) будет занимать всего 4 часа. В декабре 2002 года началось возведение нового моста Ваньчжоу (Wanzhou) через Янцзы в рамках строительства 300-километровой железной дороги Ваньчжоу - Ичан (Yichang) (16 млрд. юаней). Мост должен быть завершен к маю 2005 года.

Одним из 10 ключевых проектов, предусмотренных программой по развитию западных регионов страны, является 625-километровая железнодорожная линия Юйхуай (Yuhuai), которая соединит Чунцин с городом Хуайхуа (Huaihua) в провинции Хунань. Она сможет перевозить 5 млн. пассажиров ежегодно. Строительство началось в 2003 году, завершить его планируется к 2006 году, и стоимость его составит 20 млрд. юаней.

Производство подвижного состава для монорельсовой дороги Чунцина будет вестись совместно с японской компанией Hitachi. Строительство этого первого в Китае монорельса обойдется в 3,5 млрд. юаней. Часть средств, а именно 240 млн. USD, была получена в виде займа от правительства Японии. Монорельсовая дорога позволит разгрузить транспортную систему Чунцина, не оказывая негативного влияния на достаточно сложную экологическую обстановку в городе. Ветка протянется на 13,5 км, она будет состоять из 14 станций. Пуск в эксплуатацию намечен на июнь 2004 года. Монорельс в Чунцине также входит в десятку приоритетных направлений правительственной программы по развитию запада страны.

Численность трудоспособного населения Чунцина довольно внушительна. Примерно миллион человек задействован в многочисленных проектах по развитию инфраструктуры. Местное правительство пообещало выделить 600 млрд. юаней на строительство новых городских кварталов общей площадью 600 кв. км к 2012. Ожидается, что к концу 2010 года число городских жителей муниципалитета должно вырасти до 16 млн. человек (в 2001 году городское население составляло 10 млн. человек).

В последнее время Чунцин часто испытывает серьезные проблемы с электроснабжением, что заставляет местное правительство вкладывать значительные средства в строительство электростанций и в развитие городских сетей энергоснабжения. Регион обладает большим количеством источников гидроэлектроэнергии, но из-за низкого уровня воды и из-за слишком большого спроса на электроэнергию, довольно часто возникают перебои в энергоснабжении. В жаркие летние месяцы, когда температура может достигать 400С, из-за чрезмерного использования кондиционеров воздуха город нередко оказывается на грани энергетического коллапса. Эти проблемы скорее всего будут продолжаться и в будущем. Для того, чтобы решить их, центральное правительство пересмотрело план подачи электроэнергии от ГЭС Three Gorges Dam, чтобы часть ее поступала и в Чунцин.

Увеличение объемов газоснабжения

Город собирается также инвестировать 817 млн. юаней в расширение сетей подачи природного газа в ответ на прогнозируемый рост его потребления в ближайшие несколько лет. Новые трубопроводы и хранилища позволят в 2 раза увеличить газоснабжение города до 6 млн. кубометров в день.

Завершение первой стадии проекта водохранилища Three Gorges позволило увеличить глубину русла Янцзы, благодаря чему суда водоизмещением 10 тонн могут проходить по реке до Чунцина круглый год. Когда водохранилище будет полностью заполнено водой, ожидается настоящий бум речного судоходства. Путешествие вверх по Янцзы от морского побережья до Чунцина занимает примерно неделю.

Город планирует строить новые речные порты, делая ставку на развитие контейнерных перевозок. Благодаря новым портам грузооборот Чунцина будет ежегодно увеличиваться на 50 млн. тонн и составит в будущем 100 млн. тонн грузов в год. Также проводится модернизация уже существующих портов и доков.

Предусмотрено строительство 4х гражданских аэропортов в разных частях города, что позволит Чунцину стать самым крупным центром воздушных сообщений в западном регионе Китая. В расширение международного аэропорта Цзянбэй (Jiangbei) инвестируется 200 млн. юаней. Когда в конце 2004 года он откроется после реконструкции, его пропускная способность составит 7 млн. пассажиров в год.

В июне 2003 года открылся аэропорт Ваньчжоу, способный принимать 250 тыс. пассажиров ежегодно. Его строительство обошлось в 450 млн. юаней. К концу 2006 года должно завершиться сооружение аэропорта Цяньцзян. Планируется также построить второй международный аэропорт.

В марте 2003 года южнокорейская авиакомпания Asiana Airlines возобновила рейсы из Сеула в Чунцин, после того как в 2002 году воздушное сообщение между этими городами было приостановлено в виду отсутствия спроса. В июне 2003 года начала действовать Sanxia General Airlines, единственная местная авиалиния в Чунцине, головной офис которой находится в Лянпин (Liangping). Эта авиакомпания будет осуществлять туристические и чартерные рейсы, а также полеты по тушению пожаров и спасательные операции.

Промышленность Чунцина в последние годы развивается быстрыми темпами. Проводится реструктуризация ключевых отраслей, таких как автомобильная, химическая и фармацевтическая промышленность. Многочисленные военные заводы, созданные после 1949 года и стратегически важные в свое время, сейчас потеряли конкурентоспособность, и в результате конверсии переориентируются на выпуск гражданской продукции. Один из бывших заводов по производству вооружений стал совместным предприятием между американской компанией Cummins Engine и китайской China National Heavy Truck.

В рамках строительства ГЭС Three Gorges Dam многие предприятия были закрыты и перенесены на другое место. Правительство воспользовалось этой ситуацией, чтобы провести технологическую модернизацию перемещаемых государственных предприятий, и подготовило ряд законопроектов с целью привлечения иностранных инвесторов к этому процессу. Многие крупные государственные заводы были реорганизованы в совместные предприятия с иностранными компаниями, например такими как Yamaha и BP.

Компания BP планирует к 2004 году дополнительно инвестировать 140 млн. USD в свое совместное предприятие Yangtze River Acetyls с целью расширения его производственных мощностей на 75%. Таким образом, этот завод станет крупнейшим производителем ацетила в Китае. BP и Sinopec создали Yangtze River Acetyls в 1999 году, первоначально вложив в него 200 млн. USD. Последующие инвестиции позволили начать выпуск других видов продукции, например этил ацетата и бутил ацетата.

Компания Chongqing Iron and Steel приобрела на аукционе завод по производству листового проката, который принадлежал обанкротившемуся американскому концерну Enron. Завод будет демонтирован в США и переправлен на территорию Чунцина (в июле 2003 года часть его уже была перевезена). Производственная мощность этого завода составляет 360 тыс. тонн в год, он должен начать работать на новом месте в 2005 году. Всего в 2002 году в муниципалитете Чунцина было произведено примерно 2 млн. тонн сырой стали и 1,6 млн. тонн сталелитейной продукции.

Производство высококачественного алюминия

В конце 2002 года компания Southwest Aluminum Industry Group начала строительство технологической линии по выпуску алюминия стоимостью 1,4 млрд. юаней. Это самое крупное алюминиевое производство в Китае. Линия должна быть запущена в 2005 году, она сможет ежегодно выпускать 300 тыс. тонн высококачественного алюминия и алюминиевых сплавов, в 2 раза увеличив производство подобной продукции в юго-западном регионе Китая.

В апреле 2003 года корпорация Tycoon Corporation, базирующаяся в провинции Хунань, объявила о намерении построить в Чунцине самый большой в мире завод по производству электролитического марганца. Завершить строительство, стоимость которого составит 100 млн. юаней, планируется в первой половине 2004 года. Завод будет выпускать до 300 тыс. тонн электролитического марганца в год.

Чунцин занимает 4ое место в Китае по выпуску автотранспортных средств и 5ое - по выпуску легковых автомобилей. В состав автомобильной отрасли Чунцина входит около 400 фабрик по производству запчастей. В автомобильном производстве в муниципалитете занято примерно 300 тыс. работников.

В Чунцине находится компания Changan Automobile, 4ое по величине автостроительное предприятие Китая и самый крупный производитель мини-вэнов. Changan Automobile выпускает малолитражные автомобили и мотоциклы в сотрудничестве с японской Suzuki. Кроме того, совместно с американским концерном Ford Motors компания открыла завод стоимостью 98 млн. USD, в котором партнерам принадлежит по 50%. Завод был пущен в эксплуатацию в январе 2003 года. На первом этапе планируется выпускать 20 тыс. малолитражек Fiesta в год, к 2005 году годовое производство должно возрасти до 150 тыс. машин. На заводе работает 800 человек. Помимо сборочного конвейера, здесь имеется также покрасочный и сварочный цеха.

Рост доходов

Компания Changan Automobile объявила, что за первые 9 месяцев 2003 года ее чистая прибыль составила 1,1 млрд. юаней, в то время как за тот же период 2002 года прибыль равнялась 394 млн. юаней. За третий квартал 2003 года было продано 86 тыс. автомобилей, а годом раньше этот показатель был на уровне 67 тыс.

Среди других автопроизводителей можно упомянуть завод Qingling, специализацией которого является выпуск легких грузовиков, и завод Chuanqi, занимающего лидирующие позиции на рынке тяжелых грузовиков. В 2002 году Qingling продал рекордное количество грузовиков - 32787 шт., но по итогам года чистая прибыль компании снизилась на 44 %.

Традиционно сильны позиции Чунцина в экспорте мотоциклов. Несмотря на недавние трудности, вызванные падением цен и обострением конкуренции, с начала 2003 года этот сектор постепенно наращивает темп. За первый квартал 2003 года на экспорт было продано 195 тыс. мотоциклов на общую сумму 66 млн. USD, что на 43% лучше показателей за тот же период 2002 года. Эти успехи отчасти связаны с выходом на новые экспортные рынки и с предложением новых моделей продукции для европейских и ближневосточных покупателей.

Хотя доминирующей отраслью в Чунцине продолжает оставаться тяжелая промышленность, город добился значительного прогресса и в сфере высоких технологий. В 2001 году муниципальное правительство приняло ряд законопроектов, направленных на поощрение развития этого сектора, в первую очередь в области разработок программного обеспечения и производстве интегральных схем. Зона развития высоких технологий Чунцина, основанная в 1991 году, раскинулась на площади 12 кв. км. Она создавалась с целью привлечения предприятий, охватывающих широкий спектр высокотехнологичных отраслей, но пока здесь представлены только компании, специализирующиеся в 2 областях - электронных информационных технологиях и производстве запчастей для автомобилей.

В начале 2003 года зарегистрированная на бирже NASDAQ компания UTStarcom (США), крупнейший поставщик телекоммуникационного оборудования на рынок Китая, открыла на территории Зоны завод стоимостью 25 млн. USD, где она может ежегодно производить 1 млн. телефонных аппаратов с системой личного доступа. UTStarcom намерена также вложить примерно 72 млн. USD в создание научно-исследовательского центра в Чунцине и расширить свою производственную гамму за счет оборудования для широкополосного доступа и мобильных систем 3G.

Одна из крупнейших американских страховых компаний Liberty Mutual выступила с предложением создать промышленный парк с целью привлечения иностранных инвестиций. Парк будет располагаться недалеко от завода Ford Motors. Ожидается, что инвестиции в Парк смогут составить несколько миллионов USD. В южной части Чунцина расположен Промышленный парк Эрлан (Erlang) площадью 10 кв. км. Его ключевые отрасли- электронные информационные технологии и производство запчастей для автомобилей и мотоциклов. На территории районов Шапинба (Shapingba) и Наньпин находится также Зона развития высоких технологий.

Зона развития экономики и техники, которая занимает 10 кв. км в районе Наньпин, расположена в 3х км от центра города, в начале шоссе Чунцин - Чэнду. Она была основана в 1990 году и три года спустя получила государственный статус. Здесь представлены такие иностранные компании как Honda, Ericsson и Kansai Paint. В мае 2003 года руководство Зоны развития экономики и техники Наньпин объявило, что был одобрен план строительства логистического центра в городе Юаньянь (Yuanyan) вблизи от крупнейшего порта Чунцина. Этот проект потребует инвестиций в размере 1 млрд. юаней.

Созданный в 2002 году Парк химической промышленности Чаншоу (Changshou) - крупнейший подобный парк в бассейне реки Янцзы. Он имеет доступ к разведанным месторождениям природного газа этого региона (320 млрд. кубометров). Основная продукция Парка - метанол, хлоропреновый каучук и другие продукты нефтепереработки.

Многонациональный бизнес

Среди транснациональных корпораций, представленных в Чунцине, можно выделить Nokia, ABB, American Standard, Rockwell, Isuzu, а также Northern Telecom, Hutchison Whampoa, Mobil, Goldlion Group, Samsung. Отдельным инвесторам удалось заключить особо выгодные контракты, что частично компенсирует им некоторые недостатки Чунцина, к примеру плохое транспортное сообщение и высокий уровень загрязнения окружающей среды.

В июне 2003 года французская компания Lafarge заплатила 240 млн.юаней за 70% акций цементного завода в Чунцине. Через месяц завод возобновил производство под новым названием Chongqing Lafarge Co. Ожидается, что годовой объем выпускаемой продукции составит 1,8 млн. тонн.

В 2002 году PepsiCo инвестировала 10 млн. USD в новую технологическую линию на своем совместном предприятии в Чунцине, что позволило увеличить выпуск безалкогольных напитков на 6 млн. пакетиков в год. По заявлениям PepsiCo, компания контролирует 75% рынка безалкогольных напитков в муниципалитете. Французская розничная сеть Carrefour вложила 29 млн. USD в создание трех своих супермаркетов в Чунцине. Немецкая сеть Metro также проявляет активность и открывает на территории Зоны развития экономики и техники самый крупный в западном Китае супермаркет и клубные торговые центры. Американский гигант розничной торговли Wal-Mart планирует открыть три магазина в Чунцине.

Воспользовавшись правительственной программой, направленной на привлечение в сферу образования зарубежных и частных инвестиций, австралийская IT-компания Amnet приобрела в конце 2002 года Чунцинский университет Хайлянь (Hailian). В первом семестре после того, как Amnet стала владельцем университета, число принятых на учебу выросло на 40%. Компания собирается выкупить и другие образовательные учреждения в городе. В 2003 году в Чунцине открылась первая международная школа, 80% в которой принадлежит трем гражданам Сингапура. В начале нового учебного года в школе училось 200 детей.

16 крупных частных компаний, расположенных в Чунцине, собираются учредить частный банк. Среди них производитель мотоциклов Lifan Industrial Group, который взял на себя обязательство вложить в создание банка 1 млрд. юаней, и кроме того заявил, что постарается найти иностранных инвесторов для 15% акций. Местные власти поддержали этот план. В Чунцине сосредоточено более 300 финансовых институтов. Здесь открыли свои филиалы Bank of Nova Scotia, HSBC, канадская Sun Life Insurance.

В последние годы основными работодателями в Чунцине выступают частные компании, по мере того как государственные предприятия сдают свои позиции. Ярким представителем частного бизнеса является сеть ресторанов традиционной кухни Cygnet Hotpot, основанная уроженцем Чунцина Ляо Чангуан (Liao Changguang). Бывший служащий конструкторского бюро превратил свое предприятие в ведущую сеть в Китае и был первым, кто стал работать на условиях франшизы.

Государственные финансы испытывают серьезную нагрузку в связи с необходимостью переселить большое количество людей, лишившихся своих домов в результате сооружения ГЭС Three Gorges Dam. Более 1 млн. жителей Чунцина вынуждено переехать из-за этого строительства, вызывающего много споров и разногласий. В июне 2003 года уровень воды в водохранилище Three Gorges поднялся до отметки 135 метров, и в августе была введена в строй первая очередь ГЭС.

Политика муниципальных властей поощряет переселение людей в пригороды малых и средних городов для того, чтобы дать крестьянам возможность работать на местных фабриках в дополнение к их доходам от сельского хозяйства. Самые значительные изменения происходят в округе Ваньчжоу, где необходимо переселить 300 тыс. человек, и где создается 5 новых городов и 33 села. Все это обойдется в 8,4 млрд. юаней. Центральное правительство распорядилось, чтобы другие провинции Китая оказали финансовую помощь регионам, пострадавшим в результате строительства Three Gorges Dam. Например, город Фулин, где 68 тыс. человек останутся без крова, получил инвестиций на сумму 1,6 млрд. юаней, в том числе и от производящей безалкогольные напитки компании Wahaha, расположенной в Ханчжоу.

Чунцин ежегодно выделяет 40 млн. юаней на социальную защиту и профессиональную переподготовку безработных. Более 50 компаний получили специальные гранты за то, что они нанимают работников, сокращенных с других предприятий. В последнее время тысячи жителей муниципалитета лишились права на полное пенсионное обеспечение. В ответ на это Чунцин выступил инициатором создания новой пенсионной системы при поддержке Всемирного банка и страховой компании ING Insurance.

За последние несколько лет город преобразился и приобрел внешний лоск. Гонконгские компании Cheung Kong Holdings и Hutchison основали в Чунцине свой филиал Hutchison Enterprises (Chongqing) с целью развития местного рынка недвижимости. В марте 2003 года Hutchison заявила, что инвестирует 500 млн. USD в строительство роскошных особняков в городе. Компания уже построила здесь офисный и торговый центры.

Городское строительство

В августе 2003 года, еще один гонконгский девелопер компания Shui On Group заключила контракт с муниципальным правительством на проведение реновации старых городских кварталов площадью 2 млн. кв. км. Компания вложит более 10 млрд. юаней в этот проект, который предусматривает строительство новых жилых комплексов, деловых и торговых центров. На счету Shui On Group очень удачная застройка района Синьтяньди (Xintiandi) в центре Шанхая.

Паромный терминал Чаотяньмэнь (Chaotianmen) был превращен в вымощенную мрамором площадь, украшенную растениями в горшках и скульптурами. Многие старые здания вдоль набережной были снесены, и на их месте раскинулись парки, которые во время наводнений играют также роль буферной зоны.

Район Цзянбэй площадью 76 кв. км, ранее застроенный старыми фабриками и ветхими домами, постепенно приобретает новый современный облик. Австралийская компания Belt Collins взяла на себя работы по планированию городской инфраструктуры и садово-паркового дизайна этой территории, в чье развитие правительство планирует вложить 100 млрд. юаней в течение ближайших 15-20 лет, и где предполагается поселить 800 тыс. человек. Частные лица активно покупают здесь жилье. Концерн Hutchison Whampoa приобрел жилой комплекс в Цзянбэй, и старается привлечь сюда покупателей из центральных провинций Китая.

Загрязненный воздух представляет серьезную угрозу для здоровья местных жителей. Кислотные дожди, висящий над городом зимой и летом смог, который в жаркий период усугубляется повышенной влажностью - все это делает Чунцин малопривлекательным для жизни. Проект Three Gorges Dam вероятно обострит проблему загрязнения воды в Янцзы, т.к. в результате его осуществления течение реки должно замедлится. Муниципальное правительство приняло ряд мер для борьбы с неблагоприятной экологической обстановкой. К февралю 2003 года было закрыто почти 2200 наиболее загрязняющих производств. Были прекращены работы в примерно 700 каменных карьерах, основных источников запыления атмосферы, и еще 554 карьера будет закрыто к июню 2004 года.

Инвестиции в экологию

В период 2003 - 2007 гг. Чунцин намерен инвестировать 26 млрд. юаней в создание природоохранной инфраструктуры. В 2002 году Всемирный банк согласился выделить льготный кредит на сумму 250 млн. USD на строительство сооружений для очистки промышленных сточных вод и переработки твердых отходов. К борьбе с экологическими проблемами были привлечены иностранные компании, с рядом которых были основаны совместные предприятия. Например, австралийская компания Citect и филиал Chongqing Power Co. создали предприятие, специализирующееся на десульфуризации дымовых газов и на очистке сточных вод.

Довольно амбициозная программа по улучшению экологической обстановки в районе ГЭС Three Gorges Dam в ближайшее десятилетие предусматривает инвестиции в размере 10 млрд. юаней. Из них 1,5 млрд. юаней муниципальное правительство направит на строительство 19 мощных очистительных сооружений. Как сообщают, до 2003 года примерно 2/3 промышленных сточных вод и все бытовые сточные воды города сбрасывались в Янцзы.

Кроме того, низкоурожайные сельскохозяйственные угодья площадью 183 тыс. га, расположенные в гористой местности, будут превращены в леса и луга. Еще 1,1 млн. га пустошей предполагается засадить деревьями и травами. Сейчас растительностью покрыто только 23% территории муниципалитета, а к 2010 году, когда будут завершены вышеперечисленные мероприятия, эта цифра должна увеличиться до 36%. Сейчас центральное правительство доплачивает фермерам в шести округах Чунцина за то, чтобы в ближайшие годы они сажали на своих землях деревья вместо зерновых культур. Фермер получает 30 юаней и 150 кг зерна за каждые 0,17 га, засаженных деревьями.

Провинция Чунцин / Юго-Восточный Китай

Провинция Чунцин расположена в одном из самых живописных районов юго-западной части Китая. Это самая крупная провинция страны со статусом центрального подчинения. Её административной основой является крупнейший промышленный, культурный и современный мегаполис с одноимённым названием ЧУНЦИН. Чунцин административно подразделяется на 19 районов, 15 уездов и 4 автономных уезда.

Население провинции составляет 33 миллиона человек. Национальный состав весьма разнообразен, - туцзя, мяо, хуэй, хани, дай, лису, лаху, шуи, наси, цян, ва, монголы, тибетцы, корейцы, уйгурцы, гелао и ещё 49 национальных меньшинств.

В связи с интенсивным развитием промышленности, в Чунцине проживает много иностранных граждан, порядка 17 тысяч человек из США, ЯПОНИИ, ЕВРОПЫ и других стран…

Общая площадь провинции 82400 кв. км. С севера на юг она растянулась на 450 км, а с востока на запад - на 470 км. Сам город ЧУНЦИН занимает только 2% от общей площади, остальное приходится на пригородные и областные районы или уезды. Провинция Чунцин граничит с провинциями Хубэй и Хунань на востоке, Гуйчжоу на юге, Сычуань на западе и Шаньси на севере. Через город, пригороды и областные районы протекают 80 рек, наиболее значительными из которых являются Янцзы, Цзялин, Уцзян, Фуцзян, Чицзян и Даниньхэ.

Чунцин был основан на месте слияния двух рек, где Цзялин впадает в полноводную Янцзы, образуя полуостров, являющийся деловым центром города. Когда 20 мая 2006 грандиозное строительство плотины Санься у города ИЧАН, было закончено, уровень воды в реке Янцзы стал значительно выше. Было затоплено большое количество прибрежных обитаемых мест, и образовавшееся водохранилище дошло до центрального Чунцина. Это открыло новые возможности для судоходства и большие корабли стали легко подходить к городскому порту. Великолепная водная артерия создала новые возможности для развития водного транспорта, промышленности и необыкновенно увлекательного туризма этой удивительно красивой и уникальной провинции.

Город окружен тремя горными массивами: Дабашань на севере, Ушань на востоке и Далушань на юге. Из-за холмистого ландшафта Чунцин также называют «горным городом» (Шаньчэн). Он находится на высоте 243 метра над уровнем моря. Интенсивное строительство ежедневно преображает город, добавляя ему фешенебельный лоск, придаетвыразительность и создает необыкновенный комфорт для проживания.

История

Первые поселения возникли более 3 тысяч лет назад. Мягкий субтропический климат сделал этот район Китая очень благоприятным для проживания древних племен.

В эпоху Династии Шан, длившуюся до периода Воюющих царств (это от 16 в. до н. э. по 221 г. до н. э.), на месте современного Чунцина была столица царства Ба. С эпохи Цинь до эпохи Восточная Хань (221 г. до н. э. — 220 г.н. э.) здесь была учреждена префектура Ба. При правлении династий Суй и Тан (581—907 гг.) она была переименована в провинцию Юй, вкупе с названием города. При Северной Сун (960 −1127 гг.) название провинции было изменено на «Гун». При династиях Мин и Цин (1368—1911 гг.) Чунцин - так его переименовали в последний раз - стал важным транспортным узлом для торговых караванов.

XIX век

В 1891 г. Чунцин стал открытым портом, где была оборудована таможня, наблюдалось развитие судоходства, торговли, экономики и перерабатывающей промышленности. Постепенно он стал играть роль узлового пункта, связующего Юго-Запад Китая и верховье Янцзы с внешним миром.

XX век

В 1929 г. Чунцину официально был присвоен статус города. В 1937 г. сюда из Нанкина, что дословно переводится как «южная столица», незадолго до его оккупации японскими войсками, перенесли все правительственные учреждения Китайской Республики. В 1939 г. Чунцин находился в непосредственном подчинении Административного совета (правительства Китайской Республики). С 1940 −1946 гг. Чунцин играл роль «второй столицы» Китая, фактически являясь центром политической, экономической, торговой, культурной и внешнеполитической деятельности, а также коммуникационным центром. После того, как в 1946 г. гоминьдановское правительство вернулось в Нанкин, Чунцин по-прежнему продолжал сохранять статус города, непосредственно подчиняющегося Административному совету. В 1949 г. после провозглашения Китайской Народной Республики Чунцин некоторое время оставался городом центрального подчинения и, кроме того, был местом пребывания Юго-Западного Бюро ЦК КПК и Юго-Западного Военно-Политического Комитета, политическим, хозяйственным и культурным центром Юго-Западного Китая. Лишь в 1954 г., когда в стране была упразднена система деления на большие административные регионы, Чунцин стал городом провинциального (Сычуань) подчинения. В 90-х гг. Китай приступил к реализации стратегии ускоренного освоения бассейна Янцзы. Так Чунцин был объявлен открытым городом этого бассейна.

Экономика

Чунцин — один из крупнейших коммерческих центров Китая. Ведущее место в экономике города занимает промышленность, опорными отраслями которой являются химическая, машиностроительная и металлургическая. Чунцин вместе с городами Шанхай, Чанчунь и Шиянь представляют собой крупнейшую базу по производству автомобилей Китая. В городе 5 заводов по сборке автомобилей и более 400 заводов по производству автомобильных деталей. Ежегодный валовой продукт — 200 тыс. автомобилей и 3 млн мотоциклов. Здесь также находится крупный завод по производству кондиционеров.

В Чунцине работают три крупных металлургических предприятия: завод по обработке алюминия, Чунцинская сталеплавильная корпорация и Чунцинская специальная сталеплавильная компания. Город является одной из шести баз химической промышленности Китая. В Чунцине производится более 1000 химических промышленных продуктов, включая масляный лак, титановые белила и другие производства, среди которых продукция древесного спирта занимает первое место, а синтез пигмента и синтетических медикаментов — второе место в Китае.

Основой крупной промышленности является прогрессивная наука. В Чунцине на сегодняшний день более 1000 научно-исследовательских институтов, более 400 тыс. научно-технических работников, 25 вузов.

Транспорт

В настоящее время транспортна сеть провинции активно развивается: построено 25 мостов через реку Янцзы, одним из которых является самый длинный в мире арочный мост Чаотяньмэнь. Он был сдан в эксплуатацию в 2009 году, его протяженность 1741 метр. Пересекая две реки и наземную часть города, мост создаёт впечатление фантастической гигантской конструкции.

Авиационное сообщение

Современный гражданский аэропорт первой государственной категории Чунцин Цзянбэй обслуживает более 50 международных и внутренних рейсов. В настоящее время строятся два новых аэропорта.

Железные дороги

Функционируют три железнодорожные магистрали: «Чэнду-Чунцин», Хунань-Чунцин, Сычуань-Гуйчжоу, а также 5 веток, общей протяженностью 537 км.

Автодороги

Проложены 5 государственных автомагистралей и 17 автодорог провинциального значения. Движение открыто на 27,2 тыс.км. Огромное количество качественных и оборудованных светоотражателями тоннелей сокращает время пребывания в пути и позволяет избегать горных обвалов.

Водный транспорт

На Янцзы построены несколько десятков портов и пассажирских и грузовых причалов, развертываются операции «река-море» через Шанхай с выходом за рубеж, до конца года действует навигация для судов водоизмещением 1 тыс. тонн. Протяженность навигационных речных линий превысила 4 тыс. км, а после завершения строительства гидроузла «Три ущелья» суда водоизмещением 10 тыс. тонн смогут заходить в Чунцин.

Метро

Основной городской транспорт: Чунцинский метрополитен. С 2005 года в городе действует линия метрополитена (монорельс) длиной 19,15 км и 18 станциями.

Культура

Богат Чунцин культурно-историческими памятниками, которые, несомненно, представляют интерес для туристов. Музей «Хунъяньцунь» (место представительства 8-ой армии), Мемориальный комплекс «Гэлэшань» (где похоронены жертвы гоминьдановских концлагерей «Чжацзыдун» и «Байгунгуан»), бывшая резиденция Чан Кайши, резиденция Чжан Чжичжуна «Гуйюань», Резиденция Кун Сянси «Кунъюань», памятники эпохи, когда Чунцин был «второй столицей». Большую художественную ценность являют собой наскальные барельефы Дацзу — великолепный образец пещерно-храмового искусства. Крепость «Дяоюйчэн» в Хэчуане, называемая европейцами «Восточной Меккой», — одна из трех крупнейших цитаделей по сопротивлению чужеземному нашествию в военной истории древнего Китая. Можно прибавить к этому перечню наскальные письмена в Фэнду ("ГОРОД-ПРИЗРАК "), резную живопись на каменном пороге Янцзы в Фулине, «небесную лестницу» в уезде Шичжу, архитектурно-пейзажный ансамбль крепости Шибаочжай в уезде Чжунсянь, Кумирню Чжан Фэя в Юньяне, буддийский монастырь Шуангуйтан в уезде Лянпин, усадьбу Байдичэн, где известный правитель Шу — Лю Бэй перед смертью поручил Чжугэ Ляну взять заботу о своем сыне, грот поэта Лу Юя в горе Ушань, наконец, висячие гробы на отвесных отрогах.

Особенности центра города и пригородов

Центр города в корне отличается от разросшегося во все стороны современного Чунцина. Он омывается двумя реками, Янцзы и Цзялин и представляет собой полуостров, отделившийся от привычной суеты современности и живущий своей жизнью . Здесь можно прокатиться на знаменитых Чунцинских фуникулерах, билет на которые стоит около двух долларов, а впечатление остается на всю жизнь. Фуникулеры следуют над рекой Янцзы - самой главной водной артерией города и всей провинции.

Также в центре города располагается великолепный «Выставочный центр городского проектирования», по-нашему - краеведческий музей, ведь в городе, который постоянно меняется и преображается, он просто необходим. Это место интересно и для детей, и для взрослых; выставочные залы наполнены не только редкими экспонатами, но ещё содержат множество познавательных игр, созданныхпо новейших технологиям 3 D , в которые интересно играть не только детям, но и взрослым.

Неизменным остается также китайский базар, привлекающий туристов запахом свежих фруктов и овощей. И даже если Вы ничего не возьмете, Вам все равно будет интересно окунуться в мир, который существует с момента возникновения Китая и продолжает существовать по сей день. Жители деревень активно занимаются сельским хозяйством, выращивают рис, чай, мандарины, табак и лекарственные растения и др., и сочетают это с животноводством.

Большинство живописных пригородов Чунцина не так давно пополнили список МИРОВОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО. Потрясающей красоты ПРИРОДНЫЕ КАРСТОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, которые, благодаря усилиям граждан, стали хорошо оборудованными НАЦИОНАЛЬНЫМИ ЗАПОВЕДНИКАМИ, вызывают необыкновенный туристический интерес. Не остаются без внимания также КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ исторического наследия древнейшей китайской цивилизации, так полюбившиеся туристам.

Туристические впечатления

Когда на Чунцин опускается вечер, он преображается. Его холмы вспыхивают многочисленными огнями бизнес-центров и жилых домов, а сверху их покрывает темный небосвод, мерцающие звезды которого словно вступают в соперничество с земной иллюминацией, подсвечивающей пространство, которое отражается в речной глади.

В северном и южном предместьях города есть термальные источники, где уютно разместились SPA отели. В живописном районе горы Цзиньюньшань и Наньшань разбит дачный поселок. А если Вы держите путь в более отдаленные районы Чунцина, то попадете либо в джунгли (г. Цзянцзинь), либо в «каменный лес» (уезд Ваньшэн) или в Улунские пещеры. Хороши также высокогорные луга в горах Сяньнюшань, лесопарк Цзиньфошань и другие живописные места Китая.

Любители речных круизов могут совершить плавание по Янцзы, полюбоваться тремя ущельями «Санься», каньонами рек Данинхэ и Сяонинхэ, рассекающих горы Ушань, а также посмотреть древние письмена, вырезанные на порожистой гряде посредине Янцзы в Юньяне, причудливый рельеф гор в уезде Фэнцзе, высокогорный стель и карстовый грот в горах Хунчиба по реке Уси, красочные водопады на реке Цзыян в горах Ушань и пр.

И, конечно, невозможно оставить без внимания исполинское сооружение, гордость китайского народа - ПЛОТИНУ САНЬСЯ - самую большую дамбу в мире, которую отчётливо видно из космоса.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

© Справочники. Учебная литература EVGENPOL.RU, 2024

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.