Значение слова сублимация. Сублимация ягод и других растительных плодов земли

Бываю ситуации, когда полезно трансформировать свою нерастраченную энергию во что-либо. Часто под таким перенесением подразумевают преобразование сексуальной энергии в творчество. Предлагаем узнать, что такое сублимация, и как сублимировать либидо.

Сублимация - что это?

Не всем известно значение слова сублимация. Под этим термином понимают , который представляет собой снятие внутреннего напряжения при помощи перенаправления энергии на достижение поставленных целей, творчество. Основными компонентами являются:

  1. Переход энергии от объекта инстинктивного влечения к объектам, имеющим культурное значение.
  2. Трансформация эмоций, способных сопровождать деятельность человека.
  3. Освобождение психики от инстинктов, которые преобладают.
  4. Преобразование инстинктов в приемлемую для общества форму.

Сублимация в философии

Термин сублимация в философии - это переключение части энергии с социально и культурно неприемлемых и, можно даже сказать, низменных целей, на социально значимые, возвышенные. Идея данного механизма описана в одном из произведений немецкого писателя Юнга Штиллинга и в работах немецких философов Шопенгауэра и Ницше. Это понятие первым открыл Фрейд. Примером таких трансформаций может быть сублимирование сексуальных желаний в эстетические, либо религиозные.


Сублимация в психологии

Специалисты говорят, что сублимация в психологии - это такой механизм психики, который имеет защитные свойства от внутреннего напряжения, которое вызвано определенными обстоятельствами, с целью перенаправлять энергию для достижения цели. Так, можно утверждать, что каждый неприемлемый для личности импульс, есть возможность использовать положительно, направив на конструктивную деятельность, а не на разрушение. Примеры подобного перенаправления в жизни:

  1. Работа полицейским – перенаправление склонности к насилию.
  2. Специальность патологоанатом – сублимация интереса к мертвым, смерти и трупам.
  3. Работа хирургом – переход склонности к садизму.
  4. Творческая деятельность, успехи в науке – перенаправление .

Сублимация - механизм психологической защиты

Под сублимацией понимают один из механизмов защиты психики человека, который способен снимать напряжение в конфликтных ситуациях. Сублимировать - это значит превращать инстинктивные формы психики в социально значимые для общества и самого человека формы деятельности. Агрессия способна получить разрядку в спорте, либо в очень строгих методах воспитания, а эротизм сублимируется в творчестве и дружбе. В тех случаях, когда естественная разрядка инстинктивных влечений невозможна, можно найти такую деятельность, где данные импульсы могут найти применение.

Сублимация по Фрейду

В конце девятнадцатого и начале двадцатого века понятие механизма использовал создатель психоаналитического учения про человека и культуру Зигмунд Фрейд. Его концепция искусства утверждает, что сублимировать - это переносить основной источник и первопричину творческого процесса, художественных произведений, духовной культуры. Известный австрийский психиатр говорил, что смысл трансформации состоит в том, что природное влечение может перейти на другую цель, которая далека от сексуального удовлетворения.

Энергия инстинктов может преобразоваться в нравственно-положительную и такую, которая соответствует эстетическим нормам общества. Это может быть связанная с творчеством энергия. В связи с подобным пониманием возможностей перехода заложенных в человеке природных инстинктов и их направленности на высшее цели, психоаналитическое значение искусства может граничить с абсолютизацией деятельности.


Сублимация у женщин

У каждого человека есть свои предпочтения в жизни, а потому понятно, что и трансформировать какую-либо энергию все мы можем по-разному. Женская сублимация имеет свои особенности. Для леди часто бывает актуальной сублимация любви. У представительниц прекрасного пола есть не так и мало вариантов переноса энергии. Женщина может трансформировать свою накопившуюся энергию в:

  • творческую деятельность (рисование, вышивка, бисероплетение);
  • спорт и фитнес;
  • работу;
  • домашнюю работу;
  • воспитание детей.

Сублимация у мужчин

Перенести свои сексуальные импульсы на что-либо иное и при этом в итоге сделать настоящий шедевр - под силу представителям обоих полов. Это и объясняет, что такое сублимация. Есть несколько вариантов, как мужчины сублимируют энергию:

  1. С головой окунаются в профессиональную деятельность. Другими словами, все свои силы отдают карьере, и для иных посылов и стремлений просто не остается душевных и физических резервов.
  2. Начинают заниматься творчеством. В такие дни могут получаться настоящие шедевры, что под силу только великим мастерам.
  3. Интенсивно занимаются спортом. Физические нагрузки могут быть большими и регулярными.
  4. Полностью себя посвящают любимому увлечению. Это могут быть как активные виды спорта, так и рыбалка, охота, музыка.

Как правильно сублимировать?

Важно знать, куда и как сублимировать энергию. Вот несколько советов как научиться целенаправленному механизму перехода:

  1. Важно научиться принимать каждый новый день и каждого человека в жизни, как подарок.
  2. Необходимо позволять себе самые безумные мечты и при этом . Это является одним из самых важных принципов механизма трансформации. С помощью воображения могут возникать самые лучшие открытия.
  3. Нужно положиться на интуицию. Вместе с воображением она способна помочь поймать те идеи, которые парят в воздухе. Порой благодаря этому определяется гениальность.
  4. Большинство талантливых изобретателей использовали, так называемый, «эффект черной дыры», когда закрывались в темной комнате и таким образом полностью абстрагировались. Это позволяло психике абстрагироваться от происходящего вокруг и сосредоточиться на определенных задачах.
  5. Важно помнить, что эмоциональный подъем имеет сходство с состоянием влюбленности. Необходимо с такими чувствами прожить ситуацию, где есть желание преуспеть в чем-либо.

Как сублимировать сексуальную энергию?

Под понятием сублимированная сексуальность принято понимать переход сексуального желания в творчество. Сексуальная энергия является самой мощной и доступной. Когда человек что-то изменяет в этой сфере, то ощущает улучшение самочувствия, мир воспринимает по-другому, возрастают творческие возможности и лучшими становятся отношения с людьми.

Когда творческая личность говорит про свою музу и вдохновение, то подразумевается тот объект, который и поможет энергии трансформироваться в творческую. До сих пор психологи не разобрались, как происходит переход сексуальной энергии в творческую. С уверенностью можно сказать, что это происходило с каждым, хотя бы один раз в жизни. Поняв силу сублимации, некоторые ученые сознательно отказываются от для великих достижений. Хотя психотерапевты не поощряют подобное.


Как сублимировать агрессию?

По мнению специалистов самоуничтожение является результатом нарушения инстинкта агрессии, который призван поддерживать жизнь. Однако человеку необходима сублимация энергии. Существуют такие способы подобного рода разрядки:

  1. Перенос эмоций на неодушевленные предметы.
  2. Разрядка при помощи методов психоанализа.
  3. Повышение уважения к себе при помощи искусства, науки и образования.
  4. Занятия спортом – стимул к разрядке агрессии и проявление здоровой конкуренции.
  5. Использование воодушевления для чего-то действительно важного, а не против выдуманных противников.

Словарь Ушакова

Сублимация

сублима ция , сублимации, мн. нет, жен. (от лат. sublimo-возношу) (хим. ). Переход вещества при нагревании из твердого прямо в газообразное состояние, без превращения в жидкость.

Политическая наука: Словарь-справочник

Сублимация

в политике процесс переориентации, переключения энергии политических лидеров из одной сферы в другую.

Культурология. Словарь-справочник

Сублимация

(лат. sublimo – возношу) – термин, использующийся в теории психоанализа, обозначает процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.

Термины Киносемиотики

СУБЛИМАЦИЯ

(лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно З.Фрейду, СУБЛИМАЦИЯ - это процесс, заключающийся в том, что влечение (ЛИБИДО) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму СУБСТАНЦИИ Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. (Филос. словарь) См. .

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Сублимация

Сублимация

♦ Sublimation

Изменение состояния (от наиболее тяжелого к самому легкому) или направленности (от самой низкой к самой высокой). Слово «сублимация», первоначально обозначавшее нравственное возвышение, было взято на вооружение сначала алхимиками, а затем и химиками для обозначения перехода тела из твердого в газообразное состояние. В современной философии превалирует фрейдистское толкование термина. Сублимация – это процесс, в ходе которого сексуальное побуждение меняет объект и уровень и находит выражение, хоть и косвенное, в социально приемлемой форме и вне собственно эротического удовлетворения. Именно таким образом обстоит дело в искусстве, философии, духовной жизни вообще, а возможно, и в любви, как только любовь перестает сводиться к сексуальному влечению. В процессе сублимации, пишет Фрейд, подобные влечения «отклоняются от своих сексуальных целей и направляются на цели социально более высокие, уже не сексуальные» («Введение в психоанализ», лекция 1). Иными словами, сублимация означает использование энергии «Оно» на что-то другое, что имеет большую ценность. На что именно? Цивилизованность, например. «Самыми благородными достижениями человеческого духа, – пишет Фрейд, – мы обязаны психическому обогащению как результату сублимации» («Пять лекций…», V). Инфантильные желания также могут «проявить всю свою энергию и взамен чего-то неосуществимого поставить перед индивидуумом другую, более высокую цель […], носящую более возвышенный характер и имеющую большую социальную ценность» (там же). Индивидуум при этом получает «более тонкое и более возвышенное» удовлетворение («Болезнь цивилизации», II). Это лучше, чем невроз (возникающий как реакция на вытеснение инфантильных желаний). Это лучше, чем извращение (удовлетворение этих желаний). Это также лучше, чем просто животная сексуальность (игнорирующая эти желания). Вот почему мы говорим, что, изобретая богов, человечество, возможно, изобретает себя. Оно руководствуется не чувством высокого, оно возвышает само чувство.

Тезаурус русской деловой лексики

Сублимация

Syn: возгонка

Энциклопедический словарь

Сублимация

  1. (от лат. sublimo - возношу), переход вещества из твердого в газообразное состояние, минуя стадию жидкости (фазовый переход первого рода). Для сублимации к веществу необходимо подвести энергию, называемую теплотой сублимации.
  2. в психологии - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.

Не ослабляя напора. Эта менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близкую, называется сублимацией».
В психоанализе чаще всего идет о смене душевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В . 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского .
Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое , обусловливают его поступки.
С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний.
Монотонная, изматывающая постоянно порождает в человеке неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая , и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

СУБЛИМАЦИЯ

(позднелат. sublimatio, от лат. subli-mo - высоко поднимаю, возношу) в психологии, психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие С. было введено Фрейдом в 1900 ; в разработанной им концепции психоанализа С. рассматривается как один из видов трансформации влечений (либидо) , противоположный вытеснению. В социальной психологии С. связывается с процессами социализации. Проблемам С. уделяется значит. в психологии творчества, детской психологии, психологии спорта и др.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СУБЛИМАЦИЯ

(от лат. sublimare возносить)

утончение, . В психоанализе Фрейда – преобразование вытесненного полового влечения в духовную , большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СУБЛИМА́ЦИЯ

(позднелат. sublimatio – возвышение, от лат. sublimo – высоко поднимаю, возвышаю) – в теориях ценностей означает возведение ценности от низшего к высшему уровню (напр., у Макса Шелера); в учении Фрейда – особый замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при к-ром первоначальной (обычно сексуальный) влечения замещается другим, более социально приемлемым. В психологию "С." ввел Фрейд в 1900. В психоанализе понятие С. используется для объяснения психологич. механизмов творчества и обозначает преобразование в этом процессе низших (большей частью подсознательных) влечений. Толкуя как один из способов разрядки внутр. напряжений и конфликтов, Фрейд попытался объяснить его с позиций биологич. детерминизма; с этой т. зр. у него выступал как провала С., а С. – как "удавшийся невроз". Очевидная узость такого объяснения породила дилемму: покончить с биологич. детерминизмом и признать свободу выбора и решения в творчестве или объявить его результаты лишь более утонченной и замаскированной формой выражения тех же осн. влечений (иск-во как "возвышающий "). Избрав второй из этих путей, авторы многочисленных фрейдистских сочинений по проблемам творчества утверждают наличие прямой связи между результатами творчества и небольшим числом вариантов осн. влечений и их патологич. отклонений. Напр., согласно работам Т. Рейка, творчество Гёте, его "олимпизм" есть результат компенсации параноидного психоза, к к-рому Гёте, как утверждают, был близок в юности; в основе творчества Достоевского – чувство вины, порожденное в детстве его враждебными импульсами по отношению к отцу (И. Нейфельд, Достоевский. Психоаналитич. очерк, пер. с нем., Л.–М., 1925). Большая роль в формировании художества придается компенсации им травм детского возраста (З. Фрейд, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, М., 1912). С этих позиций творчество выступает как вид самодеят. психотерапии.

Психоаналитики провели много исследований для выявления условий С. и сопутствующих ей процессов. Общую схему сублиматорной деятельности предложил Э. Берглер, выделивший пять уровней С. с вводом и переключением ряда психич. механизмов. В рамках т.н. эгопсихологии, помимо процесса перенесения или замены объекта влечения, подчеркивается роль в С. преобразования самой энергии – ее в форму, пригодную для выполнения специфич. функций Эго.

Фрейд и особенно его последователи нередко связывают учение о С. с учением Платона об эросе. Но если в платонизме низшие формы бытия выводятся из высших, то у Фрейда, наоборот, высшие формы сводятся к низшим, к единственным для него реальным биологич. процессам. По словам М. Шелера, в учении о С. выявляет себя как инвертированный или как "игра на понижение"; учитывая тот факт, что в творчестве принимают участие психич. и психосоматич. процессы разных уровней, фрейдистское учение о С. пытается свести это уровней к одному – влечениям и их материалу; при этом творч. как создание нового качества ускользает от прямого исследования.

Лит.: Фрейд З., Бред и сны в Градиве, в кн.: Иенсен В., Градива, Одесса, 1912; его же, Я и Оно, пер. с нем., Л., 1924; Kris Ε., Psychoanalytic explorations in art, N. Y., 1952; Bergler E. O., On a five-layer structure in sublimation, "Psychoanalytic Quarterly", 1945, v. 44, No 1.

Д. Ляликов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СУБЛИМАЦИЯ" в других словарях:

    - (хим.) операция, состоящая в отделении летучих плотных тел, напр. нашатыря, пирогаллола, бензойной кислоты, от нелетучих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. СУБЛИМАЦИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

    сублимация - (от лат. sublimo возношу) процесс и один из основных защитных механизмов психики преобразования энергии сексуального влечения (либидо), характеризующийся заменой сексуальной цели на цель «более отдаленную и более ценную в социальном отношении».… … Большая психологическая энциклопедия

    Сублимация - Сублимация ♦ Sublimation Изменение состояния (от наиболее тяжелого к самому легкому) или направленности (от самой низкой к самой высокой). Слово «сублимация», первоначально обозначавшее нравственное возвышение, было взято на вооружение… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского sublimo возношу), возгонка, переход вещества из твердого в газообразное состояние, минуя стадию жидкости. Сублимация фазовый переход 1 го рода. Процесс сублимации идет с поглощением энергии, называемой теплотой сублимации. Обратный … Современная энциклопедия

    - (лат. sublimo возвышать, возносить) Психологическая категория, активно вошедшая в гуманитарные науки XX в. во фрейдистской (см.: Фрейд) интерпретации. Согласно Фрейду, С. это психический процесс, в результате которого энергия природных… … Энциклопедия культурологии

    - (от лат. sublimo высоко поднимаю, возношу), возгонка, переход в ва из крист. состояния непосредственно (без плавления) в газообразное; происходит с поглощением теплоты (фазовый переход I рода). С. одна из разновидностей парообразования, возможна… … Физическая энциклопедия

О сублимации много и вроде бы подробно написано в различных книгах по психоанализу, но все это кажется тем более запутанным, чем более подробно излагается.

Вот что говорит Словарь по психоанализу:

"Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.
…На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией - в экономическом и динамическом смысле - некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества виды деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений:
…Сублимация - часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли".

…Вообще Фрейда обвиняют в пансексуализме не только оттого, что он ВСЕ выводил из сексуального влечения (в конце концов, это один из наиболее ярких примеров работы человеческого бессознательного), но во многом еще и потому, что он как раз продвигал эту теорию сублимации: мол, любое творчество - есть реализация невостребованной сексуальной энергии (либидо). И возможно, подобный "энергетически-сексуальный" подход оттолкнул очень многих от РАЗУМНЫХ основ фрейдовского психоанализа…
Поэтому рискну поговорить относительно сублимации несколько "в ином ключе": не с точки зрения сексуальности (по крайней мере сразу), а для начала - с точки зрения биологии.
И как ни странно, разговор о сублимации мы начнем с разговора об амебе.

  • Присмотримся внимательнее к движенью амебы (которое иначе называется таксис). В частности, к такой разновидности, как хемотаксис - направленное движение амебы, вызванное наличием в некоей точке окружающей среды того или иного химического раздражителя.
    Если создать подобную неравномерность концентрации - скажем, капнуть "на краешек" наблюдаемой емкости немного кислоты - амеба от этого места будет "убегать" (так называемый отрицательный хемотаксис). Если вместо кислоты капнуть некоей белковой субстанции (являющейся для амебы пищей) - мы получим приближение к этому месту (или положительный хемотаксис).Так вот, позволю себе предположить, что даже на уровне амебы между раздражителем внешней среды и действием (реакцией) есть некое "промежуточное звено", заставляющее живой организм на самом "примитивном уровне" избегать "неприятного" воздействия и "прибегать" к приятному. И по крайней мере есть некий "центр", который определяет это "приятное и неприятное" и заставляет добиваться первого и отдаляться от второго.
    Таким образом весьма вероятно, что все живое (и человек в том числе) наделено некими "центрами удовольствия и неудовольствия", которые как раз и определяют поведение особи - избегать неудовольствий и двигаться к удовольствиям (а точнее говоря - избегать ОЩУЩЕНИЙ неудовольствия и двигаться к ОЩУЩЕНИЯМ удовольствия).

Понятно, что когда биологическая организация становится сложнее, чем у амебы:), тогда эти "центры" превращаются в более сложную систему, появляются более разветвленные связи, но основа все равно остается примерно такая же.
Причем ПРИЯТНЫМ оказывается не только жизненно необходимое действие (например, тот же прием пищи), но еще и процессы, его обеспечивающие (например, добывание пищи).

  • Вот один пример: как известно, волку, для того, чтобы раздобыть еду, надо побегать (говорят не зря, что волка ноги кормят). Так что если волку охота кушать, прежде ему надо активно подвИгаться. Но самое интересное - многие биологи отмечали, что в подобных случаях животное бегает не потому, что у него живот подвело и "голод не тетка": ему приятен сам процесс активного движения при добыче еды! По крайней мере - особь, для того, чтобы выжить, просто должна получать удовольствие от самого по себе процесса спонтанного бега по лесу, в том числе на голодный желудок…
    А неприятные действия - это любые действия, ведущие к ухудшению "личной безопасности", увеличивающие риск гибели особи (или вида) и страдания в той или иной форме. Подобные действия сами по себе вызывают "внутреннее неудовольствие" и "стимулируют" отдаляться от таких действий, избегать их. Причем это все на бессознательном, инстинктивном, "животно-биологическом" уровне, когда еще не задействованы печально известные "общественное бессознательное и социальная среда". В том числе и поэтому животные, как известно, не употребляют алкоголь и не курят:)

И можно сказать, что именно "на животном уровне" должны быть приятны все процессы (причем сами процессы как таковые, а не только их результаты), итоги которых ведут к выживанию и сохранению вида.
Так, само по себе приятно спаривание, именно как "средство воспроизводства". И эта "приятность" просто необходима для выживания вида, - по той причине, что при размножении результат отделен от "процесса" на какое-то временнОе расстояние (у человека это девять месяцев), и биологически сложно было бы обустраивать схему реагирования "делай вот это только потому, что ПОТОМ от этого появится то, что тебе приятно". Но возникает иная схема: "Делай это, потому что тебе это приятно само по себе". Точно так же как волку приятно в принципе побегать за едой, хотя отдельно приятно когда-то в конце беготни получить саму еду…
Да и кормить детенышей, как правило, приятно (не только грудью) - тоже пример, как приятен САМ ПРОЦЕСС, а не ожидание того, что из этого детеныша лет через 20 вырастет нечто - вот оно будет, мол, потом приятно!

И надо сказать, что подобная связка "процесс спаривания - удовольствие" формировалась в течение… не ошибиться бы… последних двух-трех МИЛЛИАРДОВ лет. То есть до человека разумного, скажем так, сексуальность "дошла" как стимул удовольствия. Но в то же время, причем на основе того же механизма, пошло движение в обратном направлении, своего рода эксплуатация "безусловно приятного ощущения", связанного с процессом человеческого спаривания, в нерепродуктивных целях. Особенно этому способствовало то, что человек, в отличие от животных, оказался готов к осуществлению процесса спаривания с пубертата и до глубокой старости, и причем все время. В итоге оплодотворение как результат, ради чего, собственно, три миллиарда лет назад был сделан приятным сам процесс совокупления, несколько потеряло актуальность (у людей овуляция в итоге не имеет внешних проявлений, как у животных), и половой акт стал как бы самостоятельным процессом "удовольствия ради удовольствия" и даже в какой-то степени неосознанным символом удовольствия!.. И в частности, уже вполне могла расцениваться как отдельное удовольствие совокупность ритмичных движений - фрикций. То есть в итоге - ритмичных движений как таковых.

  • Вот еще пример. Первобытный человек, для того, чтобы выточить каменный топор, должен произвести достаточно много ритмичных движений - ударов по камню. То, что в результате этих движений получится удобное орудие - это само по себе может оказаться приятно (буквально так - приятная неожиданность:)). Но опять же: не очень-то надежно "заставлять совершать неприятный процесс ради приятного результата": гораздо "надежнее биологически" сделать на уровне ассоциативных связей приятным САМ ПРОЦЕСС. А именно - ритмичные движения, воспринимаемые на глубинном уровне как часть априори приятного процесса совокупления. И если в результате этих приятных движений у первобытного человека не получится ничего - то и ладно, он эти движения, приятные ему сами по себе, повторит как-нибудь еще раз. А когда однажды у него в итоге получится полезный каменный топор - действие со временем закрепится как обучающее и развивающее не только интеллект, но и техническую оснащенность гомо сапиенса.

Точно так же монотонные ритмичные взмахи каменной мотыги были приятными не "ради будущего урожая" (о котором наши предки могли и вообще не знать, ибо так далеко пока не заглядывали), а опять же сами по себе. А "неожиданное появление урожая" постепенно закрепляло, что махать надо именно вот тут и именно тогда-то…
И так далее, и тому подобное. Тут и удовольствие от ритмично раскачивающихся качелей (в том числе и кроватки, и колыбели), и народные танцы (которые в большинстве своем достаточно ритмичны), и даже некоторые трудовые процессы: взмахи, наклоны… А известный греческий "сиртаки" - тот откровенно символизирует процесс отжимания винограда на вино ногами.
И вообще можно отметить, что человеку на "глубинном уровне" приятно все ритмическое: орнаменты, музыка, даже "красивые формулы". Можно вообще сказать, что "любовь к ритмическому" привела человечество к созданию ЭВМ! :)

Таким образом, ради сохранения и развития вида вовсю шла определенная эксплуатация центра удовольствий, в частности, давно закрепленной связки "удовольствие - спаривание". Понятно, что по мере развития интеллекта эксплуатация центра удовольствий становилась все более разнообразной. Но в любом случае этим центром "поощрялись", скажем так, "сексуально-подобные действия". От ритмичных движений и некоторой степени мышечной нагрузки ("радость движения") до труда и творчества - именно как СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНЫХ видов деятельности. То есть центр удовольствий начинает поощрять человека за действия, напрямую не связанные с размножением, не приводящие к непосредственной репродукции - но приводящие к развитию вида, к укреплению его устойчивости во всех отношениях! А в итоге подобной "эволюции центра удовольствий" человек начал получать удовольствие и от "несексуальной" деятельности - трудовой и\или творческой. Причем не столько от результата, сколько от процесса!

Да, известно, что "творческие люди" часто не застревают на результатах творчества - что называется, "пишут в стол". Ясно, что тут многое зависит еще и от личностных акцентуаций и мотиваций (оно и понятно - тут работает не один центр удовольствий, ведь опять же, человек не амеба); но все равно зачастую именно ПРОЦЕСС творчества становится приятным, причем в данном процессе у той или иной личности "центр удовольствий" бывает порой задействован настолько сильно, что собственная сексуальная активность такой личности как раз и уменьшается (тут и говорят, что, мол - сублимируется).
Однако хочу отметить - активность УМЕНЬШАЕТСЯ, но не исчезает! Грубо говоря, если у такой личности была внутренняя потребность в получении удовольствия от процесса интимной близости раз в день, то в период всплесков творчества она может упасть… ну, к примеру, до раза в два дня, или раза в неделю (тут все индивидуально, конечно).

Отдельный разговор - если у данной личности по тем или иным внутренним причинам вообще не ощущается НИКАКОГО удовольствия в сексе, и тогда этот человек просто вынужден "добирать" с помощью того же творчества или иных "социально одобряемых" (то есть поощряемых его современным, высокоорганизованным центром удовольствий) процессов: домашнего хозяйства, зарабатывания денег, и т.п. И наоборот: если центр удовольствий человека подает сигнал "все хорошо и ничего больше не надо" (тот случай, о котором Пушкин ехидно говорил "всегда доволен сам собой, своим обедом и женой"), тогда и стимула к творчеству или тому же бизнесу может не быть. Да и либидо, кстати, тоже может быть не сильно выражено…

Однако мы забыли про "центр неудовольствий"; а он тоже есть, никуда от него не денешься. И опять же - "много хорошо тоже нехорошо", или говоря научными словами, и в этой области должен быть гомеостаз, или равновесие. Потому что если у человека "все ощущается как хорошо", он может либо деградировать интеллектуально (когда у него самого нет стимула поддерживать это свое "хорошо" , по крайней мере, думать о том, как это обеспечить), либо начать "искать на свою голову всяких приключений". В частности, по принципу "часто мы счастья не замечали, было как небо обычно оно".

Но тогда получается - для того, чтобы "не отупеть и не вляпаться в историю", нужно где-то брать неудовольствия?
Как правило, специально их брать нигде не надо. Агрессивных факторов ВНЕШНЕЙ среды вполне достаточно для современной личности. Причем чем разностороннее контакт с этой окружающей средой - тем таких факторов больше. Соответственно, получается, что деградировать интеллектуально имеет все шансы тот человек, который по тем или иным причинам живет "под стеклянным колпаком", которого ограждают от ЛЮБЫХ контактов с внешней средой и знай рассказывают и показывают, "как у него в его ограниченной жизни все на самом деле хорошо". Точно так же человек, которого закармливают одними только пирожными, рискует получить диабет.
Но тем людям, которые вынуждены лицом к лицу встречать "агрессивные факторы внешней среды" - от стихийных бедствий до всей проблематики мегаполисов с их стрессами, скученностью и тому подобными вещами - нужно таким образом что-то непременно "класть на чашу удовольствий" для достижения гомеостаза. И если брать для этой цели сексуальность как "безусловно приятный процесс" - можно было бы "уравновесить впечатления", кабы не возникшие трудности из-за "усложнения схем работы центра удовольствий современной личности"…

Прежде всего, для приятного процесса спаривания человеку нужен партнер, а в современном мире с его многослойными социальными взаимодействиями поиски партнера и процесс общения с ним могут вызвать вовсе не приятные ощущения, а наоборот, сложности. И станут дополнительными гирьками на чаше неудовольствий - плюс к тому, что там уже лежит. Даже купить партнера за деньги - многим само по себе неприятно и неприемлемо.
Не забудем еще и то, что сама по себе человеческая сексуальность стала процессом очень сложным психологически, и начала выполнять много других "несексуальных" функций (в общем призванных принести все то же удовольствие). Но отдельная проблема может возникнуть, когда у двух партнеров не совпадут "назначения процесса"… И получится тоже скорее неудовольствие.
При подобных ситуациях человек, у которого в данных сферах оказывается много "потенциальных неудовольствий", как раз и заменяет "парную сексуальную функцию" на одиночную - ту же трудовую или творческую, которая принесет ему в общем "такое же удовольствие, продуцируемое тем же самым центром", но потенциальных дополнительных хлопот доставит куда меньше.

И поскольку у современного человека все больше "горя от ума", то получается, что для гомеостаза требуется все больше "факторов удовольствия". И наряду с сексом (как процессом в общем-то продуктивным) человек начинает привлекать и другие, уже непродуктивные "факторы потенциального удовольствия или точнее ОЩУЩЕНИЯ удовольствия" - тот же алкоголь , никотин , наркотики . Да, как уже говорилось выше, "на животном уровне" употребление подобных веществ - опасно для здоровья и потому неприятно, но человек устроен сложнее, и ему становится ПРИЯТНО то "анестезирующее интеллект" воздействие (пусть временное), которое оказывает тот же алкоголь, или те социальные выгоды или ощущение "срабатывания сосательного рефлекса", которые (пусть тоже временно) дает курение. Здесь на биологическом уровне может возникнуть деструктивный процесс снижения чувствительности к опасным последствиям, и потому будет проявляться не столь выраженное биологическое неудовольствие..

Но если опять возвращаться к сублимации как к "альтернативному источнику получения удовольствия помимо секса как такового", то по сути в ней нет ничего страшного, ибо на самом деле, как говорится, "не сексом единым". И глупо было бы говорить об успешном творце или бизнесмене, что, мол, "это он потому так продуктивно работает, что у него в постели ничего не получается". Это достаточно "простое" и потому соблазнительное объяснение. Другое дело, когда "иные виды деятельности, приносящие удовольствие" ПОЛНОСТЬЮ замещают секс и при этом человек от этого СТРАДАЕТ. Вот тогда можно говорить о ПРОБЛЕМЕ. Но не ранее. Потому что многих людей, как говорится, "хватает" и на секс, и на творчество (бизнес, домашнее хозяйство и т.п.). Просто это разные источники "одного и того же удовольствия", которого человеку может требоваться много, и ему живется тем интереснее, чем из более разнообразных источников он эти удовольствия черпает. Потому что удовольствие "одного происхождения", даже самое приятное, может очень скоро надоесть и перестать выполнять свою функцию в деле обеспечения гомеостаза!

…В принципе, тема сублимации очень большая. Некоторые психоаналитики говорят о разновидностях сублимации (то бишь получении альтернативного удовольствия) "по мужскому и по женскому типу" - то есть от результата и от процесса. Вроде как мужчине в сексе нравится "сам процесс", а женщина "непременно настроена на результат, то есть на ребенка". Вот уж, извините, глупости: "сам процесс" вполне может любить и женщина (и при этом предохраняться , - то бишь не расценивать секс лишь как способ получить ребенка), а удовольствие от рождения малыша может получить и мужчина (более того - некоторые мужчины и на секс как таковой идут нередко только ради зачатия).
А иные психоаналитики склонны, наоборот, полагать, что для мужчин чаще стимулом к творчеству становится как раз результат - якобы потому, что "женщина рожает ребенка, а у мужчины на этом месте комплекс, и он ради устранения ощущения такого дефекта "рожает" разные идеи, проекты, бизнес-планы и т.п." Но опять же - сколько угодно мужчин, которые "складывают идеи в стол", и достаточно женщин (особенно там, где нет давления двойной морали), которые хотят не просто работать, а именно делать карьеру!

И еще к слову о процессе и результате: когда человек вынужден делать какую-то нелюбимую, противную работу исключительно ради необходимых ему больших денег - это не сублимация:) Или, если не брать крайности, а сказать мягче - можно вспомнить слова одного известного сатирика, у которого спросили, откуда он, столь "плодовитый" в своем творчестве, берет это "постоянное вдохновение"? На что он ответил: "Откуда, откуда… Денег нет - вот и вдохновение" :)
Так что вот такая плодовитая работа - это уже не "сублимация в чистом виде", хотя такие "перегрузки ради денег" тоже могут негативно сказываться на либидо - но это уже больше от рабочего переутомления.

…Но вообще должен вам сказать, что отрыв сексуального удовольствия от процесса размножения действительно еще не закончен (почему у психоаналитиков и возникают подобные ассоциации с родами и детьми). Ведь процесс связывания удовольствия с самим процессом совокупления, а не только с оплодотворением и репродукцией как результатом, длился опять-таки 3 миллиарда лет, а обратный процесс - отрыв собственно сексуального удовольствия от факта размножения - длится всего-то примерно 300 тысяч лет (если уж быть совсем точными - он начался где-то от 500 до 300 тысяч лет назад, и похоже, максимум его развития - как раз сейчас, в эпоху НТР). Так что нам сейчас доводится наблюдать развитие этого процесса собственными глазами. Кстати, пути этого разобщения могут быть достаточно вариабельные (один из деструктивных примеров - получение "сублимированного удовольствия" от убийства, например).
Таким образом, "эволюция сублимации" идет полным ходом и вовсе не закончена. Возможно, и потому психоаналитикам пока сложно сформулировать в отношении нее "связные теории"; собственно, и данная статья не претендует на теорию, скорее уж на гипотезу!

© Нарицын Николай Николаевич,
врач-психотерапевт, психоаналитик

Что такое Сублимация? Значение и толкование слова sublimatsija, определение термина

1) Сублимация - (от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

2) Сублимация - (от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

3) Сублимация - (от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

4) Сублимация - - по непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

5) Сублимация - термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

6) Сублимация - - переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

7) Сублимация - (от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

8) Сублимация - (лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

Сублимация

(от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

(от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

(от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

По непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

Переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

(от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

(лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...