Что означает аллитерация. Очевидное доминирование согласных
Аллитерация прием для придания стихотворению особой выразительности, использующий повторение однородных или одинаковых согласных.
Громко грянет гром в грозу!
Очень многие пословицы и поговорки используют аллитерацию.
Если видите, что в художественном тексте повторяются однородные согласные, то значит автор использует прием, который называется аллитерация. Это прием придает большей выразительности тексту, усиливает восприятие. Используется в поэзии.
Прочитайте определение, что такое аллитерация и примеры.
Аллитерацией называется специальный прием, который чаще всего используется в стихах, но иногда его используют в песнях и повествованиях. Его смысл в том, схожие согласные и гласные буквы, а также их сочетания повторяются, что придает данному фрагменту особое настроение.
Вот несложные примеры Аллитерации:
Мели, Емеля, твоя неделя или Купи кипу пик.
Слово аллитерация заканчивается на -ция, а это, для внимательного глаза, один из признаков латинизма. Так и есть!
Слово аллитерация складывается из латинских слов:
ad, что равноценно к и littera, которое буквально значит буква.
Этим лингвистическим термином в литературе называют прием повторения в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных для усиления выразительности художественной речи.
Аллитерация подчеркиваент определенные согласные в тексте стихотворения или поэмы, выделяет их и создает нужное впечатление у читателя, например, читаем у Александра Сергеевича Пушкина в поэме Медный всадник:
В этом отрывке в словах вздува лась и реве ла происходит повтор согласного в в ударных слогах и повтор глухого согласного к во второй строке, которые создают впечатление воя ветра и бушующей непогоды.
Такое понятие как аллитерация используется в литературе и подразумевает оно под собой художественный прим, заключающийся в повторе согласных звуков в текст произведения.
А вот здесь для вас один из ярких примеров аллитерации:
Среди изобразительных средств фонетики русского языка выделяют аллитерацию и ассонанс. Если ассонанс - это повторение гласных звуков, то аллитерация - это повторение согласных звуков.
Вот пример аллитерации из стихотворения Сергея Есенина: Задрожало зеркало затона. Здесь наблюдается повторение звонкого согласного звука р, который является дрожащим и способствует созданию звукового впечатления.
И еще пример из стихотворения Сергея Есенина:
В данном отрывке используется и аллитерация, и звукоподражание. Аллитерация в данном примере основана на скоплении шипящих звуков ж, щ, ш. Данные согласные звуки помогают создать образ вьюги, передать шелест снега и шум ветра.
Само слово аллитерация имеет латинское происхождение и буквально в переводе на русский означает буква к букве .
В поэзии, где и используется этот фонетический прием, аллитерация помогает усилить выразительность стихотворения и расставить порой смысловые акценты.
Повторение согласных при аллитерации может создать различные звуковые эффекты - от рокота волн и шелеста ветра в ветвях деревьев до слез радости или злобной истерики. Умелое использование этого приема порой превращает простое казалось бы стихотворение в настоящий поэтический шедевр.
Аллитерация очень выразительный прием, в котором используется повторение одной или нескольких согласных, что создает ощущение целостности любого текста и придает ему эффект присутствия. Часто с помощью аллитерации поэт подчеркивает эмоциональный окрас признака, и обеспечивает легкое запоминание текста. Классическими примерами можно считать стихотворения для детей различных авторов, в которых с помощью аллитерации достигается легкость понимания текста:
Так например использовал аллитерацию Чуковский в своем Бармалее. Но очень красивый эффект создает аллитерация в песнях, пословицах и даже в скороговорках. Ведь любая скороговорка - это классическая аллитерация:
Аллитерация - это такой художественный прием (чаще в стихах, но бывает и в песнях или повествовании), при котором повторяются схожие по звучанию согласные и гласные буквы и их сочетания для придания соответствия произведения либо его фрагмента некому настроению. Например, в тиш ине ш урш ат камыш и; всяк слабак падок на табак .
В русском языке термином аллитерация обозначают повторение одинаковых или однородных согласных в определенном отрезке стихотворного текста. Важно отменить, что повторение одинаковых слов не считается аллитерацией. Многие поговорки и скороговорки построены именно на аллитерации.
В поэзии прием аллитерации применяют для придания особой звуковой выразительности.
Писательский талант необъятен и прекрасен. Ведь не каждой живой натуре свойственно творить. Каждая строчка любого произведения несет в себе необычайный смысл и выражает особые переживания автора. Для придания особой выразительности творению, писатели нередко пользуются фонетическими приемами. Самым распространенным из них, используемым как в стихотворной форме, так и в прозе, считается применение аллитерации.
Аллитерацией принято толковать повтор или переплетение согласных звуковых форм и выражений для того, чтобы усилить выразительность художественных повествований. Очень часто писатели сочиняют аллитерационные произведения на свободном дыхании.
Как определяют аллитерацию?
Фонетическое украшение речи свойственно любому языку. Методы, с помощью которых повышается выразительность речи, используя звуковой словесный состав, принято отображать как звукопись или фонику. и как она определяется?
Различают такие литературные приемы, как аллитерационное и ассонансное звуковые выражения:
- Первый случай характеризуется организованным повторением звуков в согласной форме.
- Второй случай характеризует переплетение гласных звуков.
Другие стилистические приёмы, которые базируются на различных звуковых словесных повторах: рифмах или диссонансах, аллитерационные выражения имеют свойственность нерегулярного расположения одинаковых согласных звуковых форм. Чем больше в тексте подобных выражений, тем сильнее эмоциональное воздействие, особенно когда изменяется смысл произведения. Фразы с аллитерацией могут быть расположены в любой части стихотворения или выражения, причем в произвольном течении.
Откуда появилась аллитерация и ее примеры в фольклоре?
Живое слово всегда включало в себя народные высказывания. Выходцы из народа зачастую пополняли запас устной речи различными выражениями. При создании былин и легенд, конечно же, использовались и аллитерационные приемы, которые придавали сказаниям особую выразительность. Звуковые повторы настолько многогранны в народном фольклоре, что поражают своим многообразием. Пословицы и поговорки отличаются особым ритмом и звуковыми пометками, которые улучшают произношение и легко запоминаются.
Примерами могут служить такие поговорки:
- «Шила в мешке не утаишь».
- «Тише едешь – дальше будешь».
- «Твоя неделя – Меля, Емеля».
- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Скороговорки содержат дополнительную игровую аллитерационную функцию. Согласные расположены в таком порядке, при котором звучание происходит в затрудненном произношении для того, чтобы был стимул для быстроты и четкости произношения.
- «Едет грека через реку, видит грека в реке рак».
- «За домом трава, на траве лежат дрова».
- «Чук чуки чук».
Проявление аллитерации в художественной литературе
Аллитерационные приемы обладают изобразительной функцией. Примерами такого ее проявления можно считать звукоподражание. Такие подходы в своих произведениях использовали известные литераторы и писатели.
Аллитерационные примеры в стихотворном жанре:
- «Перестукивали стыки: на восток, восток, восток». (отрывок из произведения П. Антокольского).
- «Шипенье пенистых бокалов, и пунша пламень золотой». (фраза А. Пушкина).
- «Мело, мело по всей Земле»… (отрывок из стихотворения Б. Пастернака).
Аллитерационные приемы неплохо применимы и в прозаических творениях, например:
- «В белом плаще / с кровавыми подбоямим, с шаркающей / кавалерийской походкой, ранним утром / в четырнадцатом числе / весеннего месяца / нисана в крытую колоннаду / между двумя / крыльями дворца Ирода / Великого / вышел прокуратор Иудеи / Понтий Пилат». (М. Булгаков).
- Акакий Акакиевич или Раскольников Родион Романович в произведении «Преступление и наказание» Достоевского наполняют выразительностью звуковую форму особым смыслом.
Звуковые повторы в русском языке встречаются в любом словотворческом виде. Отображая классическую прозу и стихи, аллитерация стала популярной и для современных произведений, где очень широко используется. Аллитерацию широко применяют рекламодатели для создания различных лозунгов. Правильно подобранные выражения позволяют людям лучше запоминать торговые марки. Мастерство в подборе звуковых повторов позволяет легко произноситься девизам и наименованиям.
Примером могут служить такие лозунги:
- Чупа-Чупс»;
- «Кока-кола»;
- «Брук-Бонд».
- Елки-Палки».
Аллитерационные приемы между гласными и согласными, звонкими и глухими позволяют повысить выразительность любой формы речи. Замечено, что аллитерационные выражения чаще всего содержат звуки: -н, -р, -л, -м. Кроме того, в русском языке можно безгранично использовать аллитерацию в выражениях.
Как трактуется термин аллитерация?
Аллитерация википедия обозначает некий повтор сходных по звучанию согласных, связующих стихотворение, что придает особое звучание произведению. Причем повторы могут встречаться как на протяжении определенного отрезка в тексте, так и во всем тексте. Аллитерационные приемы не считаются актуальными, когда повторяются морфемы. Синонимом аллитерационных повторов принято считать тавтограмму.
В русской литературе очень часто встречаются приемы аллитерации. Благодаря им автору удается ярче выразить свою мысль и сделать акцент на определенных чертах. Аллитерацию применяли в своих произведениях самые известные русские классики-литераторы, такие как А. Блок, С. Есенин, А. Пушкин и др.
Итак, аллитерационные приемы являются одними из распространенных в литературных творениях. Особенно заметно используются такие повторы в народном творчестве, потому что способны передать все точность высказываний и подчеркнуть главную мысль сказанного.
Звукопись иначе называют инструментовкой и понимают этот стилистический прием как: звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность.
Часто, в художественных произведениях, а в частности в поэзии, авторы используют различные приемы, чтобы усилить фонетическую выразительность речи.
Принцип, на котором основывается усиление фонетической выразительности речи, прост.
Его суть заключается в том, что нужно подбирать слова определенной звуковой окраски. В зависимости от того, какие звуки (гласные или согласные) повторяются, выделяют аллитерацию и ассонанс.
Что такое аллитерация
Аллитерация — это особый стилистический прием, основанный на повторении согласных звуков.
Шурша вновь на шоссе Петровича машина.
(аллитерация на [ш] )
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
(А. С. Пушкин)
Повторяющийся согласный звук [с] в первой строке имитирует свист холодного ветра. Во второй строке часто встречается звук [ш] , который создает у читателя ощущение шелеста снега.
Примеры аллитерации в литературе
Прием аллитерации можно встретить в стихах многих поэтов.
Например, в творчестве знаменитого классика А. С. Пушкина, аллитерация заостряет внимание на звучании отдельных слов. Поэт намеренно использует слова с одинаковыми согласными, тем самым самым создавая особый эффект:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…
Часто этим художественным средством выразительности пользовался В. В. Маяковский , придавая своим текстам особенную выразительность:
Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Ассонанс на звук [а].
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
(А. Л. Барто)
В данном примере повторяется гласная [ю] .
Зачастую ассонансы можно наблюдать в фольклоре и белых авторских стихах. Таким образом, авторы компенсируют отсутствие рифмы.
По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!
Народную стилистику умело воссоздал Лермонтов в речи безымянного героя Бородинской битвы:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Иногда, ассонансы у читателей могут вызывать определенные ассоциации. Так, например, в стихах Маршака :
А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь
Слух выделяет «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши.
Как видно, в приведенных примерах ассонансы играют не самостоятельную роль, они зависят от того, какие чувства и эмоции переживает автор.
Ассонанс в литературе
Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.
Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на [о] , нагнетает ощущение тревожности и трагичности:
«Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»
Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:
Мели, Емеля, - твоя неделя.
В этой пословице присутствует ассонанс - повторяется гласная [е] .
Доброе утро! Вот эти «бр» и «тр» в приветствии как-то взбодрили. С Вами Ирина Иваськив. Прикольные ассоциации вызывают иногда скопления тех или иных букв. В каждом звуке – какая-то своя зашифрованная информация: одни звуки вызывают внутри настороженность, другие – убаюкивающие мантры, третьи – формируют в нашем воображении яркие образы. К. Бальмонт называл звуки «маленькими волшебными гномами». Вот и «колдуют» писатели и поэты над своими произведениями, подбирая различные фонетические приёмы для того, чтобы разбудить нашу фантазию. Об одном из них мы и поговорим в этой статье. Итак, аллитерация… Что это такое? Как и зачем применяется? Почему так популярна? Как используют аллитерацию в рекламе и бизнесе?
Аллитерация: What is this?
Аллитерация – повтор согласных для создания образа. Понятие с латинского переводится как «буква». Вот такое явление, когда в определённой части текста часто повторяется какая-то согласная буква, и называется аллитерацией. Повторяется либо одна и та же согласная, либо чередуются 2-3 похожих согласных (шипящие, свистящие, рычащие).
Используется аллитерация:
- в скороговорках (К уп и к ип у п ик )
- в пословицах и поговорках (М ел и, Ем ел я, твоя недел я)
- в прозе и в стихотворениях, и даже в рекламе
Как аллитерация рисует образы?
Аллитерация – своего рода “тавтология” согласных. Но зачем их повторять? Чтобы, повторюсь, создавать образы. Чтобы, другими словами:
- шелестел камыш:
- трубили трубы:
- «кипела» Нева:
- хрустели лужи:
- гремели копыта:
- громыхала стихия:
- увлекало в водоворот:
- чеканился ритм марша:
- накатывала ностальгия:
- стучали вагонные колёса:
- продолжался царский пир:
- люди маршировали в ритм:
- навевался причудливый сон:
- шумели в голове воспоминания:
- сжималось от сопереживания сердце:
- бежали мурашки от раздавшегося взрыва:
- зарычали немецкие бомбардировщики над осаждённым Ленинградом:
Очевидное доминирование согласных
Аллитерация – не языковое новшество. Это – один из древнейших фонетических приёмов, который можно встретить в каждом языке! Аллитерацию использовали Гомер, Гораций, Вергилий, Данте, Петрарка, Ронсар, Шекспир, Пушкин, Тютчев, Некрасов и многие другие.
Такое частое обращение к комбинированию выборочных согласных можно объяснить особым их главенствованием. Согласные звуки доминируют над гласными. И не потому, что их гораздо больше. Возьмём для примера несколько слов и запишем их при помощи одних только гласных: еоо, еаи, еео. Вряд ли кто догадается, что это за слова. Но если те же слова записать при помощи одних только согласных, то в словах уже можно будет узнать известных поэтов: лрмнтв, држвн, швчнк.
Согласные, имеющие больший вес, способны создать невероятно сильные образы! Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, громогласные и философские, раздражающие и ласкающие слух – согласные звуки стали прекрасным инструментов для создания сильного фонетического впечатления в руках пишущих людей.
Примеры аллитерации в прозе
Посмотрите, как сочетанием тревожных «т-р» и сонно-уставшей «с» писатель описывает состояние Тараса:
Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.
А в этом примере повторение согласных «т» и «п» создаёт совершенно другую подавленную атмосферу:
Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»
Ещё один яркий пример из рассказа В. Набокова «Слово». Скопление согласного «г», который сначала глушит бдительность, стоя рядом с музыкально-нежной «л», а потом напоминает о своих грозных габаритах, усиливаясь согласной «р»:
Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.
Аллитерация в фольклоре
Что Вы представляете себе, когда слышите поговорку «От горшка два вершка»? Мне одной слышится, как шепелявит малыш?))) А вот другая пословица с тем же шипящим согласным звуком: «Шила в мешке не утаишь», и здесь уже слышно, как шуршит в мешке это самое шило. А вот третья: «Тише едешь – дальше будешь», и здесь што-то в сон потянуло от такой черепашьей скорости. А вот четвёртая лермонтовская строчка: «У наших ушки на макушке!», и здесь шипящий звук даёт полное ощущение шухера.))) Как из одних и тех же семи нот композиторы слагают тысячи песен, так из одних и тех букв мастерство писателя рисует разные картины.
Аллитерация в скороговорках
В скороговорках нагромождение труднопроизносимых буквосочетаний тренируют дикцию. Знаменитые «лавировавшие корабли» или «укравший кораллы Карл» не что иное, как аллитерация.
Аллитерация в рекламе и бизнесе
Скопление повторяющихся согласных приковывает к себе внимание, легко воспринимается и долго помнится. Вот почему рекламщики ухватились за этот уникальный выразительный приём, при помощи которого можно формировать бренд и покупательский спрос. Они, по сути, поставили аллитерацию на… коммерческую основу.)))
Аллитерацию стали применять:
- в названиях компаний и торговых марках : шоколад «Киткат», кошачий корм «Китекет», леденцы «Чупа-чупс», конфеты «Минки-Бинки» (преобладание гласной “и” и согласных “нк” даёт ощущение чего-то маленького, вызывая умиление)
- в рекламных слоганах : Ваша киска купила бы «Вискас»; Велла. Вы великолепны; Стоматология. Береги жубы ш дештва; Мебель. Спаленки для больших и маленьких; «Сам Самыч». Пельмешки без спешки; «Meзим» для желудка незаменим
Фонетическое благозвучие в рекламном объявлении дорогого стоит. Когда суть рекламного сообщения формулируется фонетически верно, сообщение подсознательно как бы «падает» на сердце. Фонетика рекламного сообщения умело направит мысли покупателей в нужном направлении. Послушайте:
- зубная щётка «Аквафреш»: чистит с блеском (звуки «ч», «ст», «тс», «ск» напоминают звуки чистки зубов)
- напиток «Миринда»: взрыв вкуса (звуки «взр» и «ввк» напоминают вырывающийся газированный напиток)
- бульонные кубики Knorr: Knorr – вкусен и скорр (звук “р” создаёт ощущение скорости: ррраз – и бульон готов)
- такси: Быстрая подача И таксист со сдачей (звуки “ст”, “кс”, “ст”, “сд” – такси уже стоит, и счётчик тикает)
Включенные в слоган согласные, созвучные бренду, создают подобие «узелков на память»: потянешь за них, и без проблем восстановишь перед глазами и название товара (иногда непонятное и трудно читаемое). И последнее: избегайте в своих текстах буквосочетаний, где подряд идёт больше 3-х согласных (как правило, большое количество согласных встречается на стыках слов): качеств пр одукта.
Игры со словами: детская забава или серьезная тренировка мозга?
Аллитерация - это литературный прием, используемый для усиления выразительности текстового материала, заключающийся в повторении одних и тех же (или подобных) согласных звуков, похожих на описываемое явление. Слово аллитерация образовано от латинского alliteratio (littera – буква).
Аллитерация, иными словами, — это средство звукописи; повтор опорного согласного.
Аллитерация. Пример 1
В стихотворении Агнии Барто «Шуточка про Шурочку» слова, произнесённые со звуком «ш», создают иллюзию шуршания листьев осенью. Так и кажется, что где-то рядом шелестят и шуршат листья.
«Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…
Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…»
Аллитерация, как особый приём, используется в стихосложении. Владимир Маяковский писал, что для того чтобы изобрести стих, нужно придумать какое-то содержание, придать ему поэтическую форму, (кому что нравится: ямб, хорей ), «подпустить аллитерацию», всё красиво оформить — и произведение стихотворного плана готово. «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова. Можно прибегать к аллитерации для простой игры словами, для поэтической забавы; старые (для нас старые ) поэты пользовались аллитерацией главным образом для мелодичности, для музыкальности слова и поэтому применяли часто наиболее для меня ненавистную аллитерацию – звукоподражательную», — так писал В.Маяковский, автор удивительных стихотворных форм.
Владимир Маяковский призывал к сдержанности в искусстве. К вычурной аллитерации не всегда следует прибегать, замечал он. Нужно включать «режим экономии» при сочинении стихов, ибо это одно из главнейших правил производства эстетических ценностей.
Аллитерация. Пример 2
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
А.Пушкин
Я вольный ветер, я вечно вею,
волную волны…
К.Бальмонт
Где он, бронзы звон или гранита грань…
В.Маяковский
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
С. Есенин
Подбор материала: Ирис Ревю