Анализ стихотворения "Генералам двенадцатого года" Цветаевой М. М.И

1 503 0

Стихотворение (1913) - одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой . Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:

Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса,
Чьи шпоры весело звенели И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты Минувших лет!

Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у , традиционно символи­зирует жизнестойкость, способность противостоять любым на­тискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М.И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотиче­ского чувства. Обращения «генералы» , «цари» также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опо­ра на литературную традицию. В произведении важен не кон­кретный адресат, а образ поколения, обращение «Ваше благоро­дие» к которому было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушед­шем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степе­ни, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любует­ся героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:

Вас охраняла длань господня И сердце матери, - вчера.
Малютки-мальчики сегодня - Офицера!

В восторженных восклицаниях «Ах!», «О…» и строгом обращении «Вы» усматриваются жанровые особенности сен­тиментального романса. Если в душе мечтательной лириче­ской героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:

Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие -
И весело переходили В небытие
.

Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па­мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Стихотворение «Генералам двенадцатого года» Марина Цветаева посвятила героям войны 1812 года, которые встали на защиту Родины и положили жизни на алтарь победы. Произведение поэтесса пишет в 1913 году, практически спустя век после победы над Наполеоном, находясь в Феодосии.

Обращение к героям

Анализ этого стихотворения показывает, что Цветаева обращается именно к молодым героям войны 1812 года, не все они были генералами по званию, но все стали настоящими генералами по подвигу для Родины. Они, вчерашние юнцы, ещё недавно были королями на балу, где лихо звенели их шпоры, но сегодня они встали на защиту отчизны, и защищают её с не меньшим рвением.

Строки посвящены тем, кто был честен и искренен во всем, тем, кому не было равных по желанию жить, кто был царём и на балу и на поле брани!

Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Прообраз стихотворения

Поэтесса, выступая в роли героини, рассказывает, что однажды увидела на гравюре лик Тучкова Четвёртого (Александр Алексеевич Тучков, погибший в битве при Бородино) и была поражена его образом. Сочетание хрупкой фигуры, золотых орденов и героизма вызвали у героини такой трепет, что она всю ночь не знала сна. В Тучкове, который в 34 года был генерал-майором и вместе с рядовыми солдатами и гусарами стоял в ряду защитников Родины, Цветаева нашла собирательный образ русского героя.

Три сотни побеждало - трое!

Таким и должен быть герой России, он должен побеждать и любить одновременно, переходя в небытие весело, под звон сабель на поле брани.

Стихотворение учит героизму и показывает созданный Цветаевой образ настоящего героя. Стихи мелодичны, недаром на них написано несколько прекрасных песен, одна из них звучит в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Поэтесса написала стихотворение в 21-летнем возрасте, оно наполнено искренностью и теплотой, которые только помогают запомнить строки.

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, -
Очаровательные франты
Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери, - вчера
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать? ..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович

Урок литературы в 9 классе

«Недаром помнит вся Россия…»

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Генералам 12 года»

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович

Наталья Юрьевна Мандзяк

2012 год

Урок литературы в 9 классе

…Недаром помнит вся Россия!

Анализ стихотворения М.Цветаевой «Генералам 12 года»

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
А.С.Пушкин

Да, были люди в наше время…
М.Ю.Лермонтов

Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихотворением М.И.Цветаевой;
  • проследить на его примере отражение темы героического прошлого России в русской литературе

Оборудование : презентация: портреты героев Отечественной войны 1812 года.

Ход урока:

Уч-ся разделены на группы, каждой из которых было дано опережающее задание:

  1. «Историки – биографы» собирали фактический материал и готовили сообщения на темы: «Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года», « М.И. Цветаева», « Участники Бородинского сражения: М.Воронцов, П. Багратион, М. Кутайсов, братья Тучковы»,

«Маргарита Тучкова»

  1. «Лингвисты» выясняли значения отдельных слов, определяли их стилистическую окраску
  2. «Литературоведы» определяли виды средств выразительности, использованных в стихотворении, и их роль, размышляли о композиционных особенностях стихотворения Цветаевой
  1. Слово учителя о великой исторической дате и об отражении темы Войны 1812 года в русской литературе
  2. Выступление «Историков» с сообщением о войне,о Бородинском сражении
  3. Краткая биографическая справка о поэте
  4. Выразительное чтение стихотворения Цветаевой
  5. Анализ стихотворения:
  • Определите тему произведения Цветаевой

(стихотворение написано в 1913 году и посвящено офицерам, погибшим в войне 1812 года, об этом говорит и название стихотворения. Это является и его темой. Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь.)

  • Какова идея стихотворения?

Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству. Может ли быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям. Одним словом, данное стихотворение призвано увековечить в памяти поколений высокий образ русского офицера.

Какую лексику использует

Бытовую, повседневную

Литературную, книжную

Публицистическую

Архаизмы, устаревшие слова

Мы наблюдаем в стихотворении преобладание высокой, торжественной лексики: это и старославянизмы, свойственные, как известно, высокому стилю, оценочная лексика, обозначающая высшую степень статуса людей: цари, генералы . Все это придает стихотворению особое торжественное звучание, передает всю восторженность и романтический настрой лирической героини произведения, самой поэтессы .

Учитель:

Эти люди молоды и уже генералы.

Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы знаем, что когда в дворянских семьях рождались мальчики, то их приписывали к какому-либо полку, и когда надо было идти служить, то они были уже в офицерских званиях. Именно поэтому они молоды и уже офицеры . Верных сынов Отечества, героев, неустрашимых генералов: Горчакова, Ермолова, Раевского, Кутайсова, Багратиона помянула М. Цветаева в стихах. Не назвала поименно, но вспомнила всех.

  • Сообщения историков – биографов о М.Воронцове, П. Багратионе, М. Кутайсове

(портреты героев – на слайдах)

  • Лишь одно имя прозвучало – Тучкова – четвертого
  • Рассказ о братьях Тучковых, о Маргарите Тучковой

Какими видим мы героев Б.с в стихотворении Цветаевой? (высказывания уч-ся)

Юные генералы той войны – идеальные, благородные герои, настоящие рыцари: «Цари – на каждом бранном поле и на балу». К чувству восхищения примешивается горечь, ведь они обречены на гибель: «Вы побеждали и любили любовь и сабли острие – и весело переходили в небытие».

  • . Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о молодости этих людей.

…вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?

  • Что вы можете сказать о форме стихотворения?

Стихотворение построено в форме обращения к людям, которые погибли, защищая родину. Найдите в стихотворении строчки с обращением к этим людям.

Вы чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса…

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты!
Минувших лет !

Сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.

Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.

Я видела, Тучков-Четвертый,
Ваш нежный лик.

И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.

  • Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб…

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…

Приведите примеры использования других художественных приемов:

  • Высказывания уч-ся

Свое высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева передает через антитезу («Вчера малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты, гиперб

  • Таким образом Цветаева рисует мужество, бесстрашие юных генералов.

Цари на каждом бранном поле…

Вам все вершины были малы…

Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Вы побеждали и любили…

  • Каждое произведение имеет свою композицию, помогающую в раскрытии темы произведения, характеристике героев. В чем особенность композиции оттого стихотворения?

Оно представляет собой неспешный рассказ о «генералах двенадцатого года». Стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев. Давайте проследим за этим.

Учащиеся . Читают и комментируют.

  • М.Цветаева, создавая образ своих героев, показывает, что их жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь, и в ней соединяется любовь и героика. Найдите в тексте цитаты, подтверждающие это.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие.

  • Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.

И весело переходили
В небытие.

  • Этому помогает и размер стихотворения, определите его.

Чувство горечи, грусти ощущается в смене ритма. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»)

  • А сейчас мы обобщим все сказанное на уроке.

1. тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель;

2. Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи;

3. Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов

  • Звучит романс на стихи Цветаевой из к\ф «о бедном гусаре замолвите слово»(возможно, вначале)

Рефлексия

Учащиеся письменно подводят итоги урока по следующему плану:

Меня особенно заинтересовало…

Для меня было особенно значимо…

Я получил знания, которые мне помогут…

Мне было не совсем понятно…

Я хотел бы еще узнать…

Литература:

М.И. Цветаева Избранное Москва, «Просвещение», 1989г.

Кутьева Л.В. «Я с вызовом ношу его кольцо…» Марина Цветаева и Сергей Эфрон

«Литература в школе» №9 2003г.

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru

Издание: Глинка Ф. Н. Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.) - М.: в тип. Н.Степанова. 1839


Стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913) - одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М.И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:

Вы, чьи широкие шинели

Напоминают паруса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, -

Очаровательные франты

Минувших лет!

Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М.Ю. Лермонтова, традиционно символи­зирует жизнестойкость, способность противостоять любым на­тискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М.И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотиче­ского чувства. Обращения «генералы», «цари» также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опо­ра на литературную традицию. В произведении важен не кон­кретный адресат, а образ поколения, обращение «Ваше благоро­дие» к которому было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушед­шем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степе­ни, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любует­ся героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:

Вас охраняла длань господня

И сердце матери, - вчера.

Малютки-мальчики сегодня -

В восторженных восклицаниях «Ах!», «О...» и строгом обращении «Вы» усматриваются жанровые особенности сен­тиментального романса. Если в душе мечтательной лириче­ской героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие -

И весело переходили

В небытие.

Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па­мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.

Отечественная война 1812 года породила в русской поэзии мощную поэтическую традицию, начиная с Г. Державина, В. Капниста, В. Жуковского, К. Батюшкова, Ф. Глинки, К. Ры­леева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Ф. Тютчева, А. Майкова, Е. Баратынского, заканчивая многочисленными народными историческими песнями. Однако в их произведе­ниях важны исторический и патриотический аспекты воспри­ятия событий. Для М.И. Цветаевой герои двенадцатого года важны не только как храбрые воины, но и неотразимые кава­леры. В таком ракурсе до нее никто данную тему не поднимал, кроме, пожалуй, Ф. Глинки («Партизан Давыдов»), В. Жу­ковского («Певец в стане русских воинов»), М. Языкова («Д.В. Давыдову»), которые вспоминали о разгульно-удалых подвигах Д. Давыдова.

Стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913) - одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М.И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:

Вы, чьи широкие шинели

Напоминают паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, -

Очаровательные франты

Минувших лет!

Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М.Ю. Лермонтова, традиционно символи­зирует жизнестойкость, способность противостоять любым на­тискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М.И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотиче­ского чувства. Обращения «генералы», «цари» также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опо­ра на литературную традицию. В произведении важен не кон­кретный адресат, а образ поколения, обращение «Ваше благоро­дие» к которому было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушед­шем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степе­ни, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любует­ся героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:

Вас охраняла длань господня

И сердце матери, - вчера.

Малютки-мальчики сегодня -

Офицера!

В восторженных восклицаниях «Ах!», «О...» и строгом обращении «Вы» усматриваются жанровые особенности сен­тиментального романса. Если в душе мечтательной лириче­ской героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:

Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие –

И весело переходили

В небытие.

Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па­мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.

Отечественная война 1812 года породила в русской поэзии мощную поэтическую традицию, начиная с Г. Державина, В. Капниста, В. Жуковского, К. Батюшкова, Ф. Глинки, К. Ры­леева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Ф. Тютчева, А. Майкова, Е. Баратынского, заканчивая многочисленными народными историческими песнями. Однако в их произведе­ниях важны исторический и патриотический аспекты воспри­ятия событий. Для М.И. Цветаевой герои двенадцатого года важны не только как храбрые воины, но и неотразимые кава­леры. В таком ракурсе до нее никто данную тему не поднимал, кроме, пожалуй, Ф. Глинки («Партизан Давыдов»), В. Жу­ковского («Певец в стане русских воинов»), М. Языкова («Д.В. Давыдову»), которые вспоминали о разгульно-удалых подвигах Д. Давыдова.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....