Преподобный паисий святогорец

К cтарцу Паисию, в его убогую келию, ехали, летели, шли пешком за советом, молитвенной помощью и благословением люди со всего света. Слово cтарца врачевало любые душевные раны, а его поистине всеобъемлющей любви хватало на то, чтобы незримым облаком ее благодатных токов окутать весь мир.

Старец Паисий Святогорец
(7.08.1924 - 12.07.1994)

К cтарцу Паисию, в его убогую келию, ехали, летели, шли пешком за советом, молитвенной помощью и благословением люди со всего света. Люди были самые разные - верующие и маловерующие, сомневающиеся и даже отрицающие Христа, богатые и очень богатые, бедные и очень бедные, безнадежно больные и пышущие здоровьем, простые люди и облеченные высоким общественным положением и властью, ученые и едва умеющие писать. Благодать Божия, почившая на cтарце, была столь обильна и сильна, что с любым из них он мог говорить о том, что его волновало больше всего. Слово cтарца врачевало любые душевные раны, а его поистине всеобъемлющей любви хватало на то, чтобы незримым облаком ее благодатных токов окутать весь мир. Поистине его устами говорил cам Бог, из его глаз глядели на мир глаза Божии.

Блаженный старец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 7 августа 1924 года в селении Фарасы, в Каппадокии (Малая Азия).

Отец cтарца Продромос принадлежал к благородной семье, которая из поколения в поколение начальствовала в Фарасах. Имея административный дар, Продромос оставался старостой в течение нескольких десятилетий. Он был верующим человеком и особенное благоговение имел к cвятому Арсению Каппадокийскому (иеромонах Арсений был священником в церкви в Фарасах), во всем оказывая ему послушание. Отец cтарца был хорошим мастером, его руки прекрасно справлялись с любой работой. Он трудился в Фарасах как крестьянин, но кроме этого, имея плавильную печь, занимался выплавкой железа. Мать cтарца звали Евлогией. Она приходилась родственницей преподобному Арсению Каппадокийскому. Это была благоразумная и очень благоговейная женщина, воспитанная на наставлениях преподобного Арсения. Эти благословенные люди родили 10 детей (Арсений был 6 ребенком в семье).

При крещении родители хотели дать младенцу имя деда - Христос. Однако преподобный Арсений сказал бабушке младенца: «Послушай, Хаджианна, ведь я окрестил тебе столько детей! Неужели ты не дашь хоть одному из них мое имя?» А родителям старца преподобный Арсений сказал: «Хорошо. Вот вы хотите оставить кого-то, кто пошел бы по стопам деда. А разве я не хочу оставить монаха, который пошел бы по моим стопам?» И, повернувшись к крестной матери (по греческой традиции имя крещаемого произносит его восприемник), произнес: «Скажи: Арсений». То есть преподобный Арсений дал старцу свое имя и свое благословение, очевидно, предвидел, что тот станет монахом.

В то время православные семьи в Каппадокии испытывали притеснение со стороны турецких мусульман, многие были вынуждены покинуть родину. В сентябре 1924 года беженцы прибыли в Грецию. Семья поселилась в г. Конице. Маленький Арсений с детства мечтал стать монахом, он убегал в лес и там самозабвенно молился. После окончания школы Арсений устроился работать плотником. В 1945 году он был призван в армию, где большую часть службы прослужил радистом, проявив во время войны необычайную смелость. Часто он сам просил отправить его на самые опасные задания на передовую, чтобы занять место сослуживцев, ссылаясь на то, что он свободный, а у них жены и дети, которые их ждут. После окончания службы в 1949 году Арсений, выбрав иноческий путь, отправился на Святую Гору Афон. В 1950 году он становится послушником старца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш. Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Он любил уединение, непрестанно молился, любил читать жития святых. Очень нравилось о. Аверкию посещать благодатных старцев.

В 1956 г. старец Симеон постриг о. Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита Кессарийского Паисия II. Живя в монастыре, о. Паисий не терял духовной связи со своим духовным отцом, он часто приходил в скит к старцу Кириллу. Случалось, что ответ на волнующий вопрос о. Паисий находил в книге, которую сразу же протягивал ему прозорливый старец: нужные слова в ней были заранее подчёркнуты карандашом. Старец, провидя духовным зрением нужду духовного чада, знал заранее о времени, когда он придёт. По молитве духовника о. Паисий возрастал духовно. Обозначив для себя главную цель - «очищение души и совершенное покорение ума Божественной благодати», молодой монах старался достичь её всеми средствами. Он считал, что любым проблемам нужно противостоять «терпением, добрым помыслом и смирением, чтобы могла помогать благодать Божия». Стяжав мудрость святых отцов, он всей своей смиренной жизнью в дальнейшем показал, что «пожелания души упраздняются, когда ее целью является единение с благостью Божией». Несмотря на то, что он с детства любил уединение, он доверился Промыслу Божиему, и по велению свыше стал принимать паломников.

С 1958-го по 1962 год о. Паисий жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, где по промыслу Божию ему пришлось духовно помогать тысячам людей, приходившим со своими нуждами в обитель. С 1962 года старец Паисий живёт на Синае, в келии святых Галактиона и Епистимии. В 1964 году старец вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

О. Паисий никогда сам не заводил разговора о постриге в великую схиму, по смирению считая себя недостойным и желая во всем безукоризненно соблюдать монашеские обеты. Однако после побуждений своего старца Тихона (Голенкова) он согласился стать великосхимником. 11 января 1966 года в Ставроникитской каливе Честного Креста от честных рук батюшки Тихона отец Паисий принял великий ангельский образ.

10 декабря 1966 года старцу была сделана операция по поводу болезни бронхов и легких. Ему отняли часть легкого. В больнице за старцем ухаживали сестры, желающие основать монастырь св. Иоанна Богослова. После выздоровления старец помог этим девушкам найти подходящее место для монашеской жизни. Так был основан исихастирий св. Иоанна Богослова в Суроти, неподалеку от Салоник.

В 1967 г. о. Паисий пошел в Катунаки и поселился в Лавриотской келии Ипатия.

Из воспоминаний старца Паисия: «Когда я жил в Катунаках, однажды во время ночной молитвы мною начала овладевать небесная радость. Одновременно моя келия, чью тьму лишь слегка освещал дрожащий свет свечи, начала мало-помалу наполняться прекрасным голубоватым светом. Этот таинственный свет был чрезвычайно сильным, однако я чувствовал, что мои глаза выдерживают его яркость. Это был Нетварный Божественный Свет, который видели многие старцы Афона! Много часов я пребывал в озарении этого дивного света, не ощущая земные предметы и находясь в духовном мире, совсем отличном от здешнего, физического. Находясь в этом состоянии и принимая посредством того Нетварного Света небесные ощущения, я провёл многие часы, не ощущая времени, в сравнении с ним солнечный свет казался, как ночь в полнолуние! Тем не менее мои глаза получили способность выдержать яркость того света".

С 1968 г. старец поселился в обители Ставроникита. Узнав о новом месте пребывания старца, паломники устремились в эту обитель.

Любовь старца к людям была безгранична, он старался никого не обличать публично, для каждого у него находился кусочек сладкого лукума и кружка холодной воды, добрый совет и молитвенная поддержка. Весь день он утешал страждущих и наполнял души надеждой и любовью к Богу, а ночами молился, позволяя себе отдохнуть лишь 3-4 часа. Когда духовные дети старца просили его пожалеть себя - отдохнуть, он отвечал: «Я когда хочу отдохнуть, молюсь. Познал, что только молитва правильно освобождает от усталости человека. Поэтому молитесь и учитесь». Он говорил: «Всегда стараюсь не заниматься своей болью. На уме у меня боль других людей, и эту боль делаю своей. Так мы обязаны всегда вставать на место других... Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным, потому и сказал Христос: "от лишения своего..." (Лк. 21,4). Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит... Устав и идя на жертву, для того чтобы помочь другому, я испытываю райскую радость... Мой собственный покой рождается от того, что я доставляю покой другому."

Старец читал Псалтирь ежедневно целиком. По ночам он молился за весь мир. Отдельно возносил молитвы за тех, кто находится в больницах, за поссорившиеся супружеские пары, молился за всех, кто кончает поздно работу, за всех путешествующих ночью...

Однажды ночью, когда старец молился, ему было открыто, что в этот момент в опасности находится человек по имени Иоанн. Старец зажёг свечу и начал молиться об Иоанне. На следующий день к старцу пришёл тот самый юноша, о котором он молился. Иоанн рассказал, что старец начал молиться о спасении его души именно в тот час, когда он от отчаяния решил покончить собой. Сев на мотоцикл юноша помчался из города, чтобы свернуть в обрыв и разбиться. Внезапно его посетила мысль: «Столько говорят об этом Паисии на Святой Горе, не сходить ли и мне к нему». Встретив старца, Иоанн обрел любящего духовного отца, по молитвам которого встал на путь истинный.

По молитвам старца Паисия многие верующие получали исцеления. Однажды к старцу обратился за помощью отец глухонемой девочки. Он рассказал, что несколько лет назад, до рождения ребёнка, он чинил препятствия родному брату, который хотел стать монахом. Видя искреннее раскаяние мужчины, старец Паисий помолился об исцелении девочки, пообещал: «Твоя дочь не только заговорит, но и оглушит вас!»

Через некоторое время девочка начала говорить.

Нередко случалось, что люди, испытывающие трудности при ходьбе, страдающие ревматическими заболеваниями, инвалиды, к всеобщему удивлению уходили от старца исцеленными. Одной отчаявшейся после многих лет безуспешного лечения супружеской паре, желавшей усыновить ребёнка, он посоветовал подождать с усыновлением, при этом пообещал: «Теперь с помощью Божией будет у вас ребёнок!» В скором времени по молитвам старца родился долгожданный ребёнок.

Однажды к старцу пришёл отец девочки, болевшей раком, он попросил старца помолиться об исцелении дочери. Старец ответил:

Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести Богу какую-нибудь жертву, потому что жертва любви сильно «располагает» Бога к помощи... Брось курить по любви к своей дочери, и тогда Бог вылечит ее. По молитве старца девочка выздоровела. Однако спустя некоторое время отец девочки, забыв про свой обет, снова начал курить - внезапно вернулась и болезнь. Когда мужчина вновь приехал на Святую гору и обратился к старцу за помощью, тот сказал:

Если ты, будучи отцом, не имеешь достаточно благочестия, чтобы пожертвовать своей страстью и спасти жизнь своего ребёнка, то я ничем не могу помочь тебе.

Старец Паисий говорил: «Никто не желает контролировать себя, каждый хочет жить бесконтрольно, по своей воле. Но это ведет к полной катастрофе, потому что, да, Бог даровал человеку свободу поступать, как он хочет, однако даровал ему и разум, чтобы он понимал свою ограниченность и границу между правильным и неправильным. Когда человек поступает самонадеянно, не учитывая своей немощи, тогда он делает ошибки".

Часто к старцу обращались за помощью близкие тех, кому, по словам врачей, не суждено было выжить после тяжёлых операций и неизлечимых болезней. Имеется немало свидетельств о чудесном исцелении безнадежно больных людей по молитвам старца. Однако здоровье самого старца катастрофически ухудшалось год от года.

Ещё в 1966 году после легочное заболевание в результате приема сильных антибиотиков у старца образовался ложно-перепончатый колит с резкими болями в животе. Несмотря на боль, он часами стоял, принимая людей, желавших взять у него благословение. Старец считал, что боль очень помогает душе и смиряет её, и чем сильнее болеет человек, «тем больше пользы извлекает».

С 1988 г. у старца появилось дополнительное осложнение в кишечнике, сопровождаемое кровотечениями. К 1993 г. состояние старца стало очень тяжелым, но старец Паисий не прекращал принимать паломников. Когда духовные дети умоляли его обратиться к врачам, он ответил, что «в духовной жизни очень помогает такое состояние, поэтому невыгодно его изгонять». Старец мужественно переносил выпавшие на его долю страдания, никогда не просил ничего для себя, молился лишь об исцелении других. По настоянию духовных чад он все же лег на лечение в больницу, врачи установили наличие раковой опухоли.

В 1994 году старец перенес две операции, но здоровье его продолжало ухудшаться: 11 июля он причастился в последний раз.

12 июля 1994 г. старец предал свою душу Господу и был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти за алтарем храма преподобного Арсения Каппадокийского. О его кончине никто не узнал, такова была его воля. Он хотел, чтобы его похоронили тихо и незаметно. Через три дня к могиле почившего старца устремилась вся Греция…

Высказывания старца Паисия

Главнейшая обязанность человека - любить Бога и потом своего ближнего, и более всего - своего врага. Если мы возлюбим Бога так, как нужно, то мы сохраним и все другие Его заповеди. Но мы не любим ни Бога, ни своих ближних. Кто же сегодня интересуется другим человеком? Все интересуются только самими собой, но не другими, а за это мы дадим ответ. Бог, Который весь есть Любовь, не простит нам этого равнодушия по отношению к ближним.

Послушание и природная простота ведут к святости кратким путем.

О молитве

Прежде молитвы читайте несколько строчек из Евангелия или Патерика. Так согреется ваша мысль и перенесется в духовную страну.

Человек должен постоянно творить молитву: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Молитва должна быть простой... Мы произносим молитву, и согревается наша душа.

Молитва - это кислород души, ее настоятельная потребность, и она не должна считаться тяжелой повинностью. Чтобы молитва была услышана Богом, нужно, чтобы она исходила из сердца, совершалась со смирением и в глубоком чувстве нашей греховности. Если молитва не от сердца - нет в ней пользы.

Молитва должна быть радостью и благодарением, а не вынужденной и сухой формальностью. Молитва - это отдых. Душа не устает в молитве, ибо, беседуя с Богом, она отдыхает.

Подвиги в духовной жизни

Наше духовное преуспеяние, как и спасение, зависит от нас. Никто другой спасти нас не может.

Когда человек делает что-либо от всего сердца, то есть любит то, что делает, тогда он душевно не устает.

Не будем оправдывать себя, чтобы не препятствовать Божественной благодати.

Сердце очищается слезами и воздыханиями... Будем плакать о своих грехах, надеясь всегда на любовь и милость Божию.

О смиренномудрии и терпении

Бог попускает человеку претерпевать различные испытания, болезни, вред и многое другое, клевету со стороны окружающих нас людей, оскорбления, несправедливости. Мы должны принимать их терпеливо, без расстройства, как благословение Божие. Когда кто-нибудь поступает с нами несправедливо, мы должны радоваться и считать того, кто несправедлив по отношению к нам, своим великим благодетелем.

Только смирением можно прийти в себя и спастись. Только смирение спасает.

О помыслах

Если наш помысел утвержден в вере, никто не может его переменить...

Мы будем иметь благие помыслы тогда, когда все будем видеть чистым. Чистое сердце и чистые благие помыслы приносят душевное здоровье. Плохой помысел препятствует Божественной благодати.

Те, кто имеет добрые помыслы, и думают и видят хорошее...

Доброе начало семейной жизни

Чтобы правильно начать семейную жизнь, прежде всего нужно найти хорошую девушку, которая придется по сердцу, потому что сердце каждого располагается к людям по-своему. Нужно смотреть не на то, чтобы невеста была богата и красива, а прежде всего на то, чтобы она была проста и смиренна. То есть наше внимание надо обратить на внутреннюю красоту будущей невесты. Если девушка - человек надежный, если она наделена мужеством - но не больше, чем оно необходимо женскому характеру,- это очень поможет будущему супругу во всех трудностях приходить с ней к полному взаимопониманию и не мучиться головной болью. Если же у нее есть еще и страх Божий, есть смирение, то они могут, взявшись за руки, перейти на противоположный берег злой реки этого мира.

Если молодой человек всерьез смотрит на какую-то девушку как на свою будущую невесту, то, я думаю, ему лучше через кого-то из своих близких известить об этом родителей девушки. Затем ему нужно лично побеседовать с родителями девушки и с ней самой о своем намерении. Если жених и невеста с любочестием, изо всех сил постараются до свадьбы сохранить свое девство, то в таинстве брака, когда священник возложит на них венцы, они обильно примут благодать Божию. Потому что, как говорит святой Иоанн Златоуст, венцы таинства брака - это символ победы над наслаждением.

О воспитании детей

Многие родители, неправильно любя своих детей, причиняют им духовный вред. Например, мать по чрезмерной плотской любви к своему ребёнку, обнимая и целуя его, говорит: «Какой ты у меня чудный ребёнок», или: «Ты - самый лучший в мире мальчик» и т. п. От этого малыш весьма рано (в возрасте, когда не может ещё этого осознавать и возражать) усваивает высокое мнение о себе, что именно он самый лучший и умный. По этой причине он, естественно, не чувствует надобности в благодати Божией и не умеет просить Бога о помощи. Так с раннего детства в душе ребенка утверждается каменное самомнение, которое он никогда не сможет преодолеть и унесет с собой в гроб. Зло еще в том, что первые, кто страдает от этого высокомудрия, - это сами родители. Действительно, будут ли дети родителей спокойно сидеть и слушать наставления своих родителей, когда они уверены, что они - самые лучшие и сами всё знают? Поэтому родители должны быть очень внимательными к духовному развитию своих детей, ибо они несут ответственность не только за себя, но и за них.

Об осуждении

Никогда не будем осуждать. Когда мы видим кого-нибудь впадающим в грех, будем плакать и просить Бога его простить. Если мы судим ошибки других, значит, наше душевное зрение еще не очистилось. Помогающий своему ближнему получает помощь от Бога. Осуждающий своего ближнего с завистью и злобой имеет своим судьей Бога. Никого не будем осуждать. Всех будем считать святыми, и только самих себя - грешниками. Осуждение бывает не только словом, но и умом, и внутренним расположением сердца. Внутреннее расположение задает тон нашим мыслям и словам. Во всяком случае, для нас выгоднее быть сдержанными в своих суждениях, чтобы не впасть в осуждение; иными словами, будем избегать приближения к огню, иначе же мы либо обожжемся, либо закоптимся. Лучше всего осуждать всегда самих себя.

Давайте же поймем что мы - ничто.

О том, что было, мы с вами узнаем из книг или уроков истории. А вот будущие события, вызывающие неизменный интерес у публики, покрыты невидимой пеленой. Прорвать ее способен не каждый. Лишь некоторые ясновидцы имеют возможность подсмотреть основные тенденции будущего. Одним из самых прозорливых по праву считается Паисий Святогорец. Пророчества его пользуются популярностью, толкуются и пересказываются многими. В словах Старца много непонятного и странного. Хотя время все расставляет по местам. Невероятные пророчества Паисия Святогорца о России в некоторой части уже сбылись. Следовательно, есть повод ожидать и дальнейшего воплощения того прекрасного пути, который Старец отвел этой Великой Державе. Давайте подробно разберем, о чем говорил Паисий Святогорец, пророчества которого стали столь популярными в связи с агрессивным шагом Турции в отношении российского военного самолета.

Кто такой Паисий Святогорец?


Пророчество Паисия Святогорца о войне

Необходимо отметить, что Старца почитают и на родине - в Греции, и в других странах. Не особенно ему доверяют в Турции. И этому есть основания. Не нравятся туркам пророчества Паисия Святогорца о Третьей мировой войне. Говаривал Старец о том, что боевые действия развернутся на Среднем Востоке. Кстати, мы это наблюдаем на экранах телевизоров и компьютеров. Вот только действующие лица этого кровавого побоища пока еще не те. По словам Старца двести миллиона китайцев должны принять участие в сражениях. Придут они тогда, когда обмелеет Евфрат. Святой указывал слушателям на то, что признаки надвигающегося Армагеддона каждый сможет разглядеть. Он призывал поразмыслить. Ведь не может такая мощная река, как Евфрат, сама по себе обезводить. Чуда Господнего не случится. Все люди своими руками свершат. На то, что последняя битва близка, будут указывать строительные работы в верховьях реки. Перегородят ее плотиной, воды опадут. Тогда армия сможет без моста преодолеть препятствие. Китайцы дойдут до Иерусалима, и возьмет его. А на турецких просторах в битве сойдутся русские и европейцы. Не правда ли, провокация, в которой погибли летчики ВКС РФ, выглядит началом этих трагических событий, некоей точкой отсчета до начала страшной войны?


Пророчества Паисия Святогорца о России

Паломникам Старец часто говорил, что на горе Афон молятся о Руси, просят Господа о возрождении народа этой страны. Много бед пережили люди. И не только с потерей материального они связаны. Подобен народ экипажу корабля, выброшенного волнами на берег. Паникуют люди, разуверившись в Боге, не знают, откуда ждать помощи, так видел старец Паисий Святогорец. его связаны с осознанием верующими, живущими в стране, своего божественного предназначения. Вспомнят они, что такое быть настоящими православными, добрыми к миру и яростными с врагами. С этого момента начнется возражение Великой Державы. И весь мир возрадуется, а враги будут в ужасе. Но до этого момента много еще страшного придется пережить христианам. Будут на них гонения во всех землях. Евреи захватят власть и станут уничтожать православие. Целью их будет создание мира, в котором нет сострадания и истинной веры, утверждал старец Паисий Святогорец. Пророчества о России он произносил нечасто. Но был уверен, что Господь не оставит этот народ. Будет всегда помогать ему, ждать, пока люди не повернуться к вере, не поймут, что именно в ней их сила. И тогда встанет Русь за своих православных братьев - греков. В этот момент и Турция пойдет войной на родину Старца. Вот и наступит момент великого сражения. Всеми силами прислужники Антихриста будут стараться не допустить воссоединения православных, их укрепления, Да не выйдет у них ничего. Господь поможет детям своим возлюбленным победить тьму.

О развале СССР

Паломников и гостей удивляли некоторые высказывания Старца. Так, некий господин пытался узнать, что будет с СССР. А происходило это во времена Брежнева. Страна была сильной, уверенно смотрела в будущее. Однако Старец сказал этому господину, что вскоре распадется Союз. На удивленное возражение он ответил в смысле, что сам увидишь. А господин этот, надо отметит, был в то время уже не молодым человеком. Так и случилось. Старец же говорил, что таковое трагическое для народа событие является лишь испытанием перед великой битвой, в которой русские (имеются в виду люди всех национальностей) должны принять участие. Но до тех пор, пока они не вернутся к православной вере, нет у них шансов на победу.

О Константинополе

Ныне, как известно, этот ранее греческий город называется Стамбулом и является столицей Турции. О нем говорят пророчества Космы Этолийского и Паисия Святогорца. Вернее, первый высказал мысли по поводу возврата города под греческое знамя, а второй расшифровал их. Говорил Косма Этолийский о том, что придут времена, когда будет большая война. Тогда «горы спасут множество душ». Эти слова Старец расшифровал таким советом: когда корабли войдут в Средиземное море, нужно всем женщинам с детьми уходить из города. Это будет означать скорое кровопролитие. А военным следует указывать, где именно город расположен. Греки не успеют принять участие в битве. Но войдут в Константинополь победителями. Такие в мировой политике сложатся обстоятельства, что русские не смогут оставить город себе, решат, что лучше передать его в другие руки. Тут и вспомнят о греках. И вернется славный город опять под родные знамена. Турцию же ждет распад. Незавидна, по словам Старца, участь этого народа. Треть турок станут православными, остальные погибнут или переселятся в Месопотамию. Не будет более такого государства на карте. Таково пророчество Паисия Святогорца. О последних временах он говорил, что знаки будут явственные, мы все их увидим. Как разрушат так следует готовиться к великим сражениям. Стоит она на месте, где некогда был Еврейский народ мечтает возродить его, ибо только он является настоящим Домом Господа для них. А для этого необходимо мечеть стереть с лица земли. Вот этим и займутся приверженцы Антихриста. Разрушение же мечети Омара является признаком последних времен.


О духовном и материальном

Многие пророчества Святого Паисия Святогорца касались жизни обычных людей. Он говорил, что верить нужно Господу свято, несмотря ни на какие испытания. А их еще множество видел Старец впереди у православных. В сложные времена, когда Антихрист почти возобладает над миром, только вера спасет людей. Не сумеют демоны преодолеть этот последний форпост света в душах. Современному человеку эти слова могут показаться странными, а сила веры - незначительно, однако, ошибется он. Когда читаете пророчество Паисия Святогорца о последних временах, помните, что никто не уйдет от ответа. Каждому придется выбрать, на какой стороне сражаться. Те, кто силы тьмы поддержит, склонится перед Золотым тельцом, падет. Свет в душах этих людей померкнет, и пламя Ада их поглотит. А верующих ничего не заденет. Они находятся под защитой Господа, и являются его воинами. Всякому человеку придется выбрать. Нейтралитет, как нынче говорят, держать не получится. Последняя битва станет противостоянием пламени душ, стоящих по разные стороны добра и зла. Пророчества Паисия Святогорца об антихристе говорят о том, что трудно будет людям сопротивляться воле его. Хитростью он станет покорять сердца. Только настоящее, пламенное доверие Иисусу Христу, следование Его заповедям, убережет от власти антихриста.

Возрождение через испытания

Люди во все времена стремятся к спокойной благополучной жизни. В этом нет греха. Но судьба человечества такова, что в Царствие Божие могут войти лишь те, кто не предаст Господа. И у всякого будет собственный «фронт». В душах война уже идет. Антихрист старается переманить на свою сторону людей. Если поразмыслить, то и сами это увидите. Нам непрерывно внушают чужие цели, неестественные желания и мечты. Разве можно человеку устоять перед «золотым тельцом», когда все вокруг считают обладание богатства - истинным счастьем? Так действует антихрист. Ему нужно вытравить из душ человеческих мысли о православии и Боге. Тогда он станет владельцем нашего мира. Но земля уже будет другой, жестокой и кровожадной. А разве нынче мы не видим в ИГИЛ (запрещенная в РФ организация) признаки дьявольской идеологии? Кровь льется рекой, люди умирают без суда и следствия. О таком мире разве мечтают те, кто является творением Господа? Но битва уже идет. Она, повторимся, в душах людей. А на какую сторону встанете вы?


Разве стоит богатство потери души?

Нынче люди ищут пророчества Паисия Святогорца о деньгах. Думают, что Старец курсы валют предсказывал? Нет, конечно. Он глубже на суть мира смотрел, верил в человечество. Он старался нести людям свет и доброту. Именно эти качества являются основой нового, возрожденного мира. В нем не будет поклонения деньгам. Да и сами они утратят такое значение, каким обладают нынче. Когда антихриста победят, мы станем по-иному думать, мечтать и действовать. Не останется на земле людей, для которых злато будет ценностью. На самом деле, разве в нем смысл нашего существования? Говорят, в его количестве. Но это всего лишь шутка. Людям надобно понимать, что приходят они в этот мир творить, помогать Господу совершенствовать планету. А для этого нужно в душу заглянуть, увидеть там способности. Именно таковым видел Старец наше общее будущее.


Про русского царя

Интересно, то многие пророки возрождение России связывали с И Старец Паисий говорил, что царь вернется. Он описывал свое видение о выброшенном на берег корабле. Это была Россия. В трюме и на палубах фрегата народ паникует, в глазах страх и отсутствие надежды. И тут, как говорил Старец, увидели люди, что прямо по волнам к ним мчится всадник. Это царь православный, Господом народу определенный. И под его руководством корабль возвращается на гладь морскую, благополучно встает на курс нужный. Вот так описывал возрождение России Паисий Святогорец. Его пророчества, кстати, перекликаются с мыслями других ясновидцев. Воплотятся ли они в жизнь, мы (или наши потомки) увидим. Ведь по всем признакам конец времен близок. И не стоит этого бояться. Нужно следовать советам Старца, верить Господу и он защитит.

Заключение

Знаете, люди часто увлекаются всякого рода пророчествами и предсказаниями. Одни их критикуют, другие - свято верят. Воплотятся ли в жизнь события, описанные Старцем, по-видимому, зависит от тех людей, что живут на земле. Разве не так? И не последней битвы нужно ждать, начитавшись комментариев. Старец все это говорил с одной целью - предупредить о происках антихриста людей. Каждому надобно не оружие покупать или бомбоубежище копать, а строить Храм Господень в душе. Паисий Святогорец не уставал предупреждать, что спасутся верующие и только они! Именно в этом главный смысл его пророчеств. Падет ли Константинополь, перейдут ли китайцы Евфрат, решат те, кто станет рядом с Господом против войска антихриста. Разве не так?

Паисий Святогорец родился 25 июля 1924 года, в селении Фарасы, в многодетной семье. Его отец, Продромос Эзнепидис, был человеком верующим. В обыденной жизни он занимался крестьянскою деятельностью, плавкой железа. По складу характера Продромос отличался отвагой, патриотизмом и справедивостью. Мать Паисия, Евлогия, глубоко верующая, трудолюбивая женщина, происходила из рода Франгопулосов и состояла в родстве с ныне прославленным Арсением Каппадокийским.

При Крещении родители хотели назвать сына в честь деда, но преподобный Арсений, прозрев его будущую жизнь и желая дать ему свое благословение, настоял на имени Арсений.

Ввиду притеснения православных со стороны турецких мусульман и по причине обмена населением между Турцией и Грецией семья Арсения (Паисия) вместе с единоплеменниками вынуждена была отправиться в эмиграцию. По прибытии в Грецию переселенцы какое-то время ютились в порту Пирея, затем — в крепости острова Керкира. Здесь умер и был погребен преподобный Арсений. Наконец, беженцы добрались до города Коницы, где и осели.

С детства Арсений (Паисий) мечтал стать монахом, приобщался к молитвенному деланию, учился смиренномудрию и воздержанию. Родители часто рассказывали ему о преподобном Арсении, чьё имя он носил от Крещения, и кого потом сам Арсений ставил в пример.

Научившись грамоте, Арсений часто читал Священное Писание и Жития Святых. Рассказывают, что иногда, возвращаясь из школы, он сходу брался за эти священные пособия, забыв про еду. Случалось, что его старший брат, видя чрезмерную, как ему казалось, увлечённость Арсения, прятал книги, но Арсений проявлял удивительную настойчивость: доходило до того, что он убегал читать в лес. Уже тогда он пытался использовать опыт святых в своей практике.

Начальную школу он закончил неплохо, однако дальше учиться не стал; в его селении не было гимназии. Подражая Христу, как известно воспитывавшемуся, в доме плотника, Арсений стал учиться плотницкому ремеслу. Одно время он работал с наставником, а впоследствии организовал собственную столярную мастерскую. Помимо предметов домашнего быта, он мастерил вещи церковного употребления и гробы. За последние он не брал платы, выражая своё сострадание и проникаясь болью тяжёлых утрат.

Утверждают, что в пятнадцатилетнем возрасте Арсений удостоился чудесного явления Спасителя, что ещё больше утвердило его в ревности о Господе и благочестии. Вскоре он обратился в епархиальное управление с просьбой о вступлении в монашество, но беседовавший с ним представитель ответил, что ему необходимо подрасти.

Во время Гражданской войны коммунисты заточили было Арсения в тюрьму, но впоследствии, разобравшись, освободили. В виду участия братьев в войне, Арсений вынужден был взвалить на себя бремя крестьянских работ, став помощником и опорой для матери. Мысль о вступлении в монашество пришлось отложить.

Воинская служба

В 1945 году Арсений был призван в Армию, получил воинскую специальность радиста. Подразделение, в котором служил будущий Святогорец, участвовало в боевых действиях. Арсению не раз приходилось испытывать смертельную опасность и трудности, но он не унывал, а уповал — на Бога. И Бог не оставил его.

Однажды на стрельбище Арсений стал свидетелем необыкновенного свечения, невидимого для других. Оно исходило из оврага. Позже он выяснил: на том месте расстреливали осужденных, среди которых, вероятно, были и невиновные. Промыслом Божьим Арсений был избавлен от участия в этих расстрелах.

Жизнь на Афоне

В 1950 году, после возвращения со службы и непродолжительного пребывания в Конице, Арсений отправился на Святую Гору. Он желал найти старца, который бы взял его в послушание. Однако поиски не привели к искомому результату. К тому же Арсений получил весть от отца о возникших трудностях. И он решил отправиться домой.

Вернувшись с Афона, Арсений занялся плотницким ремеслом. Из заработанных средств он уделял родным и жертвовал беднякам. Кому-то безвозмездно делал окна и двери. Несмотря на профессиональную деятельность, требующую сил, Арсений постился, по ночам предавался молитвам и совершал поклоны, спал же он прямо на полу.

В марте 1953 года, следуя призванию, Арсений принял окончательное решение оставить суету мира и посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Раздав сбережения нищим, он вновь отправился на Афон. Поначалу его выбор остановился на монастыре Констамонит, однако ко времени его прибытия на место на стороне южного побережья разыгрался шторм. Признав это за действие Божьего Провидения, он сел на судно, маршрут которого пролегал вдоль северной стороны, и вышел к монастырю Эсфигмен. Монастырь отличался строгим порядком. Здесь было у кого учиться, и от кого перенимать духовный опыт.

Первое время Арсений исполнял послушание в трапезной и пекарне, затем — в столярке. Ещё одной зоной ответственности было два храма, находившихся вне пределов монастыря. Там он поддерживал чистоту и зажигал лампады.

Как ни тяжело было послушание, с завершением трудового дня, ночью, Арсений молился и славословил Творца. Постепенно, под контролем игумена, к одним своим подвигам он прибавлял другие. В церкви старался не садиться, зимой, в келье, обходился в без печки, а на улице — без теплых одежд. Спал на кирпичах или каменных плитах.

Как и многие прославленные подвижники, Арсений не избежал диавольских приражений и козней. Одно время изобретатель греха смущал его разогревом воспоминаний и переживаний за родных, являл их во сне то больными, то умершими. Затем он являлся Арсению в чувственном виде, желая его устрашить, разговаривал с ним. При помощи Божьей, Арсений преодолевал его коварство, обходил сети и западни.

Начало монашеского пути

27 марта 1954 года Арсений, пройдя испытания, был пострижен в монашество. С тех пор он стал носить имя «Аверкий».

Однажды, находясь в алтаре и наблюдая за священником, совершавшим Проскомидию, он увидел, как Агнец на дискосе трепещет, будто ягненок.

В другой раз, ночью, во время молитвы, он ощутил, будто что-то нисходит на него сверху и омывает его. Аверкий исполнился слезами радости. Это было действие благодати.

В послушании у старца

Со временем в Аверкии больше и больше зрело стремление к безмолвной, уединённой жизни. И вот, однажды он испросил благословение на уход из обители. Отправившись после этого в Иверский монастырь, он приложился к иконе Божьей Матери и ощутил какую-то особую нежность. Из этого Аверкий заключил, что его уход соответствует Божьему произволению.

Будучи наслышан о добродетелях старца иеромонаха Кирилла, подвизавшегося в Култумушском скиту, Аверкий пришёл к нему и попросился в послушники. Старец дал согласие. Помимо общих для христиан добродетелей, он обладал даром прозорливости и даром изгнания бесов. Аверкий относился к нему с глубоким уважением и думал остаться при нём навсегда. Но диавол стал строить новые козни.

В какой-то момент, несмотря на то, что Аверкий ушёл из обители не по личному произволу, а по благословению игумена, антипросоп монастыря затребовал его возвращения. Обитель нуждалась в нём как хорошем в плотнике и антипросоп использовал угрозу: если Аверкий не возвратится, то будет изгнан со Святой Горы.

Поступление в монастырь Филофей

В особножительном монастыре Филофей подвизался тогда дальний родственник Аверкия, иеромонах Симеон. В своё время он знал преподобного Арсения Каппадакийского. Имея это в виду, старец Кирилл посоветовал Аверкию перейти в эту обитель и встать под покровительство отца Симеона, что и было исполнено.

Согласно архивному свидетельству, Аверкий поступил в него 12 марта 1956 года. Подвизаясь в Филофее, он имел возможность посещать старца Кирилла и получать от него душеполезные разъяснения по насущным вопросам. Бывало, что старец, заранее прозрев время прихода Аверкия и содержание интересующей его темы, вместо словесного ответа указывал на уже отмеченный им в книге фрагмент.

В монастыре Филофей Аверкий имел послушание трапезника и келаря. Затем он был назначен старшим в столярку. Помимо этого трудился в пекарне. Однажды, увидев, как один из старцев запирает дрова, Аверкий опечалился, и попросил его больше так не поступать, сказав, что и сам готов носить дрова для него и для прочих братий, лишь бы никто не брал чужого. Свою же келью он традиционно не топил.

Однажды диавол хотел уловить Аверкия через гордость, на что он, уразумев сатанинский подвох, тут же зажег свечу и стал молиться. Затем, исповедуясь, он рассказал о произошедшем духовнику. После беседы с духовником он внимательно проанализировал свои помыслы и понял, что иногда и действительно уклоняется в мнение о значительности своих дел.

Время от времени диавол старался внушить ему хульные помыслы о святых. А один раз, во время Божественной Литургии, он явился ему в образе чудища с пёсьей головой, и, раздосадованный тем, что Аверкий пел тогда «Святый Боже», погрозил ему своей поганой лапой.

К лету 1956 года здоровье Аверкия пошатнулось и монастырские старцы отправили его в Коницу, на лечение. Добравшись до места, он не захотел жить в родительском доме, ввиду строго и внимательного отношения к взятому монашескому обету, и остановился в церкви святой Варвары. Вскоре, по приглашению давней знакомой, он переселился к ней в дом. Периодически его посещал лечащий врач, а родная сестра приходила ставить уколы. По завершении курса лечения, Аверкий вернулся в Филофей.

3 марта 1957 состоялся постриг Аверкия в мантию. Тогда же он получил новое имя «Паисий», в честь Паисия II, митрополита Кесарийского.

На протяжении своего пребывания в Филофее Паисий много думал о безмолвии. Но все попытки удалиться в пустыню не имели успешного разрешения.

Случилось, он условился с лодочником, что тот перевезёт его на пустынный остров, однако к назначенному сроку лодочник не появился. В другой раз Паисий предполагал стать послушником старца Петра, но вскоре старец скончался.

А однажды он договорился с филофеевским монахом, отцом Ф., идти ради безмолвия на Катунаки. Их обоих остановило Божье вмешательство. Отцу Ф. приснился сон: они бежали по крыше монастыря, но перед тем, как должны были спрыгнуть, Жена, облаченная в черное, удержала их за одежду, сказав, что внизу — пропасть, и если они спрыгнут — разобьются. Паисию же было ниспослано особое откровение. Когда он пребывал в своей келье и молился, у него неожиданно отказали ноги и руки. Какая-то невидимая сила сковала его так, что он совершенно не мог шевелиться. Пробыв в таком состоянии около двух часов, он, вдруг, увидел Катунаки, а с другой стороны — обитель Стомион в Конице. Когда он направил взгляд на Катунаки, услышал голос Пресвятой Богородицы, запрещавший идти на Катунаки и повелевающий отправляться в монастырь Стомион. Когда Паисий заметил, что он просил пустыни, а Она посылает его в мир, то вновь услышал, что должен отправиться в Коницу. Потом он разрешился от таинственных уз, и его сердце исполнилось благодатью. Когда Паисий рассказал об этом духовнику, тот, посоветовав никому не рассказывать о случившемся, благословил его оставить Святую Гору и ехать в Коницу.

Монастырь Стомион

В 1958 году Паисий, во исполнение Божественной воли, оказался в сгоревшем монастыре Стомион. Ни денежных средств, ни материалов, необходимых для восстановления обители, Паисий не имел. Христиане обрадовались появлению подвижника и готовы были оказывать ему посильную помощь.

Владыка благословил отца Паисия ездить по окрестным селениям с мощами святых и собирать пожертвования. Некоторые люди жертвовали по тарелке пшеницы, однако Паисий не приберегал её для продажи, а отдавал священникам, чтобы те раздавали её нуждающимся.

Ходатайством Пресвятой Богородицы нашлись люди, которые способствовали восстановлению монастыри денежными средствами, строительными и отделочными материалами, транспортом, личным трудом.

Помимо строительных работ Паисий прилагал много усилий в деле нравственного воспитания населения, отучал от разгульных пирушек и плясок, которые прежде устраивались возле монастыря. Рассказывают, что справа от входа он выкопал могилу и водрузил над ней крест, а потом зажигал там лампаду и кадил.

В какое-то время в Конице активизировались сектанты — евангелисты. Они настолько умело пропагандировали свою веру, что число их последователей неуклонно росло. В ответ Паисий составил письменное разоблачение и подвесил его к монастырским дверям. Кроме того, он неоднократно беседовал со слушателями еретических проповедей и своими ревностными увещеваниями отклонял их от опасности приобщения к секте.

Наряду с заботой о духовно-нравственном состоянии людей, отец Паисий проявлял заботу о материальной поддержке бедняков. По договоренности с властями, он установил в разных кварталах Коницы специальные благотворительные копилки, назначил ответственных за сбор и создал попечительский совет, распоряжавшийся распределением средств. Для ухода за стариками он направлял добровольцев. Сдавая в аренду беднякам монастырские земли, он не требовал за неё денег, а лишь просил, чтобы в случае хорошего урожая уделили монастырю столько, сколько сочтут необходимым.

Стараниями отца Паисия в Коницу были перенесены мощи преподобного Арсения Каппадокийского. Для этого он ездил на Керкиру, участвовал в обретении мощей и лично омывал их вином и водой.

К сожалению, не все относились к Паисию с пониманием. Кому-то не нравилось, что он запрещал неуместные развлечения, а кто-то заглядывался на монастырские владения. Нашлись и такие, которые требовали изгнать Паисия. Тогда он уехал на Святую гору, но жители стали просить его вернуться. Он и вернулся, а в 1961 году вновь отправился на Афон, затем вновь возратился.

Через какое-то время, вступив в переписку с Синайским архиепископом Порфирием и получив от владыки благословение жить на Синае, Паисий переселился на Синайскую Гору. Шел 1962-й год.

Жизнь пустынника на Синайской Горе

Рассказывают, что в первое время по прибытии Паисия на Синайскую Гору, там стояла тяжёлая засуха. Когда монастырь стал готовить к отправке за водой караван из верблюдов, старец попросил не отправлять его в этот день. Ночью он предался молитве, и пошёл дождь.

Какое-то время отец Паисий участвовал в столярных работах, связанных с реставрацией икон. Затем, испросив благословение на уединенную жизнь в пустыне, он поселился в келье святых Галактиона и Епистимии. Недалеко от этого места был небольшой родник. Воды было мало, но старец делился с животными и птицами.

По воскресеньям, а иногда реже он посещал монастырь: причащался, помогал петь и читать, принимал участие в монастырских работах, наставлял обращавшихся к нему за советами.

Диавол не оставлял Паисия и здесь. Однажды, когда он потряхивал старый будильник, диавол стал внушать ему мысль, что если бы он был женат, то качал бы не будильник, а ребёнка. Старец тут же его зашвырнул.

К 1964 году здоровье Паисия сильно ухудшилось. Как ни жаль было расставаться с любимой пустыней, Паисий вынужден был возвратиться на Афон.

Ухудшение здоровья

Вернувшись на Святую Гору, отец Паисий поселился в Иверском скиту. Он охотно помогал окружавшей его братии, а по возможности предавался безмолвному уединению, занимался молитвенным деланием и богомыслием.

Между тем болезнь прогрессировала. Оказалось, что диагноз, поставленный в прошлые годы, был неправильным. Тогда как Паисия лечили от туберкулеза, в действительности его мучил бронхоэктаз. В 1966 году ему сделали операцию, удалив почти всё левое легкое.

Помимо аскетических подвигов, он занимался резьбой. Часть изделий продавал, обеспечивая себе скромное пропитание; большую же часть раздавал.

Когда Священный Кинот поручил иеромонахам Василию и Григорию, насельникам Иверскиго скита, преобразовать жизнь монастыря Ставроникита, они обратились к Паисию за советом. Он поддержал это решение и пообещал помочь. 12 августа 1968 года Паисий перебрался в Сатвроникитский монастырь.

10 сентября 1968 года отошел ко Господу старец Тихон. Перед смертью он высказал Паисию желание, чтобы тот стал его преемником по келье. Сам Паисий считал это большим благословением. Оказав посильную помощь братиям Ставроникитской обители, он перешел в каливу Честного Креста.

21 февраля 1971 года Паисий удостоился явления преподобного Арсения Каппадокийского. В это время он читал рукописное, составленное им Житие святого Арсения. Тот ласково погладил Паисия по голове. Впоследствии описание увиденного в этом явлении облика преподобного Арсения, а также написанный Паисием рисунок легли в основу его иконографического образа.

В 1972 году Паисий сподобился посетить место своего рождения, Фарасы. А в 1977 году, по приглашению Православной Церкви в Австралии, он посетил эту страну, совместно с отцом Василием, игуменом обители Ставроникита.

Сообщают, что однажды старец стал очевидцем явления Господа Иисуса Христа. Он узрел Его в сиянии света.

Келья «Панагуда». Последние годы жизни святого Паисия

Пробыв в каливе Честного Креста приблизительно одиннадцать лет, старец Паисий переселился в келью «Панагуда». Эта келья менее других удовлетворяла условиям уединенной жизни, но зато более других соответствовала удобству паломников, искавших у старца духовной поддержки и утешения. Келья была очень ветхой и нуждалась в ремонте. Отец Паисий приложил немало усердия, чтобы привести её в подобающий вид.

В 1982 году отец Паисий посетил Иерусалим. А после Иерусалима отправился на Синай, в монастырь святой Екатерины. Пробыв там непродолжительное время, он вернулся на Афонскую Гору.

Последнее время старца мучила боль. Он чутко реагировал на холод и уже с сентября начинал отапливать келью. Телесные силы иссякали.

22 октября 1993 года отец Паисий покинул территорию Святой Горы и направился в монастырь Суроти. На Афонскую Гору он больше не вернулся. В Суроти ему сделалось плохо и он был доставлен в больницу. Там обнаружилось, что у него — рак. 4 февраля 1994 года сделали операцию, затем ещё одну.

Отец Паисий хотел было отправиться на Афон и там завершить земной путь, но этому препятствовало ухудшение его состояния. Он решил остаться в Суроти. 11 июля Паисий причастился Святых Христовых Тайн. 12 июля 1994 года сердце подвижника остановилось.

13 января 2015 года, Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно определил причислить Старца Паисия Святогорца к лику святых Православной Церкви.

Тропарь преподобному Паисию Святогорцу

Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя-́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и уте-ше́-ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́-ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

Кондак преподобному Паисию Святогорцу

Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:

А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Преподобный Паисий Святогорец почитается в Греции, как в России преподобный . Старца Паисия Святогорца широко почитают в России. В январе 2015 года состоялось прославление в лике святых преподобного Паисия Святогорца.

Старец Паисий, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, 25 июля 1924 года. Его отца звали Продромос. Он был благочестивым человеком и патриотом, из-за чего его семья подвергалась опасности от турецких фанатиков-мусульман. Мать старца звали Евлампией. В их семье, кроме маленького Арсения, было еще девять детей. Через две недели после рождения Арсения, фарасийские греки бежать из Турции, чтобы спастись от турецких гонений. Перед отъездом в Грецию, святой Арсений Каппадокийский окрестил мальчика и дал ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха».

В сентябре 1924 года, корабль с беженцами подошел к берегам Греции и измученные люди, наконец, обрели новую родину и безопасность. Малыш Арсений рос, имея большую любовь ко Христу и Богородице, и очень хотел стать монахом. Он постоянно ходил в лес, где молился, держа деревянный крест, сделанный своими руками. Детство старца прошло в г. Конице. Здесь он успешно окончил школу и работал до службы в армии плотником. В 1945 году Арсения призвали в армию, где он отличился благонравием и мужеством.

После армии Арсений сразу ушел на Святую Гору Афон. В 1950 году он стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш († 1968). Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений и принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Новый монах нес любые послушания, а, выполнив свои, помогал и другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы это не заметили окружающие, любил читать жития святых.


Преподобный кормит с руки маленькую птицу

В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешел в обитель «Филофей» и стал там учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте о. Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии.

В 1958 году из Стомио Коницкой его просили придти помочь остановить распространение протестантов. Старец, получив внутреннее «извещение» воли Божией, пошел и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио. Там он, с помощью благодати Божией, помог тысячам душ и оттуда отправился в 1962 году, по каким-то духовным причинам, на Синай. Старец много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал ее бедуинам, которые его очень любили. В 1964 году Старец вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году Старец заболел и ему отняли большую часть легких.

С мая 1978 года о. Паисий поселился в келии Панагуда святой обители Кутлумуш. Сюда к Старцу потянулись тысячи людей. Ежедневно, от восхода до заката он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Для всей Греции Старец стал духовным магнитом, вытягивающим скорбь болезнующих людей. Принимая тяготы притекающих людей, Старец мало-помалу, стал изнемогать телесно. К 1993 году состояние Старца стало очень тяжелым.

В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Здоровье его катастрофически ухудшилось. 12 июля 1994 года Старец предал свою преподобную душу Господу. Старец почил и был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской и место его погребения стало святыней для всего православного мира.


Могила старца Паисия Святогорца (1924-1994)

Вот заключительные слова самого старца Паисия: «…я монах Паисий, рассмотрев свою жизнь увидел, что я преступил все заповеди Господа, что я совершил все грехи. И не имеет значения, если некоторые из этих грехов я совершил в меньшей степени, потому что у меня совсем нет смягчающих вину обстоятельств, поскольку Господь оказал мне великие благодеяния. Молитесь, чтобы меня помиловал Христос. Простите меня, и да будут прощены мной все те, кто считает, что чем-то меня огорчили... Очень благодарен и снова прошу молитесь».

Молитва преподобному Паисию Святогорцу

О, святый преподобне и богоносне отче наш Паисие, возлюбленный наш покровителю и богомудрый наставниче, по лествице добродетелей возшедый от бытия земнаго в Царствие Небесное и получивый благодать предстательствовати за ны пред Троном Всемилосерднаго Господа нашего; сице молим тя: отврати нас от пути грехов наши и научи нас Господеви приноситисовершенныя плоды покаяния и обновления во Христе душ наших.

Отче святый, во дни земнаго жития твоего многия тяжкия болезни и недузи неизцельныя уврачевавый, души от греха и скорбей страждующия исцеливый; ныне же предстоя пред Богом, преклони Его милосердие к нам, да твоего предстательства ради исцелит и нас, с любовию чтущих святую память твою, и дарует нам крепость в искушениих, мужество в борьбе с духом злобы, ищущим вечней погибели нашей, да дарует нам прощение всех наших грехов, иже от юности нашея до настоящего дня мыслию, словом и делом сотворихом, да научит нас, что подобает нам творити, дабы выну Ему служити, яко подобает ближним нашим с любовию и смирением служити.

Ей, отче святый, настави нас, по примеру святаго жития твоего, любви и самопожертвования исполненнаго, отвергшись пут греховнаго жития, взыти к Небесным чертогам, идеже восхвалим Всемилосерднаго Триипостаснаго Господа нашего во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Паисию Святогорцу

Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и утеше́ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

Кондак преподобному Паисию Святогорцу

Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:

А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Христианский мир невозможно представить без мудрых старцев и провидцев, ставших проповедниками православия, наглядным подтверждением величия веры в Иисуса Христа. Большинство жили в далекие темные времена, и нам довелось лишь читать их житие да воспоминания очевидцев. Но и двадцатый век подарил миру немало благочестивых служителей церкви. Святой старец Паисий Святогорец прошел поистине достойный путь и оказал большое духовное влияние на людей, а его предсказания о мире и войне до сих пор волнуют общественность.

Биография

Арсений Езнепидис (таково его мирское имя) родился в 1914 г. в Малой Азии, в то время эта территория являлась предметом споров Греции и Турции. Через несколько месяцев семья была вынуждена уехать из-за преследований мусульман-фанатиков и найти приют в греческом городе Конице.

Паисий Святогорец, старец, провидец и служитель Афона, уже с детства был предопределен Богу. Близкий друг семьи святой Арсений Каппадокийский еще до бегства Езнепидисов из Турции предсказал мальчику монашеское будущее и крестил его своим именем: "Пусть после меня монах останется". Его родители чтили все церковные традиции и воспитывали детей в христианской вере.

Арсений с детства ощутил в себе любовь к Богу и решил посвятить свой путь на земле служению его заветам. Однако перед уходом из мирской жизни успел получить профессию плотника и послужить своей стране. В армии он работал радистом и непосредственно участвовал в боях, эти трудности закрепили в молодом человеке веру в Господа и его ученье.

Особенная личность

Жизнь старца Паисия Святогорца не сразу дала возможность заняться тем, к чему так страстно стремилась душа с ранних лет. После возвращения со службы он пытается сразу уйти в монастырь, но в первое посещение Афона не удается отыскать наставника, и юноша возвращается домой, чтобы помочь отцу и сестрам. Арсений занимается плотницким делом, мастерит двери, различную утварь и многие работы проводит бесплатно, помогая бедным и нуждающимся.

Наконец, он понимает, что жизнь невозможна без Господа, и в 1950 году окончательно решает распрощаться со всем мирским. Для служения Богу юноша выбрал одно из самых священных мест для христиан, охраняемых Пресвятой Богородицей монастырь, где служили афонские старцы. Паисий Святогорец становится послушником духовника Кирилла, учится у него смирению и порабощению плоти. Все члены братии в монастыре трудились целый день, а ночи посвящали молитвам, он прошел все положенные испытания и был пострижен в рясофор под именем Аврикий.


Продолжить свое духовное совершенствование он решает в обители Фелофей, где жил иеромонах Симеон. Тот когда-то давно знал его святого крестного Аверкия, и молодой схимник был с радостью встречен монахами. Здесь он продолжает свое послушание, в том числе и в столярной мастерской, чем сыскал любовь и уважение всей братии. Несмотря на ухудшившееся здоровье, Аврикий не прекращает работать и молиться, и вскоре отец Симеон самолично постриг его в монахи.

Благотворительная деятельность

Паисий Святогорец, старец Афонский, начинает свой праведный путь со сложной миссионерской задачи. Его призвали в сгоревший монастырь Стомион, где христиан притесняли протестанты. Здесь почтенный отец занимается восстановлением святого места и благотворительностью, люди сразу поняли, что он настоящий святой, и потянулись в храм. Бедные несли зерно, кто побогаче - строительные материалы, помогали с перевозками. Много усилий Паисий Святогорец отдавал на воспитание нравственности среди населения, проповедовал благообразную жизнь.

Позже он решил организовать сбор средств более продуманно и учредил специальные места подаяний, а также создал попечительский совет, который распределял деньги между нуждающимися людьми. Не всех устраивала миссионерская деятельность отца Паисия, ему старались вредить сектанты, с которыми монах вел борьбу путем агитационных листов и проповедей. Невзлюбили его и некоторые собственники, обвиняющие его в присвоение монастырских земель. Но все это оставалось в стороне от святого отца, он жил и работал согласно божьему закону и не обращал внимания на человеческие склоки.

Жизнь в пустыни

Со временем отец Паисий все больше ощущает потребность в уединении и отрешенности от мира. Сам он называл себя радистом Церкви, устанавливающим молитвами связь с Богом, которому иногда необходимо совершать свой контакт со Всевышним в полном одиночестве. Он никогда не преставал думать о пустыни и грядущем уединении, но Господь никак не отпускал его в этот путь.


Он долго готовил себя к аскетичной жизни и, по воспоминаниям людей, мог не есть несколько дней, тренируя организм и дух. Наконец, получив благословение на безмолвие, монах поселился близ пещеры Святого Галактиона. Позже он рассказывал, что питался сухарями или рисом, пил воду, скопившуюся от дождя или росы, а из инструментов и одежды были лишь ложка, баночка и майка для сна.

Это место хранило воспоминания о многих аскетических подвигах святых отшельников. Раз в неделю он спускался в монастырь на службу и для помощи братии, отец Паисий работал так же, как и все, плотничал и наставлял молодых послушников, а вечером опять уходил в свою пустынь.

Наследие

Но здоровье его заметно ухудшалось, и в 1962 году Паисий Святогорец, старец Афонский, возвращается в монастырь. Здесь он продолжает подвижническую деятельность, и даже после сложной операции, в результате которой было отнято почти все левое легкое, не прекращает активно участвовать в жизни монастыря и принимать паломников.

Благодаря удивительной открытости старца и его дару поучать и пророчествовать, у Паисия было множество духовных детей, почитателей - священников и простых людей, они оставили бесценные записи о жизни и деяниях святого. Вместе с его книгами мы сейчас можем составить для себя портрет этого благочестивого сподвижника.

В этих собраниях написаны все известные мысли афонского монаха: о поисках духовного мира с самим собой; о лжеучении, повествующем о переселении душ, святой отец называл такие мысли происками дьявола; об особом назначении человека: "Мы пришли в этот мир не для того, чтобы поудобнее устроиться".

Житие старца Паисия Святогорца, его духовное наследие потомкам составлено уже после 2015 года, дня его канонизации Православной Церковью. Один из духовных чад отца описал его становление как священнослужителя, трудности и опасности выбранного им пути, помощь людям и важные предсказания. Все его слова и пророчества на разные темы были собраны и изданы в шести томах. Его рассуждения касались проблемы упадка морали у современного человека, роли молитвы в духовном совершенствовании.

Святой отец получал много писем от страждущих, одна из самых распространенных проблем в них - это взаимоотношения между мужем и женой. Этой теме посвятил множество речей старец Паисий Святогорец. «Семейная жизнь» - это сборник его поучений супругам, здесь можно найти советы, как избавиться от эгоизма современного мира и попробовать увидеть любимого человека в новом свете.

В последние годы в российской прессе стали все больше появляться предсказания отца Паисия, произнесенные им еще полвека назад и получившие подтверждение только сейчас.

Пророчества о войнах

Старца часто спрашивали о его отношении к противостояниям религий в мире, кровопролитным событиям в Греции, Турции и других горячих точках. Монах сам в детстве и позже, будучи миссионером, ощутил весь ужас убийств по идеологическим соображениям, причину он видел в разрозненности народов, говорил, что путь к миру возможен только через единую религию - православие.


Старец Паисий Святогорец, пророчества которого стали неожиданно сбываться в последние несколько лет, предсказал Третью мировую войну. По его словам, началом послужат боевые действия на Среднем Востоке, долгие и беспощадные, в которых будет участвовать большинство стран, в том числе и Китай.

Предвидел он и роль России как государства, способного остановить войну и вернуть Константинополь (Стамбул) христианскому миру. Спасение для человечества он видел в объединение всех православных людей и провозглашении учения Христа.

Не признают деяний святого Паисия разве что только в Турции, ведь он предсказал этой стране скорую войну с Россией и последующее разделение на 5 или 6 частей. Старец не раз говорил, что мусульмане вынуждены будут уйти с захваченных много лет назад территорий, и Святой город вновь вернется в состав Греции.

Пророчества о РФ

Неслучайно так много слов сказал старец Паисий Святогорец о России, он видел особую миссию этой страны как последнего оплота православия во всем мире. Однажды он сказал пришедшему человеку, что Советский Союз вскоре перестанет существовать и вновь возродится вера во Христа. Много бед предсказано было нашей стране - и происки западных политиков, и разрушительные войны, но в конце концов монах видел возрождение новой сильной России.

Старец Паисий Святогорец, пророчества которого имели и нравоучительную цель, предупреждал русских о проблемах богословия в стране. В духовные лидеры приходят люди, движимые мирскими соображениями получения власти и руководства умами. Подмена истинных христианских норм и догматов может печально сказаться на будущем государства. Люди поддались советской пропаганде, десятилетиями очерняющей священнослужителей и саму Церковь.

Процветание Греции и России он видел в их объединении как духовном, так и политическом. Современным руководителям нового этапа возрождения нашей страны не мешало бы прочитать предсказания старца. Паисий Святогорец был не только провидцем, но и удивительно мудрым человеком, оставившим большое наследие наставлений, мыслей и высказываний.

О воспитание детей

Одной из подвижнических видов деятельности святого отца стала помощь молодым людям в создании правильной христианской семьи. Он указывал, что большинство проблем возникает из-за непонимания в кругу близких. Все начинается с выбора партнера, старец предостерегал девушек и юношей идти на поводу у плотских чувств, а искать спутника по любви и общему духу.

Особое внимание Паисий Святогорец уделял воспитанию детей: ребенок, по его словам, как губка, он впитывает все разговоры, видит пример отношений мамы и папы друг к другу и к нему, а позже переносит все эти знания уже в собственный дом.

Предостерегал старец некоторых матерей от чрезмерной плотской любви к своему ребенку, не нужно постоянно превозносить его таланты и добродетели, которых еще нет. Дитя станет эгоистом с убеждением, что только он самый умный и красивый.

Ребенка нужно растить с молитвой и в нравственных представлениях православного мира, не стоит проявлять излишнюю строгость, так же как и чрезмерную любовь. Во всем необходим баланс и взвешенность взглядов. Родители всегда должны найти время выслушать свое чадо и объяснить то, чего он не понимает, иначе малыш пойдет искать ответы на свои вопросы в другие места.

Участие в жизни страны

Многим заблудшим душам помог старец Паисий Святогорец. Слова его были направлены и к юным, и к пожилым, иногда встречался монах и с людьми, занимающими высокие должности, так как они своими действиями могут облагодетельствовать гораздо большее число страждущих.

Отец Паисий был истинным патриотом родной страны, когда-то молодым человеком сражался за нее и продолжал это делать и в монашеском сане. Он не проповедовал поднятия статуса Греции среди остальных стран, не желал роскоши и неги для жителей своего родного государства, его слова были направлены на пробуждение в согражданах истинной веры в Господа. Старец всегда говорил, что из-за упадка духа в обществе эллинов турки придут на их земли и пройдут по ним без всякого сопротивления.


Его помощь не ограничивалась только проповедями, старец Паисий внес большой вклад в сохранение государственности Греции, выступал против фальсификации истории и старался предупредить попытки соседних стран отобрать не принадлежащие им земли. С мнением отца Паисия считались даже в правительстве, так силен был его авторитет среди народа.

Фильмы о старце

Святая гора Афон, на которой монах прожил много лет, была благословлена самой Богородицей. На протяжении веков на небольшой скалистый полуостров приходят верующие со всего мира, чтобы проникнуться божественным духом этих мест. Священнослужители в монастырях Афона всегда имели особое влияние на мирян; так и Паисий Святогорец, старец, провидец двадцатого века, благодаря своим деяниям стал известен далеко за пределами родной Греции.

Многие люди были свидетелями его церковной и общественной деятельности, он умер в 1994 году, после продолжительной болезни, но духовные чада и просто неравнодушные успели записать и запечатлеть на пленку рассуждения о мире и Боге, которые высказывал сам старец Паисий Святогорец. Документальный фильм о его жизни, духовных и телесных подвигах, долгом пути к Богу и самопознанию включает шесть серий.

Режиссер цикла Александр Куприн постарался охватить все вехи становления святого подвижника Православной Церкви, от его рождения до канонизации. Картина включает как воспоминания друзей, близких и других людей, посещающих когда-то монаха, так и собственные записи и книги отца Паисия.

Канонизация

Святой старец стал самым известным афонским подвижником наших дней, его деятельность имела разный характер: он проповедовал соблюдение христианских традиций, любовь к Богу и человеку, но в то же время сам не ограничивался только лишь словами. Он восстанавливал храмы, организовывал учебные классы для молодежи, собирал пожертвования для нуждающихся, но главное - смог сплотить вокруг себя группу сподвижников.


Все эти деяния отца Паисия были отмечены Священным Синодом во главе со Вселенским патриархом. После изучения жизненного пути старца члены собрания высказали идею о его канонизации. Решение было принято в 2015 году единогласно и не вызвало ни у кого возражений. Был назначен день его памяти - 12 июля.

Заслуженное признание уже при жизни смог обрести старец Паисий Святогорец. Книги его повествуют о сотнях людей, кому святой отец помог в трудную минуту, о тех, кто благодаря ему обрел духовный покой.

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...