Урок: "Поэтические искания декабристов". " декабристы и поэзия" Презентация на тему поэты декабристы

В гневе отходчив, обиды прощал. Бог жестоких, безрассудных войн. Дионис. Бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия. У Гомера - образ девичьей стройности. Перед силой богини отступал голод и пряталась смерть. Мультфильмы: 1. Прометей. 2. Возвращение с Олимпа. 3. Аргонавты. 4. Персей. 5. Геракл у Адмета. Артемида. Аид и Персефона. Часто вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью.

«Формирование средневековых городов» - Союз средневековых ремесленников одной специальности. Город, добившийся самоуправления. Коммуна – независимый город. Ярмарка – ежегодные торги, в которых принимали участие купцы. План урока. Венецианский купец направляется на ярмарку в Шампань. Дополните смысловой ряд. Менялы. Союз немецких городов. Мастерская ремесленника. Истоки демократических порядков в странах Западной Европы. Оживление торговли потребовало улучшения дорог.

«Образ жизни восточных славян» - Занятия и верования славян. Кикимора. Бортничество. У славян был бог Птах. Бог Неба. Дух дома. Хорс. Верования восточных славян. Велес. Землю называли Матерью. Бог солнца у славян. Даждьбог. Ярило. Макошь. У славян было развито земледелие. Морена. Занятия восточных славян. Перун. Закрепление полученных знаний. Ответьте на вопросы. Жизнь восточных славян. Славяне с давних пор занимались скотоводством.

«Святой Александр Невский» - Орден святого Александра Невского. Монашеский постриг. Александр Невский принимает папских легатов. Александр Невский в Золотой Орде. Князь Александр и хан Батый. Святой благоверный князь. Невская битва. Александр Невский. Ледовое побоище. Шведы. Войско немецких рыцарей. Русские князья. Великий монгольский хан.

«События Куликовской битвы» - План урока. Князь Дмитрий сражается вместе с русскими ратниками. Значение Куликовской битвы. Причины победы русского войска в Куликовской битве. Право собирать собственноручно дань с русских земель. Назови историческое событие и участников. Какие же цели стояли перед предводителем Орды и Московским князем. Цели урока. Орда не хочет мириться с усилением Московского княжества. Династия московских князей.

«Как происходило объединение Франции» - Объединение Франции было неизбежным событием. Филипп IV Красивый. Сословная монархия. Знатные феодалы Франции. Успехи объединения. Генеральные штаты. Филипп II в ожесточённой битве при Бувине наголо разгромил своих противников. Король Людовик IX Святой. Кто был заинтересован в объединении. Филипп прибегнул к порче королевской монеты. Денежные трудности. Филипп II Август. Первые успехи объединения.

Интегрированный урок

« Декабристы и поэзия»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

МБОУ « Гимназия № 26»

г.Миасса Челябинской области

Тимохина Н.А.



П. И. Пестель

С. И. Муравьев-Апостол

К. Ф. Рылеев

М. П. Бестужев-Рюмин

П. Г. Каховский




Карл Иванович Кольман «Восстание на Сенатской площади в Петербурге


Василий Федорович Тимм



«Все самое благородное среди русской молодежи – военные как Пестель, Фонвизин, Нарышкин, Юшневский, Муравьев, самые любимые литераторы, как Рылеев и Бестужев, потомки славных родов, как князь Оболенский, Трубецкой, граф Чернышев, - поспешили вступить в ряды самой первой фаланги русского освобождения».

А. Герцен


Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец, и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пространствами злодей!

Ты на меня взирать с презрением дерзаешь

И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!

Твоим вниманием не дорожу, подлец.

Из уст твоих хула – достойных хвал венец!

Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!

Могу ль унизиться твоим пренебреженьем:

Коль сам с презрением я на тебя гляжу,

И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?

К. Ф. Рылеев


Почто разврат, корысть, тиранство ставят трон

На гибели добра, невинности, покою?

Почто несчастных жертв струится кровь рекою

И сирых и вдовиц не умолкает стон?

Убийца покровен правительства рукою,

И суеверие омывшися в крови,

Безвинного на казнь кровавою стезею

Влечет, читая гимн смиренью и любви!..

Землетрясения, убийства и пожары,

Болезни, нищету и язвы лютой кары

Кто в мире произвесть устроенном возмог?

Ужель творец добра, ужели сильный бог?

В. Ф. Раевский


Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию;

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен...

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие вслед ему,

Прекрасной обольщенные мечтою,-

Пожалися годиной роковою...

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! чувства в них восторженны и пылки:

Что ж? их бросают в черную тюрьму,

В. К. Кюхельбекер


Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И- лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард!- цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы!

А. И. Одоевский


А.И. Якубович должен был захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью;

П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин – вывести войска на Сенатскую площадь и не допустить переприсяги;

Каховский вызвался убить Николая Первого, а Булатов – захватить Петропавловскую крепость;

Диктатором восстания стал С. Трубецкой .

В случае успеха предстояло обнародовать Манифест о провозглашении Республики и создании Конституции.


Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А. С. Пушкин


«О, видит бог!.. Но долг другой,

И выше и трудней, Меня зовет...

Прости, родной! Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись – я дочь твоя!»

Н. А. Некрасов

«Русские женщины»

Екатерина

Ивановна

Трубецкая


«Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай, горька моя судьба –

Я буду ей верна!»

Н. А. Некрасов «Русский женщины»

Мария Волконская


«О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе

достало б сил

Не быть его рабой!»

Н. А. Некрасов

«Русские женщины»

Полина

Гёбль-Анненкова


«Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!....»

Н. А. Некрасов

«Русские женщины»

Александра Муравьева



И. Ф. Фохт

В. И. Лихарев

А. Е. Розен

М. А. Назимов


Н. И. Лорер

М. М. Нарышкин


А. Ф. Бригген

П. Н. Свистунов

Н. В. Басаргин


Д. А. Щепин-Ростовский

И. С. Повало-Швейковский

В. К. Кюхельбекер


Над вашей памятью кровавой

Теперь лежит молвы позор;

На ней поэт, вензанный славой,

Остановить не смеет взор…

Но вы погибли не напрасно:

Все, что посеяли, взойдет,

Чего желали вы так страстно,

Все, все исполнится, придет!

Иной восстанет грозный мститель,

Иной восстанет мощный род:

Страны своей освободитель,

Проснется дремлющий народ.

В победный день, в день славной тризны,

Свершится роковая месть-

И снова пред лицом Отчизны

Заблещет ярко ваша честь.

«Стихи поэтов о войне» - В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя ЛИРИКА. Без ноги Вернулся я! Встречай, любовь моя! Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. Р. Рождественский. Платок, любовью озаренный, Ослабил боль и кровь унял. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло... Константин Симонов (1915-1979).

«Русские поэты 19 века» - ПОЭТЫ ПУШКИНСКОГО КРУГА. Там был Петр Чаадаев. Борьба идей, направлений, стилей, литературных жанров стала неслыханным явлением. Море. Пушкин начал борьбу за право писателя быть свободным «от царя и от народа». Первым признаком свободной страны является свободное искусство. Какие ответные мысли и чувства вызвало у вас стихотворение?

«Движение декабристов» - Внеурочная деятельность в библиотеке, дома и в школе. Цель проекта: Формирование у учащихся собственной индивидуальной оценки выступления декабристов. Консультация. 1урок (40 мин.) 3. Оформление результатов исследования. Дидактические материалы: кроссворд, тест Список использованных материалов. Правомерно ли сравнивать восстание декабристов с заговором?

«Поэты детям» - Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Удивительное дело 10. Сергей Владимирович Михалков. А еще там растет почти настоящее Чудо-дерево! - На прививку! По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Дядя Стёпа. Автор Чуковский К.И. Назовите настоящую фамилию Чуковского? Маленькие открытия 40. Игра. Ответ.

«Поэты русского зарубежья» - Понимаю, что просьба тщетна: Поминают поименитей! «О, земля хороша, хороша, хороша!». «Наш дар бессмертный - речь.». В 1920 г. Бунин эмигрировал и поселился во Франции. Иван Алексеевич Бунин. Владимир Набоков. Александр Галич. Поэты русского зарубежья. Подбери стихи на предложенные темы. И пуля звонкая в упор.

«История декабристов» - Срыв первоначального плана Не имели поддержки широких народных масс. Первое открытое противостояние царизму. Северное и Южное общества декабристов. Государственное переустройство России Отмена крепостного права. Взошел на престол 14 декабря 1825. Причины поражения восстания. Тема урока: Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: «Любовью к Родине дыша…» (по творчеству поэтов – декабристов).

Любовью к Родине дыша, Да всё для ней он переносит И, благородная душа, Пусть личность всякую отбросит. Пусть будет чести образцом, За страждущих – железной грудью, И вечно заклятым врагом Постыдному неправосудью. К.Ф. Рылеев. «Волынский. Думы».

Декабрь двадцать пятого года, единственный в календаре. Какая погода? Свобода! Свобода стоит на дворе. Её проморгали заставы, забыли шлагбаум опустить, она от Читы до Митавы торопится вам послужить. На площадь к Сенату спешите, туда, к перелому эпох. Поглубже свободой дышите, ведь это единственный вздох. Е.Храмов. « Декабрь двадцать пятого года».

Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826). Участвовал в заграничных походах 1814 г. Известный поэт и литературный деятель. Издавал альманах «Полярная звезда». Вождь Северного общества. Вдохновитель и организатор восстания в Петербурге 14 декабря 1825 г. Приговорен к смертной казни.

Не тот отчизны верный сын, Не тот в стране самодержавья Царю полезный гражданин, Кто раб презренного тщеславья! Но тот, кто с гордыми в борьбе Наград не ждёт и их не просит. И, забывая о себе, Всё в жертву родине приносит. Против тиранов лютых твёрд, Он будет и в цепях свободен, В час казни правотою горд И вечно в чувствах благороден. К.Ф.Рылеев. «Волынский».

Бестужев-Марлинский Александр Александрович (1797-1837). Штабс-капитан лейб-гвардии Драгунского полка. Член Северного Общества, входил в Думу. Активный участник восстания 14 декабря 1825 г. Осужден по 1 разряду. В 1829 г. определен рядовым на Кавказ. Выдающийся критик и писатель, имя которого уже в 20-х годах было известно в России. В короткое время приобрел огромную известность.

Я видел вас, граниты вековые, Финляндии угрюмое чело, Где юное творение впервые Нетленною развалиной взошло. Стряхнув с рамен балтические воды, Возникли вы, как остовы природы! Я видел вас! Бушующее море Вздымалося в губительный потоп И, мощное в неодолимом споре, Дробилося о крепость ваших стоп; Вам жаркие и влажные перуны Нарезали чуть видимые руны. Я понял их: на западе сияло Светило дня, златя ступени скал, И океан, как вечности зерцало, Его огнём живительным пылал. И древних гор заветные скрижали Мне дивные пророчества роптали! А.А. Бестужев – Марлинский. Финляндия.

Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, И – лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард! – цепями, Своей судьбой гордимся мы. B за затворами тюрьмы В душе смеёмся над царями. А.И.Одоевский. «Струн вещих пламенные звуки…»

Одоевский Александр Иванович (1802-1839). Корнет лейб-гвардии Конного полка. Член Северного Общества с 1825 г. Принимал активное участие в подготовке и ходе восстания на Сенатской площади. Был приговорен к 8 годам каторжных работ. В Сибири создал ряд стихотворений, пронизанных революционным оптимизмом, среди них знаменитый ответ декабристов А.С.Пушкину. В 1837 г. переведен рядовым на Кавказ, где подружился с Лермонтовым.

Лермонтов Михаил Юрьевич

Но до конца среди волнений трудных, В толпе людской и средь пустынь безлюдных В нём тихий пламень чувства не угас: Он сохранил и блеск лазурных глаз, И звонкий детский смех, и речь живую, И веру гордую в людей и жизнь иную. Но он погиб далёко от друзей … Мир сердцу твоему, мой милый Саша! Покрытое землёй чужих полей, Пусть тихо спит оно, как дружба наша В немом кладбище памяти моей. М.Ю.Лермонтов. «Памяти А.И.Одоевского».

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 - 1846), лицейский друг А.С.Пушкина, член Северного Общества с 1825 г. Принимал активное участие в подготовке и ходе восстания на Сенатской площади. Был приговорен к смертной казни, заменённой впоследствии 20 годами каторжных работ. В Сибири им были написаны такие фундаментальные вещи, как драмы "Ижорский", " Прокофий Ляпунов", "Иван купецкий сын", поэмы и множество стихотворений.

Горька судьба поэтов всех племён; Тяжеле всех судьба казнит Россию: Для славы и Рылеев был рождён; Но юноша в свободу был влюблён… Стянула петля дерзостную выю. Не он один; другие вслед ему, Прекрасной обольщённые мечтою, Пожалися годиной роковою… Бог дал огонь их сердцу, свет уму, Да! Чувства в них восторженны и пылки, - Что ж? Их бросают в чёрную тюрьму, Морят морозом безнадёжной ссылки…

Пленительные образы! Едва ли В истории какой – нибудь страны Вы что – нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны! Н.А.Некрасов.

Цель урока:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к отечественной истории, любви к поэзии;
  • ознакомление учащихся с творчеством поэтов- декабристов;
  • развитие информационной культуры учащихся, развитие навыков выразительного чтения.

Тип урока: бинарный (литература и история).

Оборудование:

  • компьютер и проектор
  • выставка книг по творчеству декабристов;
  • видеофильм "Звезда пленительного счастья";
  • портреты декабристов;
  • репродукции и иллюстрации.

В ходе урока материал представлен в виде ряда слайдов и с иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ преподавателя и учащихся. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал.

План урока

1. Вступление.

2. "Исторический экскурс": восстание декабристов, революционные идеи, первые тайные революционные общества.

4. "Русские поэты о декабристах": Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Вступление.

Вводное слово учителя.

2. "Исторический экскурс".

В декабре 1825 года произошло первое в истории России открытое вооруженное восстание- выступление против самодержавия и крепостного права. 14 декабря на Сенатской площади в Петербурге император Николай I приказал картечью расстрелять непокорных солдат и офицеров, а через две недели было задушено героическое выступление Черниговского полка на Украине.

Завершением кровавой драмы стали привлечение почти шестисот человек к следствию, казнь пяти руководителей, каторга и ссылка в Сибирь.

Заговором молчания по велению императора были окружены эти события в течение нескольких лет. Родственникам казненных запрещалось носить траур, письма из Сибири и в Сибирь просматривались, о декабристах не упоминали и в печати.

Но о героях, самоотверженно зажегших первую искру освободительного движения, помнила вся мыслящая передовая Россия.

Декабристы не опирались на какой-либо социальный слой и не стремились найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа.

Итак, декабристы были первыми. Революционные идеи, владевшие их сердцами и помыслами, зарождаются вскоре после войны 1812 года. Русская армия разгромила полчища Бонапарта, солдаты и офицеры дошли с триумфом до Парижа.

Но победители, которым рукоплескал мир, должны были мириться с ужасами крепостничества и безгласной покорностью народа. Феномен дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятие чести, достоинства и свободы личности несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом. Декабристы создают первые тайные революционные общества: в 1816 году- Союз спасения; в 1818 году- Союз благоденствия; Южное и Северное тайные общества; общество Соединенных славян.

"Рылеев был мне первым светом:.
Отец по духу мне родной!
Твое названье в мире этом
Мне стало доблестным заветом
И путеводною звездой".
К. Огарев.

Общеизвестно имя замечательного русского революционного поэта - декабриста Кондратия Федоровича Рылеева. Вступление на путь активной борьбы с самодержавием придало поэзии Рылеева ту силу и значимость, которые завоевали ему почетное место в истории русской гражданской поэзии. Первые стихотворения К.Ф. Рылеева в печати появляются в 1820 г. Знаменитая ода "К временщику" принесла ему не только известность, но и громкую славу. Поэт занял в ней позицию гражданина, неудержимого обличителя, бесстрашного, резкого в отношении правительственной власти и ее верных слуг и поборников.

"Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец, и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пространствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец.
Из уст твоих хула- достойных хвал венец!
Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!
Могу ль унизиться твоим пренебреженьем:
Коль сам с презрением я на тебя гляжу,
И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?

Освободительные идеи, воодушевившие героев Сенатской площади, продолжали жить в сознании стойких декабристов-каторжан. В Чите и на Петровском заводе Одоевский продолжает развивать классические сюжеты декабризма, постоянно обращаясь к историческому народному преданию. В поэзии Александра Одоевского ярко отразились сокровенные думы, настроения и чувствования декабристов после разгрома восстания, в годы их подневольной жизни.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И- лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард!- цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!
А.И. Одоевский

Одоевский смотрел вдаль. Это был поэт революционной перспективы. И "за затворами тюрьмы" он хранил верность декабристским идеалам. Он как бы слышал твердую поступь новых поколений, которые заменят "из цепи выпавшие звенья".

4. "Русские поэты о декабристах":

"Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства". Л.Н. Толстой

Раскаты залпов, раздавшиеся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, отозвались живым ярким словом в сердцах потомков. Замечательные мастера художественного слова по сей день воспевают в своих произведениях мужество, самоотверженность и патриотизм этих "могучих богатырей, кованых из чистой стали с головы до ног". Когда декабрьская катастрофа разделила дворянское общество на тайно сочувствовавших восстанию и на явных сторонников старой России, А.С. Пушкин остался верен своим друзьям- декабристам и их идеалам. В стихах он неизменно напоминал о декабристах, заверял их в своей дружбе, высоко оценивал их патриотический подвиг, возвещал конечное торжество их дел.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
А.С. Пушкин.

Среди поэтических произведений, посвященных декабристам, поэмы Н.А. Некрасова занимают исключительное место. Облик старика- декабриста, пронесшего верность своим убеждениям через годы каторги, ссылки и бесправия, поэт нарисовал в первой поэме его декабристского цикла- "Дедушка".

Преклонение перед подвигом жен декабристов, их мужеством и благородством, горячее сочувствие к их судьбе звучит в каждой строфе посвященной им поэмы "Русские женщины":

"Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай, горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!...."

Отрывок из видеофильма "Звезда пленительного счастья"

5. Заключительная часть урока.

Слово преподавателя: Декабристы заложили основу революционной традиции, но тем самым основу трагического, многолетнего раскола власти и интеллигенции. Бесспорна наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие, культура, героизм в борьбе и стойкое перенесение страданий на каторге.

Декабристы были страстными просветителями. Просветительская деятельность декабристов сыграла большую роль в Сибири.В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири.

Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенно ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков. Важнейшими чертами декабристов в Сибири были обучение грамоте и ремеслам. Обучение в школах декабристов было по существу светским несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

6. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворения поэтов- декабристов. Индивидуальные задания - подготовить реферат по теме "Декабристы в Сибири".

Последние материалы раздела:

Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения
Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения

Педагогические технологии дистанционного обучения Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем...

Российский национальный исследовательский медицинский университет им
Российский национальный исследовательский медицинский университет им

Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета в ФГБОУ ВО РНИМУ...

Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс
Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс

По спектрам ЭПР можно определить валентность парамагнитного иона, симметрию его окружения, что в сочетании с данными рентгеновского структурного...