Высшее образование в 19 веке. Школа прошлого: один день из жизни гимназистки XIX века

Необходимость образования была очевидной...

В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порождавшиеся развитием буржуазных отношений во всех областях экономики, а также растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи – все это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени.

Но в то же время, по данным 1797 года, процент грамотного населения был очень низким: 9,2% в городе и всего 2,7% в селе. И этот показатель становится еще более удручающим, если учитывать, что только 4% жителей страны было городским. При этом следует помнить, что в начале XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись (вместо обозначения крестиком). Это очень низкий критерий грамотности.

Ясно, что идея просвещения в этот период должна была стоять очень остро.

Молодой монарх Александр I, взошедший на престол в начале XIX века, обратился к новым общественным силам, которые помогли бы ему укрепить его положение — к либеральному реформизму, т.к. это привлекло бы на его сторону большинство просвещенных дворян.

К подготовке ряда реформ были привлечены «молодые друзья» императора Александра I: граф П.А. Строганов, князь А. Чарторижский, граф В.П. Кочубей и другие. В 1801 г. они составили Негласный комитет, который должен был разработать реформы по важнейшим сторонам жизни, в том числе и вопрос просвещения.

В связи с этим в 1802 г. создается Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам».

Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:

— приходские училища;

— уездные училища;

— гимназии;

— университеты.

Все эти этапы обучения были взаимосвязаны. Кроме того, вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль Министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета.

Ректор и профессора университета курировали гимназии, которые входили в округ, контролировали работу директора и преподавателей.

Соответственно, директор гимназии курировал работу уездных училищ своего округа, а смотритель уездных училищ – деятельность приходских училищ. Эта система действовала не только в области контроля, но и содержала преемственность учебных программ всех ступеней.

Задачи ступеней обучения

Приходские училища

Срок обучения – 1 год. В них велось обучение детей низших слоев, в которое входило религиозное воспитание, навыки чтения, письма, счета и подготовка к поступлению в уездное училище.

Уездные училища (в уездных и губернских городах)

Срок обучения – 2 года. Предназначались для детей мелких торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян. Учебный план предусматривал подготовку к поступлению в гимназию.

Гимназии (в губернских городах)

Срок обучения – 4 года. Цель обучения – подготовка дворянских детей к госслужбе или к поступлению в университет.

Университеты

Срок обучения – 3 года.

Согласно Уставу, разработка учебных планов, выбор ректора, деканов и профессоров производились ученым советом.

Реформа образования 1804 г. отличалась прогрессивностью и бесплатностью обучения.

Но это на поверхности. Если копнуть глубже, то все, что планируется сделать по принципу «хотели, как лучше» — получается по принципу « как всегда».

Фактически правительство устранилось от содержания приходских училищ, и они перешли на благоусмотрение местных властей. При приеме в гимназию не срабатывало правило о бессословном образовании: требовалось предоставить «вольную» от помещиков. Стали образовываться благородные пансионы (предназначенные только для дворянских детей) при Московском и Петербургском университетах или в какой-то степени по подобию Царскосельского лицея.

В дальнейшем (после Отечественной воны 1812 г. и восстания декабристов) Александр I усиливает реакционный курс, что сказывается и на образовании.

В 1817 году Министерства народного просвещения преобразовывается в Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого становится бывший обер-прокурор Синода князь А. П. Голицын. Его деятельность началась с ревизии учебного процесса, пересмотра учебных планов, в приходских училищах было запрещено преподавание естествознания, из курса гимназии исключались философия, политэкономия, теория коммерции и технология. Некоторые университеты признавались очагами революционной заразы. Ее начали искоренять вначале в Казанском, а затем и в других университетах. А события 14 декабря 1825 г. и вовсе вызвало принятие чрезвычайных мер: создание III отделения и корпуса жандармов, мероприятий на укрепление самодержавной власти и дворянства как его опоры. Весной 1826 года Министерство просвещения получило указание к пересмотру всей системы народного образования. Этим занялся Комитет устройства учебных заведений, деятельность которого определил министр просвещения Шишков: «Все вредное в преподавании и воспитании остановить, искоренить и обратить к началам, основанным на чистоте веры, верности и долге государю и отечеству».

Д. Доу "Министр просвещения Шишков"

Новый министр просвещения С.С. Уваров, в молодости друживший с передовыми людьми своего времени Жуковским, Карамзиным и др., становится на реакционную позицию. Этот комитет просуществовал до 1835 г. и результатом его деятельности была установка сословной принадлежности: в приходских училищах должны были обучаться дети мещан и крестьян; в уездных – купеческие дети, в гимназиях – дети дворян. Учебный план составлялся соответственно этому. Структура образования, созданная в 1804 г., была сломана: теперь университеты не курировали низшие и средние школы, а все учебные заведения округа переходили под надзор и контроль попечителя, которого назначал министр просвещения.

Рассмотрим подробнее положение в учебных заведениях.

Приходские училища

Процесс и система обучения в разных регионах России были, конечно, разными. Но в целом в 686 уездных городах России к 1825 году было только 1095 низших учебных заведений. В то же время там находилось 12 179 трактиров и питейных домов. Программа обучения была ограниченной: закона Божий, чтение, письмо и четыре правила арифметики. Учебников не было, все заучивалось «с голоса» и « назубок». Соединение в одном классе детей 6–7 лет с юношами 14–15 лет, перегруженность (иногда до 70–80 учеников одном классе), нерадивость, а иногда и жестокость учителей создавали атмосферу, непригодную для обучения.

Уездные училища

Уездное училище в г. Бирюч Белгородской области

Их состояние было несколько лучше, чем приходских. Здесь было 15 предметов: закон Божий, арифметика, геометрия, грамматика, всеобщая и русская география, начальная физика, естествознание. Все предметы вели два учителя. Там были более удобные помещения, более грамотные педагоги и хотя бы минимальное количество учебников.

Но там процветали зубрежка, розги, педагоги не всегда были профессионально подготовлены. Эти учебные заведения предназначались для купцов, мещан, зажиточных ремесленников. Цель обучения — подготовка учащихся к практической деятельности. По Уставу 1828 г. преподавали закон Божий, русский язык, Священную историю, арифметику, геометрию, географию, историю, чистописание, черчение. Срок обучения стал 3 года. Теперь уездное училище не готовило к поступлению в гимназию. Преемственность учебных планов была уничтожена.

Гимназии

Учебный план гимназии был разносторонним и обширным. В приоритете были общественные науки, отсутствовали религиозные дисциплины. Изучение предметов проводилось по циклам, каждый из которых вел один из восьми учителей. Даже простое перечисление предметов дает представление о широте гимназической программы:

  • математический цикл (алгебра, физика, тригонометрия, геометрия);
  • изящные искусства (словесность, то есть литература, эстетика, теория поэзии);
  • естественная история (ботаника, минералогия, зоология);
  • иностранные языки (латинский, французский, немецкий);
  • цикл наук философских (этика);
  • экономические науки (статистика общая и государства Российского, коммерческая теория);
  • история и география;
  • музыка, танцы, гимнастика.

30 учебных часов составляли недельный учебный план. Учебный день: с 8 до 12 и с 14 до 16 часов. В среду и субботу занятия длились с 8 до 11 часов.

Для надзора за учащимися учреждались должности классных надзирателей, которые должны были следить за поведением гимназистов в урочное и внеурочное время. Телесные наказания существовали и в гимназиях.

К концу первой половины XIX века в Петербурге, например, существовало только 5 гимназий, и в конце 50-х годов общее количество гимназистов в Петербурге насчитывало 1425 человек.

Университеты

Московский университет, открытый в 1755 г., был центром высшего образования не только Москвы, но и всей России. Кроме него, в первой половине XIX века были еще Дерптский и Виленский университеты. В первой половине XIX века его окончили выдающиеся ученые, общественные деятели, великие писатели (историки С. Соловьев, Грановский, педагог Ушинский, литературный критик Белинский, писатели Герцен, Грибоедов, Тургенев, учился в нем и Лермонтов и др.). По уставу 1804 года Московский университет имел 4 факультета: 1) физических и математических наук, 2) нравственных и политических наук, 3) словесных наук, 4) врачебных и медицинских наук.

В 1805 г. было открыто еще 2 университета: Казанский и Харьковский. Университеты были центрами научной и просветительской работы в учебном округе. Финансовое обеспечение университетов в основном было возложено на местное дворянство, поэтому многие из них испытывали трудности с финансами, а в этой связи и с устроением лабораторий, библиотек и др. важных для обучения вещей. Другая трудность — отсутствие студентов во вновь открывшихся университетах. Часто провинциальное дворянство настороженно относилось к университетам. Но и в самих университетах слагалась нелегкая обстановка, особенно в Казанcком, когда там стал попечителем учебного округа Магницкий. Автор истории Казанского университета Н. П. Загоскин так характеризовал эту эпоху (1819–1826): «Массовые увольнения неугодных Магницкому профессоров, признанных им неблагонадежными, с заменой их попечительскими креатурами, фарисейская благонамеренность, часто скрывающая под своей личиной невежество и нравственные недостатки; развитие лицемерного ханжества среди учащих и учащихся; запрещение одних наук и ограничение в преподавании других рамками узких и тенденциозно составленных программ».

В 1819 году из Главного педагогического института образовался Петербургский университет. Сначала он состоял из трех отделений: 1) юридических и философских наук, 2) исторических и словесных наук, 3)математических и физических наук. Но здесь не было четвертого, медицинского отделения, так как в Петербурге существовала Медико-хирургическая академия. В 1821 году и на Петербургский университет была распространена инструкция Магницкого. В начале 40-х годов отделения философского факультета Петербургского университета были преобразованы в самостоятельные факультеты - историко-филологический и физико-математический. В 1854 году был создан еще один факультет - восточный.

Постепенно приток слушателей в российские университеты возрастал. Если сначала количество студентов в некоторых университетах исчислялось двумя десятками (например, в Петербургском, Казанском), то за период с 1833 по 1852 год общее число студентов (во всех университетах) увеличилось с 2725 человек до 3758.

К середине XIX века при Московском университете создаются Музей естественных наук, Клинический институт, при нем - глазная клиника, ботанический сад с двумя оранжереями, Повивальный институт с родильным госпиталем, богатая библиотека. На Пресне открылась астрономическая обсерватория, появляются прекрасные лекторы и педагоги, лекции которых увлекали студентов. Таким был профессор всеобщей истории Московского университета Тимофей Николаевич Грановский, на лекции которого приходили не только студенты, но и ученые, дамы, офицеры и просто люди, интересующиеся историей.

Женское образование

Вопрос с женским образованием решался в России непросто. Предполагалось, что образование необходимо только женщинам дворянского происхождения. А учебные заведения должны быть только закрытыми. Так появились институты благородных девиц.

Смольный институт

Наиболее привилегированным институтом благородных девиц был Смольный институт, или Воспитательное общество благородных девиц, как его раньше называли. Он был основан в 1764 году в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря около деревни Смольной. В начале XVIII века на берегу Невы Петр I построил Смоляной двор, где добывалась смола для нужд Адмиралтейства, и Летний дворец при Елизавете Петровне, который назвали Смольным. Позднее здесь был основан Воскресенский женский монастырь, ансамбль которого спроектировал В. В. Растрелли. В 1797 году монастырь был закрыт, в остальных его помещениях была открыта богадельня для дворянских вдов («Вдовий дом»), а для института в 1806–1808 годах по проекту Дж. Кваренги было выстроено специальное трехэтажное здание.

Первый набор в институте составлял 200 девиц дворянского происхождения с 6–7-летнего возраста; девушки в течение 12 лет были полностью изолированы от семьи, находясь в институте. Воспитательные проекты носили следы влияния идей Ж.-Ж. Руссо о воспитании «новой породы людей». Смольный институт призван был создать новый тип дворянки. Был создан обширный план умственного, нравственного и физического и воспитания девочек. Программа общеобразовательных предметов в нем была очень обширной, кроме этого, значительное место занимали эстетические предметы: музыка, танцы, рисование.

Галактионов "Смольный иснститут"

Воспитанницы института делились по 4 возрастам:

I - от 6 до 9 лет;

II - от 9 до 12 лет;

III - от 12 до 15 лет;

IV - от 15 до 18 лет.

Учебная программа: закон Божий и иностранные языки, русский язык, арифметика, география, история, а в III возрасте архитектура, опытная физика и геральдика.

Для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанниц обучали ведению домашнего хозяйства, вышиванию, шитью. Но главной целью воспитания было формирование «новой дворянской женщины», образованной, эстетически развитой, занимающей видное место в светской жизни. По указанию Екатерины II и в самом институте, и в домах петербургских вельмож устраивались балы, спектакли, на которых присутствовали воспитанницы института. Торжественно проходили собрания по окончанию учебного года. Приглашались придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины. Постепенно количество институтов благородных девиц увеличивалось: в Москве, Казани, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове, Оренбурге, Тифлисе, Киеве и других городах.

Но если для обучения дочерей дворянских семей открывались институты благородных девиц, то девочки мещанского происхождения (дочери ремесленников, отставных низших военных чинов, мелких торговцев, мелких чиновников) могли учиться только в особых «мещанских» учебных заведениях, первым из которых было Мещанское училище при Смольном институте. В нем преподавались закон Божий, рукоделие, арифметика, домоводство. Целью училища было воспитание хороших хозяек и богобоязненных матерей семейств. Кроме Мещанского училища для девушек среднего сословия были образованы Мариинский институт, Дом трудолюбия на 13-й линии Васильевского острова, Сиротский институт по набережной Мойки в Петербурге, а также сиротские дома в Москве, Кронштадте и Иркутске, петербургские, московские, симбирские дома трудолюбия.

Частные пансионы

Кроме государственных учебных заведений, в России было развито частное образование (частные пансионы). Пансионы делились на 3 разряда в зависимости от учебной программы: программа пансионов I разряда соответствовала программе гимназий, II - уездным училищам, III - приходским. В пансионах I разряда обучались преимущественно дети состоятельных дворян. В них большое внимание обращали на обучение французскому и немецкому языкам, танцам, хорошим манерам, музыке, фехтованию. Пансионы II разряда пользовались популярностью среди купечества, состоятельного мещанства. Учебная программа пансионов II разряда включала в основном общеобразовательные предметы: математику, историю, географию, химию, физику и какой-либо иностранный язык. В пансионах III разряда учились дети бедных дворян, мелких торговцев и даже зажиточных казенных крестьян. Программы лучших женских пансионов приближались к учебной программе институтов благородных девиц. В программе: закон Божий, русский, немецкий и французский языки, арифметика, история, география, рисование, музыка, танцы, рукоделие. В немногих столичных пансионах добавлялись еще и мифология, эстетика, естественная история. Плата за обучение в женском пансионе была выше, чем в мужском.

Особенность частных пансионов: изоляция воспитанников от жизни вообще, преподавание велось так, что предметы не были связаны с жизнью, разрешалось читать только учебники и Священное писание, жития святых, большинство частных пансионов содержали иностранцы, поэтому обучение было в ущерб русской культуре. Часто выпускники этих пансионов даже плохо говорили по-русски.

Домашнее образование

Домашнее образование и воспитание получала значительная часть дворянских детей. Его качество во многом зависело от культурного уровня самих родителей, хотя именно от них оно зависело мало, т.к. после няни, в возрасте 7-8 лет детей передавали на воспитание гувернеров (мальчиков) и гувернанток (девочек), в основном немецкого или французского происхождения. Часто гувернеры не имели никакого образования, а на родине были парикмахерами или лакеями. Об этом мы находим много примеров в художественной литературе XIX века. Кроме гувернера, нанимали русского учителя - по большей части преподавателя гимназии, который должен был проходить с ними гимназический курс. По словам современников, «обязательным считалось для благовоспитанной девицы знание французского, английского и немецкого языков, умение играть на фортепьяно, кое-какие рукоделия, прохождение краткого курса закона Божьего, истории, географии и арифметики, а также кое-что по части истории литературы, главным образом, французской».

В богатых столичных домах мальчиков и девочек учили танцам специально приглашаемые учителя. В более бедных семьях обходились без учителей танцев или им обучали сами родители. О домашнем образовании дворянских детей резко отзывались многие выдающиеся люди. А.С. Пушкин: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное. Ребенок окружен одними холопами, видит гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается знанием двух-трех языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем». Стоит вспомнить уровень воспитанности помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», чтобы понять, каким могло быть домашнее воспитание.

Однако среди дворян были и примеры высокой нравственности, бескорыстия, доброты и великодушия – это мы видим и в реальной жизни, и в произведениях литературы: образованная и умная графиня Е.П. Растопчина, благоговеющий перед отцом, но храбрый в бою Андрей Болконский из романа Л.Толстого «Война и мир», меценаты братья Третьяковы – примеры можно множить и множить.

Г. Кордик "Графиня Е. Растопчина"

Закрытые учебные заведения для дворянских детей

Кадетские корпуса

Система закрытых учебных заведений для дворянских детей в основном состояла из военных училищ (кадетских корпусов): Пажеский корпус, Дворянский полк, школа колонновожатых (штабных офицеров) и др. Военная служба считалась престижной для дворян. Корпуса давали воспитанникам общеобразовательную и военную подготовку. В первые годы правления императора Николая I на кадетские корпуса стали обращать особое внимание, но неудачи Крымской войны наглядно показали недостатки в подготовке офицерских кадров.

Пажеский корпус

Был учрежден в 1802 году, первоначально был расположен в здании бывшего дворца Воронцовых. Он предназначался для детей знатнейших дворянских фамилий (сыновьям не ниже генерал-лейтенанта или гражданских лиц 2-го и 1-го класса.) Юношей готовили к придворной или военной службе (в гвардии). Поэтому, хотя Пажеский корпус числился в системе военно-учебных заведений и состоял под начальством их руководителя, но резко отличался от них. По условиям быта и учения корпус был ближе к аристократическим придворным пансионам. Многое здесь было совершенно иным, чем в других, даже закрытых, учебных заведениях. Один из воспитанников Пажеского корпуса вспоминал: «Великолепная двойная лестница, украшенная зеркалами и статуями, росписи потолков» - все отличалось от обстановки казенного заведения. Форма пажей - черный мундир наподобие фрака с красным воротником, узкие брюки с красным кантом и треуголка - шились из тонкого сукна, в отличие от формы кадетов. Дортуары младшего и старшего возраста были расположены отдельно. В каждой комнате стояли 3 ряда кроватей «с хорошим бельем и теплым шерстяным одеялом… Подле кровати - комод для вещей, книг, тетрадей… Чистота, порядок и освещение везде были безукоризненны». При каждом воспитаннике состоял слуга. Питание в корпусе было отличным, а учебой они не очень обременялись. Военное обучение состояло в разводе караулов зимой, а летом в течение месяца - обучение строевой службе в лагерях. В день развода караула во дворце «крохотные пажеские караулы пристраивались к рослым гвардейцам» и шли за ними. Пажи принимали участие и в парадах вместе со II кадетским корпусом и дворянским полком.

Воспоминания современников изобилуют о «проказах» гвардейских офицеров, шумных товарищеских пирушках, романах со светскими красавицами. Но когда наступала «лихая година», гвардейские части становились участницами самых тяжелых боев. И гвардейские офицеры, бывшие кадеты или пажи, танцоры и дуэлянты, шли под вражеской картечью впереди своих солдат. Многие видные государственные деятели первой половины XIX века были смелыми воинами: знаменитый генерал Ермолов, князь Воронцов, братья Тучковы…

Царскосельский лицей

Это было совершенно особое учебное заведение, не имевшее аналогов в России. Проект создания Лицея был разработан Сперанским как учебное заведение для одаренных детей. Лицеисты должны были изучать историю права, правоведение, логику; в науках исторических наибольшее внимание уделялось отечественной истории. В раздел словесности входили художественная литература, стилистика, лингвистика, эстетика. «Изящные науки» включали чистописание, рисование, «танцевание», гимнастические упражнения, верховую езду, фехтование и плавание. Преподавали в Лицее профессора Педагогического петербургского института А. П. Куницын, И. К. Кайданов, Я. И. Карцев, Н. Ф. Кошанский, профессор французской словесности Д. И. де Будри (из Екатерининского института благородных девиц) и профессор немецкой словесности Фр. Матв. Гауеншильд.

Директор В. Ф. Малиновский, человек разносторонне образованный, прогрессивных воззрений, единомышленник Сперанского, он считал необходимым приучать каждого ученика к самостоятельному критическому и философскому мышлению, воспитывать у него стремление жить и трудиться «для общей пользы». После ранней кончины Малиновского Е. А. Энгельгардт продолжил традиции лицейского воспитания. Ученики высоко ценили его как человека и наставника: «Он никогда не посещал классов, предоставляя полную свободу и самостоятельность профессорам-преподавателям… и действовал на воспитанников ежедневным с ними общением. Он имел обыкновение в младшем курсе приходить почти ежедневно после вечернего чая и занимал нас чтением, беседою (иногда шутливою); беседы эти не имели никогда характера педагогического наставничества, а были приноровлены к возрасту, служили к развитию воспитания и внушению им правил нравственности; особенно настаивал он на важности принципа правдивости… На старшем курсе беседы его клонились к развитию понятия о долге», — вспоминал М. Кохановский. Подробнее о Царскосельском лицее можно прочитать на нашем сайте: .

Образование во второй половине XIX века

Во второй половине XIX в. Появилась необходимость подготовки специалистов с техническим образованием. В 60-е годы XIX в. Открывается ряд высших технических учебных заведений: Петербургский технологический институт (1862), Горный институт (1866), Московское высшее техническое училище (1868) и др. Наряду с этим были открыты и новые высшие технические учебные заведения, их количество возросло с 7 почти до 60. К середине XIX в. В России было уже 6 университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский. Университеты являлись крупнейшими научными и учебными центрами страны. Они готовили преподавателей для средней и высшей школы, врачей, ученых. Университеты являлись средоточием научной мысли, получили широкую известность благодаря выдающимся ученым-профессорам: в Московском университете ими были историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев; в Петербургском - математики П. Л. Чебышев, В. Я. Буняковский, физик Э. Х. Ленц, зоолог С. М. Куторга; в Казанском - математик Н. И. Лобачевский, химик Н. Н. Зинин. Кроме научной и учебной работы университетские ученые консультировали народнохозяйственные вопросы, являясь членами различных комитетов и комиссий, вели просветительскую работу, читали публичные лекции и т. п. Срок обучения в университетах был увеличен до 5 лет. Основную массу студенчества второй половины XIX века составляли разночинцы, имущественное положение которых было недостаточным. Плата за обучение неуклонно возрастала. Если в 60–70-х годах студенты столичных университетов вносили в год 50 руб., а провинциальных - 20 рублей, то по уставу 1884 года плата была повышена до 60 руб., а после 1887 года (то есть после покушения на Александра III 1 марта 1887 года студента Петербургского университета Александра Ульянова) плата возросла до 100 руб. в год. Государственными стипендиями же пользовались не более 15 % студентов каждого факультета. Жилищные условия для большинства студентов были тяжелыми: они селились в бедных кварталах, в комнатах подешевле. Несмотря на определенные трудности, университетское образование развивалось. К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки: химии, физики, естествознания, математики. В эти достижения значительнейший вклад был сделан университетскими учеными Д. И. Менделеевым, А. Г. Столетовым, И. И. Сеченовым, А. А. Марковым и др.

Женский вопрос в это время стоял очень остро и становилось понятным, что залогом изменения социального, экономического и семейного положения женщин является образование. Министерство просвещения приступило к подготовке реформы женской школы. И уже в августе 1857 года произошло открытие училища, получившего название Мариинского, т.к. оно находилось под покровительством императрицы Марии Александровны.

Оно стало открытым и формально всесословным - к обучению в нем допускались «девицы всех свободных состояний, без различия сословий» от 9 до 13 лет. Учебная программа была рассчитана на 7 лет. В 1862 году Мариинские женские училища были переименованы в гимназии; так же, как в мужских гимназиях, полный курс обучения в них составлял семь лет, сокращенный - три года. Кроме того, при Мариинских гимназиях разрешалось создавать педагогические курсы, которые давали гимназисткам специальное образование.

Открывались женские училища I и II разряда - шести- и трехгодичные. Такие училища открывались во многих городах России: Туле, Смоленске, Самаре, Н. Новгороде, Чернигове, Вологде, Саратове, Рязани, Твери. Во второй половине XIX века на смену женским пансионам появились частные женские гимназии. В 1873 году в Москве была открыта женская гимназия С. А. Арсеньевой. В частных учебных заведениях, менее подверженных административному контролю, талантливым педагогам удавалось осуществлять новую методику, прогрессивные идеи.

В апреле 1876 года было принято «Положение», по которому Министерству просвещения предоставлялось право учреждать в университетских городах высшие женские курсы, и 20 сентября 1878 года состоялось открытие Высших женских курсов, получавших вскоре неофициальное название «Бестужевских». велика была потребность в высшем женском образовании. К сожалению, вопрос о высшем образовании для женщин оставался нерешенным. Те немногочисленные высшие женские курсы, которые существовали в России в XIX веке (кроме Бестужевских, Лубянские и курсы Герье в Москве, высшие женские курсы в Киеве и Казани), не могли удовлетворить растущей потребности. велика была потребность в высшем женском образовании. К сожалению, вопрос о высшем образовании для женщин оставался нерешенным. Те немногочисленные высшие женские курсы, которые существовали в России в XIX веке (кроме Бестужевских - Лубянские и курсы Герье в Москве, высшие женские курсы в Киеве и Казани), не могли удовлетворить растущей потребности. Кроме того, эти курсы, будучи согласно Положениям 1876 и 1889 годов частными учебными заведениями, не могли дать окончившим их права поступления на государственную службу.

Самое начало XIX века характеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения - специальный государственный орган, который стал не столько орга-ном, способствующим развитию народного образования, «сколько орга-ном надзора». При министерстве было создано Главное управление училищ, в которое вошел Янкович Ф.И.

В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской им-перии» и «Устав учебных заведений, подведомственных университе-там». В соответствии с ними вводилась новая система народного образо-вания и управления учебными заведениями.

В основу системы были положены три принципа:

Бесплатность,

Бессословность (кроме крепостных крестьян),

Преемственность учебных заведений.

Система народного образования, подчиненная министерству, включа-ла в себя:

1) Приходские училища - 1 год обучения;

2) Уездные училища - 2 года:

3) Гимназии в губерниях - 4 года;

4) Университеты - 5-7 лет.

При этом в гимназию и университеты не допускались дети кре-постных крестьян и девочки.

Россия была разделена на 6 учебных округов во главе с университетом каждый. Они возглавлялись попечителями учебных округов.

Обязанности попечителя - открытие университета или преобразо-вание на новых основах существующего руководства учебными заведе-ниями округа через ректора университета.

Ректор университета избирался профессорами на общем собрании и подчинялся попечителю. Ректор возглавлял университет и, кроме того, управлял учебными заведениями своего округа.

Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме непосредственного руковод-ства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинен-ы смотрители уездных училищ, которые руководили всеми приход-скими училищами.

Таким образом, руководитель школы более высокой ступени был ад-министратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих дело.

В России были открыты следующие университеты: Московский, Виленский (Вильнюс-ский), Дерптский (Тартуский), в 1804 г. открыты Харьковский и Казан-ский, в 1816 г. - Главный педагогический институт в Петербурге (в 1819 г. преобразованный в Петербургский университет), в 1834 г. — Киевский университет. Все университеты в России существовали преимуще-ственно как светские учебные заведения. Православная церковь имела свои духовные академии: Московскую, Петербургскую, Киевскую и Ка-занскую.

Гимназия давала законченное среднее образование и готовила к по-ступлению в университет. Содержание обучения отличалось энциклопедичностью: предполагалось изучение иностранных новых и латинского языков, математики, географии и истории всеобщей и российской, есте-ственной истории, философии, политической экономии, изящных ис-кусств, технологии и коммерции. При этом в гимназии не преподавали родной язык, отечественную литературу и Закон Божий.

Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. В учебном плане было множество предметов - от Закона Божиего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.). Большая загруженность учебного плана вела к большой нагрузке учи-телей и учащихся: по 6-7 часов занятий в школе ежедневно. Учителя обязаны были пользоваться только рекомендованными ми-нистерством учебниками.

Приходские училища могли открываться в губернских, уездных горо-дах и в селении при каждом церковном приходе. Они также имели две цели: готовить к обучению в уездном училище и давать детям общеобра-зовательные знания (могли учиться совместно мальчики и девочки). Предметы обучения: Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.

Гимназии разделялись на классические и реальные. В «классических» готовили к поступле-нию в университеты и в другие учебные заведения, основное время отво-дилось изучению древних языков, русской словесности, новых иностран-ных языков и истории. В «реальных» готовили для службы военной и гражданской, вместо древних языков было усилено преподавание прак-тической математики, введено законоведение.

Расширялась и сеть частных учебных заведений, но правительство сознательно сдерживало их рост. В 1883 г. было запрещено открывать их в Москве и Петербурге, хотя позже они были разрешены вновь. Частные школы также находились под строгим правительственным контролем.

Начало второй половины XIX века в России характеризовалось великим реформаторским движением, всколыхнувшим общество. Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости, намети-лись и другие реформы: судебная, земская, просветительная, образовательная. К этому вре-мени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «важнейшие вопросы жизни».

В эти годы к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Пирогов Н.И. (знаменитый хирург, общественный деятель, педагог), Ушинский К.Д., Толстой Л.Н. и др. Для них это было время наиболее интенсив-ной новаторской работы. Много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России. С легкой руки Н.И. Пирогова началось оживленное обсуждение в прессе проблемы вос-питания человека и других педагогических вопросов: «Какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Сословная или бессословная школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя?», и многих других.

Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой в империи, можно сказать, и не было. Приходские учи-лища обязаны были содержать сами крестьяне и помещики, поэтому они развивались очень слабо. Деревенских жителей по прежнему учили гра-моте дьячки, богомолки и подобные люди.

Народные училища подчинялись разным ведомствам:

Министерству государственных имуществ;

Министерству двора;

Министерству внутренних дел;

Св. Синоду (больше половины всех училищ);

Министерству народного просвещения (на него приходилось около 20% училищ).

Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала оче-видной несправедливость сословной политики в области образования, огра-ничений в области женского образования. Выявилась недостаточность сред-него образования, основанного на классицизме. Стала остро осознаваться необходимость развития отече-ственной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ - все это были насущные проблемы середины XIX в.

В 1864 году было разработано «Положение о начальных народных училищах». Согласно ему, народные училища могли открываться различными правительствен-ными ведомствами, обществами, частными лицами, которые сами и решали вопрос о платности или бесплатности их. Цель народных училищ — «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распро-странять первоначальные полезные знания». Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение. Народные училища были в ведении уездных и губернских училищных советов.

В 1864 году был введен «Устав гимназий и прогимназий». Учреждались два типа гимназий: классические и реальные. Цель «классических» - дать общее образование, необходимое для по-ступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения. «Реальные гимназии» не давали права поступления в университеты. Также существовали «прогимназии» - начальная ступень гимназии. Педагогические советы получили большие права: могли утверждать программы преподавания, выбирать учебники.

В 1860 году было издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народно-го просвещении». Устанавливалось два типа бессословных женских училищ:

I разряда - 6 лет обучения;

II разряда - 3 года обучения.

Их цель — «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умст-венное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Открывать их могли частные лица и общества. В учебный план женских училищ первого разряда входили: Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и понятия об измерениях, география всеобщая и русская, история, начала естество-знания и физики, чистописание и рукоделие.

В 1863 году был введен «Университетский устав», предоставляющий некоторую автономию университетам - был создан Университетский совет, который руководил всей учеб-ной работой, и на котором выбирался ректор. Жесткие ограничения в деятельности университетов, уста-новленные при Николае I были частично сняты, но оставалось подчине-ние университета попечителю учебного округа и Министерству народного просвещения. Женщины в университет не допускались. В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физи-ко-математический (с естественным отделением), юридический и меди-цинский. Открылось много новых кафедр.

«Земства», созданные в 60-х гг., получили право открытия учебных за-ведений; они же должны были заниматься их материальным обеспечением. Земства разрабатывали планы всеобщего обучения, открывали школы, проводили курсы и съезды учителей, разрабатывали новые программы и учебники, создавали учительские семинарии (перед 1917 г. около 1/3 на-чальных сельских школ были земскими). Манеры культурного человека на страницах сайта.

Черкашина Анна Евгеньевна
магистрант

Федеральное государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
высшего образования "Омский
государственный педагогический университет"
г. Омск

Система образования любого государства является важнейшим инструментом формирования личности гражданина. Влияние государства на систему образования бесспорно.

В XIX веке система образования в России принимает новые формы. Необходимость образования для широкого круга населения страны становится необходимостью. С этой целью в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, которому подчинялась вся система народного образования, кроме учебных заведений для женщин, которые находились в подчинении ведомству императрицы Марии Федоровны.

При Министерстве было создано Главное управление училищ. Члены Главного управления училищ в 1804 году разработали законодательный акт «Предварительные правила народного просвещения». Согласно Правилам были опубликованы такие документы, как:

- «Устав университетов Российской империи»

- «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

В соответствии с этими документами обучение объявлялось бесплатным и бессословным (исключение - крепостные крестьяне). А так же устанавливалась преемственность между различными типами образовательных учреждений:

Приходские училища - один год обучения;

Уездные училища - два года обучения;

Гимназии в губерниях - четыре года обучения;

Университеты.

В идеале это означало, что любой человек, пройдя все ступени обучения, мог получить высшее университетское образование. Но реформа не предусматривала обучение в гимназиях и университетах детей крепостных крестьян и женщин.

Страна была поделена на 6 образовательных округов, во главе которых находились университеты. В каждом округе были назначены попечители из числа членов Главного управления училищ, которые следили за делами в отведенном ему округе, получал отчеты о деятельности образовательных учреждений, отвечал за организацию университета и проводил в жизнь образовательную политику государства. В каждом округе при университете были созданы Училищные комитеты, которые руководили деятельностью образовательных учреждений в своем округе.

«Цель каждой системы образования заключалась в том, чтобы подготовить учеников к обучению на более высокой ступени и дать законченное образование тем, кто не смог или не хотел получать дальнейшее образование» .

Обучение в приходских училищах предусматривало двоякую цель: во-первых готовило к поступлению в уездные училища и во-вторых давало детям первоначальные знания. Здесь обучали читать, писать, считать, основам природоведения, гигиены и Закона Божьего. А также изучалась книга «Краткое наставление о сельском домоводстве». Все занятия проводились одним учителем, это был приходской священник. Специальных учебников не существовало и каждый учитель учил детей на своё усмотрение.

После восстания декабристов в стране произошел пересмотр результатов реформы. От образования требовался поворот на укрепление патриархальных устоев. Поэтому в 1826 году был создан Комитет устройства учебных заведений, который постановил запретить произвольное обучение.

В 1828 году Комитетом принят новый документ: «Устав гимназий и училищ уездных и приходских». Согласно этому документу упразднялась преемственность между учреждениями. Теперь каждое учреждение должно было давать законченное образование.

Приходские училища предназначались для детей крестьян, мещан и ремесленников. По мнению членов Комитета для каждого сословия предназначался свой уровень образования, необходимый им в силу выполняемых ими обязанностей. Впервые заговорили о значимости воспитательной работы в школах.

В начале второй половины XIX века произошло событие, реформа 1861 года, которая принесла с собой не только отмену крепостного права, но и породила большой интерес общественности к вопросам воспитания и образования подрастающего поколения. Помимо этого отмена крепостного права принесла с собой проблему несправедливого деления школ по сословному и половому признакам.

В 1861 году особая комиссия представила «Проект общего устройства народных училищ» в котором предусматривалось появление новых общеобразовательных учреждений. При этом сохранялись и приходские и уездные училища. Стали открываться народные училища, прогимназии и гимназии, которые, в свою очередь, подразделялись на филологические и реальные.

К 1864 году был разработан и принят новый устав для средних школ. Этот документ провозглашал бессословное обучение всех детей, независимо от профессии или верования родителей. Главное, чтобы родители были способны оплатить обучение. От оплаты могли быть освобождены только дети малоимущих родителей, но их количество в общеобразовательном учреждении регламентировалось - не более 10 %.

«Положение о народных училищах», принятое в 1864 году объявляло о бессословности школ, давало право открытия начальных школ земствам, органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, которые сами решали вопрос об оплате за обучение.

«Цель народных училищ - „утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания“. Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение» .

Прогимназия являлась начальной ступенью гимназии. Предполагала четырехлетний курс обучения. Реформой предполагалось в статус прогимназии перевести уездные училища и двухлетние приходские школы.

Уставом 1864 года были созданы два типа средних школ: классическая гимназия и реальная гимназия. В свою очередь классическая гимназия имела деление на классические гимназии с изучением двух древних языков и классические гимназии с изучением одного древнего языка, чаще всего это был латинский язык. Обучение в этих учреждениях позволяло в дальнейшем продолжить обучение в университете. В реальных гимназиях древние языки не преподавались и их окончание не позволяло продолжать обучение в университете, но открывало возможность поступить в технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения.

В классических гимназиях курсы математики и естествознания были уменьшены, в реальных гимназия увеличивается курс естествознания, вводится черчение и дополнительно преподаются два новых иностранных языка. По желанию руководства и обучающихся вводились курсы пения, музыки, гимнастики, танцев. Обучение предполагало семилетний курс.

Новый устав придавал большое значение личного примера учителя в воспитании и обучении подрастающего поколения; были отменены телесные наказания. Так же учителю было позволено самостоятельно составлять учебные планы, выбирать учебники из утвержденного Министерством народного просвещения списка.

Между народными училищами и гимназиями преемственности не было, таким образом, дети низших сословий не имели возможность получать полное классическое образование. Доступ им в высшие учебные заведения был полностью перекрыт.

Ещё одним важным достижением реформ 1864 года стало учреждение женских всесословных училищ. В 1870 году стали появляться женские гимназии и прогимназии. Они были всесословными, но платными.

«Основными предметами были: Закон Божий, русский язык, арифметика с приложением к счетоводству и основы геометрии, всеобщая и русская география и история, главнейшие понятия из естественной истории и физики со сведениями по домашнему хозяйству и гигиене, французский и немецкий языки, музыка, пение танцы» .

С 1872 года появились частные женские гимназии, обучение в которых проходило по программам, утвержденным Министерством народного просвещения, и приближались по уровню обучения к мужским гимназиям. Для получения аттестата экзамены сдавались в мужских гимназиях.

В 1866 году Министерство народного просвещения возглавил Граф Дмитрий Андреевич Толстой. Он отличался очень консервативными взглядами на систему образования в целом. При его руководстве Министерством были ограничены свободы университетов, введен жесткий контроль за школьными программами. Являясь одновременно и обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, он противился открытию земских школ и всячески приветствовал церковно-приходские школы, уровень обучения в которых было на порядок ниже. Одновременно с усилением влияния церкви на школы в 1869 году Д.А. Толстой вводит должность инспектора народных училищ в каждой губернии Российской Империи. А в 1874 году появились должности директоров народных училищ. Так усиливался контроль за деятельностью учителей народных училищ.

Очередные нововведения вступили в силу в 1871 году. Благодаря проекту публицистов Михаила Никифоровича Каткова и Павла Михайловича Леонтьева исчезло деление гимназий на классические и реальные. Была полностью пересмотрена программа преподавания. Теперь в гимназиях более 40 % учебного времени отводилось изучению древних языков. Отводилось больше учебных часов на изучение математики, физики, математической географии. Естествознание и химия теперь не преподавались вообще, а количество часов на рисование, черчение, чистописание и историю значительно сократилось.

Бывшие реальные гимназии по реформе 1871 года были переименованы в реальные училища с профессиональным уклоном. Обучение было шестилетним, но предполагалось и обучение в дополнительном седьмом классе, где можно было дополнительно обучаться на механико-техническом, химико-техническом и общеобразовательном отделениях. Обучение в реальном училище не позволяло продолжить обучение в университетах, но зато удовлетворяло потребности промышленности в квалифицированных инженерных кадрах.

16 марта 1882 года пост министра народного просвещения занимает Иван Давыдович Делянов. В 1884 году при его непосредственном руководстве выходит новый проект переустройства церковно-приходских школ, предложенный ещё одним видным политическим деятелем второй половины XIX века - Константином Петровичем Победоносцевым. Целью этого нововведения было вернуть под контроль церкви все церковно-приходские училища, которые в 1870-х годах были у церкви изъяты. «Правила о церковно-приходских школах» предусматривали, что церковно-приходские школы "имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания«. Церковно-приходские школы должны были на местах заменять министерские училища и земские школы.

А в 1887 году вышел новый документ Министерства народного просвещения - «О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях
и изменении состава оных» - так назывался доклад И.Д. Делянова, который был издан 18 июня (1 июля) 1887 года. Доклад получил довольно печальное название - «Циркуляр о кухаркиных детях». В нем министр народного просвещения граф Иван Давыдович Делянов призывал принять меры в учебных заведениях «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию» .

Также в 1887 году в гимназии и прогимназии Российской Империи распоряжением министра просвещения был ограничен прием евреев, закрыты приготовительные классы при гимназиях. Таким образом приводились в действие слова министра об ограничении образования для низших сословий.

Но не всё было так грустно. Министерство народного просвещения под давлением либеральных общественных кругов периодически ослабляло давление и надзор на школы. Однако всё более стремилось уйти от материалистических тенденций, царивших в обществе, к классическим и привычным формам обучения. Министерство всецело поддерживало создание церковно-приходских школ, в том числе и финансами. Так с 1896 года из государственного казначейства выделялось по 3 миллиона 279 тысяч рублей ежегодно на развитие системы церковно-приходских школ, содержание учителей. Таким образом церковно-приходская школа фактически становится государственной.

Отличие земской школы от церковно-приходской школы выражалось в содержании обучения. В церковно-приходских школах учителями являлись, прежде всего, священники. В учебном плане преобладали такие предметы, как Закон Божий, церковное пение, чтение церковных книг - на это отводилось до 46 % учебного времени. Тогда как в земских школах, не отвергая религиозную составляющую, расширялось обучение географии, истории, естествознанию.

Последняя четверть XIX характеризуется началом борьбы за народную школу между земствами и правительством. Правительство стремилось содержание школ взвалить на плечи земства, но при этом хотело всецело контролировать учебный процесс. Земства же стремились к независимой от правительства школе.

В этот же период педагогическая общественность сама начинает проявлять большую активность. Образуются различные педагогические комитеты и общества, содействующие образованию. Одним из главных занятий этих обществ являлась разработка новых учебных пособий. Хотя недостатка в учебной литературе не наблюдалось, не все учебники были написаны профессиональными педагогами.

В целом сеть общеобразовательных учреждений в Российской Империи в начале XX была достаточно разнообразна. Чехов Николай Владимирович, видный педагог XIX-XX веков, выделил более семнадцати типов одноклассных и двуклассных училищ, находящихся не только в ведении Министерства народного просвещении, но и различных ведомств. «И все эти 17 типов представляли часто огромные отличия друг от друга и по задачам, и обстановке, и по способам обеспечения и фактического управления. Различались они и по постановке учебной части, а следовательно и фактическими программами своего курса» .

Использованная литература

  1. Гуркина Н.К. История образования в России (Х-ХХ века): Учеб. пособие/ СПбГУАП. СПб., 2001. 64 с.
  2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
  3. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М: Гардарики, 2006. - 603 с.
  4. Липник В.Н. Школьные реформы в России/ Библиотечка журн. «Вестник образования России». М.: Про-Пресс, 2002, № 3-9.
  5. Медынский Е.Н. Народное образование в СССР. М.: Издательство Академии педагогических наук СССР, 1952. - 259 с.
  6. Пискунов А.И. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины ХХ в.: Учебное пособие для педагогических университетов/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 304 с.
  7. Правила о церковно-приходскихъ школахъ. // « Правительственный вестник ». 25 июля (6 августа ) 1884, № 164, стр. 1.
  8. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том десятый. Царствование Императора Александра III. 1885-1888 годы. СПб., 1894 с.
  9. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М., Издание Т-ва «Мир». - 1923., 150с.

Школа в России в первой половине 19 века.

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях.

С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования.

Многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России.

Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют золотым веком культуры России.

преобразования Александра I Коснулись народного образования. Было создано Министерство народного просвещения. В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для “низших” слоев населения. Значительную независимость от властей получили университеты, число которых увеличилось.

Дерптский – 1802 г.Казанский – 1804 г.Харьковский – 1804 г.Виленский – 1804 г.Петербургский – 1819 г.

В каждом губернском городе были открыты гимназии; в каждом уездном городе – уездные училища; в сельской местности – создавались приходские училища. Дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Но для детей крепостных доступны были только приходские училища.

В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей для представителей высшего дворянского общества. Затем – Демидовский лицей в Ярославле; 1815 г. – открытие Лазаревского Института восточных языков в Москве.

общеобразовательная школа: гимназии (7 лет). уездные училища (3 года), приходские училища (1 год). высшая школа: университеты, академии.

В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” без различия “полу и лет”. Они создавались как в городе, так и в сельской местности. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.

В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров.В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей.

Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты. При Николае I в 20-е гг. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определять перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы. “Предметы учения и самые способы преподавания” должны быть “соображаемы с будущим предназначением обучающихся”. Необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием. В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.

В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений: начало века – в стране всего 158 училищ

середина века – около 130 начальных школ в каждой губернии.

Приходское училище: грамота, арифметика, Закон Божий

Уездные училища: русский язык, арифметика, начала геометрии, история, география

Гимназия давала наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.

  1. Россия в первой половине 19 века (3)

    Контрольная работа >> История

    Отечественной истории Тема: Россия в первой половине 19 века Исполнитель: студент... заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в... т.п. Дети"раскольников" насильственно зачислялись в школы кантонистов. Такая "защита" интересов...

  2. Образование и просвещение в России в первой половине 19 века

    Реферат >> История

    Истории на тему: Образование и просвещение в России в первой половине 19 века Выполнил: Оболенский Андрей 8б класс... . Это была наиболее многочисленная сельская школа в дореформенной России . К первой половине XIX в. относятся попытки участия...

  3. Россия в первой половине 19 века (2)

    Реферат >> История

    Вариант №10 Россия в первой половине XIX века Содержание Введение ………………………………………………………………………. 3 1. Социально-экономическое развитие России ...…………………………... 5 2. Внутренняя... на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, ...

  4. С. Соловейчик

    Ранее рассказывалось, как школа стала немножко похожей на школу. Прежде ученики занимались сами по себе. В комнате (ее и классом назвать трудно) стоял гул: каждый зубрил свое, учитель по очереди спрашивал, остальные ребята продолжали заниматься своим делом. А в самом конце восемнадцатого века появились классы, общее учение и одна общая классная доска на всех. Учитель стал похож на дирижера, который руководит занятиями сразу всего класса: он рассказывает – все слушают. Он пишет на доске – все открывают тетради и пишут то же самое. Во всех тетрадях одни и те же задачки. Почерки разные, и решения разные (у одних правильные, у других неправильные), но задачки одни и те же.
    Если сравнить нынешнюю школу и гимназию самого начала девятнадцатого века, то окажется, что у них довольно похожие очертания – рисунки можно наложить один на другой, и они примерно совпадут. Но только очертания общие! А подробности, а краски, само содержание рисунка – все разное.
    Целых сто лет – весь девятнадцатый век – школа сама училась быть школой.
    Многие вещи, которые сейчас кажутся совершенно простыми, приходилось мучительно изобретать.
    Например, чему учить в школе? Сегодня расписание уроков привычно: литература, математика, физика, химия, география, история, иностранный язык, обществоведение, биология, рисование, пение, уроки труда.
    Но ведь и сегодня спорят, какие предметы надо изучать, а какие не надо. И на какие предметы больше отводить уроков, а на какие меньше.
    Ну, например, уроки физкультуры – два раза в неделю. А может быть, нужно проводить их каждый день, а уроки математики сократить? Или ввести совсем другие предметы, скажем, уроки логики – науки о законах мышления, или уроки психологии – науки о душевной жизни человека...
    Так спорят сегодня; а что творилось в XIX веке, когда вся система предметов еще не устоялась!
    Тогда многим учителям казалось, что главными предметами в школе должны быть не литература, не математика, не биология, а латинский и древнегреческий языки.
    Им говорили: "Да зачем же учить латинский язык, если сегодня никто на этом языке не разговаривает? "
    "Ну и что же,– отвечали сторонники "классического" образования, то есть такого образования, в основу которого положено преподавание древних, уже умерших языков, – ну и что же? Зато латинский язык – строгий, красивый, на этом языке написано много прекрасных книг и научных сочинений. Латинский язык сам по себе, конечно, не нужен, но зато он развивает ум и память...
    И вот гимназисты каждый день учили латинский и греческий. Почти половина всего их времени (точнее 41 процент) уходила на уроки древних языков!
    Родители возмущались. Латынь – очень красивый язык, но нельзя забивать головы одной латынью! Однажды в Москве, в Малом театре, артист Музиль спел такие куплеты:

    У нас сильное внимание
    На одно обращено,
    Чтобы наше воспитание
    Ведено было умно.
    И теперь уж есть надежда,
    Что чрез несколько годов
    Выйдут круглые невежды
    Из классических голов...

    Когда артист Музиль пропел эти куплеты, в зале поднялось что-то невообразимое: все повскакали, затопали ногами, стали кричать:
    "Браво, браво, бис, бис!" Оркестр хотел было продолжать, да его заглушали криками – пусть артист еще раз повторит свой куплет про круглых невежд из классических голов... Почти целое столетие шла борьба: изучать или не изучать латынь и древнегреческий? Латынь то отменяли, то вводили вновь, да еще больше уроков давали ей, но постепенно "мертвые" языки вытеснялись "реальными" науками: физикой, химией, биологией, географией, астрономией. Только после Октябрьской революции от древних, "мертвых" языков совсем отказались, и расписание уроков (тоже, конечно, не сразу) стало похожим на нынешнее.
    А отметки? Отметки ведь тоже не всегда были, как сегодня. Михаил Васильевич Ломоносов предлагал, например, ставить такие отметки:

    В. И. – все исполнил.
    Н. У. – не знал уроки.
    Н. Ч. У. – не знал части урока.
    З. У. Н. Т. – знал уроки нетвердо.
    Н. З. – не подал задачи.
    X. З. – худа задача.
    Б. Б. – был болен.

    У других учителей были свои обозначения, и, в общем, можно сказать, отметки ставили кто как хотел и кто какие хотел. Но в 1835 году было введено единообразие: появились оценки "5", "4", "3", "2", "1".
    Страшно даже подумать, сколько "пятерок" и "единиц" поставлено за прошедшие годы. Миллиарды, наверно!
    Может, кому-нибудь это кажется утешительным: что, дескать, моя маленькая "двойка" в таком огромном море отметок?
    Но лучше поговорить о "пятерках". Вы заметили, что человека, у которого все "пятерки", не называют "пятерочник" (как, например, "двоечник"), а говорят "отличник". Это потому, что еще перед войной и в начале войны отметки в школе были другие: "отлично", "хорошо", "посредственно", "плохо" и "очень плохо". Отсюда – "отличник", это слово осталось. В некоторых школах говорят еще "хорошист" (человек, у кого одни "пятерки" и "четверки", а "троек" нет). Но это слово звучит ужасно, и лучше его не употреблять.
    Кроме плохих отметок, прежде существовали и другие наказания. Мы уже знаем, что розги в русской школе были полностью отменены в 1864 году. А вот карцер – особые комнаты, куда нерадивых учеников запирали после уроков "без обеда", – оставался до самой революции. Особенно строго наказывало гимназическое начальство тех гимназистов старших классов, кто читал "запрещенную" литературу. В XX веке сочинения В. Г. Белинского изучали в старших классах, читали статьи Добролюбова, Писарева, Герцена. А прежде существовало негласное правило: за чтение Белинского – шесть часов карцера, за чтение Добролюбова – в первый раз двенадцать часов, а если снова попадешься, то целые сутки. А за Писарева или Герцена – "аминь!" Так гимназисты называли исключение из гимназии с "волчьим билетом" – без права поступить в другую гимназию.
    За гимназистами вообще следили очень строго; им ни в коем случае нельзя было появляться, например, на улице позже установленного времени. Специальные надзиратели следили за этим. В городе Немирове перед первой мировой войной произошел такой случай: два гимназических надзирателя спрятались за забором и оттуда через щелочку выслеживали запоздавших гимназистов. Вдруг видят: один гимназист на велосипеде едет. Не положено! В карцер его! Выбежали, догнали, налетели – оказалось, что это не гимназист, а студент, да еще и бойкий: он подал на надзирателей в суд – зачем к людям пристают на улице? И суд стал на сторону студента!
    Прилежных и успевающих учеников и прежде награждали подарками – книгами, а при выпуске – золотыми медалями. С 1872 года в школах появилась еще "Красная доска", или, как сейчас сказали бы, "Доска почета". На этой доске вывешивали таблички с именами лучших учеников. Кстати, в этом же, 1872, году вместе с учебниками гимназисты стали носить в ранцах и дневники для записи уроков на дом и для отметок учителя: школа стала регулярно сообщать папам и мамам своих учеников, как идут занятия. До того времени школа к родителям обращалась только в самых крайних случаях, когда дело шло об исключении. А еще позже, во время революции 1905 года, в гимназиях стали создавать родительские комитеты – родители начали принимать участие в жизни школы. Педагогические же советы, педсоветы, появились, конечно, гораздо раньше – в 1827 году. Вернее, вышло такое распоряжение – создавать педагогические советы. А на самом деле советов не было, и директор гимназии правил единолично до середины XIX века, когда великий русский педагог Николай Иванович Пирогов добился, чтобы они работали. О старой, дореволюционной гимназии есть очень много воспоминаний. Наверно, все читали интересную книгу Корнея Ивановича Чуковского – она так и называется: "Гимназия". И во многих других книгах описывается, как трудно было учиться прежде, какие бездушные были порядки. Один из прежних гимназистов пишет, например, что дружбу между учителем и учеником в гимназии было так же невозможно представить себе, как невозможно увидеть лилию, выросшую у берегов Ледовитого океана.
    Но, конечно, было и много очень хороших учителей и очень хороших гимназий.
    В школе до революции было много плохого, но не надо забывать, что в этой же самой школе выучились многие выдающиеся люди нашей страны, большие ученые и писатели. Иногда рассказывают, что тот или другой из знаменитых людей учился в школе плохо. Верно, так бывало. Отметки не всегда были хорошими, не все получали золотые медали. Но все очень много занимались. И в конце концов без учения ни один великий человек на свете не стал бы великим!

    Рисунки Ю. Владимирова и Ф. Терлецкого.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...