Что такое согдиана. История согда

Согд (Согдиана) - территориальное образование и государство в средней Азии , впервые упомянутое в священной «Авесте». Географически Согд сложился как область междуречья Окса и Яксарта (Амударья и Сырдарья). Территория Согдианы находилась севернее Бактрии, объединяя значительные части нынешнего Таджикистана и Узбекистана. Столицей и наиболее значимым городом Согда являлся Мараканд (Самарканд).

Исторические сведения о древнем Согде, как это обычно и бывает, связаны с различными завоеваниями . В империи Ахеменидов Сугуда - Согдиана являлась провинцией,которая заняла девятнадцатое место в перечне Дария Великого на скале Бехистун. В 329-327 году Согд оказал отчаянное, но тщетное сопротивление Александру Македонскому, и после поражения был объёдинён с Бактрией в одну сатрапию. Вскоре эти земли были завоёваны селевкидами, а затем стали частью Греко-Бактрийского царство. В начале эры Согд вошёл в Кушанское царство, затем последовательно был завоёван эфталитами, тюркским каганатом. Время от времени Согд упоминается в китайских хрониках - в связи с набегами согдианцев и китайцев друг на друга.

В древности территория Согда представляла собой общность городов-государств и мелких владений, экономика и культура региона определялась движением множества торговцев, путешественников, странников по караванным путям Великого Шёлкового пути, важным узлом которого являлся Самарканд. В начале VIII века упорно сопротивлявшаяся Согдиана была завоёвана арабами, которые называли эти земли Мавераннахр. В топонимике сохранилось название Согд Самаркандский - так называлась долина реки Зеравшан.

От древнего Согда сохранилось мало памятников архитектуры и изобразительного искусства - наслоения завоевателей стирали следы прошлого, однако сохранившиеся памятники показывают, что культура Согдианы подвергалась влиянию различных художественных направлений и традиций, преобразуя их и формируя собственный стиль. Однако до нашего времени дошли лишь отдельные артефакты, которые не позволяют создать цельную картину этого стиля.


Тотальное обследование, в процессе которого было зарегистрировано и в большинстве хронологически определено свыше двухсот археологических пунктов, привело к интересному наблюдению. На самом Мианкале, густо заполненном памятниками раннего и отчасти развитого средневековья, за исключением упомянутого Кумышкент-тепе, объектов античного времени не обнаружено. К северу же от Акдарьи оказалась группа памятников с остатками сооружений и характерным керамическая материалом первых веков до и после начала н. э...


Расчистки показали, что внешние ограждения Курган-тепе возведены из битой глины - пахсы. Пахсовыми были и стены цитадели, достигающие 18 м, в древности же, разумеется, еще более высокие. В раннесредневековый период (VI-VIII вв.) городские ограждения уже утратили свое оборонное значение и на них надвинулась бытовая застройка. В цитадели же стена в античное время и еще в раннем средневековье подвергалась усилению путем наращивания внешних «футляров» из пахсы и сырца - общая толщина ее достигала более 6 м поверху, внизу же, учитывая скос кладки и выступ протейхизмы, была вдвое толще...


В первом кургане оказалось три разновременных погребения, размещенных на разных уровнях и без какой-либо планировочной взаимосвязи. Во втором кургане также было железное оружие - трехгранные черешковые наконечники стрел, длинный меч, перекрестие рукояти которого украшала великолепная обкладка из светло-зеленого нефрита, фрагменты кинжала, ножей, две пряжки, костяные обкладки сложносоставного лука...


Изображена бурная сцена сражения четырех пар конных и спешенных витязей, причем группа слева явно наносит поражение своим соперникам справа. Сражающиеся размещены попарно в четырех пространственных планах. Все участники - единого этнического типа и в одинаковых военных доспехах, варьирующихся лишь в деталях. Для их лиц, переданных в профиль, характерны крупный нос с горбинкой, небольшие ромбовидного очертания глаза, свислые усы, энергичный подбородок, причем у четверых он с небольшой заостренной бородкой, а у четырех других бородка когтевидно-удлиненная, загнутая вверх...


Ее участники распределены в трех параллельных рядах, причем так. что возникает иллюзия трех пространственных планов, хотя перспективных сокращений здесь нет. Действие происходит на фоне гор, которые обозначены в двух планах условными пиками, на них - деревья, также очень условно трактованные в форме полуовалов на стержне. Всадники мчатся на распластанных в летящем галопе конях, ноги которых горизонтально выброшены вперед и назад. Сидят они в седлах довольно близко к холке, с силой натягивая луки, стрелы которых только что спущены в преследуемых животных, ноги всадников круто согнуты в коленях и, сжимая бока коня, отведены назад с вытянутыми, как у балерины, носками (эта позиция ног отлична от таковой у сражающихся конных витязей)...

История и памятники искусства Согда
Рисунки эти свидетельствуют о зрелом художественном направлении. Стилистическую особенность изображений здесь составляет динамика действия - бурная схватка в сражении или поединке, неистовая скачка охотников и как бы полет мчащихся животных, сложные повороты коней в верхней группе сражающихся на большой пластине и верблюдов на малой. Характерно также отсутствие ландшафта или минимум изобразительных средств в его передаче - в сцене охоты природа дана как бы в намеке. Вместе с тем при гладком фоне, при отсутствии перспективы поражает мастерство передачи пространства многоплановым расположением фигур (баталия, верблюды) или вертикальным распределением планов (охота)...

      Соправителем Селевка на Востоке стал его сын Антиох, наполовину согдиец (его мать Апана была дочерью Спитамена).

      Древняя Мараканда, разоренная во время войн и восстаний, начала при Селевкидах оправляться. В исторических источниках о состоянии города той эпохи прямых сведений не имеется. Однако известно, что в экономической жизни Сог да, Бактрии, Маргианы наблюдался известный подъем. Строились новые города, укреплялись старые, развивались ремесла и торговля, регулярно чеканилась монета, расширялась ирригационная сеть.

      Говоря о густозаселенном плодородном оазисе, орошаемом водами Зарафшана, который греческие авторы называли Политиметом, можно утверждать, что искусственное орошение все больше расширялось и в античную эпоху. Самаркандский археолог В. В. Григорьев, исследуя поселение Тали-Барзу, расположенное вблизи Самарканда, установил, что уже во II-I веках до нашей эры искусственное орошение здесь получило широкое развитие.

      Крестьяне Мараканды и всей Зарафшанской долины в те времена выращивали пшеницу, рис, просо, люцерну, хлопок, разводили сады и виноградники. Источники говорят, что в Фергане и в "соседних странах" (т. е. в Согде и Бактрии) население употребляло вино."Они любят свое вино, как кони их любят люцерну". Богатые выдерживали вино в погребах по несколько десятков лет.

      Жители Согдианы наряду с земледелием занимались и скотоводством. Об этом свидетельствуют археологические находки костей домашних животных, крупного рогатого скота, овец, коз, верблюдов, свиней. Особенно широкое развитие п олучило коневодство. Кони чистых кровей из Согдианы были известны от Средиземного моря до Тихого океана.

      В античную эпоху через Среднюю Азию велась оживленная торговля между Востоком и Западом. Через согдийские города проходил знаменитый "шелковый путь", пересекавший азиатский материк. Самарканд находился на главном перекрес тке важнейших караванных путей из Индии, Византии, Китая, Тибета, Ирана, Сибири, Скифии.

      Народы Согдианы, поддерживая тесные экономические отношения с Западом и Востоком, Севером и Югом, обогащали свою культуру и в то же время оказывали сильное влияние на развитие соседних стран. Доказано, что, например, кита йцы заимствовали у народов Средней Азии люцерну, виноград, гранатовое дерево, грецкий орех, многие огородные растения. Китай перенял из долин Аму-Дарьи, Зарафшана и Сыр-Дарьи культуру хлопчатника. Из Ферганской долины те же китайцы вывозили лошадей, назв анных ими за красоту, неутомимость, резвость "небесными". Жители Согдианы, в свою очередь, заимствовали с Востока шелководство, производство бумаги, искусство изготовления золотых и серебряных ювелирных изделий, оружейное дело.

      В последние века до новой эры в ходе борьбы согдийцев против иноземцев происходили частые изменения карты Средней Азии, складывались и распадались крупные государственные образования, такие как Греко-Бактрийское царство и ряд других.

      В I веке нашей эры Согдиана и Бактрия вошли в состав могущественного рабовладельческого государства, известного в истории как держава Великих Кушан. Кушанский период (I-IV века нашей эры) для Средней Азии был периодом зна чительного подъема. В это время здесь оживляется городская жизнь, усиливаются торговые связи согдийских городов, в том числе Самарканда с Китаем, Индией. Из Восточной Азии ввозили шелк, нефрит, железо, никель, изделия из лака и кожи, а из Средней Азии вы возили стекло, драгоценные камни, предметы украшения. Из Индии взамен стеклянных изделий и других среднеазиатских товаров привозились пряности, благовония, бумажные и шерстяные ткани.

      В середине V века Кушанская империя, пережившая в III и IV веках глубокий упадок, пала под натиском воинственных кочевых племен, известных под общим названием эфталитов. В свою очередь, в IV веке эфталиты были сметены тюр кскими племенами, образовавшими Тюркский каганат.

      Несмотря на смену царств и династий, Самарканд продолжал играть важную роль в экономической, политической и культурной жизни Средней Азии и всего Востока.

      Согдийцы были известны как искусные земледельцы и ремесленники, предприимчивые купцы, талантливые музыканты и танцоры. Ремесла их городов продолжали славиться. Самаркандцы чеканили свою монету, вели оживленную торговлю со многими странами, имели свою письменность и литературу. И недаром известный востоковед В. В. Бартольд, говоря о согдийцах, подчеркивал, что их культурная деятельность вдоль караванных путей Средней Азии мало уступает культурной деятельности финикиян вдо ль путей средиземноморской торговли. И действительно, трудно переоценить роль согдийцев в те времена. Они фактически держали в своих руках торговлю на всем восточном участке "шелкового пути", простиравшемся от Мерва до реки Хуан Хэ. На всем протяжении др евней торговой дороги они основали свои колонии, устанавливали деловые и экономические контакты с местными купцами и населением, широко торговали своими товарами.

      Преодолевая большие препятствия, создававшиеся царями Ирана, согдийские купцы проникали все дальше на Запад. В середине VI века они дважды пытались завязать хорошие отношения с центральными областями Ирана. Первое посольс тво из Согдианы во главе с Маниахом было принято при дворе сасанидского царя крайне недоброжелательно: привезенные согдийскими купцами шелка персы демонстративно сожгли на глазах послов. Согдийцы послали новый караван. Но эта попытка закончилась трагичес ки: царь Ирана приказал отравить послов Согда.

      Жестокие действия иранских правителей не смогли поколебать предприимчивость и настойчивость согдийских купцов. Как свидетельствует византийский историк Менандр, посланцы Согда воспользовались древними степными путями, иду щими в обход Ирана по северному берегу Каспия, и установили непосредственный контакт с Византией.

      В Константинополь прибыло согдийское посольство. Его возглавлял тот же Маниах. Византийский император в свою очередь в 568 году послал в Среднюю Азию своего посланца.

      Таким путем согдийцам удалось завязать прочные торговые, дипломатические и культурные связи с Византией, длившиеся много лет.

      Мерилом высокой и своебытной культуры согдийцев является их письменность. Писали они обычно справа налево, нередко строчки располагались вертикально. Писали тогда черной тушью на коже, палочках, дощечках, глиняных черепка х, реже на бумаге.

      Наиболее ранними, известными науке согдийскими текстами являются так называемые "Старые письма", найденные экспедицией А. Стейна в 1906-1908 гг. в развалинах сторожевой башни к западу от Дуньхуана. Документы эти датируютс я началом IV века нашей эры. Как показали исследования французского ираниста Р. Готьо, они написаны на согдийском языке и представляют собой частную переписку.

      В двух письмах, продиктованных писцу согдианкой Меванчей ("Кошечка" или "Тигренок") на имя своей матери, жившей в Самарканде, сообщается о тревожных днях, которые переживали тогда согдийцы в торговых колониях Восточного Т уркестана в связи с натиском гуннов; о торговых делах; о частной жизни автора писем. Так, например, девушка жалуется на свою печальную судьбу - ее опекун Нанидат хочет жениться на ней, а она не согласна: "Лучше я буду женой собаки или свиньи, чем женой Н анидата",- пишет Меванча своей матери в Самарканд. Но спустя несколько лет все изменилось. Из другого письма мы узнаем, что девушка стала женой Нанидата, что она счастлива в браке и нежно заботится о горячо любимом муже.

       "Старые письма" не были доставлены самаркандским адресатам. Почти 1600 лет они пролежали в развалинах башни, пока в начале нашего века не были обнаружены археологами.

      И, наконец, заговорила сама Согдиана. Весной 1965 года под лёссовыми толщами афрасиабских холмов в одном из раскопанных помещений археологи обнаружили надписи, хранившие молчание многие столетия. Предварительный анализ те кста афрасиабской находки позволил сделать вывод, что надпись содержит сообщение о прибытии к самаркандскому царю посольства из Чаганиана, области, расположенной тогда в районе нынешнего Термеза. Посольство это возглавлялось, судя по надписи, начальником канцелярии неким Бур-Затаком. Текст состоит из 16 строк и сохранился почти целиком. Лишь в конце испорчены четыре слова. Надпись, как предполагают исследователи, сделана писцом-профессионалом и язык ее весьма близок к разговорной речи конца VII - начала VIII веков.

      Надпись, расшифрованная В. А. Лифшицем, гласит:

       "Когда прибыл посол хуннского царя, он открыл рот (и сказал): "Я-чаганианский начальник канцелярии, по имени Бур-Затак (сын Бура), прибыл от чаганианского государства Туранташа в Самарканд с выражением почтения к самарка ндскому царю. И вот я пребываю перед (самаркандским) царем, преисполненный почтения. И вы не имейте совершенно никаких подозрений относительно меня - я хорошо осведомлен о самаркандских богах и самаркандской письменности и я преисполнен уважения (?) к мо гуществу (вашего) царя, и вы пребывайте в полном благополучии. И также хуннский царь..." (в этом месте текст разрушен). Так сказал чаганианский начальник канцелярии"

      Помимо самаркандского царя, имя которого не указано в надписи, упоминается еще и "хуннский царь", причем из текста следует, что он был крупным владетелем - в состав его царства должен был входить Чаганиан, откуда прибыло посольство. Можно предполагать, что под "хуннским царем" следует понимать правителя эфталитов, выступающего иногда в письменных источниках под именем царя Тохаристана. Очень любопытна оговорка относительно самаркандской религии ("богов") и письменности - посол хочет заверить жителей Самарканда, что он и не думает посягать на их веру или письменность.

      Кроме этих шестнадцати строк согдийского текста на Афрасиабе обнаружено еще до десяти надписей.

      Являются ли афрасиабская живопись и согдийские надписи отражением действительного исторического события? Или это лишь легенда? Пока на этот вопрос нельзя дать точного ответа. Исследователи считают, что имена действующих л иц в 16-строчной согдийской надписи говорят об официальном событии в истории Согда.

      О высоком искусстве Самарканда того времени свидетельствуют художественные достоинства настенной живописи Афрасиаба, занявшей подобающее ей место в истории мирового искусства.

      Новые археологические находки доказывают, что Самарканд до арабского завоевания был одним из блестящих центров средневековья. Недаром арабы, которые видели до этого Месопотамию и Иран, восхищались плодородием и обилием Со гда, прозвав его "Садом победоносного халифа". А о столице Согда - Самарканде один из участников похода Кутейбы писал:

       "Подлинно он по зелени своей словно небо, а дворцы его словно звезды на небесах, а река его зеркало для просторов, а стена его солнце для горизонтов!"

      Таким застали Согд и его цветущий центр Самарканд арабские полчища Кутейбы.

область в Средней Азии в междуречье Окса (ныне Амударья), отделявшего ее от Бактрии, и Яксарта (ныне Сырдарья). Расположена в осн. на терр. совр. Узбекистана. Была населена иранским племенем согдийцев. С. являлась сев.-вост. пров. перс, царства Ахеменидов. В 329–327 до н. э. Александр Македонский вторгся в С, достиг ее столицы г. Мараканд (ныне Самарканд) и вышел к Яксарту. где и основал Александрию Крайнюю (греч. Alexandria eschata), позже Ходжент (ныне Ленинабад в Таджикистане).

Отличное определение

Неполное определение

СОГДИАНА

Согд, Сугуд - древ. обл. в Ср. Азии, располож. в басс. рр. Зеравшана и Кашкадарьи. На севере С. граничила с терр., насел. массагетами, на Ю.-З. - с Бактрией. Население С. говорило на яз., входивших в иран. группу индоевроп. яз. Гл. город С. - Мараканда (Самарканд), ныне городище Афрасиаб близ Самарканда. Наиболее раннее упомин. о С. встреч. в Бехистунской надписи Дария (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.). Наряду с Бактрией и Хорезмом, С. была древнейшим госуд. образованием на терр. Ср. Азии. Рабовлад. общество в С. начало складыв. ок. 7 в. до н.э. Согл. сведениям, содерж. в Авесте, общество в С. делилось на классы, оформл. в виде каст (жрецы, воины, земледельцы, рабы); существовало рабовлад. госуд., но патриархально-родовые отнош. еще сохран. большое знач. Наряду с пережитками первобыт. культов получил распростр. зороастризм. В обществ. строе древ. С. значит. роль играла сельская община. С. х-во и садоводство были основаны на искусств. орошении; большое знач. имело скотоводство. Было широко распростр. ремесл. произ-во (гончарное, обработка металла, ткачество). В С. рано начали складыв. поселения городского типа, становивш. торг. и ремесл. центрами. В 6 - 5 вв. до н.э. С. вместе с Парфией и Хорезмом входила в состав 16-й сатрапии Ахеменидской державы, но возглавл. династией местн. происхожд. Известно, что жители С. поставл. киноварь и лазурит для строивш. в Сузах дворца Дария I. В 4 в. до н.э. С. была захвач. войсками Александра Македонского и присоед. к его империи. Трехлетнее героич. сопротивл. согдийцев возгл. Спитамен. Мараканда, захвач. Александром, была в это время большим городом с цитаделью и внешн. укреплениями протяж. в 10 км. В кон. 4 в. до н.э. С. перешла к Селевкидам; в 3 в. до н.э. вошла в состав Греко-Бактрийского царства. Около 170 до н.э. была объед. с царством Кангха (китайск. Кангюй), к-рое отожд. с Хорезмом, а в 1 в. до н.э. вошла в состав Кушанского царства; столицей этого царства был г. Кушания в ср. теч. Зеравшана, в связи с чем Мараканда пришла в упадок. В кон. 4 - 5 вв. С. наход. под властью эфталитов. Наибольшое знач. имели в это время гг. Ривдад (Тали-Барзу) и Пайкенд, бывш. столицей эфталитов. Арабское завоев. в нач. 8 в. прекратило существ. самостоят. государственности в С.

Согдийцы позаимствовали у Ирана свою письменность; из послеахеменидского канцелярского арамейского письма возникли четыре идеографические системы письма: парфянское, персидское, согдийское и хорезмийское. Эти системы письменности сохранялись в Средней Азии и Иране в течение многих столетий, пока эти страны не были завоеваны арабами. В ахеменидский период народы Средней Азии, в частности Согда, впервые ознакомились с чеканной монетой. Образцы золотых дариков и других монет ахеменидской денежной системы были найдены и на территории Средней Азии. В кратковременный период эллинского владычества согдийцы познакомились с монетой греческого образца. После того, как селевкиды потеряли контроль над этими районами, массовый приток её прекратился, и местные правители организовали свою чеканку. Однако уровень развития согдийского общества был ещё таков, что ни реальное "экономическое" содержание, ни заложенные в монете прокламативные возможности не были по-настоящему осознаны. В результате местные эмиссии приобрели подражательный характер: были скопированы типы наиболее популярных на рынке греческих монет. В дальнейшем каждое следующее поколение подражаний, как правило копировало тип предыдущего. Со временем накапливались ошибки и отклонения от первоначального прототипа, изображения огрублялись и теряли смысл, а надписи становились нечитаемыми, орнаментировались или вообще исчезали. Судя по топографии монетных находок в Согде, в последних веках до нашей эры было не менее трёх самостоятельных владений: Самаркандские правители (восточный Согд) выпускали подражания монетам Антиоха I; в Бухарском Согде (западном) - взяли за основу тетрадрахмы Евтидема, и в то же время начали выпуск монет с именем Гиркода двух видов. На лицевой стороне обеих - голова правителя вправо, на оборотной стороне протома лошади или стоящее божество с языками пламени у плечей. А в южном Согде (в долине Кашкадарьи) копировали драхмы селевкидов с портретом Александра Великого. В раннем средневековье Согд стал главным посредником в мировой торговле между Западом и Востоком. Доходы от мировой торговли стали основой для быстрого роста городов, который начался в конце IV века н.э. Развивалось ремесло и внутренняя торговля. Если в V веке ещё только начинается становление самостоятельной монетной системы, то уже в VII веке она предстаёт развитой и хорошо приспособленной для всех сфер торговли. На ранних согдийских монетах на лицевой стороне ещё имеется изображение богини с прямыми волосами. Но уже с середины VII века правители Согда - ишхиды и владетели подчинённых им уделов начинают выпускать литую монету с квадратным отверстием, лишённую каких-либо изображений правителей и божеств. На лицевой стороне размещается согдийская надпись курсивом с именем и титулом, а на оборотной - династический символ, для каждого правителя свой. Согд никогда не был единым государством, а составлял конгломерат княжеств и вольных городов, возможно объединённых в конфедерацию под главенством наиболее сильного владетеля. По крайней мере, Согд входил в империю эфталитов, а после 563 года в Тюркский каганат. После 630 года согдийская конфедерация становится независимой, хотя номинально признаёт суверенитет разгромившего тюрков Китая. И, наконец, с первой половины VIII века Согд, как, впрочем, и вся Средняя Азия окончательно входит в состав арабского халифата.

Ни знойные пустыни, ни снежные вершины гор не могли помешать бесчисленным паломникам из многих далеких и сопредельных стран посетить в Индии места, связанные с различными событиями в жизни Будды. Однако, распространение буддизма на запад в свое время носило, пожалуй, еще более ярко выраженный характер, чем распространение его на восток.

Хинаяна, распространившись в Средней Азии, сохранилась там именно в тех школах, которые так или иначе являлись шагом к Великой колеснице (путь от Махасангхики к махаяне). Вселенский же характер махаяны и связанных с ней искусства и наук способствовали широкому распространению буддизма в странах Средней Азии и затем Дальнего Востока.

С точки зрения территориально-временных факторов удобнее рассматривать данный регион в плане четырех основных государственных образований, к которым относились 1) Бактрия и Греко-Бактрийские царства Селевкидов (Восточный Иран, он же - современный Афганистан, Маргиана - современная Туркмения, Северная Индия - современный Пакистан), 2) Согдиана (современные Узбекистан и Таджикистан), 3) Кушаншахр (Бактрия - Тохаристан, Северная Индия - Гандхара) и 4) Восточный Туркестан (Хотан, Куша, Яркенд и др.).

Бактрия или Бактриана, позже Тохаристан и Балх - древняя область Ср. Азии в бассейне реки Аму-Дарья. Граничила с Согдианой, Арахосией, с Гандхарой и Маргианой. Главный город - Бактра или, позднее, Балх. В VI - IV вв. до н. э. входила в персидскую державу Ахеменидов. Можно предположить, что первые представления о буддизме на эту территорию стали проникать еще в ту эпоху, но более вероятно, что это связано с Греко-Бактрийским царством.

В III в. до н. э. Бактрия была завоевана А. Македонским. После раздела его империи от владений Селевкидов откололось Греко-Бактрийское царство (250 гг. до н. э. и 130 гг. н. э.). После распада империи Маурьев ее северо-западные районы во II в. до н. э. также попали под власть греко-бактрийского и парфянского государств. Греко-индийский царь Агафокл чеканил на своих монетах буддийские символы, так же, как приверженец буддизма греко-бактрийский царь Менандр чеканил на своих монетах (найденных на территориях современных Афганистана, Пакистана и Сев. Индии) дхармачакру.

Греко-бактрийский царь Менандр или Милинда, согласно палийским источникам, правил в 130-100 гг. до н. э. В палийском неканоническом сочинении "Милинда-паньха (Вопросы царя Менандра)" этот царь предстает образованным и глубоким мыслителем, совмещающим царскую власть с постижением истины. Его собеседником, отвечающим на вопросы царя, предстает архат Нагасена, принадлежащий к хинаянской школе Кашьяпия. Данный источник свидетельствует о ши-роком распространении буддийских идей в Бактрии в указанный период

При кушанах Бактрия стала называться Тохаристаном. В I - II вв. тохары, индо-европейский народ иранского происхождения, жили в Бактрии вместе с кушанами, одним из пяти родственных им народов. Затем они объединились с кушанами ив 130 г. разрушили Греко-Бактрийское царство. Название Бактрии - Тохаристан - сохранялось до XIII в. Таким образом Бактрия со столицей в Балхе (развалины в 18 км от Мазари-Шерифа в Афганистане) входит вместе с Согдианой в Кушаншахр (II-I вв. до н. э.-П в. н. э.) - Кушанскую империю.

С I в. до н. э., с момента возникновения Кушаншахра, роль буддизма усиливается и он стал распространяться на юго-восточные территории Парфии (Северо-Восточный Иран и Хорасан) и Маргианы (современная Туркмения). Китайский паломник Хой Чао, посетивший Тохаристан в 726 г., писал: "Правитель, знать и народ почитают буддийское Учение... здесь много монастырей и монахов". По сведениям другого известного китайского путешественника и учителя Сюань-Чжуана, посетившего Термез (его развалины находятся к югу от Душанбе), там находились десятки монастырей с тысячами монахов, были построены ступы и изображения Будды.

Сейчас от былого великолепия остались лишь руины, где ведутся археологические раскопки, названия древних святилищ сменились названиями поздних поселений, возле которых они были обнаружены: Фаяз-тепе (холм), Каратепе, Айртам, Занг-тепе (где были обнаружены буддийские рукописи на бересте), Аджина-тепе (где найдена 14-метровая статуя Будды), городище Калаи-Кафирниган и многие другие.

Согдиана

Согдиана или Согд (Сугуд) - древняя страна в Средней Азии, расположенная в районе рек Зеравшана и Кашка-Дарьи. На севере граничила с масагетами, на юге с Бактрией. По персидским надписям известна с VII в. до н. э. Столицей ее была Мараканда (Самарканд). Вместе с Парфией и Хорезмом входила в Ахеменидскую империю. Позже входила в империю Александра Македонского и затем (III в. до н. э.) в империю Селевка и Греко-Бактрию. В I в. н. э. вошла в империю Кушаншахр. Согдийцы - ирано-язычный народ, предки современных узбеков и таджиков, среди них были распространены зороастризм и буддизм (Саманизм). В Согдиане применялось согдийское письме на основе арамейского алфавита, на котором осталось достаточно уцелевших фрагментов буддийских писаний. Несмотря на то, что иногда из-за нетерпимости местных властей возникали трения между двумя общинами, буддизм был распространен достаточно широко и сосуществовал с Маздаизмом. Об этом свидетельствуют название города Бухара, происходящее от санскритского "вихара" - монастырь. Согдийцы сыграли важную роль в проповеди буддизма в Средней и Центральной Азии (в том числе в Тибете).

Кушаншахр

Кушаны или тохары (по-китайски юэчжи), одно из пяти родственных ирано-язычных индо-европейских племен, теснимые гуннами, вторглись в Бактрию и Северную Индию. При Кадфизе I (15-45) произошло объединение кушан и образование в I - IV вв. н. э. государства Кушаншахр (Империи Кушан). Они сменили греко-бактрийский период в истории региона. Вима Кадфиз II (45-78) вторгся в Сев. Индию, а Канишка (78-123) расширил империю до максимальных размеров. Так, в первые века н. э. в этих регионах выросло конгломеративное государство Кушанов. В период своего расцвета, во время правления Канишки, в I в. н. э., Кушанская империя занимала территории бывшего греко-бактрийского царства, частично Ирана, сильно углубляясь в районы Средней Азии.

Таким образом, империя Кушан охватывала значительную часть территории Индии, Средней (современные Узбекистан, Таджикистан, Афганистан) и Центральной Азии; однако кушаны вторглись не как разрушители, а как покровители того великого, что было уже создано на подвластной им отныне территории. Кушанские правители, особенно Канишка прониклись учением Будды, хотя наряду с Буддизмом они покровительствовали и другим индийским религиям, например шиваизму, культ которого, тем не менее, не получил широкого распространения в Кушаншахре.

Кушаны положили начало новой эре богатых подношений монастырям, составивших прочную основу для развития махаяны; ни один из поздних домусульманских царей не нарушил этой традиции даро-подношения.

Век Канишки - это второй золотой век Буддизма после Ашоки. Как и Ашока, он поставил Буддизм на службу интересам государства, но при этом покровительствовал его более популярной форме, махаяне. В связи с этим обстоятельством стал активно развиваться культ сподвижников Будды - бодхисаттв. При этом Канишка покровительствовал всем течениям и школам в Буддизме. Сохранилась записанная фраза Канишки: "Тот, кто различия между личностями, отсекая, устраняет, тот находится на переднем конце пути".

По сохранившимся фрагментам уцелевших после арабского нашествия письменных источников (к этой школе принадлежал известный текст "Махавасту") известно, что в Кушаншахре была распространена буддийская школа Махасангхика-локоттаравада, которая повсеместно пребывала в Бамиане. Достаточно вспомнить гигантские многометровые изваяния Будды в Бамиане (Афганистан), высеченные прямо в материковой скале. Об этом же свидетельствуют остатки бесчисленных ступ в Средней Азии.

Данная школа проповедовала особую (космическую) природу Будды в ее запредельном аспекте и особую роль бодхисаттвы (идея махакаруна - "великое милосердие"). Махакаруна считалась реализуемой на 8 уровне бодхисаттвы (бхуми Ачала), после чего была невозможна деградация. Такие свидетельства говорят об уже развитой махаяне. Тексты Махасангхики-локоттары были написаны на кхароштхи, письме арамейского происхождения, на котором писали справа налево. Эта школа отделилась от общей Махасангхики и стала продвигаться на Запад.

Также есть свидетельства о наличии в кушанский период школы Самматия, проповедающей учение о "Я" Будды и "я" личности. Самматия считалась ответвлением школы Ватсипутриев, буддийских персоналистов. В IV в. Самматия распространилась в Индии (Матхура, Сарнатх) и западной Индии (Мальва). По сообщению Сюань-цзана от VII в. в указанное время эта школа была самой распространенной в Индии

Следом за Махасангхикой здесь стала распространяться Сарвастивада, ее адепты писали уже на индийском письме брахми. Особое развитие в Средней Азии получила Вайбхашика - ветвь школы Сарвастивады. Несмотря на то, что эта школа была хинаянской, в ней был ряд моментов, сближающих ее с махаяной.

Параллельно развитию буддийских идей в кушанскую эпоху расцветает искусство. Само это искусство было обусловлено греко-иранским вкладом, поскольку именно в кушанской Бактрии происходило слияние гандхарской и более поздних индо-буддийских школ с местной школой искусства. Возобновляется создание антропоморфных образов Будды и появляется интересное нововведение - строительство храмов не для верующих, а для священных изображений Будды.

При Канишке был проведен IV буддийский собор в Пурушапуре (Пешавар), на котором присутствовали 500 бхикшу, представителей различных буддийских школ, за исключением тхеравады. Собор, под руководством Васумитры одобрил новую редакцию Винаи и комментарии к ней, а также к сутре и Абхидхарме. Был создан канон Сарва-стивады, особым почитателем которой считался сам Канишка. Тексты записали на санскрите, на медных пластинах, которые были закопаны в построенную в честь такого случая ступу. Во времена Канишки жили великие буддийские деятели, писатели и поэты: Ашвагхоша, Васумитра, Арьяшура, Нагарджуна и др.

При наследниках Канишки (Хувишке и др.) Буддизм также почитался, до тех пор, пока в IV веке н. э. Кушанская империя не сошла со сцены.



Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...