Агрессивно пассивное поведение. Пассивно-агрессивный тип личности

Невыраженный внутренний гнев, саботаж дедлайнов на работе, подавление чувств - пассивная агрессия может проявляться по-разному. Люди со склонностью таить обиду могут доставить много неприятностей окружающим и самим себе. Понять такого человека не всегда легко, но это обязательно нужно, чтобы наладить отношения. Полезно знать его особенности, чтобы научиться взаимодействовать с такими личностями в наименее конфликтной форме.

Что такое пассивная агрессия

Любой человек чувствует широкий спектр эмоций - от радости до гнева, и это нормально. Но некоторые в силу своего воспитания или личных убеждений привыкли скрывать внутренний мир от окружающих, подавлять выражение чувств. В таком случае отрицательные эмоции - злость, ярость - будут накапливаться и искать другой способ проявить себя. Один из таких способов называется в психологии "пассивная агрессия".

Пассивно-агрессивная - такая манера поведения, которая характеризуется подавлением гнева. Такой человек не станет открыто сопротивляться тому, что ему не нравится, а будет выражать эмоции с помощью отказа, саботажа какого-нибудь действия в сложной, завуалированной форме.

Часто определяется, что пассивный агрессор воспитывался в условиях, где выражение эмоций считалось отрицательной чертой, а подавление их - положительной. Человек и далее в жизни старается не вступать в конфронтацию по поводу своих убеждений, не отстаивает позицию, которую считает верной. Он не признает чувств и эмоций, которые испытывает, будет протестовать молча.

Основные признаки пассивно-агрессивного поведения:

  • подавление гнева;
  • проецирование себя как жертвы (людей или обстоятельств), перекладывание ответственности на других;
  • молчание - человек не признается в своих чувствах открыто, даже если ранить его до глубины души;
  • скрытый саботаж - например, он не отказывается идти в кино, а просто забывает об этом;
  • манипулирование людьми с помощью чувства вины.

На работе не всегда складываются хорошие отношения с пассивными агрессорами - те никогда не признаются, что им сложно закончить проект и нужен совет от коллег. Они будут давить на чувство жалости и вины, пока кто-то не сдастся и не предложит руку помощи. У мужчин на работе это часто проявляется прокрастинацией - постоянным откладыванием дел на потом, забывчивостью, которые приводят к частым ссорам с работодателем. Пассивный агрессор редко признает свою ошибку, находя виновным любого другого - коллегу, знакомого или малознакомого человека и даже самого начальника.

У женщин эта манера проявляется страхом контроля. Она не терпит ограничения своей воли, подчинения мужу. Не признается в своих чувствах, а лишь дает намеки на то, что отрицательно относится к его решениям. Боясь ограничений, пытается манипулировать супругом, взывая к чувству жалости. Особенно это заметно у женщин с меланхолическим типом характера. Похожее поведение проявляется при пассивной агрессии у детей - они склонны к непослушанию, не выполняют данные обещания, оправдывая это забывчивостью или мелкими неудачами.

Как наладить отношения

Нужно понимать, что агрессия - это лишь манера поведения, она не требует лечения, а лишь понимания. Человек не испытывает личной неприязни к кому-либо из семьи или своего окружения, он только пытается выразить свое негодование по поводу тех вопросов, которые его беспокоят, вызывают у него отрицательные эмоции. Самая большая сложность в отношениях с пассивно-агрессивной личностью в том, что окружающие люди принимают все на свой счет, считают такое поведение личным оскорблением.

Зная особенности проявления пассивной агрессии, можно найти пути, как избавиться от разногласий:

  1. 1. Не брать на себя доминирующую роль в отношениях. Агрессор не любит контроля, он будет сопротивляться ему, а потому не стоит навязывать мнение и действия, использовать фразы "ты должен", "обязательно сделай", "слушайся меня". Нужно дать несколько вариантов, объяснить свою позицию по поводу каждого из них, предложить выбрать наиболее приемлемый.
  2. 2. Не принуждать и не навязывать. Манера поведения не позволит человеку отказаться от навязанного мнения, но он изрядно подпортит жизнь любому, кто это сделает. Если его самые значительные опасения - страх контроля - оправдаются, нельзя надеяться на взаимопонимание и какую-либо отдачу в отношениях.
  3. 3. Не давать заданий с высокой ответственностью. Человек со склонностями к пассивному выражению гнева пытается бороться с лишними обязательствами. В случае сложной ситуации, где от него будет зависеть исход важных событий, он склонен прокрастинировать и саботировать, отказываясь выполнять задание.

Наверняка, вам в жизни встречались люди, которые, казалось бы, ничего особенного не делают, но вовлекают во взаимодействие с ними.

К примеру, в самолете к вам подсел мужчина, который никак не может усесться. Он ничего вам прямо не говорит, ни о чем не просит, но вы постоянно обращаете внимание на его вздохи или возмущения, бурчание и ворчание.

Или же в метро найдется любитель громко послушать музыку или невзначай на вас упасть, или совершенно случайно толкнуть.

А может быть, среди ваших друзей есть Король иронии и сарказма, который не прочь подшутить или выдать едкий комментарий по каждому удобному поводу?

Или же среди ваших коллег есть тот, кто всегда опоздает на важное мероприятие и попытается зайти так “тихо” (искренне попытается!), что на него все обратят внимание.

А, может быть, у вас уже давно есть друг, который пытается-пытается начать какое-то дело или найти работу, но достижений никаких нет. Он очень суетлив, часто что-то забывает, вроде много делает, но в результате ничего не получает, чувствуя и выражая, в основном, раздражение. И вы слушаете его жалобы, до поры до времени искренне пытаетесь ему помочь, найти выход из тупика, спасаете его всеми своими силами, но потом начинаете очень злится, давать советы в грубой назидательной форме или же просто махнете на него рукой!

Или же одна ваша подружка при каждой встрече, то невзначай что-то спросит: “А почему у вас с мужем до сих пор нет детей?”, то сочувственно вздохнет и скажет: “На самом деле, мне тебя очень жалко!”.

Осторожно: Пассивно-агрессивное поведение!

Что же объединяет всех этих разных людей?

А общего у таких людей – их форма поведения, которую в психологии именуют пассивно-агрессивной .

Термин “пассивно-агрессивный” впервые употребил американский военный психиатр, Уильямом Меннингер.

И был он употреблен по отношению к солдатам, во время Второй мировой войны, которые саботировали выполнение приказов, но никогда не делали это открыто. Они либо делали все вполсилы, неэффективно и непродуктивно, либо скрыто возмущались по поводу приказа или командира, тянули время… Но, ни разу не выразили открыто свой гнев или нежелание делать.

В скором времени после этого особый тип пассивно-агрессивных расстройств был внесен в знаменитый клинический справочник – DSM, но из-за недостаточной ясности описания клинических проявлений в четвертом издании он был исключен из списка расстройств личности.

Но, тем не менее, в психологии и психотерапии термин остался и продолжает использоваться для описания особого типа поведения личности.

К тому же, некоторые психологи утверждают, что таким способом в сложные периоды своей жизни склонен себя вести каждый из нас, когда, не находя других способов отстоять себя, обозначить свои границы, выразить свое мнения, мы прибегаем к пассивно-агрессивной форме.

Как проявляется пассивно-агрессивное поведение?

  • В отказе от общения, игнорировании (своеобразный “бойкот”, который “заставляет” почувствовать вину тому, кому он адресован);
  • В обесценивании: чувств, достижений, способностей (“да ладно тебе расстраиваться по пустякам!”, “Не плачь, ты же мужчина!”, “Только дуракам это не под силу”);
  • В обвинении или критике: (“У тебя ничего не получается, потому что ты делаешь не так, как нужно!”, “Вот снова из-за тебя, я потерял кучу времени”);
  • В постоянном вторжении в личную жизнь, замаскированным под заботу (к примеру, мама, с которой до сих пор живет взрослый сын, каждое утро подбирает ему одежду и поправляет галстук или же воротник);
  • Контроль через третьих лиц (как пример, свекровь звонит невестке с просьбой проконтролировать, купил ли ее сын себе зимние брюки, ведь уже на улице похолодало);
  • Ругание себя за какие-то действия или бездействие (Пример: внучка в гостях у бабушки просит носки, потому что замерзли ноги. Бабушка их ей дает, но потом начинает ругать себя за то, что не уследила, что у внучки мерзнут ноги и не дала носки раньше)…

На самом деле, проявлений очень много. И это еще не все из возможных вариантов.

Главное понять, что основная их суть в том, чтобы избежать прямого контакта и близости, не проявлять себя открыто, не заявлять о своих потребностях прямо, не отстаивать свои границы, не брать на себя ответственность, а хотя бы каким-то образом выразить себя и оставаться в отношениях.

Как следствие, человек, который находится во взаимоотношении с тем, кто ведет себя подобным образом, может начать ограничивать себя в каких-то проявлениях мыслей, чувств, планов, желаний . Он может начать ощущать неудобство за проявление своей жизни. Может возникать желание оправдаться за свои действия либо же вообще скрывать их. Не редкими чувствами, которые возникают, являются злость, обида, вина, стыд.

Как справляться с собственной пассивной агрессией или же противостоять ей, если она направлена против вас?

Первое, о чем стоит помнить и над чем работать – это личные границы! Научитесь их обозначать и отстаивать! Вы не в ответе за чувства, которые испытывает ваш партнер или собеседник, за мысли, которые у него возникают.

Границы вашей ответственности в ваших чувствах, мыслях и поведении! Говорите о них прямо (К примеру, на чрезмерную заботу мамы о вашем питании можно сказать: “Спасибо, мама! Мне очень приятна твоя забота, но мне хотелось бы самой выбирать себе рацион! У меня есть такая потребность и успешный опыт в этом!”).

Не забывайте, что советы, помощь, о которой не просят – это насилие! Невозможно изменить, перевоспитать того, кто сам этого не желает! Поэтому на жалобы, ворчание лучше ответить вопросом: “Я могу тебе чем-то помочь в этом?” и если ответ будет положительным, то измерьте, на сколько вы реально можете выполнить это, без ущерба самому себе.

Учитесь выражать свои чувства, даже если они кажутся вам “нехорошими” или разрушительными, не копите их (Как пример, после в который раз невыполненных обещаний партнером, важно сказать ему, что вы злитесь, когда он так поступает).

Замечая чье-то неявно выраженное чувство (к примеру, жена очень резко и громко моет посуду или убирается на кухне), важно прояснить его , тем самым признав право на его существование и пригласив к диалогу (“Я вижу, что ты злишься. Что-то случилось? Поделишься?”).

И самое главное, важно прояснить, из чего формируется такое поведения, что за ним стоит, какие неудовлетворенные потребности, запретные чувства лежат в его основе. В этом, естественно, безопасно поможет разобраться опытный специалист во время психотерапевтической работы с вашим запросом.

Пассивно-агрессивное расстройство личности - это состояние, при котором люди выражают гнев и негативные чувства скрыто через свои действия вместо того, чтобы напрямую выплеснуть агрессию на окружающих. Оно характеризуется склонностью к обструкционизму, постоянным проволочкам, упрямству, напускной забывчивостью и намеренной неэффективностью во всех делах. Люди с пассивно-агрессивным типом личности постоянно на всё жалуются, находятся в угнетённом состоянии, активно выражают свой пессимистический настрой и неуступчивы во всём. Очень часто они стараются реализовать себя в зависимых отношениях, находя удовлетворение в противостоянии всем попыткам партнёра добиться адекватной производительности, продуктивной самостоятельной работы, равноценной отдачи в домашних делах и т. д.

Когда впервые было диагностировано пассивно-агрессивное расстройство личности

Впервые как клинический случай оно было описано полковником Уильямом Меннингером во время Второй мировой войны. Он отметил своеобразное отклонение у некоторых мужчин, подрывающее их военное соответствие. Меннингер указывал на явно вызывающее, но не идущее вразрез с прямыми приказами поведение солдат. Оно выражалось «пассивным противодействием», как, например, нарочная медлительность, неспособность понять приказ, допущение ошибок, общая неэффективность и пассивная обструкция. Сам полковник не выделял расстройство как отдельный недуг и объяснял его «личностной незрелостью» и реакцией на военный стресс.

Впервые о классификации пассивно-агрессивного расстройства личности как отдельной группы расстройств зашла речь ещё в 50-х годах прошлого века, а широко заговорили об этой проблеме в конце 80-х и начале 90-х, когда благодаря возможностям Всемирной паутины была отмечена массовая распространённость такого поведения в общении интернет-пользователей. И хотя далеко не все электронные письма, заметки и сообщения с характерным содержанием свидетельствуют о наличии у их авторов этой проблемы, социологические и клинические исследования показали, что ~96-98% лиц, относящихся к пассивно-агрессивному типу личности, реализуют своё обычное поведение и в сетевом общении.

Причины возникновения пассивно-агрессивного расстройства личности

По мнению большинства современных исследователей, в большей части случаев корни проблемы зарождаются в детстве. Анализ данных различных групп испытуемых, в зависимости от возраста, пола, расы, национальности и социального статуса не выявил выраженной корреляции и показатель менялся в зависимости от используемых методов исследования. В то же время прослеживается однозначная связь с нарушением системы стимулов в раннем детстве. Чаще всего это происходит в неблагополучных семьях, где ребёнок не ощущает себя настолько безопасно, чтобы свободно выражать разочарование, гнев и другие чувства.

Это же относится и к излишне консервативным семьям, где ярко выражена роль доминирующего главы семейства и активно практикуется физическое и психологическое наказание. В таких условиях честное выражение чувств запрещено, а дети неосознанно учатся подавлять и отрицать свои эмоции, используя другие каналы для выражения обиды и разочарования. Не находя возможностей для естественной разрядки, ребёнок со временем начинает считать их нормой и в процессе взросления они становятся своеобразным клише, по которым формируется личность.

Признаки и основные симптомы пассивно-агрессивного поведения

Лица с пассивно-агрессивным расстройством личности большую часть времени находятся в раздражительном или даже взволнованном состоянии. У них отмечается низкая толерантность к разочарованию и колебания в настроении, которые сменяются в очень быстрой последовательности. Такие люди нетерпеливы с другими, а их заинтересованность в общении как правильно резко сменяется антипатией либо скукой и полным игнорированием.

При пассивно-агрессивном расстройстве люди всё время чувствуют себя недовольными, обвиняют остальных в жестоком обращении и обмане, считают, что их недооценивают, а любые неудачи списывают на обстоятельства.

По отдельности эти признаки могут просто являться чертами характера человека и не свидетельствуют о специфическом отклонении, но в совокупности они зачастую точно указывают на проблему. В частности, о пассивно-агрессивном расстройстве говорит одновременное наличие таких симптомов, как:

  • постоянная обида на всех;
  • противодействие любым требованиям других людей;
  • откладывание работы на потом для срыва сроков её выполнения;
  • медлительность и совершение преднамеренных ошибок в любых видах деятельности;
  • циничное, угрюмое или враждебное отношение ко всем;
  • частые жалобы человека на то, что его предают, обманывают и недооценивают;
  • нежелание решать свои проблемы;
  • полное неприятие критики и жестокие придирки во всем, кто пытается дать совет;
  • зависть и презрение по отношению ко всем людям, которые наделены властью или в целом более успешны.

Если они сопровождаются неуверенностью в себе, неумением выразить свои потребности и желания напрямую, а также неспособностью человека задать необходимые вопросы, чтобы выяснить, что от него ожидается, то это с 99% вероятностью говорит о наличии указанного расстройства.

Классификация пассивно-агрессивных типов личности

Поскольку в последние два десятилетия этой проблеме уделяется много внимания, сегодня уже составлена более или менее точная классификация «негативистских» или «пассивно-агрессивных» типов личности. К примеру, известный американский психолог Теодор Миллон выделил четыре отдельных подтипа этого расстройства:

Подтип

Черты характера

колеблющийся Неуверенность и запутанность; невозможность назвать точную причину собственного капризного поведения; нерешительность как во взаимодействии с другими, так и в качестве основной субъективной черты протекания всех процессов в психике.
недовольный Ворчание, мелкие придирки, вспыльчивость по пустякам, капризность, озлобленность, жалобы по любому поводу, раздражительность, притворство для избегания открытой конфронтации.
замаскированный Противодействие выражается завуалированным и неоднозначным образом. Чаще всего это наигранная медлительность, забывчивость, неэффективность, пренебрежение уставами и правилами, упрямство. Человек также становится очень извилистым и старается использовать лишь косвенные методы саботажа, чтобы избежать прямых претензий во вредительстве.
резкий (грубый) Спорность, непримиримость, бескомпромиссность, капризность, сварливость; характер становится едким и раздражительным; человек получает удовольствие, унижая и оскорбляя других.

Популярной является и подробная классификация по категориям, которую предложил американский профессор Preston Ni из Калифорнийского Университета. Изучение вопросов межличностной эффективности, профессионального общения, а также межкультурного взаимопонимания и организационных изменений побудило его уделить внимание и этому вопросу. Всего он выделяет десять общих категорий, которым соответствуют люди с пассивно-агрессивным расстройством и по его мнению, большинство проявляет хотя бы несколько из них на регулярной основе.

  1. Общая вербальная враждебность . Примеры : распускание сплетен; необоснованная критика в адрес других; непризнание общепринятых правил и норм; снисходительное обращение ко взрослым, как к детям.

Чем руководствуется : унижение других помогает ощущать себя в доминирующем положении. Причинение моральных страданий другим и лишение их эмоционального равновесия совершается для облегчения собственной нехватки в покое и безопасности. Основное желание - поддержать своё ложное чувство важности за счёт критики остальных и заставить всех страдать «за компанию». В семье это выражается в виде конкуренции за власть над домочадцами и полный контроль в отношениях.

  1. Высмеивание. Примеры : сарказм, враждебные шутки по отношению к другим, желание дразнить людей до выведения их из себя. Характерной чертой является потребность максимально унизить человека, избежав открытого конфликта и выяснения отношений, сославшись на «просто шучу».

Чем руководствуется : вымещение собственного скрытого гнева и дискомфорта на подходящей для этой цели жертве. Основное желание - маргинализировать чужое человеческое достоинство и авторитет до своего уровня.

  1. Общая замаскированная враждебность . Примеры : демонстрация пренебрежения и обиды по отношению к людям, угрюмость, желание причинить эмоциональную боль упрёками или игнорированием.

Чем руководствуется : попытка компенсировать свою внутреннюю незащищённость, преднамеренно создавая негативный эмоциональный фон в ближайшем окружении и выводя людей из равновесия.

  1. Психологическая манипуляция . Примеры : двуличие, патологическая склонность к интриганству, желание умышленно подставить человека при любой возможности (ради удовольствия и зачастую без какой-либо выгоды для себя), показная жертвенность, перекручивание одной и той же информации в разговоре с разными людьми, разглашение или утаивание важных фактов в зависимости от ситуации. Характерной чертой является притворство и сильное желание защитить себя от раскрытия.

Чем руководствуется : перенаправление внимания от собственных проблем путём бесконечного вмешательства в чужую жизнь с помощью интриг и обмана. Достижение ложного чувства превосходства за счёт манипуляции другими людьми.

  1. Травля . Примеры : необоснованные обвинения в чужой адрес с попыткой отыскать самое уязвимое место жертвы и причинить ей максимальную душевную боль.

Чем руководствуется : достижение ложного чувства счастья и собственной полноценности на фоне страданий других.

  1. Саботаж и сваливание вины на других . Примеры : показная медлительность, заторможенность, забывчивость, «тупость»; желание создать вокруг себя максимум волокиты и расстроить как можно больше чужих планов. Потребность является патологической и заставляет человека действовать даже без какой-либо личной выгоды.

Чем руководствуется : создание иллюзии собственной важности и властности; желание поставить всех в зависимое от себя положение чтобы блокировать успех других людей. Зачастую испытывает жгучую зависть по отношению к тем, кто более успешен, что выражается в необоснованных обвинениях и резкой беспочвенной критике.

  1. Автоматическое противодействие . Примеры : упрямая несговорчивость, жёсткость, неэффективность, склонность всё осложнять, привычка оставлять любое дело незавершённым, попытки саботировать работу других.

Чем руководствуется : компенсация собственной несостоятельности. В этом случае «победа» достигается за счёт разочарования и негативных эмоций жертвы.

  1. Закулисный саботаж . Примеры : срыв выполнения любых задач, проектов и мероприятий; причинение материальных потерь или допущение перерасхода ресурсов; патологическое вредительство; разрушение налаженной работы и личностных связей окружающих людей; преднамеренное распространение вредной информации.

Чем руководствуется : получение морального удовлетворения за счёт мести и «наказания» других людей; достижение эмоционального удовольствия от наблюдения за результатом своих «трудов».

  1. Показная жертвенность . Примеры : преувеличение значимости личных вопросов; манипуляция состоянием собственного здоровья; умышленное придумывание мнимых проблем для того, чтобы привязать жертву к себе и пользоваться её сочувствием и благосклонностью; взятие на себя роли мученика, который пожертвовал своим благополучием ради окружающих (обычно с упрёком в том, что эта жертва не была оценена по достоинству).

Чем руководствуется : желание пользоваться доброй волей и заботой получателя и вызывать с его стороны сильную эмоциональную привязанность для совершения манипуляции.

  1. Самобичевание . Примеры : преднамеренное создание ситуации, в которой можно было бы достичь статуса пострадавшего; беспочвенные укоры и упрёки; самоповреждения и шантаж суицидом.

Чем руководствуется : желание запугать или доставить страдания эмоционально зависимым людям, причинив вред самому себе. Любовь к созданию драм для концентрации внимания вокруг себя.

Впрочем, по мнению профессора, сам по себе последний признак нельзя рассматривать в качестве отдельного симптома расстройства, поскольку он может быть и своеобразным криком о помощи, являясь свидетельством других психических заболеваний.

Лечение пассивно-агрессивного расстройства личности

Сложность лечения расстройств этой группы состоит в том, что в большей части случаев люди просто неспособны получать удовольствие и моральное удовлетворение иными способами. Нормальная система стимулов в данном случае не работает, поэтому основная программа сводится к психотерапии и психоанализу, в ходе которого пациента учат вычленять «вредные» мысли и стимулы для сознательного их замещения «полезными».

Согласно результатам клинических наблюдений, чаще всего типичным для пассивно-агрессивных расстройств является следующий набор автоматических установок и мыслей:

  • «они не смеют указывать мне, что делать»;
  • «я буду поступать только так, как хочу»;
  • «буду всё делать назло им»;
  • «никто не испытывает благодарности за выполненную мною работу»;
  • «все вокруг только используют меня»;
  • «я никогда не смогу достичь реального успеха»;
  • «люди не хотят понимать меня»;
  • «моя жизнь несчастлива, и с этим уже ничего нельзя поделать»;
  • «у меня все равно ничего не получится»;
  • «быть честным и откровенным - это слабость»;
  • «окружающие хотят ограничить и подавить мою личность».

Терапевт выясняет какие именно патологические мысли и стимулы действуют у человека на «автоматическом» уровне и учит сознательно блокировать их. Курс лечения, как правило, длится не меньше одного года и за это время доктор и пациент проходят путь от стадии осознания причин и последствий такого поведения до разработки методов мягкого противостояния. Наилучших результатов можно добиться в том случае, если ближайшее окружение тоже участвует в процессе и мягко, но решительно перестаёт потакать слабостям больного, пользуясь созданными терапевтом заместительными шаблонами. В особенно запущенных случаях допускается устранение острых симптомов (депрессия, тревога, вспышки гнева) медикаментозными методами, после чего проводится традиционная терапия.

Прогноз и возможные осложнения

В целом при условии адекватного лечения прогноз довольно хорош. Если человек смог открыться и осознать причины проблемы, поддерживающая психотерапия обычно приносит отличные результаты. Конечно, будучи заложенным в глубоком детстве, это расстройство личности, как правило, сохраняется очень долго. Но при постоянных волевых усилиях пациента для его преодоления, оно может «выгореть» с терапией и замениться положительным жизненным опытом.

Впрочем, существует и такое понятие, как индивидуальная толерантность, от которого сильно зависит успех всего мероприятия. Даже если положительный результат кажется стабильным, человек может не до конца воспринимать новые идеи и балансировать на грани. «Доминирующая мыслеоснова» слишком глубоко укоренилась в его личности, поэтому такому лицу хватает даже малейшего толчка, чтобы снова впасть в состояние хаоса и неудовлетворённости. Зачастую осложнения возникают, когда есть мнимое или реальное отсутствие стабильности в жизни. Это относится к любой области: социальной, профессиональной, духовной, правовой, финансовой и пр. Также осложнения могут возникнуть, когда пациент ослабляет контроль над негативными мыслями, а ближайшее окружение не обращает на это внимание и потакает его поведению либо, наоборот, выражает жёсткое противодействие. Ведь ключевой составляющей психотерапии является именно мягкое противостояние негативным идеям.

По мнению американского психолога Гарриет Лернер, агрессия — способ выражения гнева. Даже самый кроткий человек не может утверждать, что свободен от нее, ведь это эволюционный механизм выживания. В разумных дозах агрессия необходима, чтобы брать штурмом дорожные пробки, «горящие» проекты и несговорчивых партнеров. Но существуют такие ее формы, которые трудно выявить, а значит — нелегко и побороть. Из них пассивная агрессия — самая изощренная и разрушительная. Часто супруги используют пассивно-агрессивное поведение, чтобы избежать краткосрочного конфликта. Но в долгосрочной перспективе его последствия могут быть более разрушительны для брака, чем выражение прямой агрессии.

Слово« пассивный» в переводе с латинского означает« страдающий». «Пассивная агрессия действительно бьет по своему источнику не меньше, чем по тому, на кого она направлена, — утверждает Галина Турецкая, кандидат психологических наук и практикующий коуч в области создания отношений. — Она становится почвой для многих страхов: страха зависимости от отношений, страха быть отвергнутым, интимофобии(боязни эмоциональной близости), страха столкнуться со своими и чужими эмоциями». Это и порождает защитную реакцию: эмоциональное дистанцирование, избегание близости в отношениях. Когда ребенку страшно, он плачет, кричит, убегает, прячется. Взрослый человек делает почти то же самое, только облекает это в «приличные» формы: избегает общения, забывает, под благовидными предлогами не участвует в отношениях, вывешивает табличку« ушел в себя, вернусь не скоро». И если в социальных ситуациях(на работе, в компании друзей) на это еще можно закрыть глаза, то в личных отношениях такое поведение больно ранит обоих — и ничего не понимающего партнера, и самого агрессора. Это похоже на восстание роботов: помимо воли в сознании человека включается автопилот, который знает только одну программу — избегать, но так, чтобы не выглядеть виноватым.

ЖЕЛАНИЕ ПЛЮС СТРАХ

« На моего мужа нельзя положиться: что-то обещает сделать, а потом долго откладывает, выдумывает причины, пускает все на самотек. Проще самой забрать костюм из химчистки, хотя ему по пути и он обещал.

А мне — лишний час с неудобным чехлом в общественном транспорте. И так во всем! — делится Лариса(32). — Когда подобных мелочей накапливается слишком много, я взрываюсь, кричу. И зря, потому что ничего такого он вроде бы не сделал, — я сама не дождалась его помощи. Становится стыдно за истерику. Но хочется скандалить, потому что время идет, а ничего не меняется».

В первую очередь важно понять: злость, бессилие, чувство вины — самая распространенная реакция женщин в отношениях с пассивным агрессором. Помни, что ты тоже человек и имеешь право на эмоции. Подавляя гнев, рискуешь стать таким же пассивным агрессором, как и он. «Не доводи до взрыва: столкнувшись с тем, что тебя не устраивает, сразу вырази реакцию честно и открыто — тогда сможешь сделать это спокойно. Сформулируй проблему и заяви о ней. А потом предложи удобные для тебя способы решения», — советует Галина Турецкая.

Пассивный агрессор тоже хочет близости, но боязнь попасть в зависимость сильнее потребности в любви. Желание плюс страх — вот формула бездействия. «Не приведет к хорошему результату ни ответное игнорирование(разбежаться по разным углам), ни раздражение, ни проявление повышенной заботы, — говорит психолог. — Важно сохранить спокойствие и позитивный настрой, своим видом показывая: я готова к диалогу, но тебе придется сделать шаг. Ведь активная позиция — именно то, чего партнер так боится». Костюм в химчистке? Пусть там и ждет своего часа. Попробуй сделать над собой усилие и не брать ответственность, переложенную на тебя, не исполняй за партнера его же обещания. Постарайся спокойно относиться к его оправданиям, не делай попыток поймать на лжи — он на самом деле мог задержаться на работе. Но даже если сидел там до победного конца, лишь бы не идти в кино, как вы договорились, все равно оправдания — наилучшее из возможного для него в данный момент. Со временем, когда у партнера появится опыт активного участия в отношениях, он сможет брать на себя больше ответственности.

ТЕСТ НА МУЖЕСТВЕННОСТЬ

Психоаналитик и специалист по генной психологии Дмитрий Калинский отмечает: пассивную агрессию проявляют не менее 70% мужчин. Но женщины тоже страдают от этой« болезни». Ведь общество предписывает нам быть мягкими и неконфликтными. Под давлением стереотипа женственности или страха потерять отношения агрессия принимает скрытые формы.
« С Иваном мы встречаемся несколько месяцев, и мне очень хотелось бы, чтобы эти отношения переросли в брак, — признается Марина(27). — Но иногда чувствую, что он меня не понимает. Недавно, зная, что я работаю дома, приехал без предупреждения с цветами и конфетами. Я не смогла объяснить, что не могу уделить ему время, что он явился некстати и отвлекает меня. Взяла букет через порог и отговорилась срочной работой. Он почему-то обиделся». Если бы мужчина вел себя некорректно, по отношению к нему можно было бы объявить открытую войну. Но он проявляет заботу, внимание, демонстрирует желание быть рядом — придраться не к чему! Тогда в ход идут инструменты скрытой агрессии, в том числе — тесты для настоящих мужчин.
Как часто в начале отношений ты устраиваешь партнеру« проверки на вшивость», будто специально демонстрируя свои худшие стороны — капризность, раздражительность, игры в молчанку, придирки по поводу и без. Все это — тоже формы пассивной агрессии, но несколько другого рода. Подсознательный сигнал этого поведения: «Полюби меня такой — и тогда я поверю, что любишь меня по‑настоящему». Но ты не можешь контролировать тот рубеж, за которым легкая женская стервозность перерастает в агрессию. Хорошо, если твой герой окажется достаточно опытным и терпеливым, чтобы пройти через испытательный срок. А если нет — скоро превратитесь в двух разочарованных людей, так и не понявших, кто виноват и что это было. Лучшее в подобной ситуации — обратиться к психологу, чтобы разобраться в причинах и устранить недоверие к мужчине.

ТЫ МНЕ ДОВЕРЯЕШЬ?

« Однажды у меня на работе произошел серьезный конфликт, — вспоминает Евгения(29). — Бойфренд позвонил и спросил, как я себя чувствую, начал утешать, что-то советовал. Чем больше он говорил, тем сильнее я злилась. Позже отправила ему смс, что чувствую себя плохо, уеду на какое-то время к родителям, когда вернусь — перезвоню. Ждала, чтобы любимый помчался за мной вслед, пожалел, обнял. Но он этого не сделал. Через несколько дней набрала его номер и услышала отчужденное „алло“. Прежняя теплота куда-то исчезла, мы отдалились друг от друга».

Главный эффект пассивной агрессии — отсутствие доверия к партнеру. Каждый раз, когда он хочет проявить свои чувства, ты ускользаешь, увиливаешь. Любимый« ловит руками воздух». И именно это вызывает самое сильное раздражение. Если бы удалось поговорить по душам с пассивным агрессором, то выяснилось бы: он сам не рад такому развитию отношений. Зачем же он это делает? Гештальттерапевт Наталья Кундрюкова объясняет: «Чтобы избежать еще больших страданий. Во многих случаях этот паттерн(бессознательно повторяющаяся модель поведения) формируется в детстве. Как правило, в первые дни и месяцы жизни ребенку не удалось по каким-то причинам образовать со значимым взрослым эмоциональную связь. Например, мама не смогла сразу после рождения взять его на руки, не могла кормить грудью или рано вышла на работу». Малышу не хватило эмоционального и телесного контакта, базовая потребность не была удовлетворена. Именно поэтому во взрослом возрасте при попытке образовать близкие отношения такой человек бессознательно повторяет свой травматичный опыт. Одновременно с желанием приблизиться, получить внимание и поддержку он переживает страх отвержения и стыд за то, что испытывает эти желания. Вместо того, чтобы сделать шаг навстречу, попросить о помощи и получить ее, начинает увиливать.

По мнению Натальи Кундрюковой, необходимо осознать и прожить отвержение, полученное в раннем детстве. Сделать это самостоятельно, без помощи терапевта, к сожалению, невозможно. Человеку, страдающему от пассивной агрессии, важно понять: такой способ поведения разрушает и отношения с дорогими людьми, и его собственный организм. Вероятно, лучший выход — накопить ресурсы(решимость, надежду и деньги) и попробовать поработать с психологом в формате индивидуальных консультаций. Внутреннюю боль и недоверие можно пережить. Или придется выбрать безопасную дистанцию в отношениях и отказаться от мысли о близости.

Как распознать пассивного агрессора

Откладывает дела на потом, пока не станет слишком поздно.

Не выполняет обещаний, «забывает» о договоренностях, избегает эмоциональной близости.

Отрицает, переворачивает все с ног на голову, делая партнера виноватым.

Неясно выражает свою позицию, путает следы.

Не проявляет внимания: не звонит, не пишет смс.

Посылает противоречивые сигналы: например, говорит о любви, но действует так, что подозреваешь обратное.

Никогда не извиняется.

4 стратегии эффективного взаимодействия с пассивным агрессором от Сигне Уитсон, автора книги« Злая улыбка:

психология пассивно-агрессивного поведения в семье и на работе»:

1 Распознай сигналы пассивно-агрессивного поведения заранее: прокрастинация, игнорирование, замалчивание, уход от обсуждения проблемы, сплетни.

2 Не поддавайся на провокации. Подсознательная цель пассивного агрессора — вывести тебя из себя. Если чувствуешь, что начинаешь закипать, попробуй спокойно выразить негатив: «Я не стану кричать, потому что это только усугубит ситуацию».

3 Укажи пассивному агрессору на гнев, который он испытывает — такие люди игнорируют именно эту эмоцию. Твое мнение должно быть подтверждено конкретным фактом: «Мне кажется, ты злишься на меня сейчас, потому что я попросила тебя сделать то-то».

ТЕКСТ: Галина Турова

Пассивная агрессивность является непрямым выражением гнева, при котором человек пытается расстроить или ранить вас не самым очевидным способом. Сложность заключается в том, что такому человеку легко отрицать наличие недобрых намерений. Люди проявляют склонность к пассивно-агрессивному поведению по той причине, что они не умеют справиться с конфликтом должным образом. Однако существуют способы помочь такому человеку осознать собственное поведение и решить проблему пассивной агрессии посредством общения.

Шаги

Часть 1

Как распознать пассивно-агрессивное поведение

    Познакомьтесь с признаками . Коварная природа пассивной агрессии кроется в том, что человек может правдоподобно отрицать такое поведение. В ответ на ваши обвинения он может заявить, что не понимает, о чем речь, либо обвинить вас в чрезмерной реакции. Всегда доверяйте своим чувствам и научитесь различать пассивную агрессию.

    Убедитесь, что вы не преувеличиваете. Может показаться, что человек пытается досадить вам, но также возможно, что вы просто чрезмерно мнительны и все принимаете на свой счет. Оцените свои слабые места - в прошлом вам часто попадались люди, усложняющие вашу жизнь? Этот человек похож на них? Вы предполагаете, что он ведет себя так же?

    Обратите внимание на ощущения, которые вызывает у вас человек. При общении с пассивно-агрессивным человеком вы можете чувствовать разочарование, гнев и даже отчаяние. Может показаться, будто вы просто не способны угодить человеку, что бы вы ни говорили или ни делали.

    • Вас может ранить тот факт, что вы выступаете принимающей стороной пассивно-агрессивного поведения. Например, человек может устроить вам молчаливый бойкот.
    • Вас может сбить с толку тот факт, что человек постоянно жалуется, но ничего не делает, чтобы исправить ситуацию. Проследите за своими инстинктами.
    • Нахождение рядом с таким человеком может утомлять или опустошать вас, так как вы тратите слишком много энергии, чтобы справиться с пассивно-агрессивным поведением.

    Часть 2

    Реакция на пассивно-агрессивное поведение
    1. Всегда сохраняйте положительный настрой. Сила позитивного мышления помогает справиться с повседневными делами. Люди с пассивно-агрессивным поведением будут пытаться затянуть вас в воронку негатива. Иногда они стараются вызвать отрицательную реакцию, чтобы в ответ перенести внимание на вас и оказаться как будто не виноватыми. Не допускайте этого.

      • Оставайтесь позитивным, чтобы не опускаться до их уровня. Не давайте таким людям повода. Не оскорбляйте их, не кричите и не раздражайтесь. Оставаясь спокойным, вы будете в более выгодном положении, чтобы перенести внимание на их действия, а не на свои. Разозлившись, вы лишь отвлечете внимание от реальных проблем.
      • Моделируйте положительное поведение. Общаясь с детьми и взрослыми, реагируйте на свои конфликты так, чтобы другие знали, как взаимодействовать с вами. Пассивная агрессия испускает эмоции, пряча их за маской безразличия. Вместо этого будьте открытым, честным, прямо выражайте свои эмоции. Столкнувшись с таким пассивно-агрессивным поведением, как демонстративное молчание, направьте разговор в продуктивное русло.
    2. Всегда сохраняйте спокойствие. Если вы расстроены, то не спешите принимать решений и для начала успокойтесь (пройдитесь, включите музыку и потанцуйте, решите кроссворд), а после этого решите, что вы хотите получить от этой ситуации, то есть с каким разумным исходом вы сможете примириться.

      • Контролируйте свои эмоции, особенно гнев. Не нужно прямо обвинять людей в пассивной агрессии, это лишь позволит им все отрицать и обвинить вас в раздувании проблемы, чрезмерной восприимчивости или подозрительности.
      • Ни в коем случае не выходите из себя. Не позволяйте человеку понять, что он или она смогли вывести вас. Это лишь подкрепит их поведение и все повторится снова.
      • Сдержитесь от проявления ответного гнева или другой эмоционально окрашенной реакции. Так вы возьмете ситуацию в свои руки и будете выглядеть человеком, которым нельзя помыкать.
    3. Начните разговор о проблеме. При условии сохранения эмоциональной стойкости, самоуважения и спокойствия, лучше всего просто выразить то, как вы видите ситуацию. Например: «Я могу ошибаться, но предполагаю, ты расстроилась, что Диму не пригласили на вечеринку. Давай обсудим это?»

      • Говорите прямо и по существу. Если выражать свои мысли нечетко и говорить общими фразами, то человек с пассивно-агрессивным поведением легко сможет перекрутить сказанное. Если вы собираетесь противостоять такому человеку, то лучше высказываться прямо.
      • Опасность конфронтации порождается возможностью свободной трактовки фраз вроде «Ты опять за старое!». Так вы ни к чему не придете, лучше сразу сказать о конкретном действии. Так, если вас раздражает молчаливый бойкот, то приведите в пример конкретный случай, когда он имел место.
    4. Человек должен осознать, что он расстроен. Не обязательно нагнетать обстановку, но сохраняйте твердость и скажите: «Похоже, ты сейчас очень расстроена» или «Складывается впечатление, что тебя что-то беспокоит».

    Часть 3

    Как защититься от пассивно-агрессивного поведения

      Установите границы для таких людей. Вы, конечно, не желаете разжигать противостояние, но не нужно также становиться боксерской грушей для пассивно-агрессивных людей. Это одна из форм жестокого обращения, которая может навредить вам. Вы имеете полное право установить границы.

      • Частой ошибкой является излишняя мягкость. Уступив пассивно-агрессивному поведению, вы теряете нити контроля над ситуацией. Это своего рода силовое противоборство. Можно сохранять спокойствие и положительный настрой, но при этом оставаться сильным и твердым в своих решениях.
      • Соблюдайте установленные границы. Дайте понять, что вы не станете терпеть дурное обращение. Если человек постоянно опаздывает и нервирует вас, то сообщите, что при следующем опоздании вы просто пойдете в кино без него. Это один из способов сказать, что вы не собираетесь расплачиваться за чужое поведение.
    1. Найдите и рассмотрите корень проблемы. Лучший способ справиться с такой злостью - оценить все перспективы как можно раньше. Для этого нужно понять первопричину гнева.

      • Если такому человеку не характерно гневное поведение, то поговорите с общими знакомыми, которые могут знать причину и вовремя распознать признаки зарождающейся злости.
      • Копните глубже и справедливо оцените причины, толкающие к такому поведению. Пассивная агрессия обычно является симптомом других проблем.
    2. Учитесь ассертивной коммуникации. Коммуникация может быть агрессивной, пассивной и пассивно-агрессивной. Продуктивность всех этих видов уступает ассертивной коммуникации.

    3. Поймите, когда лучше полностью избегать встреч с человеком. Если человек регулярно задействует пассивно-агрессивное поведение, то очевидно, что лучше прекратить с ним общение. Ваше благополучие важнее.

      • Найдите способы как можно реже видеться с таким человеком и не оставаться наедине. Всегда будьте в коллективе.
      • Если такие люди несут только отрицательную энергию, то дважды подумайте, стоит ли в принципе общаться с ними.
    4. Не делитесь информацией, которую можно использовать против вас. Не сообщайте пассивно-агрессивным людям личную информацию, свои эмоции и мысли.

      • Такие люди могут задавать вопросы, которые на первый взгляд кажутся невинными и без злого умысла. Можете отвечать на них, но не вдавайтесь в подробности. Проявляйте дружелюбие, но отвечайте кратко и размыто.
      • Избегайте разговоров о ваших чувствах и слабостях. Пассивно-агрессивные личности часто запоминают такие детали, даже упомянутые вскользь, а позднее используют их против вас.
    5. Обратитесь за помощью к посреднику. Это должен быть объективный представитель третьей стороны из отдела кадров, близкий (но объективный) родственник или общий друг. Суть в том, чтобы задействовать человека, которому доверяете не только вы, но и ваш пассивно-агрессивный собеседник.

      • Перед встречей с посредником сообщите ему или ей о своих беспокойствах. Старайтесь взглянуть на ситуацию с чужой точки зрения и понять, что порождает злость. Обойдитесь без предосудительности и попытайтесь понять причины отталкивающего поведения в ситуации, когда вы стараетесь помочь.
      • При разговоре один на один вы рискуете услышать «Да брось, это просто шутка» или «Ты слишком остро реагируешь». Именно поэтому лучше задействовать третью сторону.
    6. Сообщите о последствиях, если человек не меняет поведения. Поскольку пассивно-агрессивные личности действуют скрытно, они почти всегда противятся попыткам изменить их поведение. Отрицания, оправдания и перевод стрелок - вот лишь несколько шаблонов.

      • Независимо от ответа заявите, как вы намереваетесь поступить. Важно привести одно-два жестких последствия, чтобы призвать такого человека пересмотреть свое поведение.
      • Умение понять и очертить последствия - один из самых действенных способов заставить пассивно-агрессивного человека «уступить». Сообщенные должным образом последствия остановят сложного человека и могут изменить его нежелание сотрудничать.
    7. Подкрепляйте надлежащее поведение. В контексте поведенческой психологии подкрепление обозначает что-то, что вы делаете или даете человеку после того, как он придерживался определенного поведения. Цель подкрепления - повысить частотность такого поведения.

      • Это может означать награду за хорошее поведение, которое нужно сохранить, или наказание за плохое поведение, от которого нужно избавиться. Позитивное подкрепление - не самая простая из задач, поскольку отрицательное поведение бросается в глаза сильнее, чем положительное. Всегда старайтесь рассмотреть хорошее поведение, чтобы не упустить возможность подкрепить его.
      • Например, если пассивно-агрессивный человек откроется и честно озвучит свои чувства («Мне кажется, что ты специально так ведешь себя со мной!»), то это отличный знак! Закрепите такое поведение следующими словами: «Спасибо, что поделилась со мной. Я очень ценю то, что ты можешь рассказывать мне о своих чувствах».
      • Это привлечет положительное внимание к хорошему поведению, позволит узнать эмоции. Теперь можно пытаться начать открытый диалог.
    • Если придираться, ворчать и злиться, то вы лишь разожжете конфликт и дадите человеку больше оправданий и поводов не признавать ответственность.
    • Примиряясь с таким поведением или принимая на себя чужую ответственность, вы допускаете и поощряете пассивно-агрессивное поведение.
    • Люди, придерживающиеся такого поведения, часто ощущают гордость за свое умение контролировать эмоции.

Последние материалы раздела:

Философия фрейдизма и нефрейдизма Основы фрейдизма
Философия фрейдизма и нефрейдизма Основы фрейдизма

Основателем фрейдизма является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, дополняя и уточняя их,...

Хронология событий холодной войны
Хронология событий холодной войны

После Второй мировой войны всегда подразумевавшееся противостояние между странами капиталистического Запада и коммунистического Востока получило...

Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке
Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и...