Анализ стихотворения ахматовой я научилась мудро жить. Картинка к сочинению анализ стихотворения Я научилась мудро жить
Серебряный век - это время, когда жили и творили Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Анна Ахматова. Последнюю поэтессу часто называют одной из ярчайших представительниц русской литературы прошлого столетия. Некоторые произведения, в том числе «Я научилась просто мудро жить» Анны Ахматовой, стали образцом литературы того периода.
Биографическая справка
Будущая поэтесса родилась в 1889 году в дворянской семье. С 1905 года жила в Евпатории. Мать увезла сюда её и сестру после расставания с мужем. В этом городе Ахматова сильно тосковала по родным местам. Именно здесь она пережила первую любовь и пыталась свести счёты с жизнью. В 1910 году поэтесса стала женой Николая Гумилёва, а через два года родила сына Льва. В Петербурге Ахматова была очень популярна. Людей привлекали её внешность, манера держать себя и литературное творчество. 1912 год ознаменовался выходом первого сборника, принесшего поэтессе известность. Одно из вошедших в него стихотворений назвала Ахматова «Я научилась просто мудро жить» (анализ представлен ниже).
Войну и последовавшие за ней гонения на тех, кто решил не эмигрировать и остаться в России, Анна Ахматова встретила с честью. Поистине с королевским достоинством пережила она расстрел первого мужа, неоднократные аресты сына, трагическую судьбу друзей. Скончалась поэтесса в Москве в 1966 году.
Ахматова и акмеизм
Анна Ахматова, как и некоторые другие принадлежала к акмеистам. Это новое привлекло поэтессу вниманием к слову и форме. Однако манера написания стихов у акмеистов была простой и ясной, что сильно отличало их от приверженцев других направлений, например, символизма. Один из ярчайших образцов лирики акмеистов - стихотворение А. А. Ахматовой "Я научилась просто мудро жить". Оно наглядно демонстрирует отличительные черты этого течения: стройность, лаконичность и образность. Темы, которые поднимала Ахматова в своих стихах, были самые разные. Любовь, семья, родина, война, смерть - о чём бы она ни писала, везде сквозили её величие, мужество и честность.
Ахматова: "Я научилась просто мудро жить". Анализ одноимённого произведения
Поэтесса за свою жизнь создала много произведений, некоторые из них пользуются особой популярностью среди читателей. По мнению некоторых почитателей творчества писателей и поэтов того времени, одним из ярчайших образцов лирики Серебряного века является «Я научилась просто мудро жить» (Ахматова). Анализ позволяет показать многогранность таланта русской поэтессы и богатство литературы того периода в целом. Произведение было создано в 1912 году, в год рождения сына Льва.
Ахматова представляет читателям лирическую героиню - простую женщину, которую не волнуют бытовые неурядицы. Она может позволить себе философские мысли. Лирическая героиня размышляет о скоротечности человеческой жизни и уготованной всем смерти и неизвестности. Посреди печальных мотивов ясно слышны светлые и жизнерадостные ноты.
Данный образ не был списан с самой поэтессы, которая в то время была молода и ещё не столкнулась с главными испытаниями своей жизни. В то же время описанная в стихотворении история вполне жизнеспособна. Она позволила раскрыть перед читателями женское естество. Однако многие ценители творчества Анны Ахматовой всё равно ставят в одну плоскость лирическую героиню и личность поэтессы.
«Я научилась просто мудро жить» Анны Ахматовой - одно из произведений, в котором нашла отражение тема русской природы. Она возникла потому, что после замужества Ахматова долгие годы жила в имении мужа Николая Гумилёва, и близость природы не могла не сказаться на творческой душе. Описание природы позволило автору раскрыть внутренний мир героини и её переживания. Оно пропитано чувством любви и нежности к малой родине.
На свою создательницу лирическая героиня похожа верой в Господа, которая вселила в неё надежду и дала утешение. Стихотворение может служить образцом преодоления жизненных трудностей. Одиночество, природа и вера в Бога - вот универсальный рецепт стойкости ко всем испытаниям, которые уготованы человеку.
После замужества и рождения сына говорила Ахматова: «Я научилась просто мудро жить». Анализ одноимённого произведения раскрывает душу женщины, которая в годы гонений смогла найти утешение в природе и вере в Бога.
Выводы
Никто не возьмётся оспорить тот факт, что очень талантлива была Анна Ахматова. «Я научилась просто мудро жить» − анализ этого произведения ещё раз демонстрирует читателям мудрость и мужество этой прекрасной женщины, которая даже в самые тяжёлые для России годы оставалась её верной дочерью. Она не отказалась от родной страны и была вместе с простыми людьми даже тогда, когда Родина в лице советских властей от них отрекалась.
Первый сборник стихотворений Анны Ахматовой «Вечер» раскрывает перед читателем истинную суть мировоззрения поэтессы. Молодая женщина пытается донести до общественности мысль о том, что особи прекрасного пола намного сильнее и увереннее, чем это кажется со стороны. Ахматова однозначно знает о том, что мужчинам нечего соревноваться с женщинами, ведь последние намного решительнее и целеустремленнее.
Первый сборник стихотворных работ выводит Анну Андреевну в общество. О ней узнают не только как о жене Гумилева, а и как о состоявшейся поэтессе.
Стихотворная работа «Я научилась просто, мудро жить…» входит в число стихов из сборника «Вечер». Что наблюдает читатель? Духовное взросление главной героини, то есть самой поэтессы. Юная и неопытная девушка за год превращается в самостоятельную и сильную женщину, которая, ко всему, собирается в скором времени стать матерью.
Анна Андреевна мечтает о тихой и уютной семейной жизни. Однако, ее супруг, Николай Гумилев был иного мнения. Он любил путешествовать, он не желал тратить свою жизнь на унылые супружеские посиделки. Именно по этой причине, в строках стихотворения появляется такая фраза: «я научилась просто, мудро жить…».
На фоне развития таких событий, поэтессе не остается ничего кроме молитвы. Она подолгу вглядывается в небо и мечтает о простом женском счастье, о надежной мужской защите и опоре. Однако Ахматова осознает, что вышла замуж не за того человека. В его жизненном уставе нет никаких семейных ценностей. По этой причине, поэтесса испытывает гложущее чувство грусти и разочарования. Теперь она понимает, что должна стать сильной и самостоятельной, чтобы продолжать свой свободный жизненный путь. Внутренние ощущения, которые переполняли душу поэтессы, просто разрывали ее на части. Женщина так мечтает о домашнем уюте.
В своей стихотворной работе она использует несколько символов – ассоциаций, которые напоминают семейное счастье. Конечно же, это пушистый кот, который своим шершавым языком лижет ладонь. Это крики и звуки аиста, который расположился на крыше дома. Все эти знаки угнетают поэтессу, ведь на самом деле ее семейное счастье уходит все дальше и дальше.
В последних строках стихотворения Ахматова словно закрывает дверь перед своим супругом, говоря о том, что стук его прихода она уже не услышит. Женщина совершенно остыла в своих чувствах. Она разочарована и огорчена. И ей ничего больше не остается, как жить самостоятельно и мудро.
Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» было написано А. А. Ахматовой в 1912 году. Это размышления поэта о жизни и любви. Мы можем отнести произведение к любовной и философской лирике.
В первой строфе лирическая героиня словно обозначает свою позицию:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Оказывается, мудрость жизни — в простоте, в вере. Героиня пытается слить свою жизнь с жизнью природы:
Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Когда она возвращается с прогулок, ее встречает пушистый кот, на башенке озерной лесопильни загорается «яркий огонь» (символ надежды). И на первый взгляд, в жизни героини царит атмосфера покоя и умиротворения. Настораживает лишь замечание ее о «ненужной тревоге» да еще определение — «веселые стихи». Не себя ли пытается она убедить в том, что все хорошо и прекрасно?
И только последняя строфа приоткрывает нам жизненную драму героини: она пережила расставание с любимым. И учится обретать радость жизни в простых, обыденных вещах: в природе, в творчестве, в домашних заботах. Вероятно, не все еще чувства умерли в ее душе, но жизнь так прекрасна и многообразна. И лирическая героиня в полной мере осознает это, назвав жизнь «тленной и прекрасной».
Композиционно стихотворение делится на две части. Первая часть (три первые строфы) — это утверждение героиней своего единства с окружающим миром, стремление обрести в нем спасение от душевных невзгод. Вторая часть — это последняя строфа, своеобразный итог: жизнь — это больше, чем любовь.
Стихотворение написано пятистопным ямбом. А.А. Ахматова использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («рябины желто-красной», «веселые стихи»), инверсию («И яркий загорается огонь»), метафору («Чтоб утомить ненужную тревогу»).
Эти стихи А.А. Ахматова пишет в 1912 году. Ей всего двадцать три, но она уже автор своей первой поэтической книги «Вечер», любящая жена и мать. Она молода, привлекательна и, безусловно, талантлива. А вокруг революции, война, крах устоев и традиций. И ей нужны мудрость и молитва, потому что слишком тяжелый крест взвалила она на свои плечи.
Что мне поступь Железной Маски,
Я еще пожелезней тех…
«Железная» Ахматова гордилась тем, что даже в самые мрачные дни своей биографии «не переставала писать стихи».
Мне близка поэзия А.А. Ахматовой, полная глубокого психологизма и чувственности, утверждающая права обыденных вещей. В ее стихах душа оживает «для великой земной любви», она «поет» «о великой щедрости Божией» и о России. Ее философия – это философия любви и искренности, поэтому так притягательны пленительные ахматовские строки.
Как поэт А.А. Ахматова сформировалась под влиянием классической литературы и новых модернистских веяний, став неким звеном, соединяющим культуру прошлых десятилетий с нынешним веком. Она не дискутировала по поводу традиций в литературе и нового искусства, а создавала их. Ее стихи отличаются законченностью формы, неповторимостью образов, глубиной переживаний лирического героя, мудростью и философичностью.
У А.А. Ахматовой своя философия – философия любви. Поистине, любить по-настоящему способен только талантливый человек. Ведь это чувство вечное, как сама жизнь. По признанию поэтессы, «должен на этой земле испытать каждый любовную пытку».
В стихотворениях А.А. Ахматовой лирическая героиня – страдалица, и оттого «словно тронуты черной, густою тушью тяжелые веки» ее. Перед нами образ женской души, которая приняла любовь как сладкую боль, лихорадку. Ей нужна мука, трудно представить себе героиню счастливой:
Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать…
Героиня многолика. Она хочет быть прирученной, покоренной, почти рабыню видим мы в стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым, вдвое сложенным ремнем», в другом – картина почти не меняется:
И висит на стенке плеть,
Чтобы песен мне не петь.
«Как соломинкой» пьют ее душу, но она «пытки мольбой не нарушит». Беззаветна, отреченна, смиренна ее любовь, но одновременно и страстна:
Не любишь, не хочешь смотреть…
О, как ты красив, проклятый!
Когда же страдания почти невыносимы, возникает протест, исступленный крик:
Я к тебе никогда не вернусь
Или грустный полушепот опустошенного сердца:
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Стихи А.А. Ахматовой о любви – это ее жизнь, исповедь, вышедшая за пределы личного, остающаяся в сердце навсегда.
Однако любовные переживания все чаще соединяются с мыслями о державном Петербурге («Стихи о Петербурге»), войне 1914 года («Утешение»), революции («Для того ль тебя носила…»), Боге («Библейские стихи»). И это тоже философия Ахматовой – философия смысла жизни. Происходит наполнение традиционных мотивов новым содержанием. Дом, родная земля, Отечество все чаще тревожат сознание героини. Личная драма не сводится только к горечи переживаний, скорее дает представление о безграничных возможностях человека. В стихах о России как-то почти незаметно, но очень естественно сближаются драма личной жизни и подвиг человека.
История и современность у А.А. Ахматовой переплетаются. Данное единство направлено на то, чтобы выразить свое понимание взаимоотношений человека и обстоятельств. Очень показательно в этом плане стихотворение «Лотова жена». Нравственная сила, тяга к добру, идеалу способны соперничать с неблагоприятными, драматическими обстоятельствами. Логическим завершением авторской мысли станет представление о возможности счастья, которое укладывается в один миг жизни, равный подвигу, и остается в памяти на века. Такова история Лотовой жены. Особую силу в этом произведении приобретают, на мой взгляд, два заключительных стиха:
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Аллегорический образ жены приобретает новое философское звучание в годы войны, когда поэтесса с болью и мужеством заговорила о возможности подчинить все свои чувства общенародной цели:
И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Перед нами другая героиня, другая Ахматова, и все-таки она та же. В тяжелое пятилетие голос поэтессы приобрел особую силу, стал звучать как торжественная клятва, проповедь взамен лирической исповеди. Вместе с тем, как и в начале века, так и во время войны драма человека неразрывно связана у А.А. Ахматовой с его мужеством. Пророчество «Клятвы», «Ветра войны» нашло свое продолжение в послевоенной лирике. Груз житейских забот не заглушил голос сердца, разума, честного и гордого человека.
Ахматовская философия любви, жизни, истории необычна, поэтому так притягательны для меня ее стихи.