Вперед, к новым свержениям. Ненасильственные движения добива­ются успеха убеждением

Гражданское сопротивление и этика ненасилия

Гражданское сопротивление является одной из форм политического соперничества. Этика ненасилия является совокупностью принципов, которые запрещают применение насилия. Участники некоторых успешных гражданских движений сопротивления, таких, как борьба за независимость Индии и движение за гражданские права в США, проповедовали этику ненасилия. Однако само по себе использование гражданского сопротивления не означает, что от его участников требуется неукоснительно придерживаться ненасильственных действий. На самом деле, вполне вероятно, что для большинства участников гражданского сопротивления на протяжении всей его истории этика ненасилия не была движущим мотивом. Скорее, они выбрали гражданское сопротивление потому, что для них это был единственный и наиболее эффективный способ вести борьбу.

Взгляд на власть: монолит или плюрализм Во многих обществах, превалирующим является представление о власти как о чем-то монолитном (рис. 1), в том смысле, что обычные люди якобы зависит от доброй воли, решений и поддержки правительства и других учреждений. Власть рассматривается как нечто, находящееся в руках тех нескольких человек, которые, находясь на вершине командной пирамиды, располагает наибольшими полномочиями и потенциалом для применения насилия. Монолит власти воспринимается как самовоспроизводящийся, прочный и не поддающийся изменению.

Гражданское сопротивление основано на другой предпосылке, отражающей плюралистической взгляд на власть (рис. 2), который рассматривает правительства и другие властные системы как во многом зависящие от повиновения или сотрудничества людей. С плюралистической точки зрения, власть основывается на ее легализации многими слоями общества и их участии в ней. Она находится в постоянном движении, и ее прочность всегда зависит от пополнения ее истоков, достигаемого сотрудничеством многих учреждений и людей.

Таким образом, движения гражданского сопротивления развивают свои стратегии, исходя из того, что люди, которые организовывают широкую коалицию рядовых граждан с целью воспрепятствовать действиям государства, могут нейтрализовать или обратить его вспять.

Действие и бездействие

Участники гражданского сопротивления использовали сотни различных тактик на протяжении всей его истории. Эти тактические подходы могут быть разделены на две категории. Бездействие - это тактика, при которой люди перестают делать то, что при нормальной ситуации от них ожидается или требуется. Среди примеров такой тактики - рабочие забастовки, отказ платить налоги, потребительские бойкоты. Тактика действия - это когда люди начинают делать то, что они обычно не делают или что делать запрещено. Примерами этой тактики являются протесты, массовые демонстрации, сидячие забастовки, и другие формы гражданского неповиновения. Стратегическое чередование этих двух тактических подходов затрудняет противнику поддержание статус-кво. Это также может вдохновить людей из многих слоев общества к участию в сопротивлении, так как спектр применяемых тактик может включать разнообразные акции: с высоким и низким риском, общественные и частные, совместные или децентрализованные.

Единство, планирование и ненасильственная дисциплина Три ключевых принципа успешного гражданского сопротивления - это единство, планирование и ненасильственная дисциплина. Единство достигается мобилизацией разнообразных слоев общества - которые изначально могут иметь различные жалобы - вокруг ряда достижимых целей. Планирование является стратегическим чередованием кампаний и тактик, основанном на тщательном анализе условий и возможностей для действия.

Оно также включает в себя готовность к возможным неудачам и разработке на этот случай резервных планов. Ненасильственная дисциплина предполагает стратегическую приверженность к использованию исключительно ненасильственной тактики, потому что насилие ограничивает гражданское участие, вредит легитимности движения, уменьшает международную поддержку и снижает шансы на перемену лояльности.

Складывается ощущение, что с каждым днём поводов протестовать всё больше, а доступных и безопасных способов сделать это - всё меньше: в тюрьму можно сесть даже за неудачный лайк. К счастью, остаётся масса легальных и ненасильственных способов выразить своё возмущение, большую часть которых мы собрали в этом материале. О примерных шансах повлиять на мир, сидя за экраном компьютера, мы расскажем во второй части гида.

Обязательно проверьте, насколько легальны эти методы в вашей стране. Как говорится, что русскому хорошо, немцу - смерть. Или наоборот.

Миссионерство

I век н. э.

Эффективность:

Что нужно:

терпение, смирение
и средство передвижения

Первым популяризатором ненасильственного протеста был, пожалуй, Иисус. На преследования властей он отвечал прощением и благословлением, а его единственным оружием было слово. И хотя по тогдашним меркам он проиграл противостояние с властью, а смирение довело его до смерти, история расставила всё по своим местам. Похожая судьба в прямом или переносном смысле ждёт многих из тех, кто выбирает путь ненасильственного протеста.

Пикет

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

единомышленники

Традиционно историю ненасильственного сопротивления и протеста принято отсчитывать с начала ХХ века и связывать с забастовками рабочих, именами Мартина Лютера Кинга и Ганди. В действительности же народ стал выбирать мирные способы противостояния гораздо раньше, а политически эффективный прецедент произошёл в Иудее немногим позже Иисуса.

Римский прокуратор Понтий Пилат оскорбил религиозные чувства иудеев, установив в городе изображения Цезаря. Возмущённый народ вышел на площадь, требуя демонтировать портреты. Потерпев несколько дней, префект велел своим солдатам окружить демонстрантам и пригрозить убить их, если они не разойдутся. Толпа ответила, что скорее умрёт, чем «создаст себе кумира», и Пилату пришлось убрать изображения.

Запрет на военные действия

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

Меньше повезло народу мориори, который существовал на территории Новой Зеландии до начала XIV века. Мориори занимались охотой и собирательством, и немногочисленное население и скудные ресурсы не позволяли им вести войну, поэтому они наложили запрет на военные действия и предпочитали решать все вопросы мирно, в крайнем случае - посредством ритуалов. Как и следовало ожидать, мир оказался для них слишком жесток: прибывшие на европейском с судне с острова Северный маори вырезали своих соседей, а тех, что не убили, превратили в рабов. Подробнее и интереснее о трагической истории мориори написано в романе «Облачный атлас», а мы всё же обратим внимание на более обнадёживающие истории.

Идея гражданского неповиновения была сформулирована аболиционистом Генри Торо. В работе «О гражданском неповиновении» (1849) он показал, что отказ от уплаты налогов может стать важным средством противодействия несправедливой политике государства - основой ненасильственной, мирной революции.


Листовки, памфлеты и книги

Уильям Гаррисон

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

платформа

В 1831 году в Массачусетс 26-летний Уильям Гаррисон на пару с другом Исааком Кнаппом запускает аболиционистскую газету «Либерейтор», в первом номере которой пишет: «Я не желаю думать, говорить или писать о рабстве в умеренных выражениях. Нет и ещё раз нет! Разве можно советовать человеку, чей дом горит, спокойно бить тревогу или уговаривать мать, чей ребёнок остался в огне, не торопясь спасать его?.. Равным же образом бесполезно склонять меня к умеренности в таком вопросе, как этот».

Спустя несколько лет он составляет «Декларацию чувств», призывая сопротивляться злу средствами, исключающими насилие. В ней Гаррисон сформулировал принципы гражданского неповиновения, продолжавшие традиции христианского анархизма квакеров и перфекционистов: отказать в поддержке неправедной власти значило не голосовать, не занимать государственных должностей, не обращаться в суд и не нести воинской повинности. В конце 1865 года, когда 13-я поправка к Конституции США отменила рабство во всей стране, газета была торжественно закрыта.

Пение

аборигены

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

единомышленники

Если писательское дело вас не привлекает, можно обратиться к опыту тех, кто не смог добиться желаемого словом и прибегнул к другому таланту - пению. В 1833 году Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии пообещало освободить всех рабов в своей колонии в Тринидаде к 1840 году. Год спустя во время обращения губернатора к народу группа пожилых невооружённых мужчин африканского происхождения собралась у правительства. Мужчины громко пели: «Нет шести годам. Нет шести годам», заглушая голос губернатора. Мирные протесты продолжались, пока резолюция об отмене рабства не была подписана.

Отказ от уплаты налогов

Женская лига противостояния налогам

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

доход, готовность сесть в тюрьму

Член Женской лиги противостояния налогам Беатрис Харраден в 1913 году сказала: «Самое меньшее, что может сделать каждая женщина, - это отказаться платить налоги, особенно налог на собственный доход. Кульминация несправедливости и тупости правительства в том, что они просят нас платить налог с дохода, которые мы заработали собственным умом, но не считают нас достаточно умными, чтобы голосовать».

Тот же метод использовало суфражистское движение в США. Известная фраза «Правительство может грабить меня, потому что оно сильнее, но я не буду выворачивать перед ним свои карманы» принадлежит американской суфражистке Анне Говард Шоу.


Символический захват ценностей

Махатма Ганди

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

воображение, последователи

5 апреля 1930 года Махатма Ганди с 79 своими последователями прошёл пешком от города Ахмадабад до побережья Аравийского моря близ селения Данди. После окончания 390-километрового похода, в ходе которого к группе протестующих присоединялись всё новые последователи, участники принялись демонстративно выпаривать соль из морской воды. При этом в знак нарушения колониальной соляной монополии участники Соляного похода не уплачивали налог на соль.

После выпаривания соли в Данди группа двинулась по побережью к югу, продолжая действия против соляного налога, намереваясь провести акцию на солеварнях в Дхарасане. За несколько дней до предполагаемой акции Ганди был арестован. События Соляного похода привлекли внимание средств массовой информации и общественности по всему миру, сатьяграха против соляной монополии длилась почти год, закончившись освобождением Ганди.

Сидячая забастовка

профсоюз рабочих

1936–1937 гг.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

сознательные коллеги

Чтобы не иметь дело с наглыми прихотями назойливых профсоюзов вроде достойной заработной платы и нормированного рабочего дня, директора «Дженерал моторс» во время Великой депрессии переносили основную работу на те заводы, где профсоюзы не существовали или были не активны. Отчаявшиеся работники завода в Мичигане устроили сидячую забастовку, а их коллеги по всей стране присоединились к ним: через две недели число бастующих перевалило за 130 тысяч в 35 городах. Как это часто бывает с противостояниями бедных и богатых, усилиями обеих сторон забастовка превратилась в беспорядки, но был создан важный прецедент.

Групповое лобби

датская общественность

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

сознательные сограждане

Проще всего противостоять злу в хорошей компании, так что если на вашей стороне общественность, церковь и король Дании, можно победить даже нацистов. Самые крупные европейские страны уступили перед напором Гитлера и если не содействовали «решению еврейского вопроса» (другими словами, депортации и убийствам евреев), то не пыталась ему препятствовать. Мощное сопротивление антисемитизму показала только Дания, в которой еврейская община была не слишком многочисленна по сравнению с другими странами. Датская общественность не поверила антисемитским подстрекательским статьям в нацистской прессе, а король Дании Кристиан X в знак солидарности с датскими евреями посетил синагогу в 1942 году и произнёс там речь в защиту еврейских граждан.

Из его слов «если евреев Дании заставят носить символ, что отличает их от других сограждан, то я и моя семья тоже будем носить этот символ» родилась легенда о том, что он сам пригрозил приколоть на лацкан жёлтую звезду.


Вахты

жители Берлина

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

время, отчаянность

Демонстрация на Розенштрассе в Берлине 27–28 февраля 1943 года - крупнейшая демонстрация протеста во времена Третьего рейха с осуждением действий режима. В демонстрации участвовали этнические немцы - супруги и близкие евреев, которых намеревались отправить в концентрационные лагеря, когда в феврале 1943-го СС и гестапо начали арестовывать остававшихся в Берлине евреев и направлять их в лагеря уничтожения. Среди схваченных, которых было больше 8 тысяч, оказалось немало супругов из немецко-еврейских смешанных браков. Их держали в здании бывшей еврейской богадельни на Розенштрассе.

Вечером того же дня перед зданием стихийно собралась толпа жён, мужей и близких задержанных. В течение нескольких дней около здания постоянно находилось несколько сотен людей, которые сменяли друг друга и требовали освобождения своих родственников. Начиная со 2 марта началось постепенное освобождение схваченных. 25 человек с Розенштрассе были направлены в Освенцим, но уже через несколько недель были возвращены и освобождены. В итоге освобождены были почти все 2 тысячи человек, которые содержались в здании.

Гражданское неповиновение

Роза Паркс

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

смелость

Во время автобусной поездки 1 декабря 1955 года в городе Монтгомери, штат Алабама, темнокожая швея Роза Паркс отказалась уступить своё место белому пассажиру в секции автобуса для цветных после того, как все места в секции для белых были заняты. Её арест и осуждение «за нарушение общественного порядка» спровоцировали массовый бойкот общественного транспорта афроамериканским населением Монтгомери. Бойкот превратил Розу Паркс в международный символ сопротивления расовой сегрегации и принёс известность лидеру бойкота Мартину Лютеру Кингу. В 1956 году Верховный суд США вынес постановление, согласно которому расовая сегрегация при оказании услуг автобусного транспорта является нарушением Конституции.

Десакрализация символов

венгерский оппозиционер

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

флаг, ножницы

Во время демонстрации в начале Венгерской революции в 1956 года один из митингующих вырезал из центра венгерского флага коммунистический серп и молот, оставив на его месте зияющую дыру, и остальные последовали его примеру. «Флаг с дырой» стал символом венгерской революции.

Несмотря на отсутствия элемента насилия и даже если флаг - ваша собственность, его порча во многих странах карается законом. Согласно статье 329 УК РФ, за надругательство над государственным флагом России можно даже сесть в тюрьму на целый год.

За ненадлежащее использование гимна РФ наказывают штрафом от 2 тысяч рублей для граждан и до 150 тысяч рублей для юридических лиц.


Публичные выступления

Мартин Лютер Кинг

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

убедительная речь

Самое известное публичное выступление, которое стала ключевым моментом Американского движения за гражданские права - речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Кинг произнёс речь во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу, в котором участвовали более 200 тысяч человек. Марш был запланирован как акция в поддержку закона о гражданских правах, который предложил на рассмотрение президент Кеннеди, поэтому Мартина Лютера и других ораторов попросили выдержать свои речи в положительном ключе и не провоцировать гражданское неповиновение. Это сработало.

Братание с солдатами

антивоенное движение

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

цветы, доброта

Одно из иконических изображений хиппи - это девушка, которая протягивает цветок солдату, и оно примерно полностью соответствует реальности. На исход Лета любви 1967 года пришлась кульминация антивоенных демонстраций за прекращение войны во Вьетнаме. Мирное противостояние между добрыми хиппи и встретившей их Национальной гвардией продлилось недолго: часть толпы попыталась проникнуть в здание, что привело к столкновениям с полицией, но благодаря фотографиям цветов марш на Пентагон и движение против войны во Вьетнаме запомнились не просто мирными, а по-настоящему романтичными.

Отказ выходить из дома

Джон Леннон и Йоко Оно

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

квартира

Джон Леннон и Йоко Оно не дураки - они быстро поняли, что лучше сидячей забастовки может быть только лежачая. Особенно если лежать в президентском люксе гостиницы «Хилтон» в Амстердаме. Пара залегла под одеяло и отказывалась выходить, но охотно принимала себе в гости прессу: таким образом они выражали своё несогласие с войной во Вьетнаме. Эффект их акции на ход войны был, скорее всего, нулевым, а вот на их карьере и присутствии в прессе сказался очень положительно.

Более экстремальный способ забастовки - голодовка. Последователь Ганди Потти Шрирамулу прожил без еды 58 суток, но его требования так и не были выполнены.


Ношение символов

Томми Смит и Джон Карлос

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

Томми Смит и Джон Карлос, афроамериканские спортсмены, которые заняли первое и третье места в Олимпийских играх 1968 года, использовали свою победу, чтобы сделать политическое заявление. Встав на пьедестал в чёрных носках и чёрных перчатках, они подняли кулаки в знак чёрного единства. Серебряный медалист австралиец Питер Норман в знак солидарности надел значок Олимпийского проекта за права человека. За этот жест на родине его не встречали как героя-победителя, а Смита и Карлоса и вовсе дисквалифицировали.

Символическое «освоение» земель

экоактивисты

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

навыки выживания

В 1978 году группа новозеландских активистов оригинально выступила против вырубки леса Пуреора: построила на деревьях дома и отказалась их покидать. Правительство было вынуждено не только отказаться от вырубки леса, но и объявить его парком и основать Новозеландский фонд возрождения естественных лесов, который охраняет лесопарк Пуреора и сегодня. Один из секторов назвали в честь активистки Ширли Гилдфорд, которая построила себе реакционный дом на одном из деревьев Пуреоры - теперь туда водят экскурсии.

Хеппенинг

«Оранжевая альтернатива»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

О хеппенингах говорить проще, когда они происходят ближе - в одной культурной плоскости их причины и следствия понять легко. К примеру, польская подпольная арт-группа «Оранжевая альтернатива» для неподготовленного слушателя звучит как нечто радикальное, но всё меняется с контекстом. К примеру, одним из популярных хеппенингов группы была раздача туалетной бумаги и прокладок прохожим - во Вроцлаве 1980-х такие товары были в дефиците. Запретить их раздавать было бы абсурдно, наблюдать за тем, как взрослые люди чуть ли не верещат от счастья при виде туалетной бумаги - стыдно. Акции «Оранжевой альтернативы», среди прочего, стремились показать привязанность коммунистов к бессмысленным и помпезным празднованиям той или иной даты. Открытые марши, организованные арт-группой с сюрреалистичными лозунгами вроде «Без гномов нет свободы!» стали прародителями российской Монстрации.

Первая Монстрация в Новосибирске состоялась в 2004 году и собрала около 80 человек, с тех пор проводится ежегодно. 1 мая 2014 года Монстрация собрала около 4000 участников.


Ненасильственное блокирование
собственным телом

неизвестный герой

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

стальные яйца

После смерти продемократического лидера Китая Ху Яобана в 1989 году, студенты собрались на площади Тяньаньмэнь в Пекине, чтобы вместе оплакивать утрату. На протяжении семи недель толпа скорбящих росла и медленно переросла в демонстрацию людей, которые требовали большей свободы. Правительство Китая решило расправиться с мирной демонстрацией с помощью военных танков и стрельбы в толпу. Один из демонстрантов вышел на дорогу и встал прямо напротив танка, блокируя им проезд. В какой-то момент он даже залез на первый танк и попытался проникнуть внутрь. Его поступок не спас никого - на площади Тяньаньмэнь было убито больше 200 человек, а великий китайский файервол защищает наших ровесников от слишком глубоких знаниях о произошедшем. Личность и дальнейшая судьба героя фотографии остаётся загадкой, но его силуэт стал символом силы отчаяния в борьбе за справедливость.

Более успешная история ненасильственного блокирования - акция движения ACT UP. В 1989 году семь членов группы проникли в здание Нью-Йоркской фондовой биржи и приковали себя к VIP-балконам. Они требовали понижения заоблачной цены единственного на тот момент лекарства для ВИЧ-инфицированных. Спонсор препарата, фармацевтическая компания «Берроуз Велком», установила цену в 10 тысяч долларов в год, недоступную для большинства больных. Спустя несколько дней после демонстрации компания сократила стоимость зидовудина до 6 400 долларов в год на пациента.

Раздевание в знак протеста

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

Вопреки волне возмущения и осуждения, которой подвергается группа Femen за свои акции протеста с публичным оголением, метод придумали совсем не они. Организации по защите прав животных часто используют наготу для привлечения внимания к волнующим их проблемам - ничьё внимание не обошли кампании с фотографиями обнажённых моделей и знаменитостей с подписью «Лучше быть голой, чем в мехах».

В некоторых африканских странах женщина, которая оголяет себя, воспринимается как проклятие, которое может убить человека. Логика в том, что женщина, которая даёт человеку жизнь, может её забрать, и делает это, оголяясь. В Нигерии это проклятие применяется только в исключительных случаях, и мужчина, на которого оно направлено, считается мёртвым. Никто никогда не выйдет за них замуж, не будет для них готовить, покупать для них что-либо и не станет с ними никак контактировать. Иностранцы тоже подвержены этому проклятию - нигерийцы верят, что проклятые чужеземцы станут импотентами или заболеют другой страшной болезнью. Именно этот способ протеста и запугивания использовали гражданки Нигерии, выступая против нефтяной индустрии.


Отказ от исполнения
супружеских обязанностей

женщины Либерии

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

В 2002 году, во время второй гражданской войны в Либерии, Лейма Гбови, в то время бывшая социальным работником, организовала массовое движение либерийских женщин за прекращение войны. Движение началось с небольшой группы женщин, которые торговали на рынке в Монровии, но со временем к нему присоединилось всё больше христианок и мусульманок Монровии. Помимо мнения и молчаливого протеста, женщины Либерии объявили сексуальную забастовку, отказываясь спать со своими мужьями, пока те не прекратят участие в войне. И у них всё получилось - в 2003 году вторая гражданская война в Либерии была окончена, и президентом страны была избрана Элен Джонсон-Серлиф, первая женщина-президент в истории Африки.

Бойкот потребителей

американские студенты против рабского труда

ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

ЧТО НУЖНО:

милосердие

Многие из нас разочарованно вздыхают, когда на этикетке новой шмотки очередного эйч-энд-эма обнаруживается скромная надпись «Made in Bangladesh». Правда, нас больше заботит низкое качество, о котором обычно свидетельствует страна-производитель. А вот американских студентов расстроило то, что богатые корпорации экономят на зарплатах и условиях работы своих сотрудников. Однажды швеи завода Fruit of the Loom в Гондурасе создали профсоюз, чтобы потребовать человеческих условий труда, и владельцы предпочли и вовсе закрыть фабрику, чтобы не тратить время.

Так случилось, что многие американские университеты заказывали футболки, толстовки, кепки и другой мерч с символикой альма-матер именно у Fruit of the Loom, а студенты этих университетов оказались неравнодушными. В 2009 году они развернули мощную кампанию против производителя. Студентам 90 американских вузов и десяти британских удалось уговорить администрацию разорвать контракты с Fruit of the Loom, пока корпорация не восстановит работу фабрики и не выполнит требования профсоюзов. Из-за бойкота компания потеряла 50 миллионов долларов и была вынуждена выполнить требования американских и британских студентов. Фабрика в Гондурасе возобновила работу, 1200 сотрудникам вернули их рабочие места и выплатили щедрые компенсации. Так что если вас беспокоят условия труда тех, кто шьёт вашу одежду, у вас есть реальная возможность их улучшить. Во всяком случае, вы можете гораздо больше, чем они сами.

Романтик вс, 29/06/2014 - 23:57

17.06.2014 в Уфе прошел митинг гражданского сопротивления "В огне брода нет" с участием общественного движения "Суть времени", организации "Родительское всероссийское сопротивления", КПРФ, Союза советских офицеров, НОД.

Для уфимской ячейки "Суть времени" - это был первый митинг, который был организован достаточно спонтанно.

Мероприятие посетили СМИ, взявшие у организаторов интервью:

Началось мероприятие с демонстрации антибандеровской выставки, которая показывает основные этапы становления бандерофашизма. Выставка призвана пробудить в гражданах воительность по отношению к фашизму, показать зло таким, какое оно есть, и убедить тех, кто считает, что фашизму нужно противодействовать, вступить в Гражданское сопротивление.

Активисты "Родительского всероссийского сопротивления" информировали граждан о том, как можно помочь материально детским домам Новороссии, оказавшимся на грани гуманитарной катастрофы.

Тем временем отдельные граждане выражали свою позицию по отношению к действиям власти в России в сложившейся ситуации.

Через полчаса после начала пикета начался митинг.

Вступительное слово от представителя "Суть времени".

Выступали представители "Сути времени", "Родительского всероссийского сопротивления" и гражданского сопротивления "В огне брода нет".

Выступили представители КПРФ и Союза советских офицеров Башкортостана, которые очень четко высказались, как должна действовать власть в нынешней ситуации.

Выступление представителя КПРФ на митинге.

Выступили представители НОД.

Выступления часто делились на 2 составляющие.
1) Отношение к политике действующей власти РФ.
2) Отношение к гражданскому действию.

Оппозиционные организации "Суть времени", КПРФ, Союз советских офицеров по первой составляющей расходились с позицией НОД.

Однако все мы были едины в том, что необходимо активное гражданское действие по противодействию неофашизму. Многие опасались, что противоречия по первому пункту смогут внести раскол в наши ряды и по второму пункту. Но этого не произошло.

В конце митинга была зачитана резолюция, которая была принята (с поправками) большинством собравшихся.

"Мы, граждане России, жители Уфы и Башкирии, заявляем следующее.
Хунта, пришедшая к власти на Украине - это фашисты.
Донецкая народная республика (ДНР) и Луганская народная республика (ЛНР) - это передний край борьбы с фашизмом
Мы готовы реализовать следующие шаги в борьбе с фашизмом:
1) Если будет принят закон о добровольческих воинских формированиях, то мы готовы оказать массированную ополченческую поддержку ДНР и ЛНР.
2) Мы создадим точки сбора гуманитарной помощи, организуем сбор этой помощи - и отправку в Новороссию.
3) После вступления соответствующего закона в силу мы организуем народные дружины для противодействия попыткам нашей 5й колонны устроить майдан в России.
4) Мы окажем всяческую информационную и аналитическую поддержку сопротивлению ДНР и ЛНР.
5) Мы организуем законное широкое противодействие в форме уличных акций попыткам майдана в России.

Враг будет разбит! Победа будет за нами!"

После зачитывания резолюции митинговая часть собрания была завершена.
В митинге участвовало не менее 40 граждан.
Далее граждане имели возможность пообщаться с представителями организаций и посмотреть выставку.

На добром слове мы все разошлись, готовые к дальнейшему сотрудничеству по вопросам гражданского сопротивления.

ПС. Приносим извинения всем гражданам, в особенно выступавшим представителям от организаций, особенно "Союзу советских офицеров Башкортостана" за недостаточное фото- и видеообеспечение.
К сожалению, нет фото и видео всех выступающих.
Но в следующий раз, на следующем собрании, будет и полное видео выступлений, а ключевые моменты будут запечатлены на фото.
С уважением, оргкомитет мероприятия.

http://eotufa.livejournal.com/8063.html

Выставка вызвала ранее невиданный интерес граждан, несмотря на то, что движение пешеходов было очень интенсивным, и все спешили.

Большинство граждан, к сожалению, проходили мимо, взяв в руки информационные материалы.
К сожалению, мало кто понимал, что нужно не только знать, но и что-то делать.

К сожалению, большинство прохожих было подвержено патернализму. Многие надеются, что без их гражданского участия, власть сама решит все вопросы. Хотя то же большинство пассивно одобряет наши действия.
Наибольшую готовность нам помочь высказали люди среднего возраста.
В частности, готовность помочь в формировании в рамках закона народных дружин:

Были единицы, поддерживающие бандеровцев. Но тут важно понимать, что если эти единицы будут активны и объединятся, они будут представлять серьезную опасность.
Поэтому большинству нельзя быть пассивными. Эта пассивность, патернализм, привела на Украине к тому, к чему привела...

Из СМИ нашу выставку посетили корреспонденты "Башкирского спутникового телевидения".

Параллельно с нашим мероприятием проходил пасхальный автопробег:

Ближе к концу мероприятия наш активист выступил перед собравшимися.


Некоторым гражданам не понравились наши обвинения в адрес некоторых коллаборационистов.
Речь, конечно же, касается деятельности башкирского националиста Заки Валидова, нацистского преступника, которого сейчас пытаются реабилитировать.
Что ж, по-видимо придется проводить с гражданами отдельный ликбез.

Тем, кто желает присоединиться к Гражданскому сопротивлению, предлагаем подписываться оставлять свои контакте на сайте http://vognebroda.net/
Мы с вами обязательно свяжемся.

Пикет продлился почти 3 часа.
В мероприятии участвовали 14 активистов Сути времени, Гражданского сопротивления и сподвижников.
С выставкой познакомились свыше 30 прохожих.
Свыше 700 гражданам были предоставлены информационные материалы.

Новость в ЖЖ уфимской ячейки: http://eotufa.livejournal.com/6822.html

Возле активиста собралось много людей

Кто-то читает на ходу.

Но многие очень вдумчиво и сосредоточенно знакомятся с материалами выставки.

Всё под контролем

Выставка заставляет задуматься

Выставка в очередной раз вызвала большой интерес у горожан. Многие люди выражали организаторам благодарность. Когда пришло время заканчивать пикет и активисты начали разбирать выставку смотревшие её люди даже возмутились, почему разбираются стенды. Но ничего не поделаешь, согласованное время подошло к концу. Возможность посмотреть выставку будет в следующие выходные, когда иркутская "Суть времени" планирует провести выставку в следующий раз.

Вступайте в ряды Гражданского сопротивления "В огне брода нет! "

До встречи в СССР!

Антибандеровский пикет-выставка 5 апреля в Иркутске

Ермаков Михаил вс, 06/04/2014 - 18:40

5 апреля 2014 года в Иркутске на Сквере им. Кирова прошёл антибандеровский пикет-выставка, организованный иркутской ячейкой "Сути времени". На пикете демонстрировались плакаты с информацией о бандеровцах, их зверствах в период Великой отечественной войны, их современных последователях и наличии их в текущем украинском процессе. Также активисты "Сути времени" раздавали прохожим листовки с информацией о зверствах бандеровцев. Всего за пикет было распространено 300 листовок.
Сегодня, когда идёт информационная война, в рамках которой россиян пытаются убедить в том, что на Украине произошла мирная народная революция, что никаких бандеровцев на Украине нет, да и вообще, бандеровцы это герои Украины, боровшиеся за её независимость, особо актуальным представляется напоминание гражданам о том реальном зле, которое творили бандеровцы, а также объяснение того, что бандеровцы действуют на Украине и сейчас. Горожане с большим интересом знакомились с информацией, а после внимательно слушали разъяснения активистов.



Горожане знакомятся с выставкой


Выставка интересна и молодёжи, и людям среднего возраста, и старшему поколению


Активисты "Сути времени" ведут агитацию


Посетители выставки внимательно слушают активистов "Сути времени"


У милиции всё под контролем


Баннеры рассказывают о зверствах бандеровцев

Организаторы пикета-выставки надеются подобным мероприятием пробудить сознание граждан. Сейчас на Украине, в непосредственной близости от России, оформляются фашистские силы жизненно необходимо помнить свою историю, различать, что есть хорошо, а что плохо. И самое главное, нельзя пребывать в расслабленном, безучастном состоянии. Уже сейчас необходимо организовываться и мобилизовываться, чтобы защитить свою страну. Поэтому "Суть времени" организует Гражданское сопротивление и призывает всех, кто понимает опасность и готов сделать всё возможное для её отражения, вступать в его ряды.

Записаться в Гражданское сопротивление фашизму можно здесь: http://vognebroda.net/
В пикете-выставке в Иркутске приняли участие активные граждане, вступившие в Гражданское сопротивление. Они раздавали листовки и общались с людьми. Такие же активисты Гражданского сопротивления в этот день провели одиночные пикеты в Братске.


Активистка Гражданского сопротивления раздаёт листовки в Братске


Активисты Гражданского сопротивления в Братске

Надеемся, что таких активных граждан с каждым днём будет всё больше. Только вместе можно одержать победу.

ВНИМАНИЕ! Информация от "Юр.фронта"

Gagarin12 птн, 04/04/2014 - 18:37

Подписаны федеральные законы об участии граждан

в охране общественного порядка.

Рабочая группа «Юридический фронт» информирует о следующем.

02 апреля 2014 года Президентом РФ В.В.Путиным были подписаны Федеральный закон № 44-фз «Об участии граждан в охране общественного порядка» и Федеральный закон № 70-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» .

Оба нормативных акта расширили возможности граждан по участию в деятельности по охране общественного порядка. До настоящего момента порядок создания и функционирования подобных объединений и народных дружин регулировались лишь законодательством ряда субъектов РФ.

ФЗ № 44-фз «Об участии граждан в охране общественного порядка» устанавливает:


1. Принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка (содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности);


2. Особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка;


3. Порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

Основными формами объединения граждан для защиты общественного порядка являются:

1. Общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка;

Решение о создании объединения должно быть принято гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также территориального органа МВД России.

2. Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования и территориального органа МВД России.

Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования (Собраниями депутатов города или района). При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.

Основными направлениями деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин являются содействие органам полиции и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины, распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах. При этом, народные дружины осуществляют еще одно важное направление - участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.


Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений нового Федерального закона.

Следует также обратить внимание, что в городах федерального значения Москве и Санкт Петербурге, в случае, если региональными законами не будет установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, гражданам о создании указанных объединений необходимо будет уведомлять Мэрии этих городов (в настоящий момент соответствующие Законы в Москве и Санкт-Петербурге еще не приняты - прим. «Юр.фронт»).

Руководство народной дружиной осуществляет командир, избранный из членов народной дружины по согласованию с органом местного самоуправления и территориальным органом МВД России.

Общественные объединения правоохранительной направленности и народные дружины будут иметь право осуществлять охрану общественного порядка только после включения их в специальный региональный реестр, ведение которого будет осуществляться Главным Управлением МВД России по субъекту РФ. Порядок формирования и ведения регионального реестра в ближайшее время будет определен Приказом МВД России.


Указанными Федеральными законами также урегулированы статус, права и обязанности участников общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин, ограничения для участия в них, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам содействия гражданам в их участии в охране общественного порядка. Оба Федеральных закона вступят в силу со 2 июля 2014 года.

Рабочей группой «Юридический фронт» в ближайшее время будет подготовлена специальная Памятка для граждан по созданию общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин.

Рабочая группа «Юридический фронт»

Комсомольск-на-Амуре: Пикет в поддержку Марш братства и гражданского сопротивления 15 марта

alexurcher сб, 15/03/2014 - 11:30


В поддержку Марша братства и гражданского сопротивления в Москве провели пикет на площади им.Ленина 15 марта с 15-00 до 16-00. Сделали одиночное пикетирование, в котором участвовало 6 человек. Люди либо проходили мимо, присматриваясь, либо подходили и выясняли причину, по которой встали тут. Была положительная реакция, то есть ловили сплошной позитив. Ласковое уже весеннее солнце и вежливые люди - что ещё надо людям, поглощённым тревожными событиями на Украине...

Пресс-релиз: Марш братства и гражданского сопротивления 15 марта в Москве

12.03.2014 - 17:09

МАРШ БРАТСТВА И ГРАЖДАНСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
в центре Москвы согласован с властями города

Получено согласование заявки на проведение Марша братства и гражданского сопротивления 15 марта 2014 года в Москве. Марш пройдет от станции метро Трубная до площади Революции, где состоится митинг. Сбор на ул. Цветной бульвар около Трубной площади с 13.00. Начало движения в 14.00. Организатор марша - движение “Суть времени”.

Несколько недель назад движением “Суть времени” для формирования рядов гражданского сопротивления против фашизма был запущен сайт vognebroda.net. На текущий момент на сайте записались около 27 тысяч человек и эта цифра неуклонно растет.

На прошлой неделе были обнародованы официальные результаты социологического опроса АКСИО-5 (), проведенного Агентством по культурно-социальным исследованиям обществ, посвященного отношению российских граждан к событиям, происходящим на Украине. Результаты опроса показали, что большинство граждан расценивают события на Украине как классическую “цветную” революцию (33,5% опрошенных) или как “вооруженный мятеж бандеровцев и неонацистов” (24,2% опрошенных). Также подавляющая часть жителей Российской Федерации уверены в том, что все эти процессы направлены против России, а Украина является лишь средством поставленной цели. Но самое главное - треть наших граждан готова бороться за свою Родину до конца, в том числе и с оружием в руках.

Махатма Ганди (Mohandas Karamchand Gandhi) не нуждается в представлении. Все мы знаем человека, который привел жителей Индии к независимости в 1947 году. На протяжении всей истории люди боролись против своих угнетателей и почти всегда это означало обращение «к топору». Однако в 20 веке Мохандас Карамчанда Ганди предложил другой путь борьбы за свободу и достоинство - ненасильственное сопротивление - Сатьяграха.

Эта стратегия была обоснована не прагматическими соображениями (бесперспективность вооруженного противостояния колониальной армии), а проистекала из религиозно-нравственных убеждений великого индуса. Основная идея - в стремлении воздействовать на благоразумие и советь противника через:
1) отказ от насилия (ахимса);
2) готовность переносить боль и страдания.

В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.

Сатьягра́ха —в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: не сотрудничества и гражданского неповиновения.

Целью сатьяграхи является превращение соперника в союзника и друга — считается, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие.

Ганди предложил народу Индии принципиально новый путь возрождения страны (не вооружённое восстание и не путь петиций колонизаторам). Ганди предложил «третий путь» — путь Ахимсы, ненасилия. Ахимса означает внутренне решение человека, в основе которого признание высшими ценностями жизнь и любовь к человеку и всему живому. В мире идёт не борьба между хорошими и плохими людьми, а борьба между Жизнью и Смертью, Добром и Злом в душе каждого человека. Каждый способен отказать Злу в своей поддержке, и Зло бессильно против этого решения. Одновременно отказ от участия в делах зла приводит человека на Путь Строительства нового мира — Мира Добра.

Акция началась 1 августа 1920 г. Движение развёртывалось как массовое нарушение запретов властных органов. Английские ткани торжественно сжигались на площадях. Магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались. Чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды «волонтёров» пытались без применения силы пройти туда, куда их не пускала полиция, избивая и арестовывая. Тюрьмы были переполнены, но движение не прекращалось.

По призыву Махатмы Ганди вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили.

Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их сотрудничества с колонизаторами! Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.

На пике выступления кампанию ненасильственного сопротивления остановил сам Махатма. 4 февраля 1922 г. в деревне Чаури-Чаура участники мирного митинга, проводившегося в рамках кампании не сотрудничества, были обстреляны полицией. Возмущённая толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погиб 21 полицейский вместе с офицером. Ганди расценил этот инцидент как показатель того, что массы не созрели для ненасильственных действий, и настоял на немедленном прекращении борьбы, вопреки мнению большинства соратников. Несмотря на это, английские власти уже 10 марта арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям на 6 лет тюрьмы.

В итоге Индия добилась независимости всё же мирным путём, но только 25 лет спустя, а самого Ганди убили в 1948-м индуистские экстремисты.

С тех пор идеи Махатмы Ганди обрели миллионы сторонников по всему миру и, как говорится, не только живут, но и побеждают. В статье Википедии Ненасильственное сопротивление утверждается, что с 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии.

Опыт ненасильственной борьбы за свободу и права человека внимательно изучается и обобщается, а арсенал средств мирного сопротивления непрерывно расширяется. В частности, книга Джина Шарпа перечисляет 198 методов ненасильственных действий. А ведь она была написана задолго до появления Интернета и соцсетей!

Согласно Ганди, сатьяграха — средство для практического и сознательного нарушения несправедливых законов: «Придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души» и далее: «Триумф истины, победа истины, победа правды силами души и любви».

Сатьяграха - это мирное восстание, непримиримая борьба без злобы и выстрелов, в которой у людей нет иного оружия, кроме собственной жизни, и которую люди ведут потому, что не могут поступить иначе.

Ганди всегда подчёркивал, что ненасилие не имеет ничего общего со слабостью и трусостью: «Человек, который столкнувшись с опасностью, ведёт себя подобно мыши, справедливо именуется трусом. Он лелеет насилие и ненависть в своём сердце, и убил бы врага, если бы не получил вреда при этом. Он чужд ненасилию». Ганди терпимо относился к человеческим слабостям, но трусость отвратительна ему именно как скрытое насилие.

Для Ганди ненасилие - это борьба за Человека! Можно спорить об эффективности Сатьяграхи. Однако Англия (!) добровольно «ушла» из Индии, оставив свои колониальные притязания.

Пассивное сопротивление

Сатьяграха ограничила понятие «пассивное сопротивление», которое Ганди считал оружием слабых. Пассивное сопротивление избегало насилия только из-за недостатка оружия, но в принципе не отказывалось от применения насилия.

Гражданское неповиновение

Гражданское неповиновение подразумевает сознательное нарушение противоречащих морали законов, в особенности отказ платить налоги. Ненасильственным способом вызывается наказание (арест, заключение в тюрьму) за нарушение несправедливого закона и затем терпеливо переносится. При нарушении законов следует проявлять полнейшую вежливость и дружелюбие по отношению к защитникам правопорядка, пытаться ни в коей мере их не провоцировать.

Несотрудничество

Означает отказ от всяких соглашений и контактов с несправедливой правящей системой. Делает ненужным «Гражданское неповиновение» в описанном выше смысле, поэтому является более безопасным способом борьбы для простых людей.

Несотрудничество осуществляется не с самими противниками, а с их недостойными действиями. Сторонники сатьяграхи могут сотрудничать с правительственными чиновниками там, где они видят возможность позитивного развития, так как они не испытывают ненависти к представителям власти. Напротив, они настроены дружелюбно к своим противникам. Через сотрудничество с ними в том, что не является недостойным, сторонники сатьяграхи стремятся убедить противника отказаться от плохих, недостойных поступков. Борец сатьяграхи обладает неограниченной способностью переносить страдания без желания отомстить за них.

Формы несотрудничества, которые Ганди, однако, советовал применять с осторожностью, так как они могли вызвать гнев и репрессии со стороны правительства:

*отказ от титулов, званий и наград, присвоенных правительством;
*выход с государственной службы;
*выход из полиции и армии;
*бойкот судов, школ и административных учреждений с одновременным созданием альтернативных структур для поддержания функционирования общественной жизни;
*отказ от приобретения и использования английских товаров, в первую очередь, текстильной продукции.

В дальнейшем, после осуществления данных условий предполагался переход к отказу от уплаты налогов населением. Последнее по своей сути стоит за рамками движения не сотрудничества. Невозможность осуществления неповиновения налоговому законодательству на ранних стадиях движения Ганди объяснял неготовностью масс. По представлениям Ганди, «настоящий» приверженец сатьяграхи должен быть если не идеальным человеком, то по крайней мере, приближаться к нему.

Обет

Дать обет, согласно Ганди, признак силы, а не слабости. По его определению, обет это: Любой ценой делать то, что должно быть сделано. Говорящий, что он сделал бы что-либо «насколько возможно», показывает тем самым по убеждениям Ганди свою слабость. Делать «насколько возможно» означает поддаться первому искушению. Нельзя придерживаться истины «насколько возможно».

В 1915 году знаменитый индийский писатель Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандаса Ганди титул «Махатма» — Великая Душа. Однако сам Ганди так и не принял его, считая себя недостойным.

Ганди активно вел борьбу с кастовым неравенством и старался улучшить жизнь «неприкасаемых» настолько, насколько это было возможно.

Несмотря на то, что Ганди занимал довольно высокое положение в обществе, он сам жил очень скромно, носил одеяния монаха и практиковал вегетарианство и фрукторианство.

Этот человек изменил не только себя, но и окружающий его мир, без насилия и жестокости. Мне кажется, нам сейчас очень не помешали бы уроки мудрости от такого человека. И тогда, возможно, сначала изменимся мы, а потом и наше общество. Но начинать надо с себя.

Символических протестов. Некоторые считают ненасильственными средствами борьбы также блокирование транспортных коммуникаций и повреждение или уничтожение имущества (смотри, например, статью Экологический терроризм).

В двадцатом столетии ненасильственное сопротивление стало активно использоваться как в социально-политической борьбе, так и при гражданском (невоенном) сопротивлении иностранному агрессору (например, в случае оккупации Норвегии нацистской Германией в 1940 г. и в случае оккупации армиями стран Варшавского договора Чехословакии в 1968 г.). C 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии .

Ненасильственное сопротивление является противоположностью одновременно и пассивному приятию социальной несправедливости, угнетения, и вооруженной борьбе с ними. Как показывает исторический опыт, социально-политическая практика ненасильственного сопротивления получает развитие при наличии гражданского общества .

Особенность ненасильственного сопротивления и разрешения конфликтов заключается в том, что при этом делается попытка аппелировать к разуму и чувствам противостоящей стороны, заставить ее признать правоту и моральное превосходство участников сопротивления. При противостоянии внешней агрессии предполагается, что применение ненасильственного сопротивления должно деморализовать солдат противника, заставить их усомниться в правоте действий своего государства.

Ненасильственная тактика позволяет вести такую борьбу, которая хотя и основывается на возмущении несправедливостью, насилием, не возбуждает, тем не менее, в борцах злобу и ненависть. В случаях внутринациональных конфликтов очевидно, что непримиримость, ненависть, сохранение взаимной отчужденности не способствуют их решению, так как при любом исходе борьбы, людям представляющим противоборствующие стороны, предстоит жить вместе. Благодаря последовательному применению ненасилия в таких конфликтах сохраняется правопорядок и защищается человеческое достоинство.

Сторонники нормативного подхода к ненасилию настаивают на принципиальном характере ненасилия. Они убеждены в том, что в каждом случае ненасильственного сопротивления оно должно воодушевляться не только непосредственной целью, но и высокими помыслами, религиозными воззрениями, этическими принципами. Они полагают, что техника ненасильственной борьбы может быть реализована с наибольшей последовательностью, если люди исповедуют соответствующие принципы, а не просто выбирают наиболее эффективную тактику из возможных из соображений благоразумия, практичности. Идеологами ненасильственной борьбы как выполнения религиозно-нравственного долга, связанного с духовным самосовершенствованием, были Махатма Ганди , лидер борьбы (сатьяграхи) против дискриминации индусов в Южной Африке , а затем борьбы против британского колониального господства в Индии , и Мартин Лютер Кинг , лидер Движения за гражданские права чернокожих в США . Сторонники такого подхода также озабочены тем, что ненасильственная борьба может применяться как эффективное средство для достижения и недостойных целей. Частные, эгоистические интересы, защищаемые средствами ненасильственной борьбы, способны разрушительно воздействовать на общественный организм, быть источником новой несправедливости.

Сторонники прагматического подхода утверждают, что принцип ненасилия остается всего лишь благим пожеланием, если не проработаны технические возможности его применения в широкомасштабных акциях, если эти акции проводятся без соответствующего стратегического и тактического руководства.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Раздел «Ненасилие» в библиотеке Я. Г. Кротова
  • М.Стефан, Э.Ченовет Почему гражданское сопротивление - работает? Стратегическая логика ненасильственного конфликта
  • В. Мейерс Ненасилие и его насильственные последствия
  • М. Ауер Странная война
  • Томас Мертон Ненасильственное сопротивление фашизму
  • Д. МакРейнольдс Философия ненасилия (англ.)
  • Джин Шарп «198 методов ненасильственных действий»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ненасильственное сопротивление" в других словарях:

    СОПРОТИВЛЕНИЕ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ - – один из видов социального противодействия, заключающийся в ограничении или полном блокировании действий противоположной стороны, наносящих ущерб сопротивляющемуся, однако исключающий какие л. ответные насильственные действия в отношении нее.… …

    Этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия; постнасильственная стадия борьбы с социальной несправедливостью. Термин Н. (аналогично нем. Gewaltlosigkeit, англ. nonviolence) является калькой… … Философская энциклопедия

    - (1869 1948), один из лидеров индийского национально освободительного движения, его идеолог. По образованию юрист. В 1893 1914 жил в Южной Африке. Испытал сильное влияние Л. Н. Толстого. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский… … Энциклопедический словарь

    Нельсон Холилала Мандела коса Nelson Rolihlahla Mandela … Википедия

    Чёрно белый флаг анархо пацифистов. Анархо пацифизм (также пацифистский анархизм или анархический пацифизм) это направление внутри анархического движения, которое отверг … Википедия

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТНОЕ - – один из видов социального взаимодействия, заключающийся в противодействии конфликтующих сторон и проходящий на фоне выраженных негативных эмоций, переживаемых ими по отношению друг к другу. Сутью В. к. выступает противодействие. Оно может… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность; узурпация… … Философская энциклопедия

    Сатьяграха (санскр. सत्याग्रह, satyāgraha IAST, «стремление к истине», «упорство в истине»), в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и… … Википедия

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....