Что является отклоняющимся поведением. Отклоняющееся поведение и его типы

Диссертация

Миненкова, Наталья Владимировна

Ученая cтепень:

Кандидат юридических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Количество cтраниц:

Общие положения и правовые основы электронной торговли

§ 1. Формирование правовых основ электронной торговли в России и зарубежных странах

§ 2. Правовое понятие, содержанием виды электронной торговли в теории и законодательстве России и зарубежных стран.

§ 3. Коллизионно-правовое регулирование электронной торговли.

Международно-правовое регулирование электронной торговли (типовые законы ЮНСИТРАЛ и Конвенция ООН 1996-2005 гг.).

§ 1. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле 1996 г.

§ 2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях 2001 г.

§ 3. Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г.

Национально-правовое регулирование электронной торговли

§ 1. Североамериканская модель правового регулирования электронной торговли.

§ 2. Модель правового регулирования электронной торговли стран Европейского Союза

§ 3. Правовое регулирование электронной торговли в России.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Международно-правовое и национально-правовое регулирование электронной торговли"

Заключение диссертации по теме "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Миненкова, Наталья Владимировна

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Миненкова, Наталья Владимировна, 2008 год

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.//Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»//Собранне законодательства РФ. № 32. 05.12.1994. Ст. 3301.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.1996 № 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)»//Собрание законодательства РФ. № 5.-29.01.1996. Ст. 410.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации »// Собрание законодательства РФ. №31(1 ч.). 31.07.2006. Ст. 3448.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 № I-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»//Собрание законодательства РФ. № 2. -14.01.2002. Ст. 127.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»//Собрание законодательства РФ. № 30 (ч.1).-25.07.2005. Ст. 3105.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. № 33 (ч. I). 13.08.2001. Ст. 3430.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»//Собрание законодательства РФ. № 49. -03.12.2007. Ст. 6076.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом »// Собрание законодательства РФ. № 41. 08.10.2007. Ст. 4894.

10. Постановление Госстандарта РФ от 23.05.1994 № 154 «О принятии государственных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 34.10-94 и ГОСТ Р 34.11-94». Справочно-правовая система Консультант Плюс.

11. ГОСТ 28147-89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритмы криптографического преобразования» Справочно-правовая система Консультант Плюс.

12. ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники» Справочно-правовая система Консультант Плюс.

13. ГОСТ Р 34.10-94 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма» Справочно-правовая система Консультант Плюс.

14. ГОСТ Р 34.11-94 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хеширования» Справочно-правовая система Консультант Плюс.

15. Закон г. Москвы от 09.07.2003 № 47 «О городской целевой программе «Электронная Москва»/Ведомости Московской городской Думы, № 8. 09.09.2003. Ст. 190.

16. Закон Краснодарского края от 31.05.2005 № 879-КЗ «О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности »// электронный ресурс. httpУ/www. Iaw7.ru/base95/part6/d95ru6444.htm.

17. Закон Воронежской области от 26.02.2001 № 213-11-03 «О торговой деятельности в Воронежской области » электронный ресурс. http://www. Iaw7.ru/basel 1/partO/dl lru0570.htm.

18. Федеральный закон Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. № 25. 17.06.1996. ст. 2954.

19. Закон Республики Молдова от 22.07.2004 № 284-XV «Об электронной торговле »// электронный ресурс.http://www.base.sp infomi.ru/show. fwx?Regnom=7763.

20. Закон Республики Беларусь от 28.07.2003 № 231-3 «О торговле »// электронный ресурс.http://pravo.levonevsky.org/bazaby/org43 9/master/text 1204.htm,

21. Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 357-3 «Об электронном документе »// электронный ресурс.http://www. lawbelarus.com/repub/sub 18/texd4967.htm

22. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10.09.2007 № 786 «Об утверждении Правил осуществления электронной торговли в Республике Казахстан »/ электронный ресурс.http://w ww. р av lo d ar. com/zakon/?d о k=03 822&o g I=a 11

23. Указание ЦБ РФ «Об особенностях применения форматов расчётных документов при осуществлении электронных расчётов через расчётную сеть Банка России»//Вестник Банка России. № 25, 15.05.2003.

24. Положение о безналичных расчётах в Российской Федерации, утверждённое указанием ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П//Вестник Банка России, № 74. 28.12.2002.

25. Письмо ЦБ РФ от 31.03.2008 № 36-Т «О рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем Интернет-банкинга»// Вестник Банка России, № 16. 09.04.2008.1. Литература

26. Аширова Э. Закон для холодильника с доступом в Сеть. Российская газета, 02.03.2005, №3710.

27. Бачило И.Л. Комментарий к федеральному закону «» (постатейный)/И.Л. Бачило , С.И. Семилетов подготовлен для системы «Консультант Плюс », 2002.

28. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте/Н.Г. Вилкова. М.: Статут , 2004. 511 с.

29. Войниканис Е.А. Информация. Собственность. Интернет. Традиции и новеллы в современном праве/Войниканис Е.А., Якушев M.B. М.: Издательство «Волтерс Клувер », 2004. 164 с.

30. Выступление Набиуллиной Э.С. Парламентская газета, 2008, № 34-35.

31. Дмитриева А. Новый закон ужесточил условия торговли, в том числе электронной. Юридические вопросы// 13.12.2007.http;//www. о b orot.ru/article/3 87/18

32. Ильиных E.B. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи » (постатейный)/Е.В. Ильиных, М.Н. Козлова.М.: Юстицинформ , 2005. 70 с.

33. Звеков В.П. Международное частное право/В.Г! Звеков . М.: Юристъ, 2004. 703 с.

34. Комкова Е.Г. Канада в сети Интернет/Е.Г. Комкова. М.: Наука, 1999. -127с.

35. Коммерческое (торговое) право: Учебник для студентов высших учебных заведений/Под ред. Ю.Е. Булатецкого , В.А. Язева. М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. -959 с.

36. И. Коротков А. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества/А. Коротков, Б. Кристальный, И. Курносов. М.: Издательство Трейн. 2007. 472 с.

37. Кристальный Б.В. Концепция закона РФ «Об электронной торговле »/ Б.В. Кристальный, Н.И. Соловяненко . Информационное общество, 2000, № 3.212

38. Кулик Т.Ю. Правовая природа электронной коммерции/Т.ТО. Кулик Правовые вопросы связи, 2006, № 2.

39. Левашов С. Виртуальные сделки реальные права/С. Левашов ЭЖ-Юрист. 2005. № 40.

40. Лисичкин В.А. Формирование информационного общества: проблемы и перспективы/В.А. Лисичкин, М.М. Вирин . Монография. М.:ИСПИРА1Г, 2008. 272 с.

41. Мелешенко И.П. Актуальные правовые проблемы международного налогообложения электронной торговли/И.П. Мелешенко. Правовые вопросы связи, 2007, № 2.

42. Мошкович М. Торговля на расстоянии/М. Мошкович, П. Завойкина, Ю. Терешко. ЭЖ-Юрист, 2007, № 39.

43. Никольский А. В ТПП РФ обсудили электронную торговлю. 18.04.2008. http://www. nauet.ru

44. Проблемы юридический противоречий в законодательстве (Материалы научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (Москва, 17 мая 2006 г.)/Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юристъ , 2007. - 206 с.

45. Путинский Б.И. Коммерческое право России/Б.И. Путинский М.: Зерцало, 2005. 328 с.

46. Соловянепко Н.И. Разработка проекта Федерального закона РФ «Об электронной торговле»/Н.И. Соловяненко - eCommerce World, 2000, № 8.

47. Танимов О.В. Электронный документ и электронная цифровая подпись как юридические фикции/О.В. Танимов Информационное право, 2005, № 3.

48. Тедеев А.А. Информационное право (право Интернета)/А.А. Тедеев М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 304 с.

49. Тедеев А.А. Нало го во -право вое регулирование электронной экономической деятельности: проблемы терминологии/А.А. Тедеев Законодательство и экономика, 2002, № 2.

50. Терещенко JI.К. К вопросу о правовом режиме информации/Л.К. Терещенко Информационное право, 2008, № 1.

51. Терещенко Л.К. Правовой режим информации/Л.К. Терещенко - М.: Юриспруденция , 2007. 192 с.

52. Терещенко Л.К. Правовые проблемы использования Интернет в России/ Л.К. Терещенко - Журнал российского права, 1999, № 7-8.

53. Фария Х.А.Э. Конвенция Организаций объединенных наций об использовании электронных сообщений в международных договорах/Х.А.Э. Фария Международное публичное и частное право, 2007, № 1.

54. Фария Х.А.Э. Конвенция Организаций объединенных наций об использовании электронных сообщений в международных договорах. Вводный комментарий/Х.А.Э. Фария Международное публичное и частное право, 2006, № 6.

55. Федосеева H.H. Опыт международно-правового регулирования электронного документооборота/Н.Н. Федосеева Международное публичное и частное право, 2008, № 1.

56. Федосеева H.H. Сущность и проблемы электронного документооборота/ H.H. Федосеева М.: Юрист , 2008, № 6.

57. Шамраев A.B. О национальной модели правового регулирования электронной коммерции/A.B. Шамраев Мир карточек, 2000, № 1 -2.

58. Шамраев A.B. Правовое регулирование информационных технологий. Анализ проблемы и основные документы. Версия 1.0./А.В. Шамраев М.: Статут, 2003. 1013 с.

59. Бабкин С.А. Интеллектуальная собственность в Интернет/С.А. Бабкин. М.: Центр ЮрИнфоР , 2006. 512 с.

60. Глотов B.C. Интеренет-техиологии и электронная торговля: экономика, право, программное обеспечение/В.С. Глотов, Д.В. Шалатов . М.: НИЦ Инженер, 2007. 452 с.

61. Материалы парламентского «круглого стола » на тему: «Электронная торговля: проблемы правового обеспечения » 7 июня 2007 г./М.: Изд-е Фракции «Родины - Патриота России» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Ин-кварто, 2007. - 112 с.

62. Мочёнов В.Ю. Правовое регулирование электронной коммерции: автореф. дис. .канд. юр. наук. Спец. 12.00.03 Гражданское право; Предпринимательское право; Семейное право; Международное частное право.- М.: РГИИС , 2006. 25 с.

63. Костюк И.В. Гражданско-правовое регулирование электронной торговли: автореф. дис. .канд. юр. наук. Спец. 12.00.03 Гражданское право; Предпринимательское право; Семейное право; Международное частное право. -Казань, 2007.-25 с.

64. Паперпо E.JI. Правовое регулирование электронной торговли в России, Германии и США : автореф. дис. .канд. юр. наук. Спец. 12.00.03 -Гражданское право; Предпринимательское право; Семейное право; Международное частное право. - М.: РУДН , 2006. - 22 с.

65. Калягин В.О. Право в сфере Интернета/В.О. Калягин. М.: Норма, 2004. -360 с.

66. Серго А.Г. Интернет и право/А.Г. Серго. М.: Бестселлер, 2003. - 272 с.

67. Степанов O.A. Перспективы правового регулирования развития и информационно-электронных технологий/О.А. Степанов. Представительная власть - ХХГ век: законодательство, комментарии , проблемы. - 2003. № 2-3. - с. 50-52.

68. Ежегодный отчёт о состоянии электронной торговли: «Состояние электронной торговли в России за 2007 год». 07.07.2008. электронный ресурс. - http://www.nauet.m/static.php?sub=18

69. Реестр саморегулируемых организаций России. Официальный сайт СРО России, электронный ресурс. http://www.sro.ru/database/index.html

70. Единый государственный реестр сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров электронный ресурс. http://www.reestr-pldru/b inaries/54/perechen.xls

71. Стенографический отчёт о встрече президента России Д.А. Медведева с членами Центрального совета Российского аграрного движения. 12.11.2008. электронный ресурс.http://www. kremlin.ru/appears/2008/11/12/2001Jype63376type63378type633 812 09200.shtml

72. Aalberts B.P. & S. van der Hof. Digital Signature Blindness, Analysis of legislative approaches toward electronic authentication, November 1999// http://c w is. kub .nl/~irw/p eop le/ho f/ds-fr. htm.

73. ABA. Digital Signatures Guidelines. Legal Infrastructure for Certification Authorities and Secure Electronic Commerce. August 1, 1996. Chicago, 1996.

74. Alexiou C., Morrison D. The Cross-Border Electronic Supply EU-VAT Rules: Lessons for Australian GST//Revenue Law Journal, 2004, Vol. 14, № 1, p. 127.

75. Andrews S. Who Holds the Key? A Comparative Study of US and European Encryption Policies//Journal of Information, Law and Technology, 2000, N2. - http:/ / e Ii. warwick. ас.uk/iilt/00-2/ andrews .html.

76. Baker & McKenzie. E-Law Alert. Russia: Electronic Digital Signature Law. January 14, 2002.

77. Baker & McKenzie. E-Law Alert: June 2000. USA: Electronic Signatures in Global and National Commerce Act.

78. Blanke J. Canned Spam: New State and Federal Legislation Attempts to Put a Lid On It//Computer Law Review and Technology Journal, 2004.217

79. Brief overview of selective legal and regulatory issues in electronic commerce. International symposium on government and electronic commerce development. Ningbo (China), 23-24 April 2001. UNCTAD, Geneva, 2001.

80. Byrne J. and Taylor D. ICC Guide to the eUCP: Understanding the Electronic Supplement to the UCP 500, Paris, ICC Publishing S.A., 2002. ICC publication No. 639.

81. Clinton Administration"s Framework for Global Electronic Commerce. Memorandum for the heads of executive departments and agencies. The White House. July 1, 1997. http://www.estrategy.gov/documents/ecpress.cfm

82. Commission Decision of 24 October 2005 establishing an expert group on electronic commerce (2005/752/EC)//Official Journal of the European Communities, 26.10. 2005.

83. Computerworld, April 5, 1999.

84. Controlling the Assault of Non-Solicited Pornography and Marketing (Can-Spam) Act.

85. Controlling the Assault of Non-Solicited Pornography and Marketing (Can-Spam) Act. S-877. Sec.4 (b) (2) (C).

86. CRS Report for Congress. Electronic Signatures: Technology Developments and Legislative Issues. RS 20344. January 19, 2001.

87. CRS Report for Congress. "Junk E-Mail": An Overview of Issues Concerning Commercial Electronic Mail and "Spam". RL31953. June 17, 2004.

88. CRS Report for Congress. "Junk E-Mail": An Overview of Issues Concerning Commercial Electronic Mail and "Spam". Op.cit.

89. CRS report for Congress. A Primer on E-Government: Sectors, Stages, Opportunities, and Challenges of Online Governance. RL31057. January 2003.

90. CRS Report for Congress. EU Tax on Digitally Delivered E-Commerce. RS 21596. April 7, 2005.

91. CRS Report for Congress. Internet Taxation: Issues and Legislation. RL 3326 1. February 12, 2007.

92. CRS Report for Congress. The Proposed U.S.-South Korea Free Trade Agreement (KORUS FTA): Provisions and Implications. January 22, 2008.

93. Digital Signature Standard (DSS). 1994 Mayx19. Federal Information. Processing Standards Publication 186. U.S. ^DEPARTMENT OF COMMERCE/National Institute of Standards and Technology.

94. Directive 1999/93/EC of the European parliament and of the council of 13 December 1999 on a Community framework for electronic signatures. Official Journal of the European Communities, 19.01.2000.

95. Directive 1999/93/Ec of The European Parliament and of the Council of 13 December 1999 on a Community framework for electronic signaturcs//Official Journal of the European Communities, 19.01.2000.

96. Directive 1999/93/Ec of the European Parliament and of the Council. Op.cit.

97. Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000//0fficial Journal of the European Communities, 17.07.2000.

98. Doha WTO Ministerial 2001: Ministerial Declaration on global electronic commerce. Declaration on global electronic commerce. Adopted on 14 November 2001. WT/MIN(01)/DEC/1. 20 November 2001.

99. Draft Uniform Rules on Electronic S ignatures A/CN.9/WG.IV/WP.84. Official Records of the General Assembly, Fifty-fifth Session, Supplement N 17 (A/55/17), paras. 224-255).

100. E-commerce Expert Group. Copenhagen Economics Ramboll Management. Brussels, 6th of April 2006.

101. Electronic commerce and technology 2000. The Daily, April 3, 2001 ;

102. Electronic commerce and technology 2006. The Daily, April 24, 2008.

103. Electronic Commerce: Commission presents framework for future action. IP/97/313. Brussels, 16 April 1997. http://www.ispo.cec.be/Ecommerce.

104. Electronic Signatures in Global and National Commerce Act. Principles Governing the Use of Electronic Signatures in International Transactions.

105. Electronic Signatures in Global and National Commerce Act. SEC. 102.

106. Electronic Signatures in Global and National Commerce Act. Vol. 1 14. Part I. Wash., 2001.

107. E-mail Spam Legislation. http://www.spamlaws.com.

108. Emerging Digital Economy. U.S. Department of commerce. Wash., April, 1998.

109. Europe In Figures - Eurostat yearbook 2006-07. Luxembourg. 2007.

110. European Commission. Tax policy in the EU. Luxembourg, 2000.

111. Evaluating the economic impact of the ECD Joint study by Copenhagen Economics and Ramboll Management. Brussels, 20 February 2007.

112. Froomkin M. Form And Substance In Cyberspace. The Journal of Small & Emerging Business Law, 2002, vol.6.

113. Froomkin M. [email protected]: Toward A Critical Theory of Cyberspace. Harvard Froomkin M. Wrong Turn in Cyberspace: Using ICANN to Route Around the APA and the Constitution. - Duke Law Journal, 2000, № 17.

114. Froomkin M. International and National Regulation of the Internet. December 8, 2003. - http://www.froomkin.law.miami.edu.

115. Froomkin M., Lemley M. ICANN and Antitrust. University of Illinois Law Review, 2003, N 1.

116. FTC. Consumer Fraud in the United States: The Second FTC Survey Staff Report. October 2007. Wash., 2007.

117. FTC. National do not email registry a report to Congress. June 2004. Wash.

118. GAO. Defense Acquisitions. Better Weapon Program Outcomes Require Discipline, Accountability, and Fundamental Changes in the Acquisition Environment. June 3, 2008. Wash., 2008.

119. Government Statistics: E-commerce and the Electronic Economy. Wash., 2000.

120. GSA. E-Authentication Federation Architecture 2.0 Interface Specifications. May 4, 2007.

121. ICC. Issue Paper on Internet Governance. Paris, 2004.

122. Industry Canada. Department Structure. Date Modified: 2007-07-20. -http -J/www. ic.gc.ca.

123. Industry Canada. The Digital Economy in Canada. Electronic Commerce. Information and Communications Technologies Working Group. Framework of common principles for electronic commerce, -http://www.strategis.gs.ca.

124. Internet Tax Freedom Act Amendments Act of 2007. House Report № 110- 372. October 12, 2007. Wash., 2007.

126. Kenney M. The Growth and Development of the Internet in the United States. BRIE Working Paper 145. June 21, 2001. Stanford, 2001. 46 p.

127. Kozyl-Wright R. and Rayment P. Globalization Reloaded; An UNCTAD Perspective. Discussion Papers. No 167. January 2004. Geneva, 2004.62. Law Review, January 2003.

128. Mann C., Eckert S. and Knight C. Global Electronic Commerce. Wash., 2000.

129. Murray J. Public Key Infrastructure Digital Signatures and Systematic Risk// Journal of Information, Law and Technology, 2003, N 1. -http "7/e lj.warwick.ac.uk/iilt/03-1 / murrav. html.

130. National Council of State Legislatures. Uniform Electronic Transactions Act. NCSL. 2007. http://www.ncsl.org.

131. OECD. Working Party on Information Technology. Digital Broadband Content: Music. JT 00195975. DSTMCCP/IE(2004)12/FINAL. Paris, 2005.

132. Official Journal of the European Communities, 15.07.2003

133. Published International Standards Developed by ISO/IEC JTC 1/SC 37 -Biometrics. Revised April 6, 2007.

134. Reed C. The Law of Unintended Consequences Embedded Business Models in IT Regulation//Journal of Information Law and Technology, November 22, 2007.

135. Reed C. The Law of Unintended Consequences - Embedded Business Models in IT RegulatioiV/Journal of Information Law and Technology, November 22, 2007.

136. Report to Congress on the Benefits of the President"s E-government Initiatives. FY 2008. Wash., 2007.

137. SBA. Trends in Electronic Procurement and Electronic Commerce and Their Impact on Small Business. June 2004. Wash., 2004.

138. Smedinghoff T. The Legal Requirements for Creating Secure and Enforceable Electronic Transactions, http:// www.bakernet.com/ecommerce.

139. Sorkin D. Technical and Legal Approaches to Unsolicited Electronic Mail// University of San Francisco Law Review, vol. 325, 2001.

140. Study Report on Biometrics in E-Authentication. InterNational Committee for Information Technology Standards. National Institute of Standards and Technology. INCITS Ml/07-0185. Wash., March 30, 2007.

141. Svantesson D. The not so "borderless" internet: Does it still give rise to private international law issues? Faculty of Law. Bond University. Law papers. Year 2006, http://epublications.bond.edu.au/law pubs/96.

142. Sweet M. Political E-mail: Protected Speech or Unwelcome Spam?//Duke Law & Technology Review, 2003, № 1.

143. Symantec Global Internet Security Threat Report Trends for July-December 07. Volume XH, Published April 2008.

144. The Canadian Electronic Commerce Strategy. http://e-com.ic.gs.ca/englis lV60.html).

145. The Digital Economy in International Perspective: Common Construction or Regional Rivalry. A Conference of the University of California E-conomy™ Project. Analytical Summery and Report. Washington, 1999.

146. The Economic and Social Impact of Electronic Commerce. Op.cit.

147. The Economic and Social Impact of Electronic Commerce. Preliminary Findings and Research Agenda. OECD. Paris, 1999.

148. The E-govemment Act of 2002.

149. The Electronic Signatures in Global and National Commerce Act. Serial No. 106-32. Wash., 1999.

150. The Geneva Ministerial Declaration on global electronic commerce. Declaration on global electronic commerce. Adopted on 20 May 1998. WT/MIN(98)/DEC/2. 25 May 1998 (98-2148).

151. The Internet Tax Nondiscrimination Act, 21.10.1999. P.L. 105 277.

152. The Legal and Market Aspects of Electronic Signatures. Leuven, 2003.

153. Titles XI and XII of Division C of the Omnibus Consolidated and Emergency Supplemental Appropriations Act, 1999.

154. Towards Digital eQuality. The U.S. Government Working Group on Electronic Commerce. 2nd Annual Report, 1999. Sec. 8. Privacy Codes of Conduct.

155. Tuthill L. WTO Implications of Classification Issues. WTO Seminar on "Revenue Implications of E-commerce". April 22, 2002. http//www.wto.org.

157. UNCTAD. Building Confidence. Electronic Commerce and Development. Geneva, 2000.

158. UNCTAD. E-Commerce and Development Report 2001. New York and Geneva, 2001.

159. UNCTAD. Information Economy Report 2005. New York and Geneva, 2005.

160. UNCTAD. E-commerce and Development Report, 2004. New York and Geneva, 2004.

161. United States District Court. Northern District Of California San Jose Division. Case 5:07-cv-01389-RS Document 73 Filed 05/21/2007.

162. Weber S. The Political Economy of Open Source Software. E-conomy Project™ Working Paper 15. June 2000. Stanford, 2000.

163. WTO. Committee on Trade and Development. Seminar on Electronic Commerce and Development, 19 February 1999. Summary Report. WT/COMTD/18. 23 March 1999 (99-1171).

164. WTO. SIXTH Dedicated Discussion on Electronic Commerce under the Auspices of the General Council on 7 and 21 November 2005. 30 November 2005. WT/GC/W/556.

165. WTO. Understanding the WTO. Geneva, 2007.

166. WTO. WTO Discussion paper No 10. Demystifying Modelling Methods for Trade Policy. Geneva, 2005.

167. Zysman J. Creating Value in a Digital Era. How Do Wealthy Nations Stay Wealthy?/Zysman J. Schulze-Cleven T. BRIE Working Paper 165. October 2004. Stanford, 2004. 36 p.

168. Zysman J., Weber S. Governance and Politics of the Internet Economy-■ Historical Transformation or Ordinary Politics with a New Vocabulary? E-conomy Project Working Paper 16. May 2000. Stanford, 2000.224

169. Генеральная Ассамблея . Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Доклад Рабочей группы IV (Электронная торговля) о работе ее сорок первой сессии. (Ныо-Йорк, 5-9 мая 2003 года). 19.05.2003. A/CN.9/528.

170. ЮНСИТРАЛ . Статус текстов. 1996 год Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной тор го в л e//http://wmv. un. о г. at/uncitral.

171. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле » вместе с Руководством по применению Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле » (Принят в г. Нью-Йорке 28.05.1996 14.06.1996 па 29-ой сессии ЮНСИТРАЛ) - Правовая система Консультант Плюс.

172. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях » (принят в г. Вене 05.07.2001 на 34-й сессии ЮНСИТРАЛ) вместе с Руководством по применению Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях » - Правовая система Консультант Плюс.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Девиантным поведение считается, если это противоречит общепринятым социальным нормам, законодательно установленным или сложившимся исторически в определённом обществе и периоде. Чтобы понять, что такое девиантное поведение, нужно дать определение социальной нормы. Под социальной нормой подразумеваются пределы допустимого как позволенного, с одной стороны, так и обязательного, с другой, в действиях человека или общности людей, гарантирующее сохранение структуры общества.

Отклонения от нормы можно условно разделить на позитивные и негативные. Под позитивными отклонениями понимаются поступки или деятельность, направленная на борьбу с изжившими себя общественными стандартами. Негативные отклонения от социальных норм характеризуются как деструктивные, приводящие к разрушительным последствиям.

Социология даёт определение девиантному поведению как асоциальному, представляющему социальную и физическую опасность для индивида в определённой социальной среде, к которой он принадлежит. Психиатрия называет девиацией действия, единичные поступки и высказывания, противоречащие нормам и производимые человеком в рамках психопатологии . Психология понимает под девиантным поведением отклонения от морально-этических и нравственных норм и социальных норм, а также причинение вреда себе или окружающим.

Причины

Около 40% людей, демонстрирующих признаки девиантного поведения, являются нарушителями общественного порядка и совершают противоправные действия , нанося ощутимый вред окружающим. У половины этих людей имеются отклонения психопатического порядка.

Дети младшего и подросткового возраста демонстрируют деликвентное поведение по причине недостатка внимания со стороны взрослых либо, наоборот, стремятся избежать гиперопеки, вырваться из-под надзора. Этим объясняются побеги из дома. Также девиантное поведение подростков может быть вызвано непониманием и разногласиями в контактах со сверстниками, насмешками с их стороны. В некоторых случаях дети просто испытывают непонятную скуку, ими движет желание сменить обстановку.

Причинами девиантного поведения у детей и подростков являются:

  • жизнь в неполной семье;
  • изъяны воспитания;
  • патологические изменения характера;
  • чрезмерно выраженные определённые черты характера.

Все эти причины также могут приводить к развитию раннего алкоголизма и наркомании. Психология считает, что причины, по которым дети и подростки пробуют алкоголь и наркотики, - это любопытство, желание освоиться в коллективе, а также стремление изменить сознание.

Формы и типы девиантного поведения

Девиантное поведение - это относительное, а не абсолютное понятие , так как поверяется исключительно нормами определённой общественной группы. Например, появившаяся на российских улицах женщина с обнажённой грудью, стопроцентно будет отправлена либо в опорный пункт полиции, либо прямиком в специализированное учреждение в поднадзорную палату. Тогда как в отдалённых районах Африки ни у кого удивления не вызовет. В более широком смысле можно говорить о следующих девиантных отклонениях: алкоголизм, пристрастие к наркотикам, проституция, криминальное поведение, суицид.

Можно выделить следующие типы девиации:

  • делинквентнотсь;
  • аддикция;
  • специфика характера;
  • психопатология.

Делинквентность - это крайние формы поведенческих отклонений, характеризующееся совершением уголовно наказуемых деяний. Причиной этого выступает психологическая незрелость. В отличие от криминальных наклонностей, поступки делинквентного подростка продиктованы желанием похулиганить на фоне некорректного воспитания, непослушания и отрицания авторитетов.

Аддиктивный тип поведения является одной из форм деструкции. Такие люди ищут выхода из реалий собственной жизни путём искусственного изменения сознания или сосредоточением на какой-либо деятельности. Такие проявления свойственны людям с заниженной самооценкой, болезненно зависимым от чего-либо. Их характеризует склонность обвинять других, постоянная, часто ненужная, ложь.

Отклонения в характере чаще всего сформированы неправильным воспитанием , излишним потаканием детским капризам. Эти люди склонны к доминированию, не терпят возражений, упрямы и обидчивы, у них психология ребёнка, инфантилизм.

Психопатологический тип выходит за рамки нормы и должен корректироваться медицинскими специалистами. Одним из подвидов этого типа является склонность к саморазрушению: приём наркотиков и алкоголя, суицидальные наклонности.

Формы девиантного поведения подростков

Одним из отклонений является гиперкинетическое расстройство поведения . В отсутствие диагностированных психических патологий, это вариант нормы. Причины девиантного поведения это определённые особенности характера. Гиперкинетические расстройства проявляются как невнимательность, несобранность, повышенную активность, чрезмерную возбудимость. Такие дети не могут сосредоточиться и довести до конца начатое дело. Их характеризует неадекватная негативная самооценка, а также неумение держать дистанцию с людьми старшего возраста.

Некоторые случаи проявлений девиантного поведения ограничены семейным кругом. В этих случаях никак нельзя говорить о психопатических отклонениях, так как подросток третирует исключительно родных. Девиации заключаются в воровстве, жестокости по отношению к домашним, агрессивным поведением.

Следующими характеристиками девиантного поведения являются социализированное и несоциализированное расстройства . В первом случае подростки демонстрируют неприятие и агрессию в отношении старших, но проявляют общительность в коллективе сверстников, состоят в какой-либо группе. Группа может состоять как из асоциальных личностей, так из детей, не проявляющих признаков девиации. Таким подросткам свойственно расстройства поведения и психоэмоциональной сферы на фоне депрессивных состояний. Нарушения проявляются как сильное немотивированное беспокойство, страх за свою жизнь и здоровье, утрата интереса к жизни, навязчивые страхи, обречённость.

Несоциализированные поведенческие расстройства также проявляются агрессией и антисоциальными действиями . Однако такие дети в группах не состоят и, как правило, чувствуют себя одинокими и непонятыми либо намеренно разрушают имеющиеся связи, не желают поддерживать отношения. Такие дети демонстрируют жестокость, не признают авторитеты, не соглашаются со старшими. По отношению к ровесникам подросток проявляет драчливость, немотивированную агрессию и гнев, никого не слушает. Может проявлять склонность к деструкции, разрушению, физическому насилию.

Одной из форм девиации подростков является делинквентное поведение . Оно характеризуется поступками против правил, но не ограниченными законодательно. Это может быть издевательство над младшими, вандализм, мелкие кражи и угоны, вымогательство, мелкое хулиганство.

Отдельно нужно сказать о девиациях в сексуальной сфере подростка. В период полового созревания сексуальные желания уже есть, а что делать подростку никто не объяснил. Тогда и возникают отклонения в интимном поведении . Оно может выражаться нездоровым интересом к своим и чужим половым органам, вуайеризмом, эксгибиционизмом. Повзрослев, подросток перестаёт проявлять признаки отклонений в поведении.

В некоторых случаях дурные наклонности успевают перерасти в привычки, которые остаются у взрослого человека или переходят в патологическую форму. Одним из видов девиаций в половой сфере считаются подростковые однополые связи. Часто такое поведение продиктовано ситуацией или условиями, в которых находится подросток.

Коррекция признаков девиантного поведения находится в ведении специалистов психологии, так как педагогических методов недостаточно. Количество случаев девиации у подростков возрастает, и это повод задуматься. Сейчас в нашем обществе проявления девиантного поведения являются острой социальной проблемой. Родители часто не уделяют достаточно времени воспитанию детей, да и просто общению с ними. Педагоги всё больше относятся к подросткам и их проблемам формально.

Для борьбы с ростом случаев девиантного поведения профилактика должна проводиться в двух направлениях . Во-первых, в рамках общей профилактики необходимо вовлекать детей в социальные процессы, протекающие в учебных заведениях, формировать сознание принадлежности к коллективу, ответственность. Во-вторых, профилактика состоит в выявлении подростков, нуждающихся в индивидуальном подходе, анализе психологии и причин отклонений, ведении коррекционной работы с таким ребёнком.

Девиантным называют такое поведение личности, которое отклоняется от общепринятых, устоявшихся норм. Оно может быть как позитивным, так и негативным. Во втором случае индивид рискует столкнуться с формальными и неформальными санкциями со стороны общества. Как социальное явление девиантность исследуется социологами, а вопросами индивидуальной девиации занимаются психологи. Сегодня мы с вами познакомимся с основными аспектами и типами девиантного поведения.

Историческая справка

Девиантное поведение является одним из центральных вопросов социологии еще со времен ее возникновения. Одним из основоположников девиантологии считается французский ученый Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году издал классическую работу под названием «Самоубийство». Он ввел понятие аномии, означающее социальную запутанность и дезориентацию в обществе, возникающую во время радикальных социальных перемен и кризисов. Дюркгейм подтверждал свои слова статистическими данными, свидетельствующими о повышении количества самоубийств во время резких экономических спадов или же подъемов. Последователем ученого стал американец Роберт Кинг Мертон, который создал теорию структурного функционализма и одним из первых классифицировал поведенческие реакции человека с точки зрения социологии.

Общая характеристика

Поведение человека формируется как реакция на совокупность нескольких факторов: социальной среды, конкретной ситуации и собственной личности. Проще всего описать соответствие человеческого поведения общепринятым нормам можно с помощью таких понятий как «нормальное» и «ненормальное» поведение. «Нормальным» можно назвать такое поведение, которое в полной мере соответствует ожиданиям окружающих. Оно также иллюстрирует психическое здоровье человека. Следовательно, «ненормальное» поведение отклоняется от общепринятых норм и может быть иллюстрацией психических заболеваний.

Ненормальные поведенческие реакции имеют много форм. Так, поведение может быть: патологическим, делинквентным, ретристским, нестандартным, креативным, девиантным, отклоняющимся и маргинальным. Норма определяется на основе критериев, которые могут быть негативными и позитивными. В первом случае норма рассматривается как отсутствие признаков патологии, а во втором - как наличие «здоровых» симптомов.

С точки зрения социальной психологии асоциальное поведение является способом вести себя определенным образом, не беря во внимание общественные нормы. Эта формулировка связывает девиацию с процессом адаптации к обществу. Так, девиация среди подростков обычно сводится к формам неуспешной или же неполной адаптации.

Социологи используют несколько иное определение. Они считают признак нормальным, если он распространен в обществе более чем на 50 процентов. Таким образом, нормальными поведенческими реакциями называют те, которые характерны для большинства людей. Следовательно, девиантное поведение проявляется у ограниченного круга людей.

С точки зрения медицины девиантное поведение не относится ни к медицинским терминам, ни к формам патологии. В составе его структуры лежат психические расстройства, реакции на ситуации, нарушения развития и акцентуации характера. Однако далеко не каждое психическое расстройство сопровождается отклоняющимися симптомами.

Психология и педагогика определяют девиантное поведение как способ действий, который причиняет личности вред, усложняет ее развитие и самореализацию. У детей такой способ реагирования имеет возрастные ограничения, а само понятие применяется к детям старше 7 лет. Дело в том, что ребенок младшего возраста не может в полной мере понимать и контролировать свои поступки и реакции.

На основе различных подходов можно сформулировать общее определение девиантности. Итак, девиантность - это уверенный способ действий, который отклоняется от социальных стандартов, причиняет индивиду ущерб и отмечается социальной дезадаптацией.

Типология

Типы и формы девиантного поведения столь обширны, что девиация часто переплетается с целым рядом других терминов: асоциальное, делинквентное, антисоциальное, дезадаптивное, неадекватное, акцентуированное, саморазрушающее и психопатическое поведение. Она также может быть синонимичной с таким понятием, как поведенческая патология.

Существует немало подходов к классификации девиации, которые отличаются друг от друга как по содержанию, так и по сложности. Различия в типологии вызваны тем, что разные науки (психология, социология, криминология, педагогика и другие) и научные школы определяют девиантное поведение и отличают девиацию от нормы по-своему. Мы с вами познакомимся с наиболее известными классификациями.

Типы девиантного поведения по Мертону

В рамках теории структурного функционализма Р. К. Мертон одним из первых социологов классифицировал поведенческие реакции человека (1938 г.). В своей модели он представил 5 способов адаптации индивида к условиям, созданным обществом. Каждый из способов характеризует одобрение человеком целей общества и средств, с помощью которых оно планирует этих целей достичь, или же неодобрение. Часть из описанных реакций, по сути, является типами девиантного поведения:

  1. Подчинение. Принятие целей общества и средств их достижения.
  2. Инновация. Принятие целей, но не средств их достижения.
  3. Ритуализм. Цель признается недостижимой, но следование традициям продолжается.
  4. Ретретизм. Уход из общества, полное неприятие его целей и средств.
  5. Мятеж. Попытка изменить социальный порядок, внедрить свои цели и средства.

Классификация Ковалева

В. В. Ковалев выделил в своей классификации (1981 г.) три типа девиантного поведения:

  1. Социально-психологический (асоциальное, антидисциплинарное, противоправное и аутоагрессивное поведение).
  2. Клинико-психологический (патологическое и непатологическое поведение). Поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания, называют патохарактерологическим типом девиантного поведения.
  3. Личностно-динамический («реакции», «развития» и «состояния»).

Типология Патаки

Ф. Патаки в своей классификации 1987 года выделяет:

  1. Ядро девиации (стойкие формы): алкоголизм, преступность, наркомания, самоубийство.
  2. «Преддевиантный синдром» - набор симптомов, которые приводят человека к стойким формам девиации (семейные конфликты, аффективный тип поведения, агрессивный тип поведения, ранние асоциальные формы поведения, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе).

Классификация Короленко и Донских

В 1990 году Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделили следующие типы и виды девиантного поведения:

  1. Нестандартное поведение. К нему относятся действия, которые не вписываются в рамки социальных стереотипов поведения, но играют позитивную роль в процессе развития общества.
  2. Деструктивное поведение. Делится на внешнедеструктивное (предполагает нарушение социальных норм); аддиктивное (аддиктивный тип девиантного поведения предполагает использование специфической активности или каких-либо веществ с целью получения желаемых эмоций и ухода от реальности); антисоциальное (сопровождается нарушение законов и прав других людей); внутридеструктивное (направлено на дезинтеграцию самой личности).

Классификация Иванова

В 1995 году В. Н. Иванов, с точки зрения опасности для общества и самого человека, выделил такие типы девиантного поведения:

  1. Докриминогенное - мелкие проступки, нарушение правил и норм морали, употребление алкоголя и наркотиков и прочие формы поведения, которые не представляют для общества серьезной угрозы.
  2. Криминогенное - преступные, уголовно наказуемые действия.

Типология Клейберга

Ю. А. Клейберг в 2001 году выделил три основных типа девиантного поведения:

  1. Негативное (к примеру, употребление наркотических веществ).
  2. Позитивное (к примеру, социальное творчество).
  3. Социально-нейтральное (к примеру, попрошайничество).

Обобщение Е. В. Змановской

В 2009 году Е.В. Змановская, обобщая различные типологии поведенческих девиаций, определила в качестве основного критерия классификации вид нарушенной нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. В своей личной классификации она выбрала три девиации:

  1. Антисоциальную (делинквентную). Делинквентный тип девиантного поведения подразумевает действия, которые угрожают социальному порядку и благополучию окружающих.
  2. Асоциальную (аморальную). Предполагает уклонение от морально-нравственных норм, которое ставит под угрозу благополучие межличностных отношений.
  3. Аутодеструктивную (саморазрушительную). К этому типу относятся суицидальное, аутическое, фанатическое, виктимное и рискованное поведение, пищевая и химическая зависимости и прочее.

Признаки отклонения

Основными признаками каких-либо поведенческих отклонений являются: регулярное нарушение норм социума и отрицательная оценка со стороны общества, которая обычно сопровождается стигматизацией (клеймением, навешиванием социальных ярлыков).

Отклонение от социальных стандартов - это действие, которое не соответствует признанным в социуме правилам, законам и установкам. При этом стоит учитывать, что социальные нормы со временем меняются. Показательным примером является постоянно меняющееся отношение общества к представителям нетрадиционных сексуальных ориентаций.

Порицание со стороны общества и выраженная стигматизация всегда сопровождают тех, кто проявляет поведенческие отклонения. Здесь на вооружении критиков стоят всем известные ярлыки: «алкоголик», «проститутка», «бандит», «зэк» и прочие.

Тем не менее для быстрой диагностики и грамотной коррекции поведенческих отклонений недостаточно двух характеристик. Для распознания некоторых типов и форм девиантного поведения нужно вспомнить ряд второстепенных признаков:

  1. Деструктивность. Характеризуется возможностью наносить ощутимый урон окружающим или себе самому. Отклоняющееся поведение во всех случаях имеет разрушительный характер. В зависимости от формы, оно действует деструктивно или аутодеструктивно.
  2. Многократно повторяющиеся действия. Человек может, сам того не желая, совершить один проступок под действием каких-либо внешних факторов. Но если этот проступок повторится, то имеет место девиация. Так, регулярное воровство ребенком денег из кармана родителей является девиантным поведением, в то время как попытка суицида - нет. Одним из важных признаков девиации является ее постепенное формирование, когда мелкие деструктивные действия переходят в более разрушительные.
  3. Медицинские нормы. Девиации всегда рассматривают с точки зрения клинических норм. При расстройствах психики речь идет о патологических поведенческих реакциях человека, а не о девиантных. Тем не менее нередко отклоняющееся поведение перерастает в патологию. Так, к примеру, бытовое пьянство может перерасти в алкоголизм.
  4. Дезадаптация в социуме. Поведение человека, которое отклоняется от нормы, всегда вызывает либо же усугубляет состояние социальной дезадаптации. И наоборот - чем больше одобрения со стороны общества человек получает, тем лучше он себя чувствует в социуме.
  5. Выраженное половое и возрастное разнообразие. Разные типы и виды девиантного поведения по-своему проявляются у людей разного пола и возраста.

Негативные и позитивные отклонения

Социальная девиация бывает как негативной, так и позитивной. Во втором случае она помогает развитию личности и социальному прогрессу. Примерами позитивной девиации являются одаренность, социальная активность, направленная на усовершенствование социума, и многое другое. Негативная девиация вносит негативный вклад в существование и развитие социума (бродяжничество, суицид, девиантное поведение подростков и прочее).

В целом, девиантное поведение может находить проявление в широчайшем диапазоне социальных явлений, поэтому критерии его негативности или позитивности, как правило, имеют субъективный характер. Один и тот же тип девиации может получать как позитивные, так и негативные оценки со стороны людей с разной системой ценностей.

Причины возникновения отклонений

Известно множество концепций девиантности, начиная от биогенетических и заканчивая культурно-историческими. Одной из главных причин социальной девиации является несоответствие социальных норм требованиям, которые выдвигает жизнь. Вторая распространенная причина - несоответствие самой жизни представлениям и интересам конкретной личности. Кроме этого, девиантное поведение может быть вызвано такими факторами, как семейные проблемы, ошибки воспитания, наследственность, деформация характера, психические заболевания, негативное влияние СМИ и многое другое.

Девиантность и делинквентность

В зависимости от того, какой наукой рассматривается понятие девиантности, оно может обретать разные окраски. Патологические варианты девиантного поведения включают в себя преступления, суициды, всяческие формы наркотизации и сексуальной девиации, расстройства психики и прочее. Иногда асоциальное действие трактуют как нарушение социальных норм, отклонение от стандартов и следование своим целям незаконным путем. Нередко в такое понятие, как «девиантное поведение», закладывают проявления разных нарушений социальной регуляции поведения и дефектность саморегуляции. Именно поэтому девиантное поведение часто приравнивают к делинквентному.

Девиантным поведением называют поступки или систему поступков, которые совершенно не соответствуют моральным и правовым нормам социума. Тем временем делинквентное поведение - это психологическая склонность к правонарушениям. Поэтому его также называют криминальным.

Как бы сильно типы девиантного поведения и их характеристики ни отличались, они всегда взаимосвязаны. Многие преступления являются следствием менее значимых аморальных действий. Таким образом, вовлеченность индивида в тот или иной тип девиации увеличивает вероятность делинквентных действий с его стороны. Делинквентное поведение отличается от девиантного тем, что оно не так тесно связано с нарушением психических норм. Для социума делинквенты, конечно же, гораздо более опасны, нежели девианты.

Профилактические и терапевтические меры

Так как поведенческая девиация является одним из самых стойких феноменов, ее профилактика актуальна всегда. Она представляет собой целый комплекс всяческих мероприятий.

Выделяют такие типы профилактики девиантности:

  1. Первичная профилактика. Предполагает устранение негативных факторов и повышение устойчивости индивида к их влиянию. Первичная профилактика нацелена главных образом на предупреждение разных типов девиантного поведения детей и подростков.
  2. Вторичная профилактика. Предполагает выявление и коррекцию негативных условий и факторов, которые могут вызвать девиантное поведение. Такая профилактика используется в основном в работе с группами подростков и детей, которые живут в сложных условиях.
  3. Поздняя профилактика. Нацелена на решение узкоспециальных задач, предупреждение рецидивов и нивелирование вредных последствий уже сформированной девиации. Предполагает активное воздействие на узкий круг лиц, имеющих устойчивые поведенческие девиации.

В целом, план профилактических мероприятий состоит из таких составляющих:

  1. Работа в поликлиниках и больницах.
  2. Профилактика в школах и вузах.
  3. Работа с неблагополучными семьями.
  4. Профилактика посредством всяческих СМИ.
  5. Организация групп активной молодежи.
  6. Работа с беспризорными детьми.
  7. Подготовка квалифицированных кадров для качественной профилактики.

Психопрофилактические меры эффективны на начальных стадиях формирования девиации. Они нацелены главным образом на борьбу с различными типами девиантного поведения подростков и молодежи, так как именно эти периоды становления личности подразумевают активную социализацию.

Терапия и коррекция запущенной девиации проводится врачами-психиатрами и психотерапевтами амбулаторно или стационарно. Для детей и подростков с выраженной девиацией работают учреждения открытого и закрытого типа. Девиантное поведение на начальных стадиях искореняется путем профилактики в открытых учреждениях. В них детям и подросткам предоставляют все необходимые виды медицинской, психологической и педагогической помощи. Дети и подростки с запущенной девиацией, требующие более тщательного подхода, попадают в учреждения закрытого типа. Девиантное поведение взрослых преследуется законом.

Заключение

Познакомившись с понятием и типами девиантного поведения, можно сделать вывод, что данное явление хорошо знакомо не только психиатрам, но правоведам, психологам, педагогам, криминалистам и медикам. Оно включает в себя самые разнообразные формы не одобряемых обществом действий, начиная от курения и заканчивая бродяжничеством. В большинстве случаев такое поведение является не болезнью, а способом внешнего проявления индивидуальных особенностей личности. Типами девиантного поведения являются не только негативные, но и положительные изменения в поведении, которые приводят к развитию. Доказательством этого является тот факт, что образ жизни большинства великих ученых был неприемлем для широких масс.

Поведение человека многогранно, довольно непредсказуемо, и с помощью таких наук, как психология и социология, ученые ищут способ построить связь между поступками и возможными факторами риска для комфортного обеспечения жизнедеятельности культурной среды государства. Известно, что именно поведение и мотивы могут сыграть ключевую роль в создании культурного и развивающегося общества. Одна из форм поступков вне общественной нормы человека — девиация.

Девиантное поведение представляет из себя действия, которые не подчиняются установленным в обществе рамкам, отклоняются от нормы, предписанными традициями или законами.

Виды

  1. Антисоциальный характер человека противоречит общепринятым правилам в государстве. Часто, такие поступки носят криминальный характер. Сюда включены грабежи, нанесение тяжкого вреда человеку или его личному имуществу.
  2. Асоциальное поведение. Люди, которые входят в эту группу, обычно подвергаются пренебрежению моральных и нравственных норм. Здесь говорится о проституции, образ жизни, который подразумевает проживание на улице, попрошайничество.
  3. Диссоциальный вид. Обычно характеризуется отклонением от нормальных для здорового индивидума медицинских и психических показателей. К примеру, склонность к суициду, не адекватное проявление агрессии, чрезмерно быстрая езда на автомобиле, прием наркотических средств, чрезмерное употребление крепких алкогольных напитков.

Причины появления отклонений

Любую причину нужно искать в детстве, так как именно детская и юношеская пора является формирующим звеном в психологии человека. Зачастую, на психику подрастающего индивида влияет:

  1. Биологический мотиватор, включает в себя генетическую предрасположенность. Это те качества, та наследственность, которую дал ребенку родитель. Исключить их довольно сложно, но возможно это сделать при помощи социального окружения.
  2. Социальная обстановка несет в себе информацию всех окружающих людей, которые влияли на формирование личности: семья, друзья, родственники, соседи.

При благополучной совокупности врожденных и приобретенных данных, личности не характерно девиантная манера, его развитие произошло успешно, и если он не свяжется с отрицательным слоем общества в будущем, его духовному развитию ничего не угрожает.

При нарушении хотя бы одного фактора, есть вероятность поддаться отрицательному воздействию окружающей среды. В этом случае личность начинает противопоставлять себя обществу. Это служит самовыражением личностных качеств, которые не были замечены ранее, своеобразным протестом устоям, которые не привили человеку.

Профилактика борьбы с девиантным поведением

В случае угрозы появления отклонений у личности, обусловленные врожденными обстоятельствами, важно создать атмосферу тепла и уюта вокруг ребенка. Беречь от негативных воздействий, прививать нормы и традиции, которые сложились в определенной группе лиц. Подходит для ситуации, в которой матерью и отцом являлись неблагополучные граждане, наркоманы или алкоголики, а ребенок передан в воспитанную семью.

Разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному, это зависит от их личностных характеристик. Человек социален по своей сути - он функционирует в социуме и руководствуется социальными мотивами. Поэтому важно понимать, что любое девиантное поведение, к примеру, девиантное поведение подростков, в каждом индивидуальном случае вызывается разными стимулами (семейное воспитание, отклонения в психике, педагогическая запущенность).

Анормальное поведение

Поведенческие реакции человека всегда являются результатом взаимодействия разных систем: конкретной ситуации, социальной среды и собственной личности. Проще всего соответствие поведенческих реакций человека общим стандартам отражает такая характеристика как «ненормальное и нормальное поведение». «Нормальным» считается такое поведение, которое полностью соответствует ожиданиям социума, без явных признаков болезни психики.

«Ненормальным» (анормальным) называют поведение, которое отклоняется от социальных норм, либо имеет явные признаки психического заболевания. У ненормальных поведенческих реакций есть много форм: поведение может быть патологическим, делинквентным, нестандартным, ретристским, креативным, маргинальным, девиантным, отклоняющимся.

Методы определения нормы называются критериями. Негативные критерии рассматривают норму как полное отсутствие симптомов патологии, а позитивные - как наличие «здоровых» признаков. Поэтому девиантное поведение как отдельное понятие имеет свои особенности.

Социальная психология полагает, что асоциальное поведение - способ вести себя, не обращая внимания на нормы социума. Такая формулировка связывает девиации с процессом адаптации к обществу. Так, девиантное поведение подростков обычно сводится к одной из форм неуспешной либо неполной адаптации.

Социология использует другое определение. Признак считается нормальным, если его распространённость составляет более 50-ти процентов. «Нормальное поведенческие реакции» - это среднестатистические реакции, характерные большинству людей. Девиантное поведение является отклонением от «серединки», проявляясь лишь у некоторого количества детей, подростков, молодёжи, или людей зрелого возраста.

Медицинская классификация не относит девиантное поведение ни к медицинскому понятию, ни к формам патологии. Его структуру составляют: реакции на ситуации, акцентуации характера, психические болезни, нарушения развития. Однако далеко не каждое расстройство психики (всевозможные психопатии, психозы, неврозы) сопровождается отклоняющимися симптомами.

Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие. Такое способ реагирования у детей имеет свои возрастные ограничения, а сам термин применяют к детям только старше 7-9 лет. Ребёнок дошкольного возраста ещё не может понимать или контролировать своё поступки, реакции.

Различные теории сходятся в одном: сущность девиантности заключается в уверенном способе действий, отклоняющемся от стандартов социума, причиняющим ущерб, отмеченном социальной дезадаптацией, а также приносящим какую-либо выгоду.

Типология

Типология отклоняющегося поведения построена так, что наряду с девиантным поведением можно спокойно использовать другие термины: делинквентное, асоциальное, антисоциальное, дезадаптивное, аддиктивное, неадекватное, деструктивное, нестандартное, акцентуированное, психопатичное, саморазрушающее, социально неадаптированное, а также поведенческая патология.

Типы девиаций делятся на 2 крупные категории:

  1. Отклонение поведенческих реакций от психических стандартов и норм: явные либо скрытые психопатологии (среди которых астеники, эпилептоиды, шизоиды, акцентуанты).
  2. Действия, нарушающие социальные, правовые, культурные стандарты: они выражаются в виде проступков либо преступлений. В таких случаях говорят о делинквентном или криминальном (преступном) способе действий.

Помимо этих двух типов, существуют другие виды девиантного поведения:

Классификация

Одной классификации девиантного поведения на данный момент нет. К ведущим типологиям поведенческих девиаций относится правовая, медицинская, социологическая, педагогическая, психологическая классификация.

Социологическая считает любые девиации отдельными явлениями. По отношению к социуму такие отклонения бывают: индивидуальные либо массовые, позитивные и негативные, отклонения у лиц, официальных групп и структур, а также различных условных групп. Социологическая классификация выделяет такие типы отклонений, как хулиганство, алкоголизм, наркотизация, суицид, аморальное поведение, преступность, бродяжничество, растление несовершеннолетних, проституция.

Правовая: всё, что противоречит действующим правовым нормам или запрещается под страхом наказания. Главный критерий — уровень общественной опасности. Девиации делятся на деликты, преступления, а также дисциплинарные проступки.

Педагогическая. Понятие «поведенческие отклонения» в педагогике часто приравнивается к такому понятию как «дезадаптация», а такого ребёнка называют «трудным учеником». Отклоняющееся поведение у школьников имеет характер социальной или школьной дезадаптации. Девиации школьной дезадаптации: гиперактивность, нарушения дисциплины, курение, агрессия, кражи, хулиганство, враньё. Признаки социальной дезадаптации этого возраста: злоупотребление различными психоактивными веществами, другие аддикции (например, компьютерная зависимость), проституция, разные сексопатологические девиации, неизлечимое бродяжничество, различные преступления.

Клиническая основывается на возрастном и патологическом критериях, которые уже достигают уровня заболевания. Критерии взрослых: расстройства психики от употребления разных психоактивных веществ, синдромы психических нарушений, связанные с факторами физиологии, расстройства влечений, привычек, сексуальных предпочтений.

При сравнении всех этих классификаций напрашивается мнение, что они все превосходно дополняют друг друга. Один вид поведенческих реакций может иметь разнообразные формы: плохая привычка - отклоняющееся поведение - расстройство либо болезнь.

Признаки отклонения

Главными признаками разнообразных поведенческих отклонений являются: постоянное нарушение социальных норм, отрицательная оценка со стигматизацией.

Первый признак — отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума. При этом надо знать, что социальные нормы могут меняться со временем. Как пример можно упомянуть постоянно меняющееся в обществе отношение к гомосексуалистам.

Второй признак — обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей, а также выраженную стигматизацию. Такие известные социальные ярлыки, как «алкаш», «бандит», «проститутка» уже давно стали в социуме ругательными. Многим хорошо известны проблемы ресоциализации уголовников, только вышедших на волю.

Однако для быстрой диагностики и правильной коррекции любых поведенческих отклонений таких двух характеристик не достаточно. Есть ещё несколько специальных признаков отклоняющегося поведения:

  • Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Отклоняющееся поведение всегда очень разрушающе действует - в зависимости от его формы - деструктивно или аутодеструктивно;
  • Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций - делинквентным поведением. А вот однократная попытка суицида не считается девиацией. Девиация всегда формируется постепенно, в течение определённого времени, постепенно переходя от не сильно деструктивных действий к всё более разрушительным;
  • Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. В случае расстройства психики мы говорим не о девиантных, а о патологических поведенческих реакциях человека. Однако иногда отклоняющееся поведение переходит в патологию (бытовое пьянство обычно перерастает в алкоголизм);
  • Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. А также наоборот;
  • Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.

Негативные и позитивные отклонения

Социальные девиации бывают позитивными или негативными.

Позитивные помогают социальному прогрессу и развитию личности. Примеры: социальная активность по усовершенствованию социума, одарённость.

Негативные нарушают развитие либо существование социума. Примеры: девиантное поведение подростков, суицид, бродяжничество.

Девиантное поведение может выражаться в широком диапазоне социальных явлений, а критерий его позитивности или негативности имеет субъективный характер. Одна и та же девиация может оцениваться позитивно или негативно.

Причины возникновения

Известны многочисленные концепции девиантности: от биогенетических до культурно-исторических теорий. Одна из главных причин социальных девиаций – несоответствие норм социума требованиям, выдвигаемых жизнью, вторая – несоответствие самой жизни интересам конкретной личности. Помимо этого, девиантное поведение могут вызывать: наследственность, ошибки воспитания, семейные проблемы, деформация характера, личности,потребностей; психические заболевания, отклонения психического и физиологического развития, негативное влияние массовой информации, несоответствие коррекции действий индивидуальным потребностям.

Девиантность и делинквентность

Понятие девиантность приобретает всё новые нюансы, в зависимости от того, рассматривается это явление педагогикой, психиатрией или медицинской психологией. Патологические варианты девиантных действий включают в себя разные формы девиантности: суициды, преступления, разные формы наркотизации, всевозможные сексуальные девиации, в т.ч. проституция, неадекватное поведение при расстройствах психики.

Иногда асоциальное действие определяется как «нарушение принятых социальных норм», «достижение целей всяческими незаконными средствами», «любое отклонение от стандартов, принятых в социуме». Нередко в понятие «девиантное поведение» закладывается проявление любых нарушений социальной регуляции поведения, а также дефектность саморегуляции психики. Поэтому люди часто приравнивают девиантное к делинквентному поведению.

Девиантное (анормальное) — целая система поступков, или же отдельные поступки, которые никак не соответствуют моральным либо правовым нормам социума.

Делинквентное (от англ. «вина») — психологическая склонность к правонарушениям. Это криминальное поведение.

Как сильно ни отличаются виды девиантного поведения, они всегда взаимосвязаны. Совершению многих преступлений часто предшествуют какие-то аморальные действия. Вовлечённость человека в какой-либо тип девиаций повышает общую вероятность делинквентных действий. Отличие делинквентного поведения от девиантного в том, что оно меньше связано с нарушением психических норм. Само собой, делинквенты намного опаснее для социума, чем девианты.

Профилактика и терапия

Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.

Различают несколько видов профилактики девиантности:

Первичная — устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.

Вторичная — выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.

Поздняя — направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.

План профилактических мероприятий:

  1. Работа в больницах и поликлиниках;
  2. Профилактика в вузах и школах;
  3. Работа с неблагополучными семьями;
  4. Организация общественных групп молодёжи;
  5. Профилактика всевозможными СМИ;
  6. Работа с беспризорными детьми на улице;
  7. Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике.

Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций. Более всего она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...