Балтийское море: соленость, глубина, координаты и интересные факты. Движение воды в океане

Ровно 35 лет назад произошло одно из самых громких ЧП в истории СССР:служивший на Дальнем Востоке офицер угнал в Японию новейший боевой самолет МиГ-25, нанеся Родине ущерб в два миллиарда советских рублей

Утром 6 сентября 1976 года заместитель командира эскадрильи истребителей-перехватчиков МиГ-25 старший лейтенант Виктор Беленко, как обычно, поцеловал жену Людмилу и четырехлетнего сынишку Диму и отправился на службу. В этот день предстояли тренировочные полеты. Летчики знали, что к ним на Дальний Восток из Москвы прибыл маршал авиации Евгений Савицкий (он, кстати, отец второй женщины-космонавта Светланы Савицкой) для проверки боевой готовности сил противовоздушной обороны. Инспекция стала дополнительным стимулом для пилотов выполнить летное задание на отлично.

*Этот снимок сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии. Во время посадки он едва не столкнулся с пассажирским самолетом

«Маршал Савицкий в этот день находился в подземном командном пункте радиотехнической бригады, в которой я служил, — вспоминал полковник в отставке Гончарук . — Около 14 часов маршал и командующий отдельной армией ПВО уехали обедать. А через несколько минут поступил доклад о том, что радиолокаторы „потеряли“ один из истребителей. Как затем оказалось, это был МиГ, на котором летел Беленко. В воздух на поиски немедленно подняли дежурные самолеты и вертолеты. Тем временем радиолокаторы зафиксировали новую цель: она набирала высоту и удалялась в направлении японского острова Хоккайдо. Я провел расчеты и высказал начальнику штаба предположение, что это уходит пропавший самолет. Кто и как доложил маршалу Савицкому и командующему армии об исчезновении МиГа, мне неизвестно, но знаю одно: останься они обедать у нас в подземном бункере (там были накрыты столы, но руководство предпочло летнюю столовую наверху), события могли бы развиваться иначе. Ведь командующий армией имел полномочия оперативно принять решение о пресечении полета цели.

Затем удалось выяснить, как Беленко спрятался от радаров: резко пошел на снижение, имитируя падение самолета, и скрылся за огромной сопкой, поэтому и исчез с экранов радиолокаторов. На предельно малой высоте между сопок он направился в сторону Японского моря. Перебежчик хорошо изучил систему ПВО этого района, знал зоны, через которые можно уйти незамеченным, учел и то, что первые лица, от которых зависело решение в подобных случаях, будут заняты высоким гостем из Москвы».

«МиГ-25 называли „летающим гастрономом“ из-за того, что в него заправлялось 200 литров спирта»

— Беленко некоторое время сумел остаться незамеченным для средств противовоздушной обороны Японии, — рассказал «ФАКТАМ» сотрудник Государственного политехнического музея при Национальном техническом университете «КПИ» Сергей Грачев . — Перебежчик держал курс на военную авиабазу в Японии «Титосе». Его приближение засекли и подняли на перехват два истребителя. Видимо, опасаясь быть сбитым, Беленко «нырнул» на малую высоту и ушел на юг. Так он оказался над небольшим гражданским аэродромом Хакодате. Топливо в баках МиГа было на исходе, и летчик направил машину на посадку. На его пути оказался взлетавший пассажирский «Боинг». Беленко сумел вовремя среагировать и избежал столкновения. Взлетно-посадочная полоса там слишком короткая для такого самолета, как МиГ-25, поэтому он пронесся по всей длине бетонки и выкатился на 250 метров за ее пределы, слегка задев крыльями аэродромные антенны. И это при том, что остановиться истребителю помогал тормозной парашют. Кстати, за покореженные антенны Япония выставила счет Советскому Союзу. Что же касается самолета, то сверхпрочный корпус МиГа практически не пострадал от столкновения с этими препятствиями.

О посадке советского истребителя в этот же день сообщили телевидение, радио и газеты десятков стран. Журналисты со слов многочисленных очевидцев рассказывали, что якобы пилот с пистолетом в руках не подпускал к самолету сбежавшихся людей, жестами требовал от сотрудников аэропорта зачехлить МиГ. Таким образом КГБ оперативно узнал о том, что произошло с самолетом.

*Сергей Грачев: «Только после тщательного изучения МиГа-25 американскими специалистами Япония вернула самолет Советскому Союзу. Из-за того что истребитель был в разобранном виде, СССР получил компенсацию — 7,7 миллиона рублей (около 11 миллионов долларов)»

Однополчанин Беленко Виктор Подмолода в книге «Полет без возврата» рассказал, как на следующий день после исчезновения МиГа летчики договорились послушать подробности случившегося из… передач западных радиостанций, собравшись вечером в его квартире: «Включив приемник ВЭФ и настроив его на „Голос Америки“, затаив дыхание, мы стали слушать выпуск новостей, который начался с сообщения о Беленко. С этого момента ни у кого из нас не оставалось сомнений, что он действительно „за бугром“. Поначалу же мы не верили в предательство, искренне полагали, что Виктор погиб».

На следующий день в полк пришло указание выявить всех морально неустойчивых пилотов и отстранить их от летной работы. В результате пострадали несколько офицеров, обвиненных в неравнодушии к спиртному. В течение суток их отправили по другим местам службы. Кстати, об алкоголе. Летчики этого полка называли МиГ-25 «летающим гастрономом» из-за того, что в него заправлялось порядка двухсот литров спиртово-водной смеси (по сути, водки) для обеспечения работы бортового оборудования.

В полк прислали целый десант следователей КГБ, занявшихся выяснением всех обстоятельств, предшествовавших побегу Беленко. По этому делу (к слову, оно до сих пор не рассекречено) допросили около 250 человек. В частности, установили, что перебежчик удрал вовсе не на том самолете, на котором должен был лететь. Вначале для него подготовили борт Ь 17. Предстояло выполнить учебное задание. В таких случаях истребители заправляли топливом только на 80 процентов. Но летчик вдруг заявил, что эта машина неисправна. Разбираться в причинах поломки времени не было. Дали другой МиГ, который был заправлен под завязку на случай срочного боевого вылета. Поэтому Беленко и хватило горючего, чтобы дотянуть до Японии. Техники рассказывали, что перед вылетом он вел себя необычно: нервничал, словно тянул время.

Поначалу советская сторона пыталась представить дело так, будто летчик вынужден был совершить посадку на чужом аэродроме, потребовала вернуть пилота и самолет. В нашей прессе появились публикации о том, что старшего лейтенанта удерживают силой, вводят в его организм наркотики. В Москву привезли жену и мать Беленко (она к тому времени не виделась с сыном 13 лет) и провели пресс-конференцию с их участием. Женщины со слезами на глазах просили отправить домой родного им человека. Япония ответила, что возбуждено уголовное дело по факту незаконного пересечения границы советским офицером, МиГ является вещественным доказательством, поэтому придется подождать. Понятно, это была лишь политическая игра. В продолжение ее министр иностранных дел Японии публично высказал удивление, что СССР не извинился за действия своего летчика.

Беленко попросил политическое убежище в США. Советскому представителю Садовникову все же разрешили с ним встретиться. Садовников служил в КГБ, но в этом случае выступал под видом дипломата. Он вспоминал, что сказал перебежчику: «Правительство знает: вы сбились с курса, вас заставили совершить посадку, а затем применили наркотики. Я пришел, чтобы помочь вам вернуться домой к любимым жене и сыну». Летчик его прервал: «Не нужно меня агитировать. Я прилетел в Японию добровольно». Когда Беленко уводили, Садовников шепотом произнес: «У нас предателей не любят. Рано или поздно мы тебя найдем». Через некоторое время в советской печати появилась информация о гибели перебежчика в автокатастрофе. Но после развала Советского Союза его разыскали японские журналисты, сняли о нем фильм. Тем не менее жена Беленко Людмила во всех своих немногочисленных интервью (как правило, она избегает общения с прессой) повторяет: «Я до сих пор не знаю, за что мне ставить свечку в церкви — за здравие или за упокой мужа». По ее словам, жили они с супругом душа в душу, на притеснения на службе он никогда не жаловался. От сына она не скрывает правду о случившемся в 1976 году, но говорит ему, что его папа лучший на свете. Вторично Людмила не вышла замуж.

Американские власти не скрывали, что Виктор Беленко получил политическое убежище при личном содействии президента США Джеральда Форда. А затем перебежчик стал полноправным гражданином Соединенных Штатов «за вклад в государственную безопасность».

— МиГ-25 был передовым для своего времени самолетом, неудивительно, что спецслужбы Запада охотились за его секретами, — продолжает историк авиации Сергей Грачев. — Это сейчас новейшие истребители пятого поколения демонстрируют на выставках, а в годы холодной войны секретным был даже внешний вид машины. И вот благодаря Беленко она целиком попадает в руки американских специалистов.

Вокруг приземлившегося на гражданском аэродроме МиГа японцы оперативно построили ангар. Под его прикрытием крылатую машину разобрали, погрузили в военно-транспортный самолет США и перевезли на один из военных аэродромов в Японии. Только через два месяца МиГ вернули Советскому Союзу в нескольких деревянных ящиках, обитых металлическим листом. Передача проходила на борту советского судна. Специально для этого подготовленная команда с завидной скоростью распаковала крепко сбитые ящики. До конца дня советская сторона выставила японцам счет в 7,7 миллиона инвалютных рублей (11 миллионов долларов) за повреждения, нанесенные истребителю.

«Беленко рассказал журналистам, что в 1995 году побывал в России, несмотря на смертный приговор, который ему вынесли в СССР»

— Для создания этой машины наши ученые и инженеры применили новейшие технологии: корпус был цельносварным, изготовленным из стали, — говорит Сергей Грачев. — От традиционного для авиации алюминия отказались, потому что он не выдержал бы тепловых нагрузок, ведь машина развивает скорость, в три раза превышающую скорость звука! Из-за этого поверхности самолета нагреваются до 300 градусов. Кстати, толчком к созданию МиГ-25 стали полеты в 1950-е иностранных самолетов над территорией СССР на очень больших высотах. Достаточно вспомнить знаменитую историю о том, как над Уралом с помощью ракеты удалось сбить разведывательный U-2, за штурвалом которого был американский летчик Френсис Пауэрс. В 1976-м в руки американцев попал самый совершенный на то время перехватчик МиГ-25. Они использовали ряд заложенных в этой машине идей для одного из лучших своих истребителей F-15, например, два киля на хвосте самолета. На МиГе такое решение было использовано впервые в мире.

— Во всех публикациях о Беленко говорится о колоссальном — два миллиарда советских рублей — ущербе, причиненном угоном МиГ-25. Мол, пришлось менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. Но один ветеран армии рассказывал, что эту систему все равно заменили бы, поскольку она уже сильно устарела.

— Да, это правда. Но следует учесть, что из-за предательства Беленко менять аппаратуру пришлось в авральном порядке. А за срочность всегда нужно больше платить. Не забывайте также, что если бы, не дай Бог, вспыхнул вооруженный конфликт, советская ПВО не могла бы разобрать, где свои самолеты, а где чужие. Кроме замены системы распознавания пришлось неотложно модернизировать сам истребитель — создать для него ряд новых узлов и агрегатов. Уместно сказать, что были и другие случаи угонов советских военных самолетов, но ЧП с МиГ-25 нанесло наибольший урон.

— Удалось выяснить мотивы, толкнувшие Беленко на угон самолета?

— Официальных документов по расследованию этого инцидента я не встречал. Есть версия, что его завербовали еще в годы учебы в военном училище летчиков и «вели», нацеливая на то, чтобы он пытался попасть в часть, на вооружении которой находятся новейшие истребители. Но не исключено, что побег был поступком спонтанным, толчком к этому стали какие-то обиды.

КГБ особо тщательно искал подтверждения версии о вербовке. Но явных доказательств не обнаружили. Выяснили, что в детстве Витя Беленко несколько лет прожил на Донбассе — отец привез его к своим родственникам из села под Армавиром. Это произошло после того, как родители мальчика разошлись. Окончив школу, Витя поступил в медицинский институт, но бросил его после второго курса — захотел стать военным летчиком. Учился прилежно, летал хорошо. Никто не мог припомнить, чтобы он уж очень сильно критиковал порядки в стране, так что его побег был для сослуживцев полнейшей неожиданностью.

В США Беленко вначале преподавал в военной академии, затем занялся бизнесом. За океаном у Беленко была другая женщина, у них родилось трое детей. Сейчас Виктор Иванович живет один. В будущем году ему исполнится 65 лет.

В одном из интервью он рассказал о своих первых впечатлениях об Америке: «Мое первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и без очередей. В России все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет настоящий, я получал удовольствие от знакомства с новыми продуктами.

В России трудно было найти хорошие консервы, поэтому я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды приобрел с виду обычную баночку и поджарил ее содержимое с картошкой, луком и чесноком — получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и сегодня делают в России!» Кстати, Беленко рассказал журналистам, что приезжал в 1995 году в Россию. И это несмотря на то, что в бытность Советского Союза его приговорили к высшей мере наказания.

Наверняка историки узнают еще много нового о побеге Беленко и всем, что с этим связано, когда его дело будет рассекречено.

Виктор Беленко родился в Кабардино-Балкарии. Парень с отличием оканчивает школу и поступает в авиационное военное училище, где становится лётчиком. После выпускных экзаменов молодой офицер направляется в Ставрополье на службу инструктором в авиационное училище, однако по собственному желанию переводится на Дальний Восток, где поступает в авиаполк истребителей.
Служил Беленко на истребителе-перехватчике МиГ-25, за сведенья о котором уже долго охотились разведки иностранных держав. Виктор характеризовался как отличный офицер, член партии и комсомольского бюро и никто не ожидал того, что произошло 6 сентября 1976 года. В 6:45 утра Беленко на своем МиГ-е вылетел на воздушные занятия.

Уже через три часа японское радио передавало, что боевой самолет, пилотируемый советским пилотом, приземлился на территории Японии. Виктор Беленко просит политического убежища, которое ему предоставляет США, а советский самолет специалисты Японии и США полностью разбирают. После детального изучения борт собирают и в ноябре передают СССР.

Следствие по предателю Беленко

Расследованием дела перебежчика занималась специальная группа КГБ. В процессе выяснения обстоятельств предательства было опрошено более 150 сослуживцев, приятелей, родственников, в том числе и супруга, которая осталась в СССР. В результате выяснилось, что Беленко интересовался западным уровнем жизни. В одной из бесед он сказал, что в Америке нагрузка у военных летчиков меньше, а условия службы и оплата лучше, чем у советских.

Жена Беленко утверждала, что муж осуждал летчика-перебежчика Сафронова, угнавшего самолет в Иран, и даже запрещал ей вести переписку с проживающей в Италии подругой. Версия о том, что советского пилота завербовали, не подтвердилась. Западные и японские СМИ раздували эту теорию для пропагандистских целей. Было мнение, что посадка на территории Япония была вынужденной мерой, однако и она была отвергнута.

При вылете наблюдались простые метеоусловия, а Беленко был квалифицированным пилотом и всегда мог ориентироваться по солнцу или береговой линии. Дальнейшее расследование подтвердило, что пилот держал прямой курс на японский остров Хоккайдо. Уйдя с учебной зоны, он снизился до 250 метров и так пролетел 130 километров от советских берегов. Цель маневра – уход от радиолокационных систем, способных вычислить истинное направление самолета.

Причина бегства в Японию

Из квартиры, где проживала семья, пропали его паспорт, дипломы, свидетельства и прочие документы. Следователи выяснили, что у перебежчика часто возникали конфликты с командованием на почве недовольства службой. Однажды лейтенант Беленко даже подал раппорт, в котором указывалось нежелание служить под началом командиров, злоупотребляющих спиртными напитками.

Не устраивало Виктора и то, как шла его карьера. Срок выслуги в звании старшего лейтенанта у него истек еще зимой, однако звания капитана из-за халатного отношения командования он так и не получил. Не получалось поступить и в академию, в которую по показаниям свидетелей, Беленко стремился. С июля месяца сослуживцы заметили нервозность и вспыльчивость Виктора, а перед последним вылетом он был бледен, а его руки тряслись.

Следствие пришло к выводу, что пилот Виктор Беленко совершил предательство в корыстных целях. Он знал, что западные страны с радостью примут не самого пилота, а его боевую машину – современный на то время МиГ-25, прозванный американцами «Летучей лисицей». Самолет был «билетом» Беленко в новую жизнь. В СССР пилот был обвинен в измене Родине и ему заочно вынесен приговор – расстрел.

Жизнь на новой родине

В Японии уже никто не помнит русского летчика, предавшего Родину. Однако это не помешало режиссеру Акиро Мицумори по заказу канала Nexus снять о нем фильм. Для общения с героем фильма съемочная группа ездила в Калифорнию, где и проживает Виктор Беленко.

Знания, которыми обладал советский пилот, оказались очень ценными для американских специалистов и они несколько лет вплотную с ним работали. За короткий срок перебежчик получил гражданство и натурализовался.

Беленко преподавал в одной из американских военных академий и консультировал авиастроительные компании. На основе его рукописи была даже написана книга. После того, как его теоретические знания устарели, советский перебежчик читал лекции об СССР. Однако с развалом геополитического противника эта информация в штатах уже никого не интересовала. В 90-х Виктор пытался заниматься бизнесом.

Беленко быстро забыл свою русскую супругу и женился на американке. В США у него родилось трое детей, а после развода дом остался жене. На момент съемок Виктору Беленко было 69 лет, он жил в съемном номере отеля и имел вид неустроенного в жизни человека. Советское удостоверение личности перебежчика и сегодня, как трофей, хранится в музее ЦРУ.

Жизнь у океана не всегда безмятежна. В некоторых странах люди вынуждены вести постоянную борьбу с водной стихией, метр за метром отвоевывая у моря заветные земли. И эта война приводит к поразительным результатам.

Сингапур

Крохотный Сингапур, практически со всех сторон окруженный морем, как ни одно другое государство мира испытывает нужду в новых землях, так как по сути границы города и очерчивают предел самой страны. В борьбе с морем Сингапуру уже удалось отвоевать примерно 15% суши. К примеру, целиком намыта территория парка East Coast.

Географические условия вынуждают власти города-государства быть чрезвычайно экономными и изобретательными. Например, в мегаполисе уже давно нет канализационных и сточных вод – их предприимчивые ученые научились перерабатывать в питьевую воду. Активно занимаются сингапурцы и опреснением морской воды.

Самое интересное, что в Сингапуре нет не только жидких, но и твердых отходов: их превращают в материал для формирования участков суши на отвоеванных у моря территориях. За 10 лет здесь море потеснили на 100 кв. км. Теперь государство-карлик вместо 600 занимает целых 700 кв. км. Недалек тот день, когда в его бывших морских владениях появится город, сравнимый с размером самого Сингапура.

Американский Сан-Франциско подобно Сингапуру выступает далеко в море, но в отличие от азиатского города у него больше возможностей расширяться вглубь суши. Тем не менее, границы города постепенно преодолевают естественную береговую линию. Так, на искусственных насыпях были построены районы Мэрин, Хантер-Поинт и большая часть зоны Эмбаркадеро.

Отвоевание у моря новых владений могло идти и более активно, если бы не повышенная сейсмическая опасность региона, где расположился Сан-Франциско. После очередного землетрясения, которое случилось в 1989 году, привлекательность насыпных районов резко упала. К сожалению строителям пока не удается повысить сейсмостойкость зданий на искусственных площадках.

Вслед за Сингапуром Япония для создания намывных территорий успешно использует технологию переработанного мусора, что не наносит вред окружающей среде. Из многотысячного архипелага японских островов 7 являются искусственными. От Токио Радужный мост перекинулся к самому большому из них – Одайба.

Остров известен тем, что на нем разместился парк развлечений с самым высоким в мире колесом обозрения. Еще одной достопримечательностью острова является штаб-квартира известной компании Fuji TV.

Здесь же в Токийском заливе расположились еще два острова – Юмэносима и Огисима. Но если первый создавался специально под металлургический комбинат, то на втором выстроили парк, музей и стадион.
Пожалуй, самым грандиозным сооружением на искусственной территории Японии является осакский международный аэропорт Кансай. Японские строители провели просто титаническую работу, засыпав дно более чем 100 млн. кубометров грунта. Интересно, что остров строили не из-за нехватки земли, а чтобы отвести аэропорт от города, позволив ему круглосуточно принимать самолеты.

С 1990 года активные работы по намыванию прибрежных земель ведутся в Сянгане – бывшей британской колонии Гонконге. 16 из 18 крупнейших землесосов мира действуют именно здесь. Самая впечатляющая часть работ – это массив суши площадью 302 гектара, соединяющий острова Сянган и Цзюлюн, на котором разместился международный аэропорт Чхеклапкок.

Международный аэропорт Гонконга был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый дорогостоящий реализованный проект среди аэропортов. Чхеклапкок имеет две взлетно-посадочные полосы, но гонконгские власти намереваются соорудить и третью. Пока это сложно осуществить, так как для этого требуется закладка суши в достаточно глубоких водах.
Кроме этого в Сянгане активно намываются новые площади под терминалы порта, городские дороги и мостовые переходы, для чего используется около 300 млн. кубометров грунта.

В Дохе полным ходом идет строительство искусственного острова, который получил название «Жемчужина Катара». Его площадь – 4 млн. кв. метров. Название выбрано не случайно, так как долгое время экономика Катара существовала в основном благодаря продаже жемчуга. Затраты на возведение этого чуда составят 15 млрд. долларов.

Остров состоит из трех лагун, в каждой из которых имеются маленькие островки. В конце строительства здесь намереваются возвести 10 тематических районов с 15 тыс. зданиями, в том числе с тремя роскошными отелями на 800 постояльцев. Примерно 40 тыс. человек здесь буду жить в домах с «умными лифтами» и системой защиты от незаконного доступа к личной информации граждан. С континентом остров связывает дамба со скоростным шоссе.

Бесспорным лидером по количеству искусственных островов является Дубай. Это удивительное место, где в считанные десятилетия посреди прибрежной пустыни вырос ультрасовременный мегаполис. Освоив пустыню, дубайцы бросили новый вызов – морской стихии. То, что сейчас из себя представляют архипелаги «Мир» и «Вселенная», а также «Пальмовые острова» – результат чрезвычайно сложной и ресурсозатратной работы.
Острова возводятся намывным способом – выкачиванием песка со дна Персидского залива. Самым большим из островов является Пальма Дейра – расстояние от берега до его крайней точки 14 километров. На сооружение 41 ветки и защитной дамбы в форме полумесяца в конечном итоге должно уйти миллиард кубических метров камней и песка.
Пальма Дейра станет не только самым большим, но и самым густонаселенным искусственным островом в мире – его население по предварительным подсчетам составит 1 млн. человек.

Нидерланды

Площадь Нидерландов - 41,2 тыс. кв. км. из которой 1/7 это отвоеванные у моря земли, при этом 40% территории страны находится ниже уровня моря. Недаром одна из голландских пословиц гласит: «Бог создал море, а голландцы – берега».

Нидерланды не только имеют самые обширные отвоеванные у моря земли, но и самую продолжительную историю осушения морей. Мелиорационные проекты были запущены еще 1930-х годах. Правда первые попытки осушения воды предпринимались еще XVI веке. Ян Андрианзоон научился с помощью ветряного двигателя – мельниц осушать заболоченные участки земли.
Воздушные мельницы голландцы используют и сейчас. Чтобы оградить от разрушительных приливов польдеры на каналы установили специальные поплавки, каждый из которых соединен с мельницей: как только уровень моря превысит допустимую норму – заработавшая мельница даст сигнал насосным станциям и начнется откачка воды.

Сегодня усилия голландских властей направлены на создание проекта по строительству дамб между Фризскими островами, которые обрамляют северное побережье страны. В связи с этим планируется осушить залив Ваддензей, разделяющий острова и материк.
Любопытно, что по программе охраны окружающей среды большая часть сельскохозяйственных угодий Голландии, расположившихся на осушенных землях вскоре будет превращена в леса, луга и озера.

Находится на северной окраине западной части России. Это море принадлежит группе морей Северного Ледовитого океана. В отличие от всех остальных морей Белое море расположено к югу от Полярного круга, лишь небольшая северная часть выходит за пределы этого круга. Белое море глубоко врезано в материк. Практически со всех сторон море имеет естественные границы. Лишь от оно отделено условной линией, проходящей от мыса Святой нос до нос. Белое море практически везде окружено сушей, поэтому оно относится к группе внутренних морей.

Белое море является одним из самых маленьких морей нашей станы. Оно занимает площадь около 90 тысяч км2. Объем его вод равен 6 тысячам км 3 . Средняя глубина моря составляет 67 м, максимальная глубина равна 350 м.

Дно моря имеет сложный . Наиболее глубоководными частями моря являются Бассейн и Кандалакшский залив. Во внешней зоне этого залива зафиксирована наибольшая глубина. Постепенное уменьшение глубины наблюдается от устья к вершине Двинского залива. Дно залива находится несколько выше по сравнению с чашей Бассейна. На дне горла моря расположен подводный , глубина которого достигает около 50 м. Он простирается вдоль пролива немного ближе к Терскому берегу. В северной части моря расположены наиболее мелководные участки. Здесь глубина не превышает 50 м. Дно на севере моря неровное. У Канинского берега и входа в Мезенский залив дно покрыто большим количеством банок. Они расположены грядами, которые получили название «Северные кошки».

Из-за того, что в северной части моря и в районе Горла глубина моря меньше, чем в Бассейне, водообмен глубинными водами с весьма затруднен. Эта особенность Белого моря отражается на его природно-климатических условиях. Морю свойственны черты и морского, и континентального климатов. Это обусловлено особенностями положения: часть моря расположена на севере , а часть – за Полярным кругом. Также на Белого моря оказывает влияние его принадлежность водному бассейну , близость , практически полное окружение сушей. Воздействие океана и суши проявляется на протяжении всего года.

Зима на Белом море длительная и холодная. В это время вся северная европейская часть России находится в зоне , а над Баренцевым морем наблюдается зона . Все это обуславливает преимущественно юго-западное направление . Скорость ветра в среднем составляет около 4 – 8 м/с. Эти ветры способствуют установлению пасмурной с низкими температурой и обильными снегопадами.

В феврале средняя над просторами Белого моря составляет – 14 – 15°С. Исключением является северная часть, где температура несколько выше: – 9°С. Повышение температуры на севере моря связано с влиянием теплых атлантических . Если с поступает большое количество относительно прогретого воздуха, то ветер приобретает юго-западное направление, и увеличивается до – 6 – 7°С. Если же Белое море попадает под влияние арктического антициклона, ветры приобретают северо-восточное направление. Погода становится ясной, а температура воздуха опускается до – 24 – 26°С (иногда наблюдается более сильное похолодание).

Летом над Белом море преимущественно прохладная погода, с умеренной . В этот период Баренцево море находится под влиянием антициклона. К югу и юго-востоку от Белого моря формируется зона циклонов. В связи с такими синоптическими условиями над наблюдаются северо-восточные ветры, сила которых достигает до 2 – 3 баллов. Преобладает облачная погода, часто идут сильные дожди. В среднем температура воздуха в июле равна + 8 – 10°С. Циклоны Баренцева моря способствую изменению направления ветра над Белым морем. Северо-восточный ветер сменяется юго-западным, при этот температура воздуха поднимается до + 12 – 13°С. Когда в северо-восточной части господствует антициклон, над морем наблюдаются ветры юго-восточного направления. Погода в это время держится преимущественно ясная и солнечная. Средняя температура воздуха повышается до +17 – 19°С. Иногда в южных районах моря воздух прогревается до + 30°С. Но большую часть лета над Белым морем сохраняется пасмурная погода с невысокими температурами. Таким образом, в продолжение года погода над Белым морем постоянно меняется.

Водоросли Белого моря

В Белое море поступает довольно большое количество пресных вод. В результате этого уровень воды поднимается, и избыточные воды через Горло поступают в Баренцево море. Благоприятно влияют на этот водообмен юго-западные ветра. Из-за того, что плотность вод Белого и Баренцева морей разная образуется течение, направленное из Баренцева моря. Таким образом, осуществляется обмен между двумя арктическими морями. В Белом море приливы хорошо выражены. , направленная из Баренцева моря, движется вдоль оси Воронки до вершины Мезенского залива. Эта волна в Горле вызывает , распространяющиеся в Бассейн. Там они отражаются от Летнего и Карельского берегов. В результате сложного взаимодействия отраженных и набегающих волн возникает стоячая волна. Она обеспечивает приливы в Горле и Бассейне Белого моря.

Наибольшей силы приливная волна достигает в Мезенском заливе, у Каниского берега, Воронки и у острова Сосновец. Приливная волна продвигается на огромные участки вверх по . В прилив оказывает свое влияние на расстояние до 120 км от устья. При распространении приливной волны наблюдается изменение уровня воды в реке. Сначала уровень воды повышается, затем резко останавливается и снова начинает увеличиваться. Подобные изменения получили название «махина».

Утро. Белое море (фото Марины Бакановой)

В Белом море очень часто наблюдаются волнения. Их количество возрастает к октябрю – ноябрю в северной части и Горле моря. В этот период отмечены волнения, сила которых достигает 4 – 5 баллов. Меленькая площадь моря препятствует образованию больших волн. Чаще всего высота волны составляет 1 м. Очень редко поднимаются волны 3 метровой высоты, как исключение бывают волны 5 м. В июле – августе море наиболее спокойно. В этот период волнения достигают 1 – 3 баллов.

В Белом море широко развито рыболовство, промысел морского зверя и добыча водорослей. Преимущественно в водах этого моря добывают навагу, беломорскую сельдь, корюшку, треску и семгу. Среди морских животных охотятся на тюленя, кольчатую нерпу и белуху. Белое море имеет важное значение, так как по его водам осуществляют перевозки различных грузов, преимущественно и лесоматериала. Кроме этого здесь развиты перевозки пассажиров, рыбную продукцию, химические грузы.

Последние материалы раздела:

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...